Кто осуществляет доставку иностранного гражданина подлежащего депортации в специальное учреждение

Обновлено: 04.07.2024

Маматов Максим Владимирович, кандидат юридических наук, заведующий отделом проблем участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Маслов Игорь Александрович, научный сотрудник отдела проблем участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

В статье представлены результаты анализа положений законодательства и правоприменительной практики по вопросу определения сроков и других параметров реализации такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение в целях исполнения наказания в виде принудительного административного выдворения. В качестве выводов авторы формулируют конкретные предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях.

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, миграция, выдворение, депортация, КоАП РФ, суд, правонарушения, права человека.

Duration of Detention of Foreign Citizens and Stateless Persons Subject to Administrative Deportation in Special Institutions

M.V. Mamatov, I.A. Maslov

Mamatov Maksim Vladimirovich, PhD in Law, Head of the Department for the Issues of Participation of the Prosecutor in Civil, Arbitration and Administrative Procedure, Research Institute of the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation.

Maslov Igor Aleksandrovich, Researcher of the Department for the Issues of Participation of the Prosecutor in Civil, Arbitration and Administrative Procedure, Research Institute of the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation.

This article presents the results of the analysis of legislation and practice on the duration and other measures when detaining a foreign citizen or stateless person for administrative violation in an institution for the purpose of compulsory administrative deportation. In conclusion, the authors formulate specific proposals on improvement of administrative offences legislation.

Key words: foreign citizens, stateless persons, migration, deportation, Administrative Offenses Code of the Russian Federation, court, offence, human rights.

Состояние функционирования правовых механизмов, призванных обеспечить удаление с территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы), совершивших административные правонарушения, сегодня все чаще находится в фокусе внимания институтов власти и гражданского общества, а также ученых. Причем среди наиболее дискуссионных вопросов - тема сроков содержания в специальных учреждениях иностранцев, подлежащих административному выдворению, по профилю которой Конституционный Суд РФ был вынужден неоднократно указывать на несовершенство правового регулирования, что, наконец, стало поводом для проработки в 2017 г. Правительством РФ вопроса о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) .

См.: п. 26 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год (утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.12.2016 N 2831-р).

Почти 20 лет назад судебный орган конституционного контроля, выражая негативное отношение к неопределенности сроков осуществления выдворения, апеллировал к ст. 22 Конституции РФ, где провозглашено право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1), указано, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, до вынесения которого срок задержания не может превышать 48 часов (ч. 2). Его аргументация была подкреплена также требованиями ст. ст. 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950), по общему смыслу которых ограничение права на свободу и личную неприкосновенность считается допустимым лишь на основе принципов правовой определенности и справедливости при соблюдении критериев необходимости и соразмерности .

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура".
См.: Тренина Д.В. Проблемы исполнения Россией постановлений Европейского суда в делах о выдаче и высылке // Международное правосудие. 2014. N 3. С. 63 - 78.

В последующем Конституционный Суд РФ неизменно придерживался правовой позиции, в соответствии с которой конституционные гарантии права каждого на свободу и личную неприкосновенность распространяются на все виды ограничений, если они влекут фактическое лишение свободы (например, как санкция за правонарушение, мера обеспечительного характера), в том числе в связи с привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений (Постановления от 16.06.2009 N 9-П, от 17.11.2016 N 25-П и др.). Разумеется, законодательство в таких случаях должно предусматривать эффективную защиту от неправомерного, необоснованного и несоразмерного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность, гарантированную иностранцам наравне с гражданами России.

В этой связи необходимо обратить внимание, что институт помещения (препровождения и содержания) в специальные учреждения, применяющийся в сфере миграционных отношений для обеспечения перемещения через Государственную границу РФ иностранцев, не имеющих оснований для законного пребывания в нашей стране, фактически по своим сущностным признакам является одной из форм лишения физической свободы.

Такое учреждение в соответствии с терминологией Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) - это специальное учреждение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранцев, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранцев, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству или принятых от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (абз. 20 п. 1 ст. 2).

Тем самым в действующем отраслевом законодательстве определен исчерпывающий перечень оснований для содержания иностранцев в этих учреждениях, но непосредственно КоАП РФ урегулировано лишь одно из них (хотя одновременно в ст. 18.18 и установлена ответственность за отдельные нарушения обязательных правил лицами, подлежащими административному выдворению, депортации или реадмиссии, при помещении в такие учреждения) .

Морозов Ю.В. Привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. N 5. С. 79 - 87.

Внесенными 06.12.2011 изменениями в КоАП РФ предусмотрена возможность помещения иностранцев, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в принудительной форме (далее - принудительное выдворение), в специальные учреждения, определенные Законом N 115-ФЗ, либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов, а также содержания их там. Согласно положениям ч. 5 ст. 3.10 и п. 12 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ применение этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в целях исполнения назначенного указанным лицам административного наказания в виде принудительного выдворения.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В статье 27.19 КоАП РФ определено, что помещение иностранцев в такие специальные учреждения включает в себя препровождение их туда и временное содержание там до принудительного выдворения (ч. 1), а основанием для применения этой обеспечительной меры является постановление судьи или решение соответствующего должностного лица пограничного органа, причем последние обладают указанными полномочиями лишь применительно к иностранцам, совершившим административное правонарушение в области защиты Государственной границы Российской Федерации, при их помещении в специально отведенное для этого помещение пограничного органа (ч. ч. 3 и 4) . Заметим, что практика свидетельствует о востребованности и активном применении данных мер (см. таблицу).

См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24 - 32: Постатейный научно-практический комментарий / Под общ. ред. Б.В. Россинского. М., 2015. С. 67 - 68.

Сведения о судебной практике привлечения в 2013 - 2016 гг. иностранцев к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, и помещения этих лиц в специальные учреждения

Подвергнуто наказанию иностранцев

Назначено выдворение (как основное и дополнительное наказание)

Рассмотрено ходатайство помещении в специальные учреждения иностранцев, подлежащих выдворению

доля от общего количества лиц, привлеченных к административной ответственности, %

Сколько времени по закону, могут держать человека в спец приёмнике при депортации.

Ответы на вопрос:

В данном случае

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 31.07.2016)

Статья 31. Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации

1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

2. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

3. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.

4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.

6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

На основании соответствующего мотивированного запроса территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции органы внутренних дел оказывают содействие в доставке и сопровождении иностранных граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

9.3. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя.

(п. 9.3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

9.4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

(п. 9.4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

10. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

(п. 10 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

11. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

(п. 11 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

12. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

(п. 12 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии определяется Правительством Российской Федерации.

Центр временного содержания иностранных граждан — что это?

Это специальное учреждение, находящееся в ведомстве МВД, предназначенное для содержания иностранцев и лиц без гражданства, в отношении которых судом было принято решение о принудительном выдворении, депортации или реадмиссии. Находящиеся здесь не отбывают наказание, а ждут исполнения решения суда по их делу и содержатся там до момента выдворения.

Правовой статус находящихся там людей не до конца ясен: они не являются арестованными, но при этом в их отношении применяется ограничение свободы передвижения, исключающее возможность самовольного оставления специального учреждения (статья 35.1 N 115-ФЗ).

Центры временного содержания функционируют в России с 2014 года. До этого иностранцы и апатриды, нарушившие миграционное законодательство, ждали выдворения в СИЗО, изоляторах временного содержания и спецприемниках, где помимо них находились и другие категории нарушителей закона.

Кто и почему туда попадает?

Также в центрах содержатся иностранцы и апатриды, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ и депортации. Чаще всего — это бывшие заключенные, отбывавшие наказание в российских тюрьмах. Их привозят сюда сразу после выхода из колонии.

Третья группа находящихся в центрах временного содержания — это иностранные граждане, ожидающие реадмиссии. Такое происходит с беженцами, которые не сразу приезжают в страну, где обратились за убежищем, а через третье государство, где тоже могли просить защиты, но не стали.

Прием и содержание иностранцев

Правила содержания иностранных граждан в специальных учреждениях прописаны в Постановлении Правительства РФ N1306:

Порядок приема

Прием иностранцев происходит на основании соответствующего решения суда, министра внутренних дел РФ или руководителя территориального органа МВД. При поступлении на каждого человека заводится личное дело. Все поступающие проходят личный досмотр и медицинскую проверку, у них снимают отпечатки пальцев и фотографируют. Документы, ценные вещи и деньги иностранце вправе (но не обязаны) передать на хранение администрации.

Телефон также передается на хранение администрации. В Правилах указано, что пользоваться им можно только в установленное распорядком для спецучреждения время. Однако сам распорядок в правилах не установлен и зависит от решений начальства каждого отдельного центра. Где-то иностранцам оставляют телефоны, а где-то выдают всего на 15 минут раз в пару дней.

Условия размещения

Иностранцы и апатриды размещаются в комнатах, где на каждого человека должно приходится 4,5 — 6 кв. метров. Каждому выделяется индивидуальное спальное место. Мужчин и женщин содержат раздельно. Однако разнополые члены семьи могут поселяться вместе (речь идет как о супругах и детях, так и о братьях, сестрах, бабушках и дедушках). Несовершеннолетние дети всегда помещаются вместе с родителями или другими близкими родственниками.

Находящиеся в центре обеспечиваются питанием, но нормативное меню не отличается изобилием. Например, туда вовсе не входят свежие фрукты.

меню центров временного содержания

Установленное меню центров временного содержания.

Права и обязанности

Нахождение в центре не должно нарушать прав и свобод, установленных законодательством РФ. Иностранцы имеют право на личную безопасность и вежливое обращение. Их не могут привлекать к трудовой деятельности, запрещать им совершать религиозные обряды, отказывать в питании, медицинской помощи и материально-бытовом обеспечении.

Находящимся здесь можно получать передачи, встречаться с родственниками, адвокатами и представителями правозащитных организаций (по согласованию с администрацией).

Содержащимся в центрах можно курить в специальных местах, но нельзя употреблять алкоголь. Прогулки разрешены в определенное время в закрытом дворе.

Иностранцы обязаны соблюдать режим учреждения, выполнять законные требования его сотрудников, не совершать действий, которые могут причинить вред/унизить достоинство других пребывающих и работников, не делать ничего, что угрожает собственному здоровью. Запрещено играть в азартные игры, держать животных, обменивать или продавать вещи, покидать территорию без сопровождения уполномоченного лица.

Сроки пребывания

В решении суда о принудительном административном выдворении не указываются сроки нахождения в ЦВСИГ. Исполнение постановления лежит на плечах судебных приставов, а у них, согласно Административному кодексу, есть 2 года на осуществление решения и закрытии дела. Дело может решится как за несколько месяцев, так и затянутся на пару лет. Такое часто случается с апатридами, которых непонятно куда выдворять, а также с теми иностранцами, родное государство которых не подтверждает их гражданство (например, такое происходит с жителями ДНР и ЛНР).

В случае с депортацией и реадмиссией, иностранцы помещаются в центры не более чем на 120 дней. По истечению этого срока эти люди должны быть либо вывезены из страны, либо должно быть принято решение о продлении срока пребывания в ЦВСИГ.

Советы: как выбраться из центра временного содержания

Нет единого решения для проблем всех тех, кто оказался в центрах временного содержания иностранных граждан. Однако есть ряд действий, которые лучше совершить всем, кто оказался в этой неприятной ситуации:

Пребывая на территории другого государства, человек должен понимать, что за некоторые нарушения он в любой момент может быть депортирован. Депортация из России также предполагается по закону, при этом подлежать этой малоприятной процедуре могут далеко не все иностранные граждане. О том, как происходит депортация, кого она ожидает, и кто не может быть отправлен в собственную страну, расскажут профессиональные юристы.

Депортация или выдворение из страны

Согласно правилам миграционной политики, гражданин, являющийся нерезидентом России, может быть выдворен или депортирован. Это два близких понятия, имеющих, тем не менее, существенные различия.

Таким образом, выдворение не всегда производится в связи с нарушением миграционных правил, а во втором случае – это обязательное условие. Стоит также знать, что страна, резидентом которой является нарушителем, обязана, согласно положениям Европейской конвенции по правам человека, принять его у себя на родине. Этот же документ определяет круг лиц, которые не могут быть депортированы.

Депортация за пределы России грозит только лицам, которые не являются гражданами страны, то есть ни при каких условиях не может быть депортирован россиянин.

Кто не может быть депортирован из России

Правила временного пребывания на территории Российской Федерации регламентирует 5-я статья ФЗ-№115 от 25.07.2002г., где четко указаны сроки пребывания нерезидентов страны на территории России. При этом иностранцы нередко сталкиваются с произволом чиновников, нарушающих их права. Согласно существующим правилам, иностранные граждане не могут быть депортированы:

  • если на их родине ведутся активные боевые действия, что представляет прямую угрозу его жизни
  • если иностранец обратился в миграционную службу с просьбой о предоставлении статуса беженца
  • если иностранец уже получил статус беженца, что также может стать следствием ведения в его стране боевых действий
  • иностранный гражданин запросил убежище по политическим мотивам
  • иностранец является сотрудником дипломатической миссии

Несмотря на ограничение круга лиц, которые могут быть выселены из страны временного проживания, в некоторых случаях на местах происходят перегибы. Это приводит к тому, что люди, бежавшие от вооруженного конфликта, как это сейчас происходит на Украине, или принимавшие в нем активное участие, высказываясь недовольством действием властей, депортируются, а по приезду на родину оказываются за решеткой. Есть, однако, и список нарушений, за которые депортация проводится исключительно на законных основаниях.

За какие нарушения могут депортировать из России

Согласно существующим правилам, иностранный гражданин, въезжая на территорию России, должен жить по ее правилам. Это означает, что они, как и граждане страны, должны подчиняться закону и соблюдать установленные правила пребывания. Соответственно, депортировать иностранца могут за следующие проступки:

  • проживание по поддельным паспортам или фиктивным документам, подтверждающим законность пребывания на территории РФ
  • серьезные нарушения российского законодательства, равно как и нарушение режима пребывания в стране
  • срок пребывания в стране завершен, и не может быть далее продлен
  • нелегальное пребывание на территории России
  • работа по трудовой визе

Каждый мигрант должен понимать, что государство в целях безопасности строго следит за выполнением им миграционных правил. Поэтому они должны своевременно покидать территорию Российской Федерации после окончания действия миграционной карты или трудового патента. Важно также не нарушать законы страны, за что также придется отвечать, а помимо депортации нарушители нередко платят большие штрафы.

Как происходит депортация

После принятия решения о депортации, нарушителю посылается специальное уведомление Управления ФМС, после чего гражданин обязан покинуть страну. На это после окончания легального срока нахождения в стране ему отводится 3 дня. При необходимости депортируемого помещают в специальное учреждение, где он и ожидает отправки на родину. В случае несогласия с решением миграционной службы, у него есть 10 дней на обжалование этого решения, но при наличии уведомления и строго в установленный срок.

Некоторые отличия в депортации есть для граждан, имеющих в России вид на жительство (ВНЖ). Они обязаны после аннулирования статуса покинуть территорию Российской Федерации за 5 дней. В случае аннулирования статуса ВНЖ, сотрудниками ФМС высылается специальный документ, в котором нарушителю указывается на факт, что он не может больше претендовать на ВНЖ. В этом случае на отъезд из России отводится 15 дней.

Кто оплачивает депортацию

Для отправки человека на родину требуются определенные финансовые затраты, а речь идет в большинстве случаев о транспортных расходах. Встает логичный вопрос: кто оплачивает отправку нарушителя домой. Юристы говорят, что депортация может быть проведена полностью за счет депортируемого, с привлечением средств лица, его пригласившего, или за счет дипломатического ведомства государства, в котором проживает нарушитель. В случае если ни один из трех вариантов невозможен, депортация может проводиться за счет российского бюджета.

Когда может быть отменена процедура

Как показывает юридическая практика, депортация из России – это еще не окончательный приговор. В некоторых случаях она может быть снята. Это касается граждан, имеющих родственников в РФ, а также случаев, когда гражданин успел продлить визу или получил статус ВНЖ. Не могут быть депортированы также лица, состоящие в законном браке с гражданином/гражданкой РФ, а также в случае необходимости прохождения экстренного лечения. Депортация может быть снята также с обладателей трудового патента и студентов российских ВУЗов.

Консультация юриста по вопросам депортации из территории России доступна на сайте

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки в профиле)

Депортация иностранных граждан из России: причины и порядок

Если физическое лицо превысило срок пребывания в стране, оно должно покинуть страну в течении 3 дней. Если по какой-либо из причин документы, которые легализируют пребывание мигранта в стране аннулированы, гражданин должен выехать за пределы России не позже, чем через 15 дней.

Причины и основания для депортации иностранного гражданина из РФ

Причины и основания для депортации иностранного гражданина из РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право находится в Российской Федерации на основании постановки на миграционный учет, полученному РВП или ВНЖ. Каждый из статусов позволяет находиться в стране определенное количество времени. ВНЖ сейчас выдается бессрочно, но, если не соблюдать законодательство России, нарушать установленное правило, вид на жительство может также быть аннулирован.

Законом обозначены категории граждан, не имеющие право дальнейшего проживания в РФ:

  • лицо, не имеющее подтверждение регистрации;
  • нелегально пересекшие границу;
  • иностранцы, после аннулирования документов;
  • преступники, которые совершили тяжелое преступление, после отбывания срока тюремного заключения, подлежат выдворению; ;
  • предоставившие фальшивые сведения, поддельные документы;
  • сменившие место проживания, но не уведомившие об этом соответствующие органы;
  • граждане, которых ранее выдворяли со страны и срок действия запрета еще не закончился;
  • занимающиеся незаконной трудовой деятельностью.

Хуже дело обстоит с лицами без гражданства. Чаще всего основанием признания лица без гражданства является совершение преступления. Установить гражданство часто невозможно, поэтому депортация заменяется бессрочным заключением.

Кого нельзя депортировать из РФ?

Кого нельзя депортировать из РФ?

Граждан России нельзя депортировать из РФ.

Прежде всего стоит отметить, что ни в коем случае не подвергаются депортации лица, имеющие российское гражданство, даже если оно недавно получено. Также по международному праву не подвергаются принудительному или добровольному выдворению следующие категории иностранных граждан или лиц без гражданства:

  • представители национальных меньшинств или народностей, если депортация может рассматриваться, как нарушение их прав;
  • граждане, получившие статус беженцев;
  • мигранты, если на территории их стран ведутся военные действия;
  • получившие политическое убежище;
  • переселенцы, в том числе и вынужденные, а также иностранные граждане, чьи документы для участия в Государственной программе переселения находятся на рассмотрении.

Окончательное решение о высылке иностранных граждан за пределы РФ принимается на государственном уровне.

Как происходит депортация иностранцев из России?

Как происходит депортация иностранцев из России?

Процесс депортации начинается с того момента, когда миграционными или правоохранительными органами обнаруживается нарушение правил, законопорядка, просроченные, фальшивые документы и пр. Иностранный гражданин получает письменное уведомление по адресу временной регистрации, а также предложение добровольно покинуть территорию страны в течении установленного времени.

При отказе от добровольного выезда или злостных нарушений миграционных правил, мигрант определяется принудительно в спецучреждение для лиц, которые подлежат депортации. Иностранцы обеспечиваются горячим питанием и медицинской помощью.

В миграционной карте и паспорте гражданина проставляются штампы о запрете в дальнейшем въезда в Россию. На таможне мигрант получает письменное уведомление о том, что он будет нести уголовную ответственность при незаконном пересечении границы.

Если иностранный гражданин совершил преступление в России, он депортируется со страны после отбывания наказания. Решение о депортации приходит на адрес пенитенциарного учреждения. Депортация иностранных граждан производится под конвоем после отбытия тюремного срока.

Если мигрант совершает административные правонарушения, и за это полагается штраф, он должен его оплатить до выезда из страны.

Можно ли обжаловать решение о депортации из России?

Можно ли обжаловать решение о депортации из России?

Каждый иностранец имеет право обжаловать принятое решение. Сделать это можно в судебном и досудебном порядке. Обжалование можно осуществлять в течении трех месяцев со дня получения решения о депортации.

При решении дела в досудебном порядке необходимо подать заявление должностному лицу миграционных органов. Вместе с ним необходимо документально подтвердить факты, которые могут стать основанием для отмены ранее принятого решения. К ним относят:

  • близкие родственники, супруг, дети, которые являются гражданами России;
  • необходимость прохождения срочного лечения;
  • учеба в ВУЗ или прочих учебных заведениях страны.

Это только основные из них, могут быть и другие, значимые причины, которые требуют пребывания иностранного гражданина в России.

Составлять обжалование нужно с указанием личных данных и максимально подавать сведения, аргументировать основания. Если, к примеру, мигрант имеет семью с российским гражданством, необходимо предоставить свидетельство о браке, документы супруга, детей.

Постановление о депортации выглядит следующим образом:

Решение о депортации иностранного гражданина из России

Если по решению суда депортация иностранных граждан не отменена, они имеют право подать апелляцию в вышестоящий судебный орган. Обращаться лучше в тот же день, когда решение получено, предельный срок – 30 рабочих дней. Подавать апелляционную жалобу можно лично в канцелярию суда или заказным письмом.

Важно! Если пересмотр вашего дела ни к чему не привел, и вас все равно решено депортировать, направьте электронный запрос в миграционное отделение ГУВД, чтобы уточнить срок действия запрета на въезд в РФ.

Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.

Читайте также: