Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств в 30 годы

Обновлено: 28.06.2024

Литературно-исторические заметки юного техника


29 июля 1899 года завершилась первая мирная международная конференция в Гааге или Гаагская конференция разоружения.

Первая конференция мира, созванная по инициативе императора Николая II, конечно, не разрешила всех наболевших вопросов, но стала одним из самых ярких событий XIX века. Разработанные и принятые на ней документы, так называемые Гаагские конвенции 1899 года, заложили фундамент современного международного права. Положив начало международному диалогу в области разоружений, конференция сделала доселе беспрецедентный шаг к практике урегулирования конфликтов между государствами мирным путём.

Причины созыва конференции

По мнению современных исследователей, существовал целый комплекс причин созыва мирного форума: финансовая, политическая, идеологическая.

В 1892 году, ещё при Александре III, между Россией и Францией была заключена так называемая оборонительная конвенция против Германии. Александр III, заключая конвенцию с французами, относился к ней как определённому временному политическому ходу, призванному оказать воздействие на Германию с целью пресечения её агрессивных намерений в Европе. После его смерти кайзер Вильгельм решил воспользоваться вступлением на престол Николая II, с тем, чтобы вернуть Россию обратно в русло прогерманской политики. Однако новый император остался верен союзу с Францией, отлично понимая, что такой противовес является лучшим гарантом сохранения мира в Европе. Николай II воспринимал военную конвенцию не просто как соглашение, вызванное сиюминутными реалиями, а как начало большого долговременного геополитического союза и видел главную задачу этого союза не в его антигерманской направленности, а в закладке краеугольного камня прочного европейского мира.

Между тем, конец XIX столетия был отмечен нарастающими англо-французскими противоречиями. Об этом мало говорят, но война Франции с Англией, была тогда не менее, а может быть и более вероятна, чем новая война Франции с Германией. Главным яблоком раздора между англичанами и французами оставалось влияние на Ближнем Востоке. Для Франции Ближний Восток являлся одной из главных зон экспорта. В одной только Турции было вложено около 3 млрд. французских франков. В 1898 году между Францией и Англией едва не вспыхнула война из-за присоединения французами небольшой области Фашода в английском Судане. В этом конфликте Россия была на стороне Франции. В ходе итало-эфиопской войны (1895-1896) Россия и Франция оказывают действенную помощь эфиопскому негусу Менелику II, против которого вела захватническую войну Италия, поддерживаемая Англией. Международная обстановка накануне ХХ века всё более и более напоминала скапливание грозовых туч. Мир неудержимо шёл к большой войне.

И в этих условиях Российская империя была, пожалуй, единственным государством, которое противопоставляло себя не какой-либо отдельной стране или политическому деятелю, а общей военной угрозе. Известный специалист по международному праву Ф. Ф. Мартенс считал, что мирная инициатива России преследовала две цели. Первая предполагала путем миролюбивого обсуждения международных споров и условий ограничения вооружений предупредить войну. Другой целью было выяснение тех условий, при которых возникшая война могла бы быть поставлена в самые узкие рамки с точки зрения гуманности и общей пользы народов.

Циркуляр М.Н.Муравьёва

12 августа 1898 года министр иностранных дел граф М.Н. Муравьёв обратился к представителям России за границей с циркулярной нотой, в которой говорилось:

Непосредственным поводом появления циркуляра от 12 августа 1898 года стал, на наш взгляд, доклад от 28 февраля (12 марта) 1898 года генерала А.Н.Куропаткина о заключении русско-австрийского соглашения по скорострельным пушкам. Военный министр предложил подписать конвенцию об отказе принимать на вооружение Россией и Австро-Венгрией скорострельную артиллерию. По его мнению, этот шаг позволил бы сэкономить двум государствам значительные финансовые средства. Предложение Куропаткина вызвало в российском правительстве горячие споры. Свою точку зрения высказали министр иностранных дел М.Н.Муравьев, которого Николай II ознакомил с почином Куропаткина и руководитель финансового ведомства С.Ю.Витте. Министр финансов предложил вместо подписания русско-австрийской конвенции о скорострельных пушках провести всеобщее сокращение вооружений. Свое мнение он высказал в приватном разговоре с главой российской дипломатии. В дальнейшем это предложение получило окончательное оформление в недрах внешнеполитического ведомства. Определённую роль в выработке идеи проведения конференции по разоружению сыграли видный российский дипломат и правозащитник, вице-президент Европейского института международного права Ф.Ф. Мартенс (1845-1909) и директор 1-го департамента МИДа А.К Базили (1846-1902). О значительной роли Базили в появлении мирной инициативы говорили некоторые известные западноевропейские пацифисты. Кроме того, в 1896 году Базили присутствовал на межпарламентской конференции, на которой затрагивались вопросы установления всеобщего мира и сокращения вооружений.

Реакция европейских держав

Англию чрезвычайно беспокоили претензии России на роль лидера в решении европейских вопросов, а также её поддержка французской колониальной политики в Африке. Некоторые органы европейской печати подчёркивали противоречие между предложением России о разоружении и её агрессивным образом действий на Дальнем Востоке (в Китае), объясняя призыв на конференцию как попытку обмануть бдительность держав-соперниц и привлечь на свою сторону европейское и азиатское общественное мнение. Эта точка зрения особенно полно развита в статье K. Kautsky, "Demokratische und reaction ?re Abr? stung" ("Neue Zeit", 1897—98, № 50).

Программа конференции

Поэтому на конференцию 1899 года был вынесен лишь минимум требующих разрешения вопросов:

«Соглашение, определяющее на известный срок сохранение настоящего состава сухопутных и морских вооруженных сил и бюджетов на военные надобности; предварительное изучение средств, при помощи коих могло бы в будущем осуществиться сокращение означенных вооруженных сил и бюджетов;

Запрещение вводить в употребление в армиях и во флоте какое бы то ни было новое огнестрельное оружие и новые взрывчатые вещества, а также порох, более сильно действующий принятого в настоящее время, как для ружейных, так и для орудийных снарядов;

Ограничение употребления в полевой войне разрушительных взрывчатых составов, уже существующих, а также запрещение пользоваться метательными снарядами с воздушных шаров или иным подобным способом;

Запрещение употреблять в морских войнах подводные миноносные лодки или иные орудия разрушения того же свойства; обязательство не строить в будущем военных судов с таранами;

Применение к морским войнам Женевской конвенции 1864 года и дополнительных к ней постановлений 1868 года;

Признание на таких же основаниях нейтральности судов и шлюпок, коим будет поручаемо спасание утопающих во время или после морских сражений;

Пересмотр Декларации о законах и обычаях войны, выработанной в 1874 году на конференции в Брюсселе и до сего времени не ратифицированной;

Конференция

По соглашению между державами местом первой мирной конференции была избрана Гаага. На выбор места именно в Нидерландах повлияли различные факторы: во-первых, традиционно дружественные отношения между Россией и Голландией (Романовых и Нассау также связывали довольно близкие родственные связи). Во-вторых, Гаага уже имела опыт проведения ответственных переговоров, и в конце XIX века Нидерланды являлись европейским центром изучения международного права.

Приглашение участвовать в конференции посылалось голландским правительством. Оно было принято всеми европейскими державами и 6-ю внеевропейскими (США, Мексика, Китай, Япония, Персия, Сиам). Папе, по настоянию Италии, приглашения послано не было. Болгария, по настоянию Турции, была допущена лишь без права голоса. Каждая из приглашённых держав прислала своих уполномоченных: Россия — барона Стааля, посла в Лондоне, Франция — Буржуа, Германия — Мюнстера (при нём в числе комиссаров состоял профессор Штенгель, который выпустил брошюру, где доказывал неосуществимость и отчасти даже нежелательность осуществления пожеланий, высказанных в русской ноте). Назначение его комиссаром свидетельствовало о враждебном отношении германского правительства к задачам мирной конференции.

По предложению королевы Нидерландов Вильгельмины начало работы конференции в знак уважения к её августейшему инициатору приурочили ко дню рождения императора Николая II – 6/18 мая.

Гаагская мирная конференция заседала в королевском Лесном дворце с 18 (6) мая по 29 (17) июля 1899 года. Председателем был избран представитель России, барон Стааль. В состав российской делегации были также включены видные чиновники МИДа - Ф.Ф.Мартенс, А.К.Базили, М.Г.Приклонский. Военное, Морское министерства и финансовое ведомство отправили на конференцию своих представителей-консультантов. Представители прессы на конференцию не допускались, поэтому о её заседаниях имеются только краткие сведения, сообщённые печати по постановлению самой конференции.

Первая и главная цель конференции — сокращение вооружений и военных бюджетов или даже фиксирование их на уже сложившейся высоте — достигнута не была. Конференция выразила лишь пожелание такого сокращения, но на деле никто из держав не спешил воплощать эти пожелания в жизнь.

Отношение правительств Германии и Франции к инициативам России в области разоружения можно выразить словами старого еврейского анекдота:

Ни немцы, ни французы не собирались отказываться от своих милитаристских планов и бряцанья друг перед другом новым оружием.

Итоги конференции

Формально итоги работы конференции зафиксированы в трёх конвенциях и трёх декларациях:

конвенция о мирном решении международных столкновений;

конвенция, определяющая обычаи сухопутной войны;

конвенция, распространяющая применение Женевской конвенции 1864 года на войну морскую;

декларация о запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов;

декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы;

декларация о неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле.

Конвенции и декларации представляют собой отдельные акты; державам было предоставлено подписывать или не подписывать каждую из них. Конвенция о мирном разбирательстве споров и о морской войне ратифицирована всеми 26 державами (и Болгарией); конвенция о сухопутной войне — 23 державами (не ратифицирована Швейцарией, Турцией, Китаем). Декларация о бросании взрывчатых снарядов с аэростатов не подписана Англией, декларация о снарядах, распространяющих удушающие газы — Англией и США.

Но возможны случаи, когда спор происходит вследствие различного толкования фактической обстановки какого-либо события. Для подобных случаев Гаагская конвенция предложила совсем новый способ международного следствия. Спорящие стороны избирают каждая по одной нейтральной державе; каждая из 4-х держав (двух спорящих и двух нейтральных) назначает по одному члену следственной комиссии (при которых могут состоять помощники, секретари, юрисконсульты и т. д.); затем 4 комиссара выбирают пятую нейтральную державу, которая от себя назначает комиссара. Составившаяся таким образом комиссия из 5 членов является следственной комиссией; она исследует все обстоятельства спора и представляет свой доклад спорящим державам. Доклад этот не есть третейское решение, он есть именно только доклад следственной комиссии о фактических обстоятельствах предмета спора; спорящие могут либо сами дипломатическим путем решить спор на основании доклада, либо передать его третейскому суду. Для третейского суда между державами Гаагская конвенция установила три типа и подробно разработала порядок судопроизводства. Согласно с ней:

каждое физическое или юридическое лицо может быть избрано спорящими державами в третейские судьи (это существовало и раньше);

спорящие державы могут передать разбор дела коллегиальному суду; каждая выбирает по два арбитра, арбитры выбирают суперарбитра;

в Гааге учреждается постоянный международный третейский трибунал.

Каждая из договаривающихся держав рекомендует не более четырёх лиц, как членов этого трибунала. В случае столкновения спорящие стороны выбирают то число членов трибунала, которое они желают иметь; таким образом и составляется третейский суд. Высший надзор за организацией суда принадлежит особому бюро в Гааге, состоящему под председательством Нидерландского министра иностранных дел и состоящему из членов дипломатического корпуса в Гааге. Третейский суд сам определяет свою компетенцию, основываясь на толковании заключенного спорящими державами компромисса.

Впервые учреждённый на конференции Гаагский международный суд действует и поныне, а само решение о его создании опередило своё время более чем на полвека.

Практические результаты Гаагской конференции 1899 года были невелики. Бесспорно, первая мирная конференция стала важнейшим этапом в процессе всеобщего сокращения вооружений и предотвращения военных конфликтов. Впервые на столь представительном межгосударственном уровне были подняты вопросы уменьшения военных бюджетов, запрещения некоторых видов вооружений, кодификации гуманитарного права, использования арбитража и посредничества. Однако по многим заявленным проблемам не удалось достичь положительного результата. По мнению современников, решения конференции по военным вопросам остались лишь на бумаге. Мирные инициативы российского правительства не предупредили ни войны Великобритании с южно-африканскими республиками, ни войны России и Японии, ни мировой бойни 1914-1918 годов.

Некоторые исследователи, вслед за эмигрантской монархической историографией склонны преувеличивать чисто пацифистские намерения Николая II как царя-миротворца, царя-христианина, указывая, прежде всего, на гуманистический аспект его деятельности при подготовке международного форума. Другие, напротив, видят в этом акте чисто практическую цель уменьшения военных расходов, которые тяжким бременем ложились на финансы страны.

Но как бы там ни было, сегодня мы вынуждены признать, что мирные инициативы, с которыми выступило правительство Николая II в 1899 году, почти на половину столетия опередили своё время. Они были лишь приняты к сведению, но так и не услышаны большинством европейских политиков. Указания миротворцев на ложность избранного человечеством пути и призывы к отказу от гонки вооружений воспринимались современниками как глас вопиющего в пустыне. Они не смогли предотвратить ни новых колониальных захватов, ни использования запрещённого Гаагскими конвенциями оружия, ни самую страшную в истории человечества Первую мировую войну. И, кто знает? Возможно, именно стремление Николая II видеть Российскую империю в роли третейского судьи, а также миротворца в международных спорах, подтолкнуло ведущие державы Европы к мысли о том, что сильная, единая и неделимая Россия при будущем переделе мира им совершенно не нужна. Отсюда – поддержка и финансирование европейскими правительствами разного рода политических авантюристов, революционеров, врагов государственного строя; пломбированный вагон в 1917 и позорный Брестский мир в 1918 году.

Компиляция Елены Широковой по материалам:

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона Гаагская конференция

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тестовые задания

I уровень

Вариант №1

1. Главной целью немецкой внешней политики в 30-е годы стало достижение мирового господства.

2. Германия вышла из Лиги Наций в 1933 году.

3. В 1934 году СССР был исключен из Лиги Наций.

4. Гарантами безопасности Чехословакии в 1935 году стали Франция и СССР.

5. По договору с Англией Германия получала право на строительство своего флота, но не более 35% от английского.

6. Антикоминтерновский Пакт подписали между собой Германия и Италия.

9. Политику изоляционизма в 30-е годы проводили США.

10. Лидером австрийских нацистов был Шушниг.

11. Судето-немецкую партию возглавил Генлейн.

12. Мюнхенский договор был подписан 30 сентября 1939 года.

14. Виновниками в срыве англо-франко-советских переговоров были все три стороны.

15. По секретному протоколу к Пакту Молотова – Риббентропа к сфере советского влияния отошли Латвия, Литва и Эстония.

I уровень

Вариант №2

1. Первой задачей своей внешней политики нацисты считали необходимость разрушения Версальской системы.

2. Германия вышла из Лиги Наций в 1932 году.

3. В январе 1935 года население Саара высказалось за воссоединение с Германией.

4. Согласно франко-советскому и советско-чехословацкому соглашениям, первым на помощь Чехословакии в случае агрессии со стороны других государств должен был прийти Советский Союз.

5. Рейнская демилитаризованная зона была занята немецкими частями в 1936 году.

6. Антикоминтерновский Пакт подписали между собой Германия и Япония.

7. Италия присоединилась к Антикоминтерновскому Пакту уже в 1936 году.

10. Великие державы практически никак не отреагировали на исчезновение с политической карты Европы Австрии.

11. Судето-немецкая партия действовала на территории Австрии.

12. Мюнхенский договор был подписан 30 сентября 1938 года.

14. Англо-франко-советские переговоры начались в апреле 1939 года.

15. Договор о ненападении между СССР и Германией заключался сроком на 10 лет.

I уровень

Вариант №3

1. США, как и Германия, желали разрушить Версальскую систему.

2. В 1934 году Советский Союз был принят в Лигу Наций.

3. В январе 1935 года более 50% жителей Саарской области высказались против присоединения к Германии.

4. Согласно франко-советскому и советско-чехословацкому соглашениям, первой на помощь Чехословакии в случае агрессии со стороны других стран должна была прийти Франция.

5 . В 1935 году в Германии была восстановлена всеобщая воинская повинность.

6 . Антикоминтерновский Пакт подписали между собой Италия и Япония.

8 . Политику изоляционизма в 30-е годы проводили Англия и Франция.

10 . Лидером австрийских нацистов был Зайсс-Инкварт.

11 . Чехословакия не участвовала в Мюнхенской конференции.

12 . Первыми немецкими территориями, захваченными Германией, стали Богемия и Моравия.

14 . Виновником в провале англо-франко-советских переговоров 1939 г. был только Советский Союз.

15 . Пакт Риббентропа – Молотова был подписан 23 августа 1939 года.

II уровень

Вариант № 1

1. Из перечисленных стран назовите те, которые в 30-е годы боролись за разрушение Версальской системы:

А . Великобритания;

Б . Франция;

В . Германия;

Д . Испания;

2 . В 30-е годы лишь две силы могли предотвратить осуществление немецких планов мирового господства. Это:

А . США и Великобритания;

Б . СССР и Япония;

В . Великобритания и Франция;

Г . СССР и страны западной демократии.

3 . СССР был принят в Лигу Наций в:

4 . Политики “умиротворения” агрессора в 30-е годы придерживались:

В . Франция;

Д . Германия.

5 . Отметьте ошибку в следующем утверждении:

“Первыми актами Германии, нарушившими условия Версальского договора, были”:

А . Создание регулярной армии;

В . Строительство военно-морского флота;

В . Назначение рейхсканцлером Гитлера;

Г . Захват Рейнской демилитаризованной зоны;

Д . Введение всеобщей воинской повинности.

А . Был осужден;

В . Был поддержан;

В . Даже не обсуждался;

Г . К общему мнению Лига Наций не пришла.

7 . Антикоминтерновский Пакт 25 ноября 1936 года подписали между собой:

А . Германия и Италия;

В . Италия и Япония;

В . Япония и Германия;

Г . Япония, Италия и Германия.

8. Основным следствием подписания Пакта “Молотов – Риббентроп” было:

А . Начало Второй Мировой войны;

Б . Начало англо-франко-советских переговоров;

В . Подписание нового англо-германского соглашения;

Г . Присоединение к Пакту Англии, Франции и США;

Д . Присоединение к Пакту Италии и Японии.

9 . Секретные переговоры с Германией от имени советского правительства в августе 1939 года вёл:

Хельсинкские соглашения были подписаны 1 августа 1975 г. по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое было учреждено в 1973 г. Данными соглашениями закрепляется принцип нерушимости европейских границ и не допускается любое применение силы и любое вмешательство во внутренние дела государств. С тех пор 35 подписавших их государств, в том числе США, Канада, СССР и все европейские страны, за исключением Албании, взяли на себя обязательства по уважению прав человека.

1970-1973 гг. – от подготовки к открытию первого Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки

В ходе проводившихся в Хельсинки и Женеве обсуждений рассматривалось три различных вида вопросов:

  • вопросы военного характера и безопасности;
  • экономические вопросы;
  • установление связей между людьми за пределами границ стран и объединение усилий в целях воссоединения семей в разделенной Европе.

Третий аспект был, прежде всего, обусловлен стремлением представителей западных стран включить в обсуждение вопрос о правах человека. Таким образом, в дипломатические переговоры впервые были включены вопросы об основных свободах, таких как свобода передвижения идей и людей.

Слайд-шоу - Déjeuner avec M. Ford, président des États-Unis,

Déjeuner avec M. Ford, président des États-Unis, 1er août 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; FORD, Gerald, président des États-Unis ; KISSINGER, Henry, secrétaire d’État des États-Unis ; SAUVAGNARGUES, Jean, ministre français des Affaires étrangères.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Entretien avec le Maréchal Tito, président de la Yougoslavie, 31 juillet 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; TITO, Josip Broz, président de la Yougoslavie.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Слайд-шоу - Entretien avec M. Arias Navarro, Premier (. )

Entretien avec M. Arias Navarro, Premier ministre espagnol, 31 juillet 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; NAVARRO, Carlos Arias, Premier ministre espagnol.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Слайд-шоу - Petit déjeuner avec M. Caramanlis, Premier (. )

Petit déjeuner avec M. Caramanlis, Premier ministre grec, 1er août 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; CARAMANLIS, Constantinos, Premier ministre grec ; SAUVAGNARGUES, Jean, ministre français des Affaires étrangères.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Слайд-шоу - Déjeuner avec M. Ford, président des États-Unis,
Слайд-шоу - Entretien avec le Maréchal Tito, président de (. )
Слайд-шоу - Entretien avec M. Arias Navarro, Premier (. )
Слайд-шоу - Petit déjeuner avec M. Caramanlis, Premier (. )

1 августа 1975 г. – подписание Хельсинкских соглашений

1 августа 1975 г. – подписание Хельсинкских соглашений
После нескольких месяцев переговоров было достигнуто соглашение. Хельсинкские соглашения, или Заключительный акт Хельсинкского совещания, были подписаны 1 августа 1975 г. по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данными соглашениями закрепляется принцип нерушимости европейских границ, не допускается любое применение силы и любое вмешательство во внутренние дела государств, а на подписавшие его стороны возлагаются обязательства по уважению прав человека. В рамках указанного третьего аспекта Хельсинкские соглашения обеспечивают более прочную базу для защиты прав диссидентов, которые могут ссылаться на международные обязательства своих государств.

В Заключительном акте представлены десять основополагающих принципов, регулирующих отношения между государствами, называемыми государствами-участниками:

  1. I. Суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету;
  2. II. Неприменение силы или угрозы силой;
  3. III. Нерушимость границ;
  4. IV. Территориальная целостность государств;
  5. V. Мирное урегулирование споров;
  6. VI. Невмешательство во внутренние дела;
  7. VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
  8. VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. IX. Сотрудничество между государствами;
  10. X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Хельсинкский заключительный акт от 1 августа 1975 г. (PDF – 59 страниц):

1 января 1995 г. – преобразование СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Хельсинкские соглашения и их десять принципов также определяют масштабы деятельности СБСЕ. Подписание Парижской хартии для новой Европы в декабре 1990 г. позволило на институциональном уровне закрепить СБСЕ, которое было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на Будапештском саммите в декабре 1994 г.

Более подробная информация представлена на странице Франция и ОБСЕ и на сайте Постоянного представительства Франции при ОБСЕ.

Ядерного разоружения это акт уменьшения или устранения ядерное оружие. Это также может стать концом мира, свободного от ядерного оружия, в котором ядерное оружие будет полностью уничтожено. Период, термин денуклеаризация также используется для описания процесса, ведущего к полному ядерному разоружению. [2] [3]

В последние годы некоторые пожилые государственные деятели США также выступали за ядерное разоружение. Сэм Нанн, Уильям Перри, Генри Киссинджер, и Джордж Шульц призвали правительства принять видение мира, свободного от ядерного оружия, и в различных колонках с комментариями предложили амбициозную программу неотложных шагов в этом направлении. Четыре создали Проект ядерной безопасности продвигать эту повестку дня. Такие организации, как Глобальный нольтакже была создана международная беспартийная группа из 300 мировых лидеров, приверженных делу ядерного разоружения.

Сторонники ядерного разоружения говорят, что это уменьшит вероятность ядерная война происходящее, особенно случайно. Критики ядерного разоружения говорят, что оно подорвет сдерживание.

Содержание

История



Грибовидное облако и водяной столб от подводного ядерного взрыва 25 июля 1946 г., который был частью Операция Перекресток.


Ноябрь 1951 г. Испытательный полигон в Неваде, из Операция Бастер, мощностью 21 килотонн. Это были первые полевые ядерные учения США, проведенные на суше; Показанные войска находятся в 9,7 км от места взрыва.

6 августа 1945 г., ближе к концу Вторая Мировая Война, "Маленький мальчик"устройство взорвалось над Японский город Хиросима. Взрыв с мощностью, эквивалентной 12500 тонн TNT, взрыв и тепловая волна бомбы разрушили почти 50 000 зданий (включая штаб-квартира из 2-я общая армия и Пятый Дивизион) и убили 70 000–80 000 человек, а общее количество смертей составило около 90 000–146 000 человек. [8] Детонация "Толстяк"устройство взорвалось над японским городом Нагасаки три дня спустя, 9 августа 1945 года, было разрушено 60% города и сразу убито 35 000–40 000 человек, хотя через некоторое время после этого могло произойти до 40 000 дополнительных смертей. [9] [10] Впоследствии мировые запасы ядерного оружия выросли. [6]

В 1946 году администрация Трумэна заказала Отчет Ачесона-Лилиенталя, который предложил международный контроль над ядерный топливный цикл, раскрытие технологии атомной энергетики СССР и вывод из эксплуатации всех существующих ядерное оружие через новую систему Организации Объединенных Наций (ООН), через Комиссия ООН по атомной энергии (UNAEC). С ключевыми изменениями отчет стал политикой США в форме План Баруха, который был представлен UNAEC на его первом заседании в июне 1946 года. Когда возникла напряженность времен холодной войны, стало ясно, что Сталин хотел разработать свою собственную атомную бомбу и что Соединенные Штаты настаивали на режиме принуждения, который переопределил бы безопасность ООН Вето совета. Вскоре это привело к тупику в UNAEC. [11] [12]

Движение за ядерное разоружение






12 декабря 1982 года 30 000 женщин держались за руки по периметру 6 миль (9,7 км) RAF Greenham Common база для опротестования решения о размещении американского крылатые ракеты там.

1 ноября 1961 г., в разгар Холодная война, около 50 000 женщин, которых объединили Женщины за мир прошли маршем в 60 городах США на демонстрации против ядерное оружие. Это был самый крупный национальный женский мирный протест ХХ века. [18] [19]

В 1958 году Линус Полинг и его жена подали в Организацию Объединенных Наций петицию, подписанную более чем 11000 ученых, призывающих положить конец испытания ядерного оружия. "Обследование детского зуба, "во главе с доктором Луиза Рейсс, окончательно продемонстрировали в 1961 году, что наземные ядерные испытания представляют значительные риски для здоровья населения в виде радиоактивные осадки распространяется в основном через молоко от коров, проглотивших зараженную траву. [20] [21] [22] Давление общественности и результаты исследований впоследствии привели к мораторию на наземные испытания ядерного оружия, за которым последовали Договор о частичном запрещении испытаний, подписанный в 1963 г. Джон Ф. Кеннеди и Никита Хрущев. [23] В день вступления договора в силу Нобелевский комитет наградил Полинга Нобелевская премия мира, описывая его как "Линуса Карла Полинга, который с 1946 года ведет непрекращающуюся кампанию не только против испытаний ядерного оружия, не только против распространения этого оружия, не только против самого его использования, но и против любой войны как средства решения международных проблем. конфликты ". [7] [24] Полинг начал Международная лига гуманистов в 1974 г. Он был президентом научно-консультативного совета Всемирный союз защиты жизни а также один из подписантов Заявление Дубровник-Филадельфия.

12 июня 1982 года в Нью-Йорке прошла демонстрация одного миллиона человек. Центральный парк против ядерное оружие и для конца холодная война гонка вооружений. Это был крупнейший антиядерный протест и крупнейшая политическая демонстрация в истории Америки. [4] [5] Акции протеста, посвященные Международному дню ядерного разоружения, прошли 20 июня 1983 года на 50 объектах по всей территории Соединенных Штатов. [30] [31] В 1986 году сотни людей вышли из Лос-Анджелес к Вашингтон, округ Колумбия. в Великий марш мира за глобальное ядерное разоружение. [32] Было много Опыт пустыни Невады протесты и лагеря мира на Испытательный полигон в Неваде в течение 1980-х и 1990-х годов. [33] [34]

1 мая 2005 года 40 000 антиядерных / антивоенных демонстрантов прошли маршем мимо Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, через 60 лет после атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. [35] [36] [37] В 2008, 2009 и 2010 годах были протесты и кампании против нескольких предложений о новых ядерных реакторах в Соединенных Штатах. [38] [39] [40]

Ежегодно проводится протест против исследований ядерного оружия США в Национальная лаборатория Лоуренса Ливермора в Калифорнии и во время акции протеста 2007 года были арестованы 64 человека. [41] Была серия протестов на Испытательный полигон в Неваде а в апреле 2007 г. Опыт пустыни Невады В ходе акции протеста полиция процитировала 39 человек. [42] Антиядерные протесты прошли в Военно-морская база Китсап много лет и несколько в 2008 году. [43] [44] [45]

Всемирный совет мира

В 1950 году WPC запустил свой Стокгольмский призыв [53] призывая к абсолютному запрещению ядерного оружия. Кампания получила поддержку, собрав, как утверждается, 560 миллионов подписей в Европе, в основном из социалистических стран, в том числе 10 миллионов во Франции (включая подписи молодых людей). Жак Ширак), а в Советском Союзе 155 миллионов подписей - все взрослое население. [54] Несколько неприсоединившихся миротворческих групп, которые дистанцировались от WPC, посоветовали своим сторонникам не подписывать воззвание. [52]

Договоры о сокращении вооружений

Соединенные Штаты и СССР/русский ядерное оружие запасы, 1945-2014 гг. В это число входят активно не развернутые боеголовки, в том числе находящиеся в резерве или запланированные к демонтажу. Общие запасы не обязательно отражают ядерные возможности, поскольку они игнорируют размер, дальность, тип и способ доставки.

После 1986 г. Саммит Рейкьявика Между президентом США Рональдом Рейганом и новым Генеральным секретарем СССР Михаилом Горбачевым Соединенные Штаты и Советский Союз заключили два важных договора о сокращении ядерных вооружений: Договор РСМД (1987) и НАЧАЛО I (1991). После окончания холодной войны Соединенные Штаты и Российская Федерация заключили Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (2003) и Новый начало Договор (2010).

Когда крайняя опасность, присущая ядерной войне и обладанию ядерным оружием, стала очевидна для всех сторон во время холодной войны, между Соединенными Штатами, Советским Союзом и рядом других государств по всему миру был подписан ряд договоров о разоружении и нераспространении. . Многие из этих договоров включали годы переговоров и, казалось, привели к важным шагам по сокращению вооружений и снижению риска ядерной войны.

Ключевые договоры

Только одна страна (Южная Африка), как известно, когда-либо полностью демонтировал отечественный ядерный арсенал. В апартеид правительство Южная Африка добыл полдюжины сырой оружие деления в течение 1980-х, но они были демонтированы в начале 1990-х. [57]

Читайте также: