Кто установил оплату государственных должностей в древних афинах

Обновлено: 30.06.2024

Возникло на территории Аттики. Образование Афинского государства началось с проведения реформТесея в ХIII век до н.э. . При нем объединились 12 обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах.
Реформы Солона были результатом конфликта между демосом и родовой аристократией, направленный на урегулирование этих конфликтов.
- Солон отменил все задолженности, долговые рабы освобождались, а проданные за границу выкупались (долговая реформа).
- Установил максимальный размер земельных владений. Можно было дробить и покупать свободную землю, но передела земли, как просила беднота, не было.
- Цензовая реформа. Отменил все наследственные привилегии на привилегии богатства.
- Свобода завещаний.
- Население делилось по 4 группам. Делились на основе прибыли жидких и сухих продуктов с земли. Пятисотмерники, всадники(300), зевгиты(200), феты.
- Судебный орган – Гелиэя(суд присяжных), в него мог попасть любой гражданин. Народное собрание принимает законы, обсуждает важные гос.дела.
- Учрежден орган управления – совет четырехсот.
Аристократия возмущена, а желания демоса не удовлетворены до конца. Родовая аристократия получила удар.
Реформы Клисфена:
- распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
- Учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
- Разделил страну по демам на 30 частей(триттии). Каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа"
- Закон об остракизме. Это изгнание лица, имеющего сильное влияние, что может служить основой тирании. Решался этот вопрос на голосовании остраконами – черепки для голосования.

Главные должностные лица: стратеги и архонты.
Коллегия стратегов: 10 членов, избранных на Народном Собрании, женатые с недвижимостью.
Стратеги распоряжались средствами для содержания армии, флота, собирали военные налоги, управляли доставкой продовольствия в Афины. Также они принимали капитуляцию и заключали перемирие, вели следствие, были председателями в судах по военным преступлениям. Они имели право срочного созыва Народного Собрания или Совета Пятисот и принятия срочных мер.

С ростом полномочий стратегов, значение архонтов падало. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов от фил.

Реформы Эфиальта:
- Лишение ареопага политической власти;
- Вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
- Право контроля за магистратами - Совету 500 и Народному Собранию;
- По окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
- Законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

Реформы Перикла:
- Разделение властей (законодательная – Народному Собранию, исполнительная - Совету 500, судебная - гелиэе);
- Жеребьёвка на выборах всех должностей;
- Введение оплаты должностей;
- Гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители - афиняне).

Во главе власти стояли два архагета. Власть передавалась по наследству. Каждые 8 лет гадали по звездам. Гадание решало отстранить их от должности или нет. Иногда отстраняли и без гадания.
Сначала обладали полной властью. В дальнейшем их права урежутся.

Совет старейшин (герусия). 28 геронтов избирались пожизненно на народном собрании знатных спартанцев. Геронтом можно было стать, достигнув 60 летнего возраста.Сначала направляла работу народного собрания. Позднее, если два архагета или геронты были не согласны, то могли воспрепятствовать решению, покинув собрание. Также занималась дипломатией, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и судила архагетов.
Народное собрание. Состав – спартиаты от 30 лет и старше. Изначально созывались вождями. Выступать на них могли должностные лица, иностранные послы. Участники слушали и голосовали. Собрание созывалось раз в месяц. На них принимали законы, избирали должностные лица, решались вопросы войны, союза и мира, вопросы наследования места вождя, руководства вождями армии(кто будет командовать армией).
Эфоры. Избирались из достойных на год, принимали решения большинством голосов. Контролировали архагетов, два эфора сопровождали его в походах. Эфоры созывали могли созвать герусию, народное собрание, управлять их работой. Вместе с герусией могли устранить неугодное решение народного собрания. Они контролировали соблюдение порядка спартиатами, судили и наказывали их, решали вопросы войны и мира. Также контролировали работу должностных лиц.

К наиболее важным законам Ликурга можно отнести:

- Создание совета старейшин (герусия);
- Передел земель Лаконики и их распределение по жребию меж-ду спартиатами и периэками;
- Ряд мер, направленных на сдерживание имущественного расслоения спартиатов.

Создание совета старейшин (герусия)
Спарта управлялась помимо народного собрания и коллегии эфоров (правительственная власть) еще Советом старейшин (герусий), созданным по замыслу легендарного законодателя Ликурга и включавшим 28 уважаемых сограждан старше 60 лет и двух архагетов
Передел земель Лаконики и их распределение по жребию между спартиатами и периэками
Земли Лаконии поделили на участки по жребию между спартиатами и периэками на клеры, которые нельзя делить, дарить, завещать. Спартиаты обязывались также к совместным трапе­зам и несению военной службы( с 7 до 20 лет их обучали военному делу). Затем наступал 40 летний срок, когда начинались военные мероприятия – набеги на илотов.
Имущественное расслоение, препятствие ему. Были введены железные деньги, неудобные в обращении. Ликург изгонял жажду наживы и роскошь.

Около 600 — 605 гг. до н.э. в Афинах произошел, как бы это сейчас назвали, стихийный митинг, на котором афинянин по-имени Солон — потомок древнего рода афинских царей, владеющий средним состоянием, поскольку его отец все свое богатство истратил на помощь бедным соплеменникам, произнес речь . Вернее, стихи: слушание стихов в Древней Греции было столь же популярным, как сегодня просмотр телевизионных передач или посещение концертов.

В своих стихах Солон призвал тех, кто не желает, чтобы быть афинянином стало позором, отвоевать Саламин у Мегары. По преданию, перед тем, как выйти с такими стихами на площадь, он надел головной убор, который носили сумасшедшие: сумасшедшего нельзя было арестовать и казнить. Притворялся на самом деле Солон сумасшедшим или нет — доподлинно неизвестно, так как греки были большими любителями сочинять веселые истории, однако то, что речь его произвела колоссальное впечатление на афинян — это факт. Она спровоцировала народные волнения, под давлением которых власти вынуждены были уступить и пойти на очередную войну с Мегарой. Более того, предводителем в ней был избран Солон . На этот раз поражение потерпели мегаряне, и Саламин перешел в руки Афин. Угроза захвата города перестала существовать, и это небывало подняло авторитет Солона в обществе.

В военной дипломатии он, однако, не брезговал никакими средствами для достижения политической цели. Чтобы доказать исконную принадлежность острова Саламин Афинам, Солон приказал вскрыть на нем несколько старых могил, и отметил, что умершие в них погребены по афинскому образцу. А также составил подложный экземпляр стихотворения Гомера — легендарного поэта, чьи стихи пользовались у древних греков непререкаемым авторитетом. В это стихотворение он сам вписал строку, в которой говорилось о якобы существовавшей древней связи Саламина и Афин . А после того как Солон выступил в защиту храма древнегреческого бога Аполлона в городе Дельфы, где храмовые земли захватили жители города Кирры, популярность его распространилась по всей Греции. Столь широкая известность, ну, и конечно, благородное происхождение вынудили серьезно считаться с ним афинских олигархов, хотя он и не принадлежал к их числу.

И в 594 г. до н.э. Солон был избран первым архонтом — высшим государственным должностным лицом в Афинах . Поскольку его одинаково уважали и знатные, богатые люди, и простой народ, он смог быть посредником (эсементом) в разрешении крайне обострившихся тогда противоречиях между правящим классом и простолюдинами.

Пережитые годы тяжелой войны с Мегарой заставили большинство из всех слоев населения искать пути выхода из сложившегося социального кризиса, сохранения единства в государстве. И знать из аристократов и олигархов, и простой народ — демос, обратились к Солону с просьбой провести в полисе необходимые реформы, которые смогли бы сгладить внутренние противоречия. Демос просил наделения его всеми политическими правами и полномочиями, а также уравнительного передела имущества, знатные люди — сохранить за ними основные правящие позиции.

Солон повел себя как типичный центрист, заявив, что он категорически против как диктатуры узкой группы лиц, так и предоставления власти малоимущим . Он считал, что каждый свободный мужчина-афинянин должен иметь право голоса в народном собрании и возможность публично защищать свои права и интересы. Но управлять государством, по мнению Солона, успешно могут только зажиточные люди, у которых достаточно для этого средств и влияния. Эти его взгляды нашли отражение в изданном им своде законов. Согласно законодательству Солона, все свободные мужчины, независимо от имущественного положения, могли принимать участие в народном собрании и высказывать свою точку зрения на общественные и государственные вопросы.

Был учрежден законодательный орган — Совет четырехсот (Буле), который разрабатывал законопроекты, вступавшие в силу после обсуждения и утверждения в народном собрании . Подвластная Афинам территория была разделена на четыре филы — административно-территориальные единицы, каждая из которых была населена объединением родов, направлявшим в Совет четырехсот по сто человек. Филы находились под управлением родоплеменной знати. Исполнительная власть находилась в руках Ареопага — совета высших должностных лиц. В Совет четырехсот и на другие высшие государственные области избирались только афиняне, обладавшие имуществом не менее определенного размера. Помимо народного собрания, бедняки получали также право участия в учрежденном Солоном суде присяжных .

Таким образом, государственный строй Афин, установленный при Солоне, стал прототипом впоследствии установившейся афинской демократии . Но сам он еще не был демократией: хотя реформы Солона ограничили произвол олигархии и предоставили простому народу право высказывать свою точку зрения, в законодательных и исполнительных органах власти из-за установленного имущественного ценза по-прежнему преобладали олигархи и аристократы, и направление государственной политики по-прежнему определялось ими. Тем не менее, реформы Солона резко облегчили положение бедных слоев населения: было отменено долговое рабство, и теперь разорившимся афинянам не грозила участь стать рабами олигархов, а кроме того, с нуждающихся списаны все долги, разоренным за долги селянам возвращались конфискованные у них земельные участки.

Потрясенный неблагодарностью сограждан, Солон покинул Афины и отправился путешествовать по Восточному Средиземноморью. Через десять лет путешествий по разным странам Солон вернулся в родные Афины, в которых к тому времени вовсю шла внутренняя борьба между разными политическими группировками. В конце концов власть в полисе захватил тиран Писистрат, установивший единоличную диктатуру. Солон пытался противостоять этому и поднять народ на вооруженную борьбу, однако на этот раз поддержан не был, а приближенные Писистрата объявили его сумасшедшим.

Дальнейшая судьба Солона в разных античных источниках освящается по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что Солон уехал на Кипр и умер там, прожив до 80 лет. Плутарх же считает, что Солон впоследствии изменил свою точку зрения и поддержал Писистрата, сумевшего все-таки жесткой рукой навести в городе порядок. Как пишет Плутарх, Солон стал ближайшим советником тирана.

Несмотря на такую судьбу при жизни своего издателя, законы Солона не исчезли навсегда: в конце VI в. до н.э., когда была свергнута тирания сына Писистрата Гиппия, они были восстановлены, более того, отредактированы архонтом Клисфеном, после чего выходцы из простого народа получили, наконец, право полноценного участия в политической жизни . Ограничения по имущественному признаку при занятии большинства государственных должностей были отменены, и в Афинах был установлен, наконец, политический строй, известный как демократия (народовластие).


Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства.

В этот период появляется несколько десятков государственноподобных образований – номов которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.

Периоды истории древнеегипетской государственности:

1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100–2800 до н. э.).

2. Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800–2250 до н. э.).

3. Среднее царство (около 2050–1700 до н. э.)

4. Новое царство (вначале Древний Египет – самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н. э. – I в. до н. э.).

Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов.

Судопроизводство осуществлялось коллегиально В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины.

2. РАННИЕ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ

Как и большинство других политических режимов, ранние городские демократии в шумерских городах возникали не по экономической или политической, а по военной необходимости. Они зарождались там где основой войска продолжало оставаться вооруженное пешее ополчение свободных людей. Быть гражданином и принимать участие в народном собрании означало быть воином. Как только над свободным народом возвышалась группа привилегированных воинов (всадники или люди на колесницах, имевшие вооружение, слишком дорогое для простого человека), строй начинал приближаться к аристократическому. Как только правитель города набирал свое личное войско из лично обязанных ему людей, купленных им рабов или просто наемников, он превращался в тирана.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ВАВИЛОНИИ ПРИ ХАММУРАПИ

В Древней Вавилонии при известном царе-законодателе Хаммурапи сохранился общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия, поддержание которой требовало серьезных совместных усилий. Государство в лице царя было верховным собственником воды и управляющим ирригационных систем.

По форме государственного устройства древневавилонское государство было относительно централизованным, а по форме правления являлось древневосточной деспотией.

Вместе с тем фактически власть царя не была полностью абсолютной, он был вынужден считаться с богатой торговой знатью. Царь был верховным руководителем религиозного культа.

Государство было разделено на области, во главе которых стояли царские наместники. При Хаммурапи было назначено два главных наместника – на севере в городе Сиппар и на юге в городе Ларе.

В древневавилонском государстве сохранились органы общинного управления (общинный совет, его глава – рабианум – назначался царем). Функции общинного совета были весьма обширными Община в отдельных случаях несла коллективную ответственность за преступления, совершенные отдельным общинником.

Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией при рассмотрении гражданских и уголовных дел а также обладавший правом помилования преступников.

4. ДРЕВНЕИНДИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

I период – разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н. э.).

II период – рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.).

III период – централизованное государство Маурьев (IV–II вв. до н. э.).

IV период – кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н. э. – IV в. н. э.).

V вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз – гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство, однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и стали земледельцами. Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации у ариев. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

ВложениеРазмер
afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 34.9 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Тема: Афинская демократия при Перикле.

Образовательная : углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии и правлении Перикла

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

1. Зарождение демократии в Афинах ( актуализация опорных знаний учащихся по теме ).

Слайд 2. Кого вы видите на слайде? (Президента РФ В. В. Путина и правителя – архонта Греции Солона)

Что объединяет этих людей? (Они управляют государством, их выбрал народ)

В Греции как называют народ? (демос)

Как называется форма организации общества, в управлении которого участвует народ? (Демократия)

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.

Кто первым заложил основы демократии в Греции и в каком году? ( Солон, в 594 году до н. э.)

Слайд 3. Какие преобразования осуществил Солон? ( Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).

2. Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Слайд 4. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Перед учениками ставится проблемный вопрос, ответы на который они должны сформулировать в конце урока.

Так давайте попробуем выяснить:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица (Совет Пятисот). Происходил из аристократического рода Алкмеонидов сын Ксантиппа . Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы изображали его в шлеме).

Слайд 6. Задача (на линии времени, стр. 191)

В каком году Перикл пришёл к власти?

Сколько раз он избирался на роль стратега?

Кто может сказать, а до какого года правил Перикл?

Слайд 7. Давайте вспомним каков был состав населения Аттики? (схема в тетрадь)

На какие две большие группы можно разделить население Афинского государства? (свободных и рабов).

Были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились? (На граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев)

Отличались ли граждане по своему имущественному положению? (Богатые назывались аристократы, а бедные – демос).

3.Народное собрание на Агоре и Пниксе.

Слайд 8. Важную роль в жизни Афин играло Народное собрание (схема).

По схеме расскажите о структуре создания Народного Собрания и что было в его власти, какие исполняло функции?

Все должности в Народное Собрание были выборными.

Слайд 9. За что, за кого и каким способом голосовали? (стр. 191,192)

Слайд 10. Почему же стратега, в отличии от других должностей выбирали не по жребию, а поднятием рук? (Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца. )

Слайд 11. Выборы состоялись. Но каждая кандидатура должна пройти проверку.

Что это за опрос, которому подвергался афинянин?

Вопросы к тексту:

1) Кто мог считаться гражданином?

2) Как происходила проверка прав граждан? 3) Почему это было важно знать?

Предполагаемый ответ: Житель Афин у которого все предки были гражданами мог считаться гражданином. Проверка прав граждан происходила в суде и в совете пятисот. Это было важно знать в случае военной опасности. Выделяем: Права граждан.

Слайд 12. Познавательная задача

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Среди бедного населения не было умных людей?

Что бы сделали вы?

4.За государственную службу платили деньги из казны.

Слайд 13. В середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Низший слой афинских граждан - бедняки стали занимать ряд должностей и вошли в Совет пятисот. В Афинах появился первый архонт - крестьянин. Каждый человек, занимаемый должность должен был держать отчёт о своей работе.

Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?

( Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Слайд 14. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

В Афинах воздвигнуты замечательные памятники искусства. При Перикле закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

Слайд 15. Перикл создал специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра.

Слайд 16. Перикл многое сделал для укрепления могущества Афинского полиса. Главную силу Афин он видел во флоте.

Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли.

Слайд 17. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

1.проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

2.введение оплаты должностным лицам;

3.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

4.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.

Что изменилось в управлении Афинским государством в период правления Перикла.

  1. В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.
  2. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки.
  3. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование.
  4. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством
  5. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.
  6. Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Благодаря своей деятельности он сделал Афины одним из самых могущественных и богатых городов Эллады, превратив его в центр культуры.
  7. При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

Слайд 18. Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах.

Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание.

Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Слайд 19. Давайте, определим положительные и отрицательные стороны Афинской демократии.

1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Отчётность должностных лиц.

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

4. Плата за исполнение должностей.

4. Жребий при голосовании. (Должность может занять недостойный).

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Слайд 22. Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство прав политических прав стали неотъемлемой часть демократической традиции.

Читайте также: