Какая из форм противодействия коррупции является наименее затратной и наиболее эффективной

Обновлено: 28.06.2024

Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:

Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:

  1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
  2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.

Такими должностными лицами могут быть:

  • чиновники всех уровней власти;
  • политические деятели;
  • сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
  • медики и сотрудники образовательной сферы и другие.

Выделяют три основные формы проявления коррупции по масштабу распространения:

  1. Мелкая. Ее еще называют индивидуальной, бытовой, или несистемной. То есть это повседневные нарушения закона должностными лицами при встрече с общественностью в виде поиска обходных путей решения текущих вопросов под видом законности. Она часто встречается в школах, больницах, муниципалитетах и прочих организациях.
  2. Крупная. Данный вид связанный с большими суммами денег и масштабными делами. Процветает в верхних эшелонах власти при принятии решений государственной важности. Такая деятельность может привести к подрыву общественных, политических и других институтов в масштабе страны.
  3. Системная. Такие преступные схемы возникают в органе или институте во всем государстве из-за несовершенства их организации. Она может быть централизованной и децентрализованной. Например, понятие того, что такое системная коррупция можно рассматривать при монополизации рынка, дискреционных полномочиях чиновников, закрытости деятельности органов власти и прочем.

По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:

  1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
  2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
  3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.

В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:

  1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
  2. Недополучении казной налогов.
  3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
  4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
  5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
  6. Увеличении социального неравенства.
  7. Роста уровня безработицы.
  8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
  9. Росте организованной преступности.

Одним из принципов того, как государству противодействовать коррупции, является приоритетность применения мер профилактики. К ним можно отнести:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это идеологическая работа с широкими массами, направленная на то, что использование служебного положения в корыстных целях неприемлемо и непременно ведет к наказанию, отпечаток которого остается с человеком на всю жизнь.
  2. Антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов и их проектов, принимаемых в стране на разных уровнях.
  3. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам на должность госслужащих.
  4. Регулярную ротацию кадров в госорганах.
  5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля.

Госуслуги решаем проблемы вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что такое "коррупция"? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

vзлоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

получение взятки (ст. 290 УК РФ);

дача взятки (ст. 291 УК РФ);

провокация взятки (ст. 304);

служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Вопрос: Какие меры противодействия коррупции?

Ответ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

К мерам противодействия коррупции относится:

а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Вопрос: Что такое конфликт интересов на муниципальной службе?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Вопрос: В случае если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять?

Ответ: Обязательно должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Вопрос: Какие действия должен предпринять муниципальный служащий в случае попытки склонения его к совершению коррупционного или иного правонарушения?

Ответ: Муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Вопрос: В какой срок муниципальные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ: Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Вопрос: Что относится к источникам доходов муниципального служащего, полученных им за отчетный период?

Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

Вопрос: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на муниципальную службу непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

Ответ: Является.

Вопрос: Вправе ли муниципальный служащий выполнять иную оплачиваемую работу?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу

Вопрос:Какие ограничения налагаются на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?

Ответ: Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?

Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно.

Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.

В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).

В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.

По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).

В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей:

материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;

по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Ответ: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 "Клевета" Уголовного кодекса РФ.

Вопрос: Ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.


Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации – далее УК Российской Федерации);

2) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК Российской Федерации)

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК Российской Федерации);

4) получение взятки (ст. 290 УК Российской Федерации);

5) дача взятки (ст. 291 УК Российской Федерации);

6) посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК Российской Федерации);

7) провокация взятки (ст. 304 УК Российской Федерации);

8) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК Российской Федерации);

9) присвоение или растрата (ст. 160 УК Российской Федерации);

10) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК Российской Федерации)

11) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК Российской Федерации);

12) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК Российской Федерации и ст. 285.2 УК Российской Федерации);

13) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК Российской Федерации);

14) халатность (ст. 293 УК Российской Федерации).

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Что такое противодействие коррупции?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Что является предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации; от 09.07.2013 № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".)

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан). (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации; от 09.07.2013 № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".)

Может ли посредник во взяточничестве быть привлечен к уголовной ответственности?

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Что такое "противодействие коррупции"?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.

Что может выступать предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Может ли быть привлечён к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?

Да, может. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.

Каков уровень ответственности лица, сообщившего о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

В каких случаях взяткодатель может быть освобождён от уголовной ответственности?

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).

Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Омск 2021 Антикоррупционный диктант 1 декабря ответы на вопросы

Кто примет участие в тесте Антикоррупционный диктант

Участвовать смогут школьники 10-11 классов, которые подтвердили регистрацию на сайте Дополнительного профессионального образования дистанционного обучения ИНОО ОмГУ. Чтобы начать диктант, перейдите на сайт по ссылке (смотрите ниже).

Целями проведения Антикоррупционного диктанта являются формирование у учащихся 10-11 классов, студентов колледжей и ВУЗов Омской области правового сознания, правовой культуры, нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

По завершении диктанта каждый желающий сможет скачать электронный сертификат участника антикоррупционного диктанта с количеством заработанных им баллов.

Официальный сайт Антикоррупционный диктант Омск

Для участия в диктанте перейдите по ссылке:

Какие вопросы будут на антикоррупционном диктанте?

Во время прохождения диктанта старшеклассникам и студентам, которые подали заявку на сайте, будет предложено ответить за 20 минут на 20 вопросов (по 1 минуте на вопрос) в форме теста по антикоррупционной тематике. На нашем сайте вы найдёте вопросы и ответы диктанта прошлого года.

Каждый правильный ответ будет оценён в баллах, набравшим наибольшее количество баллов будет вручен диплом победителя на торжественном мероприятии, приуроченном к Международному дню борьбы с коррупцией.

Время на тест ограничено и равно 20 мин.. Будет идти обратный отсчет времени с момента начала вашей попытки, и вы должны завершить тест до окончания времени. Поэтому перед тем, как начать диктант, убедитесь, что у вас есть эти 20 минут времени и никто не будет мешать.

Во сколько начнётся диктант?

Дата старта диктанта в среду, 1 декабря 2021, 08:00, именно тогда открывается доступ на официальном сайте к тестированию.

Закрывается доступ к диктанту в 00:01, 2 декабря 2021 года.

Вопросы и правильные ответы к антикоррупционному диктанту будут доступны с 3 декабря 2021 года.

Вопросы и ответы Омск 2021 Антикоррупционный диктант

Выберите один ответ:

ограничивается дачей и получением взятки.

возможна только в государственном секторе экономики.

связана с незаконным использованием должностного положения в целях приобретения имущественной выгоды.

не включает случаи, когда незаконная выгода должностного лица незначительна (не превышает одной тысячи рублей).

Кулответ наш вариант: связана с незаконным использованием должностного положения в целях приобретения имущественной выгоды

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

Выберите один ответ:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

все ответы верны.

Кулответ наш вариант: все ответы верны

Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются в:

Выберите один ответ:

Национальном календаре противодействия коррупции.

Национальном плане противодействия коррупции.

Национальном проекте противодействия коррупции.

Национальной системе противодействия коррупции.

Кулответ наш вариант: Национальном плане противодействия коррупции

Примерами коррупции являются:

Выберите один ответ:

получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью.

использование государственным служащим своего служебного положения для оказания влияния на конкурсную комиссию государственного органа в целях назначения на должность родственника указанного государственного служащего.

дополнительная оплачиваемая деятельность государственного служащего в качестве преподавателя ВУЗа с использованием знаний и опыта, приобретенных им в рамках работы в государственном органе.

небрежное и недобросовестное исполнение государственным служащим должностных обязанностей по причине конфликтов с руководством.

Кулответ наш вариант: получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью

Какая из перечисленных ниже мер является профилактикой коррупции?

Выберите один ответ:

определение основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции.

координация деятельности в области противодействия коррупции.

формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

создание нормативной правовой базы противодействия коррупции.

Кулответ наш вариант: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению

Субъектами юридической ответственности за коррупционные правонарушения могут быть:

Выберите один ответ:

граждане Российской Федерации.

все ответы верны.

Кулответ наш вариант: все ответы верны

Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?

Выберите один ответ:

лицо, которое получает взятку; лицо, которое взятку дает, а также лицо, которое передает взятку взяткополучателю.

лицо, которое получает взятку, лицо, дающее взятку.

только лицо, получающее взятку.

только лицо, дающее взятку.

Кулответ наш вариант: лицо, которое получает взятку; лицо, которое взятку дает, а также лицо, которое передает взятку взяткополучателю

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы:

Выберите один ответ:

по решению представителя нанимателя (работодателя).

при включении его в реестр граждан, совершивших коррупционные правонарушения.

по решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

по решению суда.

Кулответ наш вариант: по решению суда

Минимальный размер взятки в виде денег?

Выберите один ответ:

от 5 тысяч рублей.

от 10 тысяч рублей.

минимальный размер взятки не установлен.

Кулответ наш вариант: минимальный размер взятки не установлен

К коррупции относится:

Выберите один ответ:

упоминание возможности получения взятки.

уход от ответственности.

призыв к противоправным действиям.

Кулответ наш вариант: коммерческий подкуп

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях:

Выберите один ответ:

выявления противоречий и правовых коллизий по отношению к иным действующим нормативным правовым актам.

выявления коррупционных факторов для их последующего устранения.

обеспечения участия независимых экспертов в проведении оценки качества принимаемых нормативных правовых актов.

все варианты верны.

Кулответ наш вариант: выявления коррупционных факторов для их последующего устранения

Конфликт интересов – это:

Выберите один ответ:

ситуация, при которой государственный служащий получает от соответствующего руководителя поручение, являющееся, по мнению государственного служащего, неправомерным.

личная заинтересованность государственного служащего при разрешении вопроса, входящего в круг его должностных обязанностей.

конфликтная ситуация с коллегой по работе.

ситуация, когда государственный служащий негативно оценивает реализуемую государственным органом политику или принятые руководством решения и, как следствие, не прилагает достаточного усердия и добросовестности для выполнения своих должностных обязанностей.

Кулответ наш вариант: личная заинтересованность государственного служащего при разрешении вопроса, входящего в круг его должностных обязанностей

Представитель юридического лица пообещал судебному приставу-исполнителю вознаграждение в виде поездки в Турцию на неделю в пятизвездочный отель за счет средств юридического лица в том случае, если судебный пристав-исполнитель своим бездействием поможет уклониться от уплаты долгов кредиторам по исполнительным листам. Какой вид ответственности понесет юридическое лицо?

Выберите один ответ:

невозможно привлечь юридическое лицо к ответственности.

Кулответ наш вариант: уголовная ответственность

Служащий министерства поехал на дачу на служебном автомобиле с водителем в рабочее время. Какой вид ответственности может понести служащий?

Выберите один ответ:

Кулответ наш вариант: дисциплинарная ответственность

В организацию, занимающуюся строительством многоэтажных жилых домов, устроился работать бывший служащий государственного надзорного органа, который ранее курировал деятельность этой организации в соответствии со своим должностным регламентом. Указанный служащий уволился с государственной гражданской службы полгода назад. Письмо о трудоустройстве бывшего служащего в государственный надзорный орган организация не направляла. Какой вид ответственности понесет организация?

Выберите один ответ:

ответственность для юридических лиц не предусмотрена.

Кулответ наш вариант: административная ответственность

Что из нижеперечисленного стоимостью до 3 000 рублей государственный (муниципальный) служащий вправе принять в подарок в связи с наступающим Днем защитника Отечества (Международным женским днем) от гражданина, которому такой служащий оказывает публичную услугу?

Выберите один ответ:

цветы и конфеты.

ничего из перечисленного.

Кулответ наш вариант: ничего из перечисленного

Личная заинтересованность в конфликте интересов может быть обусловлена такими побуждениями, как:

Выберите один ответ:

желание незаконно получить льготы (кредит).

Кулответ наш вариант: семейственность

В каком случае лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности:

Выберите один ответ:

если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

в случае деятельного раскаяния.

если оно активно способствовало раскрытию преступления и в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица.

если сумма взятки составляет не более 3 000 рублей и преступление лицом совершено впервые.

Кулответ наш вариант: если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления

В соответствии с российским законодательством не могут быть квалифицированы как получение взятки следующие ситуации:

Выберите один ответ:

получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений.

за совершение должностным лицом действий по службе, когда имущество передается, не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, при этом должностное лицо, его родные или близкие извлекают из этого имущественную выгоду.

получение должностным лицом вознаграждения до совершения им действий по службе в пользу лица, передавшего вознаграждение.

получение должностным лицом вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе.

Кулответ наш вариант: получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношени

Вопросы создания системы противодействия коррупции в России возложены:

Выберите один ответ:

на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.

на Министерство юстиции Российской Федерации.

на Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

на прокуратуру Российской Федерации.

Кулответ наш вариант: на Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

Читайте также: