Что представляет собой регламент деловых коммуникаций

Обновлено: 23.05.2024

Деловое общение предполагает взаимодействие людей для достижения определенной цели. Оно осуществляется в служебное время и на деловых брифингах, приемах и встречах.

Деловое общение направлено на результат и решение задачи. Оно возникает только в совместной производственной деятельности. Поэтому деловое общение отличается от обыденного непринужденного тем, что:

  • Имеет цель.
  • Использует рациональные способы ее достижения.
  • Соблюдает субординацию.
  • Подчиняется регламенту.
  • Соответствует этикету.
  • Учитывает ролевые позиции.

Перечисленные особенности разделили его на конструктивное и деструктивное деловое общение.

Конструктивное деловое общение

Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:

Деструктивное деловое общение

Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:

  • Ложь.
  • Эгоизм.
  • Агрессия.
  • Неблагодарность.
  • Обида.

Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:

  • Установление взаимности в совместной деятельности.
  • Точность и достоверность официальной информации.
  • Ответственность.
  • Последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров.

Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.

Деловое общение: признаки и сущность

Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.

Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:

  • Фраза состоит не более, чем из 13 слов.
  • Если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник.
  • Последние фразы запоминаются лучше.
  • Оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00.
  • Мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения.
  • Незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.

Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.

Поэтому выделим признаки делового общения:

  • Интегрирован в человеческую деятельность.
  • Имеет общий предмет общения.
  • Использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие.
  • Реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие.
  • Ориентируется на этику.

Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.

Характеристики делового общения

Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:

  • Приступайте сразу к теме разговора.
  • Контролируйте тон голоса.
  • Избегайте критики партнера.
  • Возьмите время на обдумывание.

Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.

Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:

  • Унижать и оскорблять.
  • Критиковать и спорить.
  • Жаловаться.
  • Перебивать.
  • Быстро или медленно говорить.
  • Хвастаться.

Данный список можно продолжить. Но суть будет одна. Без уважения к личности партнера достигнуть высоких результатов в работе сложно. Ведь в деловой сфере воздействие на человека идет с трех сторон. Рассмотрим структурные компоненты делового общения.

Структура делового общения

Структура делового общения состоит из:

  • Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией.
  • Интерактивная - обмен опытом.
  • Перцептивная. Восприятие человека и установление взаимопонимания.

Структурные компоненты делового общения обусловлены его спецификой.

Используйте в своей речи такие приемы взаимодействия:

Чтобы профессионально выстроить взаимодействие, рекомендуется использовать особые интерактивные приемы:

  • Стройте фразы со слов: Кто? Что? Где?
  • Будьте максимально внимательны к собеседнику. Не отводите глаза. Не смотрите в окно.
  • Следуйте своими движениями за собеседником. Поворачивайте голову к партнеру.

Деловое общение: основные принципы.

Для достижения результата в деловой беседе требуется соблюдать принципы делового общения.

Для этого составьте план действия организации. Это сэкономит время. Не вступайте в спор с собеседником. Главное – терпение и труд.

Вкладывайте не только в производство, но и в развитие коммуникативных умений и навыков сотрудников.

Человек должен захотеть к вам вернуться.

  • Сконцентрируйтесь на стратегической цели.

Неудачи и разочарования только закаляют сильных людей.

  • Учитесь разграничивать личное общение от делового контакта.

Неприятный для вас сотрудник может быть высоким профессионалом своего дела. Сосредоточьтесь на поставленных задачах.

Ясная и логически выстроенная речь будет более понятной и интересной для восприятия аудиторией.

Демонстрируйте равенство и уважение к оппоненту и его позиции.

Важнейшие понятия и принципы делового общения сопряжены с нравственными нормами:

  • Порядочность.
  • Честность.
  • Справедливость.
  • Ответственность.

Формы делового общения.

Деловая беседа.

Является распространенной формой делового общения. Независимо от статуса партнера советуем очистить свою речь от таких слов – паразитов:

  • Ничего себе.
  • Очень красиво.
  • Круто, супер, мега. Активизируйте свой пассивный словарный запас. Обогатите речь такими синонимами, как: замечательно, прекрасно, восхитительно и другими красивыми словами.

Деловые переговоры.

В деловых переговорах проявляйте уверенность. Ведь неуверенность на уровне слов вселяет оппоненту опасения. Поэтому избегайте следующих фраз:

  • Не хочу вас больше задерживать.
  • Простите, вы не уделите мне несколько минут?
  • Не буду вам мешать.
  • Мне поручено вам сообщить.

Чтобы выиграть, проверьте свои позиции в переговорах и контролируйте свою речь.

Деловое совещание.

Представляет собой групповую форму взаимодействия. Требует точного соблюдения протокола. Рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

  • Полученная информация конфиденциальна.
  • Будьте пунктуальны и соблюдайте сроки.
  • Ведите себя в соответствии с местом в компании.
  • Проявляйте доброжелательность и корректность в общении с коллегами.
  • Улучшайте свой имидж.

Деловая переписка.

В письменной и электронной деловой переписке главным критерием успеха является скорость реакции на письмо, вопрос, предложение. Поэтому старайтесь дать ответ на письмо в течение дня.

Помните, что современная культура терпимее относится к ошибке, нежели чем к задержке с ответом.

В процессе любого общения всегда нужно проявлять уважение. Установите визуальный контакт. Расположите к себе партнера вовремя сказанным словом, правильной интонацией, уместным жестом. Ведь точное восприятие человека – это условие дальнейшей совместной деятельности.

Но помните о том, что в жизни каждого человека реальные события вносят свои коррективы и меняют тактику взаимодействия. Надеемся, рассмотренные в данной особенности и характеристики делового общения, помогут вам оптимизировать и грамотно выстроить деловое общение.

9 правил эффективной деловой коммуникации

Со школы нас учат говорить и писать правильно, уделять внимание логичности суждений и языковым правилам. Другими словами, сосредотачиваться на объективных правилах языка, а также выявлении и искоренении своих ошибок. Это, несомненно, полезные знания, но они не способны сделать общение с другими людьми более легким и комфортным. Даже несмотря на то, что в коммуникации нет своих точных сводов законов, следуя которым, однозначно можно повысить ее эффективность. Но есть отдельные правила, применяя которые, можно научиться взаимодействовать с людьми с большей пользой для обеих сторон, принимающих участие в коммуникации. Они, скорее всего, не станут для вас открытием, но напомнят о тех простых вещах, которые очень легко забыть в наше время.

Эффективная коммуникация является важным компонентом личностного и профессионального успеха, о каком бы уровне коммуникации не шла речь – межличностном, межгрупповом, внутригрупповом, внешнем уровнях. Те или иные коммуникативные навыки мы задействуем ежедневно, причем это не только умение говорить, но и умение слушать, ощущать настроения других. И в деле их развития могут помочь следующие простые правила.

Доверительное общение

Эффективная коммуникация – не манипулирование собеседником для достижения ваших целей, а взаимовыгодное общение, в результате которого обе стороны что-то приобретают. Без доверия общение никогда не будет эффективным. При стремлении же к нему, своеобразной заповедью для вас должно стать создание такой атмосферы взаимоотношений, при которой человек будет вам верить. Никаких двузначностей, недоговоренности, обмана и лжи – все должно быть просто и честно.

Не избегайте личных тем

Ясность и конкретность

Эффективная коммуникация невозможна без взаимопонимания. Взаимопонимание невозможно без ясности и конкретности. Не бойтесь сказать напрямую о том, чего ждете от коммуникации. Не вуалируйте свои замыслы, пытаясь хитрыми обходными путями добиться от человека какого-то действия. Ведь самый лучший способ этого достичь – сказать напрямую. Если же говорить о рабочих взаимоотношениях, так это и вовсе самое главное правило. Общаясь с коллегами, всегда нужно стремиться строить коммуникацию понятной не только для вас, но и, в первую очередь, для них. Всегда ставьте четкие цели, говорите напрямую о том, чего ждете от работы, описывая конечный результат ясно. Требуйте того же от других. Это является основой взаимопонимания, но кроме того без этого невозможна эффективная и продуктивная работа в целом.

Фокус на ожиданиях собеседника

Какую бы цель вы не преследовали, помните, что общение это двусторонний процесс. Фокусируясь только на том, что важно в коммуникации для вас, и игнорируя ожидания собеседника, достичь эффективности будет очень сложно. Каждый из нас преследует свои цели, но умение их согласовывать с желаниями других, учитывать их интересы – показатель мастерства в коммуникации. Никто просто так не станет работать ради того, что хочется вам. Но в ваших силах сделать так, чтобы и вы, и другие работали ради того, что отвечает общим интересам.

Будьте открыты

Старайтесь всегда понять позицию собеседника, особенно если она не совпадает с вашей. Не блокируйте свой ум, отстраняясь от информации, которая идет вразрез с тем, как привыкли думать вы. Избегать противоположных мнений нельзя – вы вольны не принимать их, но ни в коем случае не отбрасывать. Как минимум, они любопытны и интересны. Они закаляют, развивают и делают вас сильнее. Умение работать с критикой сослужит хорошую службу любому человеку, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Научитесь слушать

О том, что слышать и слушать это не одно и то же, сказано уже много. И столько же будет сказано еще – ровно до тех пор, пока, наперекор собственной эгоистической природе, мы не научимся мастерству диалога. Пока же наше общение будет односторонним вещанием, больше похожим на университетскую лекцию, о какой-либо продуктивной коммуникации говорить будет неуместно. Выслушав человека, можно достичь гораздо большего, чем собственным повествованием.

Проявите заботу

Представьте себе такую ситуацию: вам нужна справка и вы стоите в очереди в государственном учреждении. Стоите несколько часов. Подходит ваша очередь, вы заходите в нужный кабинет, где не очень доброжелательный работник сообщает вам, что для получения необходимого документа нужно сначала зайти в другой кабинет и взять там формуляр. Все начинается сначала – вы снова стоите несколько часов в очереди. Теперь представьте себе другую ситуацию. Зайдя в первый кабинет, вы встречаете приветливого работника, который выяснив, что у вас и у других людей в очереди нет нужных формуляров, самостоятельно идет и приносит их. Представили? Теперь вопрос: к кому из двух сотрудников вы будете питать большую симпатию? Даже отбросив факт услуги, если бы второй сотрудник просто вышел и сказал, что все заинтересованные в получении справки должны сначала взять формуляр, это уже сделало бы дальнейшее общение с ним более эффективным. Ведь иногда от таких кажущихся незначительными мелочей, какими могут быть банальная забота и участие, зависит не только успех коммуникации, но и отношения в целом.

Говорите лишь о том, в чем разбираетесь

Меняйтесь

Отзывы и комментарии

Какие книги и другие материалы по эффективной коммуникации вы считаете лучшими? Какими приемами из них пользуетесь и проверили их действенность? Делитесь вашими впечатлениями ниже.

Речевое общение — это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — этоговорение и написание, а два другие — в восприятии текста и заложенной в нем информации — слушание и чтение.

Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:

  • Темп выбирает сам читатель.
  • Текст можно перечитать.
  • Может читаться в любом порядке.
  • Темп задает говорящий.
  • Текст звучит всего один раз.
  • Речь дается в авторском порядке.

Аудитория может скорее простить выступающему оговорки, чем нелогичность изложения. Это связано с тем, что нашему сознанию свойственно во всем искать систему и порядок. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Выделим три распространенные его формы.

  • определенность, ясность высказывания;
  • последовательность изложения;
  • непротиворечивость излагаемых фактов и комментариев;
  • обоснованность суждений, аргументаций и контраргументаций.

Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи, в умении найти наиболее точное, а следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.

Культура речи предполагает:

  • знание норм литературного языка;
  • в соответствии с ними умение выбирать самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
  • выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, тропы (слово в переносном значении), метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), фигуры (особые построения фраз), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д., и таких, как средства внеязыковые (жесты, мимика, интонации, паузы, позы, дистанции и пр.).

Для современного делового стиля общения характерны краткость и простота построения фразы, использование профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише и штампов.

В коммуникации для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного действия:

Активность собеседника в разговоре, которая проявляется в частоте и длительности включения в него, может свидетельствовать:

  • о степени заинтересованности собеседника в обсуждаемой проблеме, в самом взаимодействии;
  • о самооценке человека, его уверенности или застенчивости, самоуверенности, состоянии тревожности, потребностей и пр.;
  • об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний (умении говорить коротко и ясно).

1. Каждый собеседник должен стремиться:

  • быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;
  • быть информированным и компетентным;
  • демонстрировать объективность в оценке информации;
  • проявлять искренний интерес к предмету речи и к собеседнику;
  • ценить свое и чужое время;
  • проявлять эмоциональную культуру, осуществлять самокоррекцию;
  • быть мобильным, адаптивным и гибким.
  • установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество;
  • стремление увидеть проблему глазами собеседника;
  • уважительное отношение к аргументам и контраргументам собеседника;
  • внимательное выслушивание партнера.
  • говорить по существу вопроса, обсуждаемой проблемы;
  • комментировать именно то, что важно в данной ситуации;
  • соотносить отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями собеседника.
  • предъявлять правдивую и проверенную информацию;
  • выстраивать доказательства и аргументацию;
  • не ссылаться на домыслы, интуитивные предчувствия, слухи.
  • говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;
  • использовать речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля;
  • следить за сигналами тела, не допускать неконгруэнтности, ведущей часто к подозрительности и непониманию.
  • писаные правила — протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, принципы корпоративной культуры;
  • неписаные правила — деловой этикет, организационная культура и культура межличностного общения, позволяющие демонстрировать деловой имидж, чувствовать себя в любой профессиональной ситуации (будь то презентация или публичная лекция) уверенно и непринужденно, а также избегать насмешек со стороны окружающих.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Деловое общение предполагает взаимодействие людей для достижения определенной цели. Оно осуществляется в служебное время и на деловых брифингах, приемах и встречах.

Деловое общение направлено на результат и решение задачи. Оно возникает только в совместной производственной деятельности. Поэтому деловое общение отличается от обыденного непринужденного тем, что:

  • Имеет цель.
  • Использует рациональные способы ее достижения.
  • Соблюдает субординацию.
  • Подчиняется регламенту.
  • Соответствует этикету.
  • Учитывает ролевые позиции.

Перечисленные особенности разделили его на конструктивное и деструктивное деловое общение.

Конструктивное деловое общение

Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:

Деструктивное деловое общение

Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:

  • Ложь.
  • Эгоизм.
  • Агрессия.
  • Неблагодарность.
  • Обида.

Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:

  • Установление взаимности в совместной деятельности.
  • Точность и достоверность официальной информации.
  • Ответственность.
  • Последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров.

Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.

Деловое общение: признаки и сущность

Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.

Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:

  • Фраза состоит не более, чем из 13 слов.
  • Если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник.
  • Последние фразы запоминаются лучше.
  • Оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00.
  • Мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения.
  • Незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.

Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.

Поэтому выделим признаки делового общения:

  • Интегрирован в человеческую деятельность.
  • Имеет общий предмет общения.
  • Использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие.
  • Реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие.
  • Ориентируется на этику.

Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.

Характеристики делового общения

Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:

  • Приступайте сразу к теме разговора.
  • Контролируйте тон голоса.
  • Избегайте критики партнера.
  • Возьмите время на обдумывание.

Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.

Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:

  • Унижать и оскорблять.
  • Критиковать и спорить.
  • Жаловаться.
  • Перебивать.
  • Быстро или медленно говорить.
  • Хвастаться.

Данный список можно продолжить. Но суть будет одна. Без уважения к личности партнера достигнуть высоких результатов в работе сложно. Ведь в деловой сфере воздействие на человека идет с трех сторон. Рассмотрим структурные компоненты делового общения.

Структура делового общения

Структура делового общения состоит из:

  • Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией.
  • Интерактивная - обмен опытом.
  • Перцептивная. Восприятие человека и установление взаимопонимания.

Структурные компоненты делового общения обусловлены его спецификой.

Используйте в своей речи такие приемы взаимодействия:

Чтобы профессионально выстроить взаимодействие, рекомендуется использовать особые интерактивные приемы:

  • Стройте фразы со слов: Кто? Что? Где?
  • Будьте максимально внимательны к собеседнику. Не отводите глаза. Не смотрите в окно.
  • Следуйте своими движениями за собеседником. Поворачивайте голову к партнеру.

Деловое общение: основные принципы.

Для достижения результата в деловой беседе требуется соблюдать принципы делового общения.

Для этого составьте план действия организации. Это сэкономит время. Не вступайте в спор с собеседником. Главное – терпение и труд.

Вкладывайте не только в производство, но и в развитие коммуникативных умений и навыков сотрудников.

Человек должен захотеть к вам вернуться.

  • Сконцентрируйтесь на стратегической цели.

Неудачи и разочарования только закаляют сильных людей.

  • Учитесь разграничивать личное общение от делового контакта.

Неприятный для вас сотрудник может быть высоким профессионалом своего дела. Сосредоточьтесь на поставленных задачах.

Ясная и логически выстроенная речь будет более понятной и интересной для восприятия аудиторией.

Демонстрируйте равенство и уважение к оппоненту и его позиции.

Важнейшие понятия и принципы делового общения сопряжены с нравственными нормами:

  • Порядочность.
  • Честность.
  • Справедливость.
  • Ответственность.

Формы делового общения.

Деловая беседа.

Является распространенной формой делового общения. Независимо от статуса партнера советуем очистить свою речь от таких слов – паразитов:

  • Ничего себе.
  • Очень красиво.
  • Круто, супер, мега. Активизируйте свой пассивный словарный запас. Обогатите речь такими синонимами, как: замечательно, прекрасно, восхитительно и другими красивыми словами.

Деловые переговоры.

В деловых переговорах проявляйте уверенность. Ведь неуверенность на уровне слов вселяет оппоненту опасения. Поэтому избегайте следующих фраз:

  • Не хочу вас больше задерживать.
  • Простите, вы не уделите мне несколько минут?
  • Не буду вам мешать.
  • Мне поручено вам сообщить.

Чтобы выиграть, проверьте свои позиции в переговорах и контролируйте свою речь.

Деловое совещание.

Представляет собой групповую форму взаимодействия. Требует точного соблюдения протокола. Рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

  • Полученная информация конфиденциальна.
  • Будьте пунктуальны и соблюдайте сроки.
  • Ведите себя в соответствии с местом в компании.
  • Проявляйте доброжелательность и корректность в общении с коллегами.
  • Улучшайте свой имидж.

Деловая переписка.

В письменной и электронной деловой переписке главным критерием успеха является скорость реакции на письмо, вопрос, предложение. Поэтому старайтесь дать ответ на письмо в течение дня.

Помните, что современная культура терпимее относится к ошибке, нежели чем к задержке с ответом.

В процессе любого общения всегда нужно проявлять уважение. Установите визуальный контакт. Расположите к себе партнера вовремя сказанным словом, правильной интонацией, уместным жестом. Ведь точное восприятие человека – это условие дальнейшей совместной деятельности.

Но помните о том, что в жизни каждого человека реальные события вносят свои коррективы и меняют тактику взаимодействия. Надеемся, рассмотренные в данной особенности и характеристики делового общения, помогут вам оптимизировать и грамотно выстроить деловое общение.

Читайте также: