Кому русь выплачивала дань при олеге

Обновлено: 04.07.2024

"В лето 6392. Иде Олег на северяне, и победи северяны, и възложи на нь дань легьку, и не даст им козаром дани платити, рек: "Аз им противвен, а вам не чему".

В лето 6393. Посла къ радимечем, рька: "Кому дань даете?". Они же реша: "Козаром". И рече им Олег: "Не дайте козаром, но мне дайте". И въдаша Ольгови по щьлягу, яко же и козаром даяху"

Не правда ли, это вполне сопоставимо с действиями группы рэкетиров, устанавливающей свой контроль над новой территорией. Сходство таких явлений закрепляется даже лексикой, с помощью которой обозначается сама процедура взимания дани. Так, в легендарном рассказе о хазарской дани, которую выплатили поляне, читаем:

"и несоша козари [дань] ко князю своему и къ старейшиным своим, и реша ми: "Се, налезохом дань нову".(в оригинале вместо курсива - разрядка)

Так и просится сравнение с современным жаргонным "наехали". Не случайно существует теория, согласно которой государство появляется путем институализации рэкета (Ч. Тилли). Согласно этой теории, основными признаками государства являются монопольные права на применение насилия и налогообложение. Одновременно следует отметить, что сама категория "владения" теми или иными землями реально могла воплощаться только в запрете (или, напротив, в разрешении) на пользование благами, получаемыми с данной территории: вспомните приведенные выше слова князя Олега, обращенные к северянам и радимичам.

Взимание платежей с подвластных территорий существовало в форме дани и полюдья. Эти понятия в исторической литературе часто отождествляются. Вот что пишет А. А. Горский:

"Способом сбора дани было "полюдье" - круговой объезд князем и его дружиной подвластных земель. Константином Багрянородным… было рассказано о полюдье киевских князей первой половины X в… Б. А. Рыбаков провел детальное историко-географическое исследование полюдья, исходя из того, что оно было круговым объездом киевского князя и его дружины, охватывавшим территории "племенных союзов" древлян, дреговичей, кривичей и северян, в ходе которого в специальные пункты - "становиша" - свозится дань, собранная для Киева местными князьями. По-иному подошел к этому вопросу М. Б. Свердлов, обративший внимание на слова Константина о "прочих славянах" - данниках русой. По мнению М. Б. Свердлова, этими "прочими славянами" были словене новгородские, радимичи, уличи и тиверцы, а полюдье первой половины X в. было не объездом киевским князем и его дружиной нескольких "племенных союзов", а разъездом князя и его приближенных с дружинами по разным "племенным союзам", внутри каждого из которых один из киевских дружинных отрядов собирал дань".

Есть, однако, и иная точка зрения, разделяющая дань и полюдье как две различные формы получения средств к существованию княжеской дружины. Как считает И. Я. Фроянов,

"для нас не подлежит сомнению тот факт, что свободные общинники ("люди") данью не облагались. На них возлагали кормления, они платили виры, продажи и, разумеется, полюдье. Дань же собиралась с несвободных, в частности со смердов, не принадлежащих "к главенствующей общности". Летописное известие о купленных Андреем Боголюбским слободах "з даньми" является ярким подтверждением уплаты дани зависимым людом. О крайней степени зависимости (близкой к рабству либо рабской) населения слобод можно судить по тому, что эти слободы куплены".

Дань в таком случае действительно рассматривается как плата за несостоявшийся набег.

"Касаясь материальной грани данничества, - продолжает И. Я. Фроянов, - следует сказать, что дань, взимаемая с "приму-ченных" восточнославянских племен киевскими князьями в сообществе со своими дружинниками, выступала в качестве их заурядного корма, представляя, следовательно, потребительский интерес. В этом выражалась ее грабительская суть. Вместе с тем она была средством обогащения, приобретения сокровищ, которые имели прежде всего сакральное и престижное значение. Стало быть, за данью скрывались религиозные и этические побуждения, и с этой точки зрения она заключала в себе духовную ценность".

Характер, присущий данничеству в подобном понимании, по мнению Н. Я. Данилевского,

"происходит, когда народ, обращающий другой в свою зависимость, так отличен от него по народному или даже по породному характеру, по степени развития, образу жизни, что не может смешаться, слиться с обращаемым в зависимость, и, не желая даже расселиться по его земле, дабы лучше сохранить свои бытовые особенности, обращает его в рабство коллективное, оставляя при этом его внутреннюю жизнь более или менее свободною от своего влияния. Посему данничество и бывает в весьма различной степени тягостно. Россия под игом татар, славянские государства под игом Турции представляют примеры этой формы зависимости. Действие данничества на народное самосознание очевидно, равно как и то, что если продолжительность его не превосходит известной меры, - народы, ему подвергшиеся^ сохраняют всю способность к достижению гражданской свободы".

В отличие от него полюдье имеет совсем иной характер. По словам И. Я. Фроянова,

"… на Руси XII в. рядовые свободные люди составляли основную массу населения, находившегося с князьями преимущественно в отношениях сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения. В этих условиях полюдье являлось одним из вознаграждений князю за исполнение им общественнополезных функций и формой общения людей со своим правителем, которое было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада Руси XI–XII вв.".

Впрочем, пополнение княжеской "казны" - не единственная функция, которую выполняло полюдье. Мало того, возможно, она была и не самой важной. Зато к числу основных, исходных относят религиозно-коммуникативную - самую древнюю и первоначальную, по мнению И. Я. Фроянова, функцию полюдья. Позднее она была дополнена и постепенно вытеснена иными функциями. Ученый излагает свою версию того, как это происходило:

"Полюдье… теряло архаическое религиозное содержание за счет расширения экономических, социальных, политических и тому подобных начал, относящихся не столько к сфере сверхчувственного, сколько к прозе реальных земных дел. Оставаясь средством общения князя с населением, а также способом властвования, полюдье вместе с тем превращалось в княжеский сбор, приближающийся к налогу. Вот такое измененное временем полюдье и было включено в систему княжеского финансирования церкви, что произошло не ранее начала XII в.

Таким образом, древнерусское полюдье находилось не в статике, а в динамике, изменяясь на протяжении веков своего существования. Возникло оно с появлением постоянной должности князя, т. е. в эпоху подъема родоплеменного строя. Первоначально полюдье выполняло преимущественно религиозную функцию, обусловленную сакральной ролью вождя в восточнославянском обществе. Мало-помалу оно приобретало значение специальной платы князю за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего и внешнего мира. Постепенно в нем появились и крепли экономические, социальные и политические функции. Но все эти новые тенденции длительное время развивались под языческой религиозной оболочкой, принимая часто ритуально-обрядовую форму, В таком состоянии мы и застаем восточнославянское полюдье X в. И только позднее, где-то на рубеже XI–XII вв. "полюдный" сбор освобождается от языческого религиозного покрова, становясь неким подобием налога. И тем не менее какие-то элементы старого в нем, вероятно, продолжали жить.

Важно подчеркнуть, что во все времена основой полюдья являлись дары, или добровольные приношения. Полюдье возникло и развивалось вне рентных отношений, не имея никакой связи с феодальной эксплуатацией производителей".


Жена повелителя эльфов


Мир лишённый тайн


Карота Мудроты [18+]


Предначертанное (СИ)


Откриването на инсулин: Специално издание на столетието


Боль в твоей голове. Откуда она берется и как от нее избавиться


По-добре мъртви

Новые Комментарии

ukflbjkec

Вожди и разведка. От Ленина до Путина - Дамаскин Игорь Анатольевич

Как заказать икупить книгу. "Вожди и разведка.От Ленина до Путина" Дамаскин Игорь Анатольевич. У меня все книги этой тематики. А эту дала почитать и не вернули. Хочу иметь в своей библиотеке. Помогите,

Ее холодное пламя - Веймар Ника

LaraI63

Жестокий Отбор - Гринберга Оксана

Такое ощущенеие, что автор слишком любит "Голодные игры" и много что скопировала оттуда - типажи героев, сам отбор, антураж. Примерно на середине стало скучно - основной сюжет развивается слабо, погрязнув в

Александр Львов

Аутем. Книга 1 - Кронос Александр

за такую муть еще денег хотят

Жить и умереть в Париже - Лоули Надя

очень не удобно что нет памяти на остановке прочтения .Каждый раз начинается сначала. А книга очень хорошая и чтеца прекрасная

Восьмой Лист [litres] - Керн Максим Александрович

Автор привет.давай проду книна очень зацепила

SocialEX

Kujin Крыло отбрасывает тень - Оришин Вадим Александрович

Просто нет слов. Как можно настолько подробно, практически до мельчайших деятелей, прописать даже второстепенных персонажей? Прекрасные сюжетные качели, Ружья Чехова устроили перекрестный

Популярные Книги


Любовь начинается с боли


Джури козака Швайки


Архивариус


Мужчины с Марса, женщины с Венеры


Мы с истекшим сроком годности (СИ)


Сказка о самоубийстве


Великан на поляне или первые уроки экологической этики


Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера

Исторические любовные романы

Помогите пожалуйста вспомнить исторический любовный роман. Главные герои должны были пожениться. Но героиню обвинят в измене и они расстанутся. Потом герой узнаёт правду и шантажом заставит героиню

Скачивание книг

Lorochka

Помогите вспомнить сборник рассказов

Очень прошу, помогите вспомнить это был сборник рассказов писательницы, опубликованный в 80-гг 20 века, в одном из них главная героиня девушка Нина, очень скромная по характеру. Она помогает незнакомой

Саша Крылова

Помогите пожалуйста вспомнить книгу

Книга является романом, по сюжету рассказывает о девушке, которая вышла замуж не по любви, МВД часто избивал и дочь в связи с этим перестала разговаривать, пока главная героиня не встретила прекрасного

Налоговые системы появились еще в глубокой древности: когда одно племя покоряло другое, оно обкладывало его данью. Полюдье и есть способ сбора дани. Его установили в землях восточных славян в IX-XII веках.

Эту дань можно назвать первой попыткой молодого государства систематизировано взимать налоги с покоренных земель. Однако полноценно работающую систему сбора дани ввела только княгиня Ольга. До нее полюдье не было ничем нормировано.

сбор полюдья

Особенности системы

Современные историки ведут споры о том, в какой именно период истории Древнерусского государства возникло это явление. Некоторые считают, что своеобразная система сбора дани существовала еще до создания единого государства: племенные союзы постоянно воевали между собой, и победители обкладывали побежденных данью.

Однако несмотря на все споры официально версией считается та, которая говорит о введении полюдья князем Олегом.

древлянская дань

Связывали это с несколькими факторами:

  • При Олеге началось резкое расширение территорий Киевской Руси;
  • Покоренные территории обкладывались данью исключительно с целью прибыли: дань позволяла князю содержать двор и дружину;
  • Появление своеобразного налогового сбора есть не что иное, как свидетельство зарождения раннефеодального государства.

Дань собирали поздней осенью и зимой, когда крестьяне снимали урожай с полей и имели достаточно ресурсов, чтобы расплатиться с князем. Более того, князь с дружной нередко останавливалась на зимовье в одной из деревень своих подданных, до самой весны пребывая на их полном содержании.

История явления

Давайте подробнее рассмотрим вопрос о том, как собирали дань в Древней Руси.

Каждый год князь со своей дружиной объезжал подвластные территории. Точный период таких поездок – с ноября по апрель.

сбор полюдья

Что нам известно о полюдье из летописей и трактата?

  • С наступлением ноября, русский князь, возглавляя дружины, выезжал из Киева в объезд по деревням и поселениям покоренных племен.
  • К покоренным племенам, с которых собиралось полюдье, относились древляне, кривичи, дреговичи и другие восточнославянские племена, которые не сразу вошли в состав Киевской Руси.
  • Оставшись на зимовку в одном из племен, князь и его дружина оставались на полном обеспечении данников.
  • В апреле князь с дружиной возвращались в Киев, а уже оттуда, погрузив собранную дань на корабли, отправлялись в Византию, торговать. Ведь полюдье собиралось, в основном, вовсе не деньгами, а мехами, медом, воском, зерном – словом, теми припасами, которые можно было выгодно продать.
  • Дружина, сопровождавшая князя, была нужна не только для его охраны: если племя отказывалось выплачивать установленную дань, ее забирали силой.

Кстати, именно к введению полюдья принято возводить традицию кормления. Хозяин дома (в случае данников – все поселение), у которого останавливался гость, должен был кормить и поить его. Позднее такая форма древнейшего славянского гостеприимства трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Первая налоговая реформа

Разумеется, что обложенные данью племена были вовсе не рады такому стечению событий. Однако на протяжении нескольких десятилетий они терпеливо кормили своих князей и выплачивали дань.

После жестокой мести за мужа, княгиня Ольга, стала первой правительницей, проведшей налоговую реформу:

  • Теперь дань взималась не в каждой деревне, а в племенных центрах, на специально созданных пунктах сбора дани.
  • Получаемый налог переходил в руки княжеских наместников, откуда пересылался в Киев.
  • Под налоговой реформой прошла и административная: княгиня назначила специальных людей, которые занимались исключительно содержанием погостов, сбором дани, ее подсчетом и пересылкой в Киев.

Так было покончено с древней формой полюдья и кормлений, а размер налога был стандартизирован.

княгиня Ольга

Сбор полюдья значительно сократился во времена правления Святослава Игоревича, а после прихода к власти его сына, Владимира Красно Солнышко, прекратился вовсе. Последнее упоминание о сборе полюдья историки относят к 1190 году. До этого времени дань еще собиралась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако и здесь эта практика вскоре прекратилась.

Древнерусское государство, или Киевская Русь, образовалось на широких просторах Восточно-Европейской равнины, где в 9 веке проживало великое множество всевозможных восточнославянских союзов племён: именно они стали основой сформировавшихся спустя много столетий русского, белорусского и украинского народов. Помимо них на территории молодого государства находились представители финно-угорских народностей, а со стороны степи славяне соседствовали с кочевыми племенами сначала хазар, а затем и печенегов.


Расселение восточнославянских племён. Источник: Wikimedia Commons

Несмотря на то, что эти многочисленные славянские союзы племён во многом были похожи друг на друга, в их традициях и образе жизни до появления единого государства существовали и различия. Попробуем погрузиться в далёкие века и посмотреть на то, как жили словене и кривичи, древляне и северяне до вхождения в состав Киевской Руси.

Словене — предки новгородцев

Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.

От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.


Кривичи — древнерусские судостроители


Изображение Криве на Памятнике Свободы в Риге. Источник: Wikimedia Commons

Кривичи упоминаются и в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. Так, безилевс писал, что лодки, на которых славянские и варяжские дружины подходили к стенам Константинополя, были построены именно этими племенами. Русские же летописи связывали кривичей с полоцким княжеским домом, постоянно враждовавшим с киевскими и новгородскими князьями. Эти племена упоминаются в древнерусских исторических памятниках вплоть до середины 12 века.

Древляне — соперники полян

Этот племенной союз в политическом отношении был одним из самых сильных на территории будущего Древнерусского государства. Древляне обитали на Правобережье Днепра, южнее реки Припять, а их политическим центром являлся город Искоростень.

Древляне к моменту образования Киевской Руси не уступали своим соседям в политическом развитии — у них был свой князь и дружина. По некоторым данным, ещё до прихода на эту территорию Олега с войсками, князья из Искоростеня обложили данью даже полян.

Древляне признали верховенство Киева при Олеге и выплачивали дань. Они также участвовали в военных походах преемника Рюрика на Константинополь, что отразилось в византийских источниках. Однако, как только княжеская власть в Киеве ослабла — древляне попытались во главе с князем Малом освободиться от зависимости, но это выступление жестоко подавила вдова князя Игоря, Ольга. После этих событий древляне были окончательно интегрированы в Киевскую Русь.


Северяне — данники хазар


Височное кольцо — украшение, изготовленное северянами. Источник: Wikimedia Commons

До прихода Олега на эти территории северяне платили дань Хазарскому каганату. Олег освободил их от такой обузы и предложил свою защиту, причём обязательства перед Киевом, наложенные Олегом на северян, были значительно легче, чем аналогичные древлянские. Чуть позже княгиня Ольга распространила на этот племенной союз полюдье, однако, по всей видимости, активно в политическую жизнь пограничных племён не вмешивалась.

Поляне — предки киевлян


Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.

Вятичи — на фронтире славянского мира

Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулось на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян и долгое время находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие, в первую очередь, на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.


Радимичи — свободолюбивое племя

Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей. Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.


Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.

Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.

Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.

Читайте также: