Какую деятельность запрещало осуществлять врачам правительство древней греции

Обновлено: 02.07.2024


  1. Какие социальные и политические последствия имела эпидемия чумы в Афинах?

  1. Опираясь на материал текста, охарактеризуйте уровень развития медицины в Афинах V в. до н. э.?

  1. Как можно объяснить факт того, что, не будучи врачом, Фукидид был знаком с симптомами и путями передачи инфекционных болезней?

2) Скорее всего, при чтении литературы, он находил подобные болезни и сравнивал с симптомами.

Я думаю, что чума в Афинах и в Ашидоне имеют схожие факторы.В Обоих случаях 1-люди умирали и разлагались на улице,это послужило фактором заражения окружающих.

2- Врачи и их помощники работали с больными и трупами без защиты.

3-Также крысы являются переносчиками чумы(на переднем плане картины), их можно было встретить везде.

4-Была жара, а такая погода усиливает процессы гниения и распространения инфекции.
5- Пониженный иммунитет из-за стресса также является фактором распространения.


  1. Какие два направления в развитии античной медицины описывает Цельс? В чем их отличия? К какому из этих направлений ближе взгляды самого автора?

-правильный образ жизни/терапевтическую

Врачи, изучающие терапевтическое направление медицины, делятся на 2 части – одни утверждают, что нельзя поставить точный диагноз не изучая природу работы организма и внутренних органов( проводят вскрытия человеческих тел и исследуют их устройство и то, как на них влияют те или иные факторы окружающей среды).Другие утверждают, что главное в медицине — опыт. Они наблюдают за состоянием больных, делают выводы о том,что им лучше помогает, а что только усугубляет.

Цельсу ближе всего 1 направление т.к он тоже считает, что не нельзя делать выводы только по поверхностным наблюдениям

2. Какие нравственные вопросы поднимает Цельс? Можно ли его назвать последователем нравственных принципов Гиппократа?

Цельсу интересно изучение живого человека, ибо органы умершего отличаются от органов в их функционирующем состоянии, и осознает необходимость этих исследований, поэтому предложил исследовать умирающего человека.

Да, можно, в своих размышлениях он также придерживается принципа «не навреди.

1. За что критикует Гален Аристотеля?

2. Подчеркните роль участия Галена в лечении гладиаторов.

Гален критикует Аристотеля за то, что тот недостаточно хорошо изучил строение организма человека и выдвинул теорию о том, что мозг служит для охлаждения сердца и вынесен за пределы туловища. Он приводит различные доказательства .

Он работал врачом при гладиаторских боях (было спасено огромное количество жизней благодаря его знаниям). Есть легенда,что во время его работы умерло всего 5 гладиаторов, когда ранее они умирали сотнями.

Домашнее задание


  1. - Оцените моральную позицию Гиппократа в отношении оказания медицинской помощи противнику.

  1. - Дайте оценку этим действиям и объясните их с точки зрения морали рабовладельческого общества.

  1. - Дайте оценку врачебной морали античного общества.

1. Какие недостатки, судя по содержанию текста, были у европейских аптек во времена Парацельса?

наличие не квалифицированных работников аптек;

безответственное отношение к работе, а также с врачами
2. Какие методы предлагает Парацельс для установления контроля над аптеками? Какие из них кажутся вам актуальными?

Проверка знаний аптекарей, порядок в лекарственных средствах.

Потому что Паре рассматривает причины рождения детей с патологией развития не только с теологической стороны ,а и с медицинской .

2. Какие причины врожденных аномалий выделяет Паре? Выделите те из них, которые рассмотрены современной медициной, а также те, которые являлись следствием религиозного мировоззрения, суеверий и заблуждений.

- теологические( слава господьня)

-медицинские(большая или малая величина матки; удары по животу беременной; наследственные болезни )

-заблуждения(чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени;).

- влияние церкви на жизнь людей

Задание 3. Решите данные ситуационные задачи.

1) Смерть испокон веков ассоциировалась у людей со скелетом. Поэтому увидев свои кости, Анна Берта сопоставила их со смертью

2)Проводить вскрытие трупов в то время было запрещено, поэтому у ученых не было другого выбора.

3)Ф.Бэкон придерживается мнения о пользе эвтаназии в тех случаях, когда выздоровление невозможно, и больной испытывает мучения. Я считаю эту позицию гуманной.

4)Кох использовал все возможные меры, чтобы защитить сына от тяжелой болезни.

Задание №4. Рассмотрите иллюстрации. Ответьте на вопросы:

1. Свое открытие Игнац Земмельвайс сделал на 18 лет раньше Листера. Пионерская роль Земмельвайса в изобретении и внедрении антисептики была признана только после его смерти. Почему Игнаца Земмельвейса называют спасителем матерей? Какое открытие он сделал раньше Листера?

Земмельвайс открыл, что если акушерки, врачи и интерны перед принятием родов будут обрабатывать свои руки хлорной известью разведенной в воде, то смертность среди рожениц и новорожденных резко снизится.

Потому что Пастер внес огромный вклад в развитие микробиологии и эпидемиологии, открыв многие опасные виды возбудителей и создав от них вакцины. Также он внес огромный вклад в развитие химии и создал процесс пастеризации.

1. Оцените объективность фактов, описываемых Арнольдом из Виллановы.

Сами по себе наблюдения верные, но их причины могут быть ошибочны. Например, кровопускания летом действительно могут быть опаснее чем весной. Бани летом, действительно могут привести к перегреву организма быстрее ,чем в любое другое время года, а с потом выводятся вредные вещества из организма.

2. Кровопускания и знаки зодиака – две зависимости, которые должны были соблюдаться. А какие еще зависимости в средние века соблюдались при медицинских процедурах?

-физическая активность человека

1. Какие причины болезней называет Авиценна?

2. Забота о детях. Выделите научность текста Авиценны

Эти советы до сих пор помогают мамам нашего времени, это вполне может доказать научность текста. Комната ребенка должна хорошо проветриваться, яркий свет не должен раздражать глаз ребенка. Массаж и купание также рекомендуется проводить по схожим правилам. Врачи все еще рекомендуют кормить ребенка материнским молоком как можно дольше,прикорм вводить медленно начиная с простой,мягкой пищи. Кормилица описана как обычная, здоровая молодая женщина, что действительно делает ее хорошим кандидатом для замены матери.

3. Какими качествами вода должна обладать? Как определить, что ее употребление не опасно?

1.чем легче вода, тем лучше

3.родниковая вода- лучше всех других вод( если протекает по чистым землям)

4.вода в которой водятся пиявки, минеральная вода- хуже обычной, но может обладать полезными свойствами

6. кипяченная вода менее опасна, чем сырая

Семинар 4. Медицина в России в IX-XVIII вв.

2. Насколько ценной представляется авторам текста земная жизнь человека? Что они считают более важным, чем болезнь и смерть?

Жизнь- это испытание. Пройдя его достойно, человек попадает в царство господне, получает вечную жизнь. Именно духовную чистоту, покаяние, соблюдение всех религиозных традиций и в итоге попадание в рай -это высшая цель человека, являющаяся более важной чем все земные страдания.

Церковь и религия -это основной источник здоровья и счастья в жизни человека(если человек живет по заповедям, соблюдает посты, молится и усердно работает). Если посылается ему тяжелое испытание в виде болезни, то только у Бога должен искать он свое излечение

Одолень-трава -Кувшинка белая многолетнее водное растение.В России растёт в европейской части, на Урале , в Западной Сибири , на Северном Кавказе.

Корневище — длинное, горизонтальное, разветвлённое, толстое тёмно-бурое, покрытое остатками черешков листьев.

Листья плавающие, округлые или сердцевидные, в диаметре до 20—30 см, тёмно-зелёные сверху, красновато-фиолетовые снизу. Черешки листьев уходят под воду, иногда на значительную глубину. Бывает, что мелкие водоёмы, в которых растёт кувшинка белая, высыхают, и тогда плавающие листья с длинными гибкими черешками отмирают. Но через некоторое время на корневище появляются маленькие листья на крепких прямостоящих черешках [3] .

Цветки одиночные крупные, 5—20 см в диаметре, слабоароматные, плавающие, с белыми лепестками, постепенно переходящими в тычинки. Чашелистиков три—пять, зелёных. Основание чашечки округлое. Пестик один, с сидячим многолучевым плоским жёлтым рыльцем . Гинецей синкарпный, с полунижней завязью . Цветение начинается с середины лета и продолжается до осени.

Петро́в крест, или чешу́йник [2] , или потаённица, или царь-трава́ ( лат. Lathraéa) — род растений семейства Заразиховые (ранее включался в Норичниковые ).

Растения достигают высоты 15—30 см .

Стебли густо покрыты белыми мясистыми чешуями — видоизменёнными листьями .

Корневая система, присоединяющаяся присосками к корням деревьев, может растягиваться на большие расстояния и соединяться с другими материнскими растениями.

Соцветие — кисть , цветки , в зависимости от вида — от розоватого до пурпурного цвета [3] .

Первые годы растения развиваются под землёй. После развития корневища появляются соцветия , основное время вегетации — весна , во время сокодвижения. Корневище петрова креста растёт в разные стороны, разветвляется и образует так называемые крестовидные соединения — отсюда и его русское название.
Простре́л ( лат. Pulsatílla) — род многолетних травянистых растений семейства Лютиковые . Народные названия сон-трава и подснежники, на Дальнем Востоке также ургульки.

Род включает в себя травянистые многолетние растения с длинным корневищем и прямостоящим стеблем . Высота прострела — от 5 до 40 см.

Стебель, листья и лепестки снаружи волосистые.

Листья — черешковые, собраны в прикорневую розетку.

Цветки одиночные, обычно крупные, бывают разных цветов, с множеством тычинок и пестиков. Прострел цветёт с апреля до мая

Растёт в разреженных сосновых, березовых лесах, в степях, на открытых песчаных холмах, по сухим южным склонам

Девяси́л ( лат. Ínula) — род многолетних растений семейства Астровые (Asteraceae), произрастает в Европе , Азии и Африке .

Многолетние , реже однолетние растения с цельными листьями и жёлтыми крупными соцветиями.

Корзинки с жёлтыми или оранжевыми цветками, одиночные или собраны в кистевидные или щитковидные общие соцветия .

Цветение летом во второй половине.

Широко используется как лекарственное растение , а также как пряность в кулинарии.

Щаве́ль ко́нский ( лат. Rúmex confértus) — многолетнее травянистое растение ; вид рода Щавель семейства Гречишные (Polygonaceae).

Народные названия: лягушачья кислица, кислица конская, щавель густой, огнёвка грыжная, авелук.

Корневище короткое, слаборазветвлённое, многоглавое, толстое с многочисленными придаточными корнями .

Стебли прямостоячие, чаще одиночные, голые, бороздчатые, ветвистые в верхней части, высотой до 90—150 см и толщиной до 2 см.

Листья очерёдные, розеточные и нижние стеблевые удлинённо-треугольно-яйцевидные с сердцевидным основанием, тупые, по краю волнистые, на верхушках тупые, длиной до 25 см и шириной до 12—13 см, с длинными, сверху желобчатыми черешками; верхние стеблевые — меньшего размера, у́же и острее, с более короткими черешками, яйцевидно-ланцетовидные. Нижняя часть листовой пластинки, особенно по жилкам, густо опушена жёсткими короткими волосками. Все листья черешковые, верхние — на коротких черешках . При основании черешков образуется плёнчатый раструб красноватого цвета, охватывающий стебель. На вкус листья не кислые.

Цветки мелкие, зеленовато-желтоватые, обоеполые, собраны небольшими мутовками в узкое, длинное и густое метельчатое соцветие — тирс . Цветки с простым шестилепестным околоцветником , внутренние доли его при плодах округло-сердцевидные, сетчатые, с зазубренными краями; на одной из них развивается крупный желвачок, на двух других — более мелкие. Завязь одногнёздная, один из трёх нитевидных столбиков обычно с крупным вздутым уплотнением, рыльца кистевидные. Цветёт в мае — июне.

Полы́нь ( лат. Artemísia) — крупный род травянистых или полукустарниковых растений семейства Астровые (Asteraceae).Полыни — дву - и многолетние (реже однолетние ) травы и полукустарники высотой 3—150 см, с толстым деревянистым корнем.

Стебли обыкновенно прямые. Всё растение имеет более или менее густое беловатое или сероватое опушение, часто серебристые или войлочные.

Листья всего чаще лапчато- или перисто-раздельные, очередные, рассечённые, реже цельные и цельнокрайные, доли мелки и тонки. Нижние листья более крупные, чаще на длинных черешках, средние и верхние — мельче, менее рассечены, обычно сидячие.

Цветки чрезвычайно мелки, чаще жёлтые, иногда красноватые, собраны в мелкие соцветия — головки — яйцевидные, чашевидные или почти шаровидные корзинки 1—10 мм диаметром с черепитчатыми листочками обёртки. Соцветия состоят из тончайших трубчатых обоеполых цветов, причем краевые нитевидны и однополые пестичные; все соцветие окружено черепитчатой поволокой. Головочки цветов собраны в длинные кисти, колосья или метелки. У одних видов в корзинках 1 ряд пестичных трубчатых краевых цветков и более многочисленные обоеполые цветки диска (подрод Artemisia); у других цветки диска тычиночные (подрод Draclinculus) или все цветки в корзинках — обоеполые, трубчатые (подрод Seriphidium).
Чистоте́л ( лат. Chelidonium) — олиготипный род двудольных растений семейства Маковые (Papaveraceae). Таксономическое название рода опубликовано шведским систематиком Карлом Линнеем в первом томе работы Species plantarum.

Как правило, в роду Чистотел выделяют всего один вид Chelidonium majus (Чистотел большой), однако в отдельных источниках выделяют также ещё как минимум один вид Chelidonium asiaticum (Чистотел азиатский), ранее считавшемся подвидом Chelidonium majus.

Медицина древней Греции

В древнегреческой медицине болезнь изначально рассматривалась как божественное наказание и исцеление, буквально как дар богов. Однако к V веку до н. э. были предприняты попытки определить материальные причины болезней, а не духовные, и это привело к переходу от суеверия к научному исследованию, хотя в действительности оба этих подхода никогда не были полностью разделены. Таким образом, греческие врачи стали проявлять все больший интерес к самому организму и изучать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения.

Греческие взгляды на здоровье

Греческая медицина – это не единая совокупность знаний и практик, а скорее разнообразная совокупность методов и убеждений, которые зависели от таких общих факторов, как география и период времени, а также от более конкретных факторов, таких как местные традиции и пол и социальный класс пациента. Тем не менее, общие темы, проходящие через греческую медицинскую мысль, включали озабоченность положительными и отрицательными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может что-то сделать со своим недугом, в отличие от фаталистического и духовного мышления более ранних времен. Также у древних греков существовал уже широкий список различных врачебных рекомендация, например, что делать при изжоге, как вылечить ту или иную хворь.

Однако различие между духовным и физическим мирами часто размыто в греческой медицине, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления, но также и высококвалифицированным практикующим врачом. Пациенты в его различных святилищах (особенно в Эпидавре) призывали бога давать советы по исцелению во сне. Благодарные пациенты на месте часто оставляли памятники, раскрывающие некоторые проблемы, которые необходимо было лечить, например слепоту, червей, хромоту, укусы змеи и афазию.

бог Асклепий

Асклепий – бог медицины в древней Греции.

Было установлено, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод и травма, являются важными факторами здоровья людей и могут смягчать или усугублять симптомы болезней. Было также признано, что физическое состояние человека также может влиять на тяжесть или подверженность болезни. Также было стойким убеждение, что лучшее понимание причин симптомов болезни может помочь в борьбе с самой болезнью. С большим познанием в анатомии также пришло убеждение, что баланс различных жидкостей в теле человека может быть причиной того или иного заболевания. На основе подобных убеждений впоследствии формировалась народная медицина, скажем, те же народные средства от изжоги вполне возможно что идут корнями еще от древнегреческих представлений о балансе жидкостей в организме.

Греческие медицинские труды

Гиппократ

Труды Гиппократа касаются всевозможных медицинских тем, но могут быть сгруппированы по основным категориям: диагностика, биология и анатомия, лечение и общие рекомендации для врачей.

Другим важным источником наших знаний о древнегреческой медицине являются фрагментарные тексты из греческого корпуса натурфилософии, датируемые VI-V в. до н. э. Философы в целом, видя пользу хорошего здоровья для ума и души, часто были прямо или косвенно связаны с человеческим телом и медициной. Среди знаменитых греческих философов, имеющих отношение к медицине можно выделить Платона (того самого знаменитого ученика Сократа и учителя Аристотеля), Эмпедокла Акрагского, Филистимского Локри и Анаксагора.

Врачи и практики

Медицина древней Греции

Знаменитая клятва Гиппократа была на самом деле религиозным документом, гарантирующим, что врач действует в рамках общественных ценностей. Помимо этого практикующий врач клялся Аполлоном, Гигиеной и Панацеей уважать своего учителя, не навредить намеренно, никоим образом не оскорблять пациентов, не использовать нож и не нарушать конфиденциальность между пациентом и врачом.

В лечении часто использовались натуральные растения, такие как травы и корни, но также могли быть использованы различные амулеты и брелки. Хирургии, как правило, избегали, поскольку она считалась слишком рискованной, но могли быть выполнены незначительные операции, особенно в отношении солдат, раненых в бою.

Медицинские услуги во время войны

Раненые солдаты на самом деле были одним из лучших способов для античного врача расширить его знания о человеческом теле и его внутренней работе. Вероятно, также был меньший риск возникновения проблем в случае неудачного лечения, что могло случиться с частными пациентами. Помимо проблем со здоровьем, которые могли также затронуть гражданских лиц, таких как недоедание, обезвоживание, переохлаждение, лихорадка и брюшной тиф, врачам, которые лечили солдат, приходилось иметь дело с ранами, нанесенными мечами, копьями и стрелами. Врачи знали, как важно удалять инородные тела, такие как наконечники стрел, из раны и что необходимо правильно очищать рану (именно поэтому наконечники стрел стали делать заколотыми, чтобы их было труднее удалить и, следовательно, они были более смертоносными).

Медицина древней Греции

Греческие врачи знали, что важно предотвратить чрезмерную потерю крови как можно быстрее. Хирургия в древней Греции также могла включать использование опия в качестве анестезирующего средства, хотя применение анестетика в то время все-таки было редким.

После операции раны закрывали швами из льняной нити, а рану перевязывали льняными повязками или губками, иногда пропитанными водой, вином, маслом или уксусом. Листья также могли быть использованы для той же цели. Было также сформировано послеоперационное лечение – древние греки отлично знали важность правильной диеты и здорового питания.

Открытия и разработки

Греческая медицинская практика, разумеется, включала ошибки, возможно даже смертельные, но именно греческие врачи стоят в основе современной медицины в ее привычном виде.


Своё начало древнегреческая медицина, как и вся греческая культура, берёт ещё Минойской цивилизации, возникшей в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) с центром в Кноссе на острове Крит, в Эгейском море. Первые достоверные сведения о медицине древней Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.




Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славяно-русским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень и лось. Имя известно и в славянской мифологии — Лель. Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.


На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).

На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, бассейн с минеральными водами из источника, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.


Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи.


В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение. Храм Асклепия в Эпидавре и называют главной здравницей древнего мира.

Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь бога Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекали тексты, описывающие удачные исцеления.

Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.


В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий, сын Аполлона гиперборейского, был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.


Как основная богиня деторождения наряду с Артемидой, Илифия имела множество святилищ во многих местах Греции, начиная с неолита и кончая римскими временами, что указывает на то, что она была чрезвычайно важна для беременных женщин и их семей. Дочери Геры и Зевса Илифии молились и оставляли богатые приношения призывая её для помощи при родах, оставляли вотивные дары благодарности за успешные роды. Археологические свидетельства терракотовых статуэток с изображением детей, найденных в святилищах Илифии, предполагают, что родители молились ей о защите и заботе о своих детях. Акушерки играли важную роль в древнегреческом обществе, женщины всех классов могли быть акушерками, причем многие из них были рабынями, получив лишь эмпирическую подготовку или некоторую теоретическую подготовку в акушерстве и гинекологии.
Более образованных акушерок, обычно из высших классов, называли ятренами , отсюда происходит слово «Педиатрия«.

Роженицы молились богине Илифии, чтобы облегчить боль при родах и ускорить роды. Каллимах записал гимн:

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. До н.э.) - первая акушерка

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. до н.э.) — первая акушерка

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но о на была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.


Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя.


Древнегреческие врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, клистиры.

Прогревающие процедуры в древней Греции.

грелки

В древнем Пафосе и на острове Кипр во время раскопок найдены глиняные грелки I века до н.э. в форме частей человеческого тела.

грелка для рук

Исследователи предполагают, что это своего рода грелка, действовавшая как разогревающее средство, плотно прилегающее к больному месту, как пластырь (emplastra) или грелка древних.

Глиняные сосуды с очень тонкими стенками, форма которых соответствует разным частям тела: руки, ступни, колени, уши.

грелка для ног

Предполагается, что в глиняные грелки заливали тёплую жидкость, вероятно, горячую воду или горячее оливковое масло и прикладывали к больной части тела, чтобы вызвать гиперемию и облегчить боль.


Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично. Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.



Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам храма, и жрецы Асклепия использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было природным и естественным, и выражалось в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков. С помощью природных факторов, воздействующих на больного, древнегреческий врач пытался разбудить в больном внутренние силы организма, способные победить болезнь и помочь больному излечиться.


Подобно тому, как с словом баять сочеталось понятие лечения, так сочеталось оно и с корнем vid (ведать) в санскрите: vaidya — медик и мудрец, vaidya — лекарство, литов. waistas — то же, waistitojis — медик, серб. видати — лечить, вида — лекарь, илл. is-vidati, is-vidagne — лечить, леченье, русск. вещетинье (Волог. губ.) — лекарство, англос. wita, witega, сканд. vitkr, др.-нем. wizago — чародей, пророк (== ведун). Слово врач от санскр. bri — говорить (звук б изменился на в, как это случается довольно часто: бой и вой-на, болий и велий и пр.), кельт. bri — слово, brudiwr — предсказатель, пророк; от того же корня образовались в русском глаголы: врукати (ворчать, бормотать) и врати (первоначальный смысл: говорить, издавать звуки); серб. врач — колдун, заклинатель, предвещатель, как у нас в старину врачевать означало: колдовать. Лекарь (от лек, серб. лиjек — лекарство), лит. lekorus, готск. lekeis, др.-вер.-нем. lahhi — medicus, сканд. la’eknir, шв. lakare, дат. lage, анг. leech — знахарь, ср.-вер.-нем. lachenaere, lachenaerinne — колдун и колдунья.


Народное врачевание издревле и доныне совершается чрез заговоры и нашептывания; греки, по свидетельству Гомера, лечили заговорами, римляне употребляли против болезней carmina; песням и музыке славянское поверье приписывает целебные свойства от телесных и душевных недугов. Ипатьевская летопись упоминает о гудце, который мог привораживать зельем (озелить — околдовать) и песнями:

“по смерти же Володимере, оставшю у Сырьчана единому гудьцю… посла и во Обезы, река: Володимер умерл есть, а воротися, брате! пойди в землю свою; молви же ему моя словеса, пой же ему песни половецкия, оже ти не восхочет, дай ему поухати зелья именем евшан”.

В Патерике Печерском читаем: “и много от врачев, волхвов же помощи искаше”. То же сопоставление встречаем в старинной песне, где жена, притворяясь больною, посылает своего мужа: “ты поди дохтуров добывай, волхви-то спрашивати”. Муж приводит к ней скоморохов. В псковской летописи доктор Бомелий назван волхвом.

Молитвы, следовательно, возглашались и при вечерней заре и ночью при восходе месяца и возжении блестящих звезд, причём, следуя старинному обряду. Нашептывание заговоров появилось, вероятно, позднее, когда в них стали видеть таинственное, заповедное знание, которое должно быть скрыто от всех непосвященных.

В архаическое и классическое время истории древней Греции хоровая торжественная песнь в честь Аполлона-Пеана использовалась в различных религиозных, политических событиях в жизни общины, и личной жизни: в битве, во время празднования победы, на праздниках частного и семейного характера и др.; общие предназначения хорового песнопения состоят в создании диалога между божеством и человеком, который обращался к богу с просьбой или благодарил божество за благополучие и спасение.


Основными поводами для исполнения такого рода гимнов были: религиозный праздник в честь Аполлона; ситуация болезни или эпидемии (например, чумы), когда Аполлон рассматривался в его ипостаси целителя (Il., I, 473); военные действия (Il., XXII, 391, Aesch. Sept., 635); симпосиальный контекст – на симпосиях пеаны исполнялись в унисон после возлияний (Alcman., fr. 98, 2; Aeschyl. Ag., 247; Plat. Symp., 176a; Athen., IV, 31, p. 149c); на официальных общественных мероприятиях, например при заключении мирного договора (Xen. Hell., VII, 4, 36). Пеаны могли посвящаться не только Аполлону, но и другим богам – Зевсу (Xen. Anab., III, 2, 9), Посейдону (Xen. Hell., IV, 7, 4), Дионису, Асклепию и Гигее.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тема № 1. ЭТИКА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность.

Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действия человека в обществе с помощью норм.

Нравственность -система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , добра и зла , сочувствия , дружбы , смысла жизни , самопожертвования . Выработанные этикой понятия — милосердие , справедливость , дружба , солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков

Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья

Классификация этических ценностей

Всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели , то есть самореализацию . Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины . Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю , цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

Функции этики:

В этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев

2. Медицинская этика.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача.

Этапы развития медицинской этики:

Принципы медицинской этики: справедливость, благодеяние, непричинение зла

Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.

Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:

Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость.

- Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор “Никомаховой этики”, “Большой этики”.

Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах.

Одним из самых древних медико- этических документов является “Клятва Гиппократа”.

Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.

Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства . Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.

2. II этап развития Медицинской этики – это становление монотеистических религий (буддизм, христианство, ислам).

3. III этап развития Медицинской этики – это создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации.

В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно , достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г . Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803).

4. IV этап развития Медицинской этики- Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики , в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.

Иеремия Бентам - британский юрист и мыслитель (первая треть 19 века) является виднейшим представителем утилитаризма В основе его этической теории лежит принцип полезности.

Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов.

Бентам составил своего рода шкалу – “лестницу удовольствий” и “лестницу страданий”, с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: “ И удовольствие, и боль мы можем “сосчитать”. Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

5. С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика.

Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти.

Принципы биоэтики – соблюдение:

- свободы воли и выбора,

Исторические модели моральной медицины:

Модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил другие принципы:

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом .

В 19-20 вв. огромный вклад в развитие медицинской этики внес Анатолий Федорович Кони (выдающийся судебный деятель России конца XIX начала XX века, ученый-юрист). А. Ф. Кони обладал энциклопедическими знаниями в области русского и зарубежного права, истории, философии, медицины, психологии. Один из аспектов его деятельности являлась разработка нравственно-этических принципов врачебной деятельности, в частности вопрос врачебной тайны.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

1. Научный раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников

2. Практическая область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности

Основные аспекты медицинской этики:

• медицинский работник и общество;

• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

• медицинский работник и пациент;

• медицинский работник и родственники пациента;

• взаимоотношения представителей медицинских профессий;

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы.

Читайте также: