Какие виды деятельности способен осуществлять специалист по экономической безопасности
Обновлено: 02.07.2024
Область профессиональной деятельности специалистов–экономистов включает:
обеспечение экономической безопасности общества, государства и личности, субъектов экономической деятельности; обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики; судебно–экспертная деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений в сфере экономики; экономическая, социально–экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, экономических, финансовых, производственно–экономических и аналитических служб организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности, государственных и муниципальных органов власти, конкурентная разведка; экономическое образование.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
общественные отношения в сфере обеспечения законности и правопорядка, экономической безопасности; события и действия, создающие угрозы экономической безопасности; свойства и признаки материальных носителей разыскной и доказательственной информации; поведение хозяйствующих субъектов, их затраты, риски и результаты экономической деятельности, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
в области расчетно–экономической, проектно–экономической деятельности:
формирование системы качественных и количественных критериев экономической безопасности, индикаторов порогового или критического состояния экономических систем и объектов;
подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально–экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
проведение расчетов экономических и социально–экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно–правовой базы, разработка и обоснование системы экономических и социально–экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
разработка экономических разделов планов предприятий, учреждений, организаций;
подготовка заданий и разработка проектных решений, методических и нормативных документов;
в области правоохранительной деятельности:
обеспечение законности и правопорядка, экономической безопасности общества, государства, личности и иных субъектов экономической деятельности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; создание условий и обеспечение гарантий для предпринимательской активности;
реализация мер, обеспечивающих нейтрализацию факторов, способных дестабилизировать экономическую ситуацию;
профилактика, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений и иных правонарушений в сфере экономики;
в области контрольно–ревизионной деятельности:
контроль формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетных смет, предупреждение, выявление и пресечение нарушений при формировании и использовании государственных и муниципальных ресурсов;
оценка эффективности систем внутреннего контроля и аудита в государственных и муниципальных органах, предприятиях, организациях и учреждениях различных форм собственности;
в области информационно–аналитической деятельности:
поиск и оценка источников информации, анализ данных, необходимых для проведения экономических расчетов;
мониторинг текущего экономического и финансового состояния хозяйствующих субъектов на предмет надежности ресурсного потенциала, стабильности и устойчивости их деятельности;
мониторинг экономических процессов, сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для обеспечения экономической безопасности; выявление экономических рисков и угроз экономической безопасности;
обработка массивов статистических данных, экономических показателей, характеризующих социально–экономические процессы в соответствии с поставленной задачей, анализ, интерпретация, оценка полученных результатов и обоснование выводов;
оценка экономической эффективности проектов; моделирование экономических процессов в целях анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности;
информационно–аналитическое обеспечение предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования экономических и налоговых преступлений;
мониторинг взаимосвязи экономических процессов и динамики правонарушений и преступлений;
в области экспертно–консультационной деятельности:
производство судебных экономических экспертиз;
производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности;
экспертная оценка финансово–хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения с целью определения сложившейся финансовой ситуации;
оценка факторов риска, способных создавать социально–экономические ситуации критического характера; прогноз возможных чрезвычайных социально–экономических ситуаций, разработка и осуществление мероприятий по их предотвращению или смягчению;
оценка возможных экономических потерь в случае нарушения экономической и финансовой безопасности и определение необходимых компенсационных резервов;
экономическая экспертиза нормативных правовых актов;
разработка методических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности бизнеса;
консультирование по вопросам выявления потенциальных и реальных угроз экономической безопасности;
в области организационно–управленческой деятельности:
организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
в области научно–исследовательской деятельности:
проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
в области педагогической деятельности:
преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК–1);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно–мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК–2);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально–культурные различия (ОК–3);
способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК–4);
способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК–5);
способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК–6);
способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК–7);
способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК–8);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК–9);
способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК–10);
способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК–11);
способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально–значимыми представлениями о здоровом образе жизни, достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК–12);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК–13);
способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК–14);
способностью применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК–15);
способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно–поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК–16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области расчетно–экономической, проектно–экономической деятельности:
способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально–экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК–1);
способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК–2);
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно–правовой базы рассчитывать экономические и социально–экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК–3);
способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми стандартами (ПК–4);
способностью осуществлять планово–отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес–планов, смет, учетно–отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ (ПК–5);
способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности (ПК–6);
в области правоохранительной деятельности:
способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК–7);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК–8);
способностью выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК–9);
способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права (ПК–10);
способностью обеспечивать экономико–правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК–11);
Внутривузовский шифр: ЭБ, код: 38.05.01
Квалификация выпускника: экономист
Нормативный срок обучения: 5 лет
Наличие аккредитации: Да
Учебный план
Это профессия, гарантирующая безопасность!
Проблема обеспечения безопасности национальной экономики назрела давно. До 2006 года специалистов в этой сфере не выпускал ни один российский вуз.
Специалист по экономической безопасности способен выполнять профессиональные задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства в экономической сфере; выявлять внешние и внутренние угрозы экономической безопасности России, ее регионов и отраслей; применять инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения возникающих угроз, защиты экономических интересов государственных органов власти, бюджетной системы, российских государственных и частных корпораций, банков, инвестиционных компаний, осуществляющих свою деятельность, как внутри страны, так и за рубежом.
Если не использовать сложных экономических терминов, суть специальности "Экономическая безопасность" заключается в умении обходить "подводные камни" в сфере экономики.
Что включает в себя эта интересная и современная профессия?
Во-первых, это обеспечение экономической безопасности общества и государства, субъектов экономической деятельности. Во-вторых - обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики. И самое распространенное - это обеспечение социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, экономических, финансовых, аналитических служб организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности, государственных и муниципальных органов власти.
Наши студенты будут готовиться к очень широкому спектру видов профессиональной деятельности: расчетно-экономическая и проектно-экономическая деятельность, правоохранительная и контрольно-ревизионная деятельность, информационно-аналитическая и экспертно-консультационная деятельность, организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность, ну и конечно, - педагогическая деятельность.
Чему научатся студенты этой специальности?
Специалист будет способен решать следующие виды профессиональных задач:
- разработка экономических планов предприятий, учреждений, организаций;
- защита частной, государственной и муниципальной форм собственности;
- создание условий и обеспечение гарантий для предпринимательской активности;
- контроль формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- оценка эффективности систем внутреннего контроля и аудита в государственных и муниципальных органах, организациях;
- мониторинг текущего экономического и финансового состояния хозяйствующих субъектов на предмет надежности ресурсного потенциала, стабильности и устойчивости их деятельности;
- оценка экономической эффективности проектов, моделирование экономических процессов в целях анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности;
- разработка методических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности бизнеса; консультирование по вопросам выявления потенциальных и реальных угроз экономической безопасности и многое другое.
Подготовка специалистов по специальности "Экономическая безопасность" ориентирует их на работу:
- в структурах законодательной и исполнительно власти, ФСБ России, в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции отделов полиции районов, городов и субъектов РФ, Контрольно - ревизионных управлениях по субъектам РФ, органах Федерального казначейства, территориальных налоговых органах;
- в службах внутреннего контроля банков и других кредитных организаций, страховых, лизинговых компаниях, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других организациях, выполняющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
- в информационно - аналитических отделах государственных и коммерческих организаций, обеспечивающих финансовую и экономическую безопасность предприятия, занимающихся сбором и обработкой информации о рыночной конъюнктуре, технологиях производства и т.п.
Актуальность, новизна и междисциплинарность образования позволит выпускникам легко адаптироваться на современном рынке труда и в бизнес-среде.
Перечень вступительных испытаний:
Форма обучения | |||
---|---|---|---|
Вступительное испытание и его приоритет | Минимум баллов | ||
Бюджет | Внебюджет (платное обучение) | ||
Очная (бакалавриат и специалитет) | |||
1. Математика - по выбору поступающего | 39 | 39 | |
1. Основы бухучета* - для поступающих на базе СПО | 40 | 40 | |
2. Обществознание - по выбору поступающего | 45 | 45 | |
2. Иностранный язык - по выбору поступающего | 30 | 30 | |
2. История - по выбору поступающего | 35 | 35 | |
2. Безопасность жизнедеятельности* - для поступающих на базе СПО | 40 | 40 | |
3. Русский язык | 40 | 40 | |
Заочная (бакалавриат и специалитет) | |||
1. Математика - по выбору поступающего | 39 | 39 | |
1. Основы бухучета* - для поступающих на базе СПО | 40 | 40 | |
2. Обществознание - по выбору поступающего | 45 | 45 | |
2. Иностранный язык - по выбору поступающего | 30 | 30 | |
2. История - по выбору поступающего | 35 | 35 | |
2. Безопасность жизнедеятельности* - для поступающих на базе СПО | 40 | 40 | |
3. Русский язык | 40 | 40 |
ПРИМЕЧАНИЯ:
* - балл утверждается в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора текущего года
Читайте также: