На кого распространяется действие московского трехстороннего соглашения

Обновлено: 28.05.2024

10) правовые акты по вопросам взаимодействия сторон и заключения коллективных договоров и соглашений, принимаемые на различных уровнях системы социального партнерства.

Статья 10. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений создается для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, заключения соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе.

2. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Московская трехсторонняя комиссия) формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей на принципах согласия из равного количества представителей каждой из сторон не более пятнадцати человек, уполномоченных Правительством Москвы, объединениями профсоюзов, объединениями работодателей.

3. Московская трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также Положением и Регламентом, которые утверждаются Правительством Москвы, полномочными органами московских объединений профсоюзов, московских объединений работодателей.

1) выработка мер социально ориентированных экономических преобразований в городе Москве и их реализация, регулирование социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проекта, обсуждение и заключение Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве;

2) практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений;

3) принятие решений о создании на городском уровне системы социального партнерства двусторонних, трехсторонних органов для регулирования отдельных проблем социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, определение порядка их формирования и взаимодействия;

4) проведение экспертизы городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, административных округов города Москвы и общегородских интересов;

6) принятие решений о дате подписания Московского трехстороннего соглашения и по другим вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти города Москвы, профсоюзами, работодателями и их объединениями, действующими на территории города Москвы;

8) принятие решений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

10) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства;

11) внесение предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

12) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

13) принятие решений о создании специализированных организаций по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и оказанию консультационно-правовых услуг;

5. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы Московской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 11. Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы

Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей при участии других заинтересованных организаций для выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости, координации действий в данной области.

Статья 12. Московское трехстороннее соглашение и Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве

1. Московское трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров и заключается Правительством Москвы, московским объединением профсоюзов, московским объединением работодателей.

2. Московское трехстороннее соглашение распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.

3. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми соглашениями (межотраслевыми соглашениями) с участием города Москвы на соответствующий период.

4. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, учитываются при принятии законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

5. Разработка, согласование, принятие и утверждение Московского трехстороннего соглашения осуществляется в следующем порядке:

1) проект Московского трехстороннего соглашения разрабатывается на основе переговоров между полномочными представителями сторон социального партнерства в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и решениями Московской трехсторонней комиссии;

2) регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении Московского трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

3) дата принятия Московского трехстороннего соглашения Московской трехсторонней комиссией является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению;

4) в принятый Московской трехсторонней комиссией проект Московского трехстороннего соглашения внесение дополнений и изменений в одностороннем порядке не допускается;

5) Московское трехстороннее соглашение подлежит подписанию до истечения срока действия ранее заключенного соглашения, после принятия полномочными органами всех сторон решения о подписании соглашения.

6. Московское трехстороннее соглашение не позднее пятнадцати дней после его подписания публикуется в официальных изданиях Правительства Москвы - в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", газете "Тверская, 13" и размещается на официальном сайте Правительства Москвы.

7. Московское трехстороннее соглашение вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

8. Работники и работодатели, не участвовавшие в заключении Московского трехстороннего соглашения, имеют право присоединиться к нему после его подписания.

9. Действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней со дня совместного опубликования текста соглашения и обращения руководителя уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о присоединении к нему письменное мотивированное заявление о своем несогласии с конкретными обязательствами данного соглашения или данного соглашения в целом.

10. Московское трехстороннее соглашение действует также в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.

11. При внесении в соответствии с частью 9 настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием Московского трехстороннего соглашения указанное соглашение действует в отношении организации за исключением обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии.

13. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве разрабатывается и заключается Московской трехсторонней комиссией на основе переговоров между Правительством Москвы, объединением (объединениями) профсоюзов города Москвы, объединением (объединениями) работодателей города Москвы.

14. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, присоединившихся в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением работников организацией, финансируемых из федерального бюджета.

15. Размер минимальной заработной платы в городе Москве устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в городе Москве и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

16. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве вместе с Обращением к работодателю, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, не позднее пятнадцати дней после его подписания публикуется в официальных изданиях Правительства Москвы - в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", газете "Тверская, 13" и размещается на официальном сайте Правительства Москвы.

17. Действие Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению письменный мотивированный отказ присоединиться к нему с приложением протокола консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации в случае его наличия и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

Статья 13. Специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и оказанию консультационно-правовых услуг

Решениями Московской трехсторонней комиссии могут создаваться следующие специализированные организации:

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Работодатели должны помнить о том, что трудовые взаимоотношения регулируются не только ТК, но и отраслевыми соглашениями. Утверждаются они на федеральном уровне.

Понятие отраслевого соглашения

Понятие отраслевого соглашения (ОС) содержится в части 1 статьи 45 ТК РФ. Это правовой акт, который устанавливает правила социально-трудовых взаимоотношений, общие принципы экономического взаимодействия между работниками отрасли. Отраслевые соглашения могут регулировать следующие сферы:

  • Порядок оплаты.
  • Наличие гарантий.
  • Выплату компенсаций.
  • Предоставление льгот.
  • Взаимные обязательства сторон.

Основанием для заключения ОС стал Указ Президента 212 от 15 ноября 1991 года. Он обязывает заключать соглашения между такими участниками, как:

  • Государственные структуры.
  • Представители сотрудников отрасли (профсоюзы).
  • Представители работодателей.

Соглашения могут регулировать следующие стороны трудовых взаимоотношений:

  • Порядок увольнения и основания для него.
  • Трудовой режим.
  • Режим отдыха.
  • Порядок получения дополнительного образования по профессии.
  • Повышение квалификации.
  • Участие трудящихся в управлении коммерческой структуры в рамках социального партнерства.
  • Пенсионное страхование.

Содержание документа, согласно части 1 статьи 46 ТК РФ, устанавливается в соответствии с договоренностью всех участников. Как правило, ОС включает в себя перечень приложений. Они содержат следующие пункты:

  • Тарифные сетки отрасли.
  • Минимальные часовые ставки.
  • Порядок выдачи надбавок и доплат.
  • Порядок выплаты вознаграждения за выслугу лет.
  • Перечень специальностей, при которых полагается сокращенное рабочее время.
  • Дополнительный отпуск.

Срок действия также зависит от договоренности, однако он не может превышать 3 лет. Данное ограничение установлено частью 2 статьи 48 ТК РФ. В некоторых случаях на основании части 2 статьи 48 ТК РФ, этот срок можно продлить до трех лет.

Разновидности отраслевых соглашений

Соглашения подразделяются на виды в зависимости от количества участников, которые заключали документ. Соглашения могут быть или двухсторонними, или трехсторонними. В статье 45 ТК РФ указано, что особенности документа определяются отраслью, подлежащей регулированию. Рассмотрим подробнее виды соглашений:

  • Генеральное. Это внутренний акт предприятия. В его заключении федеральные органы участия не принимают.
  • Федеральное. Такой документ устанавливает общие принципы взаимоотношений между работником и работодателем.
  • Межрегиональное. Утверждает нормы на уровне нескольких субъектов РФ.
  • Региональное. Соглашение регулирует взаимоотношения в рамках одного субъекта РФ.
  • Территориальное. Нормативный акт устанавливает правила взаимодействия в рамках определенного муниципального образования.
  • Прочие соглашения. К примеру, это могут быть документы, регламентирующие особенности социального партнерства.

Основное различие между соглашениями – уровни, на котором они принимаются.

Особенности разработки отраслевых соглашений

Порядок разработки документов, вне зависимости от их вида, регламентируется статьями 47 и 48 ТК РФ. Перед заключением соглашения нужно составить его проект. Порядок его разработки определяется частью 5 статьи 47 ТК РФ. Проект формируется комиссией. Его положения обговариваются с профсоюзом и работодателем.

Комиссия может уведомить работодателей, которые не участвуют в разработке, о начале работы по составлению соглашения. Если в организацию поступило такое уведомление, она обязана известить об этом профсоюз. Сделать это нужно в течение 30 дней. Если в ответ на уведомление не был предоставлен письменный аргументированный отказ, компания считается вступившей в сферу действия ОС.

Как уже упоминалось ранее, содержание документа определяется по соглашению сторон. На основании проекта формируется отраслевое соглашение. Вступает в действие оно с момента проставления подписей всех участников или с даты, которая указана в документе.

Максимальный срок действия соглашения с учетом продления – 6 лет. Продление действия предполагает составление дополнительного соглашения. Его требуется зарегистрировать в Федеральной службе по труду. Бумаге присваивается определенный регистрационный номер.

ВАЖНО! Условия, прописанные в отраслевом соглашении, не должны ухудшать положение трудящихся. В том случае, если на работников действует сразу несколько ОС, приоритетным является документ, предлагающий наилучшие условия для работников.

В отношении кого действует отраслевое соглашение?

ОС действует в отношении следующих лиц:

  • Работодатели, которые входят в объединение, заключавшее соглашение. Если юридическое лицо вышло из объединения после оформления соглашения, оно не освобождается от наложенных обязательств.
  • Работодатели, которые попросили объединение участвовать в заключении ОС, но при этом не входящие в него.
  • Государственные структуры и органы местного самоуправления.
  • Бюджетные организации, от имени которых составлялось соглашение.

ВАЖНО! Условия соглашения действуют в отношении всех сотрудников, которые служат у указанных работодателей.

Отраслевые соглашения и профсоюзы

В отраслевом соглашении можно указывать дополнительные условия, касающиеся функционирования профсоюзов. К примеру, работодателя можно обязать ежемесячно перечислять платежи в профсоюз на основании письменных заявлений трудящегося. Также отраслевые соглашения могут давать прочие гарантии профсоюзам:

  • Предоставление члену профсоюза свободного времени с сохранением зарплаты для исполнения общественных обязанностей.
  • Предоставление времени для прохождения учебы на курсах и семинарах.
  • Беспрепятственное посещение профсоюзом рабочих мест для проверки соблюдения прав участников профессионального объединения.

Профсоюзы через отраслевые соглашения гарантируют:

  • соблюдение интересов сотрудников;
  • предоставление бесплатных консультаций;
  • предоставление юридической помощи по трудовым вопросам;
  • пользование собственностью профсоюза.

ВАЖНО! Регулирование этих сторон трудовых отношений отраслевыми соглашениями установлено Законом о профсоюзах.

Действующие отраслевые соглашения

На сегодняшний день на территории РФ действует более 60 отраслевых соглашений. Рассмотрим некоторые из отраслей, которые регулируются этими нормативными актами:

  • Горно-металлургический комплекс.
  • Угольная промышленность.
  • Алмазно-бриллиантовый комплекс.
  • Дорожное хозяйство.
  • Нефтяная и газовая промышленность.
  • Лесопромышленный комплекс.
  • Агропромышленный комплекс.
  • Производство никеля и драгметаллов.
  • Лесное хозяйство.
  • Организации ЖД-транспорта.
  • Авиационная промышленность.
  • Автомобильный и городской наземный транспорт.
  • Морской транспорт.
  • Образовательные учреждения.
  • Судостроительная промышленность.
  • Субъекты, которые находятся в ведении Минобразования.
  • ФСБ.
  • Субъекты уголовно-исполнительной системы.
  • Машиностроительный комплекс и другие.

Соглашения, действующие в отношении этих отраслей, устанавливают дополнительные права для сотрудников. То есть ОС – это выгодно, прежде всего, для работников. Документ составляется с учетом специфики отрасли.

Читайте также: