Какое из приведенных определений выражает сущность права обеспечивает организованность

Обновлено: 16.05.2024

Право - система особых правил поведения (правовых принципов и юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни[1] (Петров А.В.).

Право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения, выражающих государственную волю общества, принятых или одобренных государством, обеспеченных его принудительной силой и направленных на регулирование общественных отношений[2] (Цыганов В.И.).

Право - система общеобязательных формально-определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений[3] (В.И. Леушин).

Признаки:

1) Системность.Право – это система, а не простая совокупность норм. Система характеризуется иерархичностью, взаимодействием, согласованностью, непротиворечивостью. Нормы права взаимосвязаны между собой таким образом, что действие одной нормы нередко вызывает действие другой нормы. Кроме того, право дифференцировано по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования. Конечным элементом этой системы является норма права, более крупными элементами – институты и отрасли права.

2) Общеобязательность. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Право распространяется на всех субъектов, подпадающих под его действие, независимо от их отношения к нему (в этом общий характер). Общеобязательность – не синоним общеохватности. В праве есть нормы, которые касаются лишь определенных категорий граждан (например, только пенсионеров, только военнослужащих и т.д.). Право обязательно и непререкаемо в принципе, в нем изначально заложен момент императивности. "Право, регулируя общественные отношения, является обязательным для всех участников данных общественных отношений"[4].

3) Формальная определенность.Право содержится в определенных официальных письменных формах (нормативно-правовых актах, то есть законах и подзаконных актах). Право – это не просто какие-то мысли, идеи, а строгая внешняя реальность.

5) Связь с государством.Право устанавливается и охраняется государством, в том числе и с помощью мер государственного принуждения.

6) Регулирование общественных отношений. Право – это важнейший регулятор отношений между людьми и их коллективами.

Право – это единство объективного и субъективного. Объективное право - это право, выраженное в системе согласованных, внутренне упорядоченных между собой норм. Объективное право отражено в правовых нормах, которые содержатся в законах, иных актах, являющихся источниками права. Субъективное право – это основанная на законе возможность совершения определенных действий (например, право гражданина на судебную защиту). Субъективное право – это те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности.

Содержание права. "По содержанию право представляет собой систему особых правил поведения. "[5]

Форма права."Право внешне выражается и существует в форме общеобязательных норм, устоявшихся в общественном сознании; общих правил поведения, закрепленных в официальных государственных документах. "[6]

Сущность и социальное назначение права. Основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения права

Сущность любого явления – это его важнейшая глубинная черта, которая выражается в воле, лежащей в его основе. Сущность права - это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. Праву свойственен волевой характер, поэтому важно, чью волю оно выражает, чьи интересы воплощает.

Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей.

"Определить сущность и социальное назначение права - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через право в своей деятельности"[7].

На основе волевого подхода разработаны 3 подхода к сущности права: классовый, общесоциальный, дуалистический.

С точки зрения классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс), сущность права – это воля экономически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода, сущность права это воля всего общества, обусловленная его основными интересами и потребностями, то есть экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими, географическими и другими условиями его жизни[8] (Цыганов В.И.)."По сущности право - это общая воля субъектов социальной жизни, направленная на закрепление форм отношений, позволяющих упорядоченно реализовывать их основные интересы"[9].

"В соответствии с общесоциальным подходом источником и основой права изначально является воля всех социальных групп, составляющих гражданское общество[10]" (Петров А.В.).

"Социальное назначение права при таком понимании заключается в том, чтобы, опираясь главным образом на средства убеждения, достичь компромисса между интересами различных социальных групп[11]" (Петров А.В.).

Право обеспечивает управляемость всем обществом, способствует его сохранению и поступательному развитию. В наличии права заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. Право призвано регулировать общественные отношения.

Сущностью права является именно общая воля (воля всех), а не сумма воль отдельных индивидов. Общая воля является результатом взаимодействия и борьбы частных воль за свои частные интересы. Общая воля есть результат достигнутого общественного компромисса. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы права и рассматривается обществом как несправедливость. Сущность права – это государственная воля общества.

Социальное назначение права с позиций классового подхода состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса.

Социальное назначение права с позиций общесоциального подходасостоит в выражении и обеспечении общих интересов всего общества, согласовании потребностей различных социальных групп, в защите интересов отдельных индивидов, разрешении возникающих противоречий и конфликтов, Право - это средство достижения социального компромисса, согласия и примирения.

Следует также учитывать, что сущность права, как и любого другого явления, качественно не меняется. Сторонники дуалистического подхода утверждают, что вплоть до формирования либерально-демократических политических систем, право было орудием в руках экономически господствующего класса. А в современных условиях право выражает волю всего общества. Поэтому дуалистический подход неверен.

"С позиций дуалистического подхода социальная воля, реализующая себя в праве, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Соответственно, право одновременно выражает волю экономически господствующего класса и несет в себе элементы воли всех основных социальных групп общества, объективно заинтересованных в порядке, стабильности общественных отношений. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изменяется соотношение между классовой и общесоциальной сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития человеческого общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества, сущность права все более меняется в сторону ее общесоциальной направленности"[12].

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика - это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы.

Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.

Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.

Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:

то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная сторона),

то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

  • - классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),
  • - общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

В отечественной юридической литературе сущность и содержательные свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что экономически господствующий класс, помимо конституирования государства, придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания происхождения, природы и назначения государства, превращал право в средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли одним классом другим.

Сущность любого права заключается в тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития.

Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.

Таковыми служат свойства права, показывающие:

  • а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие,
  • б) чью организованную волю они выражают,
  • в) кем такая воля официально формируется,
  • г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, - воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.

Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную в виде правовых норм.

Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных общественно - экономических формациях. А в те межформационные периоды истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и функциональными связями, которые всегда имеются между государством и правом.

Органическим продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ним раскрывают его единую природу.

Содержание права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.

Как и многим другим социальным масштабам поведения, в содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.

Таким образом, содержание права состоит в системе формально - определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.

В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные свойства (признаки) права, как:

  • а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и иных нормативно - правовых актов;
  • б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в словесно - документальном виде;
  • в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает под субъективный состав данной нормы;
  • г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;
  • д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществленность.

Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм выражения права, закон может не выражать сути права как целостной системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами справедливости, свободы и правды, с ценностями и приоритетами земной цивилизации.

Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент связанный с государством.

Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет свою специфическую форму. Если сущностью и содержанием права олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется его природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и функционирования.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно - историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.

Цель работы раскрыть понятие права во всех существующих аспектах.
Исходя из поставленной цели, задачи работы можно определить следующим образом:
Дать полную характеристику понятия права;
Определить сущность и происхождение права;
Раскрыть функции права;

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.doc

  1. Понятие права…………. ……………………………………………… …4
  2. Происхождение права……………………………………………………..5
  3. Сущность права……………………………………………………………8
  4. Функции права……………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………..14

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Цель работы раскрыть понятие права во всех существующих аспектах.
Исходя из поставленной цели, задачи работы можно определить следующим образом:

  • Дать полную характеристику понятия права;
  • Определить сущность и происхождение права;
  • Раскрыть функции права;

При исследовании использован традиционный диалектический метод, а также элементы метода анализа и синтеза.

1. Понятие права

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (Конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного "огосударствления".

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

3. Сущность права

Сущность права не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С точки зрения формальной стороны, любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться только данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сути.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого определялось как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство обеспечения, главным образом, интересов правящей группы.

Существует также общесоциальны й подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными, выделяют и другие подходы к сущности права - религиозный, национальный, расовый и иные, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней, в зависимости от исторических условий, на первый план может выступать любое из выше перечисленных начал.

4. Функции права

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеется в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу необходимость самого данного явления.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно: в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких).

Если следовать широкому значению функции права, то среди них можно выделить, например, следующие:

- политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

- воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Нормативно-правовой акт , источник (форма) права , судебный прецедент , естественное право , правовой обычай .

1) установлена государством

2) имеет письменную форму

3) представление о добре

4) содержит в нормативно-правовых актах

5) внутреннее побуждение

6) охраняется и защищается государством

7) регулятор общественных отношений

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) правовой статус

2) конституция страны

3) правовой обычай

4) постановления правительства

6) политическое участие

4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулируется и поддерживается государством

2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)

4) относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей

5. Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имеет общеобязательный характер

2) обеспечивается силой государственного принуждения

3) за нарушение предусмотрены общественные санкции

4) вступает в силу с конкретного срока

5) закрепляется в актах в письменной форме

6) вводится в действие постепенно

6. Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Сфера действия права шире, чем норм морали.

2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.

3) Нормы права не являются формально определёнными.

4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.

5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.

7. Установите соответствие между видами источников права и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) принимается парламентом страны

Б) является судебным решением по конкретному делу, которому придается общеобязательное значение

B) регулирует наиболее значимые общественные отношения

Г) создается фактически самим судом

Д) является частью иерархической системы

1) юридический прецедент

2) закон как вид нормативно-правового акта

8. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) формальная определённость

Б) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории государства

B) мера общественно значимого поведения

Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д) регулирование общественных отношений

1) только правовые нормы

2) только моральные нормы

3) и правовые, и моральные нормы

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

10. Прочитайте текст и выполните задания

Право и закон

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права. их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм.

10.1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

10.2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

12. Источником (формой) права называют способ официального закрепления норм права. Укажите любые три источника (формы) права и проиллюстрируйте примером каждый из них.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Читайте также: