Какое сословие получило новые привилегии в царствование екатерины 2

Обновлено: 16.05.2024

Реформы внутренней политики Екатерины II

За долгие десятилетия правления, Екатерина II провела целую серию важных реформ и внутренних преобразований государства. Многие называют правительницу матерью современного Просвещения, но это далеко не единственная сфера, в которой проводились преобразования. Деятельность Екатерины II касалась и изменений в жизни крестьянства, и усовершенствования прав и свобод дворянства. Какие же внутренние реформы Екатерины II можно назвать самыми важными для дальнейшей истории государства?

Дата проведения реформы

Особенности проведенной реформы

Последствия нововведений

15 декабря 1763 года

Реорганизация Сената и преобразование его в 6 департаментов

Законотворческая деятельность полностью перешла к Екатерине и ее приближенным, а, значит, выбранные представители общественности теряли очередную сферу влияния на государственные дела.

14 декабря 1766 года

Деятельность Уложенной комиссии была полностью бесполезной, и за полтора года своего существования, выбранные депутаты не приняли ни одного важного решения или законопроекта. Историки справедливо считают, что Уложенная комиссия была создана для прославления Екатерины II на международной арене как мудрого политика с демократичными взглядами.

7 ноября 1775 года

Проведение Губернской реформы по административному делению на наместничества и уезды

Историки считают, что Губернская реформа была абсолютно непродуманной мерой, вызвавшей повышенные экономические расходы. К тому же, реформа не учитывала национальный состав населения, а также связь губерний с торговыми и административными центрами.

Изменения в школьном образовании, введение классно-урочной системы.

Классно-урочная система стала новым словом в образовании. За счет введения этой реформы, Екатерина Великая повысила процент обучаемости, увеличив число образованных граждан.

11 октября 1783 года

Создание Российской академии наук

Важнейшая реформа в эпоху правления Екатерины II. За счет создания Академии наук, Россия стала ведущей европейской страной в области научных и творческих исследований

21 апреля 1785 года

Эти реформы привели к дальнейшему укреплению прав дворянства. Дворяне начали считаться самым привилегированным сословием именно со времен правления Екатерины Великой.

При Екатерине II вводилось несколько новых законопроектов, ухудшающих положение крепостных крестьян.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Сама Крестьянская война стала признаком того, что народ недоволен правлением императрицы. В дальнейшей истории Российской империи, подобные восстания и бунты будут происходить все чаще, вплоть до отмены крепостного права.

Административные реформы Екатерины II

Взойдя на престол, Екатерина II решила в первую очередь собрать обстоятельные сведения о состоянии империи и сразу приступить к реорганизации государственного порядка и кодификации права.

Работа Уложенной комиссии

В результате полутора годовой работы собрания выяснилось, что депутаты не были готовы к масштабному законотворчеству, они не видели общей политической картины. Кроме того, в процессе выявилось множество противоречий как между представителями разных сословий, так и внутри дворянства различных национальных групп.

Изменения административно-территориального деления России

В рамках вышеуказанной цели в 1763 г. был реформирован Сенат. Он был разделён на шесть департаментов, каждый из которых исполнял строго определённую функцию. В результате чего его работа стала более эффективной и оперативной. Однако Сенат лишился права издавать законы. Его основной задачей стал контроль за их исполнением и соблюдением.

С целью приведения к единообразию системы управления на всём пространстве империи, в 1764 г. гетманство на Украине было ликвидировано. Была воссоздана Малороссийская коллегия, генерал-губернатором был назначен П. А. Румянцев.

Несмотря на это, политика интеграции Украины проводилась постепенно. Административное деление на полки и сотни было ликвидировано только в начале 1780-х гг. На всей Левобережной Украине были образованы три наместничества.

В 1783 г. вышел указ о запрете свободного перехода крестьян от одного помещика к другому. Фактически на Украине установилось крепостное право, что в первую очередь диктовалось фискальными интересами государства: постоянное перемещение крестьян затрудняло сбор податей.

В результате проведённой реформы было создано 50 губерний (вместо 15); вместо трёхуровневого административно-территориального деления (губерния – провинция – уезд) было введено двухуровневое: губерния (300–400 тыс. душ) и уезд (20–30 тыс. человек). Власть на местах была передана дворянству, которые стали, по сути, правительственными чиновниками.

В 40 губерниях были открыты приказы общественного призрения, которым поручалось создание сиротских домов, больниц, домов для неизлечимо больных и работных (для обеспечения работой нуждающихся), а также аптек, на каждую из которых выделялось единовременно 15 тыс. рублей из казны.

Губернская реформа изменила и судебную систему. Были созданы независимые от административной власти суды разных инстанций по уголовным и судебным делам. Это способствовало последующему разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако суды по-прежнему оставались сословными.

Появился новый орган управления в помощь городскому голове – шестигласная городская дума.

Горожан поделили на разряды:

  • Именитые горожане;
  • Купцы 1-й гильдии;
  • Купцы 2-й гильдии;
  • Купцы 3-й гильдии;
  • Мещане (домовладельцы, ремесленники, посадские);
  • Иностранные подданные.

Реформа была направлена в первую очередь на формирование среднего сословия из городских жителей: купцов, мещан, ремесленников.

  • Дворяне освобождались от: обязательной военной службы, телесных наказаний.
  • Только дворянский суд имел право их судить.
  • За дворянами закрепилось право владеть землями и крепостными.
  • Они могли распоряжаться недрами на территории своих имений.
  • Их владения освобождались от постоя.
  • Дворянские имения не могли быть отчуждены.

Экономические реформы Екатерины II

В 1764 г. была заново проведена секуляризация (отчуждение в пользу государства) церковных земель – реформа, начатая Петром III и отменённая Екатериной в начале царствования.

Православная церковь перешла на государственное обеспечение, но было ограниченно число монастырей (около 500 постепенно закрылись).

В 1765 г. было основано Вольное экономическое общество – первая в России общественная организация и одновременно первое научное общество.

Вольное экономическое общество стало собирать статистические данные о состоянии почв, лесов, селекции скота, о состоянии торговли хлебом и т. д. Изданные им книги повышали интерес населения к сельскому хозяйству.

Приглашение в 1764 г. в Россию иностранных колонистов. Согласно Манифесту от 1763 г. иностранным переселенцам предоставлялись льготы и привилегии при пользовании земельными участками.

К 1767 г. в страну прибыло около 30 тыс. немецких переселенцев, осевших преимущественно в Поволжье.

Целью приглашения иностранцев в страну было:

  • Увеличение численности населения.
  • Развитие земледелия на территории Поволжья и Приуралья.
  • Демонстрация преимуществ вольного труда и культуры сельскохозяйственного производства.

В 1769 г. были открыты Ассигнационные банки в Санкт-Петербурге и Москве, получившие право выпускать бумажные деньги взамен металлических (ассигнации). Однако денежная эмиссия привела к падению курса ассигнаций по отношению к серебряному рублю. Так, в 1796 г. за 1 бумажный рубль давали 68,5 к. серебром.

С 1770 г. банки стали не только выдавать ссуды представителям всех сословий, но и брать деньги на хранение с выплатой процентов вкладчикам. Такие меры способствовали улучшению торговли.

В 1786 году на базе Санкт-Петербургского и Московского банков был основан единый Государственный заёмный банк.

Реформы в рамках антимонопольной политики

Уже с 1760-х годов проводилась антимонопольная политика в промышленности и торговле. Были ликвидированы привилегии многих крупных фабрикантов и купцов.

Манифест от 17 марта 1775 г. провозгласил принципы свободного предпринимательства и позволил открывать предприятия представителям всех сословий.

Указ от 1780 г. законодательно закрепил право частной собственности на фабрики и мануфактуры, что способствовало развитию лёгкой промышленности: число предприятий к концу XVIII века увеличилось в восемь раз. Социальные реформы Екатерины II

Открытие в 1764 г. Воспитательного дома для детей-сирот, незаконнорождённых и беспризорников всех социальных слоёв. Воспитанники данного учреждения не могли быть закрепощены ни при каких условиях. Кроме того, Воспитательный дом содержался на пожертвования, что способствовало появлению благотворительности в России.

В 1767 г. был издан Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. Помимо этого, последние могли отправлять крепостных на каторгу без суда и следствия. Помещикам запрещалось лишь убийство своих крестьян.

Во время проведения церковной реформы в России прекратилось преследование старообрядцев. Стала разрешена деятельность мусульманских, католических и протестантских общин.

Реформа образования Екатерины II

В 1764 г. было открыто училище для мальчиков при Академии художеств и Смольный институт — первое в России женское учебное заведение.

В них велась классно-урочная система обучения.

Итоги внутриполитических реформ Екатерины Великой

Сейчас, обозревая все реформы императрицы, можно смело сказать, что ее политика не была совершенной и идеальной. Буйным цветом в период правления Екатерины Великой распустился фаворитизм. Все чаще ведущие должности в экономических и политических сферах занимали угодные Екатерине люди, которые немногое понимали в деле возложенных на них обязанностей.

Подобная политика фаворитизма проявлялась и в сфере искусства. Поскольку творчество Радищева, Кречетова и Новикова было неугодно императрице, эти видные деятели искусства подвергались гонениям и ограничениям. Несмотря на подобную недальновидность, Екатерина Великая была буквально ослеплена мыслью о том, чтобы стать ведущей деятельницей Просвещения в Европе.

Именно с целью возвысить собственный авторитет на международной арене, правительница проводила разнообразные реформы, создавала Уложенные комиссии и Академии наук. Тот факт, что Екатерина владела несколькими языками и поддерживала связь с международными деятелями искусства, помог правительнице добиться своего. Сейчас, несмотря на все ошибки и недочеты собственной внутриполитической деятельности, Екатерину Великую называют в числе лучших правительниц XVIII века.

Политика возвышения дворянства и дальнейшего закрепощения крестьян также не могла довести до добра. Несмотря на свои новаторские взгляды, и стремление сделать Российскую империю похожей на европейские государства, Екатерина II не хотела отказываться от рабства. Скорее наоборот, в эпоху ее правления, жизнь крепостных крестьян стала еще более невыносимой. Крестьянская война 1773-1774 годов — лишь первый признак общественного недовольства, который еще найдет отражение в дальнейшей истории России.

Результаты внутренней политики Екатерины II

Численность населения возросла с 19–20 млн человек (в 1762) до 29 млн (в 1796), не считая населения приобретённых территорий.

Количество предприятий лёгкой промышленности возросло в восемь раз.

Было построено около 90 предприятий тяжёлой промышленности на Урале.

В России была создана общеобразовательная система, впервые появились женские образовательные учреждения, введена классно-урочная система.

Начал образовываться средний класс людей в стране.

Законодательно закрепилось привилегированное положение дворянства.

Проведённые Екатериной Алексеевной административные, социальные и экономические реформы существенно повлияли на дальнейшее развитие страны. Однако институт крепостного права значительно тормозил развитие и закладывал основу для будущих системных кризисов.

Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.

Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов и их годы правления. Давайте поможем им найти свои законные места, и восстановим хронологию их правления.

Годы правления

Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Екатерина II

Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц.

Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставлены даты правления исторических деятелей. Затем занесем полученные оценки за это задание в лист самооценивания.

Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки и заносят их в лист самооценивания.

Учитель: У вас на столах имеются в наличии карточки с лентой времени. На них имеются годы правления императоров и императриц. Подпишите сверху над годами правления инициалы исторических личностей.

Учащиеся расставляют на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов.


1725 – 1727 1727 – 1730 1730 – 1740 1741 – 1761 1761 – 1762 1762 – 1796

Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О Екатерине II .

Учитель (выводит на экран проектора слайд с изображением Екатерины II ): Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную со временем правления Екатерины II . Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учитель: Запишите название темы в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся ( предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II .

Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске и предлагает ребятам оценить работу на этом этапе, а затем объясняет, как правильно заполнить лист самооценивания и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Ориентировочный этап

Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.

Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?

Учащиеся называют известные им источники поиска информации.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к раздаточному материалу, где описана личность Екатерины II и дана ее краткая биография.

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.

С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.

Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II ?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

способствовать расцвету государства;

учредить хорошую полицию;

ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.

Учащиеся читают и определяют для себя, что такое секуляризация церковных земель. Называют определение, что такое секуляризация. Секуляризация – это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.

Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования?

Депутаты от дворян

Депутаты от нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири

Депутаты от государственных крестьян

Депутаты от купечества

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?

Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Основные мероприятия

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Учитель проверяет таблицу, которую заполняли учащиеся, и сопоставляет с эталоном, имеющимся у него на руках.

Основные мероприятия

Возложение всех военных расходов на плечи крестьян, чтобы пресечь их бунты.

Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян.

Запрет перехода крестьян от одного владельца к другому, а также зачатки появления крепостного права на Украине.

Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Практический этап

Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради.

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран

Б) демократ на троне

В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования

Б) для создания нового свода законов

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

В) окружение императрицы







Екатерина Великая правила Российской империей на протяжении 34 лет. За время её царствования существенно увеличилась территория и население страны. Во внешней политике были достигнуты серьёзные успехи. Россия обрела больше веса и влияния в международных делах, в том числе по отношению к европейским государствам. Но самой яркой особенностью данной эпохи было расширение прав дворянского сословия до немыслимых пределов. В истории сложно найти аналогичный пример элиты, обладавшей настолько неограниченными привилегиями. Правление Екатерины 2 называют золотым веком дворянства.

Вступление на престол

Путь к российской короне оказался весьма тернистым для будущей императрицы. Екатерина пришла к власти в результате дворцового переворота при сложных и запутанных обстоятельствах. Её супруг Пётр Третий был мало способен к управлению государством и служил помехой на пути к престолу. После его загадочной смерти Екатерина сосредоточила власть в своих руках. Но, с точки зрения подданных, она была чужеземной принцессой, причастной к убийству мужа. Положение императрицы казалось шатким и ненадёжным. Главной опорой и защитой для неё служила организовавшая переворот придворная гвардия. Необходимость получения поддержки со стороны армейской элиты определила политику Екатерины по отношению ко всему дворянству.

золотой век дворянства

Просвещённая монархия

Императрица читала труды Вольтера и была знакома с европейскими либеральными идеями. Она верила в то, что разумные законы, эффективные правоохранительные органы и забота об образовании подданных могут привести государство к процветанию и благополучию. Идея просвещённой монархии предполагала сохранение сословной системы, главной силой которой являются дворяне. Кроме того, не ставилась под сомнение абсолютная власть самодержца.

Увлекаясь принципами французских просветителей, Екатерина осознавала, насколько далека от них реальность Российской империи. При всём желании сгладить социальные противоречия в обществе она была вынуждена поступать в угоду сословию, от которого зависела её власть. Вот почему золотой век дворянства наступил во времена царствования Екатерины. Дворцовая гвардия представляла собой огромную политическую силу, иногда принимавшую решение, кому сидеть на троне.

золотым веком дворянства называли

Изменение положения дворян

Основополагающий принцип отношений между монархом и дворянами заключался в несении военной службы в обмен на владение поместьями. Обязанности представителя благородного сословия перед государем были по своей природе похожи на зависимость крепостного крестьянина от феодала. До времён Петра Великого включительно служба начиналась с 15 лет и была практически пожизненной. Дворянин не имел права выбора между военной и гражданской карьерой.

Постепенно происходило разрушение этих старинных принципов. Процесс их отмены достиг апогея, когда наступило правление Екатерины 2. Золотой век дворянства положил начало существованию первой полностью свободной и независимой прослойки общества в России.

Перемены после смерти Петра Великого

Поэтапно в законодательство вносились поправки, делавшие положение феодального сословия всё более удобным и выгодным. Дворянам было позволено временно оставлять исполнение своих обязанностей перед государством и возвращаться в имения, чтобы лично управлять хозяйственными делами. Один из сыновей в каждом благородном роду получил право не поступать на службу и полностью посвящать себя решению вопросов, связанных с поместьем. Возраст, с которого представители феодального сословия начинали исполнять свой долг перед монархом, был увеличен с 15 до 20 лет. Дворянам был предоставлен выбор между армейской и гражданской службой. Было подтверждено исключительное право благородного сословия на владение землями и крепостными крестьянами. Появилась возможность получения отставки после 25 лет службы.

почему золотой век дворянства

Манифест Петра Третьего

Дальновидная Екатерина стремилась заручиться поддержкой дворянства ещё до своего вступления на престол. Она могла в значительной степени манипулировать царствующим супругом, и под её влиянием он подписал манифест, отменяющий обязательную государственную службу для представителей феодального сословия. Екатерина подтвердила основные пункты этого документа через несколько месяцев после своей коронации. Золотым веком дворянства называли эпоху, наступившую с момента провозглашения вольностей, не имевших аналогов в прошлом. Но зависимость феодального сословия от щедрости и милости самодержца оставалась сильной.

золотой век российского дворянства

Экономическое положение

Императрица официально заявила об отсутствии необходимости принуждения дворян к исполнению обязанностей перед государством. По её мнению, патриотизм и преданность монарху, присущие представителям этого сословия, гарантировали их добровольное поступление на службу. Это утверждение не полностью соответствовало действительности. Истинная причина заключалась в том, что зачастую имения давали маленькие доходы и не обеспечивали своим владельцам приличный жизненный уровень. Для многих дворян государственная должность была единственной альтернативой.

Расслоение

Стоит отметить, что императрица способствовала обогащению узкого круга своих доверенных лиц и фаворитов. Например, организаторы дворцового переворота, открывшего ей путь к российскому престолу, получили чины, крупные суммы денег и земли. Благодаря монаршей щедрости некоторые приближённые стали обладателями фантастических состояний. Золотым веком дворянства называют правление Екатерины Великой, однако далеко не все представители этого сословия получили экономические выгоды в эту эпоху. Некоторые из них вовсе не имели крепостных крестьян. Манифест о вольностях не повлиял на их финансовое положение.

золотым веком дворянства называют правление

Крепостные крестьяне

Золотой век российского дворянства имел свою обратную сторону. Благосостояние феодального сословия было основано на бесплатном труде крепостных крестьян. Расширение привилегий дворян сопровождалось ограничением прав подневольных землепашцев. Единственной судебной инстанцией для крепостных крестьян был их помещик. Он имел полномочия приговаривать к ссылке на поселение в Сибирь или даже пожизненным каторжным работам. Подавать жалобы на помещика запрещалось под страхом наказания кнутом. Положение крепостных крестьян мало отличалось от классического рабства, хотя законодательство открыто этого не признавало.

Гуманистические идеалы и реальность

Екатерина Великая считала подобную систему устройства общества бесчеловечной. Она неоднократно задумывалась о возможных путях ограничения крепостной зависимости. Однако эти планы прямо противоречили интересам элиты. Экономическим источником золотого века дворянства являлось крепостное право. Благие намерения императрицы столкнулись с суровой действительностью, и она вынужденно отказалась от гуманистических замыслов. Поддержка аристократии была для Екатерины высшим приоритетом, и годы её правления стали расцветом крепостничества.

правление екатерины 2 золотой век дворянства

Жалованная грамота о вольностях дворянства

В 1785 году был опубликован документ, подтверждавший все полученные ранее привилегии и расширявший их. В первую очередь закреплялось освобождение благородного сословия от обязательной государственной службы и его исключительное право на владение землями и крестьянами. Кроме того, дворянское звание с этого времени передавалось по наследству, и лишиться его можно было только по решению Сената за совершение тяжкого преступления. К списку привилегий добавилось освобождение от подушной подати. Судить дворянина могли только равные по происхождению. Запрещалось применять телесные наказания к представителям благородного сословия и конфисковывать их имения. Они обладали правом обращаться с просьбами и жалобами непосредственно к государю. Дворянам разрешалось выезжать за границу и даже поступать на службу к иностранным монархам.

Представители в администрации

Стоит особо подчеркнуть введение местного самоуправления. В золотой век русского дворянства практически все представители власти в уездах и городах избирались или назначались из этого сословия. Аристократия в России окончательно превратилась в замкнутую корпорацию, изолированную от остального населения.

Экспорт продовольствия

Золотой век дворянства совпал с повсеместным ростом цен на зерно и хлеб. Участие России в системе европейского рынка преимущественно заключалось в поставках продовольствия. Экспорт хлеба стал исключительно выгодным занятием. Это обстоятельство стимулировало помещиков увеличивать посевные площади и усиливать эксплуатацию труда крепостных крестьян с целью получения дополнительных доходов. Экономическая ситуация способствовала продолжению золотого века дворянства.

золотой век русского дворянства

Конец эпохи

После смерти Екатерины Великой на престол вступил Павел, с которым у неё были сложные отношения из-за убийства его отца Петра Третьего. Он предпринял попытки ограничить дарованные благородному сословию вольности и привилегии. Золотой век дворянства еще не завершился, но его пик уже был позади. В стремлении сделать это сословие главной опорой самодержавия Екатерина наделила его огромными правами и превратила в серьёзную политическую силу.

Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, имели право на торговлю и предпринимательство, не могли быть лишены дворянского звания, жизни и имения без суда. Дворяне имели исключительное право собственности на землю с крестьянами.

Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

Почему при Екатерине 2 называлась золотая эпоха дворянства?

Дворяне период правления Екатерины Второй называли "золотым веком". Поскольку благодаря Екатерине II дворянство стало главным привелегированным сословием, согласно "Жалованной грамоте дворянству". Дворяне смогли владеть крепостными крестьянами, освобождались от службы и личных податей.

Почему 18 век называют золотым веком русского дворянства?

Золотой век российского дворянства — это период Российской империи XVIII века при правлении Екатерины II. Именно в это время дворяне получают особые права и привилегии, вносят значительный вклад в развитие культуры.

Какие привилегии получили российские дворяне в xviii в?

В разные периоды времени российское дворянство имело следующие привилегии: 1) право владения населёнными имениями (до 1861 года); 2) свобода от обязательной службы (до введения всесословной воинской повинности в 1874 году); 3) свобода от земских повинностей (до второй половины XIX века); 4) право поступления на .

Какие территориальные приобретения получила Россия в период правления Екатерины II?

Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. . Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795—1797 гг. ) — литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую) , Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни.

Какие привилегии были даны дворянству при Петре 1?

При Петре I все дворяне должны были нести военную службу, начиная с 15-летнего возраста и до старости или до утраты здоровья. Не более 1/ 3 сыновей дворянской семьи могли находиться на гражданской службе. . Дворяне были освобождены от обязательной военной службы.

Какие сословия существовали при Екатерине 2?

  • Отдельные указы о крестьянах и помещиках В 1763 был издан указ, возлагающий на крестьян расходы по содержанию войск, присылаемых для подавления бунтов и восстаний. .
  • Дворянская реформа 1785. .
  • Дворяне .
  • Духовенство .
  • Купечество .
  • Крестьянство

Какие привилегии давались высшему сословию по жалованной грамоте?

В связи с этим дворянам была предоставлена возможность продолжать службу по своему желанию, с ограничением отставки на время войны и за три месяца тем дворянам, которые в момент провозглашения манифеста проходили военную службу и не имели обер-офицерского чина, либо не выслужили в войсках 12 лет, отставка не давалась.

Что такое просвещенный абсолютизм Екатерины 2?

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Когда наступил золотой век русского дворянства?

Золотой век Российского дворянства — принятый в историографии период с 1762 по 1796 года, когда дворянство Российской империи переживало свой наивысший расцвет.

Почему 19 век называют золотым?

Какие права получили дворяне по Жалованной грамоте дворянству 1785 г?

Что устанавливал манифест Петра I какие привилегии он обеспечивал?

По данному законодательному акту впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, могли по своему желанию выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу.

Какое сословие во второй половине 18 века обязано было служить государству?

В указе Петра 1712 года всё служилое сословие именуется шляхетством. . Учиться полагалось по закону только до пятнадцати лет, а далее надо было служить, и Пётр очень строго следил, чтобы шляхетство было при деле.

Что делали дворяне в 19 веке?

В начале XIX века дворянство продолжало занимать господствующее положение в стране. При этом оно составляло небольшую часть общего количества населения. Наиболее состоятельные представители сословия занимали государственные посты. В это же время произошло формирование бюрократического аппарата.

Читайте также: