Какое значение имеют речевые навыки в деятельности прокурора

Обновлено: 04.07.2024

Цель курсовой работы: 1) изучить основные коммуникативные качества судебной речи и выявить их особенности в профессиональной речи юриста; 2) провести сопоставительный анализ юридических текстов.
В курсовой работе предпринята попытка рассмотреть основные коммуникативные характеристики судебной речи на основе анализа речей судебных ораторов XIX - начала XX веков. (А.Ф. Кони, Дж. Мэдисона и других). Проведен сопоставительный анализ судебных речей ораторов XIX – XX веков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Культура русской речи юриста………………………………………………. 5
1.1 Понятие культура речи……………………………………………………….5
1.2 Особенности культуры речи юриста………………………………………. 6
2.Основные коммуникативные характеристики речи русских судебных ораторов………………………………………………………………………. 11
2.1 Ясность, точность, убедительность судебной речи как стилеобразующие характеристики…………………………………………………………………..11
2.2 Логическая культура судебного оратора…………………………………..14
2.3 Речевые средства убеждения и воздействия судебной речи……………..20
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

12121.doc

1.Культура русской речи юриста………………………………………………. 5

1.1 Понятие культура речи……………………… ……………………………….5

1.2 Особенности культуры речи юриста………………………………………. 6

2.Основные коммуникативные характеристики речи русских судебных ораторов………………………………………………………… ……………. 11

2.1 Ясность, точность, убедительность судебной речи как стилеобразующие характеристики………………………………………… ………………………..11

2.2 Логическая культура судебного оратора………………………………… ..14

2.3 Речевые средства убеждения и воздействия судебной речи……………..20

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист - это правовед. А право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, регулирующих отношения между людьми в обществе. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой.

Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта, судебной речи, ораторы выступают, прежде всего, как юристы, так как их интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же языка, как правило, без соответствующей лингвистической основы и сводится, по существу, к общим рассуждениям о точности, доходчивости, выразительности. Недостаточное внимание к языку правоведения проявляется и в системе юридического образования [3, c45].

По убеждению А.Ф. Кони, юрист, должен безупречно владеть нормами литературного языка, быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому, что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей.

Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому необходимо владеть навыками для выступления перед публикой, а главное перед судьёй.

Исходя из этого, я определил цель курсовой работы: 1) изучить основные коммуникативные качества судебной речи и выявить их особенности в профессиональной речи юриста; 2) провести сопоставительный анализ юридических текстов [7,c88].

Объектом исследования является профессиональная речь известных юристов XIX – начала XX веков, представленная в судебных материалах. Для сопоставительного анализа привлекался и современный материал судебных речей.

В курсовой работе предпринята попытка рассмотреть основные коммуникативные характеристики судебной речи на основе анализа речей судебных ораторов XIX - начала XX веков. (А.Ф. Кони, Дж. Мэдисона и других). Проведен сопоставительный анализ судебных речей ораторов XIX – XX веков[10,c111].

Материалом исследования послужили жизнеописания А.Ф. Кони, Дж. Мэдисона; их судебные речи, а также труды Д. Карнеги; работы современных авторов – юристов; речи современных юристов: А. Патбуха и В. Решетовой. В качестве дополнительной литературы использовались интернет - справочники. Помимо перечисленного анализировались статьи из периодических изданий специального характера.

1. Культура русской речи юриста

1.1 Понятие культура речи

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам. Поэтому практически каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит [7,65].

Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

Культура речи определяется в лингвистике как мотивированное употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. Только “ когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он и начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее” (Щерба Л.В.). Поэтому ораторская культура требует умения передавать мысли средствами языка не только правильно, но и точно, выразительно [2,c36].

1.2 Особенности культуры речи юриста

Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, “юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходиться писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы”[13, c62].

Юристу приходиться сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично, владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. А.Ф. Кони, Дж. Мэдисон оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Высокий рейтинг многих современных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык - это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью[1, c 49].

Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения, конфискация и т.д. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод - принудительное доставление кого-либо в органы расследования и суда; склонить - заставить совершить преступление; погашение - прекращение срока судимости; эпизод - часть преступных действий и др. Поэтому в языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: организатор преступления, применить меры, совершение преступления, аморальный поступок и др. Это самый трудный и самый интересный из всех профессиональных языков.

С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как использование в процессуальных актах языковых средств официально - делового стиля, которые адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В официально - деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише. И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. Еще Цицерон, известный римский оратор и теоретик красноречия, отметил, что “истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью”. В речах прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по данному делу, поэтому судебный оратор нередко использует конструкции, уместные лишь в письменной официально - деловой речи. А публичная речь предполагает богатство словарного запаса, художественную выразительность. Культура публичной речи - это “такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей”. Термин оратор обозначает не только лицо, выступающее с речью, но и человека, владеющего мастерством публичной речи. Речь должна быть построена так, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом способствовала убеждению[5, c 68].

Обычно речи прокурора и адвоката носят состязательный характер и отличаются так называемым “ судебным острословием”, хотя при этом они не должны быть лишены определенного такта и корректности, в них не допустимы ни нотки юмор, ни ирония.

Судебная речь - это, прежде всего устное выступление. Она может функционировать только в форме живой разговорной речи. Во время судебного следствия судебный оратор вносит в предварительную схему речи все поправки и дополнения, вытекающие из данных, полученных и проверенных в судебном процессе. Завершающая работа по подготовке выступления обычно происходит после судебного следствия. Адвокат в своей речи должен учесть и опровергнуть позицию прокурора и аргументы, приводимые им, поэтому последние дополнения и поправки в схему защитительной речи вносятся в процессе обвинительной речи. В судебной практике наблюдается, что текст речи судебными ораторами, как правило, не пишется полностью.

О необходимости владеть богатствами русского языка писал А.Ф. Кони: “Пусть не мысль ваша ищет слова . пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении”. Юрист должен владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством для того, чтобы ясно, точно, стилистически правильно, убедительно выражать мысль. Это одно из решающих условий повышения эффективности прений[4, c156].

Кобец Александр Владимирович
Национальная академия прокуратуры Украины
кандидат психологических наук, доцент, старший советник юстиции, доцент кафедры по надзору за соблюдением прав и свобод человека


Аннотация
Статья рассматривает профессиональную деятельность правоведа, которая является чрезвычайно сложной и многогранной, поскольку связана с работой государственных учреждений и должностных лиц различных уровней иерархии и направляется на охрану интересов государства, законных интересов и прав граждан. Подготовка высококвалифицированных прокуроров должна, прежде всего, обеспечивать решение основных принципиальных задач: воспитание адекватной профессиональной мотивации, целеустремленности на выполнение социально значимых служебных задач; формирование высокой профессиональной компетентности, которая означает единство профессиональных знаний, эрудиции и способов эффективной реализации деятельности; развитие адекватного комплекса профессионально важных личностных качеств.

Kobets Alexander Vladimirovich
National Academy of Prosecution of Ukraine
Associate Professor of the Chair of Supervision Missions and Protection of the People’s Interests. Ph.D. (Psychology). Senior Counsellor of Justice.


Abstract
Professional аctivities of a jurisprudent is еxtraordinary complex and multifaceted as it is connected with the work of state establishments and statesmen of different levels of hierarchy which is directed to the protection of state interests, interests and rights of citizens. Training of highly-qualified prosecutors should guarantee the solving of major problems: formation of adequate professional motivation; purposefulness on solving socially important tasks; formation of high professional competencies which means the unity of professional knowledge, erudition and ways of effective implementation of their activity; the development of adequate vocational complex of professionally important personal qualities.

А.В. Глушкова обращает внимание на то, что эффективность и надежность функционирования правоприменительной системы государства обеспечивается, прежде всего, качеством подготовки ее профессионального звена, создаваемой взаимодействием юристов разных специальностей и уровней служебной иерархии. Эффективность деятельности юриста – это его способность ставить перед собой и коллегами адекватные стратегические и тактические цели и обеспечивать их достижение в соответствии решаемой задачей. Надежность субъектов правоприменительной деятельности определяется их способностью к точному, безошибочному и своевременному решению служебных задач и в результате – к обеспечению конечной эффективности работы правоприменительной системы [2].

П.А. Баринов отмечает, что высокое качество подготовки юриста требует комплексного подхода, то есть сочетания таких аспектов, как: специальная служебная подготовка; правовое образование; формирование определенных профессионально важных психологических свойств личности. Только единство в решении указанных задач обеспечивает подготовку юристов высокой профессиональной компетентности [4].

В действующей практике деятельности правозащитных органов психологическим аспектам работы с кадрами, то есть изучению особого, человеческого фактора, не придавалось должного значения. В основном учитывались такие факторы, как опыт службы, формальные взаимоотношения в служебной иерархии, дисциплинарные требования, статистические показатели выполнения службы и др. Поэтому целесообразно рассмотреть профессионально важные качества личности прокурора.

Профессия юриста характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Эта деятельность в первую очередь связана с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат данное основное понятие: правоприменительная деятельность, правозащитная деятельность и т.п. Программа решения профессиональных задач, как правило, сформулирована в правовой норме. На рис. 1 приведена схема экстравертивной и интровертивной структуры деятельности юриста.


Рис. 1. Общая схема психологического анализа профессиональной деятельности юриста.

Поэтому социальная система правоприменительной деятельности – это всегда процесс активного взаимодействия двух индивидуальных или коллективных субъектов (групп, подразделений), каждый из которых имеет определенную мотивацию, самооценку, саморегуляцию [4]. Работа прокуратуры рассматривается как специфический вид правоприменительной деятельности и представляется в виде схемы-модели, которая может быть примером частной специальной информационной профессиограммы, отражающей основные функции и этапы деятельности юриста.

На рис. 2. представлена профессиограмма деятельности юриста, отражающая как общую структуру данной деятельности, так и ее цели, способы, а также качества личности профессионала, необходимые для ее успешного осуществления (т.е. охватывает элементы психограммы).


Рис. 2. Схема профессиограммы деятельности юриста

Система профессионально важных качеств личности прокурора представляет комплекс психологических свойств личности, необходимых для эффективного выполнения определенной деятельности, решения профессиональных служебных задач. Профессиональная деятельность работников правоприменительной системы включает в себя целый ряд направлений. Каждое из них требует от работников наличия соответствующих свойств, которые обозначают профессионально важные качества личности. Под профессионально важными качествами следует понимать индивидуальные свойства субъектов труда, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения.

В табл. 1. показаны основные составляющие подструктуры профессиональной деятельности юриста: профессиональная мотивация; профессиональная компетентность; профессионально важные психологические качества специалиста.

Таблица 1. Профессионально обусловленая структура личности юриста

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КАТЕГОРИИ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная мотивация и направленность специалиста

Социально-профессиональные интересы: готовность к взаимодействию с людьми, направленность на успех, достижения и профессиональный рост, надежность, социальная ответственность

Познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые процессы

Научная компетентность, специальная практическая компетентность, персональная компетентность (знания и умения), квалификация

Профессионально важные психологические качества

Типологические, характерологические, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества

Профессиональная самостоятельность, склонность к планированию, креативность, аналитичность, наблюдательность, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль

Профессия прокурора связана с нормами права и закона, направленная на борьбу и предотвращение нарушений этих норм в деятельности отдельных лиц, криминальных групп, а также в самой правоохранительной системе в случаях профессиональной деформации отдельных работников. Необходимо развитие чувства повышенной моральной ответственности за последствия своих действий. Изучение материалов расследования правонарушений, анализ криминогенных ситуаций, сбор и оценка доказательств – все это предъявляет высокие требования к интеллектуальным функциям: мышления, памяти, внимания, речи работников прокуратуры. Разработка системы профессионально важных качеств работников прокуратуры необходима для рациональной организации профотбора абитуриентов к обучению в юридических учебных заведениях и текущего контроля учебной и служебной деятельности, для обеспечения эффективности ответственной и психологически напряженной профессии специалистов юридического профиля.

Подготовка высококвалифицированных прокуроров должна прежде всего обеспечивать решение основных задач: воспитание адекватной профессиональной мотивации, целеустремленности на выполнение социально значимых служебных задач; формирование высокой профессиональной компетентности, что означает единство профессиональных знаний, эрудиции и способов эффективной реализации деятельности; развитие адекватного комплекса профессионально важных личностных качеств.

Система профессионально важных качеств личности работника прокуратуры включает в себя функциональные подструктуры: мотивация, профессиональная целеустремленность; психические процессы: познавательные, коммуникативные, регуляторные. Указанные психологические подструктуры образуют единую систему свойств, которая становится основой профессиональной компетентности работника прокуратуры. В деятельности прокуроров различных должностных уровней особое внимание уделяется показателям сформированности интеллектуальных процессов, поскольку одной из основных функций прокурора является оценка социальной, политической, профессиональной информации, постановка стратегических целей, планов деятельности, прогнозируемый контроль и оценка ситуаций в правоохранительной системе. Высокие требования предъявляются к коммуникативным и регуляторным качествам. И чем выше иерархический служебный уровень работника, тем более масштабным и компетентным должно быть профессиональное мышление прокурора [6].

Для прокурора, вместе с когнитивными и регуляторными процессами, особую значимость приобретают коммуникативные функции, которые необходимы для повседневного общения и взаимодействия с сотрудниками, гражданами, формирование сплоченного коллектива, разрешения конфликтов, создания благоприятного психологического климата. Максимальная нагрузка приходится также на регуляторные функции – эмоциональные и волевые.

Специфика психологических профессионально важных качеств и их соответствие требованиям выполняемой деятельности является важным условием определения профессиональной пригодности лиц, претендующих на ответственные должности в правоприменительной системе, их профессиональной аттестации, прогнозирования успешности выполняемой ими работы.

Прокурор, как представитель государства, осуществляет общий надзор за работой государственных органов и должностных лиц, за соблюдением закона в процессе правоприменительной деятельности и защиты законных прав граждан в судебном процессе, в местах отбывания наказаний. Важно, чтобы этот надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без реагирования. Можно выделить такие виды прокурорского надзора: а) надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); б) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; в) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; г) надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний осужденных и других мер принудительного характера, назначенных судом.

Контролируя процесс судебного разбирательства, прокурор последовательно выполняет следующие функции: изучает материалы и выводы предварительного следствия; участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о передаче подозреваемого в суд; участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты; готовит и выражает в суде обвинительную речь.

Поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает активное участие в исследовании доказательств, формирует в своем сознании концептуальную модель события и представляет суду свое мнение по поводу применения статей уголовного кодекса и меры наказания по отношению к подсудимым. Прокурор не может стать над судом, но он должен способствовать успешному торжеству истины и законному осуществлению всех судебных процедур.

Кроме того, необходимо отметить, что главный фактор успеха профессиональной деятельности прокурора – это система профессионально важных качеств его личности как специалиста. В эту систему входит комплекс личностных свойств, профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении целей, задач и отдельных этапов профессиональной деятельности прокурора.

Мотивация труда прокурора как необходимый компонент включает в себя такие качества личности, как уважение к работе правоведа, любовь к истине, профессиональный долг, патриотизм, стремление к справедливости, социально-ценностные ориентации, высокий уровень правосознания. Только адекватная правовая мотивация обеспечивает соответствующую стойкую целенаправленность деятельности работника правоприменительной системы государства. Такая мотивация формируется под влиянием конкретных социальных явлений, в процессе профессионального обучения, закрепляется и совершенствуется в условиях практической деятельности. Все формы профессиональной деформации правоприменительной деятельности связаны прежде всего с отсутствием или с деградацией профессиональной мотивации и правосознания.

Целеустремленность – это компонент, характеризующий специфику каждой профессиональной деятельности и детерминированный соответствующей мотивацией. В структуру профессиональной направленности прокурора входят прежде всего такие общие цели, как стремление к установлению справедливости, защита прав и интересов граждан и государства. При этом прокурор прежде всего ставит перед собой стратегическую цель, предвидя конечную эффективность решения определенной правоприменительной деятельности. Реализация мотивации и достижения целей осуществляется прокурором в форме решения конкретных задач правосудия. Решение таких задач осуществляется путем определенных психологических операций, проходящих как в форме внутренних, умственных (интериоризированных), так и в форме внешних, моторно-речевых (экстериоризированных) действий. В решении задач прокурорской деятельности наиболее активное участие принимают такие интеллектуальные процессы, как мышление и речь, память, восприятие, внимание, в связи с чем мы относим эту деятельность к сложным высокоинтеллектуальным видам труда. Указанные интеллектуальные (познавательные) процессы составляют комплексы профессионально важных свойств личности прокурора и должны выступать ведущими критериями профессионального отбора, оценки производительности служебной деятельности, оценки перспектив профессионального роста специалиста.

Прокурор должен иметь высокоразвитое теоретическое, логично-доказательное мышление, так как основным содержанием его умственной работы является анализ и обобщение фактов, понимание их сущности и причин, предсказание их последствий. Данный тип мышления предполагает наличие у прокурора таких качеств ума, как глубина, широта, мобильность, критичность, целеустремленность, самостоятельность, креативность.

Профессиональная память прокурора, в своей долгосрочной форме способна хранить значительные объемы профессиональных юридических знаний, а также точно использовать эти знания в плане оперативной (кратковременной) памяти [2].

Важнейшим направлением деятельности прокурора являются коммуникативные процессы – умение достигать контакта и организовывать общение с людьми. Коммуникативная деятельность в работе государственного обвинителя занимает одно из ведущих мест и определяет уровень его профессионализма. Реализуя свои коммуникативные способности, прокурор должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом. Опыт лучших государственных обвинителей свидетельствует, что именно благодаря высокому уровню профессионализма, основанном на надлежащей правовой и психологической культуре, в процессе диалога прокурора с обвиняемым устанавливается необходимый контакт, способствующий нахождению истины. К числу профессионально важных коммуникативных качеств прокурора следует отнести такие, как: социальная активность; экстравертированность; вербальная эрудиция; внушаемость; эмпатия [8].

В регуляторной сфере деятельности прокурора, особенно в эмоционально-волевой сфере, следует отметить такие виды моральных чувств, как ответственность, вера в справедливость, оптимизм, честность, мужество, принципиальность, стрессоустойчивость. Для организации своей деятельности и регуляции поведения других людей в сфере волевых качеств прокурора стоит выделить следующие характеристики: правовая целеустремленность, самоконтроль, решительность, настойчивость, дисциплинированность, лидерство [5].

Указанные когнитивные, коммуникативные и регуляторные профессионально важные качества проявляются в деятельности прокурора в форме индивидуальных особенностей личности, которые могут иметь в своем генезисе как природные, так и социальные детерминанты. К первым можно отнести типологические свойства нервной системы (черты характера), которые не решают в полной мере, но определенным образом влияют на успешность овладения конкретной профессией, требуют наличия сильной, уравновешенной и лабильной нервной системы. К социально опосредованным индивидуальным особенностям прокурора следует отнести следующие качества: черты характера, направленность, общие и профессиональные способности, интеллектуальную, правовую, психологическую культуру как потенциал успешности работы [4].

Выводы

Разработка системы профессионально важных качеств деятельности прокурора представляет особый теоретический и практический интерес, так как способствует четкому определению и пониманию роли профессионально важных свойств личности специалиста, организации адекватного профотбора, воспитанию и самовоспитанию качеств, необходимых для обеспечения высокой эффективности различных видов правоприменительной деятельности.

Важнейшим направлением деятельности прокурора являются коммуникативные процессы – умение достигать контакта и организовывать общение с людьми. Коммуникативная деятельность в работе государственного обвинителя занимает одно из ведущих мест и определяет уровень его профессионализма.

Главный фактор успеха профессиональной деятельности прокурора – это реализация системы профессионально важных качеств его личности как специалиста.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: узость кругозора, неуверенность в себе, нерешительность, низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных способностей, плохая дикция, неуравновешенность, бестактность, инертность, беспринципность, непогашенная судимость, отсутствие интереса к выполняемой работе, вспыльчивость, импульсивность, неспособность сопоставлять и анализировать факты, неумение противостоять внешним факторам.

Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.

Коммуникативная сторонапроявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках уголовно-процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.

Очень важен хороший эмоциональный настрой, который создается в зале судебного заседания усилиями председательствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении уголовных дел, и неумение некоторых судей снимать нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная сторона деятельности реализуется также в судебных допросах, и при этом успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.

Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.

Организационная деятельностьзаключается в том, что председательствующий руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального закона. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспекта: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационной деятельности судьи есть черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального регулирования и, как правило, имеет публичный характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значение психологической совместимости участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обвинитель, эксперты и др.) и отводили главную роль председательствующему в решении этой проблемы.

Удостоверительная деятельностьзавершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Деятельность прокуратуры многогранна, она связана как с работой государственных органов и должностных лиц, так и с охраной законных интересов и прав граждан. Поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без последствий, чтобы усилия концентрировались на главных направлениях и способствовали повышению ответственности должностных лиц, которые призваны обеспечить соблюдение российских законов на порученных им участках работы.




Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

надзор за исполнением законов органами государственного управления,
предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и
гражданами (общий надзор);

надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах
предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Для достижения успеха в своей деятельности прокурор и помощник прокурора должны обладать определенными качествами.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление прокурора.

Ум прокурора характеризуется следующими свойствами:

глубина — способность проникнуть в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

широта — умение охватить широкий круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей теории и практики;

мобильность — способность к продуктивному мышлению, мобилизации и
использованию знаний в сложных условиях;

быстрота — умение решать задачи в минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая необходимые меры;

самостоятельность — способность к постановке цели и задач, умение находить их решение и пути к их достижению без посторонней помощи;

целеустремленность — волевая направленность мышления на решение определенной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании и последовательно, планомерно думать над ее разрешением;

гибкость — умение подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой. Коммуникативная и удостоверительная сторона деятельности прокурора неразрывно связаны с использованием речи в ее основных формах — устной и письменной. Умение передать свои мысли для прокурора так же важно, как умение мыслить, а умение слушать и слышать, в свою очередь, не менее важно, чем умение говорить.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Его профессиональная деятельность нередко требует большой личной инициативы, упорства, настойчивости, целеустремленности и незаурядных организаторских способностей.

Одним из факторов, определяющих профессионализм государственного обвинителя, является уровень его психологической культуры. Государственный обвинитель должен обладать системой психологических знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных различных ситуаций и являются ключом к постижению истины по уголовному делу.

Психология труда относит прокурорскую деятельность к категории сложной интеллектуально-практической деятельности. Это означает, что в такой деятельности имеется несколько сторон (аспектов), каждая из которых характеризуется своими особенностями и целями. Именно благодаря такой многосторонней деятельности прокурора обеспечивается полнота этой деятельности и успешность в достижении целей и задач, которые он последовательно ставит и решает. И здесь необходимо отметить главный фактор успеха профессиональной деятельности — профессиональную структуру личности данного прокурорского работника. В эту структуру входит система личностных качеств, навыков и умений, которые и обеспечивают успех в достижении сначала отдельных этапов, а затем и основных целей в профессиональной деятельности прокурора.

При описании искусства публичных выступлений все авторы, отечественные и зарубежные, наши современники и классики подробно останавливаются на культуре речи. Очень важным при произнесении публичной речи является так называемый эффект доступности. Обычно его рассматривают в трех аспектах: техническом, эмоциональном и смысловом.

К эмоциональному аспекту относят, в первую очередь, волнение перед публичным выступлением, которое характерно даже для очень опытных ораторов, так как оставаться абсолютно бесстрастным невозможно, особенно работнику правоохранительной системы, которому по долгу службы нередко приходится сталкиваться с негативными сторонами жизни общества. Эмоциональное состояние человека существенно влияет на его речь: могут появиться мышечные зажимы, вплоть до спазмов речевой мускулатуры, или, наоборот, эмоциональное возбуждение, при котором изменяется большинство параметров речи: ее скорость, громкость, средняя продолжительность отрывков, произносимых без паузы, время ответа, словарное разнообразие, количество жестов, ошибок, оговорок, тон и модуляция голоса. К сожалению, многие люди не задумываются над своей интонацией — и совершенно напрасно, так как она может быть заискивающей или командной, слишком оптимистичной или недовольной, брюзгливой и т. д.

По утверждению В. М. Шепеля, интонирование и паузы способствуют приращиванию информации до 10-15 %, что вытекает из особенностей восприятия.

Речь должна быть в достаточной мере экспрессивной (эмоционально-напряженной) — не следует стоять неподвижно, полезно использовать жестикуляцию. То же относится и к живой мимике, — застывшее лицо оратора не внушает доверия и оставляет впечатление напряженности.

Особым риторическим приемом являются паузы, которые должны четко отделять предложения и в еще большей мере — абзацы. Но применять их рекомендуется в том случае, если у оратора есть уверенность, что он полностью владеет вниманием аудитории. Именно в этом случае пауза наиболее полезна для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации и подключения к ней собственных знаний.

Общеизвестны правила речи: произносить речь следует в размеренном темпе; говорить нужно громко, но не переходить на крик.

Эмоциональный компонент речи рассматривается и с точки зрения расслабления и снятия эмоционального напряжения у аудитории. Достигается это, например, если позволить себе пошутить.

Чем более включен слушатель в коммуникативный процесс, чем напряженнее этот процесс протекает, тем больше приходится прилагать усилий по организации своего внимания, осуществляющегося при помощи воли. Необходимо учитывать, что сохранять устойчивое внимание наиболее подготовленный слушатель может около 20 минут, а затем происходит колебание внимания на какой-то отрезок времени: обычно не более 2 минут, но в это время человек не воспринимает информацию. В условиях же, например, судебного процесса это может оказаться существенным препятствием к адекватному восприятию предъявляемой информации. Темп речи необходимо дифференцировать в зависимости от предлагаемой информации и от контингента слушателей. Надо учитывать темпераменты людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, их личную заинтересованность в ней.

Государственный обвинитель активно участвует в этом процессе. Как уже говорилось выше, наряду с доказательствами, подтверждающими виновность подсудимого, прокурор анализирует его личность. При этом анализу подвергаются не только отрицательные характеристики, толкнувшие подсудимого на преступный путь, но и положительные, обеспечившие соответствующее поведение уже на предварительном следствии (например, полное признание своей вины, сотрудничество со следствием в процессе получения дополнительных доказательств и т. п.). Далее прокурор, анализируя структуру отношений подсудимого с социальной средой, обращает внимание суда, наряду с отрицательными контактами (членство в преступной группе), на положительные (например, любовь к родителям и забота о них, успехи в спорте и учебе и т. д.).

Такой подход является реализацией на практике гуманистической направленности деятельности прокуратуры. Объективный анализ личности подсудимого, сделанный государственным обвинителем, сочетающий в себе анализ как позитивных, так и негативных свойств в структуре его личности, способствует вынесению благодаря этому справедливого приговора. Этот анализ в ряде случаев может рассматриваться как начальный этап реализации правовой педагогики, так как иногда он побуждает преступника коренным образом пересмотреть свою позицию по отношению к окружающим людям и к обществу в целом.

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Есть особый круг профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека, и именно к ним общество всегда предъявляло более высокие нравственные критерии.

Деятельность прокуратуры многообразна, она связана как с работой государственных органов и должностных лиц, так и с охраной законных интересов и прав граждан. Получив удостоверение работника прокуратуры, человек становится представителем закона и государства, поэтому его личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве, чести и достоинстве, совести и долге становятся делом государственной важности.

Произнося обвинительную речь, прокурор выполняет функцию уголовного преследования. Он является стороной обвинения, защищает интересы общества, выступает от имени государства.

Культура поведения прокурора в суде – широкое и многостороннее понятие. Она включает в себя и строгое соблюдение закона, и нравственные начала прокурорской деятельности, и умение владеть словом, даже внешний облик, манеры прокурора.

Моральный аспект речи прокурора заключается в правильности его позиции по существу, справедливости выводов, которые он представляет на рассмотрение суда. Иногда большое значение придают критическому отношению прокурора к государственного обвинения, сформулированного на предварительном следствии. Доля истины в этом есть, ведь прокурор должен быть настроенным на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного следствия особенно критично, что позволяет ему уменьшить до минимума критичность и сомнения при подготовке своей речи.

В своей речи прокурор должен установить перед судом, есть преступление в том, что было совершено, и если есть, то какой именно; восстановить общую картину преступления; четко очертить его основные признаки. Правовой и моральный долг прокурора при этом заключается в максимальной объективности изложения фактических обстоятельств преступления

Речь прокурора в ходе допроса должна отвечать следующим требованиям:

1) уважение достоинства допрашиваемого;

2) чуткое и внимательное отношение к поведению допрашиваемого и проявлениям его психического состояния;

3) правильное определение собственной процессуальной позиции на допросе;

4) тактически продуманная помощь в преодолении психологического барьера, умелое направление допрашиваемого к волевой и мыслительной активности во время допроса;

5) спокойная уверенность и уравновешенность в обращении с допрашиваемым;

6) правомерно и тактически оправданное сочетание делового и эмоционального общения с допрашиваемым.

Вопросы прокурора должны быть простыми, конкретными, прямыми, ясными и понятными для допрашиваемого.

К обвинительной речи прокурора предъявляются важные этические требования, среди которых главное – правильность позиции прокурора по существу, строгое соответствие его выводов закону, объективность и справедливость выводов и всех его рассуждений

С этической точки зрения самый сложный элемент обвинительной речи – характеристика личности подсудимого. В речах дореволюционных русских судебных ораторов характеристики подсудимых занимали видное место. По мнению М.Л. Шифмана, это связано с тем, что в характеристике можно в ряде случаев найти ключ к пониманию мотивов преступления, к оценке достоверности отдельных доказательств, а иногда и к решению вопроса о степени виновности [11, с.62].

Государственный обвинитель должен исключить субъективный подход к оценке личности. В судебной речи должны быть освещены только те обстоятельства прошлой жизни подсудимого, которые дают возможность судить о степени социальной опасности подсудимого и могут оказать влияние на приговор. В противном случае это приведет к необъективности прокурора, и его речь будет иметь обвинительный уклон.

Прокурор ни в коем случае не должен заполнять свою речь оскорбительными эпитетами, неуместными гиперболами. Крылатая фраза, меткое слово, пословица, литературный образ должны употребляться в меру и быть понятны и уместны.В речи прокурора недопустимы насмешки над подсудимым, оскорбительные характеристики, грубость.

Нельзя не отметить воспитательный аспект судебной речи прокурора, которой не ограничивается разъяснением правовых норм, а должен нести в себе заряд убеждения, способствовать формированию правосознания.

Основные требования, предъявляемые к речи прокурора:

1.Первое (и основное) требование заключается в том, чтобы обвинительная речь была аргументированной. Это значит, что ни одною тезиса, ни одного слова не должно быть произнесено без обоснования ею доказательствами.

2.Второе требование, предъявляемое к обвинительной речи, это её объективность. Для того, чтобы обвинительная речь была признана объективной, она должна не просто опираться на доказательства, но учитывать и те доказательства, которые противоречат обвинительной версии лли опровергают обвинение.

3.Третье требование заключается в том, что обвинительная речь должна быть содержательной и конкретной. Обвинительная речь, не может состоять из общих рассуждений и ничего не значащих фраз. Цветами красноречия не заменить скрупулезного, детального анализа доказательств и строгого, последовательного изложения фактов.

4.Четвертое требование к обвинительной речи сосз оит в её нравственности, соответствии этическим требованиям. Речь может бь ть и страстной и пылкой, но не должна быть раздраженной, не должна свидетельствовать о личной неприязни прокурора к подсудимому.

Вывод: в обвинительной речи прокурора недопустима беспринципная полемика, мелочные придирки и личные нападки, так как такая речь превращается в пустые фразы, набор неуместных выражений, произносимых с ложным пафосом, не затрагивающим ни разума, ни чувств присутствующих. За потоками красноречия тускнеет и исчезает суть дела. В выступлении государственного обвинителя все присутствующие в зале суда должны почувствовать его уважение к суду, его убежденность в правильности своей позиции, в которой он убеждает и суд.

Цель курсовой работы: 1) изучить основные коммуникативные качества судебной речи и выявить их особенности в профессиональной речи юриста; 2) провести сопоставительный анализ юридических текстов.
В курсовой работе предпринята попытка рассмотреть основные коммуникативные характеристики судебной речи на основе анализа речей судебных ораторов XIX - начала XX веков. (А.Ф. Кони, Дж. Мэдисона и других). Проведен сопоставительный анализ судебных речей ораторов XIX – XX веков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Культура русской речи юриста………………………………………………. 5
1.1 Понятие культура речи……………………………………………………….5
1.2 Особенности культуры речи юриста………………………………………. 6
2.Основные коммуникативные характеристики речи русских судебных ораторов………………………………………………………………………. 11
2.1 Ясность, точность, убедительность судебной речи как стилеобразующие характеристики…………………………………………………………………..11
2.2 Логическая культура судебного оратора…………………………………..14
2.3 Речевые средства убеждения и воздействия судебной речи……………..20
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

12121.doc

1.Культура русской речи юриста………………………………………………. 5

1.1 Понятие культура речи……………………… ……………………………….5

1.2 Особенности культуры речи юриста………………………………………. 6

2.Основные коммуникативные характеристики речи русских судебных ораторов………………………………………………………… ……………. 11

2.1 Ясность, точность, убедительность судебной речи как стилеобразующие характеристики………………………………………… ………………………..11

2.2 Логическая культура судебного оратора………………………………… ..14

2.3 Речевые средства убеждения и воздействия судебной речи……………..20

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист - это правовед. А право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, регулирующих отношения между людьми в обществе. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой.

Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта, судебной речи, ораторы выступают, прежде всего, как юристы, так как их интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же языка, как правило, без соответствующей лингвистической основы и сводится, по существу, к общим рассуждениям о точности, доходчивости, выразительности. Недостаточное внимание к языку правоведения проявляется и в системе юридического образования [3, c45].

По убеждению А.Ф. Кони, юрист, должен безупречно владеть нормами литературного языка, быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому, что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей.

Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому необходимо владеть навыками для выступления перед публикой, а главное перед судьёй.

Исходя из этого, я определил цель курсовой работы: 1) изучить основные коммуникативные качества судебной речи и выявить их особенности в профессиональной речи юриста; 2) провести сопоставительный анализ юридических текстов [7,c88].

Объектом исследования является профессиональная речь известных юристов XIX – начала XX веков, представленная в судебных материалах. Для сопоставительного анализа привлекался и современный материал судебных речей.

В курсовой работе предпринята попытка рассмотреть основные коммуникативные характеристики судебной речи на основе анализа речей судебных ораторов XIX - начала XX веков. (А.Ф. Кони, Дж. Мэдисона и других). Проведен сопоставительный анализ судебных речей ораторов XIX – XX веков[10,c111].

Материалом исследования послужили жизнеописания А.Ф. Кони, Дж. Мэдисона; их судебные речи, а также труды Д. Карнеги; работы современных авторов – юристов; речи современных юристов: А. Патбуха и В. Решетовой. В качестве дополнительной литературы использовались интернет - справочники. Помимо перечисленного анализировались статьи из периодических изданий специального характера.

1. Культура русской речи юриста

1.1 Понятие культура речи

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам. Поэтому практически каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит [7,65].

Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

Культура речи определяется в лингвистике как мотивированное употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. Только “ когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он и начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее” (Щерба Л.В.). Поэтому ораторская культура требует умения передавать мысли средствами языка не только правильно, но и точно, выразительно [2,c36].

1.2 Особенности культуры речи юриста

Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, “юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходиться писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы”[13, c62].

Юристу приходиться сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично, владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. А.Ф. Кони, Дж. Мэдисон оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Высокий рейтинг многих современных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык - это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью[1, c 49].

Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения, конфискация и т.д. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод - принудительное доставление кого-либо в органы расследования и суда; склонить - заставить совершить преступление; погашение - прекращение срока судимости; эпизод - часть преступных действий и др. Поэтому в языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: организатор преступления, применить меры, совершение преступления, аморальный поступок и др. Это самый трудный и самый интересный из всех профессиональных языков.

С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как использование в процессуальных актах языковых средств официально - делового стиля, которые адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В официально - деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише. И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. Еще Цицерон, известный римский оратор и теоретик красноречия, отметил, что “истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью”. В речах прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по данному делу, поэтому судебный оратор нередко использует конструкции, уместные лишь в письменной официально - деловой речи. А публичная речь предполагает богатство словарного запаса, художественную выразительность. Культура публичной речи - это “такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей”. Термин оратор обозначает не только лицо, выступающее с речью, но и человека, владеющего мастерством публичной речи. Речь должна быть построена так, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом способствовала убеждению[5, c 68].

Обычно речи прокурора и адвоката носят состязательный характер и отличаются так называемым “ судебным острословием”, хотя при этом они не должны быть лишены определенного такта и корректности, в них не допустимы ни нотки юмор, ни ирония.

Судебная речь - это, прежде всего устное выступление. Она может функционировать только в форме живой разговорной речи. Во время судебного следствия судебный оратор вносит в предварительную схему речи все поправки и дополнения, вытекающие из данных, полученных и проверенных в судебном процессе. Завершающая работа по подготовке выступления обычно происходит после судебного следствия. Адвокат в своей речи должен учесть и опровергнуть позицию прокурора и аргументы, приводимые им, поэтому последние дополнения и поправки в схему защитительной речи вносятся в процессе обвинительной речи. В судебной практике наблюдается, что текст речи судебными ораторами, как правило, не пишется полностью.

О необходимости владеть богатствами русского языка писал А.Ф. Кони: “Пусть не мысль ваша ищет слова . пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении”. Юрист должен владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством для того, чтобы ясно, точно, стилистически правильно, убедительно выражать мысль. Это одно из решающих условий повышения эффективности прений[4, c156].

Читайте также: