Кто при назначении и осуществлении лекарственной терапии обязан опрашивать пациента

Обновлено: 18.05.2024

а) пункт 1 части 1 после слов "для медицинского применения" дополнить словами "в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств",";

б) в части 2 слова "перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций," исключить;

2) статью 6 4 дополнить частью 3 1 следующего содержания:

"3 1 . Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.";

3) часть 2 статьи 6 10 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) обеспечивает предоставление сведений в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; N 42, ст. 5293; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 1, ст. 9; N 49, ст. 7521; 2019, N 23, ст. 2917; N 31, ст. 4456; N 52, ст. 7780, 7793; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2035) следующие изменения:

1) в пункте 6 статьи 4 слово "ежегодно" исключить;

2) в пункте 1 части 1 статьи 60 слово "сформирован" заменить словами "формируется и не реже одного раза в год пересматривается";

3) часть 7 1 статьи 67 дополнить предложениями следующего содержания: "Правительство Российской Федерации вправе установить особенности ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года. В целях ввода в гражданский оборот лекарственные препараты для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные за пределами территории Российской Федерации до 1 октября 2020 года, могут быть ввезены в Российскую Федерацию до 1 января 2021 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без нанесения средств идентификации.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4765,4791; N 50, ст. 7544; 2018, N 1, ст. 49; N 32, ст. 5092, 5116; N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; N 49, ст. 6958; N 52, ст. 7770, 7799, 7836; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2028; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:

б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: "На территории Российской Федерации государственной регистрации не подлежат медицинские изделия, перечисленные в пункте 11 статьи 4 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, в том числе медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, которые предназначены для использования на территории международного медицинского кластера или на территориях инновационных научно технологических центров.";

2) дополнить статьей 44 1 следующего содержания:

"Статья 44 1 . Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

1. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье - Федеральный регистр граждан), содержащего следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, а также фамилия, которая была у него при рождении;

3) дата рождения;

5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

8) сведения о гражданстве;

9) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);

10) дата включения в Федеральный регистр граждан;

11) диагноз заболевания (состояние), включая его код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем;

12) категория граждан (группа населения), имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, категория заболевания, которая является основанием для обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе с учетом Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;

13) сведения о назначении и отпуске лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, указанных в пункте 12 настоящей части;

14) иные сведения, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.

2. Порядок ведения Федерального регистра граждан, в том числе порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок и сроки представления сведений в указанный регистр устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и включаемые в Федеральный регистр граждан, представляются из:

2) единой государственной информационной системы социального обеспечения.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

3) пункт 5 части 2 статьи 81 дополнить словами ", сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

4) в части 4 статьи 91 1 слова "частями 4, 8 статьи 44" заменить словами "частями 4 и 8 статьи 44, частью 1 статьи 44 1 ".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

4. Действие положений части 7 1 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.

Эффективность лекарственной терапии во многом зависит от того, как связан прием лекарственных препаратов с приемом пищи, ее составом. В большинстве инструкций есть указания: до- или после еды принимать данный препарат. Если нет иных указаний - лекарственный препарат принимают натощак. Приемом натощак считают применение лекарственного препарата не менее чем за 60 мин до еды или через 2 часа после приема пищи. То, чем мы запиваем лекарства – очень важный момент, поскольку, та или иная жидкость (молоко, сок различных фруктов, минеральная вода и пр.) реагирует с лекарственным препаратом, порой с образованием нерастворимых комплексов, разрушая (видоизменяя) действующее лекарственное вещество. Лекарственный препарат оказывается неэффективным. Условия приема лекарственного препарата (до или после еды, разжевывая или нет, чем запивать, чем разводить, надо ли обрабатывать полость рта после приема лекарства и т.п.) должны быть указаны в инструкции к препарату в разделе "Способ применения и дозы".

Приказом Минздрава РФ от 26.03.2001 N 88 утвержден Отраслевой стандарт "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения" 91500.05.0002-2001, в разделе 02.04.02 "Инструкции по применению лекарственного препарата" которого указано, что инструкции по применению лекарственного препарата подразделяются на следующие категории:

- инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов;

- инструкция по применению лекарственного препарата для потребителей (листок - вкладыш).

Инструкция по применению лекарственного препарата для потребителей (листок - вкладыш) - официальный документ, предназначенный для пациента и содержащий информацию, необходимую для правильного самостоятельного применения лекарственного препарата.

При отсутствии каких-либо указаний в инструкции-вкладыше, лекарство следует принимать за 30 минут до еды. Это относится к основной массе лекарственных препаратов.

Любое химическое вещество – это инородное соединение, которое, если речь идет о лекарстве, должно усвоиться в организме человека с наибольшей для его здоровья пользой. Между тем, следование правилам приема может в очень большой, если не решающей, степени повлиять на действие лекарства.

Если назначено несколько лечебных препаратов, принимать их необходимо отдельно. Даже самые безвредные для организма лекарства при одновременном приеме нескольких препаратов, дадут большую нагрузку на желудок и печень. Кроме того, никто и никогда не скажет, как поведут себя, под воздействием индивидуальной среды желудка каждого человека, несколько медицинских препаратов, принятых одновременно. Не вызовут ли они образование в желудке токсических средств. Поэтому прием лекарственных средств нужно развести по времени, чтобы промежуток между приемом составлял не менее 15-30 минут.

Чем запивать?

Лучше всего, если нет специальных указаний, запивать простой кипяченой водой. Вода хороший растворитель и не оказывает влияния на действующее вещество.

Не следует запивать лекарства молоком, т.к. снижается эффективность лекарств, сходных по строению с белками – сердечных гликозидов, кофеина, противоязвенных препаратов. Не следует запивать молоком ферменты. Антибиотики не рекомендуется совмещать с молочными продуктами. Иногда в аннотации к препарату можно встретить прямое упоминание о недопустимости употребления молока.

Установлено, что препараты железа нельзя принимать совместно с молоком и продуктами с большим содержанием щавелевой кислоты и дубильных веществ (крепкий чай, кофе, шпинат, черника).

Препараты кальция не стоит запивать молоком, газированной водой, сочетать с продуктами, богатыми жиром.

Не следует запивать лекарства и чаем. В чае содержится танин, который образует нерастворимые соединения с азотосодержащими средствами.

Отдельно следует сказать об одновременном приеме лекарств и алкоголя. Этого не должно быть категорически. Практика показывает, что именно при подобном сочетании возникают самые тяжелые осложнения. Например, при длительном приеме нестероидных препаратов и алкогольных напитков происходит повреждение слизистой оболочки желудка и может образоваться язва. Антибиотики, при одновременном приеме с алкоголем не только теряют наполовину свои лечебные свойства, но и могут образовывать вредные для организма химические соединения.

Это важно – натощак, до еды, после? Как правило принимают:

- Натощак: настойки, настои, отвары и им подобные препараты из растительного сырья.

- До еды: диуретики;; сульфаниламидные препараты рекомендуют запивать щелочным питьем, например, минеральной водой, во время лечения следует исключить пищевые продукты, содержащие серу (яйца, бобы, томаты, печень); кальция глюконат (исключить продукты, содержащие щавелевую, уксусную и жирные кислоты).

- За полчаса до еды: средства, понижающие кислотность желудочного сока (антацидные и желчегонные средства); противоязвенные препараты, антиаритмические препараты;

- Во время еды: препараты желудочного сока или пищеварительные ферменты, так как они помогают желудку переваривать пищу; водорастворимые витамины (С и группы В).

- После еды: болеутоляющие (нестероидные) противовоспалительные препараты; жирорастворимые витамины (А, D, Е, К), комплексные поливитаминные препараты; средства, которые являются компонентами желчи, сердечные гликозиды (при этом рекомендуется таблетки измельчить, запивать крахмальной слизью, исключить белковую пищу); хлористый кальций
- Независимо от еды: бронхолитики; средства, улучшающие мозговое кровообращение.

Лечение необходимо доводить до конца. Особенно это касается лечения антибиотиками. Ни в коем случае нельзя прекращать прием антибиотиков, даже если симптомы болезни уменьшились или исчезли. Ведь при лечении этими препаратами, сначала погибают наиболее слабые микроорганизмы, потом — более стойкие и в самом конце — все остальные. Если не провести полный курс лечения, то самые стойкие микроорганизмы выживут, приспособятся к этим лекарствам и при последующих заболеваниях они уже будут не чувствительными к данному антибиотику, или чувствительны, но к более высокой, не безвредной для организма, дозе.

Не допускается прием лекарств с истекшим сроком годности. Самое малое, что будет от этого — неэффективность лечения, а самое большое – непоправимый вред здоровью. Ведь при истечении сроков годности, реакция препаратов, при попадании в организм человека, может отличаться в худшую сторону от той, что предусмотрена инструкцией. Это же в ровной мере касается и препаратов, которые хранились неправильно (не соблюдалась температура, влажность, световые предостережения).

О правах пациента на сегодня сказано немало. Их нарушение - довольно актуальная тема, особенно для отечественной медицины. Но не все знают, что существуют и обязанности пациента. Именно пациента - это юридический статус, в отличие от термина "больной". Отметим также, что эти обязанности не символические, они прямо прописаны в российском законодательстве. Что они включают в себя, чем чревато нарушение, каковы могут быть санкции - все это мы с вами разберем далее.

Законодательная база

Говоря о правах и обязанностях пациента, мы будем опираться на следующие законодательные акты Российской Федерации:

  • Конституция государства. Ст. 45 и 46.
  • ФЗ №323, принятый в ноябре 2011 года, - "Об основах охраны здоровья в РФ". Ст. 30.
  • ФЗ №1499-1, принятый в июне 1991 года, - "О медицинском страховании в РФ". Окончательная вариация закона - версия 1993 года. Ст. 6 и 15.
  • ФЗ №2, принятый в январе 1996 года, - "О защите прав потребителей". Ст. 17, 44-46.
  • ФЗ №4866-1, принятый в апреле 1993 года, - "Об обжаловании в судебной системе РФ решений и действий, нарушающих права граждан".

Надо отметить, что основополагающий документ в нашем случае по правам и обязанностям пациента - закон №323. Разберем его детально.

dety 1

Права по ФЗ №323

Права и обязанности пациента - одна из сфер, которые затрагивает закон "Об основах охраны здоровья в России".

Полный перечень прав пациента, согласно ФЗ, следующий:

  • Право на уважительное и гуманное отношение со стороны докторов и прочих медработников, обслуживающего персонала.
  • Проведение как обследования, так и лечения в надлежащих условиях, соответствующих актуальным санитарным и гигиеническим нормам.
  • Право на проведение врачебного консилиума, возможность консультации другого специалиста.
  • Облегчение сильной боли, что вызвана терапией, хирургическим вмешательством и проч.
  • Право на сохранение врачебной тайны о пройденной процедуре, лечении, общем анамнезе.
  • Собственное письменное согласие на врачебное вмешательство, а также информирование со стороны медиков о такой возможности.
  • Право на отказ от врачебной помощи.
  • Получение полной информации о состоянии собственного здоровья, правах и обязанностях пациента и врача.
  • Использование полного пакета медуслуг в рамках актуальной программы медицинского добровольного страхования.
  • Права на возмещение ему (пациенту) ущерба при причинении вреда здоровью со стороны медработников. Но только в случае, если вина врачей будет доказана в суде.

Отметим, что права и обязанности пациентов и медработников будут прямо взаимосвязаны. Что это значит? Права пациента - это обязанности врача, и наоборот.

Продолжаем разбирать законодательный акт.

Обязанности по ФЗ №323

А теперь перечислим обязанности пациента:

  • Соблюдать внутренний распорядок медицинского учреждения, где он (пациент) проходит обследование или лечение.
  • Заботиться о своем здоровье. Что значит утверждение? Не совершать действий, способных нанести вред здоровью - как собственному, так и других пациентов медучреждения.
  • Уважать права врачей, обслуживающего персонала, других пациентов.
  • Информировать лечащего специалиста о своем непонимании/неполном понимании смысла предстоящего врачебного вмешательства.
  • Соблюдать правила поведения, прописанные для пациентов в данном медучреждении. В частности, вовремя являться на назначенные процедуры, осмотры. В случае невозможности визита или опоздания необходимо своевременно предупредить о данном факте своего доктора или средний медперсонал (медсестру).
  • Выполнять предписания лечащего специалиста. Сообщать об обращении к другому доктору за помощью, прекращении назначенного лечения.

И снова связаны обязанности пациента и врача. Права медицинского учреждения будут прямо вытекать из обязанностей его пациентов.

dety 2

Классификация обязанностей

Теперь перейдем уже к более общим случаям. Все обязанности пациента можно разделить на три категории:

  • Предусмотренные российским Гражданским кодексом. Это будут базовые обязанности любого гражданина как заказчика, потребителя услуги в нашей стране.
  • Обязанности, предусмотренные законом "О защите прав потребителей". Тут рассматривается, что должен потребитель любой услуги. В частности, медицинской.
  • Обязанности, предусмотренные именно ФЗ №323, касающегося охраны здоровья российских граждан. Тут пациент рассматривается только как потребитель медицинских услуг.

А теперь имеет смысл более детально ознакомиться с важнейшими обязанностями пациента.

Обязанность заботиться о собственном здоровье

Это ключевой долг любого пациента на территории РФ. Данную обязанность ему прямо прописывает п. 1 ст. 27 ФЗ №323 "Об охране здоровья в РФ".

Заботиться о своем здоровье - декларативная норма, которая иллюстрирует гуманность правовой системы. Поэтому никаких санкций за нарушение данной обязанности не прописано.

dety 3

Прохождение медосмотров: законодательная база

Рассказывая о правах и обязанностях пациентов в медицинском праве, нельзя не коснуться такой темы, как диспансеризация, прохождение врачебных осмотров. Данная профилактическая мера тоже считается долгом пациента. Однако обязанность распространяется не на всех российских граждан - только на некоторые категории работников.

Теперь представим законодательные акты, регулирующие данный вопрос:

  • Статьи 76 и 213 российского Трудового кодекса.
  • ФЗ №273 (версия 2012 года) - "Об образовании в РФ". Статья 48.
  • ФЗ №3132-1 (версия 1992 года) - "О статусе судьи в России". Статья 4.1.
  • ФЗ №35 (версия от 2005 года) - "Об электроэнергетике в РФ". Статья 28.
  • ФЗ №52 (версия 1999 года) - "Об эпидемиологическом, санитарном благополучии в РФ". Пункт 4 статьи 34.

Теперь кратко представим содержание прописанных законодательных актов.

Кто обязан проходить медосмотры?

Еще раз отметим, что данная обязанность пациента в РФ - избирательная. Касается она только следующих категорий лиц:

  • Трудящиеся, занятые на вредных производствах, работники, чья деятельность связана с опасными для жизни и здоровья условиями труда.
  • Работники пищевой промышленности, торговой сферы, области общественного питания.
  • Лица, чья трудовая деятельность связана с любым типом транспорта.
  • Трудящиеся на водопроводных сооружениях.
  • Специалисты, занятые в детских и медицинских учреждениях.
  • Работающие в судебной системе.
  • Трудящиеся в области электроэнергетики.

Указанные выше законодательные акты прописывают для этих категорий обязательные предварительные медицинские осмотры (для подтверждения факта профпригодности), а также периодическую ежегодную диспансеризацию.

Указываются следующие частности:

  • Дополнительная обязанность педагога - проходить внеочередное медицинское обследование по направлению своего работодателя.
  • Работающие в сфере электроэнергетики обязаны проходить предсменные врачебные осмотры, направленные на выявление факта употребления алкоголя, психотропного или наркотического вещества.

Если пациент, относящийся к одной из указанных в списке категорий, отказывается от прохождения медосмотра, его не допускают к трудовой деятельности. Вернуться к работе он может только после удовлетворительного прохождения данного профилактического обследования - если оно подтвердит его профпригодность.

dety 4

Обязанности страдающих от опасных заболеваний

Весьма важная тема в общем рассказе об обязанностях пациента и профессиональной роли врача. Здесь мы будем опираться на Постановление российского Правительства №715 (2004 год) - "Перечень социально значимых болезней, патологий, что являются общественно опасными".

Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:

  • Пройти врачебное обследование.
  • Заниматься полноценным лечением патологии согласно рекомендациям своего доктора.
  • Не допускать рецидива, обострения путем принятия профилактических мер.

В Перечень входят следующие заболевания:

  • ВИЧ.
  • Гепатит формы В и С.
  • Туберкулез.
  • Дифтерия и проч. (всего 15 наименований).

Обязанности проходящих лечение

Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:

  • Соблюдать режим лечения. Даже если он предписывает их временную нетрудоспособность.
  • Не нарушать правила внутреннего распорядка конкретного лечебного учреждения (п. 3, ст. 27 ФЗ №323).
  • Обязательство выполнять рекомендации врача, принимать прописанные лекарства, проходить назначенные процедуры, предоставлять полную исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. На практике же это обязательство имеет декларативный характер - пациента не ждет никакое наказание, если он забудет, скажем, вовремя принять таблетки. Или заменит дорогостоящее лекарство дешевым аналогом.
  • Обязательство содействовать медицинской организации в надлежащем и полном исполнении предоставляемых ему (пациенту) врачебных услуг. Основа для такого утверждения - положения о договоре подряда, что прописаны в ст. 718 Гражданского кодекса.
  • Соблюдать режим лечения, правила поведения пациента, утвержденные внутренними актами (распоряжениями, приказами и проч.) медучреждения - поликлиники, стационара и др.

dety 5

Что такое "несоблюдение режима лечения"?

Четкой трактовки данного словосочетания не существует. Чтобы определиться с его сутью, мы будем опираться на Приказ Министерства соцразвития и здравоохранения РФ №624н (принят в 2011-м) - "О порядке выдачи листков нетрудоспособности".

Данный акт под нарушением режима лечения определяет следующие действия/бездействие:

  • Самовольное оставление стационара.
  • Поездки в другой административный район без разрешения на то лечащего врача.
  • Несвоевременная явка на назначенный прием.
  • Выход на работу без закрытия листка временной нетрудоспособности.
  • Отказ от прохождения медико-социальной экспертизы.
  • Неявка на назначенную процедуру медико-социальной экспертизы.
  • Прочие нарушения.

Все вышеуказанное лечащий доктор правомочен отметить в листе временной нетрудоспособности пациента.

Если перейти к врачебной практике, то несоблюдение предписаний доктора обычно следующее:

  • Отказ от принятия прописанных лекарств.
  • Отказ от анализов, иных медицинских вмешательств.
  • Неявка на профилактический медицинский осмотр.

Санкции при оформлении листка временной нетрудоспособности

Наказание за нарушение обязанностей пациента может быть назначено гражданину при оформлении им больничного на работе. Проявляется оно в снижении объема пособия по временной нетрудоспособности.

В России данная санкция регулируется ч. 1 ст. 8 ФЗ №255 (принят в 2006-м) - "Об обязательном соцстраховании гражданина на случай временной нетрудоспособности". Достаточным основанием для применения санкции считается следующее:

  • Нарушение во время временной нетрудоспособности режима лечения, прописанного врачом, без наличия на то уважительных причин.
  • Неявка на назначенный врачебный осмотр, медицинскую экспертизу гражданина в случае отсутствия у него уважительных причин.
  • Травма или заболевание, которые случились в результате алкогольного, наркотического, токсического опьянения пациента. Или его действий, напрямую связанных с подобным состоянием.

Из всего сказанного есть одно исключение. Размер пособия по временной нетрудоспособности запрещено снижать лицам, если она (нетрудоспособность) связана с полученной на производстве травмой, несчастным случаем на работе.

dety 6

Отказ в лечении - санкция?

Многих пациентов интересует: может ли медицинская организация в силу каких-то причин отказать им в лечении? Нет, это невозможно ни при каком нарушении обязанностей пациента. Законодательное обоснование такого утверждения следующее:

  • ГК России, ст. 772. Опора на то, что договор на оказание медуслуг - публичный. Медицинское учреждение не может не оказывать свои услуги, если у него есть возможность их предоставлять.
  • Определение Конституционного суда №115-О (представлено в 2002 году).

Оплата медуслуг

Пациент обязан оплатить добровольно оказанные ему медицинские услуги, если они относятся к платным, по той стоимости, что прописана в заключенном с ним договоре.

Дополнительно важно следующее:

  • Если договор подразумевает предоплату, то невнесение ее в срок будет расцениваться как отказ от предоставления услуг.
  • Если пациент отказался от выполнения условий договора, он все равно должен оплатить медицинской организации фактически понесенные ею расходы.

dety 7

Нет таких сфер, где бы человек обладал только правами. Гражданское общество всегда означает наличие и обязанностей. Медицинская сфера тут не будет исключением. Права и обязанности есть и у пациента, и у врача, и у медучреждения в целом.

Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением.

Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного и ученых, работающих в сфере здравоохранения.персонала

Основная цель кодекса – упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.

Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.

Морально - этический кодекс врача и пациента состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами, взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.

1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение

1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

1.5. Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания

1.6. Права – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

1.7. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

1.8. Конфликтные ситуации:

  • оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное инеобоснованное выполнение диагностических, лечебных,профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровьюпациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

2. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
  • информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц,непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;
  • обследование,лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • облегчение боли,связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
  • отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья,применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;
  • на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;
  • на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;
  • запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи

3. Обязанности пациента

  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;
  • представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
  • выполнять медицинские предписания;
  • сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы: (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);
  • соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;
  • сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.

4. Обязанности врача в отношении к пациенту

  • заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя их по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;
  • письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;
  • рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур;
  • перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;
  • обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;
  • соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);
  • информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;
  • разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;
  • ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;
  • держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.

5. Права врача

Врач имеет право:

5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:

  • если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и ;персонала
  • в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка медицинской организации;
  • при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил;
  • когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.

5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.

5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.

5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.

6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом

6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:

  • оказание пациенту медицинской помощи не надлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.

6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство(либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.

6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.

6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением.

Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного и ученых, работающих в сфере здравоохранения.персонала

Основная цель кодекса – упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.

Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.

Морально - этический кодекс врача и пациента состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами, взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.

1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение

1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

1.5. Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания

1.6. Права – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

1.7. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

1.8. Конфликтные ситуации:

  • оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное инеобоснованное выполнение диагностических, лечебных,профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровьюпациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

2. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
  • информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц,непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;
  • обследование,лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • облегчение боли,связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
  • отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья,применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;
  • на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;
  • на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;
  • запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи

3. Обязанности пациента

  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;
  • представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
  • выполнять медицинские предписания;
  • сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы: (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);
  • соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;
  • сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.

4. Обязанности врача в отношении к пациенту

  • заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя их по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;
  • письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;
  • рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур;
  • перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;
  • обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;
  • соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);
  • информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;
  • разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;
  • ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;
  • держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.

5. Права врача

Врач имеет право:

5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:

  • если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и ;персонала
  • в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка медицинской организации;
  • при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил;
  • когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.

5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.

5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.

5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.

6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом

6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:

  • оказание пациенту медицинской помощи не надлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.

6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство(либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.

6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.

6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также: