Планета для всех как в мире и россии защищают права коренных народов

Обновлено: 19.05.2024

Третье определение дает Преамбула и 5 ст. Конституции, определяющие народ как политико-территориальную общность, обладающую равноправием и правом на самоопределение. В последнем определении подчеркивается надэтнический, надконфессиональный внеклассовый характер, а также территориальный характер этой общности. То есть речь идет о региональном сообществе.

Таким образом, если права нации регулируются гражданскими правами, то права этнических, территориальных, региональных сообществ регулируются правами народов.

Наиболее важными принято считать пять основных групп прав народов: внутренне присущие права, политические, экономические, социальные и культурные.

К внутренне присущим правам относят, прежде всего, право на самоопределение.

Самоопределение народа включает не только право на отделение. Современное право предлагает многочисленные формы самоопределения для этнических групп. Некоторые народы могут самоопределиться вплоть до отказа от какой бы то ни было независимости. Другие – могут самоопределиться, отдав часть своих прав сообществу, а частью будут распоряжаться самостоятельно. Третьи – вообще откажутся от какого бы то ни было опекунства или протектората.

Реализация права народов на самоопределение должна осуществляться через явно выраженную волю (референдум). В 2000-х годах право на выход из состава России был изъят из закона о референдуме и конституций национальных республик в составе России в связи с тем, что появление новых государств в настоящее время приводит к появлению экономически несостоявшихся государств, поддержка которых становится обязанностью государств региональных и глобальных лидеров.

Во многих случаях территориальное самоопределение возможно на относительно небольшой территории, которая становится районом в рамках субъекта Федерации. И политическое самоопределение сводится лишь к самоуправлению.

Региональные законодательные органы наделены правом определять особый статус поселков, городов и территорий, претендующих на самоопределение. Однако проблема заключается в том, как определить историческую территорию конкретного народа. В большинстве случаев региональные власти позволяют самоопределиться конкретным населенным пунктам, однако тундра, тайга и горы также являются исторической территорией коренных народов.

Отдельная проблема – самоопределение коренных малочисленных народов, общая численность которых составляет около 250 тыс. человек.

Так как чаще всего они не проживают компактными группами, в отношении них используется такая форма самоопределения как самоуправление, включающего в себя такие формы как национальные районы, национальные поселки, национальные сельские населенные пункты.

Наиболее перспективной формой самоопределения этих народов является национально-культурная автономия, направленная на защиту, сохранение и развитие их культуры. Ее основная идея – найти способ соединения интересов личности, нации и многонационального сообщества, не нарушая при этом территориальной целостности государства и не препятствуя интеграционным процессам.

Право народов на родной язык относится ко второй обширной группе прав, к культурным правам. Без решения вопроса о языке невозможно обсуждать проблемы сохранения культуры, самобытности. В международно-правовом дискурсе обозначилась особая категория прав – языковых прав, которые, как показал анализ деятельности ООН и ОБСЕ, рассматриваются ныне в качестве неотъемлемой и важнейшей составляющей общей системы прав человека и народов.

Русский язык является государственным языком на территории России, республикам в составе России разрешено устанавливать свои государственные языки, действующие наравне с русским на данной территории. Это в целом согласуется с Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств. Однако в настоящее время недостаточно проработан механизм защиты тех жителей республик, для которых региональный язык не является родным. Незнание регионального языка используется региональными властями для ограничения участия нетитульного населения в управлении республиками.

Также многие этнические группы не имеют автономий, а некоторые из них в своих национально-территориальных образованиях составляют меньшинство. Отсутствие у ряда национальностей своей автономии ставит их в отношении гражданских прав, в частности права на использование родных языков, в неравные условия с титульными национальностями, что приводит в итоге к их ассимиляции и дезинтеграции.

Гарантия развития языка также не означает его сохранения, так как развитие языка предполагает его ежедневное практикование, которое часто не может обеспечить ни НКА, ни региональные власти.

Другие культурные права – неприкосновенность культовых сооружений, мест захоронения, усиление регионального компонента в образовании, возвращение этнической топонимики, дублирование на родной язык наименований и т.п.

Культовые объекты и объекты народного наследия занимают важнейшее место в духовной жизни народов. Несмотря на то, что у государства есть все основания объявлять эти объекты находящимися под его защитой, фактически нет возможности обеспечить их сохранность.

Ликвидация регионального компонента в образовании, произошедшее в 2009 году – это нарушение прав народов. Это также шаг в сторону принудительной унификации народов России.

Необходимо вернуть региональный компонент в образовании, чтобы народы могли институционально воспроизводить свою культуру, язык и образ жизни. При этом федеральный компонент в образовании будет проверяться ЕГЭ и быть основанием для поступления в вуз.

В данный момент этого права народы России лишены.

Политические права народов составляют третью категорию прав. К ним относятся права народов на суверенитет и на власть.

Данная категория прав российским законодательством ограничивается.

Право на суверенитет угрожает проявлением авантюристской политики и появлением новых государств, угрожающих региональной безопасности, как я отмечал ранее.

Право на власть гарантировано в той части, в какой возможно квотированное участие национальных меньшинств и коренных народов в работе органов власти, хотя и здесь не во всех субъектах федерации региональная администрация идет на должное предоставление квот для различных населяющих регион этнических групп. Право на власть также ограничено тем, что законодательство не подразумевает создание этнических выборных органов власти, без решения которых невозможно принять решение в отношение данной этнической группы на федеральном и региональном уровне (например, в странах северной Европы действует саамский парламент, согласующий вопросы, касательно саамов этих стран).

Также значительно ограничены возможности для проведения референдума: прежде всего сроками проведения, сроками подготовки референдума, темами, которые можно затронуть на референдуме.

Экономические права также являются важным блоком прав народов. К экономическим правам относятся неотъемлемый суверенитет над своими природными богатствами, на свободное распоряжение ими.

Виталий Трофимов-Трофимов,
член Общественной палаты Санкт-Петербурга
Координатор Движения по защите прав народов

В России привилегии имеют не титульные нации как можно было бы подумать сразу, а коренные малочисленные народы, список которых утвержден Единым перечнем. Согласное ему малочисленный народ определен как самостоятельный этнос, проживающий на землях предков, который сохраняет традиционный образ жизни и промыслы, и при этом его численность составляет менее 50 000 человек.

Кто имеет право на привилегии

По переписи населения России 2010 года к таким народам относятся всего 314 775 человек, среди которых карачаево-черкесские абазины (43 341 человек), камчатские алеуты (482 человека), ительмены (3 193 человека), камчадалы (1 927 человек), чукотские кереки (4 человека), удмуртские бесермяне (2 201 человек), карельские вепсы (5 936), водь и ижорцы Ленинградской области (64 и 266 человек соответственно), долгане Красноярского края и Якутии (7 885 человек), красноярские кеты (1 219 человек) и нганосаны (862 человека), коряки (7 953 человека), алтайские кумандинцы (2 892 человека), теленгиты (3 712 человека) и тубалары (1 965 человек), челканцы (1 181 человек), манси (12 269 человек), ханты (30 943 человека), нагайбаки из Челябинской области (8 148 человек), хабаровские и сахалинские нанайцы (12 003 человека), негедальцы (513 человек), ненцы (44 640 человек), нивхи (4 652 человека), ороки (2 925 человек), орочи (596 человек), саамы (1 771человек), секульпы (3 649 человек), сету (214 человек), живущие в Бурятии сойоты (3 608 человек), тофы из Тофоларии (762 человека), тазы (274 человека), тувинцы-тожинцы (1 858 человек), удэгейцы (1 496 человек ), ульчи (2 765 человек), чуванцы (1 002 человека), чукчи (15 908 человек), чулымцы Томской области (355 человек), шапсуги (3 882 человека), шорцы (12 888 человек), эвенки (38 396 человек), эвены (21 830 человек), энцы (227 человек), эскимосы (1 738 человек), юкагиры (1 603 человека).

Какие привилегии существуют

Они имеют право контролировать экологическую ситуацию на своей земле и участвовать не только в общественных слушаниях при строительстве на этой земле предприятий или при разработке социальных программ, но и принимать участие в заключении экологической и этнографической экспертиз.

Если же государством либо организацией или даже частным лицом будет причинен ущерб местам проживания народа либо его землям, на которых они ведут промыслы, либо священным местам, то народ имеет право на получение компенсации. В суде представитель такого этноса имеет право на защиту его интересов уполномоченным представителем.

Кроме этого, малочисленные этносы могут получать от государства или его субъектов дотации, которые часто зависят от местных законов, осуществлять самоуправление и представлять свои интересы в органах законодательной власти через уполномоченных представителей.

Жить, как отцы, и говорить на своем языке

Представителей малочисленных народов, в первую очередь, должны принимать на работу в организации, которые занимаются традиционными промыслами, при условии наличия нужной специальности, а предприятия, на которых работает больше половины местных имеют право на налоговые льготы.

Малочисленные этносы могут вне очереди получать квоты на рыболовство или охоту, а их молодежь имеет право заменить службу в армии альтернативной службой — традиционной промысловой работой (три года).

Эти народы имеют право на получение образования на родном языке, а государство и местные власти обязаны поддерживать культурные организации, направленные на сохранение языка и традиций.

На пенсию — до срока

Те, кто проживает на землях предков, имеют также право на льготную социальную пенсию: мужчины – по достижении 55 лет, а женщины — 50 лет; при поступлении в вузы абитуриенты имеют квоту, то есть могут быть приняты вне конкурса, в некоторых регионах студенты очных факультетов вузов и колледжей из малообеспеченных семей имеют право бесплатного проезда от места проживания до места учебы один раз в год в пределах края или области. Существуют различные льготы при получении жилья, однако они сильно разнятся в различных субъектах России.

В Хабаровском крае существуют дотации на покупку или изготовление стойматерилов для строительства жилья, бесплатны услуги зубопротезистов, а лучшим студентам выплачивают стипендии.

Сложности остаются

Проблемы самоопределения

Бывают случаи, когда в самоопределении отказывают настоящему удэгейцу или чукче, но дают такой статус китайцу или русскому, проживающему по соседству с народами КМН. Не существует и одинаковых механизмов получения льгот и квот в различных субъектах России. Кроме этого, у потомков смешанных браков есть проблема самоопределения, которое может меняться с возрастом, и после 35 лет человек, решивший жить в городе, может вернуться в родные края и заняться промыслами предков.

Защитники малочисленных этносов считают, что все было бы намного проще, если бы в России существовал реестр представителей малочисленных народов, а пока по факту у народов есть привилегии, но иногда нет возможности их реализовать.

Цель декларации - побудить страны работать вместе с коренными народами над решением глобальных проблем, таких как развитие, мультикультурный демократия и децентрализация. [5] Согласно Статье 31, делается основной упор на то, что коренные народы смогут защитить свое культурное наследие и другие аспекты своей культуры и традиций, чтобы сохранить свое наследие от чрезмерно контролирующих национальных государств.

В четверг, 13 сентября 2007 г., ООН подавляющим большинством голосов (144 голосов) проголосовала за (4 против, 11 воздержались) Декларации.

С 2007 года четыре страны, проголосовавшие против, изменили свою позицию и теперь поддерживают Декларацию. [6] По состоянию на февраль 2020 г. Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, коренные народы [6] охарактеризовать (A / RES / 61/295) как ". наиболее всеобъемлющий международный документ о правах коренных народов. Он устанавливает универсальные рамки минимальных стандартов для выживания, достоинства и благополучия коренных народов мира". и в нем подробно рассматриваются существующие стандарты прав человека и основных свобод применительно к конкретной ситуации коренных народов ". [6]

Содержание

История

Работа над этой декларацией началась в 1923 и 1925 годах работами Haudenosaunee Главный Deskaheh и Маори T.W. Ратана, которые пытались поднять вопросы несоблюдения Канадой и Новой Зеландией договоров в Лига Наций, Предшественник Организации Объединенных Наций. [11] [12] Вопросы коренных народов в мировом масштабе начали переоцениваться в 1982 году с созданием Рабочей группы по коренным народам, сформированной Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС). Их цель заключалась в создании всеобъемлющего документа, который помог бы защитить права и привилегии коренных народов во всем мире. [2]

Декларация прошла через множество проектов в 1994-2006 гг. [2] и версия уже была рекомендована Венская декларация и Программа действий в 1993 г. [13]

В четверг, 13 сентября 2007 г., ООН подавляющим большинством голосов (144 голосов) проголосовала за (4 против, 11 воздержались) Декларации. В мае 2016 года Канада официально сняла свой статус возражающего против ДПКН, почти через десять лет после того, как она была принята Генеральной Ассамблеей. К 2016 году Австралия, Новая Зеландия и Соединенные Штаты Америки, которые также голосовали против Декларации, изменили свои позиции и выразили поддержку. [14]

В связи с прошлым и продолжающимся насилием и жестоким обращением с людьми и народами коренных народов, ООН создала эту не имеющую обязательной юридической силы декларацию как стремление к тому, как следует обращаться с отдельными лицами и народами коренных народов.

Это заявление является резолюцией, то есть не является законодательным документом. Коренные народы не считаются политическими национальными государствами и не имеют доступа к защите международного права через международный суд. Статья 40 гласит, что коренные народы имеют право на справедливые процедуры разрешения конфликтов и споров со странами или другими сторонами, поскольку коренные народы не могут использовать Международный суд, в ДПКН не указано, какие судебные полномочия коренные народы должны возбуждать споры. к. [15]

Цель декларации состоит не в создании новых прав, а в том, что ДПКН затрагивает такие темы, как примирение коренных народов в отношении восстановления и защиты культуры, традиций, институтов коренных народов и стремления к самостоятельному развитию. [16]

Содержание

Декларация структурирована как Резолюция ООН, с 23 пунктами преамбулы и 46 статьями. В большинстве статей содержится стремление к тому, как государство должно поощрять и защищать права коренных народов (более подробное объяснение см. В Положении). Основные темы статей:

  • Право на самоопределение коренных жителей и народов (статьи 1-8; 33-34)
    • Разница между человеком и группой людей

    Положения

    Переговоры и усыновление

    • 144 проголосовали за
    • 4 проголосовали против
    • 11 воздержались

    Декларация создавалась более 25 лет. Идея возникла в 1982 году, когда ООН Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) учредил Рабочая группа по коренным народам (WGIP), созданная в результате исследования Специальный докладчик Хосе Рикардо Мартинес Кобо по проблеме дискриминации коренных народов. В 1985 году Рабочая группа, которой было поручено разработать стандарты прав человека, которые защищали бы коренные народы, приступила к разработке Декларации о правах коренных народов. Проект был закончен в 1993 г. и передан в Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, которая дала свое одобрение в следующем году. За это время Международная организация труда принял Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 г..

    Затем проект декларации был передан на рассмотрение Комиссия по правам человека, которая учредила еще одну рабочую группу для изучения его условий. В последующие годы рабочая группа собиралась 11 раз для изучения и доработки проекта декларации и его положений. Прогресс был медленным из-за озабоченности некоторых государств некоторыми ключевыми положениями Декларации, например, коренных народов. право на самоопределение и контроль над природными ресурсами, существующими на традиционных землях коренных народов. [18] Окончательный вариант Декларации был принят 29 июня 2006 г. 47 членами Совет по правам человека (правопреемник Комиссии по правам человека), 30 государств-членов высказались за, 2 против, 12 воздержались и 3 отсутствовали. [19]

    Затем Декларация (документ A / 61 / L.67) была передана на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, которая проголосовала за принятие предложения 13 сентября 2007 года на своей 61-й очередной сессии. [20]
    Голосование было, в пользу 144 страны: Афганистан, Албания, Алжир, Андорра, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Австрия, Багамы, Бахрейн, Барбадос, Беларусь, Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Болгария, Буркина-Фасо, Камбоджа, Камерун, Кабо-Верде, Центральноафриканская Республика, Чили, Китай, Коморские Острова, Конго, Коста-Рика, Хорватия, Куба, Кипр, Чешская Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Демократическая Республика Конго, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Сальвадор, Эстония, Финляндия, Франция, Габон, Германия, Гана, Греция, Гватемала, Гвинея, Гайана, Гаити, Гондурас, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Ирландия, Италия, Ямайка, Япония, Иордания, Казахстан, Кувейт, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Латвия, Ливан, Лесото, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Македония, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мали, Мальта, Маврикий , Мексика, Микронезия (Федеративные Штаты), Пн льдова, Монако, Монголия, Мозамбик, Мьянма, Намибия, Непал, Нидерланды, Никарагуа, Нигер, Норвегия, Оман, Пакистан, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Республика Корея, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сьерра-Леоне, Сингапур, Словакия, Словения, Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Судан, Суринам, Свазиленд, Швеция, Швейцария, Сирия, Таиланд, Тимор-Лешти, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, Объединенная Республика Танзания, Уругвай, Венесуэла, Вьетнам, Йемен, Замбия, Зимбабве.

    Против: Австралия, Канада, Новая Зеландия, США. Все четыре государства-члена, проголосовавшие против, возникли как поселенцы. колонии Соединенного Королевства, и имеют большое количество некоренных иммигрантов и коренное население. С тех пор все четыре страны предприняли шаги к тому, чтобы одобрить декларацию неформальным образом, чтобы она фактически не стала обязательным законом, подлежащим рассмотрению в суде. Канада под руководством Консервативной партии сделала официальные публичные заявления против применения программы DRIP ООН в Канаде, например

    Однако либеральное правительство, избранное в 2015 году, недвусмысленно заявило о поддержке Канадой программы DRIP ООН и работает над внесением соответствующих поправок в законы Канады.

    Вмешательства правительства Австралии безуспешно оспаривались. [22]

    Воздерживаясь, 11 стран: [23] Азербайджан, Бангладеш, Бутан, Бурунди, Колумбия, Грузия, Кения, Нигерия, Российская Федерация, Самоа и Украина. С тех пор Колумбия и Самоа одобрили этот документ. [24]

    Отсутствующий: [25] Чад, Кот-д'Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Фиджи, Гамбия, Гренада, Гвинея-Бисау, Израиль, Кирибати, Кыргызстан, Маршалловы острова, Мавритания, Черногория, Марокко, Науру, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Румыния, Руанда , Сент-Китс и Невис, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Сомали, Таджикистан, Того, Тонга, Туркменистан, Тувалу, Уганда, Узбекистан, Вануату.

    Реакция

    Поддержка и компромиссы

    Австралия

    В Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива официально признает и поддерживает принципы Декларации как в своей Политике доступа к коллекциям, так и в Политике использования [29] и их Руководство по этическим исследованиям в исследованиях коренных народов Австралии. [30]

    Четыре государства, проголосовавшие против, продолжали выражать серьезные оговорки в отношении окончательного текста Декларации, представленного Генеральной Ассамблее. [33] [ страница нужна ] Позже все четыре противоборствующие страны изменили свой голос в пользу Декларации.

    Австралия

    Мариз Пейн, Либеральная партия Сенатор за Новый Южный Уэльс, далее подробно остановился на возражениях правительства Австралии против Декларации в речи перед Сенат Австралии: [34]

    В октябре 2007 года бывший премьер-министр Австралии Джон Ховард обязался провести референдум об изменении конституции, чтобы признать коренных австралийцев в случае переизбрания. Он сказал, что следует признать самобытность людей и их права на сохранение своего наследия. [35]

    3 апреля 2009 г. Радд Правительство официально одобрил Декларацию. [36]

    Канада

    3 марта 2010 г. в г. Речь с трона, то Генерал-губернатор Канады объявил, что правительство собирается одобрить декларацию. [41]

    7 июля 2015 г. в открытом письме членам правительства провинции Премьер Альберты Рэйчел Нотли попросили каждого министра провести обзор своей политики, программ и законодательства, которые могут потребовать изменений на основе принципов Декларации ООН. [44]

    В декабре 2015 г. Комиссия по установлению истины и примирению перечислил ратификацию ДПКН в качестве одного из своих национальных "призывов к действию" в своем заключительном отчете.

    21 июня 2017 г. федеральное правительство обязалось переименовать Национальный день аборигенов чтобы соответствовать терминологии, используемой в Декларации. [47]

    В сентябре 2017 г. британская КолумбияПравительство провинции объявило, что будет управлять в соответствии с принципами, изложенными в Декларации. [48] 24 октября 2019 года он объявил, что внесет поправки в свое законодательство в соответствии с ДПКН. [49] Британская Колумбия - первая провинция Канады, которая приступила к реализации законодательства в соответствии с ДПКН. [50]

    В британская Колумбия (Британская Колумбия) провинциальное правительство является первой канадской провинцией, которая начала приводить свое законодательство в соответствие с ДПКН путем реализации Декларации Британской Колумбии о правах коренных народов. [51] [52] Текущий процесс внедрения предназначен для продвижения процесса согласования в Британской Колумбии. Правительство провинции работает с Ассамблея первых наций, Саммит коренных народов и Союз вождей индейцев Британской Колумбииво главе с вождями коренных народов Британской Колумбии, чтобы использовать принципы ДПКН. [53] Закон был первоначально предложен министром по делам коренных народов и примирения. Скотт Фрейзер (политик), под Джон ХорганС Новая демократическая партия правительство. [54] В Законодательное собрание Британской Колумбии отмечает, что цель Закона заключается в следующем: (а) подтвердить применение Декларации к законам Британской Колумбии; (b) способствовать выполнению Декларации; (c) поддерживать утверждение и развитие отношений с руководящими органами коренных народов. [55] По состоянию на ноябрь 2019 года правительство Британской Колумбии обязалось разместить почти CA $100 миллионов в год за исключением общин коренных народов, чтобы они могли инвестировать в собственное самоуправление и культурное возрождение; [56] провинция также посвятила 50 млн канадских долларов инвестировать в возрождение языков коренных народов. Кроме того, они реализовали Grand Chief Эдвард ДжонРекомендации по уменьшению количества детей коренных народов, взятых из домов и помещенных под опеку. [57]

    Новая Зеландия


    Делегация Новой Зеландии на Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов. Новая Зеландия одобрила Декларацию о правах коренных народов в апреле 2010 года.

    7 июля 2009 г. Ключевое правительство объявил, что поддержит Декларацию; это, однако, казалось преждевременным заявлением Пита Шарплз, нынешний министр по делам маори, поскольку правительство Новой Зеландии осторожно отступило от июльского заявления Шарплса. [60] Однако 19 апреля 2010 года Шарплс заявил о поддержке Новой Зеландией декларации в своей речи в Нью-Йорке. [61] [62]

    Соединенные Штаты

    объединенное Королевство

    Выступая от имени правительства Соединенного Королевства, Посол Соединенного Королевства и заместитель Постоянного представителя при Организации Объединенных Наций, Карен Пирс, "подчеркнул, что Декларация не имеет обязательной юридической силы и не предлагает иметь какую-либо обратную силу в отношении исторических эпизодов. Группы национальных меньшинств и другие этнические группы на территории Соединенного Королевства и его заморских территорий не подпадают под действие коренные народы, к которым применяется Декларация ". [68]

    Позиция Соединенного Королевства также была якобы направлена ​​на предотвращение формального обжалования решений Канады в судах Соединенного Королевства: коренные народы Канады никогда не принимали конституцию 1982 года, в которой такая апелляция (в отношении ранних договоров, заключенных с Короной Британской империи) была заблокирована. Согласно предыдущей конституции 1867 года, доминиону Канады 1920-х годов и более ранним законам, которые продолжают применяться к этим народам и договорам, ООН DRIP якобы могла быть рассмотрена в суде Великобритании в конфликте между договором и канадским законодательством. Призывы придерживаться этого подхода были обычным делом [ количественно оценить ] среди канадских аборигенов. [2]

    Финляндия

    Финляндия подписала Международную декларацию прав коренных народов, когда она была первоначально выдвинута. [69] [70] Однако оленеводы и лесное управление (Metsähallitus) долго спорят в области лесов. [71] В Комитет ООН по правам человека приказал финскому государству прекратить вырубку леса в некоторых спорных районах. [72] [73]

    Воздержавшиеся

    Украина

    Украина, которая изначально воздерживалась от принятия Декларации, изменила свой подход к вопросам коренных народов в ответ на недавний аннексия из Крым, утверждая, что Крымские татары являются коренным народом. В мае 2014 года страна официально одобрила ДПКН. [74]

    Тихоокеанские островные государства

    Тем не менее, Папуа - Новая Гвинея и Вануату входят в число стран этой группы, страдающих от захват земли в последнее время [ когда? ] годы. [75] Исследователи предупредили, что до 12% земельной поверхности Папуа-Новой Гвинеи было сдано в аренду без информированных консультаций и согласия землевладельцев, что обычно подавляет обычные права в течение 99 лет. [76] Учитывая, что захват земель в 2016 году был признан входящим в компетенцию Международный уголовный суд, [77] это разумный [ согласно кому? ] вывод о том, что правовые системы в Тихоокеанском регионе, не поддерживаемые ДПКН, не обладают достаточными встроенными гарантиями защиты прав коренных народов. [ мнение ]

    В добывающем секторе также есть серьезные последствия для этих государств, не подписавших ДПКН. Горнодобывающие компании, входящие в Международный совет по горному делу и металлам обязуются уважать правила ICMM заявление о позиции коренных народов. Однако неясно, как и если компании-члены распознают, когда они имеют дело с коренными народами. Например, Баррик Голд перечисляет только свои операции в Северной и Южной Америке как лежащие на землях коренных народов, но работает на Фиджи и Папуа-Новой Гвинее (где дочерняя компания управляла Золотой рудник Поргера с 2007 г.). [78] [ оригинальное исследование? ] Другой член, Ньюмонт Майнинг, говорится в отчете об устойчивом развитии за 2011 г. [79] что он в течение трех лет проводил разведку полезных ископаемых в Папуа-Новой Гвинее, однако его раскрытие не показывает, как деятельность в этой стране могла следовать за ICMM Руководство по передовой практике коренных народов и горнодобывающей промышленности, впервые опубликовано в 2010 году.

    Третье определение дает Преамбула и 5 ст. Конституции, определяющие народ как политико-территориальную общность, обладающую равноправием и правом на самоопределение. В последнем определении подчеркивается надэтнический, надконфессиональный внеклассовый характер, а также территориальный характер этой общности. То есть речь идет о региональном сообществе.

    Таким образом, если права нации регулируются гражданскими правами, то права этнических, территориальных, региональных сообществ регулируются правами народов.

    Наиболее важными принято считать пять основных групп прав народов: внутренне присущие права, политические, экономические, социальные и культурные.

    К внутренне присущим правам относят, прежде всего, право на самоопределение.

    Самоопределение народа включает не только право на отделение. Современное право предлагает многочисленные формы самоопределения для этнических групп. Некоторые народы могут самоопределиться вплоть до отказа от какой бы то ни было независимости. Другие – могут самоопределиться, отдав часть своих прав сообществу, а частью будут распоряжаться самостоятельно. Третьи – вообще откажутся от какого бы то ни было опекунства или протектората.

    Реализация права народов на самоопределение должна осуществляться через явно выраженную волю (референдум). В 2000-х годах право на выход из состава России был изъят из закона о референдуме и конституций национальных республик в составе России в связи с тем, что появление новых государств в настоящее время приводит к появлению экономически несостоявшихся государств, поддержка которых становится обязанностью государств региональных и глобальных лидеров.

    Во многих случаях территориальное самоопределение возможно на относительно небольшой территории, которая становится районом в рамках субъекта Федерации. И политическое самоопределение сводится лишь к самоуправлению.

    Региональные законодательные органы наделены правом определять особый статус поселков, городов и территорий, претендующих на самоопределение. Однако проблема заключается в том, как определить историческую территорию конкретного народа. В большинстве случаев региональные власти позволяют самоопределиться конкретным населенным пунктам, однако тундра, тайга и горы также являются исторической территорией коренных народов.

    Отдельная проблема – самоопределение коренных малочисленных народов, общая численность которых составляет около 250 тыс. человек.

    Так как чаще всего они не проживают компактными группами, в отношении них используется такая форма самоопределения как самоуправление, включающего в себя такие формы как национальные районы, национальные поселки, национальные сельские населенные пункты.

    Наиболее перспективной формой самоопределения этих народов является национально-культурная автономия, направленная на защиту, сохранение и развитие их культуры. Ее основная идея – найти способ соединения интересов личности, нации и многонационального сообщества, не нарушая при этом территориальной целостности государства и не препятствуя интеграционным процессам.

    Право народов на родной язык относится ко второй обширной группе прав, к культурным правам. Без решения вопроса о языке невозможно обсуждать проблемы сохранения культуры, самобытности. В международно-правовом дискурсе обозначилась особая категория прав – языковых прав, которые, как показал анализ деятельности ООН и ОБСЕ, рассматриваются ныне в качестве неотъемлемой и важнейшей составляющей общей системы прав человека и народов.

    Русский язык является государственным языком на территории России, республикам в составе России разрешено устанавливать свои государственные языки, действующие наравне с русским на данной территории. Это в целом согласуется с Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств. Однако в настоящее время недостаточно проработан механизм защиты тех жителей республик, для которых региональный язык не является родным. Незнание регионального языка используется региональными властями для ограничения участия нетитульного населения в управлении республиками.

    Также многие этнические группы не имеют автономий, а некоторые из них в своих национально-территориальных образованиях составляют меньшинство. Отсутствие у ряда национальностей своей автономии ставит их в отношении гражданских прав, в частности права на использование родных языков, в неравные условия с титульными национальностями, что приводит в итоге к их ассимиляции и дезинтеграции.

    Гарантия развития языка также не означает его сохранения, так как развитие языка предполагает его ежедневное практикование, которое часто не может обеспечить ни НКА, ни региональные власти.

    Другие культурные права – неприкосновенность культовых сооружений, мест захоронения, усиление регионального компонента в образовании, возвращение этнической топонимики, дублирование на родной язык наименований и т.п.

    Культовые объекты и объекты народного наследия занимают важнейшее место в духовной жизни народов. Несмотря на то, что у государства есть все основания объявлять эти объекты находящимися под его защитой, фактически нет возможности обеспечить их сохранность.

    Ликвидация регионального компонента в образовании, произошедшее в 2009 году – это нарушение прав народов. Это также шаг в сторону принудительной унификации народов России.

    Необходимо вернуть региональный компонент в образовании, чтобы народы могли институционально воспроизводить свою культуру, язык и образ жизни. При этом федеральный компонент в образовании будет проверяться ЕГЭ и быть основанием для поступления в вуз.

    В данный момент этого права народы России лишены.

    Политические права народов составляют третью категорию прав. К ним относятся права народов на суверенитет и на власть.

    Данная категория прав российским законодательством ограничивается.

    Право на суверенитет угрожает проявлением авантюристской политики и появлением новых государств, угрожающих региональной безопасности, как я отмечал ранее.

    Право на власть гарантировано в той части, в какой возможно квотированное участие национальных меньшинств и коренных народов в работе органов власти, хотя и здесь не во всех субъектах федерации региональная администрация идет на должное предоставление квот для различных населяющих регион этнических групп. Право на власть также ограничено тем, что законодательство не подразумевает создание этнических выборных органов власти, без решения которых невозможно принять решение в отношение данной этнической группы на федеральном и региональном уровне (например, в странах северной Европы действует саамский парламент, согласующий вопросы, касательно саамов этих стран).

    Также значительно ограничены возможности для проведения референдума: прежде всего сроками проведения, сроками подготовки референдума, темами, которые можно затронуть на референдуме.

    Экономические права также являются важным блоком прав народов. К экономическим правам относятся неотъемлемый суверенитет над своими природными богатствами, на свободное распоряжение ими.

    Виталий Трофимов-Трофимов,
    член Общественной палаты Санкт-Петербурга
    Координатор Движения по защите прав народов

    Читайте также: