Атмосферный воздух как объект правовой охраны презентация

Обновлено: 16.06.2024

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования . Статья 42 Основного закона страны[1] провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, который причинён его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Показать полностью.

Промышленность, урбанизация, количество транспортных средств, процесс освоения околоземного пространства имеют негативное воздействие на окружающую среду, которая, в том числе, выражается в изменении газового состава атмосферы, накоплении разнообразных видов загрязнений (шумового, пылевого, электромагнитного, химического, радиационного и др.), разрушении озонового слоя атмосферы, нарушении ее естественного баланса.

С возникновением в России экономической системы рыночного типа стала появляться необходимость в новых способах охраны окружающей среды, базирующихся не только на административно-командных, но и на экономических методах управления качеством окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Юридическим последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности является привлечение виновных к установленной законодательством ответственности[4].

Составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования перечислены в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[5] (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за экологические преступления установлена главой 26 Уголовного кодекса РФ[6] (далее — УК РФ).

Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу охраны атмосферного воздуха и озонового слоя.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере охраны атмосферного воздуха и озонового слоя; научные труды по заявленной теме исследования.

Целью исследования является изучение природы и сущности правовых мер охраны атмосферного воздуха и озонового слоя.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

— изучить атмосферный воздух как объект правовой охраны;

— раскрыть содержание правовой охраны атмосферного воздуха;

— исследовать ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха;

— рассмотреть озоновый слой как объект охраны окружающей среды и его значение;

— проанализировать меры охраны озонового слоя;

— выявить правовые проблемы охраны озонового слоя атмосферы.

Методологическая основа исследования представляет собой аккумулирование общенаучных способов и приемов, используемых юридической наукой: философские методы познания, метод диалектического познания, общенаучные, частно-научные методы (логический, системный, метод сравнительного правоведения, формально-юридический метод).

Новизна работы заключается в том, что в ней отдельно выделены правовые меры охраны озонового слоя, которая являются частью атмосферы.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена её актуальностью и возможностью применения полученных в ходе написания работы знаний на практике.

Структура работы обусловлена её целью и задачами и содержит введение, две главы, включающие шесть пунктов, заключение, список источников и литературы.

6. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата [Текст] : [Заключена в г. Нью-Йорке 09 мая 1992 г.] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 46. — Cт. 5204.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] : [принят Гос.Думой 22 дек. 1995 г. : по состоянию на 23 мая 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Cт. 410.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г. : по состоянию на 06 июля 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Cт. 1.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : по состоянию на 06 июля 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Cт. 2954.

10. Об охране окружающей среды [Текст] : федер.закон : [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : ободр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.: по состоянию на 03 июля 2016 г. ]. — Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Cт. 133.

11. Об охране атмосферного воздуха [Текст] : федер.закон : [принят Гос. Думой 2 апреля 1999 г. : ободр. Советом Федерации 22 апреля 1999 г.: по состоянию на 13 июля 2015 г. ]. — Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18. — Cт. 2222.

12. О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой [Текст] : [постановление Правительства РФ от 24 марта 2014 г. № 228 : по состоянию на 03 июня 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 13. — Cт. 1484.

13. Об установлении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимого объёма производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2016 год [Текст] : [Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 2419-р] // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 49. — Cт. 7014.

14. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха [Текст] : [Приказ Минприроды РФ от 31 окт. 2008 г. № 300 : по состоянию на 3 сент. 2009 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 23.

15. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования [Текст] : [постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 окт. 2012 г. № 21 : по состоянию 26 мая 2015 г.] // Российская газета. — 2012. — 31 окт.

18. Бриллиантов, A.B. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] : в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.H. Жевлаков и др.; под ред. A.B. Бриллиантова. 2-е изд. — M.: Проспект, 2015. — Т. 2. — 704 c.

20. Гладких, B.И., Курчеев, B.C. Уголовное право России [Текст]. Общая и Особенная части: Учебник. Под общей редакцией д.ю.н., профессора B.И. Гладких. — М.: Новосибирский государственный университет, 2015. — 614 c.

21. Глушко, O.A. Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления [Текст] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 91. — 21 c.

23. Клишас, A.A., Солнцев, A.M. Кодификация и прогрессивное развтитие международного права в сфере охраны атмосферы [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2012. — № 5. — C. 161 – 167.

24. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс](постатейный) / Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов A.Н., Корнеева O.B., Марченко Ю.A., Степаненко O.B., Томтосов A.A. — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014.

26. Мальцева, E.A. Законодательные препятствия при организации административной процедуры по нормированию качества атмосферного воздуха. – 2015. — № 1 (138). – C. 245-247.

27. Османов, M.X. Особенности гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения [Текст] // Общество и право. – 2009. — № 3 (25). — C. 82-84

28. Седусова, Э.В., Клейн, C.B., Май, И.B., Никифорова, H.B. Практика и перспективы доказательства в досудебных и судебных разбирательствах вреда здоровью человека, наносимого загрязнением атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений [Текст] // Анализ риска здоровью. – 2015. — № 4 (12). – C. 13-20.

30. ЮНЕП. Глобальная экологическая перспектива: ГЕО 4. Окружающая среда для развития. — ЮНЕП, 2007. — C. 46.

Государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха в П

№ слайда 1

* Разрешительная деятельность

№ слайда 2

* Нормативные правовые документы, регламентирующие выдачу разрешений на выброс з

№ слайда 3

* МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 08.I

№ слайда 4

* Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер

№ слайда 5

* Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

* На основе утвержденных нормативов выбросов выдается разрешение на выбросы юрид

№ слайда 6

* На основе утвержденных нормативов выбросов выдается разрешение на выбросы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: - подлежащих федеральному государственному экологическому контролю - Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю; - не подлежащих федеральному государствен-ному экологическому контролю – Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края.

* 8. Основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешен

№ слайда 7

* 8. Основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы является представление хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель) заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к Административному Регламенту, и следующих документов: - утвержденных Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; - согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту; - плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) и результатов производственного контроля; - документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

* Основание уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на выброс ЗВ в а

№ слайда 8

* Основание уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на выброс ЗВ в атмосферу в размере 2000 руб. пункт 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в редакции от 27.12.2009 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.01.2010 г.

* Заявление на получение разрешения на право выброса загрязняющих веществ в атмо

№ слайда 9

* Утвержденные руководителем Управления Росприроднадзора по Пермскому краю «Норм

№ слайда 10

* СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ______________________________ _________________________

№ слайда 11

* СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ______________________________ ________________________________ (должность руководителя и (должность руководителя и наименование уполномоченного наименование Заявителя) органа субъекта РФ) ______________________________ ________________________________ (подпись, Ф.И.О. руководителя), (подпись, Ф.И.О. руководителя) "__" _____________ 20__ г. "__" _____________ 20__ г. М.П. М.П. План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Примечание: Достигаемый экологический эффект указывается по конкретному загрязняющему веществу и конкретному источнику. Исполнитель: _________________________ ____________________ ______________________ (должность) (подпись) (И.О. Фамилия) № п/п Наименование мероприятия Номер источника/ цех/участок Срок выполнения Фактический выброс до мероприятия, мг/м3/ г/с (т/г) Фактический выброс после мероприятия мг/м3/ г/с (т/г) Достигаемый экологический эффект (снижение г/сек, т/год) Исполни-тель (организация, ответственное лицо) Сумма выделяемых средств (тыс. руб.) Итого снижение

* СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ______________________________ _________________________

№ слайда 12

* СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ______________________________ ________________________________ (должность руководителя и (должность руководителя и наименование уполномоченного наименование Заявителя) органа субъекта РФ) ______________________________ ________________________________ (подпись, Ф.И.О. руководителя), (подпись, Ф.И.О. руководителя) "__" _____________ 20__ г. "__" _____________ 20__ г. М.П. М.П. Отчет о ходе выполнения плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Примечание: Достигаемый экологический эффект указывается по конкретному загрязняющему веществу и конкретному источнику. Исполнитель: _________________________ ____________________ ______________________ (должность) (подпись) (И.О. Фамилия) № п/п Наименование мероприятия Номер источника/ цех/участок Срок выполнения Отчет о проделан-ной работе Фактический выброс до мероприятия, мг/м3/ г/с (т/г) Фактический выброс после мероприятия мг/м3/ г/с (т/г) Достигнутый экологический эффект Исполнитель (организация, ответственное лицо) Сумма выделяемых средств (тыс. руб.) ИТОГО снижение

* 10.1. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих вещес

№ слайда 13

* 10.1. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду являются: истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы; отсутствие утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ; выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных Заявителем нормативах ПДВ и/или лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке; выявление превышений установленных нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений; невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.

* В рамках исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, з

№ слайда 14

* В рамках исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются следующие административные процедуры: - выдача разрешения на выбросы на основании рассмотрения соответствующих материалов Заявителя; - приостановление действия разрешения на выбросы в случае выявления нарушений, являющихся причинами для приостановления действия разрешений; - возобновление действия разрешения на выбросы в случае подтверждения факта устранения нарушений, являющихся причинами для приостановления действия разрешений; - переоформление разрешения на выбросы на основании рассмотрения соответствующего Заявления и прилагающихся документов; - аннулирование разрешения на выбросы в случае признания в установленном порядке недействительными нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы. 12. Процедуры исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы ЗВ в атмосферный воздух

* О сроках выдачи разрешения на выброс Для предприятий 4 категории опасности, не

№ слайда 15

* О сроках выдачи разрешения на выброс Для предприятий 4 категории опасности, не имеющих очистных сооружений - на срок утверждения нормативов ПДВ (до 5 лет); Для предприятий, имеющих очистные сооружения, план-график контроля за установленными нормативами ПДВ - от 1 до 3 лет; Для предприятий, с разработанными и согласованными планами мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу - 1 год; Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов – на срок ведения строительных работ или на срок достижения проектных показателей - не более 2 лет.

* 11.1. Административная процедура по оформлению и выдаче Разрешения на выбросы

№ слайда 16

* 11.1. Административная процедура по оформлению и выдаче Разрешения на выбросы исполняется Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.

* Новые приложения к форме разрешения Перечень и количество вредных (загрязняющи

№ слайда 17

* Новые приложения к форме разрешения Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух (в целом по предприятию по ЗВ (г/с, т/г) и с разбивкой тонн по кварталам) Условия действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в т.ч. перечень загрязняющих веществ и показатели их выбросов, не подлежащие нормированию и государственному учету (с разбивкой тонн по кварталам) Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и ЗВ (г/с, т/г с разбивкой по годам и кварталам)

* Форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) «Сведения об охран

№ слайда 18

* МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТА

№ слайда 19

* Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского каря ПРИК

№ слайда 20

* Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского каря ПРИКАЗ 31.05.2010 № СЭД-36-01-04-96 Об утверждении Административного регламента Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. п. 2.3.2. Обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственной функции: … - соблюдение нормативов и лимитов на выбросы и сбросы ЗВ… - предоставление в установленном порядке государственной статистической отчетности в сфере охраны окружающей среды и достоверность сведений …

* Соглашение о взаимодействии в сфере формирования государственного информационн

№ слайда 21

* Соглашение о взаимодействии в сфере формирования государственного информационного ресурса в области охраны окружающей среды между Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края и Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю от 11.11.2010 г. Цель: формирование государственных информационных систем о состоянии окружающей среды на территории Пермского края Задачи: - создание системы сбора, хранения, аналитической обработки информации и формирования баз данных; -обеспечение совместимости информационных систем и баз данных, создание условий для формирования и защиты государственных информационных ресурсов; - обмен информацией, необходимой для реализации полномочий сторон.

* Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов ЗВ в атмосферный воз

№ слайда 22

* Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух осуществляют: первичный учет состава и количества выбросов (проводят инвентаризацию ИЗА); определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух (на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с утвержденными методиками); заполнение и представление формы федерального статистического наблюдения № 2 –ТП (воздух); передачу экстренной информации об аварийных ситуациях

* ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к отчету 2-ТП (воздух) за 2010 год Название предприятия

№ слайда 23

* Учет трансформации вредных веществ в атмосфере согласно «Методического пособия

№ слайда 24

* Адрес Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского кра

№ слайда 25

* Спасибо за внимание!

№ слайда 26

Атмосферный воздух города Подготовил преподаватель экологии Черскова Н.Н.

Охрана атмосферного воздуха регулируется Федеральным законом " Об охране атмосферного воздуха " .

4 мая 1999 года N 96-ФЗ

от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 №199-ФЗ

Основные источники загрязнения воздуха

Основные источники загрязнения воздуха

Основные показатели качества воздуха в городе Один из основных показателей – качество атмосферного воздуха. Для различных загрязняющих веществ установлены предельно допустимые концентрации (ПДК). Предельно допустимой концентрацией вещества называется его максимальная концентрация, не оказывающая в течении всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущее поколение, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовых условий жизни.

Основные показатели качества воздуха в городе

Один из основных показателей – качество атмосферного воздуха. Для различных загрязняющих веществ установлены предельно допустимые концентрации (ПДК).

Предельно допустимой концентрацией вещества называется его максимальная концентрация, не оказывающая в течении всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущее поколение, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовых условий жизни.

В РФ и во всём мире для загрязняющих веществ установлены 2 вида ПДК:

В РФ и во всём мире для загрязняющих веществ установлены 2 вида ПДК:

Класс опасности - показатель, характеризующий степень опасности для человека веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Вещества делятся на следующие классы опасности:

1 класс - чрезвычайно опасные (озон, пары ртути);

2 класс – высокоопасные (оксиды азота, сероводород, сероуглерод);

3 класс – умеренно опасные (сернистый газ, фенол);

4 класс – малоопасные (аммиак, ацетон, бензин).

Для определения качества атмосферного воздуха вводится комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА) . Он представляет собой сумму концентраций нескольких загрязняющих веществ в долях ПДК. Чем выше КИЗА, тем хуже качество атмосферного воздуха.

Для определения качества атмосферного воздуха вводится комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА) . Он представляет собой сумму концентраций нескольких загрязняющих веществ в долях ПДК. Чем выше КИЗА, тем хуже качество атмосферного воздуха.

Автомобильный транспорт Из всех искусственных источников загрязнения атмосферы самым опасным является автомобильный транспорт. В 1900 г. в мире было 11 тыс. автомобилей, в 1950 г. - 48 млн, в 1970 г. - 181 млн, в 1982 г. - 330 млн, в настоящее время - около 500 млн автомобилей. Они сжигают сотни миллионов тонн невозобновимых запасов нефтепродуктов. В отработанных газах автомобилей содержится около 280 вредных компонентов. Автомобильный транспорт становится одним из главных источников загрязнения окружающей среды. В ряде зарубежных государств (Франция, США, Германия) автомобильный транспорт дает более 50 - 60% в конечном счете загрязнения атмосферы.

Автомобильный транспорт

Из всех искусственных источников загрязнения атмосферы самым опасным является автомобильный транспорт. В 1900 г. в мире было 11 тыс. автомобилей, в 1950 г. - 48 млн, в 1970 г. - 181 млн, в 1982 г. - 330 млн, в настоящее время - около 500 млн автомобилей. Они сжигают сотни миллионов тонн невозобновимых запасов нефтепродуктов. В отработанных газах автомобилей содержится около 280 вредных компонентов. Автомобильный транспорт становится одним из главных источников загрязнения окружающей среды. В ряде зарубежных государств (Франция, США, Германия) автомобильный транспорт дает более 50 - 60% в конечном счете загрязнения атмосферы.

Основные загрязняющие вещества атмосферного воздуха Различают пассивные и активные загрязнители воздуха.

Основные загрязняющие вещества атмосферного воздуха

Различают пассивные и активные загрязнители воздуха.

Углекислый газ СО 2 (Диоксид углерода)

  • Является критерием чистоты воздуха в жилых и общественных зданиях
  • Значительное накопление СО 2 в закрытых помещениях указывает на санитарное неблагополучие (скученность людей, плохая вентиляция)
  • ПДК в жилых и общественных зданиях – 0,1% для лечебных учреждений– 0,07%

(это расчетная величина эффективности вентиляции)

Оксид углерода (СО) – угарный газ

Оксид углерода (СО) – угарный газ

Максимально-разовая ПДК – 5 мг/м 3 , класс опасности - 2

  • является токсичным веществом.
  • Проникая через легкие в кровь, он образует прочное химическое соединение с гемоглобином — карбоксигемоглобин , блокируя процессы транспорта кислорода к тканям, в результате чего в организме наступает кислородное голодание — аноксемия острого или хронического характера в зависимости от концентрации. Чаще встречаются хронические отравления, выражающиеся головной болью, снижением памяти, расстройством сна, повышенной утомляемостью и др.

(угарный газ)

угар и паралич дыхания

разрушает вызывает Диоксид серы (SO 2 ) Максимально-разовая ПДК – 0,5 мг/м 3 , класс опасности - 3 поступает в атмосферу при сжигании топлива, богатого серой, обладает резким запахом и оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей диоксид серы окисляется в триоксид серы, который с влагой воздуха образует аэрозоль серной кислоты Диоксид серы SO 2 Легкие, слизистые О 2 + Растения, особенно хвойные уничтожает Серная Триоксид серы Влага кислота Н 2 SO 4 SO 3 Н 2 О = + коррозию металла

Диоксид серы (SO 2 )

Максимально-разовая ПДК – 0,5 мг/м 3 , класс опасности - 3

  • поступает в атмосферу при сжигании топлива, богатого серой,
  • обладает резким запахом и оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей
  • диоксид серы окисляется в триоксид серы, который с влагой воздуха образует аэрозоль серной кислоты

Легкие, слизистые

Растения, особенно хвойные

Н 2 SO 4

Н 2 О

разрушает вызывает Диоксид серы (SO 2 ) Максимально-разовая ПДК – 0,5 мг/м 3 , класс опасности - 3 поступает в атмосферу при сжигании топлива, богатого серой, обладает резким запахом и оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей диоксид серы окисляется в триоксид серы, который с влагой воздуха образует аэрозоль серной кислоты Диоксид серы SO 2 Легкие, слизистые О 2 + Растения, особенно хвойные уничтожает Серная Триоксид серы Влага кислота Н 2 SO 4 SO 3 Н 2 О = + коррозию металла

Диоксид серы (SO 2 )

Максимально-разовая ПДК – 0,5 мг/м 3 , класс опасности - 3

  • поступает в атмосферу при сжигании топлива, богатого серой,
  • обладает резким запахом и оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей
  • диоксид серы окисляется в триоксид серы, который с влагой воздуха образует аэрозоль серной кислоты

Легкие, слизистые

Растения, особенно хвойные

Н 2 SO 4

Н 2 О

Оксиды азота содержатся в выхлопных газах автотранспорта и в выбросах промышленных предприятий, производящих азотную кислоту, азотные удобрения, взрывчатые вещества и др. Максимально-разовая ПДК – 0,085 мг/м 3 , класс опасности - 2 Наиболее вредным веществом является диоксид азота : под влиянием ультрафиолетовых лучей приводит к образованию свободных радикалов озона раздражает слизистые оболочки верхних дыхательных путей. взаимодействует с гемоглобином крови, вызывая образование метгемоглобина метгемоглобин гемоглобин Диоксид азота NО 2 Отек легких

Оксиды азота

  • содержатся в выхлопных газах автотранспорта и в выбросах промышленных предприятий, производящих азотную кислоту, азотные удобрения, взрывчатые вещества и др.

Максимально-разовая ПДК – 0,085 мг/м 3 , класс опасности - 2

Наиболее вредным веществом является диоксид азота :

  • под влиянием ультрафиолетовых лучей приводит к образованию свободных радикалов озона
  • раздражает слизистые оболочки верхних дыхательных путей.
  • взаимодействует с гемоглобином крови, вызывая образование метгемоглобина

Отек легких

Максимально-разовая ПДК – 0,035 мг/м 3 , класс опасности - 3

Максимально-разовая ПДК – 0,008 мг/м 3 , класс опасности - 3

Загрязняющие вещества вещества, поступающие непосредственно в атмосферу содержащиеся в атмосфере фотохимические окислители и кислоты Вторичные Первичные загрязнители загрязнители

поступающие непосредственно в атмосферу

содержащиеся в атмосфере фотохимические окислители и кислоты

Смог Фотохимический туман (смог) представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и в течение не менее суток повышенной инверсии. Устойчивая безветренная погода, обычно сопровождающаяся инверсиями, необходима для создания высокой концентрации реагирующих веществ.

Фотохимический туман (смог) представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами.

Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и в течение не менее суток повышенной инверсии. Устойчивая безветренная погода, обычно сопровождающаяся инверсиями, необходима для создания высокой концентрации реагирующих веществ.

Содержание микроорганизмов в воздухе

Мероприятия, направленные на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта, в целом по РФ проводятся недостаточно.

В первую очередь к ним относятся:

► перевод на неэтилированный бензин и другие альтернативные виды топлива, в связи с чем продолжается загрязнение воздуха свинцом;

► оснащение автомобилей нейтрализаторами;

► выход автомашин на линию из автохозяйств с неотрегулированными двигателями и без предварительных замеров отработавших газов на содержание вредных веществ;

► техосмотр, особенно личного автотранспорта;

► строительство объездных дорог, тоннелей и другие планировочные мероприятия.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Над территорией государства простилается атмосферный воздух. Он не является собственностью государства над территорией которого он находится, но оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с ВК РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).

Содержание

Введение. 3
1. Понятия и особенности атмосферного воздуха. 5
2. Атмосферный воздух как объект правового регулирования. 8
3. Особенности правового режима атмосферного воздуха. 13
Заключение. 20
Список использованной литературы. 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экологическое право контрольная.doc

Содержание

  1. Понятия и особенности атмосферного воздуха. . 5
  2. Атмосферный воздух как объект правового регулирования. . 8
  3. Особенности правового режима атмосферного воздуха. . 13

Список использованной литературы. . . 21

Введение

Над территорией государства простилается атмосферный воздух. Он не является собственностью государства над территорией которого он находится, но оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с ВК РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).

Целью работы является рассмотрение нормативно-правовых актов регулирующих охрану атмосферного воздуха.

Задачи работы определяются следующие:

1. Понятия и особенности атмосферного воздуха

атмосферный воздух пространство суверенитет

Голиченков А.К. в словаре юридических терминов понятие атмосферного воздуха определяет как (от греч. atmos – пар, spharia – шар и воздух) –

1) компонент природной среды;

2) природный объект, имеющий важное экологическое значение и охраняемый в качестве составной части природы;

3) природный ресурс, используемый и охраняемый в РФ как условие жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

4) объект права пользования (см. также Права на природные ресурсы лиц, не являющихся их собственниками); в последних двух качествах атмосферный воздух имеет важное социальное и экономическое значение;

5) объект общественных отношений по охране атмосферного воздуха и соответствующих правовых отношений.1

1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух: производственные нормативы - предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ; территориальные нормативы - величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально- административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.4

Охрана атмосферного воздуха состоит в системе мер, осуществляемых органами государственной власти России, субъектов Федерации, местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха представляет собой критерий качества воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в нем и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; экологический норматив качества атмосферного воздуха – это критерий качества атмосферы, отражающий предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду. Вредным (загрязняющим) веществом является химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.5

Кроме химического загрязнения атмосферного воздуха выделяют вредное физическое воздействие, под которым подразумевают воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Предельно допустимая (критическая) нагрузка является показателем воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на природу.6

2. Атмосферный воздух как объект правового регулирования

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Федерации.

Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников, регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальные органы разрабатывают соответствующие федеральные целевые программы, программы субъектов Федерации и местные программы охраны атмосферного воздуха. Проекты программ могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.

Функция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха в настоящее время возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха обеспечивает соблюдение:

- условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в воздух и на вредные физические воздействия на него;

- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля;

- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;

- выполнения федеральных целевых программ и программ субъектов Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

- иных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Помимо государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, выделяют производственный и общественный контроль в данной области.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ.

Читайте также: