Когда принят закон республики узбекистан о противодействии коррупции

Обновлено: 02.07.2024

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

- мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

- хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

9 декабря 2020, 08:40

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

- мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

- хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

Реализация мер по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, основанной на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции.

Реализация мер по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, основанной на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции.

Принципиально новым этапом в определении системных механизмов в сфере противодействия коррупции стало присоединение Узбекистана к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года).

Продолжением последовательных мер в данной сфере явилось присоединение Узбекистана в 2010 году к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией (Стамбул, 10 сентября 2003 года), принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, являющейся универсальным международным документом в данной сфере, усматривается, что коррупцией является использование лицом своего должностного положения с целью получения выгоды для себя или третьих лиц.

В качестве коррупционных преступлений в вышеуказанной Конвенции определены дача и получение взятки, хищение путем растраты и присвоения, злоупотребление служебным положением, легализация преступных доходов, воспрепятствование осуществлению правосудия и ряд других составов, которые в значительной мере криминализованы уголовным законодательством Республики Узбекистан.

Так, борьба с коррупцией является одной из актуальных задач проводимых в республике реформ на пути построения правового демократического государства и формирования гражданского общества.

За годы независимости в стране создана основанная на Конституции развитая нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективное противодействие коррупции, ее негативному влиянию на слаженное функционирование органов государственного и хозяйственного управления, проведение демократических преобразований во всех сферах государственного и общественного строительства, сохранение стабильности и безопасности страны.

Принимаются последовательные меры по сокращению вмешательства государственных структур в деятельность частного предпринимательства, приведению их полномочий в соответствие с требованиями рыночной экономики – уменьшению роли государства в управлении экономическими процессами, сокращению монополии в оказании государственных услуг.

С целью совершенствования системы правовой защиты предпринимателей установлен судебный порядок применения мер правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства.

Вышеуказанные и целый ряд других организационно-правовых мер стали важным фактором в деле устранения излишних бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства и повышения эффективности борьбы с коррупцией в сфере экономики.

Одним из ключевых приоритетов демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы.

В целях укрепления независимости судебной власти, демократических принципов формирования резерва, прозрачности отбора и рекомендации кандидатур на должности судей, обеспечения стабильности и эффективности деятельности судейского корпуса в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2000 года создана Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.

Осуществлена специализация судов, суды освобождены от несвойственных им функций по исполнению судебных решений и возбуждению уголовных дел.

В целях принятия неотложных мер по коренному улучшению и совершенствованию системы, организационно-правовых механизмов отбора, подготовки кандидатов на должности судей, дальнейшего обеспечения подлинной независимости судебной власти, совершенствования организации деятельности Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судейпри Президенте Республики Узбекистан распоряжением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года утверждено новое Положение о данной Комиссии.

Реализован комплекс мер, направленных на обеспечение равенства прокурора и адвоката, состязательности и прозрачности на всех стадиях судопроизводства, повышение качества и оперативности осуществления правосудия.

В структуре Генеральной прокуратуры и других правоохранительных органов созданы и эффективно функционируют специализированные подразделения по противодействию коррупции, а также подразделения собственной безопасности.

Важным институциональным механизмом по борьбе с коррупцией стало создание Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, который на системной основе осуществляет комплекс мер, направленных на выявление, пресечение фактов легализации преступных доходов и других коррупционный правонарушений.

В связи с этим, 20 октября 2011 года Приказом министра юстиции была утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, на основе которой в практику было введено проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

Наделение органов юстиции полномочиями по проведению единой государственной политики в области нормотворчества, правоприменительной практики направлено на обеспечение законности в деятельности государственных органов и предупреждение коррупции.

На системной основе проводятся специальные исследования общественного мнения по вопросам коррупции, результаты которых используются в процессе совершенствования антикоррупционной политики.

Новым импульсом по совершенствованию институциональных механизмов предупреждения коррупции явилось принятие Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, внесенной Главой государства на рассмотрение совместного заседания палат ОлийМажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года.

Концепция является программным документом, определяющим приоритетные направления дальнейших демократических реформ в стране, реализация которых станет важным фактором в сфере противодействия коррупции.

Концепцией также намечено принятие комплекса мер по повышению правовой грамотности, правосознания населения, высокий уровень которых является важным условием борьбы с коррупцией.

Мощным рычагом борьбы с коррупцией является правовое воспитание граждан в духе уважительного отношения к закону и нетерпимости ко всяким его нарушениям. В этих целях принята и активно реализуется Национальная программа повышения правовой культуры в обществе. Концепцией предусматривается принятие новой Национальной программы повышения правовой культуры общества, призванной кардинально улучшить правовое образование и просвещение в стране, пропаганду правовых знаний в обществе, повышение политико-правовой культуры, правосознания граждан.

Положение о противодействии коррупции

1.Общие положения

-Уголовным кодексом Российской Федерации;

1.2. Антикоррупционная политика Компании представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции) в деятельности Компании (далее–антикоррупционная политика).

2.Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики

2.1. Основными целями антикоррупционной политики учреждения являются:

-предупреждение коррупции в Компании, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

-обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;

-формирование антикоррупционного сознания у работников Компании.

2.2. Основные задачи антикоррупционной политики Компании:

-выявление и устранение причин, способствующих коррупции в Компании;

-минимизация риска вовлечения работников Компании в коррупционную деятельность;

-разработка мер, направленных на обеспечение прозрачности действий сотрудников в условиях коррупционной ситуации;

-совершенствование методов обучения нравственным нормам, основам устойчивости против коррупции;

-обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;

-мониторинг эффективности мероприятий антикоррупционной политики;

-установление обязанности работников знать и соблюдать требования настоящего Положения, основные нормы антикоррупционного законодательства.

3.Термины и определения

Коррупция–принятие в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ, а также извлечение преимуществ лицами, работающими в Компании, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей, а в равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ; совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Организация-юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент-любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка-получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп-незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Конфликт интересов-ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица (работника, представителя организации) замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.

являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

4.Основные принципы антикоррупционной деятельности

4.1. Система мер противодействия коррупции в Компании основывается на следующих ключевых принципах:

4.1.1. Принцип соответствия антикоррупционной политики Компании действующему законодательству и общепринятым нормам.

Настоящая Антикоррупционная политика соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, общепризнанным принципам и

нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, а также нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам иных федеральных органов государственной власти, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к Учреждению.

4.1.2. Принцип личного примера руководства Компании. Ключевая роль руководства в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

4.1.3. Принцип вовлеченности работников. Информированность работников Компании о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4.1.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Компании, его руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков.

4.1.5. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для работников Компании вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства Компании за реализацию антикоррупционной политики.

4.1.6. Принцип открытости работы. Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах работы.

4.1.7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

5.Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

5.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие антикоррупционной политики, являются работники Компании, находящиеся в трудовых отношениях с учреждением, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, и на других лиц, с которыми учреждение вступает в договорные отношения.

5.2. Ответственные за реализацию антикоррупционной политики:

5.2.1. Должностные лица Компании:

- генеральный директор, главный бухгалтер;

-ответственные лица структурных подразделений.

6.Общие обязанности работников в связи с противодействием коррупции

Работники Компании в связи с противодействием коррупции (предупреждением коррупции, в том числе выявлением и последующем устранением причин коррупции (профилактика коррупции) обязаны:

-воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Компании;

-воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Компании;

-незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

-незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами или иными лицами;

-сообщить иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

7.Ответственность работников

7.1. Каждый работник должен быть ознакомлен под подпись с антикоррупционной политикой Компании, касающимися противодействия коррупции, принятыми в Компании, и соблюдать принципы и требования данных документов.

7.2. Работники Компании, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящего Положения.

8.Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации

8.1. Данное положение может быть пересмотрено, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства Российской Федерации.

Конкретизация отдельных аспектов антикоррупционной политики может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному положению.

9.Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно.

Генеральный директор ___________ Д.А. Бородкин

Если вы обнаружили нарушение со стороны коллектива нашей компании
вы можете сообщить об этом руководству анонимно

Поправки предусматривают освобождение госслужащего от ответственности, если несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов признается следствием не зависящих от него обстоятельств


В Госдуму внесены два законопроекта, предусматривающих освобождение от ответственности госслужащих и ряда лиц, работающих в государственных учреждениях и компаниях.

Неисполнение законодательства по независящим обстоятельствам

Так, законопроектом № 1078992-7 предусматривается внесение поправок в ряд законодательных актов. В частности, в ст. 13 Закона о противодействии коррупции предлагается указать, что физическое лицо, в отношении которого в целях противодействия коррупции установлена ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение обязанностей признается следствием не зависящих от данного лица обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение указанных ограничений, запретов и требований, а также указанных обязанностей должно быть обеспечено физлицом не позднее чем через месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, если иное не установлено федеральными законами.

Под независящими обстоятельствами предлагается признавать находящиеся вне контроля затронутого ими физлица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых в данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо нельзя было преодолеть и которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных настоящим законом и другими законами в целях противодействия коррупции. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления.

Не зависящими от физического лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий лица, ссылающегося на их наличие.

Предусматривается, что лицо будет освобождено от ответственности, если комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иной коллегиальный орган, осуществляющий функции данной комиссии) установит причинно-следственную связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения указанных ограничений, запретов и требований, а также исполнения обязанностей.

При этом, как указано в пояснительной записке, физлицо должно будет в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, подать в соответствующую комиссию уведомление.

Кто может быть освобожден от ответственности

От ответственности предлагается освободить судей, членов Федерального Собрания, прокуроров, таможенников, генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, военнослужащих, пожарных, лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, депутатов законодательного органа госвласти субъектов РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной основе, председателя и служащего Банка России. Также от ответственности предлагается освободить главу муниципального образования и местной администрации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, гражданских служащих и граждан, поступивших на муниципальную службу. Предусматривается, что заместитель Председателя и секретарь Совета Безопасности будут освобождены от ответственности.

Кроме того, от ответственности предлагается освободить председателя и следователей СКР, сотрудников органов внутренних дел, председателя Счетной палаты, его заместителя и аудитора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ и в субъектах Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в иностранном государстве, постоянного представителя, финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, сотрудника учреждения УИС и приставов.

Эксперты негативно оценили поправки

По мнению эксперта, законопроекты еще раз подтвердили, что коррупция в России, при желании, может быть объяснена действием непреодолимой силы.

Читайте также: