Какое место занимает типология в системе методологических оснований познания права

Обновлено: 30.06.2024

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.

Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный и
    4. социалистический.

    Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:

      • национальные правовые системы и
      • правовые семьи.

      Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

      Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:

        1. общего права,
        2. романо-германская,
        3. славянская,
        4. мусульманская, индусская и др.

        Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода

        Исторический тип права - совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

        Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.

        Рабовладельческое право

        Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.

        Основные признаки рабовладельческого права:

          • право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;
          • право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;
          • отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;
          • центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;
          • в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;
          • систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).
          Феодальное право

          Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.

          Основные признаки феодального права:

          Буржуазное право

          Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.

          Основные признаки буржуазного права:

            • светский характер – право не связано с религией;
            • высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
            • разделение права на частное и публичное;
            • признание закона основным источником права;
            • получило свое развитие социальное законодательство;
            • постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;
            • отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;
            • отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;
            • узакониваются профсоюзы.
            Социалистическое право

            Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой

              1. на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,
              2. на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.

              Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.

              Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.

              Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.

              Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:

                1. рабовладельческий,
                2. феодальный,
                3. буржуазный и
                4. социалистический.

                Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:

                  • национальные правовые системы и
                  • правовые семьи.

                  Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

                  Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:

                    1. общего права,
                    2. романо-германская,
                    3. славянская,
                    4. мусульманская, индусская и др.

                    Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода

                    Исторический тип права - совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

                    Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.

                    Рабовладельческое право

                    Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.

                    Основные признаки рабовладельческого права:

                      • право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;
                      • право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;
                      • отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;
                      • центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;
                      • в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;
                      • систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).
                      Феодальное право

                      Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.

                      Основные признаки феодального права:

                      Буржуазное право

                      Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.

                      Основные признаки буржуазного права:

                        • светский характер – право не связано с религией;
                        • высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
                        • разделение права на частное и публичное;
                        • признание закона основным источником права;
                        • получило свое развитие социальное законодательство;
                        • постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;
                        • отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;
                        • отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;
                        • узакониваются профсоюзы.
                        Социалистическое право

                        Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой

                          1. на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,
                          2. на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.

                          Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.

                          Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.

                          Целью данной курсовой работы является изучение типологии права. Для достижения поставленной цели автором определены следующие задачи:
                          -изучение типологии как метода научного познания;
                          -изучение основных подходов к типологии права - формационного и цивилизационного;
                          -изучение основных правовых систем в современном мире.
                          Объектом настоящего исследования являются общественные отношения.

                          Работа состоит из 1 файл

                          Курсова.docx

                          Актуальность исследования. Современный мир невозможно себе представить без применения норм права. За долгий исторический путь, которое прошло человечество, нормы права прошли эволюцию от обычая до норм закона. Помочь разобраться в многообразии различных подходов и систем норм права, составить их четкую структуру, проследить закономерности, лучше понять дает возможность типология. При решении поставленных в теме курсовой работы задач мы поближе познакомимся с основными подходами к типологии права - формационному и цивилизационному. Эти подходы помогут нам наглядно разобраться, по какому пути развивалось право в зависимости от общественного строя государства той или иной страны. Проанализируем достоинства и недостатки норм права участвующих в регулировании общественных отношений. При освещении вопроса о правовых системах в современном мире уделим внимание историческим предпосылкам появления той или иной системы, её особенностях, достоинствах и недостатках. Последовательно рассматривая поставленные в курсовой работе задачи, мы сможем разобраться в изучаемой нами теме и ответить на главный вопрос: что является предметом типологии права?

                          Актуальность выбранной нами темы сложно переоценить. Динамизм происходящих в мире событий и возникающих в связи с этим правоотношений требует их структуризации, разделения с последующим изучением и применением с учетом потребностей жизни соответствующих норм права. Типология права из области научного познания помогает в дальнейшем совершенствовать и улучшать правовые нормы. А исторически накопленный опыт по данной теме позволяет избежать застоя и ошибок в данном процессе.

                          Степень научной разработанности. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределили необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы классификации права, основных подходов к типологии права и понятия и видов правовых систем.

                          В представленной работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам основных подходов к типологии права. В частности, исследования таких авторов, как Кузнецов И.А., Марченко М.Н., Радько Т.Н., Нерсесянц В.С., Рене Давид, К. Маркс, Ф. и др.

                          Целью данной курсовой работы является изучение типологии права. Для достижения поставленной цели автором определены следующие задачи:

                          -изучение типологии как метода научного познания;

                          -изучение основных подходов к типологии права - формационного и цивилизационного;

                          -изучение основных правовых систем в современном мире.

                          Объектом настоящего исследования являются общественные отношения.

                          Предметом исследования являются нормы права, их происхождение, эволюция, а также современные правовые системы.

                          Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания (историзм, научная объективность, системность, плюрализм и др.); логические приемы и операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, классификация и др.); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический.

                          Теоретическую основу курсовой работы составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам типологии права.

                          Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трёх глав, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

                          Глава 1. Типология как метод научного познания

                          Типология (от греч. τύπος — отпечаток, форма, образец и λόγος — учение, наука ) - метод познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их последующая группировка с помощью идеальной модели или типа, а также результат типологического описания 1 . Типология или классификация правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими 2 . Типология является одним из важнейших приемов раскрытия сути исторического процесса развития права.

                          При рассмотрении проблем типологии права необходимо обратить внимание на социальный смысл и назначение данного процесса. В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем:

                          во-первых, вырабатываемые идеи о типах права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов права является одним из наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества;

                          во-вторых, типология облегчает понимание внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, помогает предвидеть будущность развития России, а также других зарубежных стран;

                          в-третьих, процесс типизации правовых систем позволяет нам сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам, изучение всего процесса естественно-исторического развития государства и права в целом с процессом развития его отдельных составных частей, конкретных исторических ступеней;

                          в-четвертых, в процессе типизации и правовых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.

                          в-пятых, процесс типологии государства и права создает объективную основу для научного изучения процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в разных странах на строго научной основе.

                          Таким образом, типология даёт большие результаты, которые позволяют нам объективно познать право и связанные с ним процессы и явления.

                          Глава 2. Основные подходы к типологии права

                          2.1. Формационный подход

                          Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

                          При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно- экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

                          Исторический тип права - категория, призванная выразить в обобщенных характеристиках единые социально-классовые черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически определенному экономическому базису классового общества 3 . Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

                          Рабовладельческое право – первый исторический тип эксплуататорского права, служебная роль которого состояла в том, чтобы вместе с другими частями надстройки активно содействовать оформлению, укреплению и развитию базиса рабовладельческого общества 4 .

                          История Древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели - древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

                          Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

                          1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

                          2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

                          3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

                          4) обе системы не знали деления права на отрасли;

                          5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

                          Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

                          Феодальное право - исторический тип права, выражавший государственную волю феодалов, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества 5 . Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

                          1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

                          2) феодальное право было правом- привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;


                          1. Методология теории государства и права.

                          Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

                          К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.

                          Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

                          Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

                          Содержание принципа комплексности в изучении государства. и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социологии, политэкономии, политологии.

                          В теории государства и права, наряду с принципами, различают методы научного исследования.

                          Выделяют три группы методов:

                          Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).

                          Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

                          Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д..

                          Выделяют четыре уровня научного исследования , на каждом из которых могут решаться различные задачи. Это: описание, классификация, объяснение, критика результатов исследования.

                          На стадии описания государственных и правовых явлений применяются общелогические методы. На этом уровне исследования в рамках теории государства и права вырабатываются понятия, которые призваны направлять дальнейшие научные исследования. Общелогические методы в курсе теории государства и права применяются и на втором уровне научного исследования — уровне классификации. Классификация — это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик.

                          В теории государства и права выделяют исторические типы права и государства, проводят классификацию форм правления и форм государственного единства, разрабатываются различные классификации норм права и др.

                          Классификация дает возможность различать объекты по качественным и количественным параметрам. Третий уровень научного анализа — это уровень объяснения. На этом уровне применяются различные общенаучные методы.

                          Функциональный метод , используемый в социальных науках, заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования. Этот метод, заимствованный из естественных наук, вначале активно применялся этнологами при изучении "архаичных" обществ. Структурный метод в социальных науках — это выявление у социальных объектов определенных констант, т.е. относительно-устойчивых внутренних связей. Понятие структуры является понятием очень близким к понятию модели — формальному представлению каких-либо отношений. Системный метод в социальных науках — это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой. Сравнительный метод— это сопоставление одного социального объекта с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Исторический метод в теории государства и права предполагает фиксацию во времени отдельных этапов и стадий развития права и государства. Генетический метод в социальных науках позволяет ответить на вопрос о происхождении явлений, т.е. определить те факты, которые обусловили появление того или иного феномена. Четвертый уровень научного анализа — критика результатов политико-правовых исследований. Поскольку критика является стимулом развития научного знания, постоянный процесс критики методологических позиций и выводов одной научной школы с методологических позиций другой приводит к большей рационализации знаний о государстве и праве и их новой концептуализации.

                          Читайте также: