Как беккариа трактовал право

Обновлено: 28.06.2024

инквизиционного процесса в эпохе суеверий и религиозной нетерпимости.

Выдающиеся умы того времени, проникнутые верой в прогресс и

человечество, стремились не создать систему уже существующего права, а,

напротив, разрушить все уже созданное, чтобы на его месте воздвигнуть

Логично было бы предположить, что критическая литература того

времени будет состоять из множества листов и брошюр, но тем удивительнее

появление именно в этот период исследования, заложившего основу для

дальнейшего развития науки уголовного права. Чезаре Беккариа в своей

работе выступал критиком существовавших уголовных и процессуальных

законов, горячо протестовал против злоупотреблений судебной практики и

застарелости законодательных определений. Труд «О преступлениях и

уголовной литературе; но не в общественном сознании: книга получила

широкое распространение в Италии и сразу после выхода была переведена на

другие языки, причем во Франции аббат Морелле не только перевел, но и

значительно переделал ее внешний порядок, так что его переделка была

“ …Следует сказать несколько слов о пытке… Это весьма странный

способ допрашивать людей. …Такое ощущение, что эта часть нашего

законодательства была введена уличными разбойниками. В ходу еще такие

приемы, как зажатие пальцев в тиски, поджаривание ступней и другие

способы допроса с применением пыток. …Действительно, нет страны, более

жестокой, чем Франция. …Горе государству, которое, будучи

цивилизованным уже долгое время, все еще руководствуется древними

Эти ироничные и колкие слова нашли свое место в “Философском

Словаре”, составленном Франсуа Мари Аруэ, более известным как Вольтер,

неутомимым вдохновителем целой плеяды философов эпохи Просвещения, в

их числе известный итальянский ученый Чезаре Беккариа.

Эпоха Просвещения в корне изменила течение мысли и направление

культурного развития Европы. Новая концепция человека, понимаемого как

существо ведомое разумом, рассеивающим вековые предрассудки, создала

общий идейный фундамент европейского просветительства. Отличия же,

впрочем, вполне естественные, были обусловлены разнообразием

политической панорамы того времени. Всеобщее равенство; вера в

возможность такой реструктуризации общества, которая привела бы к

устранению зла в любых его проявлениях; отказ от традиции; терпимость в

вопросах веры и свобода интеллектуальных изысканий, вкупе со свободой

слова, – все это общие мотивы, характерные для культуры Просвещения в

Разгоревшаяся во Франции и Англии философская полемика затронула

в первую очередь политическую и религиозную темы, что привело к полному

пересмотру накопленного веками наследия мысли. В Италии, где из-за

консервативности политики местных правителей и проведения католической

контрреформации, пыл Просвещения разгорелся с некоторым запозданием,

процесс культурного обновления был отмечен особым интересом к

экономической и судебной проблематике. Определенный оптимизм охватил

наиболее просвещенные умы при виде попыток проведения реформ рядом

правителей Апеннинского полуострова, как, к примеру, в Ломбардии. Как

следствие, культурные дебаты в Италии, по сравнению с ситуацией по ту

сторону Альп, носили менее теоретический характер, что, правда, не

вылилось, за редким исключением, практически ни в одну сколько-нибудь

серьезную идеологическую разработку. Одним из исключений являются

фундаментальные исследования ломбардского маркиза Чезаре Беккариа.

Распространение идей английских и французских просветителей

рассеяло царившую в Милане атмосферу дремоты. Во второй половине XVIII

века монархия династии Габсбургов приступила с осуществлению

административной реорганизации страны, основанной не на холодном

расчете интересов государства, а на принципах защиты благосостояния

верноподданных граждан. На этом благоприятном фоне новаторских

брожений идеи Просвещения с легкостью укоренились в среде ломбардского

дворянства, молодые представители которого считали уже для себя

невыносимой узду, накладываемую на них ретроградной традицией.

Увлеченные новыми идеалами души, они почувствовали непреодолимую

необходимость взвесить все аспекты общества, от экономики до образования,

с тем, чтобы найти конкретные возможности избавления от всех зол,

В авторскую группу журнала входили наиболее живые умы

ломбардской аристократии: Пьетро и Алессандро Верри, Луиджи

Ламбертенги, Альфонсо Лонго, Джузеппе Висконти. Все они были

очарованы новыми мифами века – идеями равенства, свободы и

справедливости, и все единодушно чувствовали необходимость перехода к

Наибольшее внимание привлекала уголовно-процессуальная система

той эпохи. Необходимо было воскресить в памяти содержание нескончаемых

дискуссий по данному вопросу, привести их в порядок и представить

вниманию общественности, расшевелив таким образом общественное

самосознание. Никто другой, как Чезаре Беккариа, не подходил лучше на

роль голоса общественного протеста, никто лучше него не был в состоянии

выступить с критикой практиковавшегося тогда судопроизводства. Так

возник труд “О преступлениях и наказаниях”, опубликованный в 1764 году.

С первых его страниц становится очевидно, что автор глубоко сопереживает

чужим страданиям; бросаются в глаза естественный ужас перед лицом

насилия и абсолютная вера в священность человеческой природы, чье

достоинство не должно быть ни в коем случае унижено. В основном

рассуждения Беккариа сфокусированы на двух центральных для него темах:

пытках, которые до того момента считались законным способом выяснения

истины, и смертной казни; полная бесполезность как первых, так и второй

Книга сразу же вызвала резкие нападки консервативных религиозных и

политических кругов, но была встречена с огромным энтузиазмом в

“республике просвещения”: труд Беккариа, переведенный на французский и

английский языки, мгновенно распространился по всей Европе.

Успех книги отозвался эхом даже в России при дворе Екатерины II,

которая, как известно, была знатоком и почитателем трудов французских

матушку по новому пути европейских стран-реформаторов. Затеи эти, за

небольшим исключением, так и не были реализованы. Но для модернизации

империи ей были необходимы стоящие помощники, способные поддержать

советом и делом. С этой целью императрица пригласила в Россию Беккариа,

чьими идеями в значительной мере вдохновлен составленный ей

собственноручно в 1767 году “Наказ”, в котором формулировались

принципы правовой политики и правовой системы. В “Наказе” были

изложены предписания Комиссии по подготовке проекта нового Уложения,

которые должны были лечь в основу нового кодекса законов и, в частности,

Беккариа отказался от монаршего приглашения, но, несмотря на это,

его звезда не закатилась в этих далеких землях. Впоследствии его идеи все

Чезаре Беккария (Cesare Beccaria) - родился в Милане 15 марта 1738 г.,

по праву первородства наследовал титул маркиза Бенесано, учился в

университете в Павии, где в 1758 г. получил степень доктора прав. В то

время Италия представляла ряд мелких государств, раболепно заискивавших

перед иностранными правительствами. При полном отсутствии

политической независимости умственная жизнь страны находилась в

совершенном застое. Родина Беккариа подпала под власть Австрии и, по

словам самого писателя, в Милане при населении в 120000 жителей едва ли

можно было найти 20 человек, ценивших просвещение. При всеобщей

апатии, при склонности к спокойствию самого Беккариа и при его

недоверчивости к собственным силам он едва ли выступил бы на

литературное поприще, если бы не нашел глубокого сочувствия и поддержки

в тесном кружке просвещенных людей, который под названием "Il Caffé "

(кофейного) сгруппировался в Милане вокруг братьев Верри. Кружок этот

горячо интересовался всеми вопросами своего бурного времени и даже

издавал журнал, который, под тем же названием "Il Caffé ", печатался в

Брешии, так как сотрудники (в числе их был и Беккариа) избегали местной

цензуры и тщательно скрывали свои имена. Журнал просуществовал два года

(с июня 1764 по июнь 1766) и обратил на себя внимание за границей. В то

время Вольтер и энциклопедисты во Франции выдвинули в печати на первый

план вопросы о веротерпимости и об отмене пытки. Процесс Жана Калласа в

Тулузе (1762), увековеченный защитой Вольтера, поднял все литературные

силы против изуверства и уголовных законов, которые его поддерживали. По

плану энциклопедистов атака должна была открыться сразу и по

возможности во всех пунктах Европы. Миланский кружок получил

приглашение принять участие в предполагаемом походе, и по единодушному

решению его членов 25-летний Чезаре должен был написать сочинение о

преступлениях и наказаниях. Через 10 месяцев труд был доведен до конца, и

10 апр. 1764 г. рукопись сочинения "Dei delitti e delle penne" была отправлена

для напечатания в типографию Обера в Ливорно, так как в Тоскане была при

Леопольде почти полная свобода печати. Первое издание вышло в свет в

августе 1764 г. без обозначения места печати и имени автора. Оно быстро

разошлось в Италии. Опасаясь преследований, от которых его спасли только

общественное мнение и покровительство миланского наместника, Беккариа

некоторые мысли старался излагать туманно. Тем не менее смелость и сила

его речи вызвали всеобщее удивление. В первые же два года по своем

издании книга Беккариа появилась на французском, немецком, английском и

голландском языках. Из этих переводов особенно замечателен французский

перевод аббата Морелле (Париж, 1766), который придал трактату итальянца

другой порядок изложения, принятый впоследствии и самим Беккариа в

дальнейших изданиях своей книги. При общераспространенности франц.

языка перевод Морелле распространил идеи итальянского просвещения по

всей Европе. Впечатление, произведенное трактатом, было громадно; для

современников он обладал чарующей силой. Они называли идеи Беккариа

откровением свыше и пророчеством будущего. Энциклопедисты величали

автора новым Ликургом, единственным законодателем своего времени;

Дидро, Вольтер, Гельвеций спешили к трактату Беккариа присоединить свои

примечания и комментарии. На книгу, как на новый закон, ссылались даже в

уголовных судах в Австрии, в Германии и в особенности во Франции, чтобы

смягчить жестокость приговоров. Екатерина II вызвала автора в Россию, и он

даже решился ехать, но д'Аламберт был против этой поездки; ее не

допустило и австрийское правительство, учредив для Беккариа в 1769 г.

кафедру политической экономии в Милане, где он и умер 28 ноября 1794 г.

В теории Беккариа заметны следы идей Греция и Гоббса. Но

наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение. Он с

большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Руссо и других

просветителях, точно так же как многие из них высоко оценили его книгу “О

Просвещение всегда было, есть и будет важнейшей ступенью в культурном развитии любой страны. Ещё в XVII веке применялась смертная казнь, например, за колдовство – бездоказательное деяние. Просто потому, что пересматривать систему уголовного права никто и не думал. Ведь всегда проще действовать по налаженной схеме, не так ли?

История 18 века играет важнейшую роль в развитии уголовного права и судебного процесса. В эти годы взгляды на преступления и наказания, устанавливающиеся столетиями, подверглись жёсткой реформации. Устаревшие теории о необходимости сурового возмездия даже за лёгкие правонарушения стали казаться бессмысленными.

Здесь нужно отдать должное человеку, написавшему целую книгу о неразумности существующей уголовной системы, подвергнув жёсткой критике действия правоохранительных органов и методы работы инквизиции. Это итальянский мыслитель, имя которого – Чезаре Беккариа. В возрасте 25 лет он написал трактат, заставивший переосмыслить истинное значение преступления и наказания.

Чезаре Беккариа

Кто такой Беккариа?

В своей книге деятель Просвещения не просто рассуждал о несправедливости наказания, произволе феодального правосудия и нерациональной жестокости в судебной практике. Беккариа обосновывал каждое слово и всячески доказывал, почему такие меры неприемлемы. Он призывал заняться искоренением феодальных порядков, в частности, отменить пытки, так как в данном случае, скорее, невиновный согласится с инкриминируемыми ему деяниями, чем закоренелый бандит.

Вместо жестоких судебных порядков и произвола, Чезаре Беккариа не просто предложил гуманные и справедливые меры рассмотрения преступления и назначения наказания. Изложенные им принципы представляли уголовное законодательство наиболее рациональным. Беккариа считал, что только после отмены привилегий дворянства и духовенства, когда все люди будут равны перед законом, а также методом сокращения уголовных репрессий, исключив наказания за колдовство, ересь и подобное, можно будет добиться эффективного судопроизводства.

История 18 века

Влияние трактата на уголовную политику

Книга оказала большое влияние на судебно-правовую систему. Идеи молодого гуманиста перевернули мышление европейского сообщества в XVIII веке и вот уже на протяжении более 200 лет являются идеологическими в области построения уголовной политики.

Несложно догадаться, что после выхода в свет данной книги поднялся шум. Сторонники старых судебных порядков были категорически против преобразований системы уголовного наказания. Но именно шумиха обратила внимание Европы на изданный трактат. У Чезаре Беккариа были как союзники, так и противники, всячески доказывавшие невозможность применения нового режима в реальности.

Спор продолжался долго, и только трезвая оценка криминалистов помогла установить истинную ценность трактата. Учёные признали его мощнейшим рычагом, сдвинувшим с места изжившее себя старое уголовное законодательство, взамен начав закладывать фундамент нового. Чезаре Беккариа перевернул понимание как о преступлениях, так и наказаниях, как о судебном процессе, так и о досудебной практике.

Отмена смертной казни

Криминологические идеи

Второй важный момент – одно наказание не может применяться за два абсолютно разных преступления. Целью является не кара или месть, а искупление вины. В продолжении автор приводит классификацию преступлений, начиная с тяжёлых, заканчивая лёгкими.

Его криминологические идеи также выражались в следующем:

  1. Преступление гораздо важнее предотвратить. Беккариа предлагал серьёзно заниматься просветительством и воспитывать в людях уважение к закону.
  2. В досудебной практике не должно применяться насилие. Пытки влекут за собой признание вины невиновным, следовательно, настоящий преступник остаётся безнаказанным.
  3. Доказательная база. Здесь особенное внимание уделяется свидетельским показаниям, которые могут давать все вменяемые люди. Степень правдивости определяется методом оценки выгоды говорить правду или ложь.
  4. Суд присяжных. Именно Чезаре Беккариа выдвинул идею о привлечении заседателей из числа простых граждан, считая открытые заседания гарантией справедливого вердикта.

Чезаре Беккариа

О смертной казни

Отдельное внимание уделяется отмене смертной казни. Беккариа считал её неправомерной, так как происходит борьба общества с человеком, когда толпа по каким-то своим причинам считает уничтожение второго полезным и необходимым. А это неправильно.

Смертная казнь в понимании Чезаре является мощным потрясением для психики человека, но мимолётным. Гораздо поучительнее суровости – продолжительность. Только когда человек лишается свободы и превращается в рабочее животное, трудом искупая свою вину перед обществом, можно удержать других от совершения преступлений.

Отмена смертной казни и замена её пожизненным заключением – вот что действительно впечатляет. Ни один человек, будучи в здравом уме, не пойдёт на полную и вечную потерю свободы, какие бы блага ему ни предлагали взамен. Боязнь провести жизнь за решёткой удержит от совершения преступления даже самого решительного человека.

Криминологические идеи

В заключение

Беккариа добрался до сущности преступлений, обосновал важность соразмерности совершённого деяния и наказания за него, необходимость отказа от пыток и смертной казни. Великий деятель Просвещения, он сделал уголовное наказание справедливым, а его учения легли в основу криминологических теорий в уголовных кодексах многих стран мира.


Екатерина II в образе законодательницы России. Гравюра Елисея Кошкина по оригиналу Михаила Козловского. 1793 год © ГМИИ им. А. С. Пушкина

Первое издание книги Беккариа вышло в 1764 году, когда автору было 26 лет. Уже один тот факт, что спустя всего два года с небольшим русская императрица использовала ее, готовя реформы в своем обширном государстве, свидетельствует о том, какой силой обладала эта книга и как быстро она приобрела огромную популярность во всей Европе. Да и не только в Европе: американские просветители, будущие отцы-основатели США, тоже были внимательными читателями Беккариа и спустя два десятилетия использовали многие его идеи при составлении первых законов нового государства.

Екатерина даже звала Беккариа в Россию, но тот не поехал, предпочтя внешне скучную жизнь в своем родном Милане. Он был человек нервозный, чувствительный, привязанный к своей семье и друзьям по просветительскому кружку. Беккариа преподавал экономику, занимал важные посты в Высшем экономическом совете Ломбардии и в казначействе.

Итак, что же за идеи изложил Чезаре Беккариа в своей небольшой книжке?


Принцип справедливости

Еще одна мысль Беккариа относительно принципа справедливости ныне признается фундаментальной в большинстве мировых юридических систем: неотвратимость и скорость наказания больше способствует предотвращению преступлений, чем его жестокость.


Принцип законности


Принцип гуманности

Особое место в юридической философии Беккариа занимает вопрос о пытках. Он категорически настаивает на том, что от них следует отказаться.

К моменту выхода книги Беккариа пытки были официально отменены лишь в одной континентальной европейской стране — Пруссии (это был первый официальный указ короля-просветителя Фридриха II после восшествия на престол в 1740 году). Их повсеместное применение часто обосновывалось авторитетом Бенедикта Карпцова — крупнейшего немецкого юриста XVII века и отчаянного религиозного фанатика, считавшего всякое преступление восстанием против Бога и установленного Им миропорядка. Основывая свою юридическую философию не на Библии, а на общественном договоре, Беккариа каждой буквой в своей книге критиковал витийства Карпцова, глубоко укорененные в европейском праве его времени.


Принцип равенства перед законом


Суд присяжных


Отмена смертной казни

Беккариа в своих рассуждениях то и дело ссылается на исторический опыт. Любопытно, что единственный раз он упоминает о России именно в главе о смертной казни: он ставит в пример всем прочим государям императрицу Елизавету Петровну, которая пообещала никого не казнить в свое царствование С 1741 по 1761 год. — и сдержала обещание (правда, формальной окончательной отмены смертной казни это не означало и после Елизаветы казни в Россию вернулись).


Различие предварительного задержания и тюремного заключения

Беккариа в своих рассуждениях о заключении под стражу идет еще дальше:

В этом уже узнается современное различение общего и строгого режимов содержания под стражей. Для XVIII века это была идея утопическая: такого разнообразия тюрем Европа тогда не знала.

Беккариа проповедовал простоту, ясность и рамочный характер законов в противоположность запутанности и мелочной регламентации, характерной для прежней юриспруденции. Он подчеркивал:

Еще при жизни Беккариа увидел реализацию многих своих идей. В частности, в 1786 году Великое герцогство Тосканское стало первым в мире государством, полностью отменившим смертную казнь, причем герцог Петр Леопольд I обосновывал это решение аргументами, предложенными Беккариа. Во многих европейских странах не без влияния его книги стали отменять пытки (в Дании — в 1770 году, в России — в 1774-м, в Австрии и Польше — в 1776-м). В первом пакете поправок к Конституции США (Билль о правах, принят в 1791 году) и в законах революционной Франции тоже были узнаваемы многие беккарианские принципы. В России же они в XVIII веке так и не нашли практического воплощения: затея Екатерины II с Уложенной комиссией провалилась. И тем не менее беккарианская философия права пустила у нас глубокие корни. То, что критиковал Беккариа в современных ему западноевропейских законах, так или иначе проявлялось и в законах русских.

Беккариа умер в 1794 году, на 57-м году жизни. Ныне он считается основателем криминологии и пенологии — юридических наук о преступлениях и наказаниях, о причинах преступности и способах борьбы с нею.

Сообщество Империал: Как правовые взгляды Чезаре Беккариа повлияли на уголовное право России - Сообщество Империал

Как правовые взгляды Чезаре Беккариа повлияли на уголовное право России

Imperial

Как победить преступность
Кто такой Чезаре Беккариа и как его идеи повлияли на тюрьмы и суды по всему миру
Подготовил Артем Ефимов, Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Imperial

Первое издание книги Беккариа вышло в 1764 году, когда автору было 26 лет. Уже один тот факт, что спустя всего два года с небольшим русская императрица использовала ее, готовя реформы в своем обширном государстве, свидетельствует о том, какой силой обладала эта книга и как быстро она приобрела огромную популярность во всей Европе. Да и не только в Европе: американские просветители, будущие отцы-основатели США, тоже были внимательными читателями Беккариа и спустя два десятилетия использовали многие его идеи при составлении первых законов нового государства.

Екатерина даже звала Беккариа в Россию, но тот не поехал, предпочтя внешне скучную жизнь в своем родном Милане. Он был человек нервозный, чувствительный, привязанный к своей семье и друзьям по просветительскому кружку. Беккариа преподавал экономику, занимал важные посты в Высшем экономическом совете Ломбардии и в казначействе.

Итак, что же за идеи изложил Чезаре Беккариа в своей небольшой книжке?

Принцип справедливости

Еще одна мысль Беккариа относительно принципа справедливости ныне признается фундаментальной в большинстве мировых юридических систем: неотвратимость и скорость наказания больше способствует предотвращению преступлений, чем его жестокость.

Принцип законности

Принцип гуманности

К моменту выхода книги Беккариа пытки были официально отменены лишь в одной континентальной европейской стране — Пруссии (это был первый официальный указ короля-просветителя Фридриха II после восшествия на престол в 1740 году). Их повсеместное применение часто обосновывалось авторитетом Бенедикта Карпцова — крупнейшего немецкого юриста XVII века и отчаянного религиозного фанатика, считавшего всякое преступление восстанием против Бога и установленного Им миропорядка. Основывая свою юридическую философию не на Библии, а на общественном договоре, Беккариа каждой буквой в своей книге критиковал витийства Карпцова, глубоко укорененные в европейском праве его времени.

Принцип равенства перед законом

Суд присяжных

Отмена смертной казни

Беккариа в своих рассуждениях то и дело ссылается на исторический опыт. Любопытно, что единственный раз он упоминает о России именно в главе о смертной казни: он ставит в пример всем прочим государям императрицу Елизавету Петровну, которая пообещала никого не казнить в свое царствование 4 — и сдержала обещание (правда, формальной окончательной отмены смертной казни это не означало и после Елизаветы казни в Россию вернулись).

Различие предварительного задержания и тюремного заключения

Беккариа в своих рассуждениях о заключении под стражу идет еще дальше:

Беккариа проповедовал простоту, ясность и рамочный характер законов в противоположность запутанности и мелочной регламентации, характерной для прежней юриспруденции. Он подчеркивал:

Еще при жизни Беккариа увидел реализацию многих своих идей. В частности, в 1786 году Великое герцогство Тосканское стало первым в мире государством, полностью отменившим смертную казнь, причем герцог Петр Леопольд I обосновывал это решение аргументами, предложенными Беккариа. Во многих европейских странах не без влияния его книги стали отменять пытки (в Дании — в 1770 году, в России — в 1774-м, в Австрии и Польше — в 1776-м). В первом пакете поправок к Конституции США (Билль о правах, принят в 1791 году) и в законах революционной Франции тоже были узнаваемы многие беккарианские принципы. В России же они в XVIII веке так и не нашли практического воплощения: затея Екатерины II с Уложенной комиссией провалилась. И тем не менее беккарианская философия права пустила у нас глубокие корни. То, что критиковал Беккариа в современных ему западноевропейских законах, так или иначе проявлялось и в законах русских.

Беккариа умер в 1794 году, на 57-м году жизни. Ныне он считается основателем криминологии и пенологии — юридических наук о преступлениях и наказаниях, о причинах преступности и способах борьбы с нею.

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях М., 1995.
2. Исаев М. М. Биографический очерк Чезаре Беккариа. М., 1939.
3. Жалованная грамота российскому дворянству. СПб., 1811.
4. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения М., 1767.

Читайте также: