Какой принцип положен в основу заглавия романа

Обновлено: 13.05.2024

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию. Истинный герой Шенграбенского сражения - артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.

Часть С

С1. Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: "Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем "реальный" видимый Тушин"?

Тема истинного героизма.

Тушин тотчас испуганно оглядывается, когда на него кричит штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать, Тушин не может без страха смотреть на начальника.

Толстой показывает противоречие между неказистой внешностью героя и силой его духа. Тушин и есть тот русский богатырь, которым сам он ощущает себя в бою.

Что же такое героизм и что такое мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной и робеющим перед начальством?

Ещё один вариант ответа.

С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской "мыслью народной"?

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Часть С

С1. На какие два "полюса" можно разделить героев романа "Война и мир" и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому "полюсу"?

С2. Объясните значение слов "война" и "мир" с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.

На мир таинственный духов,Над этой бездной безымянной,Покров наброшен златотканныйВысокой волею богов.День — сей блистательный покровДень, земнородных оживленье,Души болящей исцеленье,Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь;Пришла — и с мира роковогоТкань благодатную покроваСорвав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнаженаС своими страхами и мглами,И нет преград меж ей и нами -Вот отчего нам ночь страшна! 1839

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

С2. Почему жанр романа Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни.

Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550).

Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.

Эпопея. Признаки жанра.

1. В основе лежит важнейшее историческое событие, от которого зависит судьба целого народа (Отечественная война 1812 года).

2. Большое число действующих лиц различных сословий и классов.

3. Главный герой исторического романа - эпопеи – народ.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

С1. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить "странное" поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде?

Хозяин постоялого двора — Ферапонтов — в начале эпизода не чувствует общей опасности и не собирается никуда ехать и бросать имущество. Но вот он чувствует, что “решилась. Расея!”, и сам стал хватать мешки и выкидывать их на улицу. Общее чувство — чувство опасности для “роя”, народа как опасности себя рождается именно в этой сцене (гл. 4, ч. II). Здесь — начало народной войны.

С2. В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?

Более ничто не напоминало старику барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для Захара дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие.

Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно, и преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род.

Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею.

Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. Может быть, и бакенбардами своими он дорожил потому, что видел в детстве своем много старых слуг с этим старинным, аристократическим украшением.

В1. Определите жанр произведения.

В2. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует в данном фрагменте И.А.Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства?

В4. Каким термином принято обозначать лексику, находящуюся за пределами литературной нормы? ( «Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и,

В4. Просторечная лексика (просторечие)

- Отчего не переехать! Ты так легко судишь об этом! - говорил Обломов, оборачиваясь с креслами к Захару. - Да ты вникнул ли хорошенько, что значит переехать - а? Верно, не вникнул?

- И так не вникнул! - смиренно отвечал Захар, готовый во всем согласиться с барином, лишь бы не доводить дела до патетических сцен, которые были для него хуже горькой редьки.

- Не вникнул, так слушай, да и разбери, можно переезжать или нет. Что значит переехать? Это значит: барин уйди на целый день, да так одетый с утра и ходи.

- Что ж, хоть бы и уйти? - заметил Захар. - Отчего же и не отлучиться на целый день? Ведь нездорово сидеть дома. Вон вы какие нехорошие стали! Прежде вы были как огурчик, а теперь, как сидите, бог знает на что похожи. Походили бы по улицам, посмотрели бы на народ или на другое что.

- Полно вздор молоть, а слушай! - сказал Обломов. - Ходить по улицам!

- Да, право, - продолжал Захар с большим жаром. - Вон, говорят, какое-то неслыханное чудовище привезли: его бы поглядели. В тиатр или маскарад бы пошли, а тут бы без вас и переехали.

- Не болтай пустяков! Славно ты заботишься о барском покое! По-твоему, шатайся целый день - тебе нужды нет, что я пообедаю невесть где и как и не прилягу после обеда. Без меня они тут перевезут! Недогляди, так и перевезут - черепки. Знаю я, - с возрастающей убедительностью говорил Обломов, - что значит перевозка! Это значит ломка, шум; все вещи свалят в кучу на полу: тут и чемодан, и спинка дивана, и картины, и чубуки, и книги, и склянки какие-то, которых в другое время и не видать, а тут черт знает откуда возьмутся! Смотри за всем, чтоб не растеряли да не переломали. Половина тут, другая на возу или на новой квартире: захочется покурить, возьмешь трубку, а табак уже уехал. Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся - выпачкался; все в пыли; вымыться нечем, и ходи вон с этакими руками, как у тебя.

- У меня руки чисты, - заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук.

- Ну, уж не показывай только! - сказал Илья Ильич отворачиваясь. – А захочется пить, - продолжал Обломов, - взял графин, да стакана нет.

- Можно и из графина напиться! - добродушно прибавил Захар.

- Вот у вас все так: можно и не мести, и пыли не стирать, и ковров не выколачивать. А на новой квартире, - продолжал Илья Ильич, увлекаясь сам живо представившейся ему картиной переезда, - дня в три не разберутся, все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой. То, глядишь, ножка у кресла сломана, то стекло на картине разбито или диван в пятнах. Чего ни спросишь - нет, никто не знает - где, или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда.

В2. Укажите название города, в котором разворачиваются основные события романа.

В3. Данный фрагмент представляет собой разговор Обломова и Захара. Как называется такой обмен персонажей репликами в литературном произведении?

В7. Сюжетную основу приведённого эпизода составляет спор между Захаром и Обломовым. Как в художественном произведении называется такое столкновение взглядов, жизненных принципов и т.д.?

С1. В чём разница, а в чём, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща - все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

Дождь ли пойдет – какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека; а только перестанет – солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки: и вся страна опять улыбается счастьем в ответ солнцу.

Радостно приветствует дождь крестьянин: "Дождичек вымочит, солнышко высушит!" – говорит он, подставляя с наслаждением под теплый ливень лицо,

Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.

Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.

B1 К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого вы прочли?

B2 Из всех глав произведения (в тексте они пронумерованы) название имеет лишь та, из которой взят приведенный фрагмент. Запишите название этой главы.

B3 Как называется изображение природы в литературном произведении?

B4 Назовите возникший еще в античности литературный жанр, черты которого присутствуют в приведенном отрывке (и во всей главе в целом). Особенно о нем напоминают такие слова: «Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и

незаметную, сну подобную смерть”.

B5 Как называется перенесение черт живого существа, человека на неживые предметы и явления ( небо жмется к земле, чтобы “обнять ее покрепче, с любовью”; “солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля”; “вся страна опять улыбается счастьем в ответ” )?

B6 Дождь “запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека”; небо распростерлось над головой, “как родительская надежная кровля”; река “присмиреет, будто задумавшись”; солнце, уходя с неба, “как будто оборачивается назад”. Какой общий прием применен в этих примерах (отвечая, обратите внимание на союзы)?

B7 Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления ( веселые , улыбающиеся пезажи; благотворный дождь)?

C1 Как описание “благословенного уголка”, в котором прошло детство героя, помогает нам понять характер этого героя?

C2 Чем сон Обломова похож на сны других героев русской литературы и чем отличается от них (приведите один-два примера)?

Вопросы, предложенные ученикам, не столько сложны, сколько обширны – в этом и будет состоять основная трудность. Здесь надо суметь грамотно сузить тему. Проверяя работы и помня об этой трудности, отметим каждый найденный учениками удачный поворот или пример.

…Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая:

"Довольно? Нет, вот еще это", - и пела опять.

Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо.

И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы.

Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали

одинаковым трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаковым настроением.

Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.

Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг

остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он?

У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.

Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку.

- Что с вами? - спросила она. - Какое у вас лицо! Отчего?

Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы.

- Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, - глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку.

- Нет, я чувствую. не музыку. а. любовь! - тихо сказал Обломов.

Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть.

Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно - истина.

Он опомнился, взял шляпу и, не оглядываясь, выбежал из комнаты.

В1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и к которому относят творчество И.А.Гончарова.

В2. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности: «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг

сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как

будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять

В3. Как зовут героиню, в которую влюблён Обломов? (Назовите имя и фамилию персонажа)

В4. Из данного фрагмента выпишите эпитеты, которые употребляет автор, рассказывая о взгляде Обломова.

В4. Из данного фрагмента выпишите эпитеты, которые употребляет автор, рассказывая о взгляде Обломова.

В5. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом?

В6. Как в художественном произведении называется разговор двух (или боле) героев между собой?

В7. Какой тип конфликта положен в основу этого эпизода?

С1. В Чём разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?

В3. Ольга Ильинская

Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы. Так он и вошел к себе в комнату – и вдруг сияние исчезло и глаза в неприятном изумлении остановились неподвижно на одном месте: в его кресле сидел Тарантьев.

- Что это тебя не дождешься? Где ты шатаешься? - строго спросил Тарантьев, подавая ему свою мохнатую руку. - И твой старый чорт совсем от рук отбился: спрашиваю закусить - нету, водки - и той не дал.

- Я гулял здесь в роще, - небрежно сказал Обломов, еще не опомнясь от обиды, нанесенной появлением земляка, и в какую минуту!

Он забыл ту мрачную сферу, где долго жил, и отвык от ее удушливого воздуха.

- Что ж ты, земляк, не подумаешь взглянуть на квартиру? - спросил Тарантьев.

- Теперь это не нужно, - сказал Обломов, стараясь не глядеть на Тарантьева.

- Я. не перееду туда.

- Что-о? Как не переедешь? - грозно возразил Тарантьев. - Нанял, да не переедешь? А контракт?

- Ты уж и забыл? Ты на год контракт подписал. Подай восемьсот рублей ассигнациями, да и ступай куда хочешь. Четыре жильца смотрели, хотели нанять: всем отказали. Один нанимал на три года.

Обломов теперь только вспомнил, что в самый день переезда на дачу Тарантьев привез ему бумагу, а он второпях подписал, не читая.

"Ах, боже мой, что я наделал!" - думал он.

- Да мне не нужна квартира, - говорил Обломов, - я еду за границу.

- За границу! - перебил Тарантьев. - Это с этим немцем? Да где тебе, не поедешь!

- Отчего не поеду? У меня и паспорт есть: вот я покажу. И чемодан куплен.

- Не поедешь! - равнодушно повторил Тарантьев. - А ты вот лучше деньги-то за полгода вперед отдай.

- У меня нет денег.

- Где хочешь достань; брат кумы, Иван Матвеич, шутить не любит. Сейчас в управу подаст: не разделаешься. Да я свои заплатил, отдай мне.

- Ты где взял столько денег? - спросил Обломов.

- А тебе что за дело? Старый долг получил. Давай деньги! Я за тем приехал.

- Хорошо, я на днях приеду и передам квартиру другому, а теперь я тороплюсь.

Он начал застегивать сюртук.

- А какую тебе квартиру нужно? Лучше этой во всем городе не найдешь. Ведь ты ее видал? - сказал Тарантьев.

- И видеть не хочу, - отвечал Обломов, - зачем я туда перееду? Мне далеко.

- От чего? - грубо спросил Тарантьев.

Но Обломов не сказал, от чего.

- От центра, - прибавил он потом.

- От какого это центра? Зачем он тебе нужен? Лежать-то?

- Нет, уж я теперь не лежу.

В2. Обломов или Тарантьев окажется прав в споре по поводу переезда Обломова?

В3. Как называется форма речи, которая является основной в данном фрагменте?

В4. Выпишите из приведённого отрывка слово, которое характеризует состояние Обломова, когда он возвращался домой.

В5. Какое средство выразительности использует автор в первом абзаце фрагмента, помогающее передать внутреннее состояние героя?

В7. Как зовут немца, о котором говорит Тарантьев, когда Обломов ему сообщает, что собрался за границу?

С2. Кого из героев русской литературы вы можете назвать близкими по жизненным установкам Тарантьеву и почему?

Похожие документы:

И. А. Гончаров в высказываниях современников и критиков

Словарь по истории Отечества

Букинист Biblionne приветствует Вас и предлагает самые различные антикварные книги: от раритетов до недорогих изданий 30-х гг. XX в по истории России; наша от

Зачем и кому нужна эта книга 6 Василий Трофимович Нарежный 1780 1825 9

. Александрович Гончаров 1812 - 1891 148 Обыкновенная история Роман (1847) 148 Обломов Роман (1849 . Повесть (1858) 206 Дворянское гнездо Роман (1858) 208 Накануне Роман ( . калечащим судьбу родного сына. Воздушное создание превратилось в ханжу, лицемерку, .

Читайте также: