Какой орган власти занимался следствием и дознанием по разбойным делам на руси

Обновлено: 30.06.2024

Организация предварительного следствия предполагает знание системы предварительного расследования в России, её место в системе правоохранительных органов, этапов становления и развития, перспектив дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного следствия.
Предварительное следствие, так же как и дознание, является формой предварительного расследования. Предварительное следствие, как установленная законом форма собирания, проверки, оценки и использования доказательств на судебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств.

Работа содержит 1 файл

Копия Копия Курсовая.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра уголовного права и криминалистики

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Первого курса, группы № 306

Организация предварительного следствия предполагает знание системы предварительного расследования в России, её место в системе правоохранительных органов, этапов становления и развития, перспектив дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного следствия.

Предварительное следствие, так же как и дознание, является формой предварительного расследования. Предварительное следствие, как установленная законом форма собирания, проверки, оценки и использования доказательств на судебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств.

Что же касается органов дознания, то основной его функцией будет являться подготовка уголовного дела для следователя. Задачи, подлежащие решению в ходе осуществления указанной деятельности: обнаружить преступление, зафиксировать имеющиеся следы, раскрыть лицо, подозреваемое в совершении преступления, сборка материалов и т.д.

Сделаем выводы исходя из основных условий – принципов построения системы органов дознания: во – первых, органы дознания должны обладать оперативностью ( в том числе и организационно быть близкими по расположению к месту происшествия ), во – вторых, дознаватели должны обладать набором необходимых юридических и криминалистических навыков, в – третьих, этим органам должна быть предоставлена возможность творческой и процессуальной самостоятельности.

В изменившихся экономических условиях жизни, с учетом прогрессирующей криминализации общества, для реализации цели борьбы с преступностью правомерно решать проблемы в направлении эффективной модернизации всего уголовного процесса и предварительного следствия. При этом на данном этапе важно решить вопрос о месте следственного аппарата в системе правоохранительных органов. Тем более что от этого зависит перспектива развития предварительного следствия, его реальная процессуальная самостоятельность.

История становления и развития органов предварительного следствия.

Расследование преступления всегда было неразрывно связано со становлением и развитием государственности на Руси. В этот исторический период, чёткой специализации правовых структур ещё не существовало. Делами, связанными с какими — либо преступлениями, против личности, имущественными преступлениями и многими другими занимались конкретные люди, обладающие специальными полномочиями, предоставленными местной властью.

Что же касается Киевской Руси, во времена которой было характерно делегирование полицейских функций над светскими, а не духовным организациям , в некоторых отдельных литературных изданиях ссылаясь на положения Русской Правды, утверждают, что функции расследования преступлений осуществляли княжеские мечники и вирники. На самом же деле, такое предположение верно лишь отчасти, поскольку представители данных чинов занимались исключительно взысканием долгов, штрафов, пошлин и налогов, т.е.мытарством.

На самом же деле, поддержанием правоподядка занимались все члены общины под руководством выделяющейся местной знати. В крупных же городах, к деятельности по поддержанию и соблюдению общественного правопорядка принимала непосредственное участие княжеская дружина.

После крещения Руси в 988 г. помимо основных правовых источников того исторического периода ( ими являлись письменные договоры Руси с Византией ( 911, 944, 971 г. )) также обрели свою юридическую силу и церковные уставы князей Владимира и Ярослава. ( X – XI вв ). Эти уставы содержали нормы о брачно — семейных отношениях, преступлениях против семьи, нравственности и церкви. Также, в этих уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

По Псковской судной грамоте, к подсудным княжескому суду относились следующие дела: разбой, нападение, грабёж, а также несколько видов краж — саней, обитых войлоком, сена из непочатого стога, запертой на замок кладовой и пр. ( 5 ) (Там же)

Наиболее выражено до конца XIV в.проявлялось так называемое право иммунитетов, предоставлявшееся отдельным боярам – землевладельцам, что повлекло за собой делегирование судебных функций ( в том числе и по наиболее тяжким уголовным делам ) вотчинникам ( суды вотчинников – владельцев земель ). Московский центральный суд великого князя, в свою очередь, рассматривал преимущественно московские дела и лишь некоторые дела из уделов как по первой,

так и по второй инстанции.

В XV в. также запрещалось наместникам и волостелям каким – либо образом вмешиваться в судебную деятельность вотчинников.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что по древнерусскому праву государственного иска в уголовных делах не существовало, ещё не было различия между уголовным и гражданским процессом.

Однако, Русская Правда с начала XVI века стала утрачивать значение источника права.

Существует несколько точек зрения на то, когда же берёт своё официальное начало становление органов следствия. Одни учёные (например, О.А. Малышева) считают, что процесс становления следственных органов приходится на XVI век, другие же (Э.И. Воронин и С.Э. Воронин) убеждены, что следственные органы в России зарождаются во второй половине XIX столетия.

Рассмотрим XVI век. Начнём с того, что раскрытие и расследование преступлений того времени называли, как правило, розыском. Различия между следствием и розыском в законодательных актах того времени не было. Розыск, в свою очередь, в толковании самого этого слова значит сыскать, разузнать допросами и уликами, доискаться до истины, делать розыск, дознание, следствие, т.е. осуществлять следственный процесс.

Хотелось бы отметить тот факт, что первым законодательным памятником, определивший отличие следственного процесса от состязательного, являлась Псковская судная грамота. По её положениям, по таким делам как драка, конечная татьба, убийство, зажигательство, суд начинался без предъявления иска.

Во времена правления Ивана Грозного, в середине XVI в. появились специализированные органы полицейской направленности, а также должностные лица, занятые следственной работой по уголовным делам.

При Иване VI права суда по душегубству, разбою и по татьбе с поличным было отдано в ведомство губным старостам, и с этого времени положено начало ведения следственного процесса. ( по мнению В.А.Линовского).

Место производства суда над преступником назывался – губная изба, составлял которую суд из губных старост и целовальников. Надзор за деятельностью старост и целовальников осуществляла разбойная изба: привлекала их к ответственности за злоупотребление своими полномочиями, предписывала наблюдение друг за другом, чтобы никто не брал взяток.

Органами земского самоуправления являлись земские избы, которые осуществляли суд по всем делам, в том числе и подсудные губным избам.

В XVI в. (Напомню, что некоторые учёные, например О.А. Малышева, считают именно этот период официальным началом становления органов предварительного следствия) в Московском государстве большое внимание уделялось борьбе со шпионажем. Поэтому воеводы приграничных районов имели право ведения следствия и ареста подозреваемых. Они, так же как губные старосты могли устраивать очные ставки и применять пытки.

Неотъемлемой частью общеуголовного сыска в России того времени являлись сыщики (обыщики). Эти чиновники посылались центральной властью в города, они были уполномочены на преследование и поимку преступников. Свою историю этот институт государственных лиц ведёт с периода муждуцарствия, был ликвидирован указом царя Михаила Фёдоровича в 1627 году, но вскоре после Соборного Уложения должность учреждается вновь, уже на постоянной основе. Этого требовало состояние преступности на тот промежуток времени. Примечателен тот факт, что положение сыщиков стало выше положения губных старост, вследствие чего, старосты сделались их помощниками, т.к. земская полиция была под их непосредственным ведением. В основном, сыщики разрешали уголовные дела уже при ясных обстоятельствах, и чаще всего это был розыск беглых крестьян. Также они имели довольно широкий круг полномочий по расследованию преступлений. Они расследовали преступления совершённые губными старостами, разбойные дела, татьбу и убийства. В подчинении сыщиков находился целый аппарат – Приказ сыскных дел, в который входили дьяк, подьячий, стрельцы, казаки, пушкари, писарь и палач. Также, стали подчиняться сыщикам и губные старосты.

В силу того, что политические преступления ещё со времён Соборного Уложения стали иметь особый статус, начинают создаваться органы специального политического сыска – Приказ тайных дел или Тайный приказ (1650 – 1676 гг.) Тайный приказ являлся своеобразным органом надзора, имел право пересмотра и нового решения дел. Для рассмотрения какого либо политического преступления, создавались специальные следственные комиссии возглавляемые близкими царю людьми и каждый раз по особому случаю.

В 1683 году был издан рад указов по уголовным делам, повлекшие за собой переименование Разбойного приказа в Сыскной отдел и передачу права ведения уголовного дела воеводам, а сыщикам таких дел не посылать.

18 февраля 1684 года жителям вновь предписано выбрать губных старост, т.к. был возрождён порядок заведования губными делами, воеводы от них отстранялись.

Огромную значимость в реорганизации всего полицейского дела имела личность Петра I. Примечательным было то, что во время царствования этого императора Воеводам было возвращено право судить воровские, смертные и разбойные дела. Указом от 10 марта 1702 г. были отменены губные старосты и сыщики, а дела отдавались воеводам и дворянам.

До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзи­ратели, а в крупных городах существовали особые должности следствен­ных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производи­ли также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутст­вия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный при­став, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие поручалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места про­исшествий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем.

Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чи-

I Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания___________________301

новников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министер­ства юстиции 1 .

Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и про-сгупках, которыми устанавливалось производство предварительного след­ствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебны­ми учреждениями, регламентировались другие вопросы.

Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокуро­ра. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку хотя формально они были подчинены Министер­ству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависели от губерна­торов.

20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, ко­торый установил, что предварительное следствие о преступлениях и про­ступках, подсудных окружным судам, производится судебными следовате­лями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы судебному следователю. Таким образом, с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г. в определенной степени конкретизируется дея­тельность как следователей, так и органов дознания, основным из которых являлась полиция. Вместе с тем следует учитывать, что в это время все же отсутствовала стройная система органов дознания, что отрицательно ска­зывалось на расследовании преступлений и проступков 2 .

Принятие Устава уголовного судопроизводства не приостановило поис­ка средств и мер по совершенствованию деятельности органов расследова­ния. В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по особо важным делам. Помимо своей непосредственной работы по рассле­дованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привле­кался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в произ­водстве предварительного расследования.

Подробнее см.: Виленский Б. В. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., ]991.С 145-149,294.

Подробнее см.- Гуценко К Ф, Ковалев М А Правоохранительные органы: Учеб­ник. 2-е изд. М., 1996. С 280-281.

Раздел IV. Органы предварительного расследования

Декретом о суде № 1 в ноябре 1917 г. существовавшие институты су­дебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адво­катуры были упразднены, производство предварительного следствия возла­галось на местных судей единолично'. Однако они не справлялись с боль­шим количеством уголовных дел, поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов 2 . В это время наблюдается активный поиск новых форм организации и деятельности следственных органов.




Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. 3 производст­во расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью.

20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР 4 , которым были введены должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались должности следователей по важнейшим делам, которые состояли при гу­бернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям) было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, тре­бования которого при производстве следственных действий признавались общеобязательными.

'СУ РСФСР. 1917. №4. Ст. 50

2 Декреты о суде № 2 и 3 // СУ РСФСР. 1918. № 26. Ст. 420; № 52. Ст. 589.

3 СУ РСФСР. 1918. № 85 Ст. 889.

4 СУ РСФСР 1920 №83. Ст. 407.

Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания___________________303

Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1 . Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК гово-

Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы дея-

1 тельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК - ОГПУ) и воинских (во­енные следователи) преступлениях.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по де­лам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган - государст­венную прокуратуру- и приняла первое Положение о прокурорском над­зоре 3 . Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала впоследствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же ап­параты повсеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчине­нии судов.

В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустрой­стве РСФСР, в соответствии с которыми следователи из подчинения судам передавались в ведение прокуроров 4 . Однако это переподчинение было номинальным, поскольку подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.

В 1933 г. была учреждена прокуратура СССР как самостоятельный ор­ган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре 5 . В то же время в 30-х гг. наблюдается существенное расширение подследственности и полномочий органов доз-

' СУ РСФСР. 1922. № 20-21. Ст. 230.

2 СУ СССР. 1924. № 24. Ст. 206.

3 СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.

4 СУ РСФСР 1928 №117 Ст. 734. СЗ СССР. 1936. № 40. Ст. 338.

Раздел IV. Органы предварительного расследования

, Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания

нания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был обра­зован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-х гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом дознания.

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вноси­лись важные изменения и дополнения, направленные на: расширение га­рантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования); совершенствование орга­низационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела- в 1965 г.); изменение подследственно­сти (например, передача в 1978 г. уголовных дел о преступлениях несовер­шеннолетних следователям МВД); более полное использование возможно­стей науки и техники в уголовном судопроизводстве (введение в 1965 г. в уголовный процесс специалистов); использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (в связи с принятием в 1992 и 1995 гг. законов об ОРД) и т. д. Заметим, однако, что если с 1963 г. следственный аппарат считался структурным подразделением МВД, УВД, то в 1970 г. следственные подразделения были включены в состав горрай-органов внутренних дел.

Определенные изменения в структуре органов расследования произош­ли в 90-е и в последующие годы. В частности, в 1993 г. функции органов

дознания получили учрежденные федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета; в 1995 г. следственный аппарат был создан в Федеральной службе налоговой полиции и воссоздан в Федеральной службе безопасности. Таким образом, в настоящее время следственный аппарат функционирует в четырех ведомствах. Существен­ные меры по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ были предприняты в связи с изданием Указа Президен­та РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 и созданием главных управлений внут­ренних дел по федеральным округам'.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания отнесены главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный при­став, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Россий­ской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации.

Выявление и расследование преступлений - это деятельность специаль­но уполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, yстановлению события и состава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.

Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.

Объектом исследования данной темы является деятельность органов предварительного следствия и дознания.

В первой главе своей работы я раскрыла общие положения организации выявления и расследования преступлений, которую производят органы предварительного следствия и дознания, а также историю развития последних.

Вторая глава работы посвящена вопросам системы предварительного следствия.

В третьей главе говорится о компетенции органов предварительного следствия и дознания.

I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений

1. История развития органов предварительного следствия и дознания

До середины XVIII века предварительное расследование входило в обязан­ности полиции.

Со второй половины того же века в Санкт-Петербурге и Москве были соз­даны при городских правлениях специальные следственные органы, так называемые "юстицких криминальных дел департаменты".

Правом предварительного следствии так же обладали земские суды, упра­вы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чи­ны.

Законом от 6 июля 1860 года были введены судебные следователи, являв­шиеся особыми должностными лицами судебного ведомства.

В соответствии с Положением судебных уставов следователи как носители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами чле­нов суда.

К органам судебно-следственной власти относили так же участковых су­дебных следователей.

С 1870 года по важнейшим делам дознание производили следователи, на­значавшиеся министром юстиции по предложениям прокурора.

В отдельных случаях судебно-следственные действия могли производиться мировыми судьями, членами судебной палаты, чиновниками Министерства внутренних дел жандармского ведомства, сенаторами кассационных департа­ментов.

До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзира­тели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие пору­чалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места происше­ствий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем. Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чи­новников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министер­ства юстиции.

Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и про­ступках, которыми устанавливалось производство предварительного след­ствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебны­ми учреждениями, регламентировались другие вопросы.

Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокуро­ра. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министер­ству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависели от губерна­торов.

20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, кото­рый установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступ­ках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал по­лицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы су­дебному следователю.

В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по осо­бо важным делам.

Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.

Декретом о суде № 1 в ноябре 1917г. существовавшие институты су­дебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвока­туры были упразднены, производство предварительного следствия возлага­лось на местных судей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В это время наблюдается активный поиск новых форм организации и деятельности следственных органов.

Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью. 20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности на­родных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались долж­ности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям) было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, требования которого при производстве следственных действий признавались общеобязательными.

Следователь объявлялся носителем судебной власти, границы которой были обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять

С созданием в декабре 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии расследование дел о государственных преступлениях вошло в ее полномо­чия.

В 1920-х годах формируется нормативная база проведения предваритель­ного следствия, определяются организационные формы деятельности след­ственного аппарата.

В соответствии с первым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, принятом в 1922 году, понятие "следователь" включало народных следователей, следователей, состоящих при губернских судах, следователей военных трибуналов и следователей по важнейшим делам при наркомате юсв1Ц0Встановлением в 1922 году института прокуратуры развитие организа­ции предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях получает дальнейшее развитие. В функции прокуратуры был включен надзор за расследованием уголовных дел, а для производства срочных расследова­нии по важнейшим делам следователи состояли при отделе прокуратуры Нар­комюста.

В 1940 году основная масса уголовных преступлений стала расследоваться следователями НКВД и милицией.

В сентябре 1928 года следователи из подчинения судам перешли в веде­ние прокуроров.

В 1936 году следственный аппарат был выведен из системы наркомата юс­тиции и передан прокуратуре.

6 декабре 1958 года с принятием новых Основ уголовного судопроизводст­ва Союза ССР правом производства предварительного следствия были наде­лены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности, следственный аппарат МВД был упразднен, однако с апреля 1963 года вос­становлен.

В 1970-1980-е годы органы предварительного расследования развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной систе­мы СССР.

В 1990-е годы в связи с образованием суверенной России функции органов дознания получили федеральные органы налоговой полиции и органы Госу­дарственного таможенного комитета, а следственный аппарат был восстанов­лен в Федеральной службе безопасности.

следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибу­налов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы дея­тельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК - ОГПУ) и воинских (во­енные следователи) преступлениях.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган— государст­венную прокуратуру — и приняла первое Положение о прокурорском надзо­ре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала впослед­ствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты по­всеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи из подчинения судам номинальным, поскольку подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.

В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг наблюдается существенное расширение подследственности и полномочий органов доз­нания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был обра­зован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом доз­нания.

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования), совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела); изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов об ОРД) и т.д.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 68980
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0


Ключевые слова: история, следователь, полномочия следователя, процессуальная самостоятельность следователя, история становления.

Изучение истории становления и развитие статуса следователя и его процессуальной самостоятельности имеет важное значение для уголовного процесса, поскольку могут быть использованы для решения проблем современного следствия. В частности, это позволит выявить истоки закрепленного в действующем законодательстве положения о процессуальной самостоятельности следователя, установить пределы такой самостоятельности, а также определить, каким образом процессуальные полномочия следователя соотносятся с полномочиями иных органов и должностных лиц уголовного судопроизводства [1].

В первую очередь стоит определить время зарождения следственных органов в России. Этот вопрос является дискуссионным. Степанов Б. Б. в своей диссертации указывает, что «изучение исторической и юридической литературы прошлого и современного дает основание заявлять о появлении лица, специально назначенного для осуществления расследования по уголовным делам, в период царствования Ивана IV [2].

Интересно мнение Огородова А. Н., который в своей работе отмечает, что попытки установить момент возникновения органов расследования являются методологически неверными, так как стадия предварительного расследования и процессуальная фигура следователя является результатом деятельности не конкретного деятеля и правителя, а поступательного развития общественных отношений в сфере уголовного процесса [3]. Огородов А. Н., считая дискуссии по поводу времени образования следственных органов необоснованными, предлагает разграничить формирование следственных органов на два этапа — дореформенный (до Судебной реформы 1860–1864 гг.) и пореформенный (после Судебной реформы 1860–1864 гг.).

В XVII веке на Руси был рассвет приказной системы управления. Особенностью приказов были пестрота и неопределенность функций, которые на них возлагались, так как учреждались царем или Боярской думой для конкретной ситуации или изменившегося положения дел в стране. Прообразом следственного органа в системе приказов можно считать Разбойный. Именно в его компетенцию входило управление полицейской расправой по разбойным, приводным делам, а также делам о кражах. Во главе Разбойного приказа стояла следственно-судебная комиссия из боярина, дворянина и двух дьяков. Приказ имел сеть органов по всей Руси — губ, возглавляемые старостами [4].

С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы — Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата [6]. Контроль за следственными действиями, выполняемыми следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

К середине 19 века накопилось много социально-экономических проблем, а также проблем в сфере государственного управления, решить которые могло только проведение радикальных реформ. Несоответствие предварительного расследования современным реалиям было очевидным. Децентрализованность следственных органов, их подчиненность административным органам, инквизиционность процесса, тайность расследования, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, волокита, продажность лиц, расследующих преступления, не могли не сказаться на качестве расследования преступлений.

Одной из важнейших реформ того времени была судебная реформа, которая предусматривала полное изменение судоустройства, а также изменение предварительного расследования и введение должности судебных следователей. Указом императора Александра II от 08.06.1860 были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

Этим указом следственная часть была отделена от полиции. В 44 губерниях назначение получили 993 судебных следователя, которые были подведомственны министерству юстиции. Законодательно закреплялось, что судебные следователи являлись членами судов. Также на суды возлагались полномочия по контролю за следственными действиями, выполняемые следователями.

Особое внимание стоит обратить на тот факт, что Россия переняла положения французского Кодекса уголовного расследования и стала придерживаться смешанного типа уголовного процесса, разделив его на предварительное следствие и состязательное судебное производство. А следствие дореформенного периода начало приобретать черты современной оперативно-розыскной деятельности.

Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 года отказалось от предварительного расследования следственной комиссией из трех человек и ввело должность народного следователя. Хоть следователь и потерял приставку судебный, все же находился в штате судебных органов. Суд подбирал кандидатов на должность, регламентировал их работу и ведал финансированием, так и принимал окончательное решение о предании обвиняемого суду или утверждал постановление следователя о прекращении уголовного дела.

При этом народный следователь стал обладать широкой процессуальной самостоятельностью, получив право:

  1. принимать решение о возбуждении уголовного дела;
  2. производить необходимые следственные действия;
  3. избирать меру пресечения, включая заключение под стражу;
  4. принимать решение о предании обвиняемого суду либо прекращении уголовного дела.

В сентябре 1928 года народные следователи были изъяты из ведения судов и переданы прокуратуре для недопущения разногласий между судом и прокуратурой, а также для большей эффективности предварительного следствия. Следовательно, суд утратил функции руководства органами предварительного следствия.

В 1936 году был создан Следственный отдел в Прокуратуре СССР, который окончательно сформировал прокурорскую модель предварительного расследования. Вместе с тем, в 1934–1938 годах право предварительного расследования получали органы государственной безопасности и милиции.

  1. Хорьяков С. Н. Процессуальная самостоятельность следователя: дис. … канд. юрид. наук / Хорьяков С. Н. — Москва, 2006. — 211с.
  2. Степанов Б. Б. Процессуальная самостоятельность следователя при расследовании преступлений: автореф. дис. канд. наук / Москва, 2007. С. 74.
  3. Огородов А. Н. Процессуальная самостоятельность следователя в уголовном судопроизводстве дис. … канд. юрид. наук / Москва, 2018. С. 251.
  4. Лоза Т. В. История создания и становления следственного комитета Российской федерации / Лоза Т. В. // Право. Общество. Государство. — 2013. № 1. — С. 10
  5. Аверченко А. К. Вневедомственный следственный аппарат: замыслы и реальность / Аверченко А. К., Серов Д. О. // Журнал Российского права. — 2005. № 3. С. 161–166.
  6. Чаплыгина В. Н. Становление института судебных следователей в конце ХIХ века / Чаплыгина В. Н. // Проблемы теории и практики уголовного процесса: история и современность. — 2006.
  7. Хмелева А. М. Предварительное следствие в России: Ретроспективный взгляд / Хмелева А. М. // Lex Russica. — 2016. С. 11
  8. Шимановский В. В. Правовое положение следователя в советском уголовном процессе: автореф. дисс …канд. юрид. наук. / Шимановский В. В. — Л, 1965. С. 16.

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, предварительное следствие, орган, процессуальная самостоятельность следователя, Россия, следователь, суд, судебный следователь, процессуальная самостоятельность, судебная реформа.

Читайте также: