Какие из перечисленных факторов обеспечили развитие прямохождения

Обновлено: 16.05.2024

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

300-30 тыс.
человек разумный (подвид неандертальский)

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

БИОЛОГИЧЕСКИЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

АВСТРАЛОПИТЕКИ - ДРЕВНЕЙШИЕ - ДРЕВНИЕ
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) использование различных способов добывания огня
Б) обитание исключительно в Африке
В) объём мозга 500–600 см 3
Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов
Д) обитание на территории современной Европы
Е) загонная охота на хищных животных

ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся
1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец

ДРЕВНЕЙШИЕ - ДРЕВНИЕ
1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.
А) использование скребел и наконечников
Б) появление зачатков речи
В) принадлежит к виду Человек прямоходящий
Г) объем мозга 900-1100 см 3
Д) умел поддерживать огонь


2. Установите соответствие между особенностями и предками человека: 1) синантроп, 2) неандерталец. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) объем мозга 850 – 1200см 3
Б) добывали огонь, одевались в шкуры
В) орудия труда – отесанные камни
Г) жили группами по 50-100 человек
Д) огонь получали во время лесных пожаров, при извержении вулканов
Е) объем мозга 1200 – 1400см 3

ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (кениапитек)
5) человек умелый

4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА
Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается
1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные


Контрольная работа по теме содержит 16 заданий в трёх вариантах и предназначена для учащихся профильного класса.

Описание разработки

Вариант 1.

Тесты с выбором одного правильного ответа

  1. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры; Б) австралопитеки; В) дриопитеки; С) гориллы.

  1. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

А) Человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков.

Б) Человек – потомок современных человекообразных обезьян.

В) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков.

С) Обезьяны произошли от древних людей.

  1. Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитием большого пальца руки, противопоставленного всем остальным;

В) наличием ногтей;

А) австралопитеки; Б) питекантропы; В) неандертальцы; Г) кроманьонцы.

А) неандерталец; Б) кроманьонец; В) питекантроп; Г) синантроп.

А) европеоиды и монголоиды;

Б) европеоиды, индейцы, негроиды, монголоиды;

В) европеоиды, негроиды, монголоиды;

Г) европеоиды, негроиды, монголоиды, неандертальцы.

  1. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

А) способностью к трудовой деятельности;

Б) четырехкамерным сердцем;

В) заботой о потомстве;

Г) объемным зрением.

А) борьба за существование;

Б) общественный образ жизни;

Г) модификационная изменчивость.

  1. Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

  1. Укажите биологические предпосылки антропогенеза:

А) постепенное освобождение передних конечностей;

Б) вскармливание детёнышей молоком;

В) дугообразный позвоночник;

Г) хорошо развитые зрение и слух.

  1. Назовите фактор эволюции, обеспечивший развитие человека:

А) модификационная изменчивость;

В) стабилизирующий отбор;

Г) наследственная изменчивость.

12. К атавизмам человека относят:

В) многососковость Г) остаток третьего века

А) коллективная охота;

Б) пользование огнём;

Г) развитая кисть.

14. В связи с прямохождением у человека:

А) освобождаются верхние конечности.

Б) стопа приобретает сводчатую форму.

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным.

Г) таз расширяется, его кости срастаются.

Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела.

Е) уменьшается волосяной покров.

15. Соотнесите перечисленные признаки с их принадлежностью человекообразным обезьянам или человеку, а также выявите общие для них признаки.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Тесты с выбором одного правильного ответа

Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры; Б) австралопитеки; В) дриопитеки; С) гориллы.

Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

А) Человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков.

Б) Человек – потомок современных человекообразных обезьян.

В) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков.

С) Обезьяны произошли от древних людей.

Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитием большого пальца руки, противопоставленного всем остальным;

В) наличием ногтей;

К древнейшим людям относятся:

А) австралопитеки; Б) питекантропы; В) неандертальцы; Г) кроманьонцы.

Человеком современного типа был:

А) неандерталец; Б) кроманьонец; В) питекантроп; Г) синантроп.

Основные человеческие расы:

А) европеоиды и монголоиды;

Б) европеоиды, индейцы, негроиды, монголоиды;

В) европеоиды, негроиды, монголоиды;

Г) европеоиды, негроиды, монголоиды, неандертальцы.

Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

А) способностью к трудовой деятельности;

Б) четырехкамерным сердцем;

В) заботой о потомстве;

Г) объемным зрением.

К движущим силам антропогенеза не относится:

А) борьба за существование;

Б) общественный образ жизни;

Г) модификационная изменчивость.

Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

Укажите биологические предпосылки антропогенеза:

А) постепенное освобождение передних конечностей;

Б) вскармливание детёнышей молоком;

В) дугообразный позвоночник;

Г) хорошо развитые зрение и слух.

Назовите фактор эволюции, обеспечивший развитие человека:

А) модификационная изменчивость;

В) стабилизирующий отбор;

Г) наследственная изменчивость.

12 . К атавизмам человека относят:

В) многососковость Г) остаток третьего века

Развитию речи способствовали:

А) коллективная охота;

Б) пользование огнём;

Г) развитая кисть.

14. В связи с прямохождением у человека:

А) освобождаются верхние конечности.

Б) стопа приобретает сводчатую форму.

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным.

Г) таз расширяется, его кости срастаются.

Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела.

Е) уменьшается волосяной покров.

Установите соответствие

15. Соотнесите перечисленные признаки с их принадлежностью человекообразным обезьянам или человеку, а также выявите общие для них признаки.

Принадлежность

А) 46 хромосом в соматических клетках.

Б) объем мозга - 1300 см 3 .

В) развитые надбровные дуги.

Г) хватательный тип стопы.

Д) расширенный таз.

Е) наличие подбородочного выступа.

Ж) 48 хромосом в клетках.

З) S-образный позвоночник.

К) наличие плаценты.

Л) развитие жаберных щелей в эмбриогенезе.

М) объем мозга - до 500 см 3 .

2) человекообразные обезьяны;

3) общие признаки.

Назовите основные последствия прямохождения человека (т. е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-дви­гательной системе.

Тесты с выбором одного правильного ответа

1. Видовым признаком человека является:

а) две пары конечностей;

в) 23 хромосомы в гаметах;

г) наличие млечных желез.

2. В эпоху великого оледенения жили:

3. Что способствовало противопоставлению большого пальца в процессе эволюции человека?

б) трудовая деятельность;

в) развитие членораздельной речи;

г) стадный образ жизни.

4. Смягчению толчков при передвижении человека способствовало появление в процессе эволюции:

а) изгибов позвоночника;

в) органа равновесия;

г) широкого таза.

5. Укажите древних людей.

а) питекантропы, синантропы;

г) австралопитеки, дриопитеки.

6. К какому типу можно отнести кроманьонца?

а) к древнейшим людям;

б) к древним людям;

в) к человеку современного типа;

г) все ответы ошибочны.

7. К социальным факторам эволюции человека относят:

б) трудовую деятельность;

в) борьбу за существование;

8. Какой процесс относят к социальным факторам антропогенеза?

а) борьбу за существование;

б) мутационный процесс;

в) появление речи;

г) естественный отбор.

9. Основные причины формирования разных рас – это:

а) генетическая изоляция;

б) различия в способностях людей;

в) географическая изоляция;

г) различия в скорости эволюции разных групп людей.

10. Биологический фактор эволюции человека, утративший свое значение в настоящее время, – это:

а) географическая изоляция;

б) наследственная изменчивость;

в) комбинативная изменчивость;

г) колебание численности в результате миграции.

11. Человек умелый, в отличие от неандертальца:

а) ходил на двух ногах

б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

в) был покрыт шерстью

г) имел меньший объем мозга

12. К атавизмам человека не относят:

а) аппендикс б)хвост

в) многососковость г) волосатое лицо

14. Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

А) наличием четырехкамерного сердца.

В) наличием сводчатой стопы.

Г) наличием ногтей.

Д) S-образным позвоночником.

Е) заменой молочных зубов на постоянные.

15.Установите соответствие между характеристикой вида и его названием.

Характеристика

А) объем мозга – 700-1250 см 3 .

Б) для людей этого типа характерны первые захоронения.

В) объем мозга – более 1400 см 3 .

Г) череп низкий, кости очень толстые, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти.

Д) изготавливали и обрабатывали каменные орудия труда, производили строительство очагов и жилищ.

Е) изготавливали примитивные орудия труда.

2) древнейшие люди.

Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Тесты с выбором одного правильного ответа

1.Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

А) способностью к трудовой деятельности;

Б) четырехкамерным сердцем;

В) заботой о потомстве;

Г) объемным зрением.

2. К движущим силам антропогенеза не относится:

А) борьба за существование;

Б) общественный образ жизни;

Г) модификационная изменчивость.

3. Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

4. Укажите древних людей.

А) питекантропы, синантропы;

Г) австралопитеки, дриопитеки.

Человек умелый, в отличие от австралопитека:

А) ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

B) был покрыт шерстью

Г) имел меньший объем мозга

6. К рудиментам человека относят:

A) аппендикс Б) хвост

B) многососковость Г) волосатое лицо

7. Человек умелый, так же, как и кроманьонец:

A) ходил на двух ногах Б) был покрыт шерстью

B) принадлежал к виду Homo sapiens Г) имел объем мозга 700 мл

8. В эпоху великого оледенения жили:

9. Что способствовало противопоставлению большого пальца в процессе эволюции человека?

Б) трудовая деятельность;

В) развитие членораздельной речи;

Г) стадный образ жизни.

10. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

А) Человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков.

Б) Человек – потомок современных человекообразных обезьян.

В) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков.

С) Обезьяны произошли от древних людей.

11. Основные причины формирования разных рас – это:

а) генетическая изоляция;

б) различия в способностях людей;

в) географическая изоляция;

г) различия в скорости эволюции разных групп людей.

12. Биологический фактор эволюции человека, утративший свое значение в настоящее время, – это:

а) географическая изоляция;

б) наследственная изменчивость;

в) комбинативная изменчивость;

г) колебание численности в результате миграции.

13. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

б) лазание по деревьям

в) собирание пищи

Установите последовательность

14. Установите последовательность эволюции человека:

А) древний человек (неандерталец).

Б) человек современного типа (кроманьонец).

В) человек умелый.

Г) человек прямоходящий.

15.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их

(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)

1. Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Человек разумный. 2. Человек разумный – один из представителей класса Млекопитающих, относится к отряду Люди. 3. Общим предком человека и гориллы являются дриопитеки. 4. К древнейшим людям относятся питекантропы, синантропы, неандертальцы. 5. Человечество образует три большие расы: европеоидную, монголоидную, негроидную. 6. Наука о расах, их возникновении и развитии – расизм.

Какие группы доказательств происхождения человека от жи­вотных вы знаете? Охарактеризуйте каждую группу доказа­тельств. Приведите примеры.


-75%


Контрольная работа по теме содержит 16 заданий в трёх вариантах и предназначена для учащихся профильного класса.

Описание разработки

Вариант 1.

Тесты с выбором одного правильного ответа

  1. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры; Б) австралопитеки; В) дриопитеки; С) гориллы.

  1. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

А) Человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков.

Б) Человек – потомок современных человекообразных обезьян.

В) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков.

С) Обезьяны произошли от древних людей.

  1. Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитием большого пальца руки, противопоставленного всем остальным;

В) наличием ногтей;

А) австралопитеки; Б) питекантропы; В) неандертальцы; Г) кроманьонцы.

А) неандерталец; Б) кроманьонец; В) питекантроп; Г) синантроп.

А) европеоиды и монголоиды;

Б) европеоиды, индейцы, негроиды, монголоиды;

В) европеоиды, негроиды, монголоиды;

Г) европеоиды, негроиды, монголоиды, неандертальцы.

  1. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

А) способностью к трудовой деятельности;

Б) четырехкамерным сердцем;

В) заботой о потомстве;

Г) объемным зрением.

А) борьба за существование;

Б) общественный образ жизни;

Г) модификационная изменчивость.

  1. Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

  1. Укажите биологические предпосылки антропогенеза:

А) постепенное освобождение передних конечностей;

Б) вскармливание детёнышей молоком;

В) дугообразный позвоночник;

Г) хорошо развитые зрение и слух.

  1. Назовите фактор эволюции, обеспечивший развитие человека:

А) модификационная изменчивость;

В) стабилизирующий отбор;

Г) наследственная изменчивость.

12. К атавизмам человека относят:

В) многососковость Г) остаток третьего века

А) коллективная охота;

Б) пользование огнём;

Г) развитая кисть.

14. В связи с прямохождением у человека:

А) освобождаются верхние конечности.

Б) стопа приобретает сводчатую форму.

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным.

Г) таз расширяется, его кости срастаются.

Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела.

Е) уменьшается волосяной покров.

15. Соотнесите перечисленные признаки с их принадлежностью человекообразным обезьянам или человеку, а также выявите общие для них признаки.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Тесты с выбором одного правильного ответа

Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры; Б) австралопитеки; В) дриопитеки; С) гориллы.

Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

А) Человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков.

Б) Человек – потомок современных человекообразных обезьян.

В) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков.

С) Обезьяны произошли от древних людей.

Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитием большого пальца руки, противопоставленного всем остальным;

В) наличием ногтей;

К древнейшим людям относятся:

А) австралопитеки; Б) питекантропы; В) неандертальцы; Г) кроманьонцы.

Человеком современного типа был:

А) неандерталец; Б) кроманьонец; В) питекантроп; Г) синантроп.

Основные человеческие расы:

А) европеоиды и монголоиды;

Б) европеоиды, индейцы, негроиды, монголоиды;

В) европеоиды, негроиды, монголоиды;

Г) европеоиды, негроиды, монголоиды, неандертальцы.

Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

А) способностью к трудовой деятельности;

Б) четырехкамерным сердцем;

В) заботой о потомстве;

Г) объемным зрением.

К движущим силам антропогенеза не относится:

А) борьба за существование;

Б) общественный образ жизни;

Г) модификационная изменчивость.

Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

Укажите биологические предпосылки антропогенеза:

А) постепенное освобождение передних конечностей;

Б) вскармливание детёнышей молоком;

В) дугообразный позвоночник;

Г) хорошо развитые зрение и слух.

Назовите фактор эволюции, обеспечивший развитие человека:

А) модификационная изменчивость;

В) стабилизирующий отбор;

Г) наследственная изменчивость.

12 . К атавизмам человека относят:

В) многососковость Г) остаток третьего века

Развитию речи способствовали:

А) коллективная охота;

Б) пользование огнём;

Г) развитая кисть.

14. В связи с прямохождением у человека:

А) освобождаются верхние конечности.

Б) стопа приобретает сводчатую форму.

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным.

Г) таз расширяется, его кости срастаются.

Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела.

Е) уменьшается волосяной покров.

Установите соответствие

15. Соотнесите перечисленные признаки с их принадлежностью человекообразным обезьянам или человеку, а также выявите общие для них признаки.

Принадлежность

А) 46 хромосом в соматических клетках.

Б) объем мозга - 1300 см 3 .

В) развитые надбровные дуги.

Г) хватательный тип стопы.

Д) расширенный таз.

Е) наличие подбородочного выступа.

Ж) 48 хромосом в клетках.

З) S-образный позвоночник.

К) наличие плаценты.

Л) развитие жаберных щелей в эмбриогенезе.

М) объем мозга - до 500 см 3 .

2) человекообразные обезьяны;

3) общие признаки.

Назовите основные последствия прямохождения человека (т. е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-дви­гательной системе.

Тесты с выбором одного правильного ответа

1. Видовым признаком человека является:

а) две пары конечностей;

в) 23 хромосомы в гаметах;

г) наличие млечных желез.

2. В эпоху великого оледенения жили:

3. Что способствовало противопоставлению большого пальца в процессе эволюции человека?

б) трудовая деятельность;

в) развитие членораздельной речи;

г) стадный образ жизни.

4. Смягчению толчков при передвижении человека способствовало появление в процессе эволюции:

а) изгибов позвоночника;

в) органа равновесия;

г) широкого таза.

5. Укажите древних людей.

а) питекантропы, синантропы;

г) австралопитеки, дриопитеки.

6. К какому типу можно отнести кроманьонца?

а) к древнейшим людям;

б) к древним людям;

в) к человеку современного типа;

г) все ответы ошибочны.

7. К социальным факторам эволюции человека относят:

б) трудовую деятельность;

в) борьбу за существование;

8. Какой процесс относят к социальным факторам антропогенеза?

а) борьбу за существование;

б) мутационный процесс;

в) появление речи;

г) естественный отбор.

9. Основные причины формирования разных рас – это:

а) генетическая изоляция;

б) различия в способностях людей;

в) географическая изоляция;

г) различия в скорости эволюции разных групп людей.

10. Биологический фактор эволюции человека, утративший свое значение в настоящее время, – это:

а) географическая изоляция;

б) наследственная изменчивость;

в) комбинативная изменчивость;

г) колебание численности в результате миграции.

11. Человек умелый, в отличие от неандертальца:

а) ходил на двух ногах

б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

в) был покрыт шерстью

г) имел меньший объем мозга

12. К атавизмам человека не относят:

а) аппендикс б)хвост

в) многососковость г) волосатое лицо

14. Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

А) наличием четырехкамерного сердца.

В) наличием сводчатой стопы.

Г) наличием ногтей.

Д) S-образным позвоночником.

Е) заменой молочных зубов на постоянные.

15.Установите соответствие между характеристикой вида и его названием.

Характеристика

А) объем мозга – 700-1250 см 3 .

Б) для людей этого типа характерны первые захоронения.

В) объем мозга – более 1400 см 3 .

Г) череп низкий, кости очень толстые, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти.

Д) изготавливали и обрабатывали каменные орудия труда, производили строительство очагов и жилищ.

Е) изготавливали примитивные орудия труда.

2) древнейшие люди.

Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Тесты с выбором одного правильного ответа

1.Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

А) способностью к трудовой деятельности;

Б) четырехкамерным сердцем;

В) заботой о потомстве;

Г) объемным зрением.

2. К движущим силам антропогенеза не относится:

А) борьба за существование;

Б) общественный образ жизни;

Г) модификационная изменчивость.

3. Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

4. Укажите древних людей.

А) питекантропы, синантропы;

Г) австралопитеки, дриопитеки.

Человек умелый, в отличие от австралопитека:

А) ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

B) был покрыт шерстью

Г) имел меньший объем мозга

6. К рудиментам человека относят:

A) аппендикс Б) хвост

B) многососковость Г) волосатое лицо

7. Человек умелый, так же, как и кроманьонец:

A) ходил на двух ногах Б) был покрыт шерстью

B) принадлежал к виду Homo sapiens Г) имел объем мозга 700 мл

8. В эпоху великого оледенения жили:

9. Что способствовало противопоставлению большого пальца в процессе эволюции человека?

Б) трудовая деятельность;

В) развитие членораздельной речи;

Г) стадный образ жизни.

10. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

А) Человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков.

Б) Человек – потомок современных человекообразных обезьян.

В) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков.

С) Обезьяны произошли от древних людей.

11. Основные причины формирования разных рас – это:

а) генетическая изоляция;

б) различия в способностях людей;

в) географическая изоляция;

г) различия в скорости эволюции разных групп людей.

12. Биологический фактор эволюции человека, утративший свое значение в настоящее время, – это:

а) географическая изоляция;

б) наследственная изменчивость;

в) комбинативная изменчивость;

г) колебание численности в результате миграции.

13. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

б) лазание по деревьям

в) собирание пищи

Установите последовательность

14. Установите последовательность эволюции человека:

А) древний человек (неандерталец).

Б) человек современного типа (кроманьонец).

В) человек умелый.

Г) человек прямоходящий.

15.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их

(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)

1. Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Человек разумный. 2. Человек разумный – один из представителей класса Млекопитающих, относится к отряду Люди. 3. Общим предком человека и гориллы являются дриопитеки. 4. К древнейшим людям относятся питекантропы, синантропы, неандертальцы. 5. Человечество образует три большие расы: европеоидную, монголоидную, негроидную. 6. Наука о расах, их возникновении и развитии – расизм.

Какие группы доказательств происхождения человека от жи­вотных вы знаете? Охарактеризуйте каждую группу доказа­тельств. Приведите примеры.


-75%


Основные стадии антропогенеза

1. Дайте определение понятия.

Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих; процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

2. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?

3. Какие палеонтологические находки позволяют выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян?

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. К ним относятся останки австралопитека архантропов (питекантропа, синантропа), палеоантропа (неандертальца), кроманьонца, их орудия труда и наскальные рисунки. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

4. Почему нельзя утверждать, что человек произошел от человекообразной обезьяны?

Развитие человека и человекообразных обезьян – это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми в эволюционном плане очень глубокое. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

5. Заполните таблицу.

Основные стадии антропогенеза


1. Дайте определение понятия.

Социальная эволюция – процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.

2. Составьте схему.


3. Какова роль биологических и социальных факторов в антропогенезе?

В антропогенезе важная роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам.

Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков - хранителей информации о способах выжить. Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.

В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

Быстрый рост населения создает экономические проблемы и усиливает социальное неравенство людей. Все больше наблюдается разрыв между максимальными возможностями получения благ и их доступностью для большинства людей. У разных людей жизненные шансы очень неравны.

Стимулируется и вырабатывается продукция, которая не только не нужна для жизни человека, но и приносит вред (алкоголь, табак, наркотики).
Все эти факторы в целом в итоге могут привести к кризису современной человеческой цивилизации, деградации и исчезновению Человека разумного как вида

5. Какие факторы способствовали развитию у человека прямохождения?

Насчет развития у человека прямохождения существует ряд гипотез. Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца — наследственные изменения, которые способствовали прямохождению.

Согласно гипотезе Яна Линдблада, обезьяноподобные предки человека вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных преград вброд. Также, предки человека вынуждены были из-за изменений климата и флоры слезать с деревьев на землю. Чтобы искать пищу в высокой траве, им необходимо было привставать с четверенек на задние конечности.

6. Какие преимущества и какие проблемы, в том числе и со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?

Особи, способные передвигаться на задних конечностях, оказались в более выгодном положении. Расширился кругозор, освободились руки, при помощи которых предки человека получили возможность использовать подручные средства – палки и камни, а впоследствии – изготавливать сами орудия труда.

К недостаткам прямохождения можно отнести потерю скорости, большую нагрузку на ноги, позвоночник. Также, произошло неправильное распределение объема крови между нижней и верхней половинами тела. При этом нижние конечности находятся постоянно в состоянии гипертонии, в то время как верхние - гипотонии.

Вертикальное положение тела человека приводит к нарушению пищеварения и болям в спине, варикозным расширениям вен и другим расстройствам его жизненно важных функций. Эта же причина чрезвычайно затрудняет и затягивает беременность и роды.

7. Можно ли утверждать, что биологическая эволюция современного человека полностью остановилась?

Эволюция – непрерывный процесс, поэтому и для вида Человек разумный она не остановилась. Эволюция перешла на другой уровень. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, физический труд становится менее важным и распространенным.

В связи с ослаблением биологических факторов и увеличением социальных человек будет подвергаться изменениям как внешним, так и внутренним, каким именно, - это является вопросом времени, ответ на который ученые ищут уже сегодня.

Читайте также: