Как получить свидетельство о присвоении гостинице категории

Обновлено: 30.06.2024

Как проверить гостиницу своими силами. Практическое руководство на примере реального объекта.

Сначала обозначим цели проверки:

Критерии проверки

В первом случае вы находитесь далеко и у вас нет возможности посетить предварительно выбранное заведение. Во втором случае лучше не светиться раньше времени, ограничившись дистанционным изучением объекта. В третьем и четвертом случае вашему визиту точно будут не рады исходя из целей, которые вы преследуете. Если вы все-таки решитесь на посещение изучаемого объекта, делайте это инкогнито, под видом потенциального клиента, ничем не обозначая истинную причину проявленного интереса.

Сопоставлять будем с нормативными требованиями Российского законодательства:

Для объемности картины добавим данные, полученные от личного посещения объекта. Информацию получаем из открытых источников. Первое, самое очевидное — это Букинг. В несколько кликов находим отель. Читаем отзывы, описание, смотрим фотографии, анализируем цены, загрузку, изучаем, что еще есть вокруг из гостиниц той же категории.

Проверка номеров

Плавно переходим к рассмотрению номеров. Вот где проявился разгул фантазии, полет творческой мысли отцов-основателей (или матерей-основателей?) На Букинге руководство отелем указало следующие категории номеров.

Нарушения

Вот они, наши герои! Среднесписочная численность работников организации с 01.01.2020 г. — менее 3-х человек. Указано 99 кодов ОКВЕД, т.е. организация может заниматься 99 видами деятельности. От космоса до мусора. Где-то посредине — классификация гостиниц. Основной вид деятельности — торговля розничная в неспециализированных магазинах — Код 47.1. Пенсионные отчисления в 2019 г составили 39 600 рублей. Не густо. За время существования организация участвовала в 13 судах в качестве ответчика. Все суды она проиграла.

В некоторых случаях приостанавливается деятельность гостиницы. Если недостатки не устранены, принимается решение о понижении категории гостиницы или о отзыве свидетельства, что равносильно закрытию. Кто может написать заявление? А любой человек, организация или должностное лицо, обнаружившие нарушение. Причем заявление пишется, прежде всего, в саму аккредитованную организацию, выдавшую свидетельство. Реквизиты этой организации указаны в самом свидетельстве.

Получается, что та же организация, которая еще недавно выдала гостинице свидетельство о классификации, это же свидетельство отзывает после первой же жалобы. Я видел гостиницы, у которых понизили категорию или прекратили действие свидетельства. Печальное зрелище. Гостиница, конечно, может подать апелляцию в Комиссию по апелляциям при Федеральном агентстве по туризму. Но стоит ли это делать, если нарушения очевидны и устранить их не представляется возможным?

Итоги

Как же так получилось, что совершенно новый отель, созданный с ноля, имеет такие серьезные врожденные недуги? На перепланировку помещения, перенос стен, прокладку коммуникаций, ремонт и оснащение потрачены миллионы рублей! Почему бы не сделать все сразу правильно? С точки зрения закона и с точки зрения здравого смысла? Может быть, было бы дороже? Нет не дороже. Просто сначала делаем, а потом думаем.

Гостиничный бизнес со стороны кажется простым. Мы все останавливались в разных отелях, в разных странах. Мы понимаем, что в них было хорошо, а что плохо. Кажется, сейчас напряжем наш богатый гостиничный опыт, и все сделаем как надо. Однако, профессиональный подход существенно отличается от потребительского. Кроме горячего желания сделать свой отель, нужно, как минимум, еще два компонента: специальные знания и опыт.

Выводы

Теперь ответим на вопросы, поставленные в начале статьи. Стоит ли бронировать этот отель для проживания в Москве? Ответ: да! Если вас устраивает расположение и цена, не смущает тесный санузел, то пожалуйста. Цена, кстати, сейчас очень демократичная, соответствует отелю 2*. Интерьер весь новенький, не обшарпанный. Пользуйтесь, пока не поздно.

С государственными проверяющими органами придется как-то договариваться, решать вопросы. В Москве куча отелей с еще большим количеством нарушений: сидят в полуподвалах и цоколях, не имеют пожарных выходов, некоторые комнаты без окон, даже в жилом фонде еще остаются. И ничего, работают. Сам удивляюсь.


IV. Порядок классификации гостиниц

14. Заявитель в целях заключения с аккредитованной организацией договора о проведении классификации гостиницы направляет этой аккредитованной организации заявку на проведение классификации гостиницы (далее - заявка).

15. Аккредитованная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя заявки направляет заявителю проект договора о проведении классификации гостиницы с расчетом размера платы за осуществление классификации гостиницы, подписанный аккредитованной организацией, либо мотивированный отказ в заключении договора о проведении классификации гостиницы в случае подачи заявки лицом, не уполномоченным действовать от имени заявителя.

16. Заявитель во время проведения аккредитованной организацией выездной экспертной оценки представляет ей следующие документы:

а) копия документа о государственной регистрации юридического лица или копия документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей соответственно, подтверждающая виды экономической деятельности, которые идентифицируются кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), заверенные заявителем;

б) копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания, поданного в уполномоченный орган согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, или копия свидетельства о праве собственности, или копия договора аренды на здание (помещение), или копия иного документа, подтверждающего право заявителя на использование здания (помещения) для оказания гостиничных услуг;

г) копии документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, норм и требований в области охраны окружающей среды, а также документов, подтверждающих безопасность объекта (в зависимости от степени угрозы совершения на территории гостиницы террористических актов), предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) копия программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденной приказом исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, и копия заключения о соответствии воды, используемой в качестве питьевой, требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, заверенные заявителем;

е) копия титульного листа акта обследования и категорирования гостиницы, составленного в установленном порядке, копия титульного листа и последнего листа паспорта безопасности гостиниц или иных средств размещения (для гостиниц, относимых к первой, второй и третьей категориям опасности в зависимости от степени угрозы совершения на территории гостиниц террористических актов, возможных последствий их совершения), предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. N 447 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов".

17. Аккредитованная организация принимает меры по обеспечению сохранности документов, представленных заявителем, а также по неразглашению конфиденциальной информации, которая стала известна этой организации в связи с осуществлением классификации гостиницы.

18. Классификация гостиницы проводится в следующем порядке:

а) первый этап - экспертная оценка гостиницы:

аккредитованная организация осуществляет документарную и выездную экспертную оценку с обязательным присутствием уполномоченного представителя заявителя;

аккредитованная организация осуществляет выездную экспертную оценку в согласованные с заявителем сроки;

при проведении выездной экспертной оценки на соответствие требованиям, установленным настоящим Положением, аккредитованная организация осуществляет визуальный осмотр номеров, общественных зон и служебных помещений гостиницы с оформлением протоколов обследования;

проводится оценка гостиницы, номерного фонда, персонала и качества гостиничных услуг;

протоколы обследования и акт оценки оформляются в 2 экземплярах. Один экземпляр протоколов обследования и один экземпляр акта оценки передаются аккредитованной организацией заявителю по завершении выездной экспертной оценки;

б) второй этап - принятие решения о присвоении гостинице определенной категории:

аккредитованная организация анализирует документы, поданные заявителем, результаты выездной экспертной оценки и принимает решение о присвоении гостинице заявленной категории, или об отказе в присвоении гостинице заявленной категории, или об отказе в осуществлении классификации гостиницы;

аккредитованная организация отказывает в присвоении заявленной категории в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к виду гостиниц заявленной категории;

решение о присвоении гостинице заявленной категории или об отказе в присвоении гостинице заявленной категории подписывается руководителем аккредитованной организации, заверяется печатью (при наличии) и направляется заявителю в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения;

аккредитованная организация отказывает заявителю в осуществлении классификации гостиницы по следующим основаниям:

непредставление заявителем документов, необходимых для осуществления классификации;

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной информации;

несоответствие гостиницы ни одной из категорий, установленных настоящим Положением;

в случае принятия решения об отказе в осуществлении классификации гостиницы аккредитованная организация в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения вручает заявителю копию решения об отказе в осуществлении классификации гостиницы с указанием причин отказа и документы, представленные заявителем, или направляет их заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа;

в) третий этап - оформление и получение свидетельства:

свидетельство оформляется аккредитованной организацией в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению и направляется заявителю;

свидетельство действует 3 года со дня принятия решения о присвоении гостинице определенной категории;

по окончании срока действия свидетельства классификация гостиницы проводится в порядке, установленном настоящим Положением;

протоколы обследования, акты оценки, копия свидетельства, а также документы, полученные от заявителя для проведения классификации гостиницы, и копия договора о проведении классификации гостиницы хранятся в аккредитованной организации и у заявителя в течение 5 лет со дня заключения этого договора;

аккредитованная организация в соответствии с порядком ведения единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации, направляет в Министерство в электронном виде копии свидетельств и сведения, содержащиеся в перечне классифицированных гостиниц;

Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 5 рабочих дней в соответствии с утверждаемым им порядком ведения единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей вносит сведения в указанный перечень и размещает сведения о классифицированной гостинице на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

19. Заявитель вправе обжаловать результаты классификации гостиницы в комиссию по апелляциям в течение 30 дней со дня получения копии решения аккредитованной организации.

20. Комиссия по апелляциям рассматривает апелляцию, поданную в письменном виде, в течение 30 дней со дня ее поступления.

21. При необходимости комиссия по апелляциям в течение 30 дней со дня поступления апелляции может запрашивать от участников классификации дополнительные материалы в пределах требований, установленных настоящим Положением. При этом срок рассмотрения апелляции увеличивается не более чем на 30 дней.

22. Комиссия по апелляциям информирует совет, заявителя и сторону, решения которой обжалуются, о результатах рассмотрения апелляции.

23. В случае получения информации о несоответствии гостиницы требованиям присвоенной категории комиссия по апелляциям информирует об этом аккредитованную организацию, выдавшую свидетельство.

24. Аккредитованная организация в течение 30 дней со дня получения информации от комиссии по апелляции, указанной в пункте 23 настоящего Положения, осуществляет проверку соответствия гостиницы требованиям присвоенной категории и представляет в комиссию по апелляциям ее результаты.

25. При выявлении в гостинице несоответствий требованиям присвоенной категории аккредитованная организация составляет акт с указанием имеющихся несоответствий и мероприятий по их устранению в срок не более 90 дней (далее - акт).

На время выполнения мероприятий по устранению выявленных несоответствий аккредитованная организация приостанавливает действие свидетельства.

Аккредитованная организация направляет лицу, которому было выдано свидетельство, копии решения о приостановлении действия свидетельства и акта в течение 3 рабочих дней со дня его составления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа.

26. Аккредитованная организация приостанавливает действие свидетельства в следующих случаях:

а) выявление аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство, недостоверной информации в документах, представленных заявителем;

б) выявление аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство, несоответствия гостиницы и (или) предоставляемых в ней гостиничных услуг установленным настоящим Положением требованиям к категории гостиницы, указанной в свидетельстве, на основании жалобы потребителя гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, о нарушении прав потребителя при предоставлении гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица Министерства экономического развития Российской Федерации о нарушении требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности;

в) получение аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство, заявления от лица, предоставляющего гостиничные услуги, о произошедших в гостинице изменениях, влияющих на соответствие гостиницы требованиям присвоенной категории.

27. Гостиница в течение срока приостановления действия свидетельства вправе продолжить предоставление гостиничных услуг (за исключением случая приостановления действия свидетельства о присвоении гостинице низшей категории) с обязательным информированием потребителей о приостановлении действия свидетельства. При этом гостиница обязана устранить обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия свидетельства, в срок, указанный в акте.

28. Сведения о приостановлении действия свидетельства публикуются на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

29. Аккредитованная организация возобновляет действие свидетельства в случае устранения несоответствий требованиям присвоенной категории, указанных в акте, в установленный срок.

30. В случае несогласия с несоответствиями требованиям присвоенной категории, указанными в акте, лицо, предоставляющее гостиничные услуги, вправе обратиться с жалобой в комиссию по апелляциям.

31. Аккредитованная организация прекращает действие свидетельства по следующим основаниям:

а) неустранение в течение срока приостановления действия свидетельства обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия данного свидетельства;

б) получение аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство, заявления лица, предоставляющего гостиничные услуги, о прекращении деятельности по предоставлению гостиничных услуг;

в) прекращение лицом, предоставляющим гостиничные услуги, деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

32. В случае принятия решения о прекращении действия свидетельства аккредитованная организация в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения направляет лицу, которому было выдано свидетельство, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, решение о прекращении действия свидетельства с указанием основания прекращения, предусмотренного пунктом 31 настоящего Положения.

33. Аккредитованная организация обязана информировать Министерство экономического развития Российской Федерации о принятии решения о прекращении действия свидетельства в течение 1 рабочего дня со дня принятия такого решения путем направления копии решения в форме электронного документа.

34. При классификации гостиниц устанавливаются категории номеров гостиниц согласно приложению N 2.

35. Номера определенной категории должны соответствовать требованиям к номерам гостиниц согласно приложению N 3, а также требованиям, позволяющим при проведении классификации набрать установленное для каждой из категорий количество баллов в соответствии с критериями балльной оценки номеров гостиниц, согласно приложению N 4.

36. В случае если номера не соответствуют требованиям заявленной категории по результатам экспертной оценки, проведенной при оценке номерного фонда, принимается следующее решение:

если суммарное количество баллов ниже значений, установленных для данной категории, номеру присваивается более низкая категория, которой соответствует номер по количеству баллов;

если суммарное количество баллов ниже установленных значений для номеров пятой категории, этим номерам категория не присваивается и они выводятся из эксплуатации для ремонта. После ремонта заявитель предъявляет номера аккредитованной организации для инспекционной проверки и аттестации на категорию.

37. Гостиницы, которым присвоена категория, предусмотренная настоящим Положением, обязаны применять информационный знак о присвоении гостинице определенной категории (далее - знак категории). Знак категории представляет собой форму доведения до потребителей и других заинтересованных лиц информации о присвоенной гостинице категории, предусмотренной настоящим Положением.

38. Право применения знака категории устанавливается на срок действия свидетельства.

Знак категории имеет прямоугольную форму.

В верхней части знака категории расположены слова "Система классификации гостиниц".

В средней части знака категории размещается надпись с указанием вида гостиницы, ниже размещается в один ряд изображение звезд в количестве, соответствующем присвоенной категории (при присвоении категории "без звезд" пишется только вид гостиницы).

Знак категории изготавливается из прочного материала, обеспечивающего длительное использование при соответствующих климатических условиях.

Высота знака составляет 400 мм, ширина - 500 мм.

39. Знак категории размещается на доступном для обозрения месте на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) гостиница. Знак категории в электронном виде размещается на официальном сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

40. Классификация гостиниц включает в себя проведение экспертной оценки соответствия гостиниц требованиям настоящего Положения и принятие решения о присвоении им соответствующей категории.

41. Экспертная оценка гостиниц проводится в следующем порядке:

а) первый этап - проводится оценка соответствия гостиницы одной из категорий (предварительная оценка), по результатам которой составляется протокол;

б) второй этап - проводится оценка гостиницы на соответствие требованиям согласно приложению N 5, по результатам которой составляется протокол;

в) третий этап - проводится оценка номеров гостиницы на соответствие требованиям, предусмотренным приложением N 3 к настоящему Положению, по результатам которой составляется протокол;

г) четвертый этап - проводится балльная оценка номеров гостиницы на соответствие критериям, предусмотренным приложением N 4 к настоящему Положению, по результатам которой составляется протокол;

д) пятый этап - проводится балльная оценка на соответствие персонала гостиницы критериям согласно приложению N 6, по результатам которой составляется протокол;

е) шестой этап - на основании указанных протоколов составляется акт оценки соответствия гостиницы одной из категорий (далее - акт оценки гостиниц).

42. Гостиницы с количеством номеров более 50 (в том числе мотели, акватели) должны соответствовать:

требованиям, предусмотренным приложением N 5 к настоящему Положению;

балльной оценке согласно приложению N 7 с учетом следующего суммарного количества баллов:

Читайте также: