Кто виновен в смерти обломова

Обновлено: 25.06.2024

(- Отчего погибло все?. . Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден:и: гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу:

- Есть, - сказал он чуть слышно:

- Обломовщина! - прошептал он:

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

:Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
А. Фет. )

- Как вы думаете, на какой вопрос мы попытаемся ответить?

(Открывается вопрос темы: "Отчего погибло все?") (Слайд5)

- "Что же стало с Обломовым? Где он? Где? - На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его:"

- Ключевые слова в этом фрагменте? (Затишье; ветви сирени дремлют; сам ангел тишины охраняет сон его) (Слайд 6)

- Смерть: Сон: Жизнь: Опираясь на эти ключевые слова, скажите, на что похожа жизнь Обломова? (Жизнь похожа на сон) (Слайд 7)

- А сон? (Сон похож на смерть)

- Дополним тему урока. (Открывается вся тема урока) (Слайд 8)

- Определите основную нашу задачу на этом уроке.

(Ответить на вопрос темы, попытаться понять причину гибели героя, попытаться понять Обломова).

3. Учитель объясняет, как работать с оценочной таблицей по десятибалльной системе.

II. Проверка домашнего задания.

1. - Дома вы должны были ключевыми словами текста показать композиционный контраст романа "Обломов". Кто представит нам этот план и прокомментирует?

(Один из учеников предложил такой вариант:

1 часть (Слайд 9)

а) "Добряк должен быть, простота", а, может,"баловень, сибарит" или "беззаботный ленивец"?(Знакомство с главным героем);

б) "Где же тут человек?" (Посетители и мнение Обломова о них);

в) "Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю". ("Сон Обломова").

2 часть (Слайд 10)

а) "Оттого, что на нем:впоследствии всегда расстаются,:а я: расстаться с тобой!. . Никогда!";

б) "Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!" ( Попытка возрождения героя через любовь, дом, деятельность).

3 часть (Слайд 11)

а) "И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее, как будто не хватило в нем содержания";

б) "Сердце было убито: там на время затихла жизнь" (Катастрофическое возвращение назад, к прежней жизни: отказ от любви, горькое осознание невозможности выполнения ожиданий и требований Ольги Ильинской. 2ч. и 3ч. кончаются кульминационными сценами: 2ч. - восходящей, 3ч. - нисходящей, то есть радостным воплем героя и безмолвной болезнью)

4 часть (Слайд 12)

а) "Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу: У тебя были крылья, да ты отвязал их"(Штольц, Штольц и Ольга);

б) "Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника" (Эпилог).

2. "Так отчего погибло все?" Возможно, причина в окружении? Дома вы составляли схему отношений Обломова с другими героями романа. "Обломовское древо жизни" (Слайд 13)

- Как видим, окружение - одна из причин гибели героя. Обломов несчастлив, находясь в среде, лишенной духовности. Но не потому ли он решит после взлета и парения души, подаренных ему любовью, так стремительно спуститься на земную твердь, то есть поселиться на Выборгской стороне? Впечатление, что он мстит сам себе за неумение и невозможность реализовать свои мечты и духовные порывы. Наказание избирает себе сам. Какое?

III. Работа по теме урока.

Мотив огня и реки. (Слайд 14)

- В формулировке темы урока упоминается слово "жизнь". Какие символы жизни встречаются в романе? (Огонь, река).

- Итак, мотив реки и огня в романе "Обломов". "Да и куда делось все - отчего погасло?" Ваши комментарии?

- Как Обломов и Штольц воспринимали жизнь?

- Каково прямое и переносное значение реки и огня

(Обломов и Штольц - антиподы, и, читая роман, мы воспринимаем их как две реки и два огня). (Слайд 15)

(Разное горение и течение).

- Как это показано в тексте?

("Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой с кипучими волнами,- как воображал ее Штольц - это болезнь - говорит Обломов, - горячка, скакание с порогами, с прорывами плотин, с наводнениями").

- Какой видим жизнь Обломовки?

("Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их, им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали перед каждого из них", - становится понятно, почему Обломов в бездействии)

- Как показан мотив огня?

(Штольц считал, что "нормальное назначение человека - прожить 4 времени года, то есть 4 возраста, без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них".

Обломов же говорит: " Нет, жизнь моя началась с погасания, странно, а это так! С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что я уже гасну. Начал гаснуть я над написанием бумаг в канцелярии, гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню"

Штольц верит, что его существование будет вечным горением : "Жизнь мелькнет, как мгновение, а он [Обломов] лег бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах если б прожить двести, триста, сколько бы можно было переделать дела!").

- В каком еще значении дается огонь?

( Захар "воспламенился усердием"; Ольга, глаза которой "горели лучами внутреннего огня", "душевный огонь").

- Как вы понимаете " огонь Весты"? (Слайд 16)

("Норма жизни была готова и преподана им родителями: с заветом блюсти ее целостность и неприкосновенность, как огонь Весты", то есть вечно горящий огонь, охраняемый жрицами. В романе это образ неприкосновенности уклада жизни, застоя и косности ).

- Как вы понимаете "душевный антонов огонь"? (Слайд 17)

(Это народное название гангрены, болезни. Болезнь души, Штольц и Ольга говорят об Обломове как о больном человеке, и о необходимо лечение героя).

2. Мотив сна. (Слайд 18)

-Читаем тему урока: " Жизнь, похожая на сон:" Как показан мотив сна в романе? Какое толкование слова "сон" дается в словаре?

Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Погрузиться в сон. Уснуть вечным сном. Как во сне. Действовать как во сне.

То, что снится, грезится спящему, сновидение. Снятся сны. Видеть сон. Сон в руку.).

- Написание романа начиналось с главы "Сон Обломова". Это образный смысловой ключ к пониманию всего произведения. Обломовка - "сонное царство" в виде замкнутого круга. "Сон Обломова" - мечты, ностальгия о прошлом как героя, так и Захара. " Сон Обломова" - мечта об утраченном рае. Как вы понимаете "мечта об утраченном рае"?

(В романе читаем:

"- Помилуйте! - прибавил Обломов смелее. - Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая.

- И утопия-то у тебя обломовская, - возразил Штольц. ")

- О чем говорит Штольц?

(Утопия - место, которого нет).

- Почему, читая роман, в особенности главу "Сон", мы смело можем назвать Гончарова русским фламандцем, а его произведение [главу] пасторалью?

(Слайд 19) Фламандец - художник условного и традиционного искусства Фландрии, [традиционное название искусства XVII - XVIII веков]. Фламандцы: Ян Ван Эйк - художник, мастер одухотворенных изящных портретов, А. Брауэр - мастер драматически-экспрессивных пейзажей, Х. Хейсманс - мастер нарядных, красочных пейзажей. Гончаров - писатель - рисовальщик.

(Слайд 20) Пастораль - драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

(Слайд 21) Идиллия - 1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы. 2. Мирное, счастливое существование.

По мнению Д. Мережковского, Гончаров в своих описаниях подолгу останавливается с особой любовью на прозаических подробностях жизни. "Такая же любовь к будничной стороне жизни, такая же способность преображать прозу действительности в поэзию и красоту. Перечтите "Сон Обломова": еда, чаепитие, заказывание кушаний, болтовня, забавы старосветских помещиков принимают здесь идеальные очертания: Гончаров не описывает, а воспевает нравы обломовцев",- подчеркивает Дмитрий Сергеевич.

("Сон Обломова" - это сон-идиллия, сон-предостережение, сон-утопия "счастливого общества" и сон-антиутопия исторического застоя и бездействия).

- Как Д. Мережковский говорит о смерти? Сопоставьте с романом.

("Смерть - только вечер жизни, когда мягкие тени слетают на очи и смежают их для вечного сна") (Слайд 22)

3. Мотив тишины. (Слайд 23)

- Как показан мотив тишины в романе?

("В доме воцарилась глубокая тишина" [Обломовка]

"Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в лень тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, как будто остановились часы, которые забыли завести:"

"Агафья Матвеевна: застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна."

Часы остановились. Остановили машину жизни:)

- На что похожа смерть Обломова?

- Вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь душой". О ком речь и чьи это слова? ( Авторское мнение об Обломове.)

- Почему именно "золотое сердце" и "чистая душа"?

("В основании натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца: Кто случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу - будь он мрачен, зол, - он уже не мог отказать ему во взаимности". [Автор] ).

- Обломов пытался понять "узор собственной жизни", но каков поэтический идеал жизни?

Фоном звучит ария Нормы "Casta diva " из одноименной оперы В. Беллини, учитель читает отрывок из романа (Слайды 24 - 30):

"- Ну вот, встал бы утром:Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка: В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил бы по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья: Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия:и незаметно выйти к речке, к полю. . . Сыро в поле:темно, туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уж засветились огни; на кухне стучат пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva. . . Casta diva! - запел Обломов. -:Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!. . И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:

- Ты любишь арию? очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя - вот голос, вот пение! Да и сама она что за очаровательное дитя!. . "

- Какова роль музыкального отрывка?

- Нашел ли Обломов свой поэтический идеал жизни? Где еще встречается "поэзия жизни" в романе?

- Читаем еще раз эпиграф. Так отчего же погибло все? (Обломовщина)

IV. Итог урока.

- Составьте синквейн. (Слайд 31)

(Вариант синквейна, который предложили ученики:

  • Лень
  • Безмятежный, добрый
  • Лежать, спать, мечтать
  • Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить
  • Обломовщина)

- Как Дружинин отзывался об Обломове?

("Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадания. Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами"

"Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества которые сами по себе часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих:" (Слайд 32))

- На доске мнения критиков об Обломове и обломовщине. Если бы вы писали на тему урока сочинение, какие бы слова выбрали эпиграфом? Почему?

(Помимо высказываний Дружинина на доске слова И. Анненского: " Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет: он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков:" (Слайд 33)

Д. Мережковский: "Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, - вот для Гончарова основной трагизм жизни").

- Какой новый опыт приобрели и чему научились?

- Ответили ли мы на вопрос темы? Добились ли цели? Вывод?

- Оцените нашу работу по десятибалльной шкале:

Оценка деятельности по 10-балльной

Как я работал на уроке, допускал ли ошибки

Насколько мне помогла

Одноклассники, учитель, а я - им

Понял ли материал, узнал ли больше

V. Домашнее задание.

Написать рецензию на сочинение десятиклассника. (Сочинения, на которые надо писать рецензии, находятся в приложении 1.)

Сочинение Смерть Обломова в романе Гончарова анализ эпизода

Неудачная попытка расшевелить главного героя и привнести в его жизнь какой-то смысл и краски, оказалась для Штольца и Ольги судьбоносной. Память о ленивом и апатичном но, довольно таки, неплохом человеке, объединяет этих двоих и, вскоре, они становятся мужем и женой.

Так что, можно сказать, что в борьбе двух противоположностей, которыми являются Петербург и Обломовка, невозможно победить вдвоем, победитель будет один, а значит второй должен проиграть. Это борьба двух непохожих друг на друга вещей.

  • Илья Ильич Обломов
    — главный герой. Страдает ленью и апатией к происходящему вокруг и сам это с грустью признаёт, но ничего с собой поделать не может. По словам Штольца, умен, хотя почему-то не видно. Страшно наивен, но при этом добросердечен и мягок. В целом Хороший парень, хотя некоторыми своими действиями, как письмо Ольге и третирование Захара порой не за дело (в целом, всё-таки за дело), немного смахивает на козла с золотым сердцем. Обломов недаром Илья. Это Илья Муромец, которого не исцелили, который так и остался на печи.
  • Иллюстраторы рисуют его полным, но вполне симпатичным.
    Уличный мальчишка в детстве и юности.
    И Мастер-ломастер. Уронив с подноса одну кружку (что происходит постоянно), он психует и выбрасывает оттуда всю остальную посуду.
    Неприметной незапоминающейся внешности — педаль в асфальт: предельно заурядный по внешности и характеру человек, красочное описание заурядности которого занимает полстраницы.

Смерть Обломова в романе Обломов

В мировой литературе больше не встретить такого произведения, где главный герой на протяжении практически всего повествования не поднимается с дивана. Илья Ильич ничего не делает самостоятельно, даже никогда не надевал сам чулок. Для этого у него есть Захар, приставленный к герою с детства. Вся жизнедеятельность Обломова зависит от его слуги. Герой мечтает, чтобы все делалось само собой или кем-то устраивалось. Он пассивен, безволен, его эмоции минимальны.

Зачем мы живем?

Но ведь так или иначе, а умереть предстоит каждому из нас. Два метра земли на кладбище, да лопух над могилой — вот финал жизненного пути как ленивца, так и трудоголика. Не все ли равно — проваляемся мы всю свою жизнь на диване или будем трудиться не покладая рук? Можно рассуждать и так, но лишь в том случае, если смерть рассматривается как окончательная и абсолютная точка в человеческом существовании.

Илья Ильич отнюдь не был убежденным материалистом. И главная ошибка его как христианина была в неправильной оценке собственной земной жизни. Обломов рассматривал ее как некое досадное препятствие к вечному покою и радости, которые должны наступить после смерти. Этот покой он надеялся хотя бы частично обрести еще здесь, на Земле, спрятавшись на диване от окружавшей его суеты. Но земная жизнь — не стихийное бедствие, которое нужно терпеливо переждать под теплым одеялом. Путь к утраченному раю — это труд исправления себя, своих больных наклонностей, искаженных грехом свойств своей души. Иначе говоря — труд воссоздания в себе того человека, каким хотел бы видеть нас Бог. Для христианина жизнь — путь уподобления Христу. А у Христа, как известно, дивана не было.

Фотоматериалы предоставлены Киноконцерном «Мосфильм

Популярные сегодня темы

Василь Быков известный белорусский писатель. Большинство его произведений отражают тяжелые военные и послевоенные времена, которые автор сам в молодости испытал на себе

Гордость и смирение — два понятия, взаимоисключающие друг друга. Гордость — обостренное чувство собственного достоинства. Смирение — понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок.

Роман Александра Сергеевича Пушкина не оставил в стороне никого из современников, многие из них отправляют автору личные письма, в которых обсуждаются все нюансы авторской работы.

Сочинение Смерть Обломова


Сочинение пр Смерть Обломова в романе Гончарова

Обломова устраивало то, что он лежит целыми днями и ничего не делает, его волнует только еда и сон. Илья Ильич вроде, как и готов сделать что-то для своих крепостных, но потом запал гаснет, и он снова лежит на диване и ничего не делает. Обломова не побудило к активному образу жизни ни помощь друга, ни любовь. Его все устраивает и перемены в его жизни Обломова очень сильно пугает, он не хочет ничего делать для изменения своего быта.

Гончаров хотел написать о человеке, которого не научили, как жить взрослой жизнью и принимать решения самостоятельно. Вокруг него в доме кругом грязь и паутина и Обломова это не беспокоит. Иван Александрович писал об Обломове как о человеке с чистым сердцем, таких людей очень мало осталось в обществе. Материальная сторона не беспокоит Илью Ильича, для него важнее духовная сторона жизни.

Когда Ольга Ильинская пытается переделать взрослого Обломова, он противится этого. В сцене описанной Гончаровым он даже просит своего друга Штольца, чтобы он больше не пускал к нему Ильинскую. Обломову не нравится, что на него давят, он не хотел быть таким как его друг, он выбрал для себя другой путь.

После расставания с Ольгой Ильинской Обломов страдает, ведь его сердце разбито, но нашлась женщина, которая смогла дать Обломову ту ласку и заботу, о которой он мечтал. Его связь с Агафьей Матвеевной принесла ему то спокойствие и душевное равновесие, которое не смогла ему дать Ильинская.

Обломов рядом с Агафьей Матвеевной снова почувствовал себя маленьким мальчиком, о котором заботятся. Плодом их любви стал их сын Андрюшка.

Содержание произведения

Илья нечасто встаёт с диванчика. Он ничего не делает и ни с кем не общается, только ест и спит. Любит мечтать о том, как он жил раньше, об уютной безопасной жизни в своём имении. Никакие несчастья не могут заставить его подняться с места. Из эпилога можно выделить несколько черт его характера:

Илья Ильич Обломов

  • добр;
  • ленив;
  • простодушен;
  • неглуп;
  • доверчив.

Его давний друг, немец Штольц, являющийся антиподом главного героя, приезжает к нему в гости и пытается вернуть Илью из дремоты обратно в реальность. Это самый дорого́й человек для Обломова. О нем можно сказать следующее:

  • добрый;
  • благородный;
  • честный;
  • энергичный.

Главный герой испытывает симпатию к Ольге и вскоре предлагает ей выйти за него. Девушка выросла с тётей, поэтому родителей совсем не видела и не знает о них ничего. Илью она полюбила за его невинную душу. Но подлый, жестокий и хитрый Тарантьев обманывает Обломова и тот перебирается на съёмную квартирку на Выборгскую сторону, оказавшись под крышей вместе со вдовой Агафьей.

С каждым днём все заботы героя передаются женщине, а Обломов увязает в бездействии. Она кормит и штопает его старый халат, который, казалось бы, нельзя восстановить. Из этого можно сделать вывод, что женщина очень добрая и ласковая.

По городу начинаю распространять слух о скорой помолвке Обломова и Ольги, но мужчина, услышав это, недоумевает, ведь как он говорит, пока что ничего не готово. К мужчине в гости наведывается Оля и поняв, что ничего не изменится, расстаётся с ним.

Все обязанности героя забирает Мухояров, брат Пшеницыной, циничный и бессовестный человек. Из-за этого Обломов слёг с горячкой. Но на помощь приходит Штольц, который делает все для того, чтобы героя окончательно не обобрали.

Штольц и Обломов

Спустя один год Пшеницына влюбляется в Илью и рожает ему сына Андрюшу. А Ольга выходит замуж за Штольца, в котором разглядела гордого и трудолюбивого мужчину. Но когда-нибудь беззаботная жизнь должна закончиться.

В один день уже совсем больной и умирающий из-за инсульта Обломов с виноватым выражением лица просит Штольца не покидать его ребёнка. Спустя несколько лет после этого разговора Илья спокойно засыпает и умирает. Наследника забрали к себе Андрей и Ольга. А Захар из-за потери своего помещика и друга спился и решил, что лучше будет просить милостыню рядом с церковью.

Несколько интересных сочинений

Мы все отрицаем что-то, по крайней мере, большую часть времени. Частично быть человеком и жить в обществе с другими людьми — это находить умные способы выразить и скрыть свои чувства

Как-то всей семьей мы поехали отдыхать. Была чудесная погода, было тепло, и очень ярко светило солнце. Когда мы ехали в автобусе, я все время смотрела в окно, боялась пропустить что-то интересное

Человечные люди, на самом деле, есть на каждом шагу, но они совершают добрые поступки бескорыстно, не ожидая за это награды или похвалы, поэтому не все обращают на них внимание.

Основным персонажем произведения является Леля, представленная писателем в образе молодой девушки, являющейся учащейся гимназии.

От чего умер Обломов?

1 ответ

Всего можно выделить две причины, из-за которых умер Обломов.

Первая – самая очевидная. Илью Ильича хватил удар. Обломов не смог выкарабкаться и умер.

Вторую причину преждевременной смерти Ильи озвучил Штольц. По его мнению, причиной гибели стала “обломовщина”. То есть, бесцельное проживание жизни, глубокая тоска и осознание своей ненужности в этом мире.

Обломов умирает в конце произведения, но Иван Гончаров мало внимания уделяет описанию его смерти и похорон. Дело в том, что Илья умер намного раньше. Он не жил, а просто существовал.

Оценка: 4 ( 19 голосов)

Общественный смысл романа

Список и краткая характеристика главных героев

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, которая в конце романа становится женой Обломова. Безграмотная, но честная и преданная женщина. Беззаветно любит Обломова и их общего сына;
  • Анисья кухарка. Хозяйственная и расторопная. Становится женой Захара и наводит подобие порядка в доме Обломова;
  • Маша и Ваня дети Пшенициной. Хорошо относятся к Обломову. В конце романа их жизнь устроена таким образом: Маша замужем, Ваня стал чиновником;
  • Брат Пшенициной Мухояров — подлый и безнравственный чиновник, помогает Тарантьеву и использует безответность и недалекий ум Пшенициной себе во благо;
  • Тарантьев — знакомый Мухоярова. Негодяй, который вместе с Тарантьевым обкрадывает и обманывает Обломова и Пшеницину.

Основные персонажи романа

  • Обломов Илья Ильич – дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.
  • Захар Трофимович – верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.
  • Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова, его ровесник. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает чего хочет и постоянно развивается.
  • Ильинская Ольга Сергеевна – возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.
  • Пшеницына Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, ставшая затем его женой.
  • Тарантьев Михей Андреевич – хитрый и корыстный знакомы Обломова.
  • Мухояров Иван Матвеевич – брат Пшеницыной, чиновник, такой же хитрый и корыстный, как и Тарантьев.
  • Волков, чиновник Судьбинский, писатель Пенкин, Алексеев Иван Алексеевич – знакомые Обломова.

Часть 1

Глава I

Илья Ильич Обломов живет в Санкт-Петербурге, где снимает квартиру. В ней грязно и неуютно.

Глава II

К Обломову постоянно приходят гости. Но он отказывается покинуть квартиру. Его устраивает та жизнь, которую он ведет.

Глава III

К Обломову приходит земляк Михей Андреевич Тарантьев. Это человек хитрый и бойкий, но непрактичный и грубый.

Обломов с нетерпением ждет приезда друга детства Штольца.

Глава IV

Илья Ильич жалуется Тарантьеву на необходимость искать другое жилье и плохое состояние дел в имении. Тарантьев предлагает ему снять комнату у своей кумы. Обломов уговаривает Тарантьева съездить в деревню, чтобы уладить дела.

Глава V

В этой главе описывается петербургская жизнь Обломова. В столице он жил 12 лет. Пытался служить, но служба наводила страх и тоску. Женщин Илья Ильич боялся, его любовные интриги не перерастали в романы. Он осел дома, перестал одеваться в парадную одежду, ходить на приемы. Выезжал из дома иногда, под влиянием Штольца.

Глава VI

В Петербург Обломова послали родители получить образование. Но серьезное чтение его не привлекало. Он любил только поэзию.

Когда родителей не стало, Илье пришлось заняться управлением имением. Дела там становились все хуже, но ехать разбираться Обломову было лень. Все его дни проходили в пустых мечтах.

Глава VII

Описывается жизнь Захара, такая же бессмысленная и пустая, как у его барина, перед которым он внутренне благоговел.

Глава VIII

В гости к Обломову заходит доктор. Он советует Илье Ильичу изменить свою жизнь и ехать за границу, иначе случится удар (инсульт). Но Обломова пугает даже перспектива съехать с квартиры.

Глава IX

Сон Обломова. Он вспоминает детство, давно умерших родителей, которых очень любил. Главной заботой были кухня и обед, а затем послеобеденный сон. На всю жизнь мальчик запомнил сказки няни.

Его учителем в пансионе был немец Штольц, отец Андрея. Илья Обломов и Андрей Штольц подружились. Но Штольцу-старшему не удалось переломить сонное обаяние Обломовки.

Глава X

Пока Обломов спит, Захар идет во двор. Сначала он жалуется на своего барина, но потом начинает хвалить его и себя.

Глава XI

Захар приходит домой и начинает будить Обломова. Между ними начинается перепалка, за которой наблюдает приехавший Штольц и начинает хохотать.

Часть 2

Глава I

Посвящена описанию жизни Штольца. Отец-немец воспитывал его в строгости и приучал к труду. Такое воспитание не нравилось матери, бывшей гувернантке, которая была русской. Она мечтала, чтобы сын стал барином. Когда Андрей окончил университет, отец дал ему 100 рублей и отослал в Петербург. Мать Штольца к тому времени уже умерла.

Глава II

Описывается характер Штольца, главной чертой которого была настойчивость в достижении целей. Штольц представлял собой полную противоположность Обломову. Тем не менее они подружились на всю жизнь.

Глава III

Обломов и Штольц обсуждают дела в Обломовке. Штольц решает непременно изменить образ жизни Обломова.

Глава IV

Глава V

Штольц уезжает. Обломов обещал приехать к нему в Париж. Но он никуда не поехал.

Тем не менее жизнь Ильи Ильича изменилась. Он переехал на новую квартиру к Агафье Матвеевне Пшенициной, куме Тарантьева. После знакомства с Ольгой Сергеевной Ильинской, Обломов снял дачу по соседству. Они с Ольгой стали часто видеться. Обломов чувствует, что он влюблен в Ольгу. Под действием музыки у него вырывается признание.

Глава VI

Ольге Обломов тоже нравится. С ним она чувствовала себя спокойнее и проще, чем со Штольцем. Они встречаются в парке. Обломов говорит, что слова любви вырвались у него по ошибке.

Глава VII

Обломов счастлив, поскольку чувствует, что Ольга тоже его любит.

Глава VIII

Обломов несколько дней не бывал у Ольги и стал понемногу возвращаться к прежней жизни. Случайно встретив Захара, Ольга приглашает через него Обломова на прогулку в парк.

Глава IX

Ольга и Обломов признаются друг другу в любви.

Глава X

Обломов начинает сомневаться в себе и Ольге и пишет ей прощальное письмо. Но увидев в парке, как она плачет, раскаивается в своем поступке.

Глава XI

Обломов получает письмо от Штольца. Тот зовет его приехать за границу или поехать в деревню, чтобы привести дела в порядок. Но Обломов не хочет. Они с Ольгой встречаются ежедневно. Илья Ильич чувствует, что должен сделать ей предложение.

Глава XII

Обломов во время прогулки в парке просит Ольгу выйти за него замуж.

Часть 3

Глава I

Приезжает Тарантьев и требует от Обломова заплатить за снятую квартиру.

Глава II

Обломов хочет все рассказать тете Ольги. Но девушка считает, что сначала нужно уладить дела с Обломовкой.

В городе Илья Ильич посещает снятую квартиру и знакомится с Пшенициной.

Глава III

Наступил конец августа. Обломов и Ильинские возвратились в город. Илья Ильич хочет найти другую квартиру. Мухояров требует, чтобы он заплатил большую сумму денег.

Глава IV

Жизнь у Пшенициной напоминает Илье Ильичу Обломовку.

Обломов узнает, что среди слуг ходят слухи о его скорой свадьбе.

Глава V

Ольга тайком встречается с Обломовым в Летнем саду. Его это беспокоит. Ольга предлагает рассказать все тете. Но Обломов хочет сначала дождаться письма из имения.

Глава VI

Обломов решает реже бывать у Ильинских.

Глава VII

Ольга навещает Обломова, который все еще ждет известий из имения.

Глава VIII

Обломов получает письмо от своего поверенного, деревенского соседа. Тот пишет, что имение сильно запущено и жить в доме невозможно.

Глава IX

Брат хозяйки рекомендует своего сослуживца Затертого, чтобы тот уладил дела в Обломовке.

Глава X

Иван Матвеевич и Тарантьев радуются, что смогут неплохо нажиться. Иван Матвеевич говорит Тарантьеву, что Обломов засматривается на Пшеницину.

Глава XI

Обломов предлагает Ольге на год отложить свадьбу. Девушке становится дурно. Она понимает, что Обломов ничего не сделает и через год, и решает с ним расстаться.

Глава XI

Обломов возвращается домой. Там у него начинается горячка.

Часть 4

Глава I

Прошел год. Илья Ильич выздоровел. В имение он не поехал, довольствуясь отчетом Затертого. Он предложил Пшенициной взять на себя заботы о продовольствии. Пшеницина полюбила Обломова.

Глава II

Приезжает Штольц. Он все знает об отношениях Обломова и Ольги. Услышав об отчетах из имения, Штольц понимает, что Обломова ограбили. Он заставляет Обломова переписать доверенность на свое имя.

Глава III

Иван Матвеевич и Тарантьев замышляют провернуть сделку, чтобы им досталась Обломовка.

Глава IV

Описываются события годичной давности о встрече Штольца с Ольгой за границей. Он понимает, что влюблен в девушку и делает Ольге предложение.

Глава V

Обломов остался без денег из-за махинаций Тарантьева и Ивана Матвеевича. Пшеницина начинает продавать свои вещи, чтобы содержать Обломова.

Глава VI

Глава VII

Штольц пресекает аферу и освобождает Обломова от долгов.

Глава VIII

Штольц счастливо живет с Ольгой.

Глава IX

Обломов перенес апоплексический удар. Приезжает Штольц. Он хочет увезти Обломова, но тот признается, что женат на Агафье Матвеевне и у них растет сын Андрюша.

Глава X

После очередного удара Обломов умирает.

Глава XI

Штольц встречает Захара, который собирает милостыню. Его жена Анисья умерла. Он отказывается ехать со Штольцем, так как хочет посещать могилу Обломова. Андрюшу Обломова забирают на воспитание Ольга и Штольц.

Часть четвертая

Прошел год, и этот год больше всех изменил Агафью Пшеницыну: она полюбила Обломова.

На именины Обломова неожиданно является Штольц. Ольга рассказала ему всё, и она живет теперь заграницей, радуясь, что не совершила ошибки, выйдя за Илью. Штольц берется избавить Обломова от ограбившего его брата Пшеницыной и его сообщника.

Повесвование о том, что произошло с Ольгой и Штольцем еще до его появления на именинах у Обломова и о чем он умолчал в беседе с ним. Оказывается, случайно встретив Ольгу заграницей, Штольц поразился происшедней в ней перемене, выслушал ее исповедь – и сделал ей предложение.

Прошло еще полтора года после тех именин – и Штольц вновь навестил Обломова. За это время тот вконец обнищал, ибо брат Пшеницыной осуществил свой коварный план, не оставив денег ни Обломову, ни сестре. Тогда Агафья стала закладывать собственные вещи, чтоб прокрмить Обломова.

Штольц поражается нищете друга: ведь имение стало приносить доход! Узнав о закладном письме, он пытается расспросить Агафью и быстро понимает суть дела.

Обломов тоже осуществил свой идеал, женившись на Пшеницыной: всё теперь в его быту напоминает старую Обломовку. У них родился мальчик, которого в честь Штольца назвали Андрюшей.

Счастливая жизнь Обломова прерывается апоплексическим ударом, который некогда предрекал ему доктор. Агафья заботливо выхаживает мужа.

Штольц идет к Ольге и говорит, что ей туда нельзя.

— Разве бездна открылась? Да что такое там происходит?

— Обломовщина! – мрачно отвечал Андрей.

Прошло еще пять лет, и уже три года вдовеет Агафья. Илья Ильич, пережив второй апоплексический удар, вскоре скончался: без боли и мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести. Семь лет, прожитые Агафьей с Ильей и пролетевшие как мгновенье, пролили тихий свет на всю ее жизнь, и нечего было ей желать больше, некуда идти. Сын ее от первого брака кончил курс наук и поступил на службу, дочка вышла замуж, Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы.

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Работал писатель трудно и медленно. В 1849 г. он посетил свой родной город Симбирск, который своей патриархальностью и неторопливым купеческим укладом напоминал описанную в произведении Обломовку. После Симбирска И. Гончаров сделал перерыв на 7 лет. В это время он участвовал в кругосветном путешествии.


Тишина и мир, царившие в природе, распространялись на нравы населения. Интересы жителей всецело были сосредоточены на них самих, так как отношений с населением других местностей не существовало. Исчезновение поросенка или курицы трактовалось, как событие государственной важности. Сравнительная материальная обеспеченность, гарантировавшая кусок насущного хлеба, развивала поразительную беззаботность. Живым воплощением такой беззаботности является крестьянин Онисим Суслов, изба которого с незапамятных времен висит над оврагом, ежеминутно грозя падением. Казалось бы, курице страшно войти в нее, а Онисим и не думает об опасности.

В большинстве сказок фигурировала добрая волшебница, которая покровительствовала своему любимцу и, в конце концов, женила его на неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне. Маленького Илюшу под впечатлением таких сказок начинало тянуть в чудный край, где не надо трудиться и где ждет его своя Милитриса. Влияние родителей не только не являлось противовесом влиянию няни, но, наоборот, усиливало его. Мать Илюши предоставила ребенка старухе только отчасти: она, в свободное от хозяйственных забот время, следила за тем, чтобы солнышко не напекло сыну голову, чтобы он не убежал в овраг и тому подобное. Еще больше, чем няня, мать разнеживала самолюбие ребенка: не стесняясь присутствия сына, она любила разговаривать с домочадцами об его будущности, причем ставила его героем какой-нибудь созданной ей блистательной эпопеи.

Когда из ребенка Илья Ильич сделался отроком, основа его воспитания мало изменилась, несмотря на то, что вместо няньки при нем безотлучно находился теперь крепостной мальчик Захарка. Только что проснется Илюша, Захарка уже стоит у кровати и, как бывало нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему то одну, то другую ногу. И не один Захарка в его распоряжении, стоит ему только мигнуть – уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание. Не удивительно, что Илюша, подобно тепличному растению, рос медленно и вяло. Единственное, что могло побороть влияние подобного воспитания, так это учение в пансионе дельного и энергичного немца Штольца, управлявшего соседним имением.

— Другой работает без устали, — говорит он, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, другой кланяется, другой просит, унижается. А я? Ну-ка, реши, как ты думаешь, другой – я, а. Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу. Стану ли я беспокоиться? Из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, и вообще черным делом не занимался.

Сознание Обломова затемнилось настолько, что появилась гордость от преимущества ничегонеделания. Обломов возмущается от одного только сравнения его с другими.

Крепостное право было фундаментом такой жизни. Захары и сотни Захаров делали ненужным проявление собственной инициативы, собственной деятельности. Не было необходимости в жизненной борьбе. Отсюда — полная беспомощность, боязнь жизни.

Вывод:
Гончаров – большой мастер эпизода, выявляющего подлинную суть характера героя. Сон Обломова – это стремление писателя проникнуть в тайну души, всецело раскрыть образ, проанализировать поступки героя, показать его мировоззрение. Сон – это особое состояние человека. Чувства, испытываемые во время сна-видения, обладают особой значимостью: они в точности транслируют те чувства, которые человек испытывает в жизни реальной. Во всеобъемлющей картине сна показан собирательный образ Обломовки, этого общества, в котором нет места всему деятельному, прогрессивному, мыслящему. Сон Обломова – это ключевое событие, образец эпизода, это грань, за которой начинается истинное понимание романа.

План статьи

в) Нравы населения:
— мелочность,
— ограниченность интересов,
— беззаботность,
— отсутствие случайностей.

г) Усадьба:
— преобладание физических потребностей,
— неразвитость,
— страх перед переменами,
— отношение к хозяйству,
— причины его.

д) Влияние Обломовки на Обломова.
— детство,
— отрочество.

IV. Вывод.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: