Какое государство учредило первое постоянное представительство посольство в иностранном государстве

Обновлено: 04.07.2024

Посольство По данной теме мы уже выполнили реферат Дипломатическое представительство подробнее – это государственный орган, осуществляющий представительство РФ в государстве пребывания и отвечающий за ведение многосторонних взаимоотношений с этим иностранным государством.

Понятие и структура посольства

Посольство представляет собой главный орган сношения с правительством иностранного государства и как правило создается при нем. Создание посольства – это обоюдный шаг в развитии дипломатических отношений, требующий соглашения обоих сторон, и свидетельствующий о серьезных намерениях развития сотрудничества между государствами в различных сферах – экономической, культурной, научной и т.д.

Во главе посольства находится Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в иностранном государстве. В некоторых случаях посла может заменять поверенный в делах, однако последний как правило имеет ограниченные и временные полномочия. Осуществление дипломатического сношения через поверенного в делах свидетельствует и международной напряженности в отношениях данных государств.

И Чрезвычайный и Полномочный Посол, и поверенный в делах для осуществления своей деятельности должны пройти аккредитацию. Послы аккредитуются при главе правительства иностранного государства, а поверенные в делах при министре иностранных дел. Послы, а также иные сотрудники посольства и члены их семей пользуются преимуществами и иммунитетам на территории страны пребывания.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках посольства могут создаваться группы или отделы, занимающиеся определенными направлениями работы:

  • внешней политики;
  • двусторонних отношений;
  • науки и техники;
  • культуры;
  • экономики;
  • внутренней политики и т.д.

Помимо Посла в состав сотрудников посольства входят советники, секретари и атташе. При посольстве также может быть организована общеобразовательная школа и структуры профсоюзов.

Деятельность политических, религиозных, общественных организаций при посольствах РФ запрещена.

Основные функции и цели посольства

К основным функциям посольства относятся:

  • представительство РФ в иностранном государстве;
  • обеспечение национальных интересов;
  • сбор информации по внешней и внутренней политике, положению дел в государстве пребывания;
  • обеспечения развития сотрудничества государства пребывания и РФ, разработка и предоставление перспективных планов развития взаимоотношений государств в различных сферах;
  • выполнение прямых поручений Президента РФ, а также МИДа По данной теме мы уже выполнили реферат Современные дипломатические службы государств подробнее и профильных министерств, которые передаются посредством МИДа РФ;
  • защита прав и интересов российских граждан, а также юридических лиц в стране пребывания;
  • распространение официальной информации о внешней и внутренней политике РФ в государстве пребывания и т.д.

Посольства имеют широкий спектр функций поскольку являются главным каналом непосредственного взаимодействия РФ с иностранным государством, а потому в их задачи входит решение не только дипломатических и политических вопросов, но организация взаимоотношений во всех сферах жизни общества, выполнение указаний и запросов различных министерств и ведомств РФ, налаживания контакта с русскими диаспорами в государстве пребывания, защита национальных интересов и имущества РФ, а также граждан и оказания им помощи в сложных обстоятельствах, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Понятие и задачи консульства

В случае интенсивных взаимоотношений с иностранным государством, одного лишь посольства может быть недостаточно для обеспечения всех нужд межгосударственных сношений, в связи с чем на территории иностранного государства могут организовываться консульства.

Консульство является весьма ограниченным в правах и возможностях в сравнении с посольством, оно не занимается вопросами политического или обще дипломатического уровня, а в большей степени ориентировано на удовлетворении нужд граждан, а также юридических лиц РФ. По этой причине консульства как правило организуются в портовых городах, приграничных центрах, а также населенных пунктах с значительным русским представительством, т.е. в тех областях, где объем межгосударственного взаимодействия наиболее высок.

Создания консульств, как и посольств невозможно без одобрения и аккредитации правительства страны пребывания, оно также определяет о область действия его полномочий. Разрешение, выдаваемое правительством страны пребывания главе консульского учреждения, носит название экзекватуры.

К основным функциям консульства относятся защита прав и интересов граждан РФ, работа по обращению граждан и удовлетворение их запросов, в рамках полномочий консульства. Учет российских граждан временно или постоянно проживающих в рамках консульского округа, обеспечение их прав на участие в политической жизни РФ – голосования по выбору президента, парламента, а также в референдумах; регистрация актов гражданского состояния, оформления опеки и попечительства; оформление документов, обеспечивающих возвращение российских граждан на территорию РФ, а также обеспечивающих взъезд иностранных граждан в Россию.

Чем отличается консульство от посольства

Чем отличается посольство от консульства?

Посольство – это орган, который учреждает одно государство на территории другого. Оно является дипломатическим представительством. Основная цель деятельности посольства – дипломатические отношения двух стран, политические вопросы между ними, подписание международных договоров, ведение переговоров, урегулирование разногласий между странами от имени своей страны и оповещение своего правительства о политической обстановке.

Возглавляет посольство чрезвычайный и полномочный посол. Посольство в каждой стране только одно. Уникальность каждого посольства в том, что его территория является суверенной территорией той страны, которая учредила этот орган. Не смотря на то, что находится все это в другом государстве.

Это также и существенное отличие консульства от посольства. Но консульство может работать при посольстве, как отдел, а значит на территории своего родного суверенного государства. Так чем же отличатся консульство от посольства?

Консульство – это учреждение, которое также, как и посольство, находится на территории иностранного государства. Но обладает оно иными функциями. Консульство призвано решать вопросы по защите прав и интересов не только страны, но и граждан, и юридических лиц за рубежом. Путь в консульство заказан для тек, кто приехал заграницу и попал в затруднительное положение, ищет правовой помощи или решения других гражданских вопросов.

Отличие консульства от посольства

Работа консульства не такая высокая по статусу и глобальная, как у посольства. Консульство в основном занимается документами, помогает каждому отдельному человеку или фирме в работе с другой страной. Консульство имеет важное значение для отдельных людей — вот в чем отличие консульство от посольства.

Глав консульских учреждений делят по классам: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.

Консульства могут быть отдельными учреждениями или же подчиняться посольству, как консульский отдел. Отличается посольство от консульства тем, что если дипломатические отношения в двух странах не поддерживаются, посольства в них не учреждаются. А вот консульство может работать, в некоторых случаях даже может выполнять задачи посольства. Но и консульские учреждения открывают только с согласия страны пребывания.

Консульские учреждения подразделяются по классам: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Их открываются по решению правительства страны-учредителя. Должны быть также международные договора с принимаемой страной. Правительство также определяет, а принимающая страна одобряет местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ.

Консульство и посольство — различия в местоположении

В столицах стран, где располагаются иностранные посольства, чаще всего консульства работают как отделы при посольствах. Консульское учреждение возглавляет полномочный посол иностранного государства.

Для работы консульских учреждений отводят консульские округа. Это территория, на которую распространяются консульские функции. На территории консульского округа могут работать канцелярии и отделения консульского учреждения по согласию с принимающей страной.

Если кратко определить, что именно создает различие консульства и посольства, то важно следующее. Политические вопросы решаются в столицах, поэтому посольство открывается именно в столице. Потребность в консульстве появляется, если необходимо обслуживать большое количество граждан, которые живут по всей стране. Поэтому консульских учреждений в иностранном государстве может быть несколько.

Чтобы окончательно понять различия между посольством и консульством, мы приводим список основных функций консульства. Они помогут вам сориентироваться в сложной ситуации, будучи за границей.

Мы идем в консульство, если необходимо:

  • получить документ (постоянный или временный), удостоверяющий личность и дающий право на возвращение на родину;
  • оформить визу для иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • принять меры по охране прав и законных интересов гражданина, который задержан, находится под арестом, заключен в тюрьму;
  • помочь с розыском граждан, пропавших без вести на территории консульского округа;
  • содействовать гражданам на территории консульского округа при проведении выборов разных уровней;
  • зарегистрировать акт гражданского состояния — рождение, брак, смену имени и другие акты;
  • выписать доверенность, составить согласие, заверить заявление гражданина или другой нотариальный документ;
  • поставить штамп консульской легализации на иностранных официальных документах для той страны, чьи интересы представляет консульство;
  • истребовать личные документы и документы юридических лиц;
  • охранять права и законные интересы граждан на территории консульского округа, для опеки и попечительства;
  • оказывать содействие морским судам, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, автомобильному и железнодорожному транспорту из страны консульства, а также членам их экипажей на территории консульского округа;
  • принять меры по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защите;
  • вести учет, поддерживать сохранность и благоустройство российских воинских и гражданских захоронений, памятников, памятных знаков, мемориалов.

Консульства ведут учет граждан своей страны, временно пребывающих или постоянно проживающих на территории консульского округа, решать вопросы гражданства или исполнять решения по вопросам гражданства.

Могут появляться и другие функции в рамках международных договоров или внутреннему законодательству.

Что не зависит от посольства или консульства

Довольно часто, когда требуется апостиль на документы, люди обращаются в посольство или в консульство. Однако, эти учреждения не ставят апостиль. Апостиль для легализации документов надо ставить на родине этих документов. Если же родина не присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, то надо сделать консульскую легализацию, и, опять же, только в стране, где выдали документ.

Именно поэтому французам не стоит идти за апостилем в Генеральное консульство Франции в Санкт-Петербурге. И Россия и Французская Республика присоединились к упомянутой конвенции, т.е. на документ надо ставить апостиль. Но ставить его нужно во Франции для французских документов.

Если же одна из стран (страна выдачи документов или принимающая страна) не присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, то потребуется консульская легализация. Вот тогда то и направляемся за завершающим заверением в консульство принимающей страны. В этом случае различия между посольством и консульством стираются, т.к. обслуживание проводит консульский отдел посольства.

Так, например, в консульстве Канады в России могут провести процедуру консульской легализации для документов РФ или другой страны и наоборот.


Раскрываются источники возникновения и развития дипломатического и консульского права, предлагаются для изучения основы дипломатической службы. Рассматриваются классы, ранги, титулы глав и членов дипломатических представительств; дипломатические миссии и дипломатический корпус, а также дипломатический протокол. Адресуется студентам юридических специальностей учреждений высшего образования, преподавателям, магистрантам, аспирантам, а также практическим работникам.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тема 1. Дипломатическое и консульское право, его источники, возникновение и развитие. Внешняя политика, дипломатия и.
  • Тема 2. Внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений
  • Тема 3. Основы дипломатической службы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дипломатическое и консульское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дипломатическое и консульское право, его источники, возникновение и развитие. Внешняя политика, дипломатия и дипломатическая служба

1.1. Понятие и источники дипломатического и консульского права.

1.2. История возникновения и развития дипломатического и консульского права.

1.3. Внешняя политика, дипломатия и дипломатическая служба.

1.1. Понятие и источники дипломатического и консульского права

Основные понятия:

дипломатическое и консульское право; посольское право; право внешних сношений; предмет дипломатического и консульского права; источники дипломатического права.

Дипломатическое и консульское право — это совокупность принципов, норм и обычаев, определяющих статус и функции органов внешних сношений для поддержания деловых и дружественных отношений между государствами.

В настоящее время в дипломатическое право включают не только нормы дипломатического права, но и нормы консульского права, нормы специальных миссий, представительств государств при международных организациях, нормы об иммунитетах и привилегиях дипломатов и консулов, нормы дипломатического протокола, этикета и нормы дипломатического языка.

Можно отчасти согласиться с мнением правоведа Е.Г. Моисеева, который примирительно сказал, что дипломатическое и консульское право в широком смысле — это право внешних сношений (см. Международное публичное право / под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999. С. 215), но в основном остальные авторы его мнение критикуют.

Предмет дипломатического и консульского права — это дипломатическая и консульская деятельность, т.е. работа официальных органов внешних сношений в сфере иностранных дел, правовое регулирование которых осуществляется как международными нормами, так и внутригосударственными, т.е. деятельность, которая охватывает и область международных отношений, и область внутригосударственных отношений.

Источники дипломатического и консульского права — это международно-правовые нормы, содержащиеся:

• в международных правовых актах (многосторонние и двусторонние договоры — политические, экономические, торговые, консульские и др.);

• постановлениях и регламентах международных конференций и организаций;

• внутригосударственных законах и иных актах;

Кроме этого, к числу источников относят судебную и дипломатическую практику и доктрину дипломатического права.

Внутригосударственные акты будут источниками дипломатического и консульского права в том случаи, если они регулируют правовое положение своих дипломатических и консульских представительств за границей и отчасти иностранных дипломатических представительств на своей территории. Например, Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь от 9 июля 1996 г. № 247, Положение о дипломатической службе Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 276, Консульский устав Республики Беларусь 1996 г., Положение о торговом представительстве Республики Беларусь за границей 1995 г. и др. К доктрине относят идеи и выводы, содержащиеся в трудах ученых, — специалистов в данной сфере права.

Основным источником дипломатического права в настоящее время является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Эта международно-правовая конвенция обладает универсальной значимостью. Подобный характер имеют также Конвенция 1973 г., которая защищает лиц, пользующихся международной защитой, Венская конвенция ООН о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (прил. 1). Значимы также Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г. (прил. 2). Венская конвенция о предотвращении преступлений против дипломатов 1977 г.

Важнейшим источником консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

1.2. История возникновения и развития дипломатического и консульского права

Основные понятия:

сфера дипломатии; законы Many; особые лица; вестники; старейшины; неприкосновенность послов; проксены; посольство в Древнем Риме; внешняя политика Древнего Рима; постоянные дипломатические представительства государств; возникновение правовых институтов; кодификация дипломатического права.

Сфера дипломатии — один из древнейших институтов в истории межгосударственных отношений. Дипломатия возникла вместе с появлением государств как мирная альтернатива войнам или как средство прекращения военных столкновений.

Некоторые авторы утверждают (см. дипломатическое право), что послы, а следовательно, и дипломатические обычаи были уже в догосударственную эпоху. Но большинство исследователей справедливо полагают, что дипломатия появилась как способ контактов между государствами Древнего мира: Ассирией, Вавилоном, Египтом, Израилем, Китаем, Индией, Грецией, Римом, Персией.

Первоначально дипломатия представляла собой институт переговоров. Послы были и переговорщиками, и лицами, передающими другой стороне послания своих властителей. В памятнике древнееврейской литературы — Ветхом Завете, в Индии — в законах Ману, в древнекитайских документах имеются свидетельства того, что послы выделялись из обычного круга лиц своим положением, им оказывали всевозможные знаки внимания. Личность посла была неприкосновенной.

В древнейших законах Ману говорилось о задачах послов. Дипломатическим искусством называлось умение предотвращать войну. Как это ни удивительно, но уже в те времена (I век до н.э.) там закреплялись информационные задачи посланников, описывались необходимые для дипломата качества. В законах подчеркивалось, что дипломат должен извещать своего правителя о намерениях и планах иностранных правителей, таким образом он предохранял свое государство от грозящих опасностей. В связи с этим (отмечалось в законах) дипломаты должны иметь следующие качества: проницательность, хорошее образование и способность располагать к себе окружающих. Дипломат обязан распознавать планы, намерения иностранных правителей не только по их словам и действиям, но даже по их жестам и выражению лица. (Законы Ману. Гл. Царь. Перевод Эльмановича. 1902.)

Послы, прибывшие в другой город, самостоятельно или вместе с встретившими их за чертой города проксенами, направлялись к чиновнику, который ведал иностранными делами. Они предъявляли чиновнику свои грамоты и получали советы (указы), прежде всего о том, как следует себя вести. В назначенный день послы выступали в Народном собрании с заявлениями о целях своего визита. После этого, как и полагается, в парламенте открывались дебаты по данному вопросу, либо вопрос передавался на рассмотрение специальной комиссии. Главными задачами послов в Древней Греции было заключение союзов и подписание договоров. Договор почитался священным и магическим актом. Его нарушение, по глубокому убеждению людей древности, влекло божественную кару.

В Древнем Риме посольство также считалось священным. Личность посла даже из враждебного государства была неприкосновенной Sancti habentur legat [3] . Имелся специальный термин, закреплявший святость посольства и договоров, jus et sacra legationis*. В самый древний период в Риме переговорами занимались жрецы. Во время республики внешняя политика страны, отправление своих послов в другие страны и прием чужих посольств принадлежали Сенату. Послами становились обычные люди (чиновники), которые назначались специальными постановлениями Сената. Было несколько видов послов: глава посольства назывался princeps legationis*, послы — legati caduceatores*; ораторы — oratores*; вестники — nuntii* (в настоящее время государство Ватикан именует нунциями своих послов).

Посольские функции были очень важными и почетными. Предполагалось, что римляне, которые выполняют посольские обязанности, обладают (должны обладать) высокими человеческими качествами и достоинствами. Римские посольства состояли из делегаций, численностью от трех до десяти человек. Роль главы обычно поручалась сенатору высокого ранга. Посольства имели временный характер, они осуществляли определенную миссию.

Римские послы использовали в своей деятельности государственную символику. Различные эмблемы служили доказательством того, что данный человек является послом и представляет свое государство. В качестве верительных грамот применялись золотые перстни. Перстень с гербом удостоверял должность и давал право на льготы и привилегии. О результатах своей поездки римские послы отчитывались перед своим Сенатом.

Сенатом же были разработаны церемониалы встречи зарубежных послов. Представителей дружественных стран встречали с большим пиететом. Их располагали в самом Риме и окружали заботой.

Посольства недружественных государств входить в Рим не имели права. Им отводилось место за городской чертой, на Марсовом поле, в особой загородной вилле. Если таким посольствам бы отказано в приеме, им следовало покинуть римскую территорию.

В феодальные времена появились постоянные посольства и специальные посольские кварталы. Эти кварталы имели особый статус, они охранялись.

Определенное влияние на развитие дипломатического права в это время оказала деятельность Ватикана. Церковные соборы, проводившиеся для обсуждения разных вопросов католической церкви, в значительной степени стали предтечей и прообразом будущих дипломатических конгрессов. Латинский язык, язык католической церкви, стал применяться не только в науке и образовании, но и в дипломатии.

Считается, что первые постоянные посольства в Новое время появились на территории Италии, где существовало несколько государств и между ними были тесные экономические связи. В XV в. срок пребывания послов в чужом государстве обычно составлял два года. Главной обязанностью послов, как и в глубокой древности, было регулярное извещение своих правительств и государей о положении дел в стране пребывания. Письма обычно шифровались.

Условные знаки для секретной переписки появились практически вместе с посольствами.

К концу XV — началу XVI в. в Европе развиваются такие сильные государства, как Англия, Испания, Франция, Португалия, Австрия. Заявляют о себе Швеция и Дания, Польша и Великое Княжество Литовское. Со второй половины XVI в. на политическую сцену Европы выходит Московское государство.

В 1513 г. Римский Папа Лев X назначил постоянных представителей в Германию, Францию и Англию. С этого момента появился институт ватиканских нунциев. В XVI в. возникают постоянные дипломатические представительства государств. Считается, что первый институт постоянных посольств в Западной Европе появился в 1648 г. в результате заключения Вестфальского мира. Вестфальский мирный договор, подписанный после окончания Тридцатилетней войны, оформил посольства как институт и закрепил первые принципы постоянных сношений между государствами. Возникает определенная дипломатическая иерархия, ее основой является вес и значение государства, которое направляет посла. Для повышения статуса посла ему иногда давался высокий титул. Так создавались особые посольские традиции и ритуалы.

Дипломатическое и консульское право в России и Великом Княжестве Литовском возникло во второй половине XVII в. В некоторых странах, например в Японии, первое посольство появилось лишь в середине XIX в. и, как писали современники, это произошло под давлением пушек американской эскадры.

Затем стали появляться книги, которые содержали не столько научные воззрения, сколько практические советы для дипломатов. Среди авторов, написавших труды о дипломатии и дипломатах в XVII в., можно выделить голландца Корнелиуса ван Бинкершека, француза Габриеля де Малби, немца Иоганна Якоба Мозера, швейцарца Эммера де Вателя, немецких авторов братьев де Мартенс.

Дипломатическое и консульское право сложилось в начале XX в. До этого времени оно развивалось как посольское право, т.е. в основном включало нормы, определяющие статус посла. Затем стало превращаться в дипломатическое право, которое регулирует все стороны официальных межгосударственных отношений. Одновременно происходило постепенное слияние дипломатической и консульской службы (консул подчиняется послу).

Кодификация дипломатического права началась достаточно поздно. К числу первых комплексных актов XX в., охватывающих все области дипломатического права, относят Гаванскую конвенцию о дипломатических представителях от 20 февраля 1928 г. Хотя это была конвенция регионального значения (для государств американского континента), она считается первым важным актом в данной сфере.

Основным международным правовым актом в сфере дипломатического права является упомянутая Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

1.3. Внешняя политика, дипломатия и дипломатическая служба

Основные понятия:

внешняя политика; дипломатия; содержание целей внешней политики и дипломатии; дипломатическая служба; признаки дипломатии

Внешняя политика осуществляется не только путем официальных контактов, сношений, но и путем иных связей (экономических, культурных, спортивных, между религиозными конфессиями, в сфере бизнеса и т.д.).

Дипломатия — это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, а также умение (искусство) использовать эти методы для достижения целей внешней политики, установления и развития отношений между государствами, а в особенности проведения переговоров и подписания международных актов; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел и других дипломатов по осуществлению внешней политики своего государства.

Содержание целей внешней политики и дипломатии зависит от экономических и политических целей государства. Основным проводником таких связей является дипломатический аппарат — внутригосударственные и заграничные органы внешних сношений.

Эти органы осуществляют дипломатическую службу, которая является одним из видов службы в государственном аппарате. Она основана на нормах конституции и специальных законах. Функцией этой службы является осуществление внешней политики своего государства.

Понятие дипломатии в науке часто обсуждается; существует множество разных подходов к его определению. Дипломатия отождествляется с установлением дружеских контактов, международных связей; с наукой, искусством переговоров; ее относят к деятельности, которая требует таланта, большой культуры и т.д. (см. дипломатическое право).

Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся признаки дипломатии:

• указание на международные отношения или внешние сношения между государствами;

• упоминание переговоров, как способа поддержания внешних сношений;

• указание на то, что дипломатией занимаются главы государств и дипломаты.

В современном мире главным определяющим фактором развития стран является экономика, но именно дипломатия выступает в качестве одного из основных средств достижения интересов государства в области экономики.

Читайте также: