Какой тип конфликта положен в основу этого эпизода обломов

Обновлено: 01.05.2024

Основу сюжета романа И.А.Гончарова составляет история жизни главного героя - дворянского интеллигента и помещика Ильи Ильича Обломова и его драматической любви к девушке возвышенной и цельной -Ольге Ильинской.

Казалось бы, сюжет весьма традиционен. Но "Обломов" не стал бы вехой в развитии русской литературы и в самопознании русского национального характера, если бы сюжет и конфликт не были решены так своеобразно ярко, как это удалось Гончарову.

Центральной проблемой романа становится выяснение причин, погубивших неплохого от природы человека, обладавшего "пылкой головой, гуманным сердцем", полной "всеобщих человеческих скорбей" душой. Автор вовлекает читателя в размышления о том, что сыграло решающую роль в деградации личности Ильи Ильича: издержки ли дворянского воспитания (первая часть романа подробно повествует о детстве героя), или несовместимые с ранимой, одухотворенной душой мерзости окружавшей героя действительности.

Илья Ильич задается вопросом: "Отчего я. такой?" И ответом на него становится описание жизни героя в Обломовке ("Сон Обломова"). Лень - основная черта характера Обломова - была заложена в него с детства.

Веками установленные истины барского воспитания гласили: труд - тяжкое наказание, кто-то должен помочь тебе сделать то, что и самому под силу. Подавлен-ная в детстве самостоятельность ("Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая"), отсутствие систематичности в занятиях, мечтательность, стремление переложить решение проблем на кого-нибудь другого привели к абсолютной беспомощности и неумению практически разрешить насущные проблемы (управление имением). Н.А.Добролюбов писал: "Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить".

Но от Обломовки веет не только сонным царством, где все умиротворенно дышит любовью и спокойствием, но и той особой поэтичностью русской патриархальной тишины, которые рождают в Ильюше Обломове мечтательность и поэтичность, стремление к высокому идеалу, внутреннее чувство свободы. Эти качества русского характера ("И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действмтельности любит верить соблазнительным сказаниям старины. "), сталкиваясь с российской действительностью, отторгают ее. Ни на службе, где нет человеческого взаимопонимания, ни в друзьях, для которых важнее карьера, ни в женщинах, которые не способны любить, Обломов не может найти идеала. Поэтому он предпочитает "лежать на диване", не участвуя в жизни, сознательно отказываясь от нее.

Обломов оказывается последним образом "лишнего человека" в русской литературе.

Сюжет романа постоянно "подбрасывает" герою все новые "спасательные круги", открывает возможности вырваться из губительных объятий перины и начать действовать.

Верный друг Обломова Штольц - полная его противоположность - не оставляет попыток раетормошмть Илью Ильича. Судьба посылает ему любовь замечательной девушки - Олыи Ильинской, в конце концов, женитьбу на доброй и заботливой Агафье Пшеницы-ной, но "болезнь" Обломова так запущена, что никакие изменения к лучшему не в состоянии преодолеть инерт-ность его натуры.

Любовь станозитея серьезным иепытанием в разрешении внутреннего конфликта Ильи Ильича. Сначала чувство к Ольге Ильинской, пылкой, одухотворенной девушке, меняет героя. Он отказывается от многих устоявшихся привычек.

Никаких внешних препятствий к ечастью у героев нет. Они искренне любят друг друга, они равны социально. Но осветившее на время жизнь Обломова чувство не смогло преодолеть жизненную апатию Ильи Ильича. Гончаров писал: "Идти вперед - значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пьшью и паутиной со стен смести паутмну с глаз и прозреть!"

Зтого герой сделать не в состоянии. Обломов отказывается от Ольги. В этом поступке одни исследователи видят окончательное падение героя, другие - решительное самопожертвование, основанное на осознанин собствекной неспособности сделать любимую счастливой.

В союзе с Агафьей Матвеевной Обломов находит своеобразное воплощение искомого идеала, "хотя без поэзии".

Наличие в сюжете этих двух любовных историй тоже свидетельствует о своеобразии решения основного конфликта романа. Обломова любили две прекрасные женщины: деятельная, обаятельная, богатая Ольга Ильиская и мягкая, трогательная в своей любви и преданнос-ти Агафья Матвеевна. Такая "щедрость" автора не мо-жет проявиться в отношении отрицательного персона-жа. Гончаров, несомненно, сочувствует своему герою.

Можно сказать, что конфликт романа как бы раздваивается. С одной стороны, он заложен в характере самого Ильи Ильича. Но не случайно Гончаров советует в письме Толстому: "Не читайте первой части "Обломова", а если удосужитесь, то прочитайте вторую и третью".

В "Необыкновенной истории" он уточняет: ". в первой части заключается только введение, пролог к роману. и только, а романа нет!" Следуя логике автора, истинные причины трагедии Обломова стоит искать во второй и третьей частях произведения. В самом деле, чрезвычайно важным представляется его разговор со Штольцем, когда Обломов признается, что "начал гаснуть", едва поступив на службу.

Его внутренний огонь угнетали скука и никчемность повседневной жизни: он "гаснул. вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту. ". Таким образом, автор смещает акценты, перенося центр конфликта в область социальных проблем.

В романе оба конфликта взаимосвязаны, тесно пере-плетены.

Немаловажным для понимания внутреннего противоречия Обломова является образ Штольца. Будучи полной противоположностью своего друга, обладая, казалось бы, только положительными качествами, этот герой все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как будто чего-то недостает. Он чувствует это сам (к примеру, он безошибочно осознает, что Ольга, став его женой, духовно переросла его). Поэтому Штольц так тянется к Обломову, пытаясь восполнить свой рассудочный, упорядоченный, деятельный характер мечтательностью и одухотворенностью Обломова. При всей своей прогрессивности Штольц лишен воображения. Эта душевная холодность делает характер Штольца нерусским (недаром писатель ука-зывает, что отец героя - немец). Своеобразным доказательством этого наблюдения является сцена последнего свидания героев. Штольц, возмущенный обстановкой дома Обломова, нелицеприятно высказывается в отношении странного союза потомственного дворянина и такой женщины, как Агафья Матвеевна. Обломов с неожиданным для читателя достоинством вступается за свою жену. В этом эпизоде проявилась кульминация противопоставления характеров двух героев и их внутренних конфликтов.

Одной из отличительных особенностей романа является своеобразие развития конфликта. Все произведение делится на четыре логические части.

В первой части автор представляет нам Илью Ильича Обломова. Первые страницы целиком посвящены описанию героя. С самого начала Гончаров формирует образ такого добряка, душевного человека. Он с иронией описывает образ жизни Обломова, но тут же сам удивляется, как замечательно подходит леность к этому человеку. Вообще, центральным героем первой части является Илья Ильич, его общей характеристике посвящена довольно значительная часть произведения. Характер героя раскрывается и посредством описания быта, и с помощью образа Захара, но, в основном, конечно, через общение Обломова со своими гостями. Таким образом, зарождается общественный конфликт, автор описывает отношение героя к окружающему его миру как отношение человека к большому муравейнику, где все спешат по своим делам, а ему неинтересны их проблемы. Окончательно формируется общественный конфликт, когда автор вводит образ Штольца. Он впервые появляется сразу после сна Обломова, таким образом характер Ильи Ильича уже четко противопоставлен характеру его друга, а так как это не просто характеры, а целые типы, общественный конфликт принимает вид противопоставления Обломова и Штольца.

С приездом Штольца действие как будто получает мощный импульс. Андрей вырывает своего друга из изоляции, и это способствует гораздо более глубокому развитию образа героя. Вторая часть больше насыщена событиями, чем первая. Обломов начинает появляться в обществе, общаться с другими людьми и, самое главное, знакомится с Ильинскими. Ольга поражает сердце Обломова, с него окончательно слетает леность. Это завязка любовного конфликта.

Кульминация внутреннего конфликта – нелегкий выбор между движением и застоем, Ольгой и Пшеницыной. Выбор сделан, происходит окончательный разрыв с Ольгой и Штольцем.

Четвертая, заключительная, часть – это возвращение Обломова в привычную обломовщину. Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека – Штольц, однако его нельзя считать победителем. Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.

Особое внимание привлекает динамика действия в этих частях.

Вообще, динамика основных событий романа связана со сменой времен года. Здесь особую сюжетно-композиционную роль играет пейзаж.

Конечно, роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний – Пшеницыну. Несомненно, в чем-то Ольга уступает Пшеницыной, но скупые и серые описания Выборгской стороны, самого быта хозяйки не говорят в ее пользу.

Не менее значительна и сюжетно-композиционная роль второстепенных персонажей. Гости Обломова, с одной стороны, подчеркивают его лень, но с другой – демонстрируют его отношение к жизни суетной и мелочной. Захар же вообще копия барина. Ироничное подтрунивание Гончарова над ним распространяется и на Илью Ильича.

Противопоставление отцов Обломова и Штольца рождает основной конфликт произведения, конфликт двух ярких типажей. Таким образом, антитеза в романе – главный художественный прием.

Другой яркий пример антитезы – противопоставление Ольги и Пшеницыной. Автор так и не ответил на вопрос, кто из них лучше. Но с помощью антитезы ему удалось полнее и ярче отобразить достоинства обеих.

  • в основе сюжета лежит любовь главного героя и Ольги Ильинской,
  • в основе конфликта — противоречия между главным героем и действительностью, в которой он живет.

В романе Гончаров не только проводит глубокий анализ характеров людей и их убеждений, но и продолжает заниматься поиском той настоящей красоты, которую искали еще в древние века. Эта красота любовь в разных ее проявлениях либо в искусстве, либо человеческая любовь и даже любовь к Богу. Не случайно все главные герои, как и герои Тургенева, проходят проверку любовью. Автор любит Райского и сочувствует ему, он пытается его спасти, проводя через сложные жизненные препятствия, но и это не помогает. Райского уже нельзя изменить. Райского неправильно воспитывали в детстве, не приучили к труду. Очень часто при раскрытии характеров автор показывает детство и воспитание героя. Гончаров считает, что это одна из причин характера героя, его дальнейшей судьбы. Проблема воспитания!

Творчество И.С. Тургенева

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых.

Неожиданная и короткая встреча с Пушкиным состоялась в начале 1837 г.

Не надеясь на положительную критику, он отнёс экземпляр В. Г. Белинскому в дом Лопатина, оставив рукопись слуге критика.

С начала 1860-х годов он поселяется в Баден-Бадене. Тургенев активно участвует в культурной жизни Западной Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов.

Писатель скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября) 1883 года.

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места. Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Искусство портретирования:

-совокупность частного и типического во внешнем облике действующих лиц.

Язык и стиль:

-использование народно-поэтических тропов;

Цветовая гамма тургеневской прозы:

-различия в цветовосприятии повествователя и персонажей, зависящие от духовного состояния созерцателя;

Одной из отличительных особенностей романа является своеобразие развития конфликта. Все произведение делится на четыре логические части.

В первой части автор представляет нам Илью Ильича Обломова. Первые страницы целиком посвящены описанию героя. С самого начала Гончаров формирует образ такого добряка, душевного человека. Он с иронией описывает образ жизни Обломова, но тут же сам удивляется, как замечательно подходит леность к этому человеку. Вообще, центральным героем первой части является Илья Ильич, его общей характеристике посвящена довольно значительная часть произведения. Характер героя раскрывается и посредством описания быта, и с помощью образа Захара, но, в основном, конечно, через общение Обломова со своими гостями. Таким образом, зарождается общественный конфликт, автор описывает отношение героя к окружающему его миру как отношение человека к большому муравейнику, где все спешат по своим делам, а ему неинтересны их проблемы. Окончательно формируется общественный конфликт, когда автор вводит образ Штольца. Он впервые появляется сразу после сна Обломова, таким образом характер Ильи Ильича уже четко противопоставлен характеру его друга, а так как это не просто характеры, а целые типы, общественный конфликт принимает вид противопоставления Обломова и Штольца.

С приездом Штольца действие как будто получает мощный импульс. Андрей вырывает своего друга из изоляции, и это способствует гораздо более глубокому развитию образа героя. Вторая часть больше насыщена событиями, чем первая. Обломов начинает появляться в обществе, общаться с другими людьми и, самое главное, знакомится с Ильинскими. Ольга поражает сердце Обломова, с него окончательно слетает леность. Это завязка любовного конфликта.

Кульминация внутреннего конфликта – нелегкий выбор между движением и застоем, Ольгой и Пшеницыной. Выбор сделан, происходит окончательный разрыв с Ольгой и Штольцем.

Четвертая, заключительная, часть – это возвращение Обломова в привычную обломовщину. Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека – Штольц, однако его нельзя считать победителем. Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.

Особое внимание привлекает динамика действия в этих частях.

Вообще, динамика основных событий романа связана со сменой времен года. Здесь особую сюжетно-композиционную роль играет пейзаж.

Конечно, роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний – Пшеницыну. Несомненно, в чем-то Ольга уступает Пшеницыной, но скупые и серые описания Выборгской стороны, самого быта хозяйки не говорят в ее пользу.

Не менее значительна и сюжетно-композиционная роль второстепенных персонажей. Гости Обломова, с одной стороны, подчеркивают его лень, но с другой – демонстрируют его отношение к жизни суетной и мелочной. Захар же вообще копия барина. Ироничное подтрунивание Гончарова над ним распространяется и на Илью Ильича.

Противопоставление отцов Обломова и Штольца рождает основной конфликт произведения, конфликт двух ярких типажей. Таким образом, антитеза в романе – главный художественный прием.

Другой яркий пример антитезы – противопоставление Ольги и Пшеницыной. Автор так и не ответил на вопрос, кто из них лучше. Но с помощью антитезы ему удалось полнее и ярче отобразить достоинства обеих.

  • в основе сюжета лежит любовь главного героя и Ольги Ильинской,
  • в основе конфликта — противоречия между главным героем и действительностью, в которой он живет.

История любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской своеобразно решена автором, так как никаких внешних препятствий к счастью у героев нет:

  • они любят друг друга,
  • они равны социально,
  • эти отношения должны были бы возродить героя к деятельной жизни.

Но любовь Ольги не способна этого сделать не потому, что такова эта любовь, не потому, что у героини слабый характер, а потому, что таков характер Обломова.

Женитьба героя на Агафье Матвеевне, ее трогательная любовь, удивительное отношение к Илье Ильичу тоже внешне не имеют никаких препятствий: герои обеспечены, нет никого, кто бы относился к ним плохо, кто плел бы интриги. Нет, внешних препятствий в сюжете романа нет. Но есть препятствия внутренние. Именно они и отражены в конфликте романа.

Раздвоение конфликтной линии романа

В романе оба эти противостояния взаимосвязаны, как бы переплетены.

Но от Обломовки веет не только трудом крепостных и дворовых, сонным царством, где все умиротворенно дышит любовью и спокойствием, но и той особой поэтичностью русской патриархальной тишины, которые рождают в Илюше мечтательность и поэтичность, стремление к высокому идеалу, внутреннее чувство свободы. Эти качества русского характера

Основа конфликта романа — характер Обломова

Писатель показывает, что основы этого конфликта заложены в характере героя. У него есть верный друг — Штольц, полная его противоположность, у него есть любимая женщина, готовая к самопожертвованию, но характер героя делает его неспособным возродиться к жизни.

Каковы же черты этого характера?

Любовь в разрешении этого внутреннего противостояния является испытанием для Ильи Ильича. Сначала это чувство меняет героя: он отказывается от многих устоявшихся привычек. Но долго это продолжаться не могло. Гончаров пишет:

Образная система в разрешении конфликта Обломова

Своеобразие в решении конфликта заложено и в системе образов.

Это и две женщины, любившие Обломова,

  • деятельная, обаятельная, богатая натура Ольги Ильинской,
  • и мягкая, трогательная в своей любви и преданности Агафья Матвеевна.

Такая любовь не может быть дарована отрицательному герою.

Но главным в понимании внутреннего конфликта главного героя, безусловно, является образ Штольца.

Этот персонаж — полная противоположность Обломову. Но этот герой, который, кажется, имеет только положительные качества, все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как бы чего-то недостает. Он чувствует это сам (так он видит, что Ольга, став его женой, духовно переросла его), поэтому он так тянется к Обломову, словно в нем есть то, чего нет у него.

При всей своей рассудочности, упорядоченности, прогрессивности Штольц как бы лишен мечты, воображения. И эта рассудочность делает его характер не русским (недаром писатель делает отцом героя немца). Своеобразным доказательством этого является сцена последнего свидания героев. Когда Штольц, возмущенный обстановкой, окружающей Обломова, выражает удивление, как герой может жить с такой женщиной, как Агафья Тихоновна, Илья Ильич с неожиданным для читателя достоинством говорит, что это его жена, о которой нельзя говорить дурно. Вот в этом и есть различие характеров. В этом и есть внутренний конфликт в герое и в его антиподе.

И.А.Гончаров показал, что патриархальное дворянское воспитание делает человека таким, как его главный герой (недаром фамилия Обломова стала нарицательной), порождая как худшие, так и лучшие черты национального характера. Этот характер вступает в противоречие с действительностью и уходит от борьбы, предпочитая не участвовать в ней

Наша презентация

Даже любовь не может возродить героя к деятельной жизни. Но в тоже время роман Гончарова — это не просто произведение о российской действительности середины ХIХ века, но художественное предостережение, в основе которого противоречивые черты русского национального характера.

Отсутствие мотивации

Желание Обломова лежать на диване и ничего не делать вполне могло быть продиктовано не ленью, а отсутствием мотивации. Будучи умным и образованным человеком, Обломов осознавал, что при нынешней ситуации в стране и власти трудно добиться чего-то стоящего в жизни. Хотя его знания и умения могли бы помочь ему в этом направлении.

К сожалению, даже такой образованный, но тем не менее маленький человек, как Илья Ильич, столкнулся с пониманием того, как система душит самые крепкие и чистые душевные порывы. А если ничего нельзя изменить, то какой смысл вообще стараться?

Счастье — быть самим

Обломов остается верен своим принципам до самой смерти, и скрытый смысл романа может заключаться в том, что каждый человек имеет право проживать свою жизнь так, как хочет именно он. Не принимая в расчет мнение общественности, не обращая внимания на обстоятельства. Ведь Обломов представляет собой пример человека, который живет так, как комфортно ему. Он счастлив оставаться наедине с собой и своими мыслями, и даже лучший друг Штольц не может повлиять на него.

Наслаждаться жизнью

Он живет в суете серых будней, не замечает прожитых лет, и все ради того, чтобы его дети могли себе позволить так, как живет Обломов. Как бы парадоксально это не звучало, но Обломов, живущий своей размеренной жизнью, испытывает куда больше радости и удовольствия, чем те, кто находятся в постоянной гонке за успехом.

Понять жизнь

Поэтому лень и якобы бессмысленная жизнь Обломова — это поверхностное суждение, на самом же деле мотивы подобного поведения главного героя не столь очевидны. Пытливый ум увидит в этом произведении и другие, глубинные смыслы, которые раскрывают историю Обломова с другой стороны.

Комментарии


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Год написания – 1847 – 1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершен, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически, автор явился прообразом своего героя.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, переделана и дописана. Годы написания этого романа – 1847-1859.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Проблема любви

, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.

В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.

Главные герои

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

, направление – реализм. В романе существует
конфликт человека и общества, мужчины и женщины
. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Введение

Социальная проблематика

Вопрос национального характера

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 551.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Философская проблематика

Тема любви

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Если жизнь Штольца идет точно распланированным ходом, без неожиданностей и потрясений, то в судьбе Обломова происходит переворот, который, если бы Илья Ильич был бы моложе, полностью перевернул его жизнь – любовь к Ольге. Захватывающее, вдохновляющее, трепетное чувство развивается на грани фантазий и реальности, окруженное красотой весенне-летних пейзажей. Его стихийность, прочная связь с природой подчеркнута тем, что возлюбленные расстаются осенью – не удивительно, что символом их любви становится ветка недолговечной сирени.

По ее словам, на просьбы убрать авто в определенное время откликаются далеко не все. На первый взгляд, все логично. А на второй — нереалистично. Где в условиях уплотнительной застройки найти место для парковки не ближе десяти метров от дома? И еще. Далеко не всегда уборка проходит в то время, которое указано в объявлении.

: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

: выявление особенностей авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца).

образовательные:

  1. формировать навыки характеристики литературных персонажей;
  2. помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

  1. развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  2. развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;
  3. совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;
  4. способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;
  5. способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;
  6. способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

  1. воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;
  2. воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;
  3. воспитывать умение слушать и слышать друг друга;
  4. воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы:

урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения:

Оборудование:


Слово учителя

: Обломов и Штольц – в широком смысле, — есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но в и в это время в нём идёт борьба, которой он не выдержит.

IІ. Изучение нового материала.

2. Слово учителя.

Слово учителя:

Ответы учащихся:

Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя:

Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока

: «Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

— Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

Сопоставление героев

на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

Как знакомит нас автор со Штольцем? (Уроки 1, 2, где знакомство с Обломовым уже состоялось.) Так же, как с Обломовым, или иначе?

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание — трудовое, практическое,

его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын…”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит… в покое и наслаждении

Так почему же Обломов и Штольц — друзья?

Что, кто является центром дружбы?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо…”

3–4-я главы второй части.

Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора — КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода.
После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы.
Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

— Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

— Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

А где же тут автор?

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

4. Выводы о Штольце.

Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие:
колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы:
делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного.

Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся:

Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

ІV. Подведение итогов урока.

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает — неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

3. Перечитать главы об Обломове и Агафье Пшеницыной.

— Как знакомит нас автор со Штольцем? (Так же, как с Обломовым, или иначе?)

— Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

— Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

— Чего больше всего боялся Штольц?

— Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит… в покое и наслаждении

— Так почему же Обломов и Штольц — друзья?

Что, кто является центром дружбы?

Суть спора — КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода

— Как возникает спор?

— Когда наступает перелом в споре?

— Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

А где же тут автор?

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но в и в это время в нём идёт борьба, которой он не выдержит.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Какую роль играет в романе Захар Трофимович Трофимов? Что мы узнаём о нём? (рассказуч-ка о Захаре) (часть первая, седьмая глава, часть вторая, глава третья)

Насколько частей можно разделить сон Обломова? (на три части):

Цикличность жизненного круга в его основных биологических проявлениях: родин, свадеб, похорон. Привязанность людей к одному месту.

Замкнутость и равнодушие к остальному миру)

О чем заставляет размышлять жизнь и судьба Обломова? (жизнь и судьба Обломова заставляют размышлять о сложных вопросах: как нужно жить, как должна быть устроена жизнь, что бы не погибал человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений)

Подготовка к тестированию по творчеству И.А. Гончарова.

Не получилось

В соцсетях развернулись жаркие дискуссии на тему уборки улиц и прав автомобилистов. Власти решили временные знаки не ставить. Теперь мэрия предупреждает, на какие улицы выйдет техника на ночную уборку за один-два дня на своем сайте и в местных СМИ. Реагируют не все. Часть машин неизбежно приходится эвакуировать.

Но оказывается, можно было ввести и временные запреты на стоянку, как это сделали в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Здесь так все продумали, что горожане практически не замечают нововведений.

Обошлись без штраф-стоянки

Еженедельно на различных участках улиц запрещают парковку на несколько часов для уборки дороги, в том числе и от снега. Об этом сообщают заранее. Если в это время на улице обнаруживают машину, то ее эвакуируют. Но бывает, снегопады, как в этом году, лавиной обрушиваются на город. Тогда используется практика перемещения. На улицу приезжает дорожная техника и эвакуатор. Но он увозит машины не на штраф-стоянку, а в соседние дворы. За это владельцы машин не платят.

Во дворах ситуация сложнее. Там дорожных знаков не поставить. Но управляющие компании как-то уговаривают владельцев авто подвинуться. В Петербурге это получается с большим успехом, чем в Ижевске. Поэтому и штрафы вводить никто не собирается.

Спор Обломова и Штольца

Снежный билет

Во Владивостоке на двое суток ограничили проезд по городу тяжеловесного, крупногабаритного транспорта и грузовиков с прицепом. Их отсутствие дает возможность оперативно ликвидировать последствия снежной стихии.

Читайте также: