Классифицируйте в таблице ветви государственной власти в рф укажите кто ее осуществляет и ка функции

Обновлено: 04.07.2024

Система органов государственной власти РФ — это уникальная структура, за которой закреплено соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации правил. Данная система подразумевает под собой множество единиц различных подразделений. У каждого из них имеется своя обязанность и определенная область действий, за которые они несут ответственность.

Основные характеристики органов государственной власти

Как и любая другая система, эта должна обладать определенными отличительными особенностями, которые позволят ей иметь определенный статус в социальной жизни страны.

Главными особенностями органов управления РФ являются:

  • Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  • Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  • Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  • Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .

Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.

Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них — по формированию личного состава. Он, в свою очередь, состоит из нескольких разделов:

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Система органов государственной власти РФ - структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Рис. 1. Система органов государственной власти Российской федерации

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные — такие, как президент.
  • Коллегиальные — к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные — в частности это министерства.
  • Высшие — президент, Государственная Дума.
  • Центральные — к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные — органы местной или региональной власти.

Президент

Главным руководителем всей страны, в том числе и над всеми властными структурами является президент. Именно он решает, какие законы принять, а какие отвергнуть. Он руководит всеми возможными областями деятельности:

  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.

Важно! Именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека.

Система органов государственной власти РФ - структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Рис. 2. Законодательная власть Российской Федерации

Структура системы органов управления РФ

Организация управления в стране — это одно из самых сложных мероприятий, именно поэтому конструкция системы будет очень сложной и длинной. В современной России это управление выглядит, как набор основных частей:

  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель.

Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской.

В основные функции данной власти входят:

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.

Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний — это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

Система органов государственной власти РФ - структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации

Исполнительная власть

Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти.

Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права.

В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:

  • Министерства.
  • Комитеты.
  • Департамент.
  • Главное управление.
  • Федеральные агентства и службы.

Система органов государственной власти РФ - структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации

Признаки исполнительной власти

  • Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
  • Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
  • Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
  • Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
  • Непрерывность действий и распорядительный характер.
  • Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
  • Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
  • Административный контроль над деятельностью граждан.
  • Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
  • Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.

Судебная власть

Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:

  • Уголовное.
  • Административное.
  • Гражданское.
  • Конституционное.

Система органов государственной власти РФ - структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Рис. 5. Судебная власть Российской Федерации

Метод наказания зависит от степени тяжести нарушения.

Данный тип власти основан на действии двух основных частей:

  • Конституционный суд РФ . Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
  • Верховный суд РФ . Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.

В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:

  • Устройство судов.
  • Лица, способные представлять суды.
  • Финансирование правосудия.
  • Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.

Система органов государственной власти РФ - структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Рис. 6. Прокуратура Российской Федерации

В свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:

  • Суды общей юрисдикции . Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
  • Конституционная юстиция . Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
  • Арбитражные суды . Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.

Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?

Теория по полномочиям органов государственной власти вызывает сложности у школьников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Она очень обширна. Поэтому некоторые полномочия вам все-таки придется выучить.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности.

Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?

Для начала нужно разобраться, полномочия каких органов власти могут встретиться в ЕГЭ по обществознанию.

Теория разделения властей

Разбор полномочий необходимо начать с теории разделения властей. Здесь всё очень просто! Власть делится на три основные ветви — законодательную, судебную и исполнительную. Каждой ветви соответствуют конкретные органы государственной власти, которые к ней относятся. Ни одна из ветвей власти не возглавляет другую, но находится с ней в определенных взаимоотношениях.

  • Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума.
  • Исполнительная ветвь: принадлежит Правительство РФ, а также различные министерства и ведомства.
  • Судебная ветвь: Верховный суд и Конституционный суд.

Еще необходимо обратить внимание на полномочия Президента РФ. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но чьи полномочия также встречаются на экзамене.

Совет Федерации

Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.

В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ.

Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.

К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда.

Государственная Дума

Перейдём к нижней палате парламента — Государственной Думе. Если Совет Федерации более тесно связан с Президентом, то Государственная Дума — с Правительством. Именно поэтому Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение председателя Правительства. Отсюда вытекает следующее полномочие — решение вопроса о доверии правительству.

Также Госдума может выдвигать обвинения против Президента. Мы уже знаем, что отрешение Президента от должности — это полномочие Совета Федерации, но такое серьезное решение должно приниматься коллективно и по серьезным основаниям. Поэтому именно Госдума предъявляет президенту конкретное обвинение.

Кстати, раз уж мы говорим об обвинениях, нельзя не упомянуть амнистию. Безусловно, в головах у выпускников путаница с двумя понятиями: амнистией и помилованием. Оба понятия обозначают досрочное освобождение виновного лица. Воспользуемся лайфхаком. Амнистия — освобождение большого количества людей. Следовательно, для этого потребуется много участников — 450 депутатов Государственной Думы. Помилование — дарование свободы одному конкретному человеку, поэтому осуществляет его также одно лицо – Президент. Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.

Также необходимо запомнить, что Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека. Подытожим полномочия Государственной Думы и Совета Федерации для лучшего запоминания с помощью таблицы.

Правительство РФ

Исполнительная ветвь, а конкретно Правительство РФ занимается реализацией предписаний, принятых законодательной ветвью власти. Именно отсюда следуют полномочия Правительства РФ. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции, но это будет неэффективно, да и времени потребует много. Поэтому альтернативный способ — это опираться на слова-маркеры.

  • обеспечение проведения единой финансовой политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • осуществление управления федеральной собственностью
  • меры по обеспечению обороны страны
  • меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка

Еще Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета. И здесь вновь воспользуемся методом рассуждения: именно Правительству РФ нужны деньги для реализации политики, приведения решения в жизнь. Получается, тот, кто использует бюджет, его и разрабатывает.

Президент РФ

У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей:

  • полномочия в военной сфере;
  • в отношении законодательной власти и исполнительной власти;
  • полномочия, которые относятся к особым компетенциям.

Полномочия Президента в военной сфере

В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение (при утверждении Совета Федерации).

Полномочия в отношении законодательной и исполнительной власти

В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить (наложить вето), тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто. Также, в соотвествии с новыми поправками в Конституцию, Президент назначает Генерального прокурора РФ. Ранее это была функция Совета Федерации.

Не менее сильное влияние Президент оказывает и на исполнительную власть. Он обладает полномочием по роспуску Правительства (правда в обоих случаях роспуска потребуется согласование с другими органами власти). Президент назначает Председателя Правительства, а также издает указы и распоряжения, которые необходимо исполнять, поскольку они являются подзаконными актами.

Особые полномочия

Есть полномочия Президента, которые сложно отнести к предыдущим категориям. Так, в его исключительной компетенции находится выдача государственных наград, гражданства, осуществление помилования, подписание международных договоров.

Полномочия органов власти в ЕГЭ: пример задания

Теперь рассмотрим, как полномочия органов власти могут встретиться в ЕГЭ. Например, возьмем 14 задание ЕГЭ по обществознанию.

Ответ: 14342

Как видите, запомнить полномочия органов государственной власти в ЕГЭ не так сложно. Главное — знать некоторые секреты и лайфхаки, чтобы не приходилось учить Конституцию наизусть.

Узнать такие лайфхаки для других заданий ЕГЭ можно на наших онлайн-курсах. Записывайтесь — и удачи с подготовкой!

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными признаками, наделенная конкретным объемом властных полномочий для реализации четко определенных функций.

Классификация государственных органов проводится по различным основаниям:

1. По критерию легитимности, подразделяются на :

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов (РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством по- рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.

2. На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

3. По действию в пространстве государственные органы подразделяется на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом Суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

4. По срокам полномочий государственные органы де­лятся на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока действия, временные — для достижения краткосрочных целей.

5. По порядку принятия решений коллегиальные и единоличные. Например, единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание);

6. По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в об­щегосударственном масштабе, республиканские и местные — в масштабах субъекта федерации;

7. По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

8. По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции — Правительство и специальной компетенции — министерства.

Конституционные основы системы государственной власти.

Ст.10 Конституции РФ гласит : Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В Ст.11 закреплено:

1. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Закрепленная ст. 10 конструкция делит власть "по горизонтали" на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти. Разделение властей, устанавливая специализацию каждой из ветвей государственной власти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений органов другой ветви власти.

Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль за эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти, в частности Конституционный Суд РФ.

Статья 11 делит власть "по вертикали" с учетом федеративного устройства государства. В соответствии с логикой этого устройства в ч. 1 ст. 11 перечисляются федеральные органы, осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей. Особенностью содержания этой нормы является то обстоятельство, что государственная власть в России делится на три ветви, а в ч. 1 комментируемой статьи перечислены четыре группы федеральных органов.




Главой государства является Президент России, избираемый на 6 лет всенародным голосованием. Согласно действующей Конституции, он обладает целым рядом важнейших полномочий: осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства.

Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебную власть осуществляют суды : Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. В некоторых субъектах Российской Федерации учреждены конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

Система органов государственной власти субъектов Федерации должна соответствовать общим принципам, устанавливаемым Федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство).

Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Читайте также: