Какой пример из названных иллюстрирует такое право человека как свобода совести

Обновлено: 04.07.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Для того чтобы понять важность ст. 28 Конституции Российской Федерации, нужно вначале понять смысл гарантируемых данной статьей свобод и их значение для социального, светского и демократического государства, коим и является Российская Федерация.

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.


По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.


В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия является светским государством, ни одно религиозное течение и направление не может быть государственным и обязательным, а любые религиозные организации равны в глазах закона. Как уже было сказано выше, светское государство – это одно из условий обеспечения свободного вероисповедания на территории страны.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, которое ставит своей целью достойное обеспечение жизни и свободное развитие человека. А такое развитие личности невозможно при насильственном насаждении какого-либо религиозного течения или его запрете.

Право выбора религии или мировоззренческой концепции закреплено в статье 28 Конституции Российской Федерации. В ней говорится о том, что на территории Российской Федерации каждому человеку гарантируется право на свободу совести и вероисповедания.

На основании этой статьи 26.09.1997 был принят Федеральный закон N 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях". Данный закон более полно раскрывает принципы, заложенные Конституцией, и устанавливает условия деятельности религиозных объединений. Целью закона является установление понимания, терпимости и уважения в вопросах веры и свободы совести, что является жизненно важным для многонационального и многоконфессионального населения России.

Подробное решение параграф § 9 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Котова О.А., Лискова Т.Е.

  • Гдз по Обществознанию за 8 класс можно найти тут

1. Раскрой смысл понятия.

Выбор моральный — акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (Намерение), предопределяющий содержание будущего практического действия. Наличие Выбора морального — отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом.

Моральный выбор — это выбор между правильным и неправильным, между добром и злом, часто в ущерб своим интересам, человек выбирает интересы общества. Например, бросаясь в огонь спасать ребёнка, человек рискует своей жизнью, но он сделал выбор.

2. Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.

Объясни с нравственной точки зрения поступки каждой из девушек.

Какой совет можно дать каждой из подруг?

Вика, настоящая подруга не стала заставлять подругу отказываться от мечты. Наташа, её тоже можно понять, она всё-таки много работала и очень хотела отдохнуть от работы. Наташе совет такой, что всё же надо спросить Вику не обидится ли она, что Наташа уедет без неё.

3. Прочитай текст и выполни задания.

(Т. В. Мишаткина, современный учёный)

1) Озаглавь текст.

Конфликт выбора и свобода.

Если человек сделает неверный выбор, то это может серьезно изменить его жизнь, даже сломать ее. Например, если человек выберет себе путь преступника, то он рано или поздно окажется в тюрьме. Человек так же может выбрать не ту профессию и всю жизнь заниматься тем, что ему не нравится. Этот выбор между можно и нельзя один из самых острых и коварных потому что эта проблема актуальна в наше время. Когда ты идешь к своей цели, многое тебя манит, но ты не прерываясь идешь к своей цели, а кто-то поддаётся соблазнам и делает ошибку в своей жизни.

Вообще выбор — это всегда очень сложно и выбрать то, что действительно нужно не всегда удаётся. С одной стороны, "можно" значит, что есть возможность сделать что-либо, ведь тебе это дозволено. С другой же стороны "нельзя" это запрет, но всегда найдутся соблазны, которые могут "перетянуть" сделать то, что "нельзя".

3) Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.

А) отсутствие свободы: молодому человеку 25 лет, но все его решения принимает мать.

Б) внутреннее принуждение, делающее человека не свободным - Человеку не нравится его работа, но он каждый день заставляет себя туда ходить.

В) свободный выбор - водитель сбил пешехода, и он будить отвечать за последующие действия.

Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми. Отсутствие возможности выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

В философии: Свобода — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий.

2) Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?

В любом возрасте у человека есть границы свободы. Будь то юридические или моральные, все равно.

Я думаю, что меняются. Например, нравственные, культурные. Маленький ребенок не понимает, что нельзя кричать или бегать, прыгать. Он свободен в выборе поведения. Взрослый уже не так свободен.

Да, меняются. Потому что с возрастом к человеку прибавляется большая ответственность. Младенец имеет право на жизнь, на родителей и т.п., но, как только он начинает расти, родители, в первую очередь, начинают потихоньку ограничивать его права т.к. он стал старше и должен быть более ответственным. С достижением шести лет, ребёнок получает право на совершение мелких сделок (ответственности стало больше). В общем, ребёнок имеет право на бесплатное обучение, на жизнь, на бесплатные услуги у врача и мн. др. С 14 лет ребёнок получает паспорт и становится гражданином своей страны. Это говорит о том, что он стал старше, у него больше ответственности за свои поступки и прав. Вывод: Чем человек становится старше, тем больше у них возникает прав и свобод.

3) В чём проявляется ответственность человека

а) перед самим собой: ты отвечаешь за свои поступки и слова. перед своим будущим, т.е. нужно проявлять себя в настоящее время, чтобы правильно поставить себя в будущем.

б) перед семьёй: главным образом ответственность перед семьей-это не заставлять волноваться близких, всегда помогать в трудную минуту, показывать, что они тебе нужны. защита (близких тебе людей), уважение, любовь, взаимоподдержка, помощь (в любую минуту), доверие.

в) перед обществом: ответственность человека перед обществом - это соблюдение законов Российской Федерации, обязанность не нарушать их, а соблюдать, быть готовым помочь обществу (занятие волонтёрством, благотворительностью).

Долгом властей было предупредить и эвакуировать население, однако, из-за отсутствия совести они этого не сделали. Ответственность за произошедшую катастрофу полностью лежит на властях.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

В современной жизни появляется всё больше развитых молодых людей, детей индиго и просто вундеркиндов, но откуда же все появляются? в нашем времени ускоряются все процессы образования и развития. если раньше люди были необразованные и учиться даже в школе обучаться языкам различным это был удел богатых. бедные, как правило, не имели такие возможности, но к счастью такие времена и настало время больших возможностей. но всё начинается именно с воспитания как будет воспитан ребёнок, от этого много зависит. чем нравственные родители, тем более правильно они воспитают своё чадо, дадут ему нужные знания при которых он не только в школе будет преуспевать, но и в жизни. на современного подростка также накладываются много обязанностей в основном это дела по дому, ну и уроки. на мой взгляд те обязанности которые есть у молодых людей, их не так много и за счёт этого есть время на учёбу и на дальнейшее развитие. но как бы не развивался, необходимо понимать, что главное не сколько он прочтёт книг, а как он воспользуется информацией и будет ли дальше также развиваться к сожалению ещё остро стоит вопрос того, что много бросают институты под возникшем искушением. и много людей просто напросто не работают там где почти что всю жизнь учились, но не смотря на это всё ещё много образованных и умных людей, на них и держится наша страна.

Ответ

Ответ

в период с 2001 по 2011 годы в казахстане произошло 5 мощных землетрясений, магнитуда которых превысила 6 . об этом сообщили в министерстве по чрезвычайным ситуациям рк.

декабрь 2003 года. в 310 км на юго-восток от г. алматы (сюмбинское) было зафиксировано землетрясение магнитудой 5,7. толчки ощущались в райымбекском районе алматинской области. на ограниченной территории в пределах эпицентральной зоны интенсивность его проявления на поверхности земли достигла 7 по шкале msk-64.

наиболее сильно пострадал населённый пункт сумбе, располагавшийся в 20 км от эпицентра землетрясения. были разрушены частные строения из самана. отдельные дома получили разрушения 4 степени в виде проломов в стенах и их отхода от потолка.

22 мая 2003 года. мощное землетрясение в 300 км от алматы интенсивностью в эпицентре 1=7-8 . повреждения получили 8600 зданий на территории площадью более 500 кв км.

в результате землетрясения погибли 3 человека (дети), 26 получили ранения, 20 820 человек остались без крова.

15 февраля 2005 года. в 360 км от алматы произошло землетрясение магнитудой 7-8 .

26 апреля 2008 года. в поселке рыбцех теректинского района западно-казахстанской области в результате землетрясения магнитудой 7, получили различные степени повреждения 432 и 123 жилых дома соответственно, а также ряд объектов социального назначения.

суммарный материальный ущерб превысил 670 млн тенге.

13 июня 2009 года. землетрясение интенсивностью 7 произошло в городе текели. в результате толчков саманные жилые дома повсеместно получили тяжёлые повреждения в виде глубоких больших сквозных трещин и частичное обрушение.

по заключению специально созданной комиссии, ущерб от землетрясения составил 400 млн тенге.

по данным мчс рк, к сейсмоопасным регионам относятся алматинская, восточно-казахстанская, жамбылская, южно-казахстанкая области, а также город алматы.

в настоящее время в сейсмоопасных регионах разработаны планы действий при угрозе и возникновении разрушительных землетрясений и утверждении соответствующими руководителями этих областей, а также решением правительства определена группировка сил и средств на проведение спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий разрушительного землетрясения.

Читайте также: