Кем осуществлялась законодательная власть согласно конституции италии

Обновлено: 09.05.2024

Основой государственного строя Италии на целое столетие стала Конституция 1848 г.—Альбертинский статут.

Законодательная власть, согласно Конституции, осуществлялась совместно королем и парламентом.

Парламент состоял из двух палат — сената, члены которого (представители королевской фамилии, церковные иерархи, высшие чиновники, генералы и т.

Первоначально избирательным правом в королевской Италии пользовались мужчины 25 лет, а также мужчины, достигшие 21 года, если они были грамотными, или платили прямой налог, или обладали земельной собственностью, или квартирой, или отбыли воинскую повинность.

Сенат (как и король) имел право бессрочного отлагательного вето в отношении предлагаемых законопроектов. Палата депутатов имела полномочия на формирование бюджета и сбор налогов.

В свою очередь правительство обладало весьма широкими полномочиями. Согласно политической практике, король назначал премьер-министром лидера партийного большинства или какого-либо политического течения, представленного в парламенте. Правительство осуществляло повседневное руководство страной, имело право приостанавливать действие правовых норм, принятых парламентом, а также право законодательной инициативы.

Конституция 1848 г. провозглашала демократические права граждан, но с весьма существенными оговорками и без гарантий.

Избирательные реформы. Согласно Сардинскому статуту, правом голоса могли воспользоваться не более 2—3% населения. В 1882 г. была проведена избирательная реформа, согласно которой (закон от 21 января 1882 г.) возрастной ценз был снижен с 25 лет до 21 года, а имущественный — с 40 до 19,8 франка. Получили право голоса арендаторы земельных участков, вносившие не менее 500 лир арендной платы, а также те, кто платил не менее 150 лир за наем жилого помещения, мастерской или лавки.

Основным стал образовательный ценз, признавший право голоса за имеющими законченное начальное образование.

Электорат увеличился почти втрое. Дальнейшее увеличение итальянского электората произошло в 1812 г.

Государственно-правовые реформы конца XIX — начала XX в. Реформы затронули важные аспекты государственности Италии. Были унифицированы Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский кодексы.

Новый УК вступил в силу с 1 января 1890 г. Отменялась смертная казнь с заменой ее каторжными работами; была санкционирована свобода экономических забастовок; предусматривалось на- казание священнослужителей, осуждающих государственные институты и законы. УК был дополнен Законом об общественной безопасности (30 июня 1889 г.), который несколько ограничил фактическое всевластие полиции, но сохранил ряд жестких мер, таких, как ограничение свободы собраний, их роспуск или запрет.

В 80-х годах XIX в. были проведены реформы по реорганизации центральной администрации и местного самоуправления, носившие во многом двойственный характер.

Административной реформой 1887 г. министр МВД получил право увольнять в отставку или в запас префектов. В соответствии с законом 1888 г. министерства могли быть образованы или упразднены на основе королевских декретов, а не законов, что также увеличило полномочия главы правительства. Законом 1888 г. было реформировано местное самоуправление. Отныне избирать в местные органы управления могли мужчины, достигшие 21 года, грамотные и платившие не менее 5 лир годового налога.

В результате реформы число лиц, участвовавших в избрании местных органов самоуправления, увеличилось более чем на 1 млн. человек.

Закон устанавливал также избрание мэров провинциальных коммунальных центров с населением более 10 тыс. человек. Контроль над деятельностью коммун поручался вновь созданному органу — провинциальной административной джунте, возглавляемой префектом и 4 избираемыми членами.

Таким образом, с одной стороны, расширялись избирательные права граждан, а с другой—усиливался контроль над местной администрацией представителя центральной власти префекта. Более прогрессивный характер носило учреждение в 1889—1890 гг. административной юстиции.

Законом от 31 марта 1889 г. вводилось положение, согласно которому в случаях некомпетентности администрации и нарушения ею закона ее действия можно обжаловать, обращаясь в специально созданную секцию Государственного совета. Этот закон был дополнен созданием юридических органов для рассмотрения жалоб на деятельность местной администрации. Эти обязанности были возложены на провинциальные административные джунты.

Общественно-политическая обстановка в стране, реальное применение Конституции 1848 г. формировали традиционную парламентарю систему с преобладающим влиянием нижней палаты в вопросах бюджета и налогов. Правительство было относительно свободно в своих действиях перед Сенатом, но ответственно перед депутатами, которые, в свою очередь, обсудив законопроект, часто окончательный текст поручали доработать правительству и представить его королю.

Во внешней политике Италии в конце XIX — начале XX в. все в большей мере проявляются экспансионистские тенденции.

Итальянские правящие круги начали борьбу за создание колоний в Северной и Восточной Африке.

Особенностью развития итальянской экономики, в большой степени определившей развитие политической борьбы на многие десятилетия, явилось сплетение полуфеодальных отношений в сельском хозяйстве с монополистическим развитием промышленности.

Тем не менее Италия из аграрной страны постепенно превращалась в аграрно-индустриальную, хотя сельское хозяйство и оставалось преобладающим — в нем было занято 70% населения.

Вместе с тем на развитии страны лежала печать незавершенности: попытки правящих кругов улучшить экономическую и политическую обстановку посредством либеральных реформ (легализация рабочих организаций, стачек, законы об охране труда, избирательные реформы) существенно положение в Италии не изменили. Темпы промышленного развития, были ниже, чем в передовых капиталистических странах, демократические институты весьма несовершенны.

Читайте также: