Какой бинарный код соответствует по мнению лумана правовой системе

Обновлено: 17.05.2024

М.Вебер считал, что для современного европейского общества была характерной замена традиционного действия целерациональным. Корни этого процесса идут к религии спасения и противоречиям её эмпирической наукой и иными ценностными системами[11]. В результате ослабления влияния религии на общество возникает потребность в формировании рационального права. Развитие хозяйственной капиталистической деятельности требует, по мнению М.Вебера предсказуемого права, то есть обладающего определенной формальностью. Все правовые системы прошлого и современности он классифицирует по типам правового мышления[12] на формальное иррациональное право; материальное иррациональное право; материальное рациональное право и формальное рациональное право.

Иррациональность присущая правовой системе, в отличие от рациональности, понимается как обращение позитивного права, к средствам не связанным с разумом. Материальное право связано с использованием моральных, политических и иных внеправовых ценностей и регуляторов. Если традиционным обществам присуще иррациональное право, то в западном обществе модерна происходит юридическая рационализация. Но если для классического либерализма было присуще формальное рациональное право, то для современного социального государства право становиться материально-рациональным. М.Вебер был противником материального права, так как был приверженцем либеральной идеологии[13], сторонником индивидуализма. Развитие западного общества приводит, по мнению М. Вебера, к так называемому парадоксу рациональности: деятельность государства с разрушением этических критериев (протестантской этики) превращается в чистый утилитаризм, которая с точки зрения индивида лишена смысла, а развитие социального государства приводит к регламентации граждан бюрократией, к потери свободы[14]. Безусловно, идеи о рационализации права М.Вебера не следует рассматривать как неизбежный закон, присущий всем цивилизациям[15]. Современные социологические исследования стран Латинской Америки показали, что модернизация общества не всегда неизбежно связана с его секуляризацией[16]. Более того, в современный период роль религии усиливается повсюду, на это указывает, в частности Д.Белл[17].

Таким образом, в процессе модернизации общества происходит разрушение религиозной картины мира, на смену которой приходит постметафизическое мышление, основанное на инструментальном разуме или целерациональных действиях, такое мышление ведет к негативным для общества и личности последствиям.

2. Связь модернизации и правого регулирования

Расширение предмета правового регулирования и теория аутопоэсиса Никласа Лумана.

Являясь неизбежным спутником социального развития, юридификация общества влечет как позитивные, так и негативные последствия. Позитивный аспект, прежде всего, связан с выполнением государством социальной функции, что является необходимым условием для снятия остроты экономических общественных противоречий. Неизбежное при этом регулирование большинства общественных отношений правом, а не иными регуляторами, является средством преодоления экономических конфликтов.

В социологии права существуют различные взгляды на пути преодоления негативных последствий юридификации общества. Многие сторонники либертаризма призывают к дерегуляции общества и возвращению к формальному праву[33].

[1] На такие аспекты указывает современный социолог П.Штомпка.

[2] См.: Тихомиров Ю.А. О модернизации государства /Журнал российского права. 2004.№4.С.3-17.

[3] Бусова Н.А. Модернизация, рациональность и право. Харьков, 2004. С.8.

[4] Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне., М 2003. С.8.

[7] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.95.

[8] Цит. по Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.,2003. С.7.

[10] Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.628.

[11] Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное образ общества. М., 1994. С.66.

[13] Weber M. Economy and Society. 1978. vol. P. 656.

[14] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М, 1990. С.206.

[15] Такая трактовка идей М.Вебера была присуща, в частности Т. Парсонсу.

[16] Федотова В.Г., Кросс Ш. Православие, Вебер и новый русский капитализм // ОНС. 2006. №2. С.41.

[17] Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века. М., 2007. - С. 72.

[18] Графский В.Г. Гражданское общество, правовое государство и право // Государство и право. 2002. №1. С.45.

[19] См.: Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск, 2000. С.30.

[20] См.: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне., М 2003. С.122-123.

[21] См.: Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000. С.250.

[22] Единственным автором, исследовавшим право и правовое регулирование в коммуникативном контексте является А.В. Поляков: Общая теория права. СПб., 2004. С.623.

[23]См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С.26.

[24] Комаров С.А. Общая теория права в схемах и определениях. М., 1996. С.9.

[25] О различных подходах в отечественной науке к определению правового регулирования см.: Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система / Право и политика. 2006.№11.С.17.

[26] Честнов И.Л. Антропология правового регулирования // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Тезисы международной научно- теоретической конференции. СПБГУ МВД. 2003. С.22.

[27] Пиголкин А.С. Законодательная техника. М., 2000. С. 251.

[29] Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol.2. – P.357.

[30] Ж.Л. Бержель Общая теория права. М., 2000. С. 286.

[31] Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol.2. – P.357.

[33] Хайек Ф. Дорога к рабству. Вопросы философии. 1990. №12.

[35] Luhmann N. Sociological Theory of Law. – London, Routlege&Kegan Paul, 1985. – P. 166.

[36]. Luhmann N. Sociological Theory of Law. – London, Routlege&Kegan Paul, 1985. – P. 243.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Социолого-правовые концепции правовой системы
Н. Лумана и П. Бурдье

Описание слайда:

Правовая система общества
С.С. Алексеев относит к правовой системе:
право, как особое нормативное образование,
судебную и иную юридическую практику,
правовую идеологию,
правотворческую и
правоприменительную деятельность компетентных органов,
нормативные и индивидуальные правовые акты,
правоотношения

Описание слайда:

Правовая система общества
По мнению Г.И. Муромцева, правовая система включает в себя следующие элементы:
доктринально-философский, или идеологический (правопонимание, понятия и категории права и т.д.);
нормативный, т.е. совокупность действующих в обществе правовых норм;
институционный, т.е. юридические учреждения – правотворческие и правоприменительные;
социологический, т.е. правоотношения, применение права, юридическая практика

Описание слайда:

Н. Луман
Общество - всеобъемлющая система коммуникации, включающая все национальные сообщества – социальные системы, состоящие из подсистем – политической, экономической, правовой, религиозной и других.
Выделение общества и образующих его подсистем возможно только через их различение с окружающей средой.
По отношению к глобальному обществу окружающим миром выступает физическая, органическая, психическая реальность, по отношению к каждой из национальных социальных систем – глобальное общество и его окружение. Подсистемы общества являются окружением друг для друга.

Описание слайда:

Аутопойесис
Аутопойесиси социальных систем состоит в том, что они при помощи коммуникаций самонаблюдения и самоописания разграничивают себя и окружающий мир (самонаблюдение) и воспроизводят свои структурные элементы и взаимоотношения между ними (самоописание).
Аутопойесис приводит общество и его подсистемы к автономности и оперативной закрытости по отношению к окружающему миру. Реагируя на окружающую среду, социальная система отбирает внешние для нее коммуникации и переосмысливает их в своих собственных категориях.

Описание слайда:

Любое общение вокруг юридического суждения о правовом/неправовом представляет собой операцию правовой системы, даже если она осуществляется на уровне конфликта с соседом, дорожного происшествия, полицейского контроля и т. п.

Описание слайда:

Общества с функциональной дифференциацией сложноорганизованные, современные общества
Для них характерна автономность и самореферентность социальных систем, предполагается деление общества на подсистемы, функции которых не могут выполнить только они и никакие другие подсистемы.
Правовая система автономна по отношению к политической, что, по мнению Лумана, является ключевой характеристикой современного общества. Правовые коммуникации, хотя и часто обусловливается внешними причинами, воздействием экономических, политических и других факторов, содержательно определяются самой правовой системой

Описание слайда:

При сегментарной дифференциации общество делится на приблизительно равные территориальные единицы, при иерархической - стратифицируется на социально неоднородные и обладающие разной степенью власти социальные структуры с доминированием политики над другими социальными системами.
Социальные системы не обладают необходимой степенью автономии, чтобы самостоятельно воспроизводить свои структурные элементы, задавать смыслы их коммуникаций, т.к. находятся под определяющим влиянием политических элит. Именно они, а не профессиональные группы определяют главные направления и практические шаги в области модернизации и институционального строительства в праве, экономике, политике, социальной сфере.

Описание слайда:
Описание слайда:

Внутренняя борьба - монополия на легитимное толкование права и, - общественно признанное видение мира и интерпретацию отношений господства и подчинения.
Противоречия между агентами юридического поля создают объективные основания для разделения труда и возникновения их взаимозависимости.
Теоретики, опираясь на принципы логики и справедливости, стремятся возвести право до уровня чистой теории - автономной и самодостаточной системы, очищенной от любых сомнений и лакун.
Практики адаптируют право к реальной действительности, конкретизируют право при разрешении различных казусов, они создают инструментальные правовые инновации, адаптированные к требованиям жизни.

Описание слайда:

Социальный капитал
Позиции агентов, обусловленные специфической властью и влиянием, зависят от веса обладаемого ими капитала (экономического (собственность), культурного (образование) и социального (социальные связи).
Символический капитал - разновидностью любого капитала; существует в восприятиях социальных агентов в виде ресурса (доверие, социальный престиж), который можно использовать для влияния на поведение других людей.
Юридический капитал - разновидность символического капитала; юридические компетенции и другие качества юристов, ценимые в обществе, позволяющие оказывать юридические услуги.

Описание слайда:

П. Бурдье значительную роль в функционировании правовой системы отводит профессиональному юридическому сообществу.
Монополия юристов на доступ к юридическим ресурсам способствует сохранению дистанции между ними и непосвященными (профанами), содействуя постоянному процессу оттачивания и рационализации юридических понятий.

Но при этом призывает сфокусировать основное внимание на объективно возникающих отношениях между юридическим полем и полем власти, а через него — всем социальным полем. Этот универсум отношений, по его мнению, определяет средства, цели и специфические следствия юридической деятельности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Социологическая концепция Лумана базируется на рассмотрении социальной реальности как коммуникативной системы. Современное общество в понимании Лумана представляет собой глобальную систему коммуникации. Согласно Луману, обществу присуща тенденция нарастающего усложнения и дифференциации. Тем не менее оно сохраняет и даже наращивает единство благодаря укреплению и расширению коммуникативных связей. В отличие от представлений Парсонса, у Лумана социальную систему конституируют смыслы, которые она же сама и производит. Эти смыслы и образуемая ими система в целом порождаются коммуникативными процессами. Таким образом, общество имеет коммуникативную природу. Социальная реальность — только один из существующих типов систем, наряду с машинами, организмами и психическими системами.

Луман рассматривает общество в целом как функциональную дифференцированную систему, включающую в себя выполняющие разнообразные функции подсистемы. Они соответствуют различным специализированным сферам социальной жизни. Одной из таких подсистем является право. Поскольку общество как живая система отличает себя от ограничивающей его окружающей среды, каждая из его подсистем тоже обладает способностью саморазличения. Для подсистемы окружающей средой являются другие подсистемы, в частности, для права окружающая среда — это экономика, политика, мораль, религия и другие социальные сферы.

Темпоральное измерение смысла составляют ожидания и ожидания ожиданий. Под ожиданием ожидания Луман понимает рациональный порядок действий людей, устанавливающийся благодаря тому, что в ходе взаимодействия субъекты предвидят и ожидают характер направленных на них ожиданий партнеров по взаимодействию.

Ожидания нормируются: это означает, что даже в том случае, если конкретное ожидание не сбывается, субъект продолжает оставаться в состоянии ожидания.

Согласно Луману, социология права должна рассматривать свой предмет как аутопойетическую подсистему общества. В отличие от правоведа, который изучает право, находясь внутри его системы, социолог исследует его извне. С точки зрения функционального подхода Луман выделяет следующие функции, которые выполняет в обществе правовая система: это функции социального самовоспроизводства, стабилизации ожиданий, коммуникативная, когнитивная и мотивацион-ная. Специфику права как социальной подсистемы определяет стабилизирующая функция, состоящая в том, что право просеивает, обобщает и выводит на более абстрактный уровень возникающие социальные ожидания, редуцируя их к обозримому числу формализованных вариантов. Тем самым право обеспечивает качество социальной коммуникации.

Роль права в обществе, согласно Луману, тесно связана с феноменом конфликта. Структура правовых норм предусматривает возможность конфликта и одновременно намечает возможные пути его разрешения, поскольку организует и стабилизирует связанные с конф ликтом ожидания. Во-первых, право дает субъектам возможность некоторого прогнозирования действий и ожиданий других на основе существующей нормативной системы. Во-вторых, правовые нормы формируют ожидание принуждения, поскольку гарантируют в случае нарушения применение специальных негативных санкций. Выявление и исследование структурных конфликтов, по мнению Лумана, составляет одну из основных задач социологии.

Луман не выстраивает иерархии социальных подсистем, считая, что ни одна из них не осуществляет одностороннего контроля над другими. Однако все подсистемы оказывают друг на друга влияние. В частности, испытывают взаимное влияние право и политика, оставаясь двумя функционально дифференцированными подсистемами.

Из этого беглого очерка социолого-правовой концепции Лумана уже очевидны глубина и системный характер его идей, содержание и значение которых еще подлежат более полному осмыслению.

Смотрите также:

Следует особо остановиться на концепции административно-государственного управления
Наиболее последовательно эта точка зрения нашла свое выражение в работах Н. Лумана.

Юридический факультет. История политических и правовых учений.
§ 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер. Поиск обновленных теоретических основ правоведения и других общественных наук еще во второй половине XIX в. привел

§ 4. Государственно-правовая концепция Г. Еллинека.
Своеобразную попытку соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией предпринял немецкий государствовед Георг Еллинек (1851—1911).

Если вы планируете вести записи по методу зеттелькастен, стоит сначала узнать, как сам Луман вёл свою картотеку. Но авторы большинства статей и видео о зеттелькастен часто дают лишь поверхностную информацию, которая кочует из одного обзора в другой, иногда даже с ошибками. Мне не хватало более подробной статьи об оригинальном методе Лумана, поэтому я написал её сам.

Большинство обзоров зеттелькастен врут

А в этом видео автор утверждает, что надо заранее определиться, будете ли вы использовать в нумерации буквы или цифры, хотя Луман использовал и то, и другое. И в этом же видео она говорит, что через наклонную черту в номере заметки Луман писал номера карточек, с которыми связана эта заметка. То есть она вообще не в курсе принципа нумерации картотеки Лумана.

Надёжный источник

Эта статья — пересказ главы из книги Forgetting Machines: Knowledge Management Evolution in Early Modern Europe Альберто Чеволини. Глава называется Niklas Luhmann’s Card Index: Thinking Tool, Communication Partner, Publication Machine. Её написал Йоханнес Шмидт, профессор из Билефельдского университета. В этом университете работал Луман и здесь же сейчас хранится его картотека.

В этой главе Шмидт описал картотеку Лумана: сколько было карточек, как он их заполнял, систему нумерации, индексов и ссылок. Я лишь перевёл её. Если захотите почитать оригинал, напишите в комментариях — я пришлю ПДФ-ку.

Что такое картотека Лумана

Картотека Никласа Лумана — это 90 тысяч заметок на карточках формата А6. Он хранил их в шести небольших деревянных шкафчиках с четырьмя выдвижными ящиками в каждом. В одном таком ящике умещалось 3000-3500 карточек. Отдельно, в четырёх картонных коробках, Луман хранил библиографические записи.

Картотека хранится в Билефельдском университете, в котором работал Луман

Картотека хранится в Билефельдском университете, в котором работал Луман

Большинство его карточек, почти 75000, — это заметки по книгам, его собственные мысли и идеи для публикаций. Свои записи Луман организовал в двух коллекциях.

Первая коллекция — это 23000 карточек, которые хранились в семи ящиках. Луман разделил эти заметки на 108 категорий по темам. Ещё в коллекции были два списка 2000 книг и статей, которые он прочитал, и список 1250 ключевых слов. Эти записи он вёл с 1951 по 1962 год.

Основная коллекция Лумана — это заметки, которые он делал с 1963 до 1996 год. В этой коллекции было 67000 карточек. Они хранились в 21 ящике. Луман организовал их по 11 основным темам, которые разделил на 100 подразделов. Кроме основных заметок, в коллекции было 15000 библиографических карточек, список 3200 ключевых слов и небольшой указатель персоналий с 300 именами.

Вторая коллекция — это не продолжение первой, а полностью новая. Нумерация в ней начинается с карточки номер один. Обе коллекции почти не связаны между собой, между ними есть лишь несколько ссылок.

Карточка с номером 1 во второй картотеке Лумана

Карточка с номером 1 во второй картотеке Лумана

Для своих заметок Луман использовал обычную бумагу, а не специальные каталожные карточки. Такие карточки были тоньше и занимали меньше места в ящиках. Обычно он просто разрезал лист А4 на четыре части. В ход шли ксерокопии, счета и даже детские рисунки — он разрезал их и писал на обратной стороне.

Система организации

Обе коллекции Луман организовал по предметным областям, темам. Эти темы он указывал в первой цифре номера карточки. В первой коллекции номер темы, раздела был отделён от номера карточки запятой, а во второй — наклонной чертой.

В номере карточки тема отделена наклонной чертой — это заметка из второй коллекции

В номере карточки номер темы отделен от основного номера наклонной чертой — это заметка из второй коллекции

В первой коллекции Луман выделял 108 тем. Темы были самыми разными: государство, власть, наука, информация и так далее. Луман никак их не организовывал, они шли простым списком.

Вторая коллекция отличалась от первой иерархичной структурой. В ней Луман выделил одиннадцать предметных областей высшего уровня, такие как функционализм, офис, экономика, теория принятия решений и другие.

Заметки по каждой главной теме разделялись на подтемы. Принцип такой организации похож на многоуровневые папки, древовидные комментарии или записи в Roam или WorkFlowy.

Вот как принцип организации заметок во второй коллекции Шмидт проиллюстрировал в книге, о которой я говорил в начале статьи.


Каждой подтеме соответствует свой номер, длиной до четырёх цифр. Хотя система нумерации похожа на иерархичную, многие подтемы могли практически никак не относиться к основной теме. А карточки по одной теме могли находиться в совершенно разных местах картотеки.

Система нумерации

Нумерация в картотеке Лумана последовательная. За карточкой 1,1 или 1/1, идёт карточка 1,2 или 1/2, за ней — 1,3 или 1/3 и так далее.

Если заметка в новой карточке продолжает тему карточки 1,1, но создана позже 1,2, то Луман нумеровал её 1,1a и ставил перед 1,2. Если надо было продолжить эту последовательность заметок, дальше шёл номер 1,1b, 1,1c и так далее. Если надо было добавить заметки перед карточкой 1,1b, то он давал им номера 1,1a1, 1,1a2, 1,1a3 и так продолжал новую ветку заметок.

Вот как Шмидт иллюстрируют нумерацию в книге.


Это простой пример, иллюстрирующий принцип нумерации в картотеке Лумана. Но в его картотеке встречались карточки с очень длинными и сложными номерами. В них могло быть до тринадцати символов, например, как в карточке 21/3a1p5c4fb1a.

В номере этой карточки 13 знаков

В номере этой карточки 13 символов

Кроме того, в некоторых случаях Луман использовал другие вариации номеров, такие как 1/1aa, 1/1,2 или использовал заглавные буквы в номере.

Карточка с номером 1,1a,a стоит перед карточкой 1,1b и после 1,1a

Карточка с номером 1,1a,a стоит перед карточкой 1,1b и после 1,1a

Система ссылок в картотеке Лумана

Система ссылок между карточками — ещё одна ключевая особенность картотеки Лумана. В первой коллекции было 20000 ссылок, во второй — 25000-30000, и несколько ссылок между коллекциями.

Можно выделить четыре типа ссылок.

Ссылки между отдельными карточками. Если Луман в заметке хотел сослаться на карточку со схожей идеей, он писал номер записи, на которую ссылался.

На этой карточке три ссылки на другие заметки

На этой карточке три ссылки на другие заметки

Ссылки на карточку-примечание. Если Луман хотел уточнить какой-то один вопрос в заметке, то он писал карточку-примечание. В этом случае он не присваивал такой заметке отдельный номер, а давал на неё ссылку в основной карточке — писал красной ручкой цифру 1 и дальше, если примечаний было несколько. Такая карточка стояла в картотеке рядом с основной.

Чаще всего Луман добавлял только одну карточку-примечание, но были и исключения, как эта заметка

Чаще всего Луман добавлял только одну карточку-примечание, но были и исключения, как эта заметка

Ссылки в крупной структуре последовательностей заметок. Когда Луман начинал какую-то сложную и объёмную мысль, он набрасывал на карточке основные тезисы, и помечал их заглавной буквой. С этой буквы в номере карточки начиналась последовательность заметок по указанной теме.

Карточка с такими ссылками была похожа на план статьи или книги

Карточка с такими ссылками была похожа на план статьи или оглавление книги

Ссылки на подтемы. В начале каждой крупной темы, Луман помещал карточку на которой писал номера начальных карточке подтем в этом разделе.

  • Идеология 17
    • Идеология и легитимность 54,2
    • Идеология / разделение труда 44,1b; 44,5
    • формальная / неформальная идеология 70,6
    • Идеология / Ответственность 71,2g
    • систематическое подключение 28,10l5a (рациональность организации)
    • Идеология / Иерархия 49,20
    • Идеология / Авторитет 45,1k2
    • Идеология / Honor 45,8c4

    Ссылки ведут на карточки внутри раздела и на заметки в другом месте картотеки

    Ссылки ведут на карточки внутри раздела и на заметки в другом месте картотеки

    Индекс

    Индекс — это список ключевых слов картотеки в алфавитном порядке. В первой коллекции в этом списке было 1250 слов. Во второй — 3200.

    Список ключевых слов первой коллекции Лумана умещался на шести карточках

    Список ключевых слов первой коллекции Лумана умещался на шести карточках

    У второй коллекции было четыре версии индекса. Список постоянно пополнялся, и когда он приходил в полный беспорядок, Луман переделывал его заново. И так четыре раза.

    Последнюю версию индекса Луман печатал на машинке на каталожных карточках

    Последнюю версию индекса Луман печатал на машинке на каталожных карточках

    В индексе Луман не указывал все карточки, которые относятся к определённому понятию или термину. Он записывал одну-две, максимум три, ссылки. Предполагалось, что остальные записи можно было найти через систему ссылок и последовательностей карточек.

    Нюансы картотеки

    Это был обзорный рассказ о картотеке Лумана. Его система представлена здесь полностью, но в общих чертах, без детального погружения в нюансы. Об одних только библиографических заметках можно написать отдельную статью.

    Если вы считаете, что я что-то написал неправильно или где-то ошибся в переводе, напишите в комментариях — я поправлю текст.

    Если вам интересна тема зеттелькастен, подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить новые статьи моего блога. Без спама, обещаю.

    Читайте также: