Что значит гостиничные услуги не предоставляем

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье рассмотрены основные положения деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Понятие гостиничных услуг

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гостиничные услуги — это комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В соответствии с абз. 2 п. 3 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее — Правила предоставления гостиничных услуг), гостиничные услуги — это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.

Согласно п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены другие требования.

На основании п. 5 указанных Правил предоставление гостиничных услуг допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Министерством экономического развития РФ, в случае если в соответствии с законодательством РФ такое требование вводится для отдельных субъектов или на всей территории РФ.

Согласно ч. 21 ст. 5 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц, а также использование в рекламе, названии гостиницы и деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей категории, указанной в таком свидетельстве, запрещается и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.02.2018 N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии" указанная норма применяется:

— с 1 июля 2019 года в отношении гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров;

— с 1 января 2020 года в отношении гостиниц с номерным фондом более 15 гостиничных номеров;

— с 1 января 2021 года в отношении всех гостиниц.

Положение о классификации гостиниц утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 N 158.

Из п. 2 указанного Положения следует, что основными целями классификации гостиниц являются:

— предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц соответствующим категориям;

— повышение конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности гостиниц, направленное на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, за счет укрепления доверия потребителей к оценке соответствия гостиниц.

Виды гостиничных услуг

Согласно разделу I ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) раздел "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" включает предоставление мест для краткосрочного проживания, а также предоставление полного ассортимента продуктов питания и напитков, пригодных для непосредственного потребления. Объем и тип дополнительных услуг, предоставляемых в рамках данного раздела, может значительно варьироваться.

Вид деятельности с кодом "55" — деятельность по предоставлению мест для временного проживания включает в себя предоставление мест для временного проживания туристам, лицам, прибывающим с деловыми целями, и другим клиентам, а также деятельность по предоставлению более длительного проживания отдельным категориям лиц, таким как, например, студенты и наемные рабочие. Некоторые предприятия предоставляют не только места для проживания, но и питание и возможности для отдыха и развлечений.

К этой группе, согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), в частности, относятся:

Также рекомендуется Вам:

— услуги по предоставлению временного жилья для посетителей с обеспечением ежедневной уборки номера (за исключением помещений, находящихся в собственности на фиксированное время года) (код 55.10.1);

— услуги по предоставлению временного жилья в молодежных общежитиях, горных приютах и домиках для отдыха, состоящие в предоставлении комнат или мест для проживания с ограниченными услугами по уборке комнат или без предоставления таких услуг (код 55.20.11), и др.

На основании пп. "е", "з" п. 10 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель обязан довести до сведения потребителя посредством размещения в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей, а также иными способами, в том числе на сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацию об оказываемых им услугах, которая в т.ч. должна содержать:

— перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

— перечень и цену иных платных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты.

Пункт 26 указанных Правил гласит: исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять иные платные услуги, не входящие в цену номера (места в номере).

При этом на основании п. 27 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить следующие виды услуг:

— вызов скорой помощи, других специальных служб;

— пользование медицинской аптечкой;

— доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении;

— побудка к определенному времени;

— предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов;

Представленные в заголовке статьи понятия различны с точки зрения права, но имеют и схожие характеристики по своей сути и экономическому содержанию. Это приводит к тому, что гостиничные услуги предлагают не только гостиницы и отели, но и владельцы всех иных средств размещения и проживания, включая жилые дома и квартиры. К чему приводит такая конкуренция, несложно догадаться. Потребитель вводится в заблуждение, а сами услуги не всегда оказываются качественно и в полном объеме. Квартира - это не гостиница, верно? Давайте разберемся вместе.

Что такое гостиничное обслуживание?

Сегодня гостиницы предлагают большой выбор услуг, который не ограничивается предоставлением гостиничного номера, организацией питания и уборкой номера. Видна тенденция к улучшению качества обслуживания постояльцев в гостинице, включающая оснащение помещений высокотехнологичным оборудованием, в том числе современными системами отопления, вентиляции, водоснабжения, электроснабжения, пожарной и охранной сигнализации. Вошло в обиход предоставление всевозможных дополнительных услуг - химчистки, прачечной, массажного кабинета, бара, ресторана, салона красоты, сауны, солярия, телефонной связи, проката автомобилей, путешествий и экскурсий. Отдельные отельеры предлагают даже развлекательные программы своим постояльцам. При этом не обойтись без квалифицированного персонала, к которому предъявляются определенные требования.

Что такое гостиничные услуги "без изысков"?

Наряду с этим массовый характер приобрело предоставление так называемых гостиничных услуг в отдельных квартирах многоквартирных домов, причем услуг низкого качества, которые доставляют массу дискомфорта и проблем жителям такого дома и нарушают их права. Иногда квартиры-"гостиницы" занимают целые этажи, иногда, наоборот, в одной квартире проживает несопоставимое с нормами нормального проживания количество "постояльцев", а иногда основной режим ее использования - это проведение разных увеселительных мероприятий.
Представление гостиничных услуг в квартирах чревато не только нарушением покоя и тишины, в том числе в вечернее и ночное время суток. Возникают дополнительные расходы для собственников других помещений, связанные с оплатой потребленных коммунальных ресурсов. При этом собственники квартирных "отелей" не спешат с декларированием получаемых от использования принадлежащих им квартир в качестве гостиничных номеров доходов и уплатой с них налога. Еще одним минусом является отсутствие регистрационного учета граждан (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства) по месту пребывания в квартирах-"гостиницах".

Выполнимы ли требования к средствам размещения?

В действующих Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ этот вопрос не рассмотрен, так как они приняты в качестве отраслевого пояснения к Закону о защите прав потребителей , в котором все внимание уделено взаимоотношениям производителя (исполнителя) с потребителем (заказчиком). Более содержательным в этом плане можно считать Порядок классификации объектов туристской индустрии , но документ опять же не является обязательным к применению для всех средств размещения туристов.
--------------------------------
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Утвержден Приказом Минкультуры России от 03.12.2012 N 1488.

Не правда ли, читатель, все это можно организовать и в квартире со всеми удобствами? В ней также можно предусмотреть хранение багажа проживающих (в отдельной кладовой) и предоставление медицинских услуг (вызов скорой помощи). Таким образом, невыполнимых для квартир-"гостиниц" требований к средствам размещения нет.
Приходится констатировать, что действующее законодательство, с одной стороны, запрещает деятельность квартир-"гостиниц", а с другой стороны, позволяет. Поясним.

Аргументы против квартир-"гостиниц"

В общем случае гостиницей считается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания услуг. Такое определение приведено в Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ. В них также сказано, что исполнитель (организация или предприниматель) не только размещает постояльцев в номере, но и оказывает иные, сопутствующие услуги.
Обратимся к другому документу - Порядку классификации объектов туристской индустрии. В нем гостиницы рассматриваются как средства размещения с определенным количеством номеров, используемых для временного проживания граждан. Минимальное количество номеров - от 5 до 15, что отвечает категории "мини-отель". В свою очередь, номер - это одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания граждан.
Материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. На сегодня классификация объектов туриндустрии, в том числе гостиниц и отелей, не обязательна, за исключением средств размещения, задействованных в ходе проведения зимней Олимпиады 2014 г. Для таких исключений предусмотрена ответственность за оказание гостиничных услуг без свидетельства о присвоении категории, предусмотренной Системой классификации гостиниц (ст. 14.39 КоАП РФ).
Из всего вышесказанного следует, что для размещения гостиницы в жилом доме как минимум требуется перевести помещение в нежилое, а также оснастить его оборудованием, необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества. Жилищное законодательство не исключает возможности перевода в нежилое помещение квартиры в многоквартирном доме при условии, что такая квартира расположена на первом этаже указанного дома (или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми) (п. 3 ст. 22 ЖК РФ).
При этом Жилищный кодекс несколько смягчает последнее правило и разрешает гражданам, проживающим в жилом помещении на законных основаниях (собственнику, членам его семьи, нанимателю и т.д.), использовать помещение для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое помещение. По смыслу п. 2 ст. 17 ЖК РФ собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности (адвокатской, репетиторской деятельности). но не размещение гостиницы.

Аргументы за квартиры-"гостиницы"

Услуга по размещению в гостиничном номере имеет некоторое сходство с предоставлением имущества в пользование (аренда, наем жилья). Если жилые помещения, принадлежащие собственнику, будут сдаваться в аренду для проживания по договорам, то и перевод в нежилой фонд не потребуется. При этом ст. 288 ГК РФ разрешает собственникам предоставлять помещения в наем по договору как физическим, так и юридическим лицам. В последнем случае помещение снимается для персонала компании.
Именно в результате нечеткого законодательного регулирования происходит смешение понятий. Несмотря на то что отношения в сфере гостиничной деятельности представляют собой комплексные общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, административного, налогового законодательства и т.д., непосредственно действующее законодательство не содержит точного определения термина "гостиничные услуги". Поэтому оказывать такие услуги могут не только традиционные гостиницы и отели, но и мини-отели, а также квартиры-"гостиницы".
Еще один аргумент в пользу малого бизнеса - вышеупомянутый ГОСТ Р 51185-2008. Стандарт распространяется на средства размещения, предназначенные для проживания туристов. На основе названного ГОСТа могут разрабатываться нормативные документы, устанавливающие требования к средствам размещения конкретных видов, в том числе стандарты организаций - исполнителей услуг средств размещения. Средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные. К последним относятся средства размещения общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
Примерами индивидуальных средств размещения являются гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны. Гостевые комнаты - комнаты в частных домах, в которых предоставляются услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком. Шале, бунгало - отдельно стоящие домики с кухонным оборудованием. Дальше пояснять нет смысла. Главное, что комнаты в частных домах могут использоваться для проживания туристов и для оказания им соответствующих гостиничных услуг.

Что же в итоге имеем?

Несмотря на распространенность словосочетания "гостиница в квартире" в рекламных объявлениях, вполне очевидно, что рекламируемая деятельность не соответствует признакам гостиничного обслуживания. Услуги владельца квартиры-"гостиницы" ограничиваются предоставлением клиенту в пользование жилого помещения.
Договор между владельцем квартиры-"гостиницы" и его постояльцами по своему содержанию является договором коммерческого найма жилья (краткосрочного), а не договором возмездного оказания услуг. Отсутствие в законодательстве прямого запрета на использование жилых помещений для оказания гостиничных услуг обусловливает достаточно пассивное отношение правоохранительных органов к подобной деятельности, при этом судебная практика по данному вопросу неоднозначна, а нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства труднодоказуемы.

Что ждет малый гостиничный бизнес в будущем?

В Государственную Думу внесен законопроект , направленный на регулирование вопросов и разделение связанных с временным проживанием понятий предоставления гостиничных услуг и найма жилого помещения. Данные понятия, возможно, будут разграничены на законодательном уровне, а не в рекомендательных актах.
--------------------------------
Законопроект N 538404-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Авторы проекта предлагают сохранить право граждан на возможность предоставления жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем с ограничением количества проживающих с учетом нормы общей площади жилого помещения на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. В то же время будет введен запрет на предоставление гостиничных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов.
Для того чтобы отделить гостиничный бизнес от найма, вводятся понятия гостиницы (иного средства размещения), гостиничных услуг, гостиничного номера и обязательной сертификации гостиничных услуг. Это позволит обеспечить потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания и ассортименте предлагаемых средством размещения услуг, гарантировать, что сервис средства размещения соответствует категории, установленной в нормативных документах, принятых в данной системе. Но важнее повысить качество обслуживания и конкурентоспособность гостиниц и других средств размещения. А в глобальном масштабе это означает содействие развитию въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к результатам сертификации средств размещения и, соответственно, увеличение доходной части "туристского баланса" России.
На словах все звучит хорошо, посмотрим, как будет на деле. Отметим другую аналогичную инициативу, с которой выступило Минкультуры. Его чиновники, как и депутаты, собираются навести порядок в гостиничном бизнесе - а именно вести по аналогии с туроператорами единый федеральный реестр гостиниц, отелей и иных средств размещения. В нем будут содержаться сведения о классифицированных гостиницах и иных средствах размещения, а также о малых средствах размещения. Но пока классификация гостиниц и иных средств размещения на всей территории РФ не является обязательной, целесообразность ведения названного реестра остается под вопросом. Поэтому проект Минкультуры пока еще не внесен в Госдуму и находится в проработке.

Итак, пока в действующем правовом поле на рынке гостиничных услуг могут работать как коллективные средства размещения (гостиницы, апарт-отели, сюит-отели, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря), так и индивидуальные средства размещения (гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны). К последним также могут быть отнесены жилые помещения в частных и многоквартирных домах, не столько по теории (нормативная база не проработана), сколько по факту (в реалиях предложений на рынке временного размещения и проживания).
Поэтому пока вся надежда на опытных туристов. Если они надеются получить гостиничные услуги, то пусть тщательно выбирают гостиницы, отели или иные средства коллективного размещения. Если же для постояльца главное - найти временный приют, то вполне оправдан наем жилого помещения, пусть названного гостиницей. Только качество таких услуг может неприятно удивить постояльца, ведь комнаты в домах и квартирах не имеют "звезд". Разве что небольшое средство размещения (более пяти комнат) может иметь статус мини-отеля. Но опять же - это нежилое помещение. А жилье предназначено для проживания, не для временного размещения. Необоснованно требование при съеме комнаты дома или квартиры предоставить гостиничные услуги. Возможно, скоро это будет закреплено и в законодательстве.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Основные изменения

Правила не вносят каких-либо революционных изменений в ведение гостиничного бизнеса. Тем не менее, документ содержат ряд норм, которыми на законодательном уровне закрепляет практики, ранее применявшиеся в отелях.

На кого распространяются Правила

Утвержденным правилам должны следовать гостиницы и другие способы размещения постояльцев. К указанной категории не относятся туристические и детские лагеря и базы, кемпинги, общежития. Не попадает под действие нововведения деятельность физических лиц по предоставлению в аренду квартир и меблированных комнат. Также не касаются изменения организаций и лиц, которые предоставляют места для ночлега в спальных железнодорожных вагонах и других транспортних средствах.

Значение терминов, которые используются в Правилах

Чтобы соблюдать правила оказания гостиничных услуг, необходимо четко понимать, каких моментов оно касается, а для этого нужно определиться с терминами. Третий пункт первого раздела документа предоставляет расшифровку основных терминов нормативного акта.

  • Гостиничные услуги – термин включает не только услуги по предоставлению места для временного проживания, но и другие сопутствующие услуги, которые определяет непосредственно исполнитель.
  • Гостиница и иное средство размещения – это комплекс зданий или его части вместе с необходимым имуществом и оборудованием, который используется для предоставления гостиничных услуг.
  • Малое средство размещения – в эту категорию попадают гостиницы, в которых не менее 50 номеров.
  • Цена номера – единая цена, в которую включена стоимость как проживания, так и стоимость иных услуг, перечень которых исполнитель определяет самостоятельно.
  • Потребитель – гражданин, который изъявил желание воспользоваться услугами гостиницы в личных, не связанных с предпринимательством.
  • Исполнитель – организация или ИП, которые предоставляет гостиничные услуги.
  • Заказчик – огранизация или ИП, приобретающие услуги в пользу потребителя.
  • Бронирование – услуга заблаговременного заказа мест.
  • Расчетный час – время, предназначенное для заселения или выселения из номера.

Что изменилось в новых правилах

Настоящие правила оказания гостиничных услуг в Р. Ф. содержат ряд изменений, которых не было ранее.

Предоставлять услуги могут только те гостиницы, которым присвоена соответствующая категория по классификации, которую утверждает Министерство культуры РФ. Ранее это требование отсутствовало.

Правила урегулировали перечень документов, необходимых для поселения в гостиницу. Нынче в гостинице не получится поселиться по любому документу, имеющему фотографию (водительские права, ведомственный пропуск), а заграничный паспорт примут только в том случае, если гость проживает за рубежом постоянно и отечественного паспорта не имеет.

Положение описывает процедуру бронирования номеров, которой не было ранее. Вводятся понятия гарантированное и негарантированное бронирование. В первом случае гостиница имеет право взимать оплату в случае, если гость не явился к указанному часу, но не более чем за сутки пребывания. При негарантированном бронировании плата не взимается, но после оговоренного часа бронь аннулируется.

Чтобы бронирование считалось действительным, гость должен получить соответствующее подтверждение.

Отелю разрешено отказать в бронировании, если свободных номеров нет.

Новыми правилами разрешено взимать плату за ранний заезд постояльцев. Если гость поселяется с 00:00 до расчетного часа гостиница может претендовать на оплату услуг в сумме, не превышающей 50% стоимости номера. Размер платы за поздний выезд разрабатывает гостиница без каких-либо ограничений со стороны утвержденного порядка.

При этом время приема и выезда гостей вправе утверждать сам отель. Исторически сложившиеся время 12-00 не является догмой и может быть изменено по убеждению гостиницы на иное время. Новшеством является также то, что отель может при установлении расчетного часа заложить время, необходимое на уборку номера. Таким образом, время заезда и выезда могут не совпадать, но разбег между ними не должен превышать 2-х часов.

Оплачивается номер после того, как гражданин получил услугу, то есть в момент выезда, но возможен также предварительный расчет. При расчете обязательно выдается документ, подтверждающий оплату (чек, квитанция).

В отношениях отелей и гостей несколько укрепились права отелей:

  • отель отвечает за сохранность вещей постояльцев, но касательно забытых вещей, устанавливает правила самостоятельно, следить за забытыми вещами отель не обязан;
  • гостинице предоставлено право самостоятельно устанавливать правила пребывания, они не должны противоречить законам, но могут учитывать собственные требования, и должны быть доведены до потребителей до момента оказания услуги;
  • небольшим гостиницам с номерным фондом до 50 мест разрешили производить заселение и выселение по собственному графику, а не круглосуточно.

Ответственность

Новые правила регулируют область прав, как владельцев гостиниц, так и постояльцев. Отель вправе установить собственные правила поведения на территории объекта, обязан отвечать за вещи клиентов, предоставлять качественные услуги, но и гости несут ответственность за сохранность имущества гостиницы и соблюдение установленного порядка. Прежде чем поселиться в отель, гражданам рекомендуется ознакомиться с внутренними правилами гостиницы и четко им следовать во избежание недоразумений в дальнейшем.

Но закон не запрещает оказание в них гостиничных услуг!

Жилой дом (ИЖС) не гостиница.

Кто-то уже сейчас просто ставит знак равенства между жилым домом и гостиницей. На разных площадках и у разных агрегаторов по бронированию позиционирует себя в качестве гостиницы, гостевого дома. Бывает и ещё более экзотично - некоторые владельцы … домов-гостиниц каким-то образом умудряются пройти и проходят (?) классификацию и получают звезды?! Чаще всего даже не обременяя при этом себя постановкой на налоговый учёт, уплатой налогов, соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а также законодательства о безопасности постояльцев и сохранности его имущества. Это подтверждается статистикой различных происшествий и многочисленными обращениями туристов с жалобами и с просьбой защитить их права. А это уже не может не волновать.

Жилой дом (ИЖС) & Гостевой дом, Малая гостиница

Так что же на самом деле понимается под гостевым домом и малой гостиницей?

И это первая проблема и барьер на пути общей амнистии жилых домов ИЖС, используемых в качестве гостиниц.

Может ли жилой дом ИЖС использоваться для оказания гостиничных услуг?

Ещё раз заметим, что для поиска ответа на данный вопрос надо сразу же отделить жилой дом ИЖС в классическом (законном) его понимании (3 этажа, не выше 20 метров и пр.) от тех сооружений, которые де-факто жилыми домами ИЖС вовсе не являются. Так как они изначально строились не для проживания семьи, а для осуществления исключительно предпринимательской деятельности и больше напоминают гостиницы или многоквартирные жилые дома, а не дома ИЖС. И не только по этажности и высотности! Они, как правило, коридорного типа, все комнаты (номера) оборудованы санузлами, имеются места общественного пользования (лобби), рекреации, в некоторых лифты, бары, рестораны или кафе и т.д. Да и сами владельцы и их семьи в таких домах- гостиницах, как правило, не живут.

Поэтому, это два совершенно разных по сложности варианта с точки зрения легализации оказания гостиничных услуг. Да и с точки зрения, к примеру, пожарной опасности тоже совершенно разные объекты защиты: жилые дома ИЖС - класс функциональной пожарной опасности (ФПО)- Ф1.4., жилые же дома по названию и де-юре, но де факто гостиницы- Ф1.2! А это две большие разницы с точки зрения требований пожарной безопасности и оснащенности системами и средствами противопожарной защиты!


Вариант №1:
Классический жилой дом ИЖС.

Может ли такой дом использоваться для оказания гостиничных услуг?

Обратимся к статье 17 ЖК РФ. В законе сказано, что жилое помещение (это общее понятие, включающее в себя и жилой дом) предназначено для проживания граждан. В этой же статье записано, что использование жилого помещения (Жилого дома) может быть допущено для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами при соблюдении определенных условий (если это не нарушает права и законные интересы других граждан, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению).

А что же с гостиничными услугами? В этой же статье ЖК РФ содержатся ограничения по использованию жилых помещений. В частности, в них не допускается размещение промышленных производств, ГОСТИНИЦ… Закон вводит запрет на предоставление гостиничных услуг лишь в жилых помещениях МНОГОКВАРТИРНЫХ жилых домов!? На основании этого можно предположить, что в жилых домах ИЖС оказывать гостиничные услуги можно! Нам представляется, что можно! Для этого даже не требуется менять ВРИ земельного участка, называть дома ИЖС гостевыми домами или туристическим жильём…

Кто-то возразит. Дескать, есть запрет на оказание гостиничных услуг без прохождения обязательной процедуры классификации. Да, такой запрет есть.

Но читаем внимательно: "предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице (!) определенной категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц (пункт 5 Правил предоставления гостиничных услуг). Но, в этом запрете речь о ГОСТИНИЦАХ. А жилой дом ИЖС - не гостиница! Он в широком смысле по ЖК РФ - жилое помещение.


Вариант №2:
Де-юре жилой дом ИЖС, а де-факто гостиница.

Вот в этой ситуации всё значительно сложнее. Это тот случай, когда пациент скорее мёртв, чем жив. И никакая амнистия здесь не пройдёт! Ведь это по функциональному назначению, по виду разрешённого использования земельного участка, по количеству находящихся людей, по нагрузке на электросети, по водопотреблению и водоотведению совсем не жилой дом ИЖС (не более 3-х этаже, и не выше 20 метров).

Речь уже идет о зданиях и по 4, 5 и даже больше этажей! И мест размещения в них может быть не один десяток! Фактически это многоквартирный дом или гостиница! А на бумаге это по-прежнему жилой дом ИЖС!?

Но ведь при их строительстве с молчаливого согласия контрольно-надзорных и правоохранительных органов, органов местного самоуправления с поддержкой со стороны судов, признавшими право на ввод в эксплуатацию таких … домов, были нарушены все мыслимые и не мыслимые нормы: земельного, градостроительного законодательства, пожарной безопасности, санитарных норм, норм экологической безопасности и пр.!

А как теперь это всё амнистировать? Не меняя и не приводя фактическое функциональное назначение (фактически - гостиницы) в соответствие с требованиями законодательства, технических регламентов и норм? Это невозможно!

Где же решение? И что делать?

Уверены, что такое решение точно не в Москве. Оно не в корректировке и не в принятии нового федерального законодательства! Так как даже, если и допустить, что принято решение о сплошной амнистии.

Но ведь при этом никакая амнистия не минимизирует риски и угрозы для потребителей и постояльцев таких средств размещения, они никуда не денутся!

Считаем, что на местном и региональном уровнях должна быть создана соответствующая межведомственная комиссия. Её задачей должна стать инвентаризация и обследование каждого такого средства размещения. с целью их оценки и отнесения либо к жилым домам ИЖС, либо к гостиницам. А уже исходя из этого и необходимо будет принимать решение относительно каждого конкретного объекта. Вплоть до перепрофилирования или перепроектирования и приведения в соответствие с реальным функциональным назначением и предъявляемыми в этой связи требованиями законодательства. Если, конечно, это будет возможно по техническим соображениям и экономически целесообразно.

Сергей Груздь,
Председатель Правления Ассоциации "Безопасность туризма", член Правительственной комиссии по развитию туризма Российской Федерации, член подкомиссии Госсовета Российской Федерации.


А как считаете Вы? Какой выход из сложившейся ситуации, на Ваш взгляд, наиболее приемлемый? И что делается в Вашем регионе в этом направлении?


Всем ответившим будет бесплатно предоставлен доступ к Методическим рекомендациям по исполнению требований к антитеррористической защищенности и паспортизации гостиниц и иных средств размещения.

Читайте также: