Какую социальную функцию по мнению авторов выполняет правовая культура

Обновлено: 23.05.2024

Человек, как социальное существо, приобретает социальный опыт и знания двумя путями: либо через непосредственный контакт с источником информации, либо через общение с иными социальными субъектами, т.е.

Теория коммуникаций получает все большее распространение в юридической науке.

Сходную позицию занимает А.В. Поляков, определяющий право как особую форму коммуникации, имеющую свою специфику по сравнению с другими вариантами коммуникативного действия.

Он считает, что, право — специфический социальный язык, универсальный способ социального взаимодействия, процесс непрерывного воспроизводства правовых коммуникаций. Центральным элементом правовой структуры является правомочие, как возможность субъекта свободно (тем или иным образом) действовать в определённых границах и требовать от других действий, соответствующих его правомочию. Следовательно, правомочие выступает как оправданное притязание. Оно имеет коммуникативную направленность, поскольку всегда предполагает наличие другого субъекта, способного воспринимать информацию и действующего соответственно ей. Реализуя своё правомочие, субъект регулирует поведение других лиц,

определяя правовое пространство коммуникации и его границы. Возможность определять поведение других субъектов ничто иное, как власть. Правомочие (как и право в целом) диалектически связано с властью, и правовое отношение неизменно оказывается тем или иным вариантом коммуникативного властеотношения [252] .

Представляется, что ПК — это явление, которое можно рассматривать через призму теории коммуникаций.

Обратимся к ее содержанию.

Важнейшее значение в коммуникативной функции ПК имеют коммуникационные каналы, по которым информация поступает от коммуникатора к реципиенту. Порядок трансляции правовой информации определен путем создания процедуры обнародования нормативных правовых актов. Государство может ее контролировать через официальные издания. В настоящее время этот канал представлен и иными массовыми периодическими изданиями, печатающими тексты нормативных правовых актов в огромном количестве, а также сетью Интернет, контроль над деятельностью которых весьма затруднен. Уже имели место случаи, когда распространялись тексты ГК РФ, ЗК РФ и др., даже не прошедшие официальное одобрение Советом Федерации ФС РФ и не подписанные Президентом РФ. В этой связи, большое значение приобретает необходимость оперативного доведения до граждан официальной информации о разработке и принятии основных нормативных правовых актов.

Правовая информация распространяется на неопределенное число реципиентов и может быть воспроизведена неопределенное количество раз. Особенность правовой коммуникации в том, что зачастую не совпадает число информированных о каком-либо правовом положении и число его реализаторов. В отношении осведомленности о праве действует презумпция знания его положений всеми субъектами права, в этой связи постоянно возрастает роль коммуникативной функции ПК, как способа обеспечения трансляции необходимых знаний до индивида. Адресаты требований правовой нормы должны обладать достаточным уровнем ПК, обеспечивающим возможность восприятия и анализа поступающей правовой информации.

В настоящее время правовая коммуникация и коммуникативная функция ПК характеризуется жесткой односторонностью направления информации и ассиметричностью положения передающей и принимающей

России. Другое дело, что граждане Российской Федерации не всегда пользуются ею. Эта норма, как и многие другие, не внедрена на уровне общественного и индивидуального сознания.

Коммуникативная функция ПК осуществляется по следующим информационным каналам:

1. Научно-юридический. Он заключается в воздействии идей ученых посредством издания научной продукции: монографии, статьи и т.д.

2. Учебно-правовой: через систему учебных заведений воздействие оказывается на студентов и слушателей.

3. Информация правоохранительных органов для населения о событиях, имеющих общественное значение, оцениваемых с точки зрения действующего законодательства.

4. Правовое информирование, исходящее от средств массовой информации: телевидение, радио, периодические издания и т.п.

5. Правовое информирование через творчество: художественная литература, детективы, кинопродукция.

6. Пропаганда права. К сожалению, это направление российское государство практически не осуществляет. Необходима государственная система мер по пропаганде действующего законодательства, к которой привлекались бы юристы, ученые, все те, кто способен нести в массы юридические знания.

7. Информационно-правовое воздействие юридических служб предприятий, адвокатов в индивидуальных случаях обращения к ним.

8. Информационно-правовое воздействие через систему Интернет и другие информационные системы.

переход от полиграфических средств межкультурных коммуникаций к аудиовизуальным.

Психологи все больше внимания обращают на то, что визуальная информация более эффективно и глубоко воздействует на психику человека, благодаря расширению поля восприятия. Зрительный образ легче воспринимается, глубже воздействует на сознание и лучше усваивается, чем устные и письменные знаки. Кроме того, на порядок увеличивается число субъектов восприятия информации. После того как аудио- и видеотехника из разряда элитной превратилась в бытовую, жесткому прямому воздействию стало подвергаться само моральное ядро ПК.

Именно средства массовой информации создают определенные эталоны поведения, культурные установки, формируют шкалу престижа, утверждают ценности и развивают потребности. Нередко за эталон выдаются чуждые образцы поведения, пропагандируется насилие, культ силы, отсутствие моральных самоограничений и пренебрежение правовыми нормами.

Можно выделить следующие основные способы реализации коммуникативной функции ПК:

!.Повышение сознательного отношения к правовым нормам, в частности, путём разъяснения сущности конкретных норм и принципов.

2. Демонстрация стабильности правовой нормы и неотвратимости её применения, которая может быть реализована путём придания большей гласности случаям совершения правонарушений, привлечения к ответственности лиц, их совершивших и т.д.

3. Повышение престижа правовой системы, в частности, путем широкого информирования о деятельности правоохранительных органов, судов.

^Распространение среди населения нормативной информации справочного характера, разъяснение прав и свобод граждан, возможных вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

В этой связи, важнейшее место среди способов правовой коммуникации занимает речевая коммуникация. Это многосторонний процесс развития контактов между людьми в устной форме в ходе создания, толкования и реализации правовых норм, порождаемый потребностями совместной деятельности, и содержащий обмен информацией, восприятие и понимание одним человеком другого, формирование единой стратегии и тактики взаимодействия в профессиональной юридической деятельности [259] .

В литературе высказывается ряд мнений о функциях правовой коммуникации, которые, по нашему мнения можно рассматривать в качестве подфункций коммуникативной функции ПК.

В.П. Пугачев, рассматривая функции массовой коммуникации применительно к политической сфере, выделил функцию артикуляции различных общественных интересов, т.е. их уяснения, придании четкости при передаче их посредством речевой информации; функцию конструирования и интеграции субъектов; мобилизационную функцию, побуждающую людей к определенным политическим действиям либо наоборот воздержанию от действия; инновационную функцию, инспирирующую политические изменения путём широкой и настойчивой постановки определённых общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативную функцию, обслуживающую политику определенных партий и ассоциаций, и функцию формирования общественного мнения [260]

Г.Н. Горшенков разделяя это мнение выделяет ещё две: функцию интеграции и консолидации населения и функцию интеллектуальной терапии [261] .

Е.Ф. Усманова, характеризуя функции речевой юридической коммуникации, выделяет следующие: информативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие), экспрессивную (эмоции), нормативную и социально­практическую [262] .

Опираясь на данные позиции можно выделить следующие подфункции в коммуникативной функции ПК:

1 .Информативная - заключается в организованной передаче правовой информации. Ее реализация имеет разнообразные направления,

180 которые могут быть уточнены в соответствии с целями и поставленными задачами. В связи с этим можно выделить два уровня: официальный и репрезентативный.

Первый осуществляется путем официального опубликования нормативных правовых актов и, что особенно важно, их проектов. Данная деятельность осуществляется через официальные источники.

Репрезентативный уровень осуществляется через систему неофициальных источников, таких как, периодическая печать, телевидение, радио.

3. Интегративная подфункция включает два аспекта. Во-первых, она предполагает объединение в единую управленческую систему всех властных органов как федеральных органов государственной власти и управления, так и органов государственной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления для решения как стратегических, так и текущих задач. Во-вторых, данная подфункция обеспечивает формирование единства убеждений, сплочение граждан в целях повышения их правовой активности, создание социально­психологического климата уважения закона, поддержания правопорядка.

Значение этой подфункции резко повышается в условиях отсутствия общенациональной правовой и общегосударственной идеи, либо в условиях аномии.

4. Социально-практическая заключается в утверждении позитивных правовых ценностей, позитивного смысла и цели общественной и индивидуальной жизни, профилактике деморализованного общественного сознания. Она распространяет смысл правомерного поведения, побуждает граждан к посильному участию в противодействии преступности и предупреждении преступлений, вселяет в граждан уверенность в их правовой защите.

Читайте также: