Какой закон о коррупции подписал путин

Обновлено: 02.07.2024

Владимир Путин наградил звездой Героя Труда бизнесмена Аркадия Ротенберга, который преуспел в лоббировании интересов своего бизнеса безо всякого закона о лоббизме Kremlin Pool / Global Look Press

Если коротко:

— Власти РФ постоянно говорят о борьбе с коррупцией, но часто это превращается в имитацию работы. Почти 30 лет обсуждается закон о лоббизме, 14 лет — об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников, столько же — о защите прав заявителей о коррупции. Решений нет.

— По мнению экспертов, главная проблема — отсутствие политической воли и сменяемости власти, представители которой сейчас не позволяют проводить реформы.

— Выход: продолжать лоббировать принятие антикоррупционных инициатив, распространять в обществе информацию о негативных последствиях коррупции, вовлекать граждан в расследовательскую деятельность.

Имитация бурной антикоррупционной деятельности

Отсутствие системной борьбы с коррупцией влияет на положение России в международных рейтингах. С момента первого избрания Путина президентом в 2000 году Россия опустилась рейтинге Transparency International по индексу восприятия коррупции с 82-го на 137-е место по итогам 2019 года. Эту строчку рейтинга Россия поделила, например, с Ливаном, Мавританией, Кенией и Доминиканой.

Повлиять на положение России в рейтинге могло бы, например, выполнение рекомендаций Группы государств Совета Европы против коррупции (ГРЕКО), к которой РФ присоединилась в 2007 году.

Согласно отчетам ГРЕКО, Россия выполняет рекомендации частично, а в отдельных случаях речь идет лишь об имитации антикоррупционной деятельности.

Например, в соответствии с предложениями ГРЕКО в Госдуму были внесены законопроекты о криминализации подкупа судей и уголовной ответственности за злоупотребление влиянием. Но после того как международная организация позитивно оценила этот шаг, законопроекты были отозваны.

Сейчас в России действует федеральный закон о противодействии коррупции, раз в два года принимаются национальные планы для борьбы с ней. За последние 20 лет в законодательстве появилось понятие конфликта интересов и ответственности за него, госслужащих и депутатов обязали отчитываться о доходах, а на сайте госзакупок стали публиковать большое количество данных о госконтрактах.

Некоторые из инструментов неплохо работают, хотя на их внедрение в жизнь уходит много времени. «Концепция конфликта интересов раскачивалась 10 лет.

Когда я приходил читать лекции для министров одного из регионов, при вопросе, что такое конфликт интересов, 10 лет назад министры отвечали мне, что это когда они конфликтуют между собой, например за получение бюджета.

В России существует реестр уволенных за утрату доверия лиц, которые не урегулировали конфликт интересов, не задекларировали доходы или нарушили запреты и ограничения.

Другие инструменты существуют лишь формально — госслужащим запрещено принимать и оставлять себе подарки дороже 3 тыс. рублей, но прозрачной системы контроля и учета нет. Кроме того, некоторые антикоррупционные инициативы обсуждаются не первое десятилетие, и, хотя в других странах подобные инструменты работают, в России они до сих пор не приняты.

Борис Немцов был соавтором одного из первых законопроектов о лоббизме в России 17 лет назад

Борис Немцов был соавтором одного из первых законопроектов о лоббизме в России 17 лет назад Alexander Legky/Russian Look/Global Look Press

Большого внимания общества это заявление, впрочем, не привлекло, никаких подтверждений словам Жириновского не нашлось, а Надеждин считает, что такая политика стала привычным делом. По его мнению, изменения возможны только при кардинальных реформах политической системы в целом, в том числе для этого нужна сменяемость власти.

Есть и другие примеры, когда антикоррупционные инициативы блокируются из-за отсутствия политической воли. В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, но два ее положения — о защите прав заявителей (статья 33) и об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников (статья 20) не имплементированы до сих пор.

Ратификацию статьи 20 об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников бурно обсуждали. В 2010 и 2011 годах законопроекты депутатов Госдумы от КПРФ на эту тему были отклонены. В 2014 году команда оппозиционера Алексея Навального доказала востребованность этой инициативы — всего за 76 дней было собрано более 100 тыс. подписей граждан РФ за ратификацию.

Но позиция властей осталась непреклонной. В антикоррупционном комитете Госдумы и в Минюсте говорили, что Конвенция ООН была ратифицирована без оговорок и, кроме того, в российском законодательстве уже есть механизмы контроля за декларациями чиновников о доходах. Дополнительно в комитете уточняли, что уголовная ответственность за незаконное обогащение может быть введена только при отсутствии противоречий Конституции, в частности норме о презумпции невиновности. Скорее всего, будет отклонен и очередной законопроект на эту тему, внесенный в 2019 году и находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы — в заключении профильного комитета приводятся те же самые аргументы.

Также Россия не ратифицировала Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, хотя входит в этот совет. Большая часть конвенции посвящена возмещению вреда от коррупции. В Госдуме поднимался этот вопрос еще в 2006 году, затем конвенцию упоминали в нацпланах по противодействию коррупции. В частности, власти говорили о разработке плана по изменению российского законодательства для ратификации международного документа. До сих пор план нигде не опубликован, а в действующем нацплане вообще нет упоминания конвенции.

При этом в некоторых случаях даже действующие антикоррупционные нормы переживают откат. Например, изменения произошли и в формате работы антикоррупционных советов при органах власти. В 2000-х Совет при президенте по противодействию коррупции подразумевал паритет участия администрации президента, Федерального собрания, правительства и судебной власти.

А с появлением профильного управления в АП в 2013 году противодействие коррупции (как минимум с точки зрения формальных институтов) замыкается на политической воле главы государства и его администрации.

Муниципальным депутатам тем временем смягчили ответственность за недостоверную или неполную информацию в декларациях о доходах.

Если раньше за такие нарушения депутату грозила отставка, то теперь он может быть освобожден от должности в думе без лишения мандата или вообще — лишь получить предупреждение. Для сельских депутатов упростили саму процедуру декларирования: теперь им не нужно отчитываться о доходах, если за год состав их имущества никак не изменился.

Какие меры действительно эффективны против коррупции

Но в случае с коррупцией международного уровня и в таких крупных государствах как Россия, по его мнению, нужен другой подход. OCCRP занимается журналистскими расследованиями, которые помогают бороться с этой проблемой.

По словам Пола Раду, используя новые технологии и вовлекая в расследования как можно больше людей, можно сделать борьбу с транснациональной коррупцией более эффективной.

Исследование подготовлено при участии Анастасии Лапуновой и Юлиана Баландина.

Владимир Путин наградил звездой Героя Труда бизнесмена Аркадия Ротенберга, который преуспел в лоббировании интересов своего бизнеса безо всякого закона о лоббизме Kremlin Pool / Global Look Press

Если коротко:

— Власти РФ постоянно говорят о борьбе с коррупцией, но часто это превращается в имитацию работы. Почти 30 лет обсуждается закон о лоббизме, 14 лет — об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников, столько же — о защите прав заявителей о коррупции. Решений нет.

— По мнению экспертов, главная проблема — отсутствие политической воли и сменяемости власти, представители которой сейчас не позволяют проводить реформы.

— Выход: продолжать лоббировать принятие антикоррупционных инициатив, распространять в обществе информацию о негативных последствиях коррупции, вовлекать граждан в расследовательскую деятельность.

Имитация бурной антикоррупционной деятельности

Отсутствие системной борьбы с коррупцией влияет на положение России в международных рейтингах. С момента первого избрания Путина президентом в 2000 году Россия опустилась рейтинге Transparency International по индексу восприятия коррупции с 82-го на 137-е место по итогам 2019 года. Эту строчку рейтинга Россия поделила, например, с Ливаном, Мавританией, Кенией и Доминиканой.

Повлиять на положение России в рейтинге могло бы, например, выполнение рекомендаций Группы государств Совета Европы против коррупции (ГРЕКО), к которой РФ присоединилась в 2007 году.

Согласно отчетам ГРЕКО, Россия выполняет рекомендации частично, а в отдельных случаях речь идет лишь об имитации антикоррупционной деятельности.

Например, в соответствии с предложениями ГРЕКО в Госдуму были внесены законопроекты о криминализации подкупа судей и уголовной ответственности за злоупотребление влиянием. Но после того как международная организация позитивно оценила этот шаг, законопроекты были отозваны.

Сейчас в России действует федеральный закон о противодействии коррупции, раз в два года принимаются национальные планы для борьбы с ней. За последние 20 лет в законодательстве появилось понятие конфликта интересов и ответственности за него, госслужащих и депутатов обязали отчитываться о доходах, а на сайте госзакупок стали публиковать большое количество данных о госконтрактах.

Некоторые из инструментов неплохо работают, хотя на их внедрение в жизнь уходит много времени. «Концепция конфликта интересов раскачивалась 10 лет.

Когда я приходил читать лекции для министров одного из регионов, при вопросе, что такое конфликт интересов, 10 лет назад министры отвечали мне, что это когда они конфликтуют между собой, например за получение бюджета.

В России существует реестр уволенных за утрату доверия лиц, которые не урегулировали конфликт интересов, не задекларировали доходы или нарушили запреты и ограничения.

Другие инструменты существуют лишь формально — госслужащим запрещено принимать и оставлять себе подарки дороже 3 тыс. рублей, но прозрачной системы контроля и учета нет. Кроме того, некоторые антикоррупционные инициативы обсуждаются не первое десятилетие, и, хотя в других странах подобные инструменты работают, в России они до сих пор не приняты.

Борис Немцов был соавтором одного из первых законопроектов о лоббизме в России 17 лет назад

Борис Немцов был соавтором одного из первых законопроектов о лоббизме в России 17 лет назад Alexander Legky/Russian Look/Global Look Press

Большого внимания общества это заявление, впрочем, не привлекло, никаких подтверждений словам Жириновского не нашлось, а Надеждин считает, что такая политика стала привычным делом. По его мнению, изменения возможны только при кардинальных реформах политической системы в целом, в том числе для этого нужна сменяемость власти.

Есть и другие примеры, когда антикоррупционные инициативы блокируются из-за отсутствия политической воли. В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, но два ее положения — о защите прав заявителей (статья 33) и об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников (статья 20) не имплементированы до сих пор.

Ратификацию статьи 20 об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников бурно обсуждали. В 2010 и 2011 годах законопроекты депутатов Госдумы от КПРФ на эту тему были отклонены. В 2014 году команда оппозиционера Алексея Навального доказала востребованность этой инициативы — всего за 76 дней было собрано более 100 тыс. подписей граждан РФ за ратификацию.

Но позиция властей осталась непреклонной. В антикоррупционном комитете Госдумы и в Минюсте говорили, что Конвенция ООН была ратифицирована без оговорок и, кроме того, в российском законодательстве уже есть механизмы контроля за декларациями чиновников о доходах. Дополнительно в комитете уточняли, что уголовная ответственность за незаконное обогащение может быть введена только при отсутствии противоречий Конституции, в частности норме о презумпции невиновности. Скорее всего, будет отклонен и очередной законопроект на эту тему, внесенный в 2019 году и находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы — в заключении профильного комитета приводятся те же самые аргументы.

Также Россия не ратифицировала Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, хотя входит в этот совет. Большая часть конвенции посвящена возмещению вреда от коррупции. В Госдуме поднимался этот вопрос еще в 2006 году, затем конвенцию упоминали в нацпланах по противодействию коррупции. В частности, власти говорили о разработке плана по изменению российского законодательства для ратификации международного документа. До сих пор план нигде не опубликован, а в действующем нацплане вообще нет упоминания конвенции.

При этом в некоторых случаях даже действующие антикоррупционные нормы переживают откат. Например, изменения произошли и в формате работы антикоррупционных советов при органах власти. В 2000-х Совет при президенте по противодействию коррупции подразумевал паритет участия администрации президента, Федерального собрания, правительства и судебной власти.

А с появлением профильного управления в АП в 2013 году противодействие коррупции (как минимум с точки зрения формальных институтов) замыкается на политической воле главы государства и его администрации.

Муниципальным депутатам тем временем смягчили ответственность за недостоверную или неполную информацию в декларациях о доходах.

Если раньше за такие нарушения депутату грозила отставка, то теперь он может быть освобожден от должности в думе без лишения мандата или вообще — лишь получить предупреждение. Для сельских депутатов упростили саму процедуру декларирования: теперь им не нужно отчитываться о доходах, если за год состав их имущества никак не изменился.

Какие меры действительно эффективны против коррупции

Но в случае с коррупцией международного уровня и в таких крупных государствах как Россия, по его мнению, нужен другой подход. OCCRP занимается журналистскими расследованиями, которые помогают бороться с этой проблемой.

По словам Пола Раду, используя новые технологии и вовлекая в расследования как можно больше людей, можно сделать борьбу с транснациональной коррупцией более эффективной.

Исследование подготовлено при участии Анастасии Лапуновой и Юлиана Баландина.

По словам заместителя министра юстиции Андрея Логинова, закон предотвратит увольнение человека, который вовремя по независящим от него обстоятельствам не сдал в комиссии документы, подтверждающие его непричастность к коррупции

МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Поправки в закон о противодействии коррупции направлены на исключение необоснованных увольнений госслужащих, невиновных в коррупционных правонарушениях. Об этом заявил заместитель министра юстиции РФ Андрей Логинов на брифинге в связи в внесением в Госдуму законопроекта, названного законом о "непреодолимой коррупции".

По его словам, законопроект направлен на то, чтобы "определить порядок действий в случае несоблюдения обязанностей, запретов, требований по урегулированию конфликта интересов и других антикоррупционных обязанностей, когда они не исполнены по не зависящим от чиновника, должностного лица или работника обстоятельствам".

"Мы коррупционеров данным законом никоим образом не прячем. Законопроект не несет никаких освобождений от ответственности в случае действительного правонарушения", - подчеркнул он, напомнив, что в российском законодательстве, наоборот, есть тренд на усиление ответственности за коррупционные правонарушения.

"Законопроект касается исключительно процедуры установления того факта, что лицо подлежит или может подлежать в дальнейшем уголовной или административной ответственности. Он никоим образом не касается той ситуации, когда лицо признано подлежащим этой ответственности, - пояснил Логинов. Он напомнил, что в законопроекте речь идет о дисциплинарной ответственности в виде увольнения в случаях, если человек вовремя по независящим от него обстоятельствам не сдал документы, подтверждающие его непричастность к противоправным действиям. По данным Минтруда, на 2019 год 2 млн 745 тыс. государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов должны подавать документы в комиссии, подтверждающие отсутствие конфликта интересов (противоречию личных и служебных интересов). Кроме того, 1 млн 734 тыс. государственных и муниципальных служащих обязаны ежегодно подавать справки о доходах. "С учетом того, что они должны подавать справки о доходах супругов и детей, это около 3 млн справок. Такие же требования распространяются на работников государственных и муниципальных предприятий, госкорпораций, подсчет, сколько таких работников (этим занималась Счетная палата) пока не завершен, но понятно, что это десятки тысяч", - напомнил Логинов. В общей сложности в 2019 году, по данным Минтруда, в комиссии по урегулированию конфликта интересов рассмотрели более 5 млн справок.

Случаи невозможности

По данным Минтруда, в год поступает до 10 тыс. заявлений о невозможности исполнить эти требования. Логинов напомнил, что пока эти документы подаются в бумажном виде и в зависимости от нарушения комиссии ставят вопрос от увольнения до направления материалов в прокуратуру.

"Поскольку этот процесс носит ежегодный характер, мы прекрасно понимаем, что жизненная ситуация, жизненные обстоятельства могут сложиться таким образом, что где-то человек не сможет по независящим от него обстоятельствам вовремя подать документы", - отметил он. В действующем законе предусмотрено, что комиссии учитывают объективные обстоятельства, по которым невозможно было исполнить антикоррупционные требования. "Сейчас мы эти "объективные причины" заменяем на "независящие обстоятельства" и расписываем ряд конкретных категорий независящих от лица обстоятельств", - пояснил замминистра.

Примеры невозможности

"По сути дела, закон нужен для того, чтобы каждый раз комиссии, которые рассматривают эти случаи, не принимали на свой страх и риск решение - объективная это причина или нет, а руководствовались заложенным в законодательстве механизмом, защищающем интересы наших граждан, потому что чиновники, служащие, работники госпредприятий, муниципальных предприятий, госкорпораций - это все наши граждане", - пояснил Логинов.

Есть и отдельные категории случаев, например, касающиеся сотрудников госорганов Республики Крым и Севастополя, которые до 2014 года жили на Украине и имели счета в украинских банках и до сих пор не могут их закрыть, потому что банки заявляют, что готовы дать справку о закрытии счета только при личном присутствии.

Донастройка закона

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов напомнил, что антикоррупционное законодательство - одно из самых быстроразвивающихся, и сейчас "мы говорим о его технической донастройке". Он отметил немало случаев, когда формальное применение антикоррупционных требований приводило к нарушению прав. Например, на работу в госкорпорацию устраивался бывший бизнесмен, который имел счета за рубежом. Он представил справку, что все счета не используются, но в пандемию не мог вылететь за рубеж и закрыть счета, поэтому комиссия не может рекомендовать принять его на госслужбу. Другой пример - с главой сельского поселения, где проживает 60 человек. "Ему было выделено 70 тыс. рублей на ремонт моста. Столяр и плотник там один - это брат его жены, который восстановил мост. Но к главе поселения был вопрос - почему он не задекларировал конфликт интересов. И нам стоило большого труда, чтобы доказать на уровне прокурора региона, что увольнять этого человека не надо", - рассказал Кабанов. В качестве распространенного случая он назвал остающиеся счета в банках после того, как госслужащий взял кредит и полностью расплатился по нему. "Когда кредит закрывается, человек думает - все, я закрыл все бумаги. А кредитный счет остался, он не закрыт автоматически в банке, а банку невыгодно статистику понижать. А у нас если финансовый инструмент не задекларировал, это увольнение", - напомнил Кабанов. По его словам, после проверок "по десятку человек увольняют" - такие случаи были в ряде регионов, когда должны были уволить ведущих специалистов из-за независящих от них условий.


Президент России Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Соответствующий указ главы государства опубликован в понедельник на сайте Кремля.

Руководителям федеральных органов власти поручено обеспечить реализацию мероприятий плана и до 1 октября внести соответствующие изменения в свои ведомственные планы противодействия коррупции. Аналогичным образом должны быть актуализированы региональные и иные антикоррупционные программы.

Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции поручено ежегодно рассматривать доклад своей рабочей группы о реализации мероприятий национального плана.

О доходах чиновников

Правительство России должно к 15 октября представить предложения о совершенствовании отчета чиновников о своих доходах и расходах, следует из документа.

Президент России поручил Генеральной прокуратуре ежегодно до 1 мая докладывать о выявлении и расследовании случаев подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных сделок.

Об общественном контроле

Путин поручил Минцифры и Минтруду расширить информированность граждан об общественном контроле с использованием интернет-ресурсов.

Доклад о результатах исполнения этого подпункта необходимо представить до 1 октября 2024 года.

Путин также поручил Минфину и Минтруду подготовить рекомендации по выявлению коррупционных рисков при предоставлении субсидий.

О банковской тайне

Генпрокуратуре и ЦБ РФ поручено до ноября подготовить предложения для получения прокурорами доступа к банковской тайне в рамках дел о коррупции.

Президент также предложил Генпрокуратуре проработать вопрос о введении ограничений для людей с непогашенной судимостью на занятие руководящих должностей в государственных унитарных предприятиях и государственных муниципальных учреждениях.

О расходах финансовых уполномоченных

Глава государства поручил администрации президента совместно с Банком России доработать проект закона о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных в сфере финансовых услуг, а также лиц, претендующих на эту должность.

Доработанный проект федерального закона до 20 ноября 2021 года должен быть представлен президенту для внесения в Госдуму.

О лекциях

Путин ожидает от Ассоциации юристов России организации регулярных лекций по теме борьбы с коррупцией и популяризации антикоррупционных стандартов в интернете.

Кроме того, Путин поручил Министерству просвещения продолжить разработку образовательных стандартов, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупции.

Об антикоррупционном форуме

Путин поручил Федеральному казначейству России организовать проведение Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов.

Отмечается, что доклад о результатах исполнения данного пункта необходимо представить до 15 августа 2023 года.

О статистике уголовных дел

Число приговоров за коррупционные преступления в России в 2020 году достигло минимального значения за последние восемь лет.

По данным судебной статистики, в прошлом году в России осудили 6,9 тыс. человек по делам, в которых коррупция являлась основной статьей по приговору. Это самый низкий показатель с 2012 года — тогда приговоры вынесли более 6 тыс. коррупционерам.

Однако средний размер взятки продолжает расти. Количество осужденных за взятку в 1 млн рублей и более за восемь лет увеличилось в 12 раз — с 76 до 944 человек. Число тех, кого осудили за взятку в размере от 150 тыс. до 1 млн рублей, за тот же период выросло с 203 до 1,4 тыс. человек. А количество осужденных за минимальную взятку — до 1 тыс. рублей — уменьшилось с 1,8 тыс. до 1,1 тыс. человек.

В прошлом году доля осужденных по делам коррупционной направленности, получивших в качестве основного наказания условный срок, составила 32,7%. В 2012 году такое наказание получили около 25% приговоренных. Около 15% осужденных получили реальное лишение свободы — 1 тыс. из 6,9 тыс. человек.

Также в 2020 году сумма назначенных штрафов за коррупцию уменьшилась в два с лишним раза по сравнению с предыдущим годом. В 2020-м суммарный штраф в качестве основного наказания по ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) и ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество) достиг 624,3 млн рублей. Еще 1,042 млрд рублей составили штрафы по тем же статьям в качестве дополнительного наказания.

Читайте также: