Исключительная компетенция рф как способ обеспечения государственного суверенитета

Обновлено: 04.07.2024

Суверенитет как право и способность государства вырабатывать и осуществлять независимую внутреннюю и внешнюю политику, верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитической сфере является высшим выражением независимости государства.

Меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности являются важнейшим направлением государственного строительства, которое возглавляет и которым руководит Президент РФ как глава государства. Это меры политического, правового, экономического, организационного характера, которые разрабатываются Президентом РФ и составляют основу формулируемой им внутренней и внешней политики государства.

Основы внутренней и внешней политики государства на долгосрочную перспективу закладывают документы концептуального характера, утверждаемые Президентом страны[23].

Оценку текущего положения страны и задачи в области внутренней и внешней политики государства на краткосрочную перспективу формулируют ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации[24].

Приоритеты бюджетной политики государства на краткосрочную перспективу, включая вопросы финансового обеспечения обязательств государства в области национальной безопасности, формулируют ежегодные бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации[25].

Подготовка концептуальных актов, ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию РФ – работа чрезвычайной сложности и ответственности. В помощь Президенту в решении этих вопросов Конституция РФ учреждает специальные органы – Администрацию Президента и Совет Безопасности Российской Федерации.

Статус Совета Безопасности Российской Федерации согласно Конституции РФ определяется федеральным законом: Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности[26].

Положение о Совете Безопасности Российской Федерации и его состав согласно Конституции РФ и Федеральному закону утверждает Президент Российской Федерации.

Организационная структура Совета Безопасности РФ представлена на схеме 3.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.

Организует работу Совета Безопасности и руководит аппаратом Совета Безопасности Секретарь Совета Безопасности, который подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Совет Безопасности РФ состоит из постоянных членов и членов Совбеза. В состав постоянных членов Совета Безопасности РФ входят председатели обеих палат Федерального Собрания РФ, Председатель Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, Руководитель Администрации Президента РФ, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директор Службы внешней разведки Российской Федерации. Членами Совета Безопасности являются министры юстиции, финансов, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генеральный прокурор Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, президент Российской академии наук, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, мэр Москвы и губернатор Санкт-Петербурга.

Аппарат Совета Безопасности РФ согласно утверждённому Положению[27] является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации (на правах управления Администрации Президента Российской Федерации).

В соответствии с Положением Аппарат Совета Безопасности РФ решает широкий круг задач, в числе которых информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, а также подготовка Президенту Российской Федерации и Совету Безопасности предложений:

- по формированию и совершенствованию государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, по осуществлению контроля за её реализацией,

- по выработке и реализации основных направлений государственной военной политики, военного строительства, государственной политики в области оборонного производства, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- по иным вопросам внутренней и внешней политики государства в сфере национальной безопасности.

Указом Президента РФ[28] предусматривается создание шести межведомственных комиссий Совбеза РФ:

- по безопасности в экономической и социальной сфере;

- по военной безопасности;

- по информационной безопасности;

- по общественной безопасности;

- по проблемам Содружества Независимых Государств;

- по проблемам стратегического планирования.

Научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации согласно этому же Указу образован в целях научно-методологического и экспертно-аналитического обеспечения деятельности Совета Безопасности РФ, его рабочих органов и аппарата Совбеза РФ.

2.3. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является третьей важнейшей задачей, формулируемой для Президента статьёй 80 Конституции Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со статьёй 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти обеспечивает единство, устойчивость и эффективность системы государственного управления.

В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент РФ В.В. Путинуказомот 1 сентября 2000 г. учредил Государственный совет Российской Федерации.

Согласно утверждённому Положению[29] членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.

Основными задачами Государственного совета являются:

- содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;

- обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

- содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;

- обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;

- обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;

- обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;

- обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

С созданием Государственного совета в Российской Федерации в основном завершено формирование единой и целостной системы органов национальной безопасности РФ.

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом. Затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации, рассмотрены формы защиты суверенитета России.

Содержание
Работа содержит 1 файл

МОЯ Контрольная по КПРФ.docx

В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).

Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.

Остановимся подробнее на данной форме защиты суверенитета России. Военная форма защиты, на мой взгляд, в настоящее время является наиболее актуальной для Российской Федерации и носит злободневный характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.

Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства.

В данном случае следует отметить тот факт, что после распада СССР, произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.

Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в состав великой Федерации, абсолютно надежно защищавшей их государственную независимость, в результате борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались совершенно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого из них.

Вся система военных округов, создававшихся не по количеству союзных республик, а по стратегическим направлениям с учетом территориального начала, обеспечивающего мобилизационные возможности, была полностью разрушена. А ведь именно военные округа являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, в том числе три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, с распадом СССР одновременно прекратили свое существование. Вместе с потерей Прибалтийского военного округа были утрачены и базы Балтийского флота.

Основу основ обороны составляли Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). В результате распада СССР ракетные соединения и части оказались на территории четырех республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Как заявил на процессе по "делу ГКЧП" бывший министр обороны СССР маршал Советского Союза Д. Язов ", нарушилось централизованное управление войсками, практически вся система командных пунктов перестала действовать. Средства разведки и дальнего обнаружения также оказались разобщенными". Даже ракетные армии оказались разделенными - в России и Казахстане. Разобщение распространилось и на все сопутствующие ракетным войскам службы. Все это "практически делало РВСН или мало, или почти неспособными нанести ответно - встречный удар. Гарантированность терялась". 1

Кроме того в настоящее время Украиной перед Россией поставлен вопрос разделении Черноморского флота. Между тем широко известно, что Черноморский флот только как единый организм может представлять собой могучий инструмент защиты государственного суверенитета не только России и Украины, но и других государств бывшего союза.

В этих условиях особую тревогу вызывает состояние военной промышленности России. Объем производства вооружений и военной техники за три последних года снизился на 78 %, оборонные заказы военно- промышленному комплексу сокращены на 80 %. Но еще более удручающим и совершенно недопустимым является предполагаемое сокращение военного производства в России, в особенности по сравнению с США. Если в Соединенных Штатах Америки военное производство ежегодно уменьшается на

5 %, то у нас на ближайшие пять лет намечено сократить его в пять раз. Другими словами, это означает, что интенсивность сокращения военного производства в России в 20 раз выше, чем в США.

Важным шагом вперед в деле защиты государственного суверенитета России является решение вопроса о Байконуре, В результате которого, Россия арендует у Казахстана космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено пребывание на космодроме российских граждан, а также его обслуживание военнослужащими Военно- космических сил (ВКС) России.

Решение вопроса о Байконуре - это, пожалуй на данном этапе один из самых позитивных моментов военной формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.

Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и

Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ).

В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.

Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних.

В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. В России с формально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч. 1, ст. 5 Конституции РФ). Суверенной является только Россия, а составляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.

В рамках модели современного российского федерализма в принципе не допускается дробление суверенитета и не предполагается сама возможность его делегирования субъектами федерации федеральному центру путем договора. Все основные вопросы разделения государственной власти решаются путем разграничения предметов ведения и передачи властных полномочий.

К числу правовых средств обеспечения государственного суверенитета прежде всего следует отнести: конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права.

Федоров В.П., начальник юридического отдела ОАО "Рудас", соискатель Северо-Западной академии государственной службы.

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение суверенитета: суверенитет (от фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти . Понятие "суверенитет" длительное время было непосредственно связано с понятием "суверен-властитель", которое в прошлом активно использовалось мыслителями для определения государства .

Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2001. С. 380.
Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М.: Европа, 2006. С. 47.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

Государственная целостность РФ - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. Государственная целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность или политическое (государственное) единство страны. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Существование народов и государств немыслимо без их суверенитета. В конституциях всех стран закреплено, что источником суверенитета является народ. А инструментом реализации его суверенитета является государство.

Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др. (ст. 71).

Конституция с ее базовыми ценностями, с одной стороны, признает верховенство, приоритет международного права над национальными законами. И это прежде всего признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а с другой стороны, Конституция закрепляет государственный суверенитет РФ как нации, объединенной с другими суверенными и равноправными нациями в рамках ООН. Главенство Конституции является высшим выражением суверенитета всего народа России.

Гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию - односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ (ч. 3 ст. 67). "Это является логичным следствием того, что Россия - конституционная федерация. Прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности, осуществляющегося в любой форме" . Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6); определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ русского языка (ч. 1 ст. 68) и др.

Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной Российской государственности // Государство и право. 2004. N 4. С. 6.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета и территориальной целостности становится все более значимой. Среди общенациональных задач в настоящее время рассматриваются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему, развитие внешнеполитической деятельности с целью модернизации страны на основе сотрудничества в области научно-технической, образовательной, культурной, гуманитарных контактов .

Полякова Т.М. Суверенитет государства и глобализация // История государства и права. 2007. N 7. С. 4.

В нашей стране разработана и введена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В соответствии с Концепцией высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия направлены на достижение одной из основных целей, такой как обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

Президентом в 2007 г. была озвучена его позиция, касающаяся суверенитета России. "Суверенитет - это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет - не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия - такая страна, которая. будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, ее вообще не будет" . Российское понимание суверенитета можно определить как условие физического и психологического сохранения России, российской государственности и этнической идентичности в современном мире, достижение суверенитета путем сохранения и расширения демократии в России.

Шатилов А. Суверенитет - не политическая роскошь, а условие выживания // Российская газета. 2007. 2 окт.

Несмотря на многочисленные изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. И как отмечает в своей статье Валерий Зорькин, "в отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории" .

Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета. 2006. 22 авг.

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сильное государство - ядро национальной и экономической безопасности.

Как утверждают некоторые авторы, сегодня не обсуждается необходимость суверенитета для России, эта тема и без того признана первостепенной и актуальной. Вопрос в том, как сохранить суверенитет и гарантировать наличие демократических институтов. Применяемые ранее механизмы стандартной государственной военной машины для сохранения страны от внешних угроз не дают прежнего эффекта. Напротив, эффективным средством являются сильная национальная экономика, промышленность, занятость граждан, справедливые, обеспечивающие достойную жизнь доходы и как следствие всего этого - национальная безопасность страны.

В завершение хочется сказать, что Россия была и остается суверенным государством с древней и богатой историей. Естественно, самобытны и российские государственные институты, и менталитет большинства населения - русских, да и других народов, населяющих нашу страну. Россия идет к общечеловеческим ценностям, таким как демократия, своими путями с учетом традиций, истории, многонационального характера государства, географического положения. Она, впрочем, как и многие другие страны, не приемлет безосновательных и абстрактных зарубежных поучений и тем более навязывания тех или иных моделей построения общества, форм управления. Однако необходимо, чтобы все это, укладывающееся в понятие государственного суверенитета, не использовалось теми, кто пытается и внутри страны, и вне ее отделить Россию от происходящих объективных процессов - глобализации, транснационализации экономической деятельности, сближения различных цивилизаций. Отстаивать интересы России и всего ее населения необходимо. Но это должно происходить без унизительного, вредного и опасного для нас противопоставления другим народам и странам .

Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции // Российская газета. 2007. 16 янв.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


В настоящее время проблема защиты государственного суверенитета с особой остротой встает перед политическим руководством Российской Федерации, стремящимся проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, в связи с чем особенно актуальным является анализ конституционно-правовых аспектов защиты государственного суверенитета.

В.В. Красинский,

В настоящее время проблема защиты государственного суверенитета с особой остротой встает перед политическим руководством Российской Федерации, стремящимся проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, в связи с чем особенно актуальным является анализ конституционно-правовых аспектов защиты государственного суверенитета. Рассматриваются различные механизмы такой защиты, существующие в зарубежных странах. Анализ конституционных актов зарубежных стран позволил автору вычленить доктринально-нормативное понимание пределов государственного суверенитета и выделить его основные элементы. Проведенный анализ позволит оптимизировать национальные правовые механизмы защиты государственного суверенитета.

Ключевые слова: государственный суверенитет, защита государственного суверенитета, угрозы государственному суверенитету, конституционно-правовое регулирование, территория государства, особые правовые режимы, чрезвычайное положение, военное положение.

Защита суверенитета любого государства нуждается в правовом обеспечении, и прежде всего со стороны ведущей отрасли национальной системы права — конституционного права. Именно конституционно-правовые принципы лежат в основе разработки, осуществления и совершенствования государственной политики в сфере защиты государственного суверенитета, являются базовыми началами для подготовки необходимых концептуальных документов и правовых актов.

Многие зарубежные государства в ходе государственного строительства и конституционно-правового развития сталкивались с угрозами конституционному строю, попытками целенаправленного ослабления своего суверенитета со стороны враждебных государств и военно-политических блоков, посягательствами на территориальную целостность и актами агрессии. Для нейтрализации возникающих угроз и антигосударственных сценариев задействовались разнообразные механизмы государственной защиты и применялись соответствующие экономические, политические, дипломатические, правовые и иные меры. Наиболее эффективные и долгосрочные механизмы защиты государственной независимости, конституционного строя и территориальной целостности получили закрепление на конституционном уровне.

В настоящее время проблема защиты государственного суверенитета с особой остротой встает перед политическим руководством Российской Федерации, стремящимся проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Для смены политического курса противниками России используются разнообразные средства: от экономических санкций и бойкотирования российских международных инициатив до убийства наших военнослужащих.

В связи с настойчивыми попытками изолировать Россию, продолжающимся экономическим давлением, экспансионистскими целями блока НАТО изучение зарубежного опыта конституционно-правового регулирования защиты государственного суверенитета представляется актуальным.

Рассмотрение вопросов защиты суверенитета предполагает изучение конституционно-правовой регламентации характеристик государственного суверенитета в ракурсе форм государства, территориального устройства, компетенции уполномоченных государственных органов и специальных правовых режимов. Проведем анализ конституционно-правового материала и выделим соответствующие тематические блоки.

Идеи государственного суверенитета в конституциях зарубежных стран нашли свое воплощение в нескольких вариациях:

— в характеристике форм государства;

— в положениях о территории государства;

— в положениях о защите государственного суверенитета в различных сферах общественной жизни и полномочиях специальных государственных институтов (главы государства, правительства, парламента, Вооруженных сил) по защите государственного суверенитета.

Значительная часть зарубежных стран провозгласила себя свободными, независимыми и суверенными государствами (ст. 1 Конституции Социалистической Республики Вьетнам (далее — СРВ), ст. 1 Конституции Республики Индонезия, ст. 6 Конституции Республики Никарагуа, ст. 1 Политической Конституции Боливии, ст. 1 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла, ст. 43 Конституции Республики Перу, ст. 40 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов).

При характеристике форм государства в конституциях большинства зарубежных стран указывается на принадлежность суверенной власти народу (ч. 1 ст. 2 Конституции КНР, ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Корея, ст. 1 Конституции Японии, ст. 2 Конституции СРВ, ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Индонезия, ст. 39 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов, ст. 2 Конституции Республики Никарагуа, ст. 2 Политической Конституции Боливии, ст. 45 Конституции Республики Перу, ст. 5 Политической Конституции Республики Чили и др.). В некоторых основных законах выделяются свойства государственного суверенитета (например, в ст. 2 Политической Конституции Боливии закреплены неотчуждаемость и неограниченность суверенитета, в ст. 13 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла — неограниченность суверенитета, в Переходных положениях Конституции Аргентинской Республики — законность суверенитета). Вместе с тем в зарубежном законодательстве отмечается терминологическое смешение государственного, народного и национального суверенитета: во многих случаях данные понятия используются как синонимы.

Следует иметь в виду, что вопросы территории и установления границ государств традиционно регулируются не только конституционным законодательством, но и общепризнанными нормами и принципами международного права. В этой связи большую ценность представляет практика Международного суда ООН, в результате которой Суд ООН выявил признаки осуществления государственного суверенитета на спорных территориях, сформулировал международные принципы установления границ и обстоятельства, обеспечивающие справедливую делимитацию [4]1.

Так, в делах от 17.11.1953 об островах Менкье и Экрихос, от 20.06.1959 о суверенитете над некоторыми приграничными землями, в консультативном заключении от 16.10.1975 о Западной Сахаре Суд признал, что осуществление в течение длительного времени государственно-властных функций является проявлением государственного суверенитета, весомым и достаточным поводом суверенной принадлежности территории.

Территориальное верховенство и максимальная степень национальной юрисдикции в пределах государственной территории могут иметь принципиальное значение. Не случайно в конституциях некоторых государств содержится прямой запрет на создание (размещение) на национальной территории военных баз иностранных государств (ст. 92 Конституции Республики Никарагуа) [3, с. 599].

В конституционной доктрине и соответствующих учредительных актах можно найти элементы защиты государственного суверенитета в социально-экономической, политической и идеологической сферах общественной жизни.

Защита государственного суверенитета в политической сфере предполагает равноправные отношения с другими государствами, недопустимость вмешательства иностранных государств во внутренние дела, разрешение международных споров мирными средствами (Преамбула Конституции Японии, статьи 1 и 2 Конституции Республики Никарагуа, ст. 4 Конституции Федеративной Республики Бразилия).

В конституционных актах зарубежных стран содержится обязанность специально уполномоченных государственных органов или государства в целом защищать независимость, суверенитет и территориальную целостность государства. Статья 15 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла и ст. 44 Конституции Республики Перу возлагают эту обязанность на государство, ч. 2 ст. 66 Конституции Республики Корея — на Президента, а ст. 30 Конституции Республики Индонезия, ст. 45 Конституции СРВ, ст. 92 Конституции Республики Никарагуа, ст. 208 Политической Конституции Боливии, ст. 217 Конституции Колумбии, ст. 165 Конституции Республики Перу — на Вооруженные силы.

Комплекс полномочий по защите государственного суверенитета распределен между главой государства, правительством, парламентом, Вооруженными силами, спецслужбами и судами2.

По общему правилу (независимо от формы правления) глава государства выступает гарантом национального единства, обеспечивает стабильность и преемственность суверенной государственной власти. Реализуя полномочия в сфере обороны и безопасности, глава государства объявляет состояние войны и мобилизацию, является Верховным главнокомандующим и руководит Вооруженными силами при отражении иностранной агрессии или выполнении договорных обязательств. В целях защиты государственного суверенитета глава государства вводит исключительные (чрезвычайные) режимы во всем государстве либо на части территории страны. Глава государства представляет страну на международной арене, подписывает международные соглашения, заключает мир.

В президентских и смешанных республиках глава государства руководит высшим органом исполнительной власти, принимает конкретные меры в целях обеспечения правопорядка, общественной и государственной безопасности.

В парламентских республиках и монархиях перечень основных полномочий по защите государственного суверенитета сосредоточен у главы правительства (фактическое руководство и контроль внутренней и внешней политики государства).

Парламент осуществляет законотворчество в целях защиты суверенитета государства, уполномочивает главу государства использовать Вооруженные силы за пределами территории государства, разрешает транзитный проход или пребывание на территории государства военных кораблей, самолетов и техники иностранных государств, ратифицирует международные договоры3. Палаты парламента могут проводить расследования деятельности спецслужб, в определенной мере контролировать строительство и реформирование Вооруженных сил.

Уникальным институтом защиты государственного суверенитета являются суды. С одной стороны, судебные органы выступают на стороне государства (санкционируют проведение розыскных и специальных мероприятий, следственных действий, применение мер пресечения, наказание государственных преступников, запрет антигосударственных организаций). Специализированные органы конституционной юстиции разрешают дела о соответствии конституции и законам не вступивших в силу международных договоров, принимаемых государственными органами нормативных правовых актов, разрешают споры о компетенции.

С другой стороны, суды защищают законные интересы общества, права и свободы граждан: рассматривают жалобы о нарушениях законности в деятельности правоохранительных органов и спецслужб, о характере и объемах ограничений прав и свобод граждан в период действия исключительных (чрезвычайных) режимов, восстанавливают необоснованно нарушенные права и свободы, компенсируют гражданам и организациям нанесенный незаконными действиями и решениями должностных лиц ущерб.

Специальным элементом механизма защиты государственного суверенитета в зарубежных странах со сложной формой государственного устройства является федеральная интервенция. Данный институт направлен на обеспечение общественного порядка, реализации основополагающих прав и свобод, единства правового пространства государства, территориальной целостности, беспрепятственного осуществления государственной власти во всех субъектах федерации.

Традиционным институтом защиты государственного суверенитета в зарубежных странах являются исключительные (чрезвычайные) правовые режимы. В конституциях зарубежных стран закреплены типовые основания введения чрезвычайного положения (далее — ЧП).

В ряде зарубежных стран закреплено несколько видов ЧП: чрезвычайное положение, чрезвычайное экономическое положение (Венесуэла), состояние внешнего или внутреннего конфликта (Венесуэла), военное положение (Колумбия).

В Чили система исключительных режимов представлена состоянием мобилизации, состоянием ЧП, состоянием катастрофы, осадным положением, объявлением нации терпящей бедствие.

Как показывает анализ чрезвычайных конституционных положений, в случае дифференциации видов ЧП сроки введения специальных разновидностей исключительных режимов увязываются с основаниями их введения. Так, в Венесуэле ЧП может быть введено на срок до 30 дней в случае катастроф, стихийных бедствий и других подобных событий, которые представляют серьезную угрозу безопасности нации, ее граждан. Чрезвычайное экономическое положение может быть провозглашено на срок до 60 дней в случае возникновения чрезвычайных экономических обстоятельств, которые серьезно воздействуют на экономическую жизнь нации. Состояние внешнего или внутреннего конфликта может быть объявлено на срок до 90 дней, если такой конфликт представляет серьезную угрозу безопасности нации, ее граждан.

Распространенными конституционно-правовыми гарантиями недопустимости противоправного использования исключительных режимов под предлогом защиты государственного суверенитета выступают:

— предельные сроки введения подобных режимов и ограничительных мер (Чили — 15 дней; Бразилия — 30 дней; Венесуэла — 30 дней; Перу — 70 дней; Боливия — 90 дней; Колумбия — 90 дней);

— парламентский контроль (необходимость получения разрешений парламента на введение или продление чрезвычайных режимов; представление отчета о причинах введения ЧП и принятых мерах; возможность проведения парламентских расследований);

— невозможность роспуска парламента в период ЧП.

Одним из звеньев, связующих конституционно-правовую теорию и практику защиты государственного суверенитета, является доктрина пределов государственного суверенитета, закрепленная в некоторых конституциях4.

Анализ конституционных актов зарубежных стран позволяет вычленить доктринально-нормативное понимание пределов государственного суверенитета, которое включает несколько элементов.

1. Пределы государственного суверенитета устанавливаются конституцией и законами в интересах граждан, общества и государства. Управляя общественными делами, государство не вправе руководствоваться только своими интересами. Государственная власть должна осуществляться в интересах общества и граждан и основываться на доверии населения (ст. 2 Конституции СРВ, Преамбула Конституции Японии).

2. Внутренние пределы государственного суверенитета неразрывно связаны с основополагающими правами и свободами человека. Произвольное ограничение государством основополагающих прав и свобод недопустимо. Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны уважать и обеспечивать реализацию основополагающих прав и свобод (ст. 5 Политической Конституции Республики Чили, ст. 11 Конституции Японии).

3. Внешние пределы государственного суверенитета определяются международной правосубъектностью государства.

4. Ограничение полноты и мощи государственной власти обеспечивается конституционными гарантиями (разделение властей; ответственность должностных лиц разных уровней за присвоение властных полномочий, восстания и мятежи; невозможность неконституционного порядка изменения или отмены основного закона и др.)5. Законодатели некоторых стран в качестве дополнительной конституционно-правовой гарантии защиты государственного суверенитета от узурпации права его осуществления отдельными лицами или группировками, недопущения неконституционных способов изменения или отмены конституции предоставили народу право не подчиняться действиям и решениям лиц, пришедших к власти в результате антигосударственных посягательств (восстаний, мятежей и др.), а также изменить форму правления в целях восстановления конституционного правопорядка и осуществления суверенитета в соответствии с конституцией.

Подводя итоги анализу конституционно-правовых норм, регулирующих защиту государственного суверенитета за рубежом, необходимо отметить наличие в конституциях иностранных государств специальных разделов или глав, посвященных защите государства и конституционного порядка (Конституция Боливарианской Республики Венесуэла, Конституция Республики Перу, Конституция Федеративной Республики Бразилия).

Полномочия по защите государственного суверенитета традиционно распределены между главой государства, правительством, парламентом, Вооруженными силами, спецслужбами и судами. Особенности правосубъектности указанных институтов и реальный объем их полномочий по защите государственного суверенитета зависят от формы правления, государственного устройства, характера политического режима и конкретной общественно-политической ситуации.

Для государств со сложной формой государственного устройства специальным элементом механизма защиты государственного суверенитета может являться так называемая федеральная интервенция.

Распространенным правовым инструментом защиты государственного суверенитета в зарубежных странах выступают исключительные (чрезвычайные) правовые режимы.

Как представляется, проведенный в данной статье анализ зарубежного опыта конституционно-правового регулирования защиты государственного суверенитета позволяет выделить наиболее эффективные общие подходы к защите государственного суверенитета, критически оценить положение дел в сфере противодействия антигосударственной деятельности и обеспечения независимости государственной власти, определить нормативные решения, подходящие для российской правовой системы, и оптимизировать национальные правовые механизмы защиты государственного суверенитета.

1. Конституции государств Азии / под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3. Дальний Восток. М., 2010. С. 119, 996, 1023.

2. Конституции государств Америки / под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 1. Северная и Центральная Америка. М., 2006. С. 489, 601.

3. Конституции государств Америки / под ред. Т.Я. Хабриевой, Т. 3. Южная Америка. М., 2006. С. 21, 209, 311, 312, 401, 599, 800, 824.

4. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда (1948—1991). Нью - Йорк : ООН , 1993. С . 94, 187.

2 Как правило, роль и место спецслужб в защите государственного суверенитета в конституционных актах зарубежных стран не отражается. Данная деятельность регламентируется в законах и подзаконных актах.

3 См., например: ст. 92 Конституции Республики Никарагуа, ст. 76 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов.

4 Политико-правовые взгляды ведущих ученых и юристов-конституционалистов на природу, содержание и свойства государственного суверенитета с течением времени в той или иной мере нашли свое выражение в конституционной доктрине пределов государственного суверенитета.

5 См. ст. 2 Политической Конституции Боливии, статьи 45 и 46 Конституции Республики Перу, ст. 127 Конституции Республики Аргентины, ст. 85 Конституции Федеративной Республики Бразилия, ст. 333 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: