Какими подразделениями осуществляла управление п в дореформационный период

Обновлено: 04.07.2024

История России является историческим опытом ее народа, социальной памятью, содержащей информацию о назревавших кризисах в обществе, их предпосылках и путях преодоления.

В настоящее время Российская Федерация претерпевает серьезный кризис, затрагивающий все сферы жизни общества, в том числе и государственное управление. Кризис российской государственности приобрел затяжной характер. Все более остро среди остальных общественных проблем встает вопрос об ее укреплении и налаживании эффективного и разумного государственного управления. Для преодоления кризисных периодов народы нередко обращаются к своей истории, поскольку они часто дают ответы на сложные государственные вопросы.

Огромное значение для развития государственности России принадлежит изучению накопленного опыта, как собственного, так и других стран мира. Решающий вклад принадлежит, несомненно, отечественному историческому опыту. [3]

Цель работы: Ознакомиться с властью и обществом в дореформенной России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить предпосылки формирования особенностей государственного управления в дореформенный период ;

2. Рассмотреть характерные черты государственного управления в дореформенный период ;

3. Рассмотреть власть и общество в дореформенной России .

1. Предпосылки формирования особенностей государственного управления в дореформенный период

В устройстве Российской империи не допускалось административно-территориальное деление по национальному признаку, в то же время на ее территории существовали экстерриториальные национальные организации, создаваемые в целях обеспечения единства национального самосознания и целостности национальной культуры различных народов в пределах российского общества.

Не менее значимой особенностью отечественного государства была огромная территория, затрагивающая различные климатические зоны, обусловившие характерные черты образа жизни и хозяйственной деятельности населения на различных территориях, что в значительной степени затрудняло процесс управления государством. Уже со времен Московской Руси у центральной власти в государстве не имелось возможности обеспечения надлежащего контроля на всей территории, вследствие чего отдельным регионам была дана высокая степень автономии, что не соответствовало характерной для того периода высокой концентрации полномочий и авторитаризму в управлении. Таким образом, формирование элементов федерализма происходило параллельно экспансионистской и централизаторской политике Ивана III и Ивана IV. Отмечалось наличие таких элементов в управлении времен Киевской Руси, однако причинами их присутствия видятся обстоятельства роста государства, но не его структурные особенности.

2. Характерные черты государственного управления в дореформенный период

3. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

Во время Отечественной войны 1812 года ярко проявились особенности русского национального самосознания. Угроза французского завоевания на время отодвинула социальные противоречия и идейные споры, общество и власть сплотились в патриотическом стремлении отстоять независимость Отечества.

Победа в войне была достигнута ценой огромных жертв, понесённых всеми слоями русского общества - от дворян до дворовых. Победа упрочила положение власти. Её носителям стало казаться, что необходимость реформирования общества перестала быть насущной. Однако это была иллюзия. Противоречия не только остались, более того, они стали восприниматься обществом острее. От сотрудничества с властью либеральные реформаторы были вынуждены уйти в оппозицию. [6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе органов государственной управления дореформенного периода существовали институты, статус, функциональная роль и место которых в общегосударственной иерархии нуждались в дальнейшем развитии.

Обеспечение качества государственных институтов возможно, как путем организационно-правового закрепления и развития выбранных политических моделей, так и посредством формирования новой модели традиционных государственных институтов.

Практика функционирования и реорганизации государственного аппарата, в том числе в переломные периоды развития государства, говорит о необходимости периодически менять работу государственной машины для её соответствия с меняющимся укладом общественной жизни. Госаппарат нуждается в постоянной корректировке его деятельности, особенно -совершенствование работы государственных служащих. Необходимость повышения эффективности работы государственных органов и их персонала, пробудили интерес различных социальных групп российского общества и получили подробное освещение в целом ряде научных публикаций, появившихся в последнее время.

Радикальные преобразования, осуществлявшиеся в государственной и общественной жизни на рубеже XX - XXI веков содержат положительный опыт прогрессивных перемен. Но вместе с тем они отягощены и грузом неудачных решений, в частности: необоснованных ломок государственных структур, произвольного увольнения специалистов, что дестабилизировало работу государственного аппарата и порождало многие негативные явления в среде государственных служащих.

Читайте также: