Какой сертификат должен быть у медицинской сестры скорой медицинской помощи

Обновлено: 02.07.2024

1. Условия для прохождения периодической аккредитации в 2021 году

Завершение срока действия сертификата или свидетельства об аккредитации до 1 марта 2022 года

Наличие стажа по аккредитуемой специальности за последние 5 лет

Медицинское или фармацевтическое образование получено в Российской Федерации

Особенности:
К прохождению периодической аккредитации допускаются педагогические и научные работники, осуществляющие практическую подготовку обучающихся, а также научные работники, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья.

Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании.

2. Сведения об образовании за последние пять лет со дня получения сертификата


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 144 часов


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 74 часов + сведения об образовании, подтвержденные на портале НМФО с суммарным срок освоения не менее 70 часов за отчетный период

Сведения об освоении программ повышения квалификации и сведений об образовании, подтвержденных на портале НМФО за отчетный период заносятся в Портфолио, заполняемое по образцу, рекомендуемому приказом Минздрава России 2021, № 40н.

Обязательное заполнение всех граф портфолио.

3. Отчет о профессиональной деятельности

Должен содержать результаты работы в соответствии с выполняемыми трудовыми функциями.


На титульном листе согласовывается руководителем (или его уполномоченным заместителем) и заверяется печатью организации.

Отчет может быть не согласован руководителем в случае:

наличия мотивированного отказа в его согласовании, подписанного руководителем

если аккредитуемый является временно не работающим

4. Заявление о допуске к аккредитации специалиста

Заполнение всех граф рекомендуемого образца

Обязательно наличие даты заполнения и личной подписи аккредитуемого

Наименование специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (Приказы Минздрава России 2015 г. № 700н, 2008 г. № 176н)

5. Копии документов

Удостоверяющего личность (паспорт)

В случае изменения фамилии, имени, отчества — документа, подтверждающего факт изменения

Последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста

Трудовой книжки или иных документов, подтверждающих наличие стажа по аккредитуемой специальности

Страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (по требованиям приказа Минздрава России 2021 г № 40н – с приложениями. )

Диплома ординатуры/интернатуры или профессиональной переподготовки

если для аккредитуемой специальности определено квалификационными требованиями — приказы Минздрава России 2016 г. № 707н, 2015 г. № 83н

Удостоверений об освоении программ повышения квалификации за отчетный период

Рекомендуется проверить наличие сведений о представляемых документах на официальном сайте ФРДО. В случае отсутствия сведений необходимо представить надлежащим образом заверенные копии документов.

6. Представление документов в федеральный аккредитационный центр

лично или заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование


125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1

для лиц, имеющих среднее медицинское образование


107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2

по электронной почте:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование

для лиц, имеющих среднее медицинское образование

Обязательно соблюдение технических требований!

при копировании или сканировании (фотографировании) документов рекомендуется избегать образования на копиях затемнений, полос, пятен, теней, изображения посторонних предметов и т.п.

размер всех файлов электронного документа не должен превышать

20 Мб

каждый документ представляется в виде отдельного файла, с указанием в наименовании файла фамилии и инициалов аккредитуемого, а также вида документа и количества листов/страниц (например: Иванов И.И. заявление 1 л.)

все файлы должны быть присланы в одном из следующих форматов: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF

сканирование документа с бумажного носителя в масштабе 1:1

файлы, присланные через облачное хранилище или в виде архивов, не принимаются и не рассматриваются. Рассматриваются только файлы, приложенные во вложениях к письму

О нас

Прием нового работника — дело очень ответственное. Особенно, когда законодательство устанавливает к такому работнику специальные требования. В частности, специфический подход применяется в здравоохранении. Рассмотрим, какие документы необходимы для приема на работу медработника.

Документ об образовании

По общему правилу, принять на должность медработника можно лицо, которое имеет медобразование . Образование врача — специалиста или среднего медработника может подтверждаться, в частности, следующими документами :

— дипломом о высшем образовании — для врача-специалиста;

— дипломом о среднем специальном образовании — для среднего медработника.

Обратите внимание!
Требования к образованию определяет та должность, на которую претендует работник. Наименования должностей и соответствующие им наименования специальностей и квалификаций указываются:
— в номенклатуре должностей медицинских, фармацевтических работников ;
— перечнях специальностей и квалификаций высшего и среднего специального образования, которые дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Республике Беларусь .

Право работать по новой специальности для медработника может быть подтверждено дипломом :

магистра;

о переподготовке на уровне среднего специального образования;

о переподготовке на уровне высшего образования.

На заметку
Специалисты, которые не работали по своей профессии более 3 лет, допускаются к медицинской деятельности только после переподготовки по имеющейся у них квалификации .

Обратите внимание!
Для приема на работу соискателя, который получил медобразование за пределами Республики Беларусь, требуется, в частности, свидетельство о признании документов об образовании иностранного государства и установлении их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь — для врачей и средних медработников, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь . Признание иностранного документа об образовании осуществляет Минобразования на основании экспертного заключения РИВШ .

На заметку
Граждане Украины и лица без гражданства, которые проживали на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее 1 года и прибыли в Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание, могут быть приняты на работу без прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных учреждениями образования, иными организациями Украины .

Сертификат о прохождении интернатуры

Право работать по должности врача-специалиста подтверждается, в частности:

сертификатом о прохождении интернатуры . Такой документ выдается после прохождения интернатуры по результатам квалификационного экзамена ;

сертификатом о прохождении стажировки. Такой документ выдавался до введения интернатуры.

На заметку
В некоторых случаях прохождение интернатуры для сдачи квалификационного экзамена не обязательно .

Если лицо интернатуру не проходит, то для допуска его к работе необходимо решение квалификационной комиссии Минздрава:

— о соответствии лица квалификационной характеристике по конкретной специальности интернатуры;

— допуске лица к работе врача-специалиста .

Пример 1

Гражданин получил образование в дневной форме и выполнил индивидуальный план работы аспиранта за первый год обучения. При этом индивидуальный план соответствовал программе по специальности интернатуры. Такое лицо было допущено к сдаче квалификационного экзамена без прохождения интернатуры .

Обратите внимание!
Сертификат о прохождении интернатуры (стажировки) потребуется при приеме на должность врача-специалиста претендента, который получил высшее образование за границей. Такой документ не нужен, если лицо приглашено Минздравом в целях обмена достижениями медицинской науки .

Свидетельство о прохождении подготовки в клинической ординатуре

Подготовку в клинической ординатуре проходят :

— лица, получившие высшее медицинское образование за пределами Республики Беларусь.

Лицам, которые успешно прошли подготовку, выдается соответствующее свидетельство .

На заметку
Подготовка в клинической ординатуре дает возможность врачу работать по новой специальности .

Свидетельство о повышении квалификации

Для занятия ряда врачебных должностей установлен объем повышения квалификации, который необходимо пройти врачу-специалисту . Это подтверждает свидетельство о повышении квалификации.

Пример 2

Сертификат о подтверждении квалификации

Если претендент не работал по специальности более 4 лет, то для приема на работу необходим сертификат о подтверждении квалификации и прохождении проверочного испытания . Такой документ не нужен лицам, для которых законодательными актами предусмотрены гарантии трудовых прав .

На заметку
Проверочные испытания соискателей проводит БелМАПО .

Медицинская справка о состоянии здоровья

Для большинства медицинских должностей предусмотрено прохождение соискателем предварительного медосмотра .

На заметку
Для отдельных медицинских должностей предусмотрен обязательный профилактический наркологический осмотр при поступлении на работу. В частности, для врача, фельдшера, медицинской сестры:
— работающих с биологическими жидкостями;
— станций скорой и неотложной медицинской помощи, травматологических пунктов, больниц и поликлиник, хирургических и ожоговых стационарных отделений, отделений реанимации, онкологических диспансеров;
— имеющих доступ непосредственно к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам .

Обратите внимание!
По результатам медосмотра выдается медицинская справка о состоянии здоровья.

Другие документы для приема на работу

На медработников распространяются также общие требования законодательства к приему на работу. В частности, необходимы следующие документы :

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

— трудовая книжка, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

В июне 2013 г. года Минздрав России утвердил новый порядок оказания медицинских услуг этой службой (приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи") (далее — новый Порядок). Новые правила вступили в силу с 1 января 2014 года.

Что принципиально нового?

Многие положения действующего в настоящее время Порядка оказания скорой медицинской помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. № 179, далее - Порядок) остались неизменными, но были конкретизированы и дополнены. К основным новшествам можно отнести следующие.1. Уточнены критерии оказания экстренной и неотложной скорой медицинской помощи.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются следующие состояния, представляющие угрозу для жизни:

  • нарушения сознания;
  • нарушения дыхания;
  • нарушения системы кровообращения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • внезапный болевой синдром;
  • внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов;
  • травмы любой этиологии;
  • термические и химические ожоги;
  • внезапные кровотечения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • роды, угроза прерывания беременности;
  • дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

(п. 11 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

"Скорая" и сейчас работает в таких форматах, однако новый Порядок внес ясность в критерии их определения. Неотложная.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

  • внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

(п. 13 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

Неотложная или экстренная форма оказания скорой помощи имеет значение для определения очередности вызовов. Так, новый Порядок расставил приоритеты, уточнив, что в случае поступления вызова "скорой" в неотложной форме на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме (п. 12 нового Порядка). Определяет, в какой форме должна быть оказана медицинская помощь, принимающий вызов медицинский сотрудник.

Уточнены состав и профиль бригад скорой медицинской помощи. Действующий Порядок предусматривает работу как общепрофильных, так и специализированных бригад скорой помощи, однако состав и порядок их деятельности определены только схематично (п. 20, п. 25 Порядка).

П. 5 Приложения № 2 к новому Порядку закрепляет виды специализированных бригад (бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические) и определяет, что специализированную бригаду должна вызвать общепрофильная бригада в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами (п. 17 Приложения № 2). Конечно, специализированная бригада может быть направлена больному и сразу после поступления вызова, решение об этом принимает фельдшер или медсестра по приему вызовов (п.7, п. 8 Нового порядка).

Детально прописаны правила эвакуации пациента.

В частности, определено:

  • кто принимает решение об эвакуации (медицинский работник выездной бригады "скорой" либо руководитель, его заместитель по лечебной работе или дежурный врач в случае, если в медицинской организации отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи);
  • по каким критериям определяется медицинская организация, куда доставят больного (исходя из тяжести его состояния, минимальной транспортной доступности до местоположения медицинской организации и ее профиля);
  • какие действия должны выполнять сотрудники выездной бригады во время эвакуации больного (мониторинг состояния функций организма пациента и оказание необходимой медицинской помощи);
  • в каких случаях необходима авиаперевозка пациента (противопоказания к эвакуации наземным транспортом, удаленность места происшествия от медицинской организации, масштабы происшествия и т. д.).

Утверждены новые стандарты оборудования машин и станций скорой медицинской помощи.Теперь оснащение машин "скорой" учитывает появление новых видов медицинской техники и позволяет применять современные медицинские технологии. Так, в распоряжении бригад скорой помощи должны будут появиться устройства контроля качества проведения непрямого массажа сердца с голосовыми подсказками, аппараты искусственной вентиляции легких для детей и новорожденных, спинальные щиты с устройством для фиксации головы и т. д. (Приложение № 5 к новому Порядку).

Кроме того, на машины скорой помощи должны быть установлены видеорегистраторы и навигаторы с возможностью использования спутниковой системы ГЛОНАСС.

Финансирование скорой медицинской помощи

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который вызвал живейший интерес еще на стадии создания соответствующего законопроекта и внесения в Госдуму (интрига заключалась и в том, что разрабатывался документ Правительством РФ, а нижней палате парламента был представлен группой депутатов). Были закреплены правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, а пациенты приобрели право свободно выбрать не только страховую компанию, но и медицинскую организацию, а также конкретного врача.

С 2013 года в систему ОМС была включена и служба скорой медицинской помощи. Это означает, что теперь расходы на оказание медицинских услуг бригадами скорой помощи возмещаются за счет средств ФОМС (так называемая "одноканальная" система финансирования), а не напрямую из соответствующих бюджетов, как это было раньше. Сделано это было для того, чтобы эффективнее расходовать государственные средства, увязав их с объемом оказанных медицинских услуг, а также оценить качество работы бригады "скорой".

Сразу возникает вопрос о том, как это отразится на пациентах, особенно не имеющих полиса ОМС. Государственные гарантии оказания медицинской помощи предусматривают, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). А в конце декабря 2012 года Минздрав России пояснил, что финансовое обеспечение скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования гражданам обеспечивается за счет бюджетных средств региона (письмо Минздрава РФ от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Это означает, что даже если у гражданина нет медицинского полиса, бригада скорой помощи приедет и окажет ему помощь бесплатно, и, что немаловажно, впоследствии никто не будет требовать от такого гражданина возмещения расходов государства.

Кстати, для пациентов, недовольных качеством оказанной бригадой скорой помощи услуги или ответом диспетчера, это нововведение расширило круг инстанций для обжалования. Теперь в случае оказания услуг скорой медицинской помощи ненадлежащего качества или отказа в их оказании застрахованное лицо вправе обратиться к страховой компании, выдавшей ему полис ОМС, с требованием о проведении экспертизы качества медицинских услуг (ранее существовала возможность обжалования качества оказанных услуг только внутри медицинской системы или в судебном порядке). В случае установления факта нарушения прав пациента медицинская организация будет обязана возместить ущерб (приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию").

К платным медицинским услугам, оказываемой скорой, относятся транспортировка больных, не нуждающихся в экстренной или неотложной медицинской помощи, обслуживание общественных и спортивно-массовых мероприятий, транспортировка крови в лабораторию и т.д. Параллельно с государственной службой скорой мед.помощи существуют и платные. Вызвать платную государственную "скорую" может и гражданин, имеющий полис ДМС, при условии наличия договора между соответствующей страховой компанией и станцией скорой помощи. В этом случае он не будет платить, а оплатит страховая компания.

Как будет развиваться служба скорой медицинской помощи в дальнейшем

Основные направления совершенствования оказания скорой медпомощи закреплены в государственной программе "Развитие здравоохранения" (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р). К ним относятся, в частности, следующие:

Совершенствование системы управления вызовами.Сегодня оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Это не всегда дает хорошие результаты работы бригад скорой помощи и позволяет оперативно оказать медицинские услуги больным.

Для устранения этого недостатка планируется повсеместно внедрить автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов. На Станции скорой медицинской помощи г.Белгорода она функционирует с 2005 г. Система позволяет оперативно зарегистрировать поступивший вызов, исключить направление по одному и тому же вызову двух бригад скорой помощи, определить местоположение машины и зафиксировать затраченное на вызов время, быстро сгенерировать статистическую информацию по деятельности станции скорой медпомощи и т. д.

Еще одним решением этой проблемы должна стать единая диспетчерская служба, которая к 2020 году должна появиться во всех регионах. Она позволяет наладить слаженную работу региональных и местных служб скорой помощи и ввести единый для них номер телефона — 112.

Устранение функций, не свойственных скорой помощи.Не секрет, что сейчас "скорая" выполняет навязанные ей задачи, за выполнение которых должны отвечать другие службы — обычная транспортировка больных (прежде всего — на аппаратное очищение крови при почечной недостаточности), доставка специалистов и препаратов крови и т.д. С этой проблемой тесно увязана и другая — часто пациенты не понимают, в каких случаях необходим вызов скорой помощи, а когда она не может или не имеет права помочь (например, острая зубная боль или необходимость получения больничного листа) и следует обратиться в поликлинику. За заведомо ложный вызов "скорой" налагается административный штраф в размере от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. (ст. 19.12 КоАП РФ).

Переоснащение карет скорой помощи и обновление автопарка.Планируется, что к 2020 году вообще не должно остаться машин скорой помощи старше пяти лет.

По классификатору вредные и опасные факторы делятся на 5 групп:

  1. физические факторы – различные виды излучений, виброакустические воздействия, микроклимат, условия освещенности и т. д.;
  2. химический фактор – химические вещества и смеси в воздухе рабочей зоны и на коже работников, в т. ч. биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);
  3. биологический фактор – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах; патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;
  4. тяжесть трудового процесса – физическая динамическая и статическая нагрузки, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения и т. д.;
  5. напряженность трудового процесса – работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, длительное сосредоточенное наблюдение и т. д.

В медицинских организациях встречаются факторы из всех этих групп. Вопрос – на каких именно рабочих местах?

Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, – в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

  • на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • на которых по результатам ранее проведенной аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда;
  • в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если работодатель не предоставит по запросу экспертов документы и сведения, организация по СОУТ вправе приостановить проведение спецоценки или не приступать к ней вовсе (ст. 6 Закона № 426-ФЗ).

Какие документы может запросить у вас эксперт по СОУТ

Во многом упрощают задачу экспертам по СОУТ грамотно составленные документы, которые они обязательно запросят во время спецоценки:

  • технологическая документация, характеристики технологического процесса;
  • должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работников;
  • проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в т. ч. установленные по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • декларации о соответствии и (или) сертификатах соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

За надлежащее качество и хранение многих из перечисленных документов в части работы сестринских служб отвечают главные и старшие медицинские сестры. Поэтому перед спецоценкой проверьте наличие и содержание:

  • кадровых документов на подчиненных;
  • технической документации на оборудование, с которым работает средний и младший медперсонал;
  • инструкций к лекарственным препаратам и дезинфицирующим средствам, а также документов их учета;
  • документов о встречающихся у пациентов заболеваниях и т. д.

Почему важно предварительно опросить подчиненных

Эксперты по СОУТ во время оценки обязательно будут опрашивать работников и (или) их непосредственных руководителей. Осмотрят рабочие места, ознакомятся с работами, которые сотрудники фактически выполняют.

Предварительный лист опроса поможет:

Какие факторы могут упустить эксперты: примеры

Пример 1.

В приложении 6 к Методике проведения СОУТ дан перечень таких наркотических анальгетиков: кодеин, наркотин, морфин гидрохлорид, тебаин, промедол, фентанил, просидол.

За работу во вредных условиях подкласса 3.2 положены повышенная оплата труда и дополнительный отпуск. Сотрудник может лишиться их, если эксперт по СОУТ не учтет работу с наркотическими анальгетиками.

В перечне приведены сложные названия химических формул этих веществ. И у экспертов СОУТ обычно возникают трудности, когда надо сопоставить со списком торговые или международные непатентованные наименования анальгетиков, которые используют в работе медсестры.

Пример 2.

СОУТ часто не учитывает биологический фактор на рабочих местах. Между тем большинство сотрудников сестринских служб с ним сталкиваются в профессиональной деятельности, оказывая помощь пациентам – зараженным, с неуточненным эпиданамнезом или работая с инфицированными биологическими материалами и жидкостями.

Условия труда при воздействии биологического фактора признаются вредными независимо от концентрации патогенных микроорганизмов. Продолжительность и частота контакта с возбудителями также значения не имеют. Поэтому исследования (измерения) не проводятся. Определяющее значение имеет потенциальная опасность заражения:

- во время контакта с больными и биологическим материалом;

- проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- при профессиональной деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Класс (подкласс) условий труда устанавливается в зависимости от определенной группы возбудителей по приложению 9 к Методике проведения СОУТ. Так, условия труда относят к классу не ниже:

– 3.1 – при контакте с микроорганизмами 4-й группы патогенности (возбудители оппортунистических инфекций);

– 3.2 – при контакте с микроорганизмами 3-й группы патогенности;

– 3.3 – при контакте с микроорганизмами 2-й группы патогенности (вызывающими холеру, СПИД и т. п.).

Минтруд дал разъяснения, как учитывать биологический фактор при СОУТ медработников, в письме от 18.03.2016 № 15-1/В-871.

Какие рабочие места оценивают по-особенному

СОУТ проводится с учетом особенностей на рабочих местах, представленных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. К ним относятся рабочие места:

  • отдельных категорий медработников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медпомощь в экстренной или неотложной формах вне медорганизации, в т. ч. в ходе медицинской эвакуации;
  • медработников, трудящихся в помещениях, в которых необходимо поддерживать особое микробиологическое состояние среды и бесперебойную работу медоборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
  • медработников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, перечень которой утверждается Минтрудом по согласованию с Минздравом и работу которой могут нарушить средства измерений при проведении СОУТ.

Список микроорганизмов, относящихся к 3-й группе патогенности

К 3-й группе патогенности относятся микроорганизмы, вызывающие коклюш, возвратный тиф, абсцессы, энтериты, холециститы, ботулизм, столбняк, дифтерию, эризипелоид, гастрит, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, легионеллез, лептоспирозы, листериоз, проказу, туберкулез, гонорею, менингит, пневмонию, остеомиелит, актиномикоз, паратифы А и В, брюшной тиф, дизентерию, сифилис, трахому, урогенитальный хламидоз, грипп, геморрагический конъюнктивит, герпес, ветряную оспу, опоясывающий герпетический лишай, цитомегалию, инфекционный мононуклеоз, аспергиллез, кандидоз, криптококкоз, феогифомикоз, пенициллиоз, висцеральный лейшманиоз, кишечный трихомониаз, малярию, мочеполовой трихомониаз, американский и африканский трипаносомоз, альвеолярный эхинококкоз, гидатидозный эхинококкоз, трихинеллез, чесотку и др.

Сами особенности проведения СОУТ для этих рабочих мест утверждены приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н. Они касаются обязательного учета ряда факторов производственной среды и трудового процесса оценки напряженности труда в ходе спецоценки. Согласно приказу класс (подкласс) условий труда по фактору напряженности повышается на одну степень, если медработник оказывает экстренную медицинскую помощь в условиях дефицита времени, отсутствия информации о состоянии здоровья пациента и необходимости принятия решений, от которых в дальнейшем зависят его жизнь и здоровье. Также итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень в связи с оказанием медработниками:

  • специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи путем выполнения операций в операционных с применением хирургических (микрохирургических) методов лечения, а также при родовспоможении и послеродовой период;
  • реанимационного пособия в отделениях реанимации и интенсивной терапии, отделениях анестезиологии-реанимации, в т. ч. с палатами реанимации и интенсивной терапии, неонатологических отделениях, а также в связи с выполнением манипуляций, направленных на спасение жизни пациента, находящегося в угрожающем жизни состоянии, и управлением жизненно важными функциями его организма.

Для медработников, непосредственно оказывающих скорую помощь вне медорганизации, должны оцениваться травмоопасные факторы. Если на рабочем месте установлен опасный класс травмоопасности, то итоговый класс (подкласс) условий труда повышается на одну степень.

Задача СОУТ – не только в выявлении вредных и опасных производственных факторов, за которые работникам устанавливаются гарантии и компенсации. По результатам спецоценки администрация медорганизации планирует и проводит профилактические мероприятия, чтобы предупреждать профессиональную заболеваемость и травматизм у персонала. Стремитесь улучшить условия труда подчиненных, отстаивайте права сотрудников и учитывайте их мнение – и результаты СОУТ не вызовут раздражения в трудовом коллективе, а помогут вам в работе.

Читайте также: