Почему человек осуществляет деятельность

Обновлено: 19.05.2024

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Что это такое

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Мотивы

Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Мотивы

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Виды деятельности

Общение

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.


Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Виды деятельности. По своему функциональному назначению (по роли в психологическом развитии человека и его жизни) виды деятельности можно разделить на общение, учение, игру и труд. Каждый из названных видов деятельности включает в себя множество ее частных вариантов, например, есть разные виды общения, немалое количество игр, разнообразные формы учения и еще большее количество видов труда.

Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, координации их действий и оказания влияния друг на друга.

Игра – вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.

Учение – вид деятельности, направленное на приобретение знаний, умений, навыков и развитие способностей человека.

Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.

Компоненты деятельности. По доминированию внутренних или внешних компонентов деятельность условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Во внешней деятельности преобладают двигательные компоненты, связанные с работой скелетных мышц, во внутренней – психические компоненты, т.е. действия и операции, совершаемые в уме, или процессы, происходящие внутри организма. По содержанию или по своему предмету, деятельность может быть практической, теоретической, материальной, идеальной, предметной и межличностной (общение или коммуникативная деятельность).

Практическая деятельность связана с решением человеком практических задач. Она выполняется в реальной жизненной ситуации с помощью практических действий в ней. Теоретическая деятельность – это деятельность, итогом которой становится решение какой-либо теоретической задачи, например определение понятия, выполнение логической операции, умозаключение, предложение и обоснование теории, объясняющей определенную группу явлений. Материальной называют деятельность, в которую включены действия с реальными материальными предметами. Идеальная – это деятельность в уме, совершаемая с так называемым идеальными объектами: образами, мыслями, чувствами. Предметная – деятельность человека с предметами человеческой культуры, в которой они осваиваются или используются по их прямому назначению. К примеру, если человек пользуется авторучкой для того, чтобы писать ею, то его деятельность будет предметной ; однако если человек пользуется ручкой как палочкой или подпоркой, то его деятельность с ней не будет предметной. Межличностная, или коммуникативная, деятельность направлена на других людей и предполагает общение и взаимодействие с ними [1, с. 128].

Таким образом, восприятие – это деятельность, направленная на построение образа воспринимаемого предмета. В ней имеются свои действия и операции, которые называются перцептивными, поскольку они направлены именно на построение образа.

С практической деятельностью также связано воображение. Оно тоже представляет собой внутреннюю, психическую деятельность. Человек обычно воображает нечто такое, что так или иначе связано с его прошлой, настоящей или будущей деятельностью, что является элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности.

Выводы. Основными видами деятельности человека являются общение, игра, учеба и труд, мы их назвали по степени сложности освоения их человеком. Труд – это, есть та основа, которая развивает психическую личность человека. Общественный труд помог человеку выделиться из мира животных. Игра является основным видом деятельности дошкольников. В игре ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре у ребенка развивается память, мышление, воображение и внимание. Учение представляет собой подготовку к трудовой деятельности. То есть, ребенок изучив, познав что-то новое, входит в окружающий его мир и готовится к взрослой самостоятельной жизни. Все виды деятельности формируют человека во всех направлениях. Человек становится личностью со своими положительными качествами и недостатками.

1. Немов. Р.С. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576 с.

2. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. – 752 с.

Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.

Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.

Виды деятельности

Что такое деятельность

Под деятельностью принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.

Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

  • Процесс принятия решения.
  • Вовлечение в деятельность.
  • Целеполагание.
  • Проектирование программы действий.
  • Осуществление программы действий.
  • Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью - познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

Виды

Виды деятельности человека

Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.

Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.

Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.

Учение

Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.

Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.

Общение

Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.

Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.

Творчество

Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.

Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.

Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

  • Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
  • Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
  • Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
  • Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Примеры деятельности человека

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.


На этом уроке ответим на вопрос: чем деятельность человека отличается от активности других живых организмов? Охарактеризуем основные виды деятельности. Назовём группы потребностей человека. Выясним, может ли человек считать себя свободным, что это такое – свобода и ответственность.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и ответственность"

Мы с вами уже говорили о том, что человека окружает огромный материальный мир, который отражается в его сознании.

Активный процесс отражения материального мира в понятиях, суждениях, теориях принято называть мышлением.

Мышление совершается в коре головного мозга, но по своей природе социально. Недостаточно просто родиться человеком и обладать мозгом, необходимо ещё жить среди людей, общаться с ними, овладевать навыками осуществления мыслительных операций и так далее.


Можно выделить следующие основные этапы мышления:

· Наличие потребности что-либо узнать; интереса к чему-либо новому, неизвестному.

· Стремление узнать это новое – формулировка задачи: определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

· Решение поставленной задачи: мыслительный процесс.

· Достижение нового знания, которым человек ранее не обладал.

Принято выделять два основных типа мышления:

· образное (в этом случае речь идёт о получении конкретных знаний, когда нужно понять, каким образом действовать в той или иной ситуации). Например, тот, кто придумал зонт, совершил конкретную мыслительную операцию и придумал, как оставаться сухим во время дождя;

· теоретическое (понятийное) – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом. Например, человек не занялся изготовлением зонта, а пытался объяснить, почему идёт дождь.

Как вы уже поняли, с мышлением связано и понятие деятельности. Деятельность – это способ отношения человека к окружающему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.


Специфика человеческой деятельности заключается в следующем:

· приспособление к окружающей среде путём её преобразования или создания искусственной среды обитания. Согласитесь, что сегодня человек может создать условия для жизни не только в привычной и комфортной для себя среде обитания, но и в экстремальных для человеческого организма условиях, например, в Антарктиде, на дне Мирового океана и даже в космосе;

· выбор наиболее целесообразных способов достижения намеченного результата (действия человека изначально не запрограммированы). Например, человек придумывает новые или использует уже известные всем технологии по-новому, использует специальные материалы, которых нет в природе, и так далее;

· воздействие на среду специально изготовленными орудиями труда, которые усиливают физические возможности человека. Например – это всевозможные инструменты, станки, роботы, различные гаджеты и так далее;

· продуктивный, творческий, созидательный характер труда (не просто потребительский). Согласитесь, что на протяжении всей своей истории человек что-нибудь изобретал. Изобретение колеса, часов, радио и телевидения, микроскопа, электрической лампочки, сотового телефона и многих других вещей позволило человечеству уверенно двигаться вперёд.


·

Можно выделить следующие структурные элементы деятельности:

· Субъект – тот, кто действует: отдельные люди, общество в целом.

· Объект – то, на что направлено действие.

· Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности (потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы).

· Цель деятельности – осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие человека.

· Методы и средства достижения – то, что человек использует в своей деятельности для достижения поставленной цели.

· Действие – это конкретные усилия, сам процесс, направленный на достижение поставленной цели.

· Результат (продукт деятельности) – то, что человек получает в результате своей деятельности.

· Оценка и самооценка (рефлексия) деятельности – анализ результата по завершении деятельности.

А какие виды деятельности существуют? Принято выделять следующие виды деятельности:

· Игра – особый вид деятельности, целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс.

· Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

· Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

· Общение – вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.

Здесь стоит обратить внимание на то, что по мнению ряда исследователей, общение не является отдельным видом деятельности, поскольку оно присуще всем трём видам, то есть ни игра, ни труд, а тем более учение без общения невозможно.

· Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


·

Классификация деятельности осуществляется по разным основаниям:

· По объектам и результатам (продукту) деятельность может быть материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

· По субъекту деятельности деятельность может быть: индивидуальная и коллективная.

· По характеру деятельности деятельность может быть: репродуктивная и творческая.

· По соответствию правовым нормам деятельность может быть: законная и незаконная.

· По соответствию моральным нормам деятельность может быть: моральная и аморальная.

· По соотношению с общественным прогрессом деятельность может быть: прогрессивная и реакционная.

· По сферам общественной жизни деятельность может быть: экономическая, политическая, культурная, социальная и так далее.

· По особенностям проявления общественной активности деятельность может быть: внешняя и внутренняя.

Чем может быть вызвана деятельность? Мотивами любой деятельности являются потребности и интересы человека.

Потребность – это нужда человека в чём-либо, что составляет необходимое условие его существования.

Существуют следующие виды потребностей:

· Биологические (материальные) – потребности в пище, одежде, жилище, поддержании гигиены и так далее.

· Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в достижении определённого социального статуса, общественном признании.

· Духовные (познавательные, идеальные) – потребности в знаниях, в творческой деятельности, создании прекрасного и так далее.

Виды потребностей взаимосвязаны. Например, человек получает образование, новые знания не просто из интереса к ним, а из потребности получить определённую профессию, совершить карьерный рост, занять определённое социальное положение.

Маслоу распределил их по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.


В основании пирамиды лежат физиологические потребности (утоление голода, жажды и так далее). Ступенью выше, над ней — потребность в любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении (признании) и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И, наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Важно заметить, что каждая из потребностей необязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Человеческие потребности можно группировать не только в виде пирамиды, но и по группам, например на первичные и вторичные.

К первичным потребностям можно отнести:

· Физиологические – пища, одежда, продолжение рода, отдых.

К вторичным потребностям можно отнести все остальные:

· Социальные – общение, привязанность, забота и внимание, участие в общественной деятельности.

· Престижные – уважение, самоуважение, признание.

· Духовные – самовыражение, самореализация (раскрытие способностей).

Следует помнить и о том, что потребности человека могут быть истинными и ложными.

Истинные потребности –потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и другие.

Ложные потребности – это потребности, удовлетворение которых ведёт к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Например, одними из крайних проявлений ложных потребностей являются потребности человека в табаке, алкоголе или наркотиках.

Ещё одними важными мотивами деятельности человека являются интерес, склонность и установка.

Склонность –это направленность на определённую деятельность (интерес – на определённый предмет).

Установка – это состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации.

Как вы думаете, свободен человек в своей деятельности или нет? В ответе на этот вопрос есть два подхода: фатализм и волюнтаризм.

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. По мнению фаталистов, всё, что происходит с человеком, заранее определено богами, судьбой и так далее, поэтому человеку и не стоит пытаться быть свободным.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю человека как первооснову всего сущего. По мнению волюнтаристов, только воле человека подчинено всё вокруг, она лежит в основе всего происходящего, то есть если человек сильная личность, то он может достичь всего, чего пожелает, в том числе вопреки окружающим его обстоятельствам.

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов, обусловленная всем предшествующим ходом развития.

Когда человек осознает, какие внешние условия существуют, в каких внешних условиях он действует, что он может изменить, что он не может изменить, только тогда он свободен делать выбор. Подчиняться этим внешним условиям, действовать в соответствии с ними или не подчиняться и нести за это ответственность.

Ответственность – это особое отношение между поступками человека, его намерениями и оценками действий и намерений другими людьми, обществом.

Ответственность – это личностная характеристика человека, описывающая его способность проанализировать ситуацию, спрогнозировать последствия своих действий и сделать выбор, с готовностью принять его последствия.

Ответственность – стремление оценить последствия своих выборов и готовность принять их принадлежность себе.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое мышление?

2. Что такое деятельность?

3. В чём состоят потребности и интересы человека?

4. В чём заключается свобода и ответственность в человеческой деятельности?

Читайте также: