Какой орган занимается вопросами законности и правопорядка в рб

Обновлено: 04.07.2024

Законность, субъекты законности, принципы законности, единство законности, всеобщность законности, законность и целесообразность, реальность законности, гарантии законности, правопорядок, общественный порядок, элементы правопорядка.

1. Понятие законности применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных актах.

Законность – явление многоплановое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот или иной аспект законности, ту или иную ее связь с социальными процессами.

Под законностью понимают строгое, точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми органами государства, должностными лицами, учреждениями, общественными организациями и гражданами.

В настоящее время под законностью все чаще понимают идею, требование и систему реального выражения права в законах, в подзаконном правотворчестве государства.

Законодательство должно адекватно воплощать правовые принципы (справедливость), общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека и др.

Главное в содержании законности в данном случае заключается не только в полноте, беспробельности, непротиворечивости и т.д., как это подчеркивается в юридической литературе, но и в оценке его с точки зрения адекватного отражения и обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека.

2. Принципы законности – это основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению субъектов правоотношений.

В качестве основных принципов законности можно выделить прежде всего единство законности, всеобщность законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность (или неотвратимость реализации законности, некоторые выделяют также и верховенство закона.

1. Принцип единства законности означает, что на всей территории государства, несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных актов, несмотря на возможные (иногда существенные) местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

2. Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права – граждан, их организаций, государственных органов, должностных лиц.

Всеобщность законности находит свое отражение в равенстве всех субъектов права перед законом.

3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо приносить законность в жертву целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. Наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразно в силу его несправедливости, неэффективности, устарелости и т.п.

Целесообразность может вступить в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных актов: их устарелости, ошибках в праве и прочем. Именно здесь возникает спор, чему отдать предпочтение.

4. Реальность (или неотвратимость реализации) законности– это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

5. Одним из принципов законности называют и верховенство закона.

Этот принцип предполагает соответствие законам, как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативно-правовых актов, всех правоприменительных актов.

Гарантии законности – это система условий и средств, обеспечивающих процесс реализации законности.

В юридической литературе гарантии законности подразделяются на две группы – общие и специальные.

К первой группе (общим гарантиям) относят объективные и субъективные условия, обеспечивающие законность. Это экономические, политические, идеологические, социальные (общественные) и нравственно-духовные, или культурные.

Ко второй группе (специальным гарантиям) относят организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения (правовые, психологические и управленческие гарантии).

К экономическим гарантиям относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов организации производства, развитие хозяйственных комплексов, устойчивая финансовая система, рост материального благосостояния населения. Все эти факторы положительно влияют на состояние законности.

Иногда отдельно от экономических гарантий законности рассматривают ее социальные гарантии. При этом имеется в виду поддержание определенного уровня жизни населения, преодоление безработицы и т.п. Но все эти условия связаны с экономическими гарантиями и могут рассматриваться как их разновидность.

К политическим гарантиям относятся эффективное и как говорят сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством.

В последнее время все большую актуальность приобретают идеологические гарантии. Поскольку состояние общественности в обществе во многом определяется уровнем правовой культуры населения, общественного правосознания, то нельзя ни в коей мере игнорировать идеологический фактор в ее обеспечении. В этом отношении, безусловно, первостепенное значение имеет организация правового информирования населения, доступность каждому нормативных правовых актов.тов.

Важно подчеркнуть, что действенность соответствующих гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, системе.

Правовой порядок – это составляющая общественного порядка. Причем общественный порядок следует понимать не как простую совокупность общественных отношений, а как их определенное качество, определенное состояние системы общественных отношений.

Общественный порядок – это форма упрочнения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества.

Т.о., можно дать следующее определение правовому порядку:

Правопорядок – часть общественного порядка, это система общественных отношений, урегулированных нормами права, выраженная в правомерном поведении участников отношений.

Правопорядок – это комплексное образование, отдельные части (элементы) которого придают ему юридическую форму. Поэтому можно отметить, что элементами правопорядка являются:

1. Совокупность норм права – основа правопорядка

2. Правомерное поведение субъектов правоотношения – содержание правопорядка

3. Участники правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями – субъекты правопорядка.

4. Исходя из определения правопорядка, можно сказать, что он является результатом законности. Правопорядок – это по существу реализованная законность. Это итог правового регулирования, его реализованная цель. И если основой правопорядка является право, то условием его достижения выступает законность. Правопорядок – не просто совокупность правовых отношений (хотя и в таком понимании просматривается организованность и правильность этих отношений), но и определенное качество этих правовых отношений, имея в виду их внутреннее единство и согласованность. Правопорядок – это тот юридический результат, к которому стремится государственная власть и все субъекты права, используя разнообразные пути и приемы.

В правовой сфере трудно найти явление более взаимосвязанные, чем законности и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Хотелось бы подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе они ничего не значат.

И законность, и правопорядок формируются на одних принципах, они взаимосвязаны с государственной властью, у них одинаковое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью субъектов права.

Основные задачи правоохранительных органов Республики Беларусь. Правоохранительная деятельность является одним из важных видов государственной деятельности. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию гражданами своих прав, отстаивая законные государственные и общественные интересы, все государственные органы прямо или косвенно участвуют в правоохранительной деятельности. Для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, которые и называются правоохранительными.

К правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, предварительного расследования, юстиции (от лат.justitia – справедливость, законность), обеспечения безопасности, государственного контроля, налоговые и таможенные органы.

Прокуратура. Прокуратура Республики Беларусь – это единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов (законов, декретов, указов) на территории Республики Беларусь.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией.

В случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, прокуратура проводит предварительное следствие. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, а также дел, связанных с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Органы юстиции. В систему органов юстиции входят: Министерство юстиции и подчиненные ему управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, а также суды, государственные нотариальные конторы и частные нотариусы, отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и др.

Министерство юстиции является республиканским органом государственного управления. Оно подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательством, непосредственно Президенту Республики Беларусь.

На Министерство юстиции возложены задачи реализации государственной политики в сфере правосудия, в том числе урегулирование коллективных трудовых споров, а также руководство архивным делом в стране, руководство нотариатом и государственный контроль за нотариальной деятельностью, руководство и контроль за регистрацией актов гражданского состояния.

Министерство юстиции осуществляет государственную регистрацию политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений. Оно ведет Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняет некоторые другие функции.

Судебную систему Республики Беларусь, как вы уже знаете, составляют Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды, хозяйственные суды (вспомните, каковы их основные функции (§ 4)).

Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением некоторых случаев, особо оговоренных законом. Стороны и лица, участвующие в судебном процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений в порядке, предусмотренном законом.

Конституционный суд занимает особое место в судебной системе страны. Он дает заключение о соответствии нашей Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь:

принятых Национальным собранием законов, а также декретов и указов Президента;

международных договоров и других обязательств Республики Беларусь;

решений межгосударственных образований, в которые входит наша страна;

постановлений Совета Министров;

актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного суда, Генерального прокурора, а также актов любого другого государственного органа.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Нотариат (от лат. notarius– писец) – государственный орган, который удостоверяет различного рода юридические акты (договора, завещания, доверенности и т.д.), а также подлинность подписей на документах и копий документов. В Республике Беларусь нотариат включает государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. В их обязанности входит обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

В систему органов юстиции нашей страны входит и республиканский трудовой арбитраж, который является государственным органом, осуществляющим рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-экономической сфере.

Основными задачами Центра судебных экспертиз и криминалистики, тоже входящего в эту систему, являются производство экспертиз по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, гражданским делам, хозяйственным (экономическим) спорам, а также проведение научных исследований в области криминалистики и судебной экспертизы.

Органы государственного контроля. Для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением решений Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов в стране создан Комитет государственного контроля. Образуется данный Комитет Президентом Республики Беларусь, который и назначает его председателя.

Комитет государственного контроля следит за соблюдением законодательства в области финансов и налогообложения, за правильностью расходования средств республиканского и местных бюджетов, законностью использования государственных ресурсов и др.

Органы государственной безопасности. Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему. В нее входят Комитет государственной безопасности Республики Беларусь и управления данного комитета по областям (территориальные органы).

Основной задачей Комитета государственной безопасности страны является борьба с преступлениями, представляющими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь. К их числу относятся терроризм, организованная преступность, контрабанда, незаконная торговля оружием и некоторые другие преступлениям. Комитет государственной безопасности осуществляет также борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб. Для решения этих и других задач Комитет осуществляет сбор, обобщение, проверку информации, предназначенной для принятия ответственных государственных решений, связанных с обеспечением безопасности страны и ее успешного развития.

Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении специализированные учреждения образования, воинские части, подразделения специального назначения и др.

Вопросы и задания:

Что относят к правоохранительным органам Республики Беларусь? Каковы их основные задачи?

Что такое прокуратура? Какова её роль в белорусском государстве?

Назовите основные принципы деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

Что входит в систему органов юстиции нашей страны? Какие задачи они решают?

В чем заключается особая роль Конституционного суда в судебной системе Республики Беларусь?

В чем состоят функции органов государственного контроля и государственной безопасности?

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Законность, субъекты законности, принципы законности, единство законности, всеобщность законности, законность и целесообразность, реальность законности, гарантии законности, правопорядок, общественный порядок, элементы правопорядка.

1. Понятие законности применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных актах.

Законность – явление многоплановое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот или иной аспект законности, ту или иную ее связь с социальными процессами.

Под законностью понимают строгое, точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми органами государства, должностными лицами, учреждениями, общественными организациями и гражданами.

В настоящее время под законностью все чаще понимают идею, требование и систему реального выражения права в законах, в подзаконном правотворчестве государства.

Законодательство должно адекватно воплощать правовые принципы (справедливость), общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека и др.

Главное в содержании законности в данном случае заключается не только в полноте, беспробельности, непротиворечивости и т.д., как это подчеркивается в юридической литературе, но и в оценке его с точки зрения адекватного отражения и обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека.

2. Принципы законности – это основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению субъектов правоотношений.

В качестве основных принципов законности можно выделить прежде всего единство законности, всеобщность законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность (или неотвратимость реализации законности, некоторые выделяют также и верховенство закона.

1. Принцип единства законности означает, что на всей территории государства, несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных актов, несмотря на возможные (иногда существенные) местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

2. Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права – граждан, их организаций, государственных органов, должностных лиц.

Всеобщность законности находит свое отражение в равенстве всех субъектов права перед законом.

3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо приносить законность в жертву целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. Наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразно в силу его несправедливости, неэффективности, устарелости и т.п.

Целесообразность может вступить в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных актов: их устарелости, ошибках в праве и прочем. Именно здесь возникает спор, чему отдать предпочтение.

4. Реальность (или неотвратимость реализации) законности– это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

5. Одним из принципов законности называют и верховенство закона.

Этот принцип предполагает соответствие законам, как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативно-правовых актов, всех правоприменительных актов.

Гарантии законности – это система условий и средств, обеспечивающих процесс реализации законности.

В юридической литературе гарантии законности подразделяются на две группы – общие и специальные.

К первой группе (общим гарантиям) относят объективные и субъективные условия, обеспечивающие законность. Это экономические, политические, идеологические, социальные (общественные) и нравственно-духовные, или культурные.

Ко второй группе (специальным гарантиям) относят организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения (правовые, психологические и управленческие гарантии).

К экономическим гарантиям относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов организации производства, развитие хозяйственных комплексов, устойчивая финансовая система, рост материального благосостояния населения. Все эти факторы положительно влияют на состояние законности.

Иногда отдельно от экономических гарантий законности рассматривают ее социальные гарантии. При этом имеется в виду поддержание определенного уровня жизни населения, преодоление безработицы и т.п. Но все эти условия связаны с экономическими гарантиями и могут рассматриваться как их разновидность.

К политическим гарантиям относятся эффективное и как говорят сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством.

В последнее время все большую актуальность приобретают идеологические гарантии. Поскольку состояние общественности в обществе во многом определяется уровнем правовой культуры населения, общественного правосознания, то нельзя ни в коей мере игнорировать идеологический фактор в ее обеспечении. В этом отношении, безусловно, первостепенное значение имеет организация правового информирования населения, доступность каждому нормативных правовых актов.тов.

Важно подчеркнуть, что действенность соответствующих гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, системе.

Правовой порядок – это составляющая общественного порядка. Причем общественный порядок следует понимать не как простую совокупность общественных отношений, а как их определенное качество, определенное состояние системы общественных отношений.

Общественный порядок – это форма упрочнения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества.

Т.о., можно дать следующее определение правовому порядку:

Правопорядок – часть общественного порядка, это система общественных отношений, урегулированных нормами права, выраженная в правомерном поведении участников отношений.

Правопорядок – это комплексное образование, отдельные части (элементы) которого придают ему юридическую форму. Поэтому можно отметить, что элементами правопорядка являются:

1. Совокупность норм права – основа правопорядка

2. Правомерное поведение субъектов правоотношения – содержание правопорядка

3. Участники правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями – субъекты правопорядка.

4. Исходя из определения правопорядка, можно сказать, что он является результатом законности. Правопорядок – это по существу реализованная законность. Это итог правового регулирования, его реализованная цель. И если основой правопорядка является право, то условием его достижения выступает законность. Правопорядок – не просто совокупность правовых отношений (хотя и в таком понимании просматривается организованность и правильность этих отношений), но и определенное качество этих правовых отношений, имея в виду их внутреннее единство и согласованность. Правопорядок – это тот юридический результат, к которому стремится государственная власть и все субъекты права, используя разнообразные пути и приемы.

В правовой сфере трудно найти явление более взаимосвязанные, чем законности и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Хотелось бы подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе они ничего не значат.

И законность, и правопорядок формируются на одних принципах, они взаимосвязаны с государственной властью, у них одинаковое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью субъектов права.

Читайте также: