Как выкупить права на экранизацию

Обновлено: 30.06.2024

Посмотрите в книге, какое издательство значится в исходных данных и обратитесь в это издательство. Полагаю, там помогут найти правообладателей.

__________________
Более всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие.
Ф. Ларошфуко

Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
А. Хичкок


Посмотрите в книге, какое издательство значится в исходных данных и обратитесь в это издательство. Полагаю, там помогут найти правообладателей.

Повесть издавалась впервые в 1963 году. Сейчас она есть на всех российских сайтах.

всем добрый день. я совсем еще начинающий сценарист. это моя первая работа, еще плохо разбираюсь в тонкостях.
сейчас пишу сценарий по книге российского автора. могу ли я предложить к рассмотрению свою работу кинокомпаниям или нужно для этого спросить разрешения у автора. об авторском праве прочла, но вопрос остался. увы.
всем спасибо

Конечно нужно. Все в соответствии с положением об авторских правах. Будут ли кинокомпании рассматривать работы если автор - не хозяин своему произведению?

это разрешение как то юридически оформляется? я так понимаю, что автор захочет получить свой процент, что несомненно. но вот заинтерисует ли мой сценарий кинокомпании еще неизвестно, тоесть выкупать на свой страх и риск? понимаю, что вопрос индивиндуальный, но хотя бы порядок цены не подскажите?

__________________
"Язык описывает пространство не так, как геометрия, и может иногда завести слушателя очень далеко". Стивен Пинкер, психолингвист

Да всё известно - не заинтересует!

Не нужно ничего выкупать - поигрались и забыли.

Если Вы когда-нибудь дорастёте до того времени, когда Вам закажут экранизацию какой-то книги, Вас подобные юридические вопросы волновать не будут.

__________________
Величайшие истины — самые простые. Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.
(Л.Толстой)
Если очень нужно что-то сказать хорошее о просмотренном фильме, но сказать нечего, не отчаивайся, говори: "Смотрел на одном дыхании. Этот фильм заставляет задуматься!" ;)

Встречный вопрос:
Что движет людьми, которые садятся и ничего не понимая в драматургии переписывают чужую книгу, как им кажется в сценарий фильма?
Вот зачем? Чего Вы от этого ожидаете? Какую цель преследуете?

__________________
Величайшие истины — самые простые. Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.
(Л.Толстой)
Если очень нужно что-то сказать хорошее о просмотренном фильме, но сказать нечего, не отчаивайся, говори: "Смотрел на одном дыхании. Этот фильм заставляет задуматься!" ;)

уважаемый Кирилл. я оценила степень Вашего всенайства и дара предвидения по всем вопросам. людьми движет многое и далеко не факт, что вы знаете все причины. почему же такой гуру вместо простого ответа развешивает ярлыки? я не спрашивала Вашего мнения стоит или не стоит ли пробовать писать сценарий именно по книге и заинтерисует ли он кого то кроме меня тоже не утверждала, спросила лишь будет ли нарушено право уважаемого мной автора только при продаже или в других вариантах тоже

отвечу на ваш вопрос. просто хочу. вам такой мотивации достаточно? это давняя мечта увидеть фильм по мотивам этой книги. тема довольно проста, но интересна ньюансами. в нашем кинематографе сколько не искала, пока не нашла.
ожидания мои тоже просты - набратся практического опыта в интересной сфере деятельности и будет ли именно комерческий успех именно этой работы честно не волнует, так как знаю, что экранизации книг это сложно. но опыт лишним не бывает.

я удовлетворила ваше любопытство?

Котена, прислушайтесь к словам Кирилла. Не сможет начинающий написать сценарий по книге. Тут даже обсуждать нечего.

Обычно студия сама договаривается с автором романа об экранизации, выкупает права, а потом приглашает сценариста.

Что можно купить в Голливуде за бесценок и кто из звёзд готов работать за символический гонорар.

Рассказываем, когда зародилась эта практика и как купить за доллар права на съёмки фильма по рассказу Стивена Кинга.

Практика платить номинальный доллар зародилась в США во времена Первой мировой войны. Тогда некоторые богатые американские промышленники хотели помочь государству и согласились работать бесплатно. Но закон не позволял этого сделать — труд должен был быть оплачен. Так появилась символическая зарплата.

Однако в начале XX века то были единичные случаи, и только во время Второй мировой они вошли в практику. Первопроходцами того времени стали генеральный директор General Electrics Филлип Рид и президент General Motors Уильям Кнудсен. Но тогда всё же это были жертвы военного времени.

Спустя десятилетия богатые бизнесмены решили продолжить эту традицию и по собственной инициативе стали назначать себе зарплату в один доллар. Первым таким предпринимателем был генеральный директор Chrysler Corporation Ли Якокка. В 1979 году его автомобильная компания находилась в тяжёлом положении — после нефтяного кризиса она изо всех сил пыталась выжить на рынке.

Якокка обратился к американскому правительству за помощью и, чтобы показать, что он настроен серьёзно, урезал свою зарплату до одного доллара. В итоге Chrysler восстановила стабильность, а Якокка прославился своим примером. С тех пор зарплата в один доллар стала стандартным PR-ходом среди богатых руководителей, которые хотят продемонстрировать свою готовность сократить расходы в трудные времена.

Самые богатые бизнесмены мира продолжают традицию и сейчас: основатель Facebook Марк Цукерберг, генеральный директор SpaceX Илон Маск, создатель Twitter Джек Дорси и многие другие.

Принимая штат от предшественника, новый губернатор знал, что Калифорния погрязла в долгах, поэтому сократить свою зарплату до одного доллара для Шварценеггера стало хорошим политическим ходом. Несмотря на мнение критиков, голливудский актёр не только удержался в губернаторском кресле, но и был переизбран на второй срок в 2006-м.

Если бизнесмены и политики не могут работать бесплатно, потому что это нарушает закон, то представители киноиндустрии контролируются Гильдией киноактёров. Одно из главных правил организации — актёрский труд должен быть оплачен.

На самом деле, писать было легко, потому что мне не надо было, как сейчас, изолироваться от всех моих дел и семьи с пятью детьми. Я уже был тогда изолированным от всех, грустным, печальным человеком. […] Я был никому неизвестным, довольно-таки злым кинорежиссёром. Некоторая смелость была именно от этого, и ты мог писать то, что приходило в голову.

В отличие от агента, голливудские продюсеры оценили сценарий Кэмерона, но без денег и репутации никто не хотел доверять ему кресло режиссёра. В начале 80-х снять кино про роботов казалось непростой задачей даже для именитых мастеров. За сценарий студии предлагали Кэмерону большие деньги, но он был непреклонен — либо он сам снимает фильм, либо никто.

Для Кэмерона это стало звёздным часом, после которого уже никто не сомневался, можно ли ему доверить кресло режиссёра. Интересно, что позже Кэмерон не раз пожалел о той сделке.

Решение о продаже прав имело последствия для будущей франшизы — после развода с Кэмероном Гейл Энн Хёрд продала свои 50% прав (вторые 50% принадлежали киностудии Hemdale, которая сняла первый фильм) за 7 миллионов.

Около 1977 года, когда ко мне уже пришёл успех и популярность, я увидел для себя возможность разделить [с другими] радость от моего творчества. Вопреки мнению моего бухгалтера, который видел в этом только юридические проблемы, я установил правила, которые действуют до сих пор. Я дам любому начинающему режиссёру право снять фильм по моему рассказу, но права на экранизацию по-прежнему принадлежат мне. За это я прошу заплатить мне один доллар.

Так началась история клуба Dollar baby, согласно правилам которого, после того как фильм готов, режиссёр обязан прислать версию картины Кингу. Кино может быть показано только на фестивалях или указано в профессиональном резюме, его нельзя распространять в коммерческих целях или интернете без разрешения писателя. Многие испытали удачу и перевели деньги писателю, но самым известным выпускником клуба Dollar baby стал Фрэнк Дарабонт.

К 1983 году я работал помощником по реквизиту в телевизионных рекламных роликах. В том году я заработал 11 тысяч долларов и потратил семь из них на завершение фильма. Как я выжил на 4 тысячи тогда, я до сих пор не могу объяснить. Все, что я могу сказать, это то, что моя аренда была дешёвой, и я жил очень бережливо. У меня была куча 16-миллиметровой плёнки, сваленной повсюду. Ночью мне приходилось переставлять стопки плёнки с кровати на пол, чтобы я мог заснуть. Утром мне нужно было перенести груды плёнки с пола обратно на мою кровать, чтобы я мог пройти в ванную.

По словам самого писателя, большинство материала, что присылают ему юные режиссёры, смотреть второй раз невозможно. Но это ни на что не влияет, и своего мнения Кинг менять не собирается. Он по-прежнему даёт шанс каждому сделать старт на его имени. Любой начинающий кинематографист может попробовать — для этого нужно лишь выбрать один из рассказов автора на его сайте и заполнить анкету для получения разрешения автора.

Джордж Клуни не только сыграл в фильме, он ещё стал соавтором сценария и режиссёром. Из-за отсутствия интереса киностудий к теме, денег на съёмку катастрофически не хватало. Поэтому Клуни согласился делать всю работу за один доллар. Но и этого было мало — ему пришлось заложить свой дом в Лос-Анджелесе, чтобы запустить съёмки.

Журналисты обязаны подвергать сомнению авторитеты — кем бы они ни были — даже если их обвиняют в непатриотизме.

Многие критики назвали фильм прямым ответом Клуни на обвинения его в предательстве. Ранее голливудский актёр открыто высказался против введения солдат в Ирак и раскритиковал власть США.

Самое большее, что вы можете сделать по-американски — это задать вопросы своему правительству. И я подумал, что, прежде чем мы отправим 150 тысяч юношей на расстрел, мы должны были задать несколько вопросов.

Фильм получился весьма необычным для Голливуда. Изначально Клуни хотел снимать его в чёрно-белом варианте, чтобы легко перемежать с хроникой тех лет. Но позже лента была всё-таки снята в цвете, правда, на пост-обработке скорректирована до чёрно-белого варианта. Картина была построена в основном на диалогах, а саундтреком стал меланхоличный джаз. В эпоху популярности блокбастеров, мало кто верил в успех такой затеи.

В 2014 году губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо объявил о строительстве киностудии Central New York Film Hub в городе Сиракьюс. Амбициозный политик предрекал новому месту славу Голливуда. Он обещал создать не менее 350 постоянных рабочих мест и привлечь лучших кинематографистов в центр Нью-Йорка.

Но уже во время строительства вспыхнул коррупционный скандал — оказалось, что компания, которая вела работы, принадлежала близким друзьям губернатора. Через девять месяцев работ, когда студия была закончена, журналисты обнаружили её пустой. За последующие несколько лет там не было снято ни одной заметной картины.

Разъярённые репортеры писали, что студия, построенная на 15 миллионов долларов американских налогоплательщиков, простаивает, и требовали ответа от губернатора. Но Куомо был уже занят подготовкой к переизбранию на второй срок, а его состоятельные спонсоры попали под суд.

Позже журналисты выяснили, что строительство было затеяно в спешке за несколько месяцев до выборов, поэтому не обсуждалось ни географическое расположение киностудии, ни целесообразность её строительства. К ответу удалось привлечь компании, которые занимались процессом, но губернатор сохранил своё место и управляет штатом до сих пор.

В 2018 году киностудию продали за символический один доллар корпорации, созданной округом Онондага для управления студией. С тех пор о неудачном киноцентре почти ничего неизвестно.

За один доллар Роберт Родригес написал музыку для фильма Тарантино, а тот снял эпизод для фильма Родригеса

Над картиной тогда уже трудился давний партнёр по фильмам Тарантино — американский рэпер и актёр RZA (лидер группы Wu-Tang Clan). Режиссёр поставил перед ним задачу собрать и обработать уже известные песни в качестве саундтрека, а также продумать новые мелодии для некоторых сцен в картине. Когда к работе приступил Родригес, RZA был уверен, что тот уберёт всё, что он придумал.

Киноакадемия пошла разбираться в суд. Дело затягивалось по причине того, что Райт получил награду в 1942 году, а правила продажи были приняты Академией только в 1951-м. Однако судья обязала аукционный дом продать статуэтку обратно за 10 долларов. Главным аргументом стал тот факт, что художник оставался всё это время членом Академии и не стал выходить из неё, когда узнал о новых правилах, чтобы свободно продать награду. А значит Райт был согласен с мнением Академии, которая никогда не хотела, чтобы статуэтки становились предметом торговли.

Первый выпуск национального еженедельного американского журнала TV Guide о телевидении с программой внутри был выпущен 3 апреля 1953 года. Общий тираж составил более 1,5 млн экземпляров, которые были проданы в десяти городах США. В течение двадцати лет тираж вырос в 13 раз. В 1970 году был зафиксирован пик в двадцать миллионов. В 1974 году журнал попал в книгу рекордов Гиннеса, став первым еженедельным изданием с миллиардным тиражом в течение одного года.

Первоначальная цена журнала составляла 15 центов за копию (сейчас это примерно 1,5 доллара), а к 2020 году выросла почти до 5 долларов. Вместе с этим росло и признание — журнал имел безупречную репутацию в своей области, селебрити соревновались за право украсить обложку.

Все изменилось в начале XXI века — популярность печатных изданий в целом падала, и TV Guide не стал исключением. К 2007 году его тираж упал до трёх миллионов копий. Собственник терял $20-25 миллионов долларов ежегодно.

В начале 1970-х начинающий актёр Сильвестр Сталлоне решил перебраться из Нью-Йорка в Калифорнию в поисках славы и успеха. Несмотря на некоторый опыт в съёмках, на тот момент актёр едва сводил концы с концами. Однажды он даже решил продать свою собаку, потому что не мог больше её содержать. Именно в этот момент он увидел по телевизору бой между Мухаммедом Али и Чаком Уэпнером.

Написав сценарий, актёр не знал, кому его предложить. Тогда на одном из кастингов, когда Сталлоне понял, что не прошёл пробы, он попросил продюсеров почитать то, что написал — неожиданно, те согласились. Сценарий им понравился, но вот в главной роли они видели Роберта Редфорда, Райна О’Нила или Бёрта Рейнольдса.

Продюсеры прямо заявили Сталлоне, что готовы купить его сценарий за 360 тысяч долларов, но роль Рокки ему не достанется. Бедствующий в тот момент актёр, на счету которого было около 100 долларов, уже был готов сдаться и согласиться на предложение. Но, как потом признался сам Сталлоне, он задумался, не про это ли вообще был сюжет его фильма — не бояться рисковать ради мечты. Подумав об этом, актёр отказал продюсерам.

Успех фильма превзошёл все ожидания — картина собрала в прокате 225 миллионов и урожай номинаций и наград. Сталлоне больше никогда не задумывался о деньгах, а лучшие голливудские студии открыли для него свои двери.

Голливудские актёры Джордж Клуни, Джеки Чан, Дрю Бэрримор, Эмма Уотсон, Анджелина Джоли и многие другие в разные годы соглашались на зарплату в один доллар в год. Именно столько платит Организация Объединённых Наций за работу Послом доброй воли.

Послы имеют разные направления деятельности и выбираются раз в два года. Работа считается настолько престижной, что даже самые занятые звёзды откладывают дела и соглашаются присоединиться к ООН. Их главная роль — представительская. Считается, что сама по себе должность Посла, говорит об успехе публичной личности и доверии к ней общества. Это с лихвой компенсирует фактически отсутствие гонорара.

Примером американского автора Стивена Кинга вдохновился и российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. В 2019 году он продал за символический рубль права на экранизацию своей книги.

В июне 2018 года во Владивостоке впервые прошел литературный фестиваль ЛиТР. Улучив момент после читательской встречи, режиссёр Георгий Саенко и сценарист Андрей Ващенков подошли к Лукьяненко и предложили писателю экранизировать его роман. Автор обещал подумать, но сначала нужно было отснять несколько сцен, чтобы он смог оценить перспективность этой идеи.

Спустя год, на втором фестивале, Саенко и Ващенков показали писателю отснятый материал. Тот одобрил увиденное и продал права за символический рубль.

Съёмки сериала начались в 2020 году, но из-за пандемии коронавируса уже не раз прерывались. Известно, что всего будет восемь серий. Поклонники творчества Лукьяненко могут в реальном времени следить за тем, что происходит на площадке в официальной группе ВКонтакте.

авторские права

• Фотографические произведения, личные архивы
• Произведения графики и дизайна
• Футажи, архивные фильмы
• Географические и другие карты
• Производные произведения (переводы, аранжировки, инсценировки и т.п.)
• Исполнители (герои фильмов, их семьи и т.п.)
• Использование музыки в фильме
•• Основные моменты

Заключение
Источники публикации

Начнем с основ авторского права. К данному понятийному аппарату мы сможем возвращаться впоследствии при разборах вопросов и различных ситуаций.

Использование исключительного права – правообладатель передает другому лицу все исключительные права не на весь срок их действия (например, передает исключительную лицензию на фильм на 5 лет).

Распоряжение исключительным правом – правообладатель передает исключительные права другому лицу в полном объеме на весь их срок действия (передача исключительных имущественных прав на весь срок действия авторского права).


Существует ряд основополагающих принципов авторского права.

2 принципы авторского права

Использование аудиовизуальных произведений может осуществляться разными способами. Эти способы могут указываться в лицензионных договорах или договорах на отчуждение авторских прав по одиночке, в группе или все вместе.


В ГК РФ установлены случаи свободного использования произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (статьи 1272-1279 ГК РФ)

Правообладатели в кинопроизводстве

Автор результата интеллектуальной деятельности – гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1 статьи 1228 ГК РФ).
Помимо авторов, правообладателями могут быть юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, иностранные государства).

К числу таких юридических лиц – правообладателей – относится и работодатель, если аудиовизуальные произведения создаются в рамках трудовых отношений. Такие отношения регулируются нормами о служебных произведениях. По общему правилу, исключительное право в данном случае будет принадлежать работодателю (статьи 1295, 1370 ГК РФ).

Также, правообладателями могут быть наследники и иные правопреемники.
Если аудиовизуальные произведения создавались по заказу публично-правовых образований, то в данном случае они будут выступать в качестве правообладателей.

Поимо этого субъектами интеллектуальных прав могут быть лица, организовавшие создание сложных объектов, к которым относятся и аудиовизуальные произведения. Речь здесь идет о продюсере фильма. Такое лицо приобретает право использования аудиовизуального произведения на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями прав на различные результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав сложного объекта (статья 1240 ГК РФ).

Авторы фильма

Авторами фильма являются три категории творческих работников, работающих над ним (п.2 Статьи 1263 ГК РФ):

– режиссер-постановщик,
– автор сценария,
– композитор.

Надо заметить, однако, что только за композиторами закреплено право на получение вознаграждение при публичном исполнении фильмов в эфир или по кабелю (п.3 Статьи 1263 ГК Рф).

К авторам аудиовизуальных произведений применимы все принципы, которые были указаны выше.

Зачастую, авторы фильмов берут себе псевдонимы, что разрешено правом автора на имя. – Авто в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени.

Продюсер

Продюсеру принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных с авторами фильма (статья 1240 ГК РФ).

Это положение говорит о том, что продюсер может быть либо обладателем исключительного права на фильм, либо лицензиатом, получившим ограниченные права на его использование (в случае неполного отчуждения исключительных прав авторами фильма: режиссером-постановщиком, автором сценария, композитором.

Договоры с иными творческим единицами, работающими над фильмом, могут быть лишь договорами об отчуждении ими исключительного права.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в фильм (авторы, операторы-постановщики, художник-постановщик и другие), сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано продюсеру по договору или другим лицам по иным основаниям.

Соавторство

Существует два вида соавторства – раздельное и нераздельное.

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство) (статья 1258 ГК РФ).

Условием создания произведения в соавторстве является наличие соглашения между авторами о создании произведения.

В случае соавторства возникает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (скажем, сценарий фильма), принадлежащее нескольким лицам совместно. Каждый правообладатель может использовать такой результат по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними (п.3. статья 1229 ГК РФ). Также, совместное управление правами возможно в случае наследования прав.

В случаях, когда в рамках субсидий Министерства Культуры РФ возникает необходимость замены одного из авторов фильма, это может быть осуществлено только при наличии каких-то форс-мажорных обстоятельствах: смерть, потеря дееспособности. Ведь предоставление субсидии на фильмы осуществляется не только конкретному продюсеру, но и для конкретных авторов, заявленных в фильме.

Выходом при необходимости замены автора, является приглашение соавтора. Для этого обязательно нужно согласие текущего автора на привлечение соавтора, без которого соавторство просто невозможно.

Опять же, если есть сценарий, написанный в соавторстве, то, прежде, чем вести переговоры с одним из соавторов и приступать к работе, нужно ознакомиться с соглашением о соавторстве и условиях, на которых данный соавтор может распоряжаться произведением.

На что важно обращать внимание ДОКУМЕНТАЛИСТАМ при съемках и работе над фильмом

Фотографические произведения, личные архивы

На фотографии возникает авторское право в случаях, когда они являются результатом творческого труда (выбор оригинальной композиции, ракурса, игры света и тени). Это авторское право фотографов, сделавших снимки.

Есть также права людей, изображенных на снимках. Обнародование таких снимков без разрешения изображенных на них лиц также нельзя.

При съемках научно-популярных и неигровых фильмов часто деятельность сценариста и режиссера связана с проведением расследования, поиска информации в архивах, использование личных архивов (фотографии, письма, черновики, рабочие материалы и т.п.) героев фильмов. В данном случае ВАЖНО помнить следующее:

  1. Без разрешения правообладателя (или его наследников) нельзя публиковать личные архивы, фотографии и прочие материалы, даже если материальный носитель (сама фотография, письмо и прочие материалы) переданы авторам фильма.
  2. Разрешение правообладателя должно быть выражено в письменной форме и содержать конкретные данные (данные правообладателя, кому дается разрешение, на какое произведение, в каком объеме и на какой срок и территорию). Несоблюдение письменной формы лицензионного договора (разрешения) признает его недействительным.
  3. Необходимо понимать, что нельзя нарушать такие права, как тайна переписки и неприкосновенности частной жизни.

Произведения графики и дизайна

К произведениям графики относятся рисунки, разнообразные диаграммы, схемы, эскизы разработанная компьютерная графика, графический дизайн и т.п., созданные творческим трудом авторов.

С разработчиками произведений графики и дизайна также нужно заключать лицензионный договор на приобретение прав (желательно исключительных) на их использование в рамках создаваемого.

Футажи, архивные фильмы

Часто фрагменты фильмов передаются сотрудниками научных учреждений или лабораторий, музеев и прочих заведений, режиссеру или исполнительному продюсеру просто в виде копии. Однако, в любом случае необходимо устанавливать правообладателей таких произведении и проводить с ними переговоры, прежде, чем использовать фрагменты в своих фильмах. Ведь, как мы помним, передача материального носителя с фильмом (диск, запись на флеш-носитель и т.п.) не влечет еще перехода прав на использование самого фильма.

Часто, герои документальных фильмов смотрят фоном телевизор с фильмами, по изображению на котором можно понять, что это за произведение. В данном случае, лучше получать разрешения на использование таких фрагментов в рамках фильма.

Если речь в фильме идет об информационном событии, то включение в него хроники, репортажа или отчета с мероприятия, скорее всего, вполне оправдано в рамках цитирования. Цитирование допускается без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Географические и другие карты

Географические, геологические и другие карты, а также иные произведения, относящиеся к географии и топографии, оказывается также являются объектами авторских прав. Для использования карт в фильмах необходимо получать разрешения правообладателей. В зависимости от ряда условий (финансирование работ, договорные отношения и т.п.) такие карты могут принадлежать Российской Федерации, организациям, физическим лицам.

Если права на использование карт не получено, то возможно, в случае претензий, указание на то, что произведения используются только с целью обучения, имеют сугубо информационно-обучающий характер.

Производные произведения (переводы, аранжировки, инсценировки и т.п.)

Производные произведения – то есть созданные на основании оригинальных. К ним относятся переводы с других языков мира, аранжировки, инсценировки и т.п. Автору производного произведения принадлежат авторские права на осуществленный им авторский перевод или иную переработку оригинального произведения.

В данном случае, речь может идти о следующем. Например, в силу окончания срока авторского права, можно использовать сонеты Шекспира. Но данные сонеты используются в переводе на русский язык с английского. Следовательно, исключительное право принадлежит переводчику, и только он (или его наследники) волен разрешать использование своего перевода.

Аналогично, можно говорить и про обработки фольклорных произведений. Обработчики (В.П. Аникин и прочие) являются авторами пересказа или современной переработки сказок, народного фольклора. Соответственно, права на эти переработки надо получать у авторов.

Исполнители (герои фильмов, их семьи и т.п.)

Герои документальных фильмов в прямом смысле не являются субъектами авторских правоотношений. Охрана изображения гражданина включена в первую часть ГК РФ (статья 152.1 ГК РФ), а не в 4 часть. Однако, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе, фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускается только с согласия этого гражданина.

Такое согласие не требуется в случае:

  1. использования изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
  2. изображение получено при съемке в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом для использования;
  3. гражданин позировал за плату.

Таким образом, письменное разрешение героев фильма (или членов его семьи, иных действующих субъектов фильма) об использовании своего изображения в фильме любыми способами на весь срок действия авторского права на всей территории мира, будет являться необходимым способом подтверждения такого права. Опять же, как говорилось выше, данное правило относится и к фотографиям граждан, к картинам, рисункам и т.п.

Использование фильма (коммерческое или некоммерческое) не снимает с продюсера данных вопросов по необходимости очистке всех прав.

Важно помнить, что исполнение героями песен, чтение стихов не снимает с продюсера обязанности получения разрешения от авторов таких песен и стихов на их использование в рамках своего фильма.

Использование музыки в фильме

Получать разрешение на использование музыки, песен в фильме всегда нужно. Независимо от того, является ли фильм коммерческим или не коммерческим.

Заключение лицензионного договора, даже безвозмездного, обязательно должно осуществляться в письменной форме.

Правообладатели прав на музыкальные произведения: обладатели авторских (на произведение) и смежных (на исполнение и фонограмму) прав.

Основные моменты

Заимствование звуковой дорожки: приобретение у обладателя прав на звуковую дорожку и заключение договора с изготовителем фонограммы.

Использование музыки классиков (Рахманинов, Чайковский, Мусоргский и проч.): охраняется запись исполнения, надо приобретать права у изготовителя фонограммы.

У героя фильма играет плеер с музыкой, показан телевизор с песней, на улице играет музыка, играют уличные музыканты известную песню и так далее: без получения разрешения у правообладателей, такие музыкальные произведения, используемые в фильмах, являются незаконно переработанными, воспроизведены и распространяются в составе фильма, либо доводятся до всеобщего сведения (если выложены в Интернет), либо используется другим способом. Необходимо связываться с правообладателями звучащих музыкальных произведений и фонограмм, получать лицензию на их использование в составе фильма.

Шумовое оформление с использованием собственной базы звуков компании или специальных библиотек: при заключении договора со специальными библиотеками на использование шумов необходимо удостовериться, что данной компании принадлежат все права на использование данных произведений, а она не является просто базой данных этих произведений. При шумовом оформлении с использованием готовых баз необходимо заключать договор на изготовление такой фонограммы с отчуждением прав на нее в составе фильма (смежные права).

Привлечение композитора к музыкальному сопровождению фильма: композитор является одним из авторов фильма. С ним должен быть заключен авторский договор с отчуждением им прав на созданные для фильма произведения. Данные композитора представляются в музыкальных справках на телеканалы, которые перечисляют композиторам авторские вознаграждения за публичное исполнение музыки.

Заключение


Понимание съемочной командой своих прав, а также общие представления о том, с какими трудностями впоследствии можно столкнуться при сдаче фильма на телеканал или в прокат, вероятно, сможет немногим упростить ситуацию и избежать сложностей.

В продолжение поста Kassandr, который прекрасно осветил проблему блокировки торрент-раздач советской киноклассики на руторе, а также изучил вопрос предоставление Мосфильмом картин широкой публике, я решил продолжить тему, и копнул чуть глубже в области права и экономики, чтобы дать хабровчанам более полную картину, почему так произошло, и почему так важно внести изменения в закон, чтобы освободить советское творческое наследие из под копирайта дабы оно могло перейти в режим общественного достояния.

image

ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО?

Так что указанное заявление, вполне понятно, — это отличная ПиАр кампания для Мосфильма, чтобы повысить трафик на свой он-лайн сервис. Но кампания эта заставила многих еще раз с настороженностью обратить внимание на существующие законы РФ о копирайте.

image

КТО ЗАБРАЛ ПРАВА НА СОВЕТСКУЮ КИНОКЛАССИКУ?

Теперь об авторских правах. Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия младшей дочерью короля Генри первого Статута об авторском праве 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя.

Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности, так как все по умолчанию принадлежало пролетариям. Но все изменилось за несколько десятилетий. Коллективная собственность народа канула в лету, появилась новая страна с новыми законами, а все, что представляло хоть какую-то ценность, быстро поделили между правопреемниками.

image

КОГДА СОВЕТСКАЯ КИНОКЛАССИКА СТАНЕТ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ?

Я обратился к кинопоиску, чтобы понять, когда фильмы Гайдая и Меньшова станут общественным достоянием. И вот что получилось:

Фильм — Премьера — Срок действия исключительных прав до

image

Так говорил в известном мультике Кот Матроскин. И, собственно, так оно и происходит. Конечно, глупо не доить корову, коль она дает молоко, а администрация совхоза дает тебе исключительное право на дойку данной коровы. Вот и Мосфильм, охраняя свою корову, выжимает все соки из бессмертных картин, продавая права на показ и дистрибуцию, а также монетизируя фильмы на бесплатном просмотре за счет рекламы в YouTube, а также за счет продаж цифровых копий по цене от 129 до 200 рублей. И это будет продолжаться, пока корова советского копирайта не издохнет окончательно.
Можно было бы еще хоть как-то понять политику Мосфильма, если бы сами фильмы бесплатно на YouTube показывали всем желающим, так ведь еще и продают. Только непонятно для кого? Для тех, кто не умеет пользоваться Видеограббером для закачивания видео из Youtube или искать на поисковых сервисах и файлообменниках?

После этого моего поста Мосфильм может обвинить меня в том, что я неправомерно предоставляю несведующим пользователям информацию, как не платить деньги Мосфильму и создать себе пиратскую копию продукта при помощи околоYouTube’ ного сервиса. Только вот на что ссылаться то на этот раз? Что пиратство советских фильмов не способствует поощрению авторов для дальнейшего создания новых шедевров?

Так они и до этого не имели право ни на какие выплаты, и получали гроши от общих сборов в рамках добровольной поддержки государством деятелей Культуры.

Убежден, что любой пользователь при желании посмотреть заблоченные на руторе фильмы, без труда найдет их в глобальной сети и без Мосфильмовского портала.

Читайте также: