Какой прием обучения используется на третьем этапе ознакомления детей с живописью

Обновлено: 28.06.2024

ведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изо-

етали (так идет углубление в соде б^а^Жб~ТЦвеТГТТОГГроетга!^

в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содер-

жание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произ-

ведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведе-

нием художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту кар-

тину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети

не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по со-

держанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на

вопрос, о чем картина.

как с наступлением жаркого знойного лета, когда расцветают цветы и луг превращается в разно-

цветный ковер, все — от мала до велика — выходят на покос. Здесь и пожилые люди, и мужчины,

и женщины, и подростки. Взгляните на этих людей. Какая сила и какой размах в их движениях!

Они стоят плечом к плечу, так, чтобы не пропустить рядков с некошеной травой, косят энергично,

победили в войне, а теперь заняты мирным трудом. На лицах людей радость, улыбка играет на

губах. Их радует веселое разноцветие, пышное и яркое цветение трав. Художник яркими красками

как бы говорит: «Смотрите, радуйтесь прекрасному солнцу, изумруду и аромату трав и цветов,

Присмотритесь. Вы узнаете на этом разноцветном ковре каждый цветок: вот вежливые голу-

бые колокольчики, они как бы кланяются нам, а вот пушистые, изогнутые розовые «раковые

иван-да-марья. Как живые цветы, перелетают со стебелька на стебелек бабочки: желтая лимон-

ница, расписанная оранжево-бело-черным узором крапивница, а рядом с ней — рыженькая с чер-

ными крапинками перламутровка.

Смотришь на картину, будто чувствуешь, как веет от нее запахом медовых трав, теплым

свежим ветерком, слышится голос кукушки в дальнем лесу, стрекотание кузнечика иод ногами

косарей. Художник показал красоту летнего дня, трудовой порыв и азарт людей. Красота человече-

ского труда и природы — все слилось воедино под волшебными красками А. А. Пластова в пре-

красной картине, где много солнца, цветов, любви к природе.

На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети

самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задает им ВОПРОС Ы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения

вычленять средства выразительности, используемые художником, а также ак-

тивизации творческого воображения и эмоций, возникающих при ВОСПРИЯТИ И

изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными.

Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает

и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения

и средствами его выразительности.

Задавать подробные вопросы после рассказа необходимо, так как дети еще

произведение. Поэтому, прежде чем спрашивать ребят, о чем картина, надо

научить их детально рассматривать произведение.

рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как

(КЯК ВЫрЯЖёнб7,"~по~ни'м"ать эстетическую ценность картины, л также

способствует формированию образной связной речи дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью на занятии

(сразу после искусствоведческого рассказа) правомерно предлагать конкретные

вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное

рассматривание ее, с тем чтобы подвести ребят к пониманию содержания про

изведения. Например: «Что изображено на картине? Где расположены изобра-

женные на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное к

картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бро-

сается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал

художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Как

В этих вопросах мы пытались учитывать принцип постепенности нарастания

сложности. На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью почти

отсутствуют вопросы, содержащие объяснение связей между содержанием и

средствами выразительности. Последний же вопрос (из перечисленных выше)

направлен на проявление детьми определенных эмоциональных реакций, ак-

тивизацию ассоциаций и чувств детей.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций, поэтому не

следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом

содержания и выразительных средств произведения. Картины художником

должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту

и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на

предшествующих и последующих содержанию картины событий. «Перене-

жвяется как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей. При-

замяукает и потрется о ноги.

Красиво рассказал художник об этой дружной, любящей друг друга семье>.

Воспитатель предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на

тину, а затем проводит беседу по таким примерно вопросам: «Что изобра:

на картине? Как разместил художник членов семьи? Какими изобразил ху

ник бабушку, маму, папу, дочку, сына? Какое настроение исходит из этой

тины? Каким образом художнику удалось передать такое настроение? Ч

Дети по очереди отвечают. При необходимости воспитатель уточняет: «

но, в центре картины мама, сын и дочка, которые изображены ярким кра 1 / 3 1 2 3 > Следующая > >>

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особое место в художественно-эстетическом развитии ребенка занимает формирование эстетического восприятия окружающего, приобщение к миру искусства, развитие интереса к произведениям искусства.

Приобщение к искусству подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального прочувствования произведений художественной культуры – литературных произведений, музыки, изобразительного искусства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития [1, с.268].

Дошкольники по-разному воспринимают произведения изобразительного искусства, потому что они требуют высокого уровня сосредоточенности, внимательного изучения.

Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.

Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:

- доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);

- разнообразие стилевой манеры;

- доступность содержания для детского восприятия;

- художественная ценность, разнообразие используемых худож­ником средств выразительности (цвет, линия, колорит, компози­ция, ритм и т. д.);

- положительное эмоциональное воздействие на ребенка;

- учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);

- содержание должно носить воспитывающий характер [2, с.18].

Существуют формы работы с детьми по орга­низации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятель­ная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.

Виртуальные экскурсии предполагают организацию электронных экспозиций. Используются технические средства обучения – презентации, видеофильмы. Содержание может быть подобрано воспитателем самостоятельно, либо в качестве дидактического материала использовать материалы с сайтов музеев. Преимущество данной формы работы заключается в практически неограниченных возможностях выбора тематики, образцов отечественного и зарубежного искусства. Особенно актуальным использование виртуальных экскурсий является для блока архитектуры, когда есть возможность совершить виртуальное путешествие по архитектурным памятникам мира.

Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отображают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов.

Средством выразительности графики являются линии, точки, штрихи, пятна. Поэтому графика близка к живописи, но в отличие от нее изображаемый предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется

При анализе произведений живописи и графики с детьми используется схема анализа композиций, включающей ряд вопросов, раскрывающих художественный образ. Их можно объединить в три группы:

1. Общие вопросы : название картины и фамилию художника; о чем написана картина; что самое главное в картине и как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как оно соединено с ним; что красивое показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (прием вхождения в картину).

3. Вопросы, побуждающие сравнение изображенного с личным опытом; развитие у ребят разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств; прием мысленного создания картины по названию, данному художником: На данном этапе используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине [3].

Детей раннего и младшего возраста приобщают к искусству в процессе ознакомления с доступными произведениями живописи и графики, с книжной иллюстрацией. Чтение книг сопровождается эмоциональной оценкой образов. У детей развивают умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Начиная со средней группы детей знакомят с профессией художника. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. Дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура). Дети должны выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина).

В старшей и подготовительной группах в целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В.М. Васнецова, И. И. Левитана, В. Г. Перова, А. А. Пластов, К. П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству

Для художественно - эстетического развития детей произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира. Пластические образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые они узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества.

Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение как к живым объектам, так и произведениям искусства.

Первая функция изделий народного декоративно-прикладного искус­ства , с которой необходимо знакомить детей, — практическое использование предметов, выполненных народными мастерами.

Отличительные особенности народных декоративно-прикладных изделий:

Единство и взаимосвязь содержания и формы, художествен­ность и функциональность, зависимость формы изделия от его на­значения и материала.

Объединение традиционности с творческим характером де­коративно-прикладного Искусства, единство устойчивых мотивов с их интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, нового содержания на традиционной основе.

Коллективная природа народного творчества.

Обобщенность и конкретность; отсутствие натурализма; сти­лизация и простота [4].

Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень - вот доминирующие черты художественных изделий.

Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений педагог целенаправленно обращает, внима­ние дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Посте­пенно дети усваивают, что внешний вид здания зависит от его на­значения, замечают разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. У детей формируются знания о том, что у жилых домов есть, как правило, балконы, лоджии, цветоч­ницы, используются различные формы оконных и дверных проемов. Часто общественные здания отделывают с помощью разных видов изо­бразительного искусства — скульптур, монументальной живописи, декоративной росписи, мозаики [5].

На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоми­нают, как называются люди; проектирующие здания.

Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры — архи­тектуры парков, скверов, заповедников.

Постепенно педагог подводит детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.

Дети строят свои постройки по образцу, схеме, модели, архи­текторы разрабатывают макеты зданий. В работе дошкольника- архитектора важна форма, красота, прочность, функциональность, так как архитектор строит здания для удобства людей.

Одним из видов практической деятельности, способствующий преображению окружающей среды, является дизайн . Дизайн объединяет в себе различные виды искусства: живопись, графику, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и т.д.

Перспектива развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в дизайне дает возможность ребенку создавать не только красивые, но и функциональные вещи – детали костюма, элементы интерьера, предметы быта и т. д.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и ис­кусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, ло­скут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материа­лов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.

Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с.

Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб, пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. — Минск: Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2016. — 390 с.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солцевой. – СПб. : Питер, 2017. – 464 с.

Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб, пособие / С. В. Погодина. — 5-е изд., стер. — М. : Академия, 2014. – 352 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

ведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изо-

етали (так идет углубление в соде б^а^Жб~ТЦвеТГТТОГГроетга!^

в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содер-

жание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произ-

ведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведе-

нием художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту кар-

тину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети

не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по со-

держанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на

вопрос, о чем картина.

как с наступлением жаркого знойного лета, когда расцветают цветы и луг превращается в разно-

цветный ковер, все — от мала до велика — выходят на покос. Здесь и пожилые люди, и мужчины,

и женщины, и подростки. Взгляните на этих людей. Какая сила и какой размах в их движениях!

Они стоят плечом к плечу, так, чтобы не пропустить рядков с некошеной травой, косят энергично,

победили в войне, а теперь заняты мирным трудом. На лицах людей радость, улыбка играет на

губах. Их радует веселое разноцветие, пышное и яркое цветение трав. Художник яркими красками

как бы говорит: «Смотрите, радуйтесь прекрасному солнцу, изумруду и аромату трав и цветов,

Присмотритесь. Вы узнаете на этом разноцветном ковре каждый цветок: вот вежливые голу-

бые колокольчики, они как бы кланяются нам, а вот пушистые, изогнутые розовые «раковые

иван-да-марья. Как живые цветы, перелетают со стебелька на стебелек бабочки: желтая лимон-

ница, расписанная оранжево-бело-черным узором крапивница, а рядом с ней — рыженькая с чер-

ными крапинками перламутровка.

Смотришь на картину, будто чувствуешь, как веет от нее запахом медовых трав, теплым

свежим ветерком, слышится голос кукушки в дальнем лесу, стрекотание кузнечика иод ногами

косарей. Художник показал красоту летнего дня, трудовой порыв и азарт людей. Красота человече-

ского труда и природы — все слилось воедино под волшебными красками А. А. Пластова в пре-

красной картине, где много солнца, цветов, любви к природе.

На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети

самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задает им ВОПРОС Ы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения

вычленять средства выразительности, используемые художником, а также ак-

тивизации творческого воображения и эмоций, возникающих при ВОСПРИЯТИ И

изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными.

Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает

и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения

и средствами его выразительности.

Задавать подробные вопросы после рассказа необходимо, так как дети еще

произведение. Поэтому, прежде чем спрашивать ребят, о чем картина, надо

научить их детально рассматривать произведение.

рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как

(КЯК ВЫрЯЖёнб7,"~по~ни'м"ать эстетическую ценность картины, л также

способствует формированию образной связной речи дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью на занятии

(сразу после искусствоведческого рассказа) правомерно предлагать конкретные

вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное

рассматривание ее, с тем чтобы подвести ребят к пониманию содержания про

изведения. Например: «Что изображено на картине? Где расположены изобра-

женные на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное к

картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бро-

сается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал

художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Как

В этих вопросах мы пытались учитывать принцип постепенности нарастания

сложности. На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью почти

отсутствуют вопросы, содержащие объяснение связей между содержанием и

средствами выразительности. Последний же вопрос (из перечисленных выше)

направлен на проявление детьми определенных эмоциональных реакций, ак-

тивизацию ассоциаций и чувств детей.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций, поэтому не

следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом

содержания и выразительных средств произведения. Картины художником

должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту

и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на

предшествующих и последующих содержанию картины событий. «Перене-

жвяется как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей. При-

замяукает и потрется о ноги.

Красиво рассказал художник об этой дружной, любящей друг друга семье>.

Воспитатель предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на

тину, а затем проводит беседу по таким примерно вопросам: «Что изобра:

на картине? Как разместил художник членов семьи? Какими изобразил ху

ник бабушку, маму, папу, дочку, сына? Какое настроение исходит из этой

тины? Каким образом художнику удалось передать такое настроение? Ч

Дети по очереди отвечают. При необходимости воспитатель уточняет: «

но, в центре картины мама, сын и дочка, которые изображены ярким кра 1 / 3 1 2 3 > Следующая > >>

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Основными жанрами живописи, используемыми в детском саду, являются натюрморт, пейзаж и портрет.

Чумичёва Р.М. определяет пейзаж как один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.

При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи:

  • Учить понимать замысел произведения, его содержание.
  • Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  • Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
  • Научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.

Знакомство детей с пейзажной живописью можно начинать с четвёртого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. Работа по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью.

Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, грибов, ягод, цветов, деревьев.

В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи.
Детей старшего дошкольного возраста продолжают знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально - целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Педагог продолжает учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.

У детей развивается потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего великолепный пейзаж.

Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, линии горизонта и выделения главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

В дальнейшей работе расширяется представление детей о художниках – пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Уделяется внимание расширению и активизации словаря детей, наличию в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые они смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах.

Портрет – это изображение, описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Требования к портретам, используемым в работе с детьми дошкольного возраста:

Самое трудное и самое главное при восприятии портрета – умение понять внутренний мир изображенного человека. Повседневное общение со сверстниками и взрослыми создает условия для подготовки детей к восприятию портрета. Восприятие портрета тесно связано с развитием образной речи. Богатейший материал дает художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений.

В процессе беседы с детьми можно использовать следующие группы вопросов:

  • Вопросы, раскрывающие содержание картины: Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке? При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания, например, О чем думает девочка? Где она была? Это дополняет сюжетную линию, более глубоко раскрывает эмоциональное состояние изображенного человека, развивает фантазию ребенка.
  • Вопросы, позволяющие понять настроение, чувства изображенного человека: Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?
  • Вопросы, помогающие выделить средства выразительности, используемые художником, например: Почему одна часть лица на портрете светлая, а другая темная?

Почему художник изобразил человека в такой позе?

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, представляющий неодушевленные предметы, организованные в единую группу. В натюрморте можно много рассказать о жизни, о людях, о времени, в котором живут эти люди.

Основные темы жанра натюрморт: изображение природных предметов, вещи, сделанные руками человека. Как показывают исследования педагогов и психологов, натюрморт – первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников.

Натюрморты подразделяют на:

  • одновидовые (изображены объекты одного конкретного вида: только овощи, только цветы, только продукты питания или предметы быта и т.д.);
  • смешанные по содержанию (на картине представлены разнородные предметы);
  • сюжетные натюрморты (с изображением живых существ: птиц, животных, человека или натюрморты с включением в них пейзажа).

В младшей и средней группах детей знакомят с одновидовыми натюрмортами, в средней группе можно включать и смешанные по содержанию натюрморты. В старших группах детям следует показать разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к одновидовым и смешанным натюрмортам детям предлагаются натюрморты сюжетного характера, разнообразные по композиции.

Занятия по рассматриванию натюрмортов необходимо чередовать с практическими занятиями, на которых дети учатся создавать натюрморты, учатся в каждом простом предмете видеть художественный образ со своей историей. Способность увидеть что-то интересное в любом предмете, способствует развитию детского творчества.

Рисуя свои натюрморты, дети постоянно сравнивают между собой все составляющие натюрморта для того, чтобы научиться правдиво передавать характер предметов и характер отношений между ними.

Читайте также: