Имеет ли муниципальная дума право законодательной инициативы

Обновлено: 16.05.2024

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 104 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья определяет состав субъектов права законодательной инициативы. Данный перечень является исчерпывающим, в том, однако, смысле, что законопроекты только вышеуказанных субъектов должны быть приняты к рассмотрению в обязательном порядке.

Адресатом вносимых законопроектов является Государственная Дума, к компетенции которой Конституция относит рассмотрение и принятие федеральных законов.

При этом любой законопроект, предполагающий расходы из средств федерального бюджета, требует предварительного заключения Правительства РФ. В противном случае внесение такого законопроекта не допускается.

Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению.

В 2020 году в обновленной Конституции РФ статье 104 о праве законодательной инициативы президента изменена часть 1. Так, помимо всех перечисленных ранее субъектов права, такими полномочиями наделили также сенаторов РФ.

Поскольку законодательный орган не должен, да и не может рассматривать в качестве законопроектов предложения о совершенствовании законодательства, поступающие от любых лиц, Конституция, опираясь на имеющуюся практику, четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой.

Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделенных этим правом.

Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов. Это прежде всего Президент Российской Федерации.

Являясь главой государства, Президент призван обеспечивать функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти, и в этой связи он должен располагать реальной возможностью участия в законодательной деятельности.

Конституция предоставляет право законодательной инициативы депутатам Государственной Думы, Совету Федерации и его членам. Использование депутатами права законодательной инициативы позволяет реализовать как их собственные идеи по вопросам государственной значимости, так и предложения избирателей.

Предоставление законодательной инициативы Правительству обусловлено тем, что оно организует всю исполнительную деятельность в стране и лучше других осведомлено о процессах и переменах, происходящих в жизни общества и требующих законодательного урегулирования.

В числе субъектов законодательной инициативы названы законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Этого требует федеративное устройство нашего государства, которое предполагает активное участие в управлении страной всех ее территориальных образований.

Право законодательной инициативы предоставлено и федеральным судебным органам - Конституционному Суду, Сенаторам РФ, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Эти органы в ходе своей деятельности обязаны контролировать действие применяемых законов, выявлять их недостатки, определять пути их улучшения и на этой основе вносить предложения по совершенствованию законодательства.

Возможна совместная законодательная инициатива субъектов. Особое значение она приобретает для субъектов Российской Федерации в связи с наметившимися принципиально новыми подходами их участия в федеральном законотворчестве. Не исключается совместное осуществление законодательной инициативы и другими ее субъектами.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует весьма продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.

Например, разработка законопроектов, вносимых Правительством России, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.

Согласно части 2 ст. 104 законопроекты вносятся в Государственную Думу, поскольку Конституция именно к компетенции этой палаты отнесла принятие федеральных законов. Функции другой палаты - Совета Федерации - состоят в последующем рассмотрении принятых Государственной Думой законов, их одобрении или неодобрении.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы должен сопровождаться: необходимыми обоснованиями, включая финансово - экономическое, когда его реализация требует дополнительных материальных затрат; перечнем нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона, и другими документами.

Если законопроект отвечает всем предъявляемым к его оформлению требованиям, он регистрируется и Советом Государственной Думы передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов, согласно их предметной компетенции. Обеспечивается заблаговременная рассылка законопроекта депутатам Государственной Думы.

Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

Для законопроектов о федеральных налогах и по некоторым другим финансовым вопросам предусмотрен особый порядок их внесения в Государственную Думу. При наличии заключения Правительства Российской Федерации в Государственную Думу вносятся законопроекты:

  • о введении или отмене налогов (см. ст. 57 Конституции), освобождении от их уплаты;
  • о выпуске государственных займов. Займы размещаются на добровольной основе с целью сбалансирования доходов и расходов федерального бюджета. Облигации государственного займа являются формой долгового обязательства Российской Федерации;
  • об изменении финансовых обязательств государства. Это долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации. К ним, в частности, относятся кредиты, полученные Правительством, а также долговременные обязательства бывшего Союза ССР в части, принятой на себя Россией. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации;
  • другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, например проекты законов о безвозмездном финансировании расходов на различные цели, об установлении каких-либо льгот гражданам, предприятиям и организациям, влекущих покрытие их за счет федерального бюджета, и др.

Заключение Правительства требуется, чтобы обеспечить сбалансированность доходов и расходов бюджета. Статьей 114 Конституции Российской Федерации на Правительство России возложено обеспечение исполнения федерального бюджета.

Законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного регулирования, денежной эмиссии и некоторым другим вопросам подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст. 106 Конституции).

Compressed file

В 2018 г. Россия отмечает 25 лет действующей Конституции. Мы увидели и еще увидим много воспоминаний о подготовке текста Основного Закона, а также исследований действия норм современной Конституции. для истории, в том числе истории права, 25 лет – это небольшой срок. Однако учитывая огромную цепь противоречивых политических, социальных, экономических и правовых решений, 25 лет не кажутся маленьким отрезком времени. Скорее наоборот, за четверть века положения Конституции показали свою актуальность и универсальность. Конституция стала символом стабильности, дающим возможность развития страны и защиты прав ее граждан. Верховенство закона, провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, соответствие системы провозглашенных прав граждан всеобщей декларации прав человека – все это отличает современную Конституцию России от других основных законов нашей страны.

Для многих стало очевидно, что, как и любая правовая процедура, процесс внесения и принятия законопроектов должен быть четко отрегулирован, дабы избежать законодательной вакханалии. Это и было сделано с принятием Конституции Российской Федерации (далее по тексту основной Закон или Конституция) в декабре 1993 г. именно ее принятие и положило начало построению правового государства в нашей стране. С тех пор закон все глубже проникает в повседневную жизнь наших граждан. Ведь именно в законах описаны не только законные права, но и обязанности граждан и их ответственность, налагаемые на них самим фактом существования в обществе. следствием этого является нарастающая политическая, социальная и экономическая активность людей. они все чаще обсуждают и порой критикуют те правила и нормы общественной и частной жизни, которые и определяют законы российской Федерации . Поэтому вопрос о том, что или кто является источником законов, для многих граждан отнюдь не праздный. Авторы тех или иных законопроектов нередко становятся, так сказать, героями дня.

В настоящей статье мы подробно рассмотрим количественный и качественный состав субъектов законодательной инициативы, а также процедуру внесения законопроектов. Четкая, понятная и публичная процедура принятия законодательных актов является гарантией от всяческих нормативных сюрпризов или законотворческих ошибок [1] , ущемляющих права граждан и иных лиц. не менее важно, что принятые на основе такой процедуры законы лучше воспринимаются и понимаются гражданами.

Мы не рассматриваем причины возникновения законопроектов (общественная потребность, научно-теоретические предпосылки, какие-либо субъективные аспекты, конъюнктурные соображения). Здесь делается попытка рассмотреть, кто и как вносит законопроекты.

Конституция РФ содержит достаточно широкий перечень лиц, которые вправе вносить проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания . Основной Закон называет такое внесение законодательной инициативой.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит президенту Российской Федерации , Совету Федерации , членам Совета Федерации , депутатам Государственной Думы , правительству Российской Федерации , законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации . Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Если произвести простое арифметическое действие в виде сложения всех указанных в данной норме субъектов, то получается, что в нашем государстве 727 субъектов права законодательной инициативы [2] . Представляется, что это достаточно много. По количеству субъектов данного права Россия находится в ряду мировых лидеров. Однако, как известно, много – это не всегда хорошо. Да и равноправность таких субъектов весьма условна. Вряд ли кто будет оспаривать, что политический и – что гораздо важнее – профессиональный вес каждого субъекта данного права отнюдь не равнозначен. Достаточно сравнить Правительство и депутата Государственной Думы или Конституционный Суд и законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Федерации.

Отмеченная неравнозначность зачастую приводит к внесению непроработанных законопроектов, утяжелению и даже противоречивости плана законотворческой деятельности Государственной Думы и Совета Федерации . Более того, данное положение не дает государству выстраивать четкое, логичное и системное правовое поле, а без этого поля невозможно в полном объеме защищать права граждан, юридических лиц и самого государства.

Очевидно, что если когда-нибудь будет принято решение о внесении поправок в действующую Конституцию либо о подготовке нового Основного Закона, то следует более внимательно отнестись к праву законодательной инициативы и, соответственно, к количеству субъектов такого права.

Порядок осуществления права законодательной инициативы регулируется как регламентом Государственной Думы , так и актами коллегиальных субъектов права законодательной инициативы. например, ст. 136 регламента Московской областной думы [3] предусматривает, что внесение в Государственную Думу законодательной инициативы в той или иной установленной форме с приложением необходимых обоснований, заключений и согласований осуществляется в соответствии с требованиями регламента Государственной Думы . Решение о рассмотрении в Государственной Думе законодательной инициативы Думы оформляется ее постановлением. В постановлении Думы о рассмотрении в Государственной Думе ее законодательной инициативы указывается представитель Думы при рассмотрении соответствующего вопроса на заседании Государственной Думы .

Иногда в науке высказываются предложения о включении в круг субъектов права законодательной инициативы и других лиц, в частности Генерального прокурора Российской Федерации , Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [4] , а также объединений профессиональных юристов, общественной палаты [5] .

Граждане не наделены правом законодательной инициативы, однако в соответствии со ст. 33 Конституции они обладают правом на обращение как лично, так и путем направления индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Государственная Дума не является исключением. нередко поводом для внесения депутатами и членами Совета Федерации законопроектов являются обращения, приходящие в адрес парламентариев. Примерами так называемых народных инициатив, на основании которых комитеты Государственной Думы , а затем и депутаты на пленарном заседании принимали соответствующие решения, являются многочисленные обращения граждан относительно продления сроков приватизации жилых помещений в 2010, 2013, 2015 гг., недопустимости признания несовершеннолетних бывшими членами семьи собственника и, соответственно, их выселения из жилых помещений [6] и многие другие.

Право народной законодательной инициативы предусмотрено конституциями Киргизии (10 тыс. избирателей) [7] , Италии (50 тыс. избирателей) [8] , Швейцарии (100 тыс. избирателей) [9] и др. в Европейском союзе граждане Союза в количестве не менее 1 млн человек из значительного числа государств-членов могут выступить с инициативой в адрес Европейской комиссии , в рамках ее полномочий внести соответствующее предложение по вопросам, в отношении которых, по мнению этих граждан, необходимо издание правового акта союза в целях применения договоров [10] .

В практике работы Государственной Думы периодически возникают дискуссии о том, что делать с законопроектом, если депутат либо член Совета Федерации , использовавший свое право законодательной инициативы, не переизбрался на новый срок либо перестал быть членом Совета Федерации , а проект, кроме внесения, никаких стадий законотворческого процесса не прошел.

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу прежнего созыва, но не переданные Председателю Государственной Думы последующего (действующего) созыва, в соответствии с регламентом Государственной Думы должны быть переданы Председателю Государственной Думы нового созыва.

Достаточно часто право законодательной инициативы реализуется совместно несколькими субъектами, как правило, несколькими депутатами Государственной Думы и (или) членами Совета Федерации . Крайне редко совместная реализация права законодательной инициативы осуществляется другими субъектами. до объединения двух высших судов Верховный Суд и высший Арбитражный Суд периодически реализовали свое право в форме совместного постановления своих Пленумов.

Вместе с тем следует отметить крайне малую вероятность совместной реализации права законодательной инициативы субъектами, решения которых, с одной стороны, вырабатываются коллегиально (например, Правительством), а с другой – и единолично (например, депутатами Государственной Думы ) в силу различных подходов и процедур по выработке и принятию решений. Хотя исключения все-таки бывают. Так, проект Жилищного кодекса был внесен совместно Правительством и группой депутатов Государственной Думы . Припоминаю, сколько времени и нервов это потребовало.

Иногда в документах, сопровождающих законодательную инициативу, в качестве субъекта такого права указывается депутатская фракция или комитет, что, конечно же, не соответствует ни регламенту Государственной Думы , ни тем более Конституции. В таких случаях субъектами являются депутаты – члены указанной фракции или члены комитета. История правового регулирования законодательного процесса в нашей стране знает примеры законодательной инициативы, принадлежащей постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР (ст. 114 Конституции СССР [11] ), Верховного Совета Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ [12] ). Правом законодательной инициативы в соответствии с названными конституциями обладали также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.

Наряду с содержанием законодательная инициатива имеет установленную Конституцией и регламентом форму. право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу :

− проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов, федеральных законов;

− законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР , федеральные конституционные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

− поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении между первым и вторым чтением.

Регламент Государственной Думы содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к вносимым законопроектам.

при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

Зачастую вносятся законопроекты без предмета правового регулирования, например, содержащие в основной своей части не нормы права, а некое подобие словаря (политического, экономического и т.п.). Между тем следует исходить из того, что норма права (при введении в действие закона) порождает правовые последствия.

По справедливому выражению Г.Ф. Шершеневича , нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения [13] .

В практике работы Совета Государственной Думы периодически встречаются законопроекты, вызывающие дискуссию: нужно ли финансово-экономическое обоснование и заключение Правительства.

Отдельно следует сказать о тех субъектах права законодательной инициативы, которые вправе принимать решения только на коллегиальной основе. речь идет о Совете Федерации , Правительстве, законодательных (представительных) органах субъектов российской Федерации , а также о Конституционном Суде и Верховном Суде РФ .

Данные субъекты при реализации права законодательной инициативы наряду с вышеназванными документами должны представить решение соответствующего коллегиального органа (распоряжение или постановление Правительства, постановление Совета Федерации и т.д.) с указанием своего представителя в Государственной Думе по данному законопроекту. В связи со спецификой положений документов ряд законопроектов могут вносить только Президент или Правительство: проекты, посвященные ратификации международных договоров, – Президент или Правительство; проекты, посвященные бюджету или исполнению бюджета, – только Правительство.

[1] В правовой литературе выделяются три типа законотворческих ошибок: юридические, логические и грамматические (см.: Баранов В.М. , Сырых В.М. Законотворческие ошибки: понятие и типология // Законотворческая техника: современное состояние, проблемы, совершенствование. в 2 т. / Под ред. В.М. Баранова . т. 1. Н. Новгород , 2001. с. 384–395.

[2] Назовем все субъекты права законодательной инициативы. Президент, Правительство, Совет Федерации , Конституционный Суд, Верховный Суд – итого пять. Далее 450 депутатов Государственной Думы , 85 субъектов Федерации, имеющих право законодательной инициативы через свои законодательные (представительные) органы. По два представителя от представительной и исполнительной ветвей власти субъектов Федерации – 170 и представители Президента, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации , т.е. 17 (на момент написания статьи Президент РФ не воспользовался данным правом). Итого в России на основании Конституции РФ существует 727 субъектов права законодательной инициативы.

[4] Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России : Монография. М.: Юстицинформ , 2015.

[5] Авакьян С.А. общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

[7] см. ст. 79 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.

[8] см. ст. 71 Конституции Итальянской Республики от 27 декабря 1947 г.

[9] см. п. 2 ст. 139 Конституции Швейцарии 1999 г.

[10] см. п. 4 ст. 11 Договора о Европейском союзе (подписан в г. Маастрихте 7 февраля 1992 г.; с изм. и доп. от 13 декабря 2007 г.).

[11] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 7 октября 1977 г.) // свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 14.

[12] Конституция (основной Закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.) // Свод законов РСФСР . 1988. Т. 1. С. 13.

[13] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изд. 1910– 1912 гг.). т. 1. М., 1995. с. 237.

Читайте также: