Как называются организованные занятия граждан физической культурой

Обновлено: 30.06.2024

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2021 г. № 1661

МОСКВА

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".

2. Министерству спорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 30 сентября 2021 г. № 1661

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"

Приоритеты и цели государственной политики в сферегосударственной программы Российской Федерации"Развитие физической культуры и спорта"

I. Оценка текущего состояния сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации

Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, и характеризуется следующими результатами.

Численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации, достигла 62 млн. человек, из которых 13,7 млн. человек - в сельской местности.

Ежегодно проводится до 13,5 тыс. официальных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе Всероссийская спартакиада между субъектами Российской Федерации, Всероссийские спортивные соревнования школьников, в том числе "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", и иные массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

Общее количество спортивных сооружений в 2020 году достигло 335 тыс. объектов, включая 118,9 тыс. объектов - в сельской местности и 88,8 тыс. объектов - для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Активно развивается индустрия спорта. Объем рынка фитнес-услуг увеличен до 125 млрд. рублей, объем рынка спортивной индустрии в 2019 году составил около 534 млрд. рублей.

В Российской Федерации организованы и проведены на высоком уровне исторически значимые мероприятия: XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры, XVIII Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные игры колясочников и ампутантов IWAS, всемирные летняя 2013 года и зимняя 2019 года Универсиады, чемпионаты мира по футболу FIFA 2018 года, водным видам спорта, по легкой атлетике 2013 года, гонки "Формула-1", конвенты "Спорт аккорд" и другие. В результате Россия завоевала авторитет организатора соревнований самого высокого уровня.

Ежегодно в Российской Федерации проводится около 300 международных спортивных мероприятий уровня чемпионатов мира, чемпионатов Европы, этапов Кубка мира, соревнований гран-при.

Принятые меры способствовали распространению среди граждан устойчивого положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Общий уровень удовлетворенности граждан условиями, созданными для занятий физической культурой и спортом, по итогам 2020 года достиг 54,2 процента.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.

Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (32,6 процента и 14,2 процента соответственно).

Только 50,9 процента юношей призывного возраста имеют необходимый уровень физического развития.

Отмечается недостаточность спортивной инфраструктуры, все более актуальной становится необходимость приведения объектов спорта в нормативное состояние.

Необходимо стимулировать развитие инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и развитие государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.

Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:

возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;

увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта, в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;

наличие региональных диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;

рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений и использование нового технологического уклада, углубленных знаний, передовых цифровых технологий и лучших практик как приоритетных направлений спортивного лидерства;

политизация спорта на международной арене и его использование для изменения геополитических ценностных приоритетов;

недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;

сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом;

сохранение международного давления на Российскую Федерацию в части антидопинговой политики.

К основным рискам реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Программа) относятся:

финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;

рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;

административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.

Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.

Реализация Программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 70 процентов населения страны, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Существенно повысится конкурентоспособность российского спорта на международной спортивной арене, что позволит российским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

В то же время успехи российских спортсменов на международных соревнованиях создают предпосылки для выдвижения Российской Федерации на право проведения этих соревнований на своей территории, что способствует развитию экономического потенциала соответствующих регионов России, увеличению туристических потоков, распространению и стимулированию передовых технологий, привлечению долгосрочных инвестиций.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта

Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и предусматривают создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

Программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальная цель). Предусматривается увеличение к 2030 году до 70 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

В соответствии с указанными программными документами к числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта относятся:

вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом;

повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации;

повышение доступности объектов спорта, в том числе на сельских территориях и в сельских агломерациях, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

повышение конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.

Для оценки хода реализации Программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрена система показателей.

Основным ожидаемым конечным результатом реализации Программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.

Решение поставленных задач и достижение значений показателей Программы предусматриваются путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализацию Программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (отдельных мероприятий), на условиях достижения установленных показателей, определения объемов финансового обеспечения региональных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом региональные программы должны соответствовать целям и задачам Программы.

III. Задачи государственного управления в сфере физической культуры и спорта, способы их эффективного решения

Программой предусмотрено достижение следующих целей к 2030 году:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

вхождение олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете;

увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50 процентов.

Для достижения цели Программы по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:

создание условий для привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

создание эффективной системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

повышение доступности спортивной инфраструктуры для всех категорий и групп населения;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового резерва в сфере физической культуры и спорта;

совершенствование нормативно-правового регулирования сферы физической культуры и спорта;

обеспечение безопасности при проведении физкультурно-массовых мероприятий.

Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" и федеральными проектами, не включенными в национальные проекты, "Развитие физической культуры и массового спорта" и "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)".

Для достижения целей Программы по вхождению олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете и увеличению доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:

создание условий, направленных на увеличение числа перспективных спортсменов, способных претендовать на завоевание медалей;

совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса;

повышение эффективности научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса;

развитие системы антидопингового обеспечения подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва;

обеспечение материально-технических и организационных условий для подготовки и выступления спортсменов высокого класса и спортивных сборных команд Российской Федерации;

создание условий для проведения на высоком организационном уровне на территории Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований;

совершенствование нормативно-правового регулирования сферы спорта высших достижений;

обеспечение безопасности при проведении крупных спортивных мероприятий.

Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Развитие спорта высших достижений", не включенным в национальные проекты, и комплексом процессных мероприятий "Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса".

Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных Программой результатов и показателей развития физической культуры и спорта.

По итогам реализации Программы к 2030 году планируется достижение следующих показателей:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

повышение уровня удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом до 70 процентов;

повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта до 74 процентов;

увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50 процентов;

вхождение олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете на летних и зимних Олимпийских играх.

IV. Задачи, определенные в соответствии с национальной целью

Для достижения национальной цели в Программе предусмотрено решение следующих задач:

создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом;

развитие спортивной инфраструктуры и рынка услуг в сфере физической культуры;

обеспечение разнообразия форм организации физкультурно-спортивной работы для всех категорий и групп населения.

V. Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ

Одним из приоритетов государственной политики в сфере физической культуры и спорта является реализация мероприятий, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий.

Основными направлениями реализации Программы на приоритетных территориях являются:

создание условий, обеспечивающих гражданам, проживающим на приоритетных территориях, возможность систематически заниматься физической культурой и спортом;

развитие спорта высших достижений на приоритетных территориях.

Задачами реализации Программы на приоритетных территориях являются:

вовлечение населения, проживающего на приоритетных территориях, в занятия физической культурой и спортом;

обеспечение субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, спортивной инфраструктурой до нормативного уровня.

Достижение указанных задач будет обеспечиваться в том числе за счет планомерного финансирования создания приоритетных объектов, обеспечивающих опережающее развитие приоритетных территорий.

Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития сферы физической культуры и спорта на приоритетных территориях правилами предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры, а также на приобретение (выкуп) в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) объектов недвижимого имущества для занятий физической культурой и спортом установлено, что при определении объемов бюджетных ассигнований, предоставляемых субъектам Российской Федерации, относящимся к приоритетным территориям, применяется повышающий коэффициент - 1,5, что указывает на приоритетный учет потребностей данных субъектов Российской Федерации в спортивной инфраструктуре для массового спорта.

Программа оказывает влияние на достижение целей и решение задач следующих комплексных государств

Валерий Сунцов о внесении назревших поправок в Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с целью улучшения его правоприменения.

О Федеральном Законе №329


Известный советский легкоатлет, судья международной категории Валерий Сунцов разработал предложения о внесении назревших поправок в Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с целью улучшения его правоприменения. "Российский Стадион" публикует на своей дискуссионной площадке этот материал, который ранее предлагался руководству российского спорта для совершенствования системы по их просьбе, но остался без ответа, как и множество других предложений. Смотрите, читайте и размышляйте.

Русский язык является одним из самых богатых и насыщенных с точки зрения описания действий, событий, явлений и человеческих отношений. Именно это свойство русского языка усложняет формулировки правовых, юридических и законодательных документов, допускает различные смысловые трактовки. Возможно, по этой причине и отношение к Закону, как некой норме права в целом, в России издавна было своеобразное, а зачастую – легкомысленное.

Не случайно образцом юриспруденции является римское право, изложенное на строгой и сухой (в эмоциональном отношении) латыни.

Не избежал неоднозначных трактовок и Федеральный Закон Российской Федерации №329 от 04.12.2007 года "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Возможно, поэтому многолетняя практика его применения сопровождается многочисленными поправками, изменениями, которые, к сожалению, не улучшают его исполнения всеми использующими его субъектами, а лишь увеличивают объем текста Закона. Необходимо, как минимум, упростить Закон, исключить избыточные статьи, кардинально сократить понятийный аппарат, который описывается в Главе 1, статье 2, со всеми вытекающими из этого неизбежными изменениями в остальные статьи и главы Закона, да и в целом по тексту.

Ниже предлагается обоснование внесения назревших поправок в Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с целью улучшения его правоприменения.

1. Многолетнее использование словосочетаний "физическая культура" или "физическая культура и спорт" постепенно изменило их смысл, а сами эти фразы превратились в штампы. Понятие "физическая культура" давно не используется в международном сообществе, хотя оно родилось Великобритании в конце 19 века. Используется слово "спорт". Понятное на всех языках, включая языки и народов России, слово "спорт", приобрело в русском языке в одних случаях свое продолжение – как развитие понятия "физическая культура", как его более высокую форму, а в других, свою противоположность – как отрицание ценностей "физической культуры", т.е. "спорт калечит, а физкультура лечит".

Вместе с тем, трудно дать точное определение слову "физкультурник" - кого можно назвать физкультурником, а кого нет? Где граница?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"- физическая культура - это часть всеобщей мировой культуры, совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Это никто и не оспаривает, но именно практическое использование данного понятия наряду со словом "спорт" приводит к многочисленным разночтениям одних и тех же по смыслу предложений, создает искусственное разделение деятельности управляющих органов на отдельные направления, что ведет к созданию обособленных структур в департаментах, министерствах под различными названиями - как пример "Отдел массовой физической культуры и работы с сельским (городским) населением", "Отдел физкультурно-массовой работы с населением" и т. д. Вместе с тем, федерации по видам спорта и курирующие их органы в департаментах, министерствах занимаются по сути тем же самым.

Предлагается полностью исключить понятие "Физическая культура" из употребления в Законе, постепенно заменить его и в разговорной речи на емкое, понятное слово "СПОРТ". Кстати, "Министерство спорта Российской Федерации" совершенно правильно оставило в своем названии только слово "спорт", потому что культуру, в том числе физическую можно лишь взрастить, а управлять ею нельзя.

Слово "спорт" полностью исчерпывает различные направления деятельности органов исполнительной власти различных уровней в сфере физической культуры и спорта, а в сочетании с соответствующими прилагательными конкретизирует зону их распространения без включения разъяснений этих словосочетаний в Главу 1, статью 2 настоящего Закона. Например: студенческий спорт, спорт среди ветеранов, спорт в школе, профессиональный спорт, любительский спорт, спорт среди инвалидов, сельский спорт (либо, спорт в сельской местности) и т. д.

Еще одним шагом для подъема престижа спорта и спортивного, здорового образа жизни среди молодежи и подростков должно стать выведение из обихода словосочетания "урок физкультуры" (в школьных и ВУЗовских расписаниях оно часто сокращается до унизительного – "урок физ-ры"). Мы же не пишем и не говорим "урок музыкальной культуры", "урок хореографической культуры", а пишем просто – урок пения, урок хореографии, хотя и то и другое является частью культуры в целом. То же самое и здесь, если рассматривать спорт как наиболее совершенную часть физической культуры, как ее сверкающую, манящую вершину, понимая при этом, что и сама физическая культура это часть общемировой, общечеловеческой культуры. На первый взгляд не большая разница, но "урок спорта" – это звучит как призыв, а "урок физ-ры" - это остаточный принцип, на потом и как-нибудь. Само изменение названия урока предоставит понятное право освобождать учащихся от 2-3 разовых (в неделю) уроков спорта по их желанию, если учащийся ходит 4-5 раза в неделю в спортивную секцию в школе или ДЮСШ. Если урок спорта будет проводиться интересно, то учащиеся сами не будут отказываться от таких уроков, они рады будут показать сверстникам свои спортивные навыки. Это же психология юности. Таким образом, постепенно, будет культивироваться спортивный стиль жизни среди молодежи, который затем органично, по мере взросления, может переходить в здоровый образ жизни.

2.Учитывая вышеизложенное, предлагается исключить словосочетание "физкультурное мероприятие" в тексте Закона, в главе 1, статье 2, пункте 9, оставив смысловую часть без изменений. Более того, предлагается исключить п. 29, ст. 2, гл. 1 Закона, где дано определение - "физкультурное мероприятие - организованное занятие граждан физической культурой".

Есть всем понятное спортивное мероприятие, которое предполагает спортивное соперничество участвующих в нем граждан. С другой стороны, если и есть "организованное занятие граждан физической культурой" (в современном мире трудно себе это представить, разве что в Северной Корее и Китае), то даже в этом случае, цели участвующих в нем соревновательные, только речь идет не о соревновании с соперниками, а о соревновании с самим собой, для улучшения своих личных качеств, с целью совершенствования себя.

Следует внести ясность и в понимании словосочетаний "спортивно-массовое мероприятие" и "спортивное мероприятие". Разница между ними лишь системе допуска к мероприятию. Спортивно-массовое мероприятие предполагает отсутствие ограничений для участия в нем в зависимости от:

- уровня спортивной подготовки, т.е. спортивной квалификации или спортивного разряда,

- предварительной системы спортивных соревнований с целью отбора (по определенным правилам) на обозначенное спортивно-массовое мероприятие.

При этом могут иметь место спортивно-массовые мероприятия для отдельных категорий граждан различающихся по возрасту, месту проживания, работы и т.д., но они не должны иметь ограничений связанных с уровнем подготовки и условиями предварительного отбора. Единственное ограничение – медицинские противопоказания. С другой стороны, как правило – все первенства и чемпионаты по видам спорта России и ее субъектов и тем более официальные международные чемпионаты и первенства не могут называться массовыми в связи с выше перечисленными ограничениями, хотя по количеству участников могут намного превышать массовые-спортивные мероприятия на уровне муниципалитета, города и т. д.

Смысл жесткого разделения мероприятий на спортивные и спортивно-массовые с точки зрения их проведения не играет большой роли. Отличия лишь в работе секретариата, мандатной комиссии и количестве обслуживающего персонала.

Таким образом, отказавшись от перечисленных выше словосочетаний в тексте Закона, а, в последствии, и в названиях спортивных организаций, спортивных обществ, названиях органов управления в сфере спорта позволит ускорить выработку правильных и эффективных управленческих решений созвучных произошедшим в обществе переменам и в целом поможет выработке государственной политики в сфере спора. Единый ежегодный календарь спортивных мероприятий будет состоять из одного понятного раздела – "Спортивные мероприятия". Сам же Закон уменьшится едва ли не на треть от своего объема и может стать действительно прикладным инструментом регулирования спорта России.

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2021 г. № 1661

МОСКВА

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".

2. Министерству спорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 30 сентября 2021 г. № 1661

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"

Приоритеты и цели государственной политики в сферегосударственной программы Российской Федерации"Развитие физической культуры и спорта"

I. Оценка текущего состояния сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации

Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, и характеризуется следующими результатами.

Численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации, достигла 62 млн. человек, из которых 13,7 млн. человек - в сельской местности.

Ежегодно проводится до 13,5 тыс. официальных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе Всероссийская спартакиада между субъектами Российской Федерации, Всероссийские спортивные соревнования школьников, в том числе "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", и иные массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

Общее количество спортивных сооружений в 2020 году достигло 335 тыс. объектов, включая 118,9 тыс. объектов - в сельской местности и 88,8 тыс. объектов - для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Активно развивается индустрия спорта. Объем рынка фитнес-услуг увеличен до 125 млрд. рублей, объем рынка спортивной индустрии в 2019 году составил около 534 млрд. рублей.

В Российской Федерации организованы и проведены на высоком уровне исторически значимые мероприятия: XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры, XVIII Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные игры колясочников и ампутантов IWAS, всемирные летняя 2013 года и зимняя 2019 года Универсиады, чемпионаты мира по футболу FIFA 2018 года, водным видам спорта, по легкой атлетике 2013 года, гонки "Формула-1", конвенты "Спорт аккорд" и другие. В результате Россия завоевала авторитет организатора соревнований самого высокого уровня.

Ежегодно в Российской Федерации проводится около 300 международных спортивных мероприятий уровня чемпионатов мира, чемпионатов Европы, этапов Кубка мира, соревнований гран-при.

Принятые меры способствовали распространению среди граждан устойчивого положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Общий уровень удовлетворенности граждан условиями, созданными для занятий физической культурой и спортом, по итогам 2020 года достиг 54,2 процента.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.

Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (32,6 процента и 14,2 процента соответственно).

Только 50,9 процента юношей призывного возраста имеют необходимый уровень физического развития.

Отмечается недостаточность спортивной инфраструктуры, все более актуальной становится необходимость приведения объектов спорта в нормативное состояние.

Необходимо стимулировать развитие инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и развитие государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.

Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:

возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;

увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта, в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;

наличие региональных диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;

рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений и использование нового технологического уклада, углубленных знаний, передовых цифровых технологий и лучших практик как приоритетных направлений спортивного лидерства;

политизация спорта на международной арене и его использование для изменения геополитических ценностных приоритетов;

недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;

сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом;

сохранение международного давления на Российскую Федерацию в части антидопинговой политики.

К основным рискам реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Программа) относятся:

финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;

рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;

административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.

Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.

Реализация Программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 70 процентов населения страны, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Существенно повысится конкурентоспособность российского спорта на международной спортивной арене, что позволит российским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

В то же время успехи российских спортсменов на международных соревнованиях создают предпосылки для выдвижения Российской Федерации на право проведения этих соревнований на своей территории, что способствует развитию экономического потенциала соответствующих регионов России, увеличению туристических потоков, распространению и стимулированию передовых технологий, привлечению долгосрочных инвестиций.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта

Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и предусматривают создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

Программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальная цель). Предусматривается увеличение к 2030 году до 70 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

В соответствии с указанными программными документами к числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта относятся:

вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом;

повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации;

повышение доступности объектов спорта, в том числе на сельских территориях и в сельских агломерациях, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

повышение конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.

Для оценки хода реализации Программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрена система показателей.

Основным ожидаемым конечным результатом реализации Программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.

Решение поставленных задач и достижение значений показателей Программы предусматриваются путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализацию Программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (отдельных мероприятий), на условиях достижения установленных показателей, определения объемов финансового обеспечения региональных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом региональные программы должны соответствовать целям и задачам Программы.

III. Задачи государственного управления в сфере физической культуры и спорта, способы их эффективного решения

Программой предусмотрено достижение следующих целей к 2030 году:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

вхождение олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете;

увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50 процентов.

Для достижения цели Программы по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:

создание условий для привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

создание эффективной системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

повышение доступности спортивной инфраструктуры для всех категорий и групп населения;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового резерва в сфере физической культуры и спорта;

совершенствование нормативно-правового регулирования сферы физической культуры и спорта;

обеспечение безопасности при проведении физкультурно-массовых мероприятий.

Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" и федеральными проектами, не включенными в национальные проекты, "Развитие физической культуры и массового спорта" и "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)".

Для достижения целей Программы по вхождению олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете и увеличению доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:

создание условий, направленных на увеличение числа перспективных спортсменов, способных претендовать на завоевание медалей;

совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса;

повышение эффективности научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса;

развитие системы антидопингового обеспечения подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва;

обеспечение материально-технических и организационных условий для подготовки и выступления спортсменов высокого класса и спортивных сборных команд Российской Федерации;

создание условий для проведения на высоком организационном уровне на территории Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований;

совершенствование нормативно-правового регулирования сферы спорта высших достижений;

обеспечение безопасности при проведении крупных спортивных мероприятий.

Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Развитие спорта высших достижений", не включенным в национальные проекты, и комплексом процессных мероприятий "Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса".

Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных Программой результатов и показателей развития физической культуры и спорта.

По итогам реализации Программы к 2030 году планируется достижение следующих показателей:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

повышение уровня удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом до 70 процентов;

повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта до 74 процентов;

увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50 процентов;

вхождение олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете на летних и зимних Олимпийских играх.

IV. Задачи, определенные в соответствии с национальной целью

Для достижения национальной цели в Программе предусмотрено решение следующих задач:

создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом;

развитие спортивной инфраструктуры и рынка услуг в сфере физической культуры;

обеспечение разнообразия форм организации физкультурно-спортивной работы для всех категорий и групп населения.

V. Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ

Одним из приоритетов государственной политики в сфере физической культуры и спорта является реализация мероприятий, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий.

Основными направлениями реализации Программы на приоритетных территориях являются:

создание условий, обеспечивающих гражданам, проживающим на приоритетных территориях, возможность систематически заниматься физической культурой и спортом;

развитие спорта высших достижений на приоритетных территориях.

Задачами реализации Программы на приоритетных территориях являются:

вовлечение населения, проживающего на приоритетных территориях, в занятия физической культурой и спортом;

обеспечение субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, спортивной инфраструктурой до нормативного уровня.

Достижение указанных задач будет обеспечиваться в том числе за счет планомерного финансирования создания приоритетных объектов, обеспечивающих опережающее развитие приоритетных территорий.

Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития сферы физической культуры и спорта на приоритетных территориях правилами предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры, а также на приобретение (выкуп) в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) объектов недвижимого имущества для занятий физической культурой и спортом установлено, что при определении объемов бюджетных ассигнований, предоставляемых субъектам Российской Федерации, относящимся к приоритетным территориям, применяется повышающий коэффициент - 1,5, что указывает на приоритетный учет потребностей данных субъектов Российской Федерации в спортивной инфраструктуре для массового спорта.

Программа оказывает влияние на достижение целей и решение задач следующих комплексных государств

Валерий Сунцов о внесении назревших поправок в Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с целью улучшения его правоприменения.

О Федеральном Законе №329


Известный советский легкоатлет, судья международной категории Валерий Сунцов разработал предложения о внесении назревших поправок в Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с целью улучшения его правоприменения. "Российский Стадион" публикует на своей дискуссионной площадке этот материал, который ранее предлагался руководству российского спорта для совершенствования системы по их просьбе, но остался без ответа, как и множество других предложений. Смотрите, читайте и размышляйте.

Русский язык является одним из самых богатых и насыщенных с точки зрения описания действий, событий, явлений и человеческих отношений. Именно это свойство русского языка усложняет формулировки правовых, юридических и законодательных документов, допускает различные смысловые трактовки. Возможно, по этой причине и отношение к Закону, как некой норме права в целом, в России издавна было своеобразное, а зачастую – легкомысленное.

Не случайно образцом юриспруденции является римское право, изложенное на строгой и сухой (в эмоциональном отношении) латыни.

Не избежал неоднозначных трактовок и Федеральный Закон Российской Федерации №329 от 04.12.2007 года "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Возможно, поэтому многолетняя практика его применения сопровождается многочисленными поправками, изменениями, которые, к сожалению, не улучшают его исполнения всеми использующими его субъектами, а лишь увеличивают объем текста Закона. Необходимо, как минимум, упростить Закон, исключить избыточные статьи, кардинально сократить понятийный аппарат, который описывается в Главе 1, статье 2, со всеми вытекающими из этого неизбежными изменениями в остальные статьи и главы Закона, да и в целом по тексту.

Ниже предлагается обоснование внесения назревших поправок в Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с целью улучшения его правоприменения.

1. Многолетнее использование словосочетаний "физическая культура" или "физическая культура и спорт" постепенно изменило их смысл, а сами эти фразы превратились в штампы. Понятие "физическая культура" давно не используется в международном сообществе, хотя оно родилось Великобритании в конце 19 века. Используется слово "спорт". Понятное на всех языках, включая языки и народов России, слово "спорт", приобрело в русском языке в одних случаях свое продолжение – как развитие понятия "физическая культура", как его более высокую форму, а в других, свою противоположность – как отрицание ценностей "физической культуры", т.е. "спорт калечит, а физкультура лечит".

Вместе с тем, трудно дать точное определение слову "физкультурник" - кого можно назвать физкультурником, а кого нет? Где граница?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"- физическая культура - это часть всеобщей мировой культуры, совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Это никто и не оспаривает, но именно практическое использование данного понятия наряду со словом "спорт" приводит к многочисленным разночтениям одних и тех же по смыслу предложений, создает искусственное разделение деятельности управляющих органов на отдельные направления, что ведет к созданию обособленных структур в департаментах, министерствах под различными названиями - как пример "Отдел массовой физической культуры и работы с сельским (городским) населением", "Отдел физкультурно-массовой работы с населением" и т. д. Вместе с тем, федерации по видам спорта и курирующие их органы в департаментах, министерствах занимаются по сути тем же самым.

Предлагается полностью исключить понятие "Физическая культура" из употребления в Законе, постепенно заменить его и в разговорной речи на емкое, понятное слово "СПОРТ". Кстати, "Министерство спорта Российской Федерации" совершенно правильно оставило в своем названии только слово "спорт", потому что культуру, в том числе физическую можно лишь взрастить, а управлять ею нельзя.

Слово "спорт" полностью исчерпывает различные направления деятельности органов исполнительной власти различных уровней в сфере физической культуры и спорта, а в сочетании с соответствующими прилагательными конкретизирует зону их распространения без включения разъяснений этих словосочетаний в Главу 1, статью 2 настоящего Закона. Например: студенческий спорт, спорт среди ветеранов, спорт в школе, профессиональный спорт, любительский спорт, спорт среди инвалидов, сельский спорт (либо, спорт в сельской местности) и т. д.

Еще одним шагом для подъема престижа спорта и спортивного, здорового образа жизни среди молодежи и подростков должно стать выведение из обихода словосочетания "урок физкультуры" (в школьных и ВУЗовских расписаниях оно часто сокращается до унизительного – "урок физ-ры"). Мы же не пишем и не говорим "урок музыкальной культуры", "урок хореографической культуры", а пишем просто – урок пения, урок хореографии, хотя и то и другое является частью культуры в целом. То же самое и здесь, если рассматривать спорт как наиболее совершенную часть физической культуры, как ее сверкающую, манящую вершину, понимая при этом, что и сама физическая культура это часть общемировой, общечеловеческой культуры. На первый взгляд не большая разница, но "урок спорта" – это звучит как призыв, а "урок физ-ры" - это остаточный принцип, на потом и как-нибудь. Само изменение названия урока предоставит понятное право освобождать учащихся от 2-3 разовых (в неделю) уроков спорта по их желанию, если учащийся ходит 4-5 раза в неделю в спортивную секцию в школе или ДЮСШ. Если урок спорта будет проводиться интересно, то учащиеся сами не будут отказываться от таких уроков, они рады будут показать сверстникам свои спортивные навыки. Это же психология юности. Таким образом, постепенно, будет культивироваться спортивный стиль жизни среди молодежи, который затем органично, по мере взросления, может переходить в здоровый образ жизни.

2.Учитывая вышеизложенное, предлагается исключить словосочетание "физкультурное мероприятие" в тексте Закона, в главе 1, статье 2, пункте 9, оставив смысловую часть без изменений. Более того, предлагается исключить п. 29, ст. 2, гл. 1 Закона, где дано определение - "физкультурное мероприятие - организованное занятие граждан физической культурой".

Есть всем понятное спортивное мероприятие, которое предполагает спортивное соперничество участвующих в нем граждан. С другой стороны, если и есть "организованное занятие граждан физической культурой" (в современном мире трудно себе это представить, разве что в Северной Корее и Китае), то даже в этом случае, цели участвующих в нем соревновательные, только речь идет не о соревновании с соперниками, а о соревновании с самим собой, для улучшения своих личных качеств, с целью совершенствования себя.

Следует внести ясность и в понимании словосочетаний "спортивно-массовое мероприятие" и "спортивное мероприятие". Разница между ними лишь системе допуска к мероприятию. Спортивно-массовое мероприятие предполагает отсутствие ограничений для участия в нем в зависимости от:

- уровня спортивной подготовки, т.е. спортивной квалификации или спортивного разряда,

- предварительной системы спортивных соревнований с целью отбора (по определенным правилам) на обозначенное спортивно-массовое мероприятие.

При этом могут иметь место спортивно-массовые мероприятия для отдельных категорий граждан различающихся по возрасту, месту проживания, работы и т.д., но они не должны иметь ограничений связанных с уровнем подготовки и условиями предварительного отбора. Единственное ограничение – медицинские противопоказания. С другой стороны, как правило – все первенства и чемпионаты по видам спорта России и ее субъектов и тем более официальные международные чемпионаты и первенства не могут называться массовыми в связи с выше перечисленными ограничениями, хотя по количеству участников могут намного превышать массовые-спортивные мероприятия на уровне муниципалитета, города и т. д.

Смысл жесткого разделения мероприятий на спортивные и спортивно-массовые с точки зрения их проведения не играет большой роли. Отличия лишь в работе секретариата, мандатной комиссии и количестве обслуживающего персонала.

Таким образом, отказавшись от перечисленных выше словосочетаний в тексте Закона, а, в последствии, и в названиях спортивных организаций, спортивных обществ, названиях органов управления в сфере спорта позволит ускорить выработку правильных и эффективных управленческих решений созвучных произошедшим в обществе переменам и в целом поможет выработке государственной политики в сфере спора. Единый ежегодный календарь спортивных мероприятий будет состоять из одного понятного раздела – "Спортивные мероприятия". Сам же Закон уменьшится едва ли не на треть от своего объема и может стать действительно прикладным инструментом регулирования спорта России.

Читайте также: