На каком соборе был осужден ориген

Обновлено: 09.05.2024

§III. Пятый вселенский собор.

В отличие от предыдущих соборов на этот раз прибыло очень много западных епископов. Но всё равно их было в десять раз меньше восточных и даже по численности было понятно, что три главы будут осуждены. Естественно Вигилий почувствовал, что дело идёт не в его пользу, и стал оттягивать открытие собора. 6 января 553 года Вигилию отправили коллективную грамоту от восточных патриархов и епископов с приглашением явиться на собор. 8 января Вигилий отослал ответ, в котором вновь оттягивал открытие собора.

На третьем заседании, 9 мая, собор торжественно засвидетельствовал, что он принимает и хранит правую веру, дарованную Христом, проповеданную апостолами, утверждённую вселенскими соборами и святыми отцами, и постановил начать обсуждение вопроса о трёх главах со следующего заседания.

На последующих заседаниях собора были осуждены сочинения Феодора Мопсуетского, сочинения Феодорита Кирского, написанные против святого Кирилла Александрийского, и послание Ивы Эдесского к Марию Персу. Кроме того, Феодор Мопсуетский предан анафеме, хотя он давно уже умер.

Constitutum Вигилия был подписан 16 епископами и тремя дьяконами: Феофаном, Пелагием и Петром. Между епископами есть следующие имена: Примасий, Павел, Пройект и Фабиан. Остальные, подписавшиеся под Constitutum Вигилия точно также не присутствовали на соборе.

§IV. Осуждение Оригена.

Скорее всего, осуждение Оригена и его учения произошло на Поместном Константинопольском Соборе, но тем же составом, что затем заседал на Вселенском. А имя Оригена было добавлено как само собой разумеющееся уже произошедшее осуждение.

Отсутствие дискуссии об Оригене на Вселенском Соборе означает, что в это время ересь оригенистов не казалась опасной - и потому не выносилась на суд Вселенского Собора. Вопрос был слишком частным и слишком региональным. Более того, сами палестинские оригенисты привлекли внимание предсоборного совещания лишь потому, что оригенисты только что насилием продвинули своего кандидата в иерусалимские патриархи и тем самым вызвали смуту в Церкви. Ересь, зревшая в отдалении монашеских келий, вышла наружу. Но она была частной, была, очевидно, нетрадиционной - и потому Собору не было нужды входить в дискуссию по поводу оригенизма.

Возникновение же оригенистских споров в начале VI столетия вызывается не внутренним ходом церковной мысли, а влиянием на нее извне. Возбудитель этих споров сириец Стефан бар Судаили свои идеи получил не из церковных источников, а от "еретика псевдогностического толка Иоанна Египтянина". Его доктрина рождается из обрывков гностицизма и зачатков каббалистики.

Оригенисты VI в. называли себя "исохристами" - равными Христу. И отсюда как раз и видно, что их связь с Оригеном, у которого нет и тени такой мысли, была не необходимой. Стефан бар Судаили строит свою концепцию на типично оккультном тезисе: "всякое естество соприродно Божественной сущности", то есть на пантеизме. Но у Оригена неоднократно высказывается совершенно противоположная (и вполне христианская) мысль о том, что благодать даруется Богом для того, чтобы существа, которые по собственной сущности не являются святыми, делались святыми по причастию этой благодати. Псевдо-оригенисты VI века полагали себя святыми по своей собственной природе, в то время как Ориген прямо писал, что "непорочность никому не принадлежит субстанциально, кроме Отца, и Сына, и Святого Духа, и святость во всякой твари есть случайное свойство"[11]. Итак, оригенизм VI века, осужденный Константинопольским собором, берет свое начало не из предшествовавшей церковной традиции, и даже не из Оригена. Нецерковный по своему происхождению и настрою гностицизм сделал еще одну попытку подчинить себе Церковь. Та вероучительная система, с которой боролся Ориген при жизни, после его смерти попробовала использовать его имя в качестве "внешнего щита"[12].

[1] Деяния Вселенских Соборов. – том 5: Собор Константинопольский Второй, Вселенский Пятый. – Казань, 1868. - С.12

[2] Деяния Вселенских Соборов. – том 5: Собор Константинопольский Второй, Вселенский Пятый. – Казань, 1868. - С.27.

[5] Лапин П. Собор, как высший орган церковной власти//Православный Собеседник. – Казань, 1906. Ч.2. –С.264.

[7] Карташев А.В. Вселенские соборы. – М., 1994. – С.353.

[8] Дворкин А. Эпоха императора Ючтиниана и V Вселенский Собор//Альфа и Омега. - № 1(12) 1999. – С.48

[9] Курганов Ф. Отношения между церковной и гражданской властью в византийской империи. – Казань, 1880. – С.695.

[10] Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб., 1853. – с.238

[11] Ориген. О началах. – Казань,1899.- С.63.


Второй Константинопольский собор, Пятый Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви, был созван в 553 году, в городе Константинополе, по инициативе императора Юстиниана I. Осуждены персонально Платон, Ориген, Евагрий Понтийский, Дидим Слепой, Аполлинарий Лаодикийский, Феодор Мопсуестийский, Несторий, их сочинения, платонизм и идеализм в целом, арианство, позднее арианство (Аномейство, Македоний I, Фотин Сирмийский), аполлинаризм, а также некоторые сочинения усопших в мире и согласии с Православием блаженного Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, близкие к учению Нестория. Богородица признана Приснодевой.

Религиозная ситуация в Византии

Одним из важнейших вопросов внутренней политики Византийской империи V—VI веков было отношение к монофизитам (так миафизиты названы Иоанном Дамаскином). Во-первых, эта конфессия преобладала среди священнослужителей важнейших для государства восточных провинций — в Египте, где копты преобладали и среди верующих, Сирии и Палестине — и союзных государств Кавказа; во-вторых, на стороне миафизитов была супруга Юстиниана Феодора, имевшая сильное влияние на императора.

Ситуация вызвала недовольство в Риме, и в Константинополь прибыл папа Агапит I, который совместно с ортодоксальной партией акимитов выразил такое резкое неприятие политики Анфима, что Юстиниан вынужден был уступить. Анфим был смещён, и на его место назначен убеждённый православный пресвитер Мина. Возможно, эта уступка императора папе была вызвана отчасти тем, что в это время началась остготская война в Италии, и Юстиниану было необходимо сочувствие католиков Запада.

Это желание императора вызвало возмущение западных иерархов, так как они видели в этом посягательство на авторитет Халкидонского собора, после которого по инициативе арианских правителей Западной Европы мог последовать аналогичный пересмотр решений Никейского собора. Также возник вопрос, можно ли анафематствовать умерших, ведь все три писателя умерли ещё в предыдущем столетии. Наконец, некоторые представители Запада держались того мнения, что император своим указом совершает насилие над совестью членов церкви. Последнее сомнение почти не существовало в восточной церкви, где вмешательство императорской власти в решение догматических споров закреплено было долговременной практикой. Вопрос же об осуждении умерших был обоснован ссылкой на эпизод, когда ветхозаветный царь Иосия не только заклал живых жрецов идольских, но и раскопал гробы тех, которые задолго до того времени умерли. Таким образом, в то время как восточная часть церкви соглашалась признать указ и осудить три главы, западная часть высказалась против этого. Указ Юстиниана общецерковного значения не получил.

С целью повлиять на положительное решение вопроса, Юстиниан вызвал тогдашнего папу Вигилия в Константинополь, где тот и прожил более семи лет. Первоначальная позиция папы, который по прибытии открыто восстал против указа Юстиниана и за признание этого указа отлучил от церкви константинопольского патриарха Мину, изменилась, и в 548 году он издал осуждение трёх глав, так называемый ludicatum, и, таким образом, присоединил свой голос к голосу четырёх восточных патриархов. Однако западная церковь не одобрила уступки Вигилия. Африканские епископы, собрав собор, даже отлучили его от церковного общения, и вызванный этим раскол существовал 100 лет. Под влиянием западной части церкви папа начал колебаться в своём решении и взял обратно ludicatum. В таких обстоятельствах Юстиниан решил прибегнуть к созыву Вселенского собора, который и собрался в Константинополе в 553 году.

Собор был созван по поводу споров между халкидонитами, которых противники называли последователями Нестория, и миафизитами, которым противники приписывали ересь Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трёх учителей сирийской церкви, пользовавшихся в своё время известностью, а именно Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвёртом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто об этих трёх писателях.

Противники миафизитов в споре с миафизитами ссылались на эти сочинения, а миафизиты находили в этом предлог отвергать самый Четвёртый Вселенский Собор и утверждать, что Православная церковь будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе, открывшемся в зале, связывающей собор Святой Софии с патриаршими палатами, присутствовало 165 епископов, председательствовал константинопольский патриарх Евтихий [2] .


ВКонтакт
Facebook
Twitter
Blogger
Livejournal
Mail.Ru
Liveinternet

О личности церковного учителя Оригена (185 г. – 254 г.)

Некоторые особенности

Происхождение

Родился он в 185(6) г.
Отец его – Леонид, учитель грамматики.
Мать – еврейка.

Христианская преемственность


Отец, скончавшийся мученически, и мать – еврейка, обратившаяся в христианство были первыми наставниками сына.

Ориген учился в катехизическом училище у Климента.

Во время гонения на христиан при Септимии Севере (202–203).


Отец Оригена Леонид умер мученически за веру. Всё его имение было конфисковано.
Оригену пришлось содержать свою мать и шестерых младших братьев. Он зарабатывал частными уроками.

Во главе Александрийской школы (~203-230 гг.)


Огласительное училище приобрело при нём совершенно новый характер, оно стало чем-то вроде христианского университета.

  • вводится преподавание светских дисциплин наряду с религиозными,
  • учащиеся – не только кандидаты к принятию Крещения, но и любые желающие.

Ориген продолжал учиться и сам:

  • изучал у раввинов еврейский язык,
  • у неоплатонического философа Аммония Саккаса (Сакка) (Аммония Мешечника) — философию.

Когда по причине увеличения числа слушателей Ориген перестал справляться с объемом преподавательской работы, он поручил преподавание оглашенным своему ученику Ираклу (брат его первого ученика, мученика Плутарха), впоследствии епископу Александрийскому, а сам сосредоточился на преподавании богословия и Священного Писания.

211-212 годы:
Ориген предпринимает путешествие в Рим.
Римской Церковью управляет епископ Зеферин. Там он познакомился со св. Ипполитом.

212-213 годы:
Ориген знакомится с Амвросием, обращает его к христианству (Амвросий был гностиком).
Впоследствии: Амвросий предоставлял Оригену всё необходимое для его литературно-богословских работ, включая стенографистов и переписчиков, которые тиражировали эти произведения Оригена. Но все работы Оригена затем поступали в распоряжение Амвросия.

В 214 году Ориген путешествует в Аравию по вызову тамошнего префекта, язычника, который написал префекту Александрии Димитрию письмо, в котором просил послать к нему Оригена для беседы. Ориген поехал по указанию еп. Димитрия.

В 215(6) г. во время репрессий, наложенных на Александрию императором Каракаллой, удалился в Кесарию Палестинскую, где по просьбе своих учеников епископов Феоктиста Кесарийского и Александра Иерусалимского много проповедовал во время богослужений.
Епископ Димитрий Александрийский порицал за это палестинскую иерархию, потому что она доверила проповедовать человеку не в сане. Как говорил Димитрий Александрийский, что никогда такого не было видано, чтобы епископам проповедовал мирянин.

В конце 216 года Ориген возвращается в Александрию и приступает к прежним занятиям.

Рукоположение во пресвитера

По пути обратно через Палестину был посвящен во пресвитера Феоктистом, еп. Кесарии. Епископ хотел предоставить Оригену большую возможность проповедовать за богослужением.

Но Александрийский еп. Димитрий не признал посвящения и осудил Оригена.

  • В конце 230 года Димитрий собирает Собор египетских епископов и пресвитеров. Было постановлено устранить Оригена от учительства и запретить ему пребывание в Александрии.
    (но сана Ориген не лишен)
  • В 231 году был второй Собор против Оригена из нескольких египетских епископов, и было выработано окружное послание (знал Фотий).
    (собор лишил Оригена священства??)
  • еп. Димитрий объявил, что по каноническим причинам Ориген не мог быть рукоположен в сан пресвитера, как человек, который сам себе нанес увечье (оскопление).
  • Др. обвинением было то, что Ориген, будучи членом Александрийской церкви, принял рукоположение не от своего епископа.
  • На соборах поводом было не скопчество, а некоторые богословские воззрения, которые, действительно, не всегда вписывались в православное вероучение.

Об этих соборах >>>

Ориген уходит из Александрии и направляется в Кесарию Палестинскую.

Место Оригена в школе занял его ученик и помощник Иракл.

Вскоре после смерти еп. Димитрия Иракл был возведен на Александрийскую кафедру.
Ориген приехал в Александрию надеясь на примирение, но Иракл, ученик и соратник Оригена, отлучил Оригена от Церкви за нецерковное учение. (по Фотию)

Во главе Кесарийской школы (с 231г.)


Не примирившись с александрийским епископом, Ориген отправляется обратно в Кесарию, основывает богословскую школу, которая достигает известного развития, становится центром христианской науки и центром библеистики.

Как и в Александрийской школе Ориген преподает не только библеистику и основы христианского вероучения, но и светские науки: диалектику, физику, этику и метафизику.

Фермилиан, епископ Кесарии Каппадокийской (позднее кафедра Василия Великого), призывал Оригена к себе, иногда сам направлял кого-то к Оригену для обучения.

Мать тогдашнего императора Александра Севера Маммея пригласила Оригена в Антиохию, куда он и отправился для беседы. (Некоторые датируют эту беседу 215 годом.)

Дальнейшая судьба


После 235 Максимин Фракиянин поднял гонение на христиан, которое затем продолжил Валериан.
Когда гонения дошли до Кесарии Палестинской, Ориген ушел в Кесарию Каппадокийскую.

20 лет его жизни почти не освещены.

В это время Ориген предпринял путешествие в Афины; по какому поводу, и в каком году – неизвестно. Считается, что пребывание Оригена в Афинах было продолжительно, потому что там он написал толкование на пророка Иезекииля, начал и довел до 5-й книги толкование на книгу Песнь Песней.

Совершил (возм., около 244 г.) второе путешествие в Аравию.
Было вызвано монархианской ересью Берилла, епископа Бостры Аравийской.(108 кмк югу от Дамаска)

После диспута с Бериллом распространились слухи о неправославии Оригена, о субординационизме в его учении о Святой Троице. Ориген был вынужден написать защитительное послание к Римскому еп. Фабиану.

После состязания с Бериллом довольно часто к Оригену стали обращаться за помощью в борьбе с возникавшими заблуждениями.

(Например, в Аравии возникло учение, согласно которому человеческая душа умирает и разрушается вместе с телом, и только по воскресении с телом она вновь оживает с ним. По этому поводу был созван Собор, на который пригласили Оригена. Он успешно выполнил свою миссию, так что заблуждающиеся оставили свои мысли.)

Исповедник


В гонение Декия Ориген был арестован, заключен в тюрьму, подвергнут пыткам, после которых почти не мог ходить. Мучения сделали его исповедником, но не мучеником.

Творения


о творениях Оригена >>>

Кончина

От последствий пыток умер в 253 или 254 г.
в возрасте 69 лет либо в Кесарии, либо в Тире.

Осуждение учения Оригена


Учение Оригена легло в основу многих учений, и еретических, и православных.
Он был посмертно осужден как еретик и предан анафеме на поместном константинопольском соборе 543 года при императоре Юстиниане.
Десять лет спустя осуждение Оригена было подтверждено на Пятом Вселенском соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими уничтожению.

Свидетельства:

Св. Григорий Неокесарийский:

Он стремился не просто одолеть меня своими доводами, но благоприятным, человеколюбивым и благородным расположением спасти и сделать причастником как тех благ, которые проистекают из философии, так и других, особенно тех, которые Божество даровало превыше многих, или, может быть, превыше всех нынешних людей.
Св. Григорий Неокесарийский.
Благодарственная речь Оригену, 81-82
Здесь и далее цитируется по изданию:
Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). Т.II. М., 1996, сс.165-191.

Он поразил меня жалом дружбы, с которым нелегко бороться, острым и сильно действующим, — жалом умелого обращения и доброго расположения, которое, как благожелательное ко мне, бнаруживалось в самом тоне его голоса, когда он обращался ко мне и беседовал со мною.
Благодарственная речь, 81

Он стремился возбудить и развить не только эту [высшую] сторону моей души, правильная постановка которой принадлежит одной только диалектике, но также и низшую часть души: я был изумлен величием и чудесами, а также разнообразным и премудрым устройством мира, и я дивился, хотя и без разумения, и совершенно поражен глубоким благоговением, но, подобно неразумным животным, не умел ничего объяснить; так он возбуждал и развивал во мне эту способность другими отраслями знаний, именно посредством естественных наук он объяснял и исследовал каждый предмет в отдельности, и притом весьма точно до самых первоначальных элементов, потом связывал своей мыслью и проникал в природу вещей. Посредством естественных наук он объяснял и исследовал каждый элемент в отдельности до тех пор, пока. не вложил в наши души вместо неразумного разумное удивление священным устройством вселенной и безукоризненным устройством природы. Этому возвышенному и божественному знанию научает возлюбленнейшая для всех физиология. Что же я должен сказать о священных науках - всем любезной и бесспорной геометрии и парящей в высотах астрономии. Он через обе эти названные науки как бы посредством десницы, возвышающейся до небес, делал для меня доступным небо.
Благодарственная речь, 109-114.

Он требовал, чтобы мы занимались философией собирая по мере сил все имеющиеся произведения древних философов и поэтов, не исключая и не отвергая ничего. кроме произведений безбожников. Такие произведения непристойно и читать, чтобы случайно не осквернилась моя душа. Со всеми же остальными произведениями я должен был знакомиться и заниматься ими. Для меня не было ничего запретного, ибо не было ничего сокровенного и недоступного; но я мог изучить всякое учение - и варварское, и эллинское, и относящееся к таинствам [христианской веры] и [из области] политики, и о божественном и о человеческом - с полным дерзновением мог изучать и исследовать все.
Благодарственная речь, 151-153

Чтобы и мне не потерпеть того же, что случилось со многими, он не вводил меня в какое-либо из философских учений и не внушал примыкать к ним, но приводил меня ко всем, чтобы я был несведущ в каком-нибудь эллинском учении. Но он сам шел вместе со мною впереди меня и вел меня за руку, как бы во время путешествия, на то случай, если встретится на пути что-нибудь неровное, потайное или коварное. Он собирал все, что у каждого философа было полезного и истинного и предлагал мне, а что было ложно, выделял, как другое, так в особенности то, что по отношению к благочестию было собственным делом людей.
Благодарственная речь, 171-173

. Он сам истолковывал пророческие вещания и изъяснял то, что было темным и загадочным, какого много в священных изречениях. Он прояснял и выводил на свет, встречалось ли что-нибудь загадочное, потому что он был способным и в высшей степени проницательным слушателем Божиим. [и] потому что Первовиновник всех этих изречений, Который вещал. пророкам и внушал все пророчества и таинственные и божественные речи, так почтил его, как друга, и поставил истолкователем их. Что Он через других сообщал только в неясных намеках, то чрез сего мужа сделал предметом обучения. Этот величайший дар имеет от Бога сей муж, получивший с неба и превосходнейший жребий быть истолкователем божественных слов людям, воспринимать божественное как бы из уст Божиих и изъяснять людям, как это доступно для человеческого слуха.
Благодарственная речь, 174-181

Терния и волчцы и всякий род диких трав и растений — сколько их в изобилии произрастила моя беспокойная душа, так как она была неупорядочена и нерассудительна, — все это он обрезывал и удалял своими изобличениями и запрещениями. Он нападал на меня и особенно своим сократическим способом доказательства иногда повергал меня на землю, если видел, что я, как дикая лошадь, совершенно сбрасывал узду, выскакивал на дорогу и часто бесцельно бегал кругом, пока убеждением и как бы принудительной силой — доказательством из моих собственных уст — как уздой, снова делал меня спокойным. Сначала мне было тягостно и небезболезненно, когда он приводил свои доказательства, так как я не привык еще к этому и не упражнялся в том, чтобы подчиняться доводам разума; но вместе с тем он и очищал меня.
Благодарственная речь, 97-98

. Он овладел мною и со свойственным ему искусством как бы земледельца осмотрел и проник не только в то, что видимо всем и усматривается на поверхности, но глубоко вскопал и исследовал самые внутренние основания, ставя вопросы, предлагая их на разрешение и выслушивая мои ответы; когда он усматривал во мне что-либо не непригодное, небесполезное и не исключающее надежды на успех, он начинал вскапывать и перепахивать и поливать, все приводил в движение, прилагал все свое искусство и заботливость.
Благодарственная речь, 95-96

Епифаний! Я не согласен оскорблять и древнего мужа, если он скончался в благочестии; не смею приступать к поносному делу и изгнать то, чего не отвергали наши предки, особенно, когда мне известно, что в книгах Оригена нет никакого худого учения
Свт. Феотим Скифский в 402 г., получив от св. Епифания Кипрского приглашение произнести совместное осуждение Оригена (Сократ. Церковная история. 6,12).

Говорят, что он умыслил нечто против своего тела. Одни говорят, что он оскопил себя, чтобы не волноваться сладострастием; иные же говорят не так, а что он придумал прикладывть к известным членам какое-то лекарство и иссушать их. Мы не совсем верим необыкновенным рассказам о нем, однако не опустили передать эти рассказы
(св. Епифаний Кипрский. Панарий. 64, 3).

– Да, действительно, Святая Церковь завтра чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов, это настоящие богатыри духа, те, которые не щадили своей жизни, самоотверженно боролись за чистоту православной веры, за то, чтобы сокровище Священного Предания и Священного Писания изложить понятным языком против ересиархов и еретиков, которые потрясали основы христианской веры и уводили многих чад Церкви Христовой в дебри своих заблуждений.

Почему Святая Церковь установила память святых отцов семи Вселенских Соборов? Есть отдельный воскресный день, когда Святая Церковь чтит память отцов Первого Вселенского Собора, Седьмого Вселенского Собора, шести первых Вселенских Соборов и, как в завтрашний день, память отцов всех семи Вселенских Соборов. Восьмого Вселенского Собора, разумеется, не будет, потому что вся божественная истина изложена человеческим языком, записана и хранится в Святой Церкви. Хочется в общих чертах напомнить даты этих Соборов и против кого они были созваны.

Первый Вселенский Собор был созван в городе Никее в 325 году, при императоре святом равноапостольном Константине Великом, против ересиарха Ария, который был пресвитером Александрийским. Он был образованным человеком и, как бы мы сказали современным языком, очень энергичным, амбициозным. Даже, может быть, он был успешным миссионером в ту эпоху (прошу меня простить за горькую иронию), который по-своему трактовал евангельские истины, исповедуя, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, что Он всего лишь первое творение Бога. А раз Иисус Христос не Бог, а лишь первое творение, раз не было истинного, реального воплощения Бога, значит, и невозможно спасение. Если Бог не воплотился – значит, человек не будет спасен.

Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против ереси Македония. Ересь македонианства (духоборчества) была логическим следствием ереси Ария. По сути, Македоний был не только последователем Ария, логическим продолжателем его заблуждений, но он неправо учил о Третьей Ипостаси Святой Троицы – Духе Святом. Разумеется, на Втором Вселенском Соборе были осуждены все остатки арианства и полуарианства. Даже люди, не имеющие богословского образования, хорошо знают, что на Первом и Втором Вселенских Соборах был составлен Никео-Цареградский Символ веры – краткое изложение основ нашей веры.

Третий Вселенский Собор был созван в Эфесе в 431 году против ереси Нестория, который был архиепископом Константинополя, он также незаурядная личность. Надо сказать, что многие ересиархи были по-своему талантливыми личностями, подвижниками, очень эрудированными, энергичными, амбициозными людьми. Несторий был таковым, и он неправо учил о соединении двух природ во Христе, и Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию называл не Богородицей, а Человекородицей или лишь Христородицей. Против него был созван Собор, который осудил это лжеучение.

Пятый Вселенский Собор был созван при святом императоре Юстиниане Великом, без преувеличения – при одном из величайших императоров Византии и богословов, в 553 году в Константинополе, где были осуждены, по сути, пережитки монофизитства, некоторые главы в произведениях отцов Церкви, которые так или иначе высказывались, может быть, не совсем о православном вероучении. И что немаловажно, на Пятом Вселенском Соборе окончательно была осуждена ересь Оригена и сам Ориген. Это очень полезно знать нам, современным людям, потому что сейчас есть немало людей из числа околоцерковной интеллигенции, которые восхищаются Оригеном, считают его несправедливо осужденным, что вроде как его осудили по зависти многие из тех, которые сами якобы учились по его произведениям. Поэтому нам важно помнить, что на Вселенском Соборе император Юстиниан, который был богословски образован, разобрал учение Оригена и в своем вступительном слове, что называется, по полочкам разложил эту ересь.

– Напомните, в чем состояло учение Оригена.

– У него целый конгломерат самых разных лжеучений, и многие те ереси, которые изложены в его произведениях, стали впоследствии родоначальниками других еретических учений, в частности о переселении душ, а также это апокатастасис, то есть вера во всеобщее восстановление, что якобы в конце все покаются (и дьявол, и демоны) и будут автоматически Богом прощены без внутреннего изменения, и много других неправых мнений. Любой желающий может познакомиться с деяниями Пятого Вселенского Собора и основательно узнать, за что был осужден Ориген и его лжеучения.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году против ереси монофелитов. Если монофизиты учили о единой природе Господа Иисуса Христа, о Божественной природе, поглотившей человеческую, то монофелитство – это лжеучение, что во Христе была лишь Божественная воля и не было реальной человеческой воли, которая во всем покорилась Божественной. В 680 году в Константинополе был созван Вселенский Собор (а до этого велась очень продолжительная борьба с этой ересью), и ересь была окончательно осуждена.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее, так же как и Первый Вселенский Собор, где была окончательно осуждена ересь иконоборчества. Вот на этих семи столпах истины – семи Вселенских Соборах – зиждется православное Предание.

Контакты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса[3]. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217–232 годы.

Ориген выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других[2].

Биография

Он изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 году подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе[4], после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий при имп. Деции, Ориген был брошен в тюрьму в г. Тир (совр. Сур в Ливане) и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Император Юстиниан и осуждение Оригена

Так в 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика, и который в том же году был утвержден на поместном соборе в Константинополе[6][7].

Историк Евагрий Схоластик сообщает, что Ориген и его заблуждения были осуждены на Пятом Вселенском Соборе в 553 году (Евагрий Схоластик. Церковная История. Книга 4. п. 38)

Учение

Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или апокатастасисе, которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счете спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого Сатану[9].

Предсуществование душ

Умирающие здесь обыкновенною смертью распределяются на основании дел, совершенных здесь, так что признанные достойными так называемой адской страны получают разные места, соответственно своим грехам. Также, может быть, и те, которые, так сказать, умирают там (на небе), нисходят в этот ад, признанные достойными обитать в различных, лучших или худших, жилищах на всем земном пространстве и родиться от таких или иных родителей, – так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин – перейти в Иудею. – [10][11].

По мнению профессора богословия протодиакона А. В. Кураева, учение Оригена о предсуществовании души не было учением о реинкарнации, в том смысле, в котором её понимают платоники, индуисты или буддисты. Ориген предположил, что Бог творит бесконечную последовательность миров; но каждый мир конечен и ограничен. Миры существуют не параллельно; по окончании одного мира получает начало другой[12].

Аналогичные размышления есть и в оригеновых толкованиях на Песнь Песней:

Учение о Троице

Оригенизм

На 5-ом Вселенском Соборе Ориген и все, кто не желает его анафематствовать, преданы анафеме:

Сами же мы, имея заповедь назидать народ здравым учением (Тит. 2, 1) и глаголать в сердце Иерусалиму (Исаии 40, 2), то есть Церкви Божией, спешим сеять достойно в правде (Осии 2, 23), собирая плод жизни и возжигая себе самим свет знания из божественнаго Писания и учения святых отцев. Мы почли необходимым изложить кратко по пунктам и проповедание истины и осуждение еретиков и их нечестия. […] 11. Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема.[15]

На Латеранском Соборе 649 года все сочинения Оригена были преданы анафеме:

Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: [. ] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых [. ]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков [. ]: таковому человеку да будет анафема.[16]

Однако судьбой цитадели оригенизма, Новой Лавры, распорядился ставленник императора Юстиниана патриарх Евстохий. Евстохий истребовал военную силу и Новая Лавра была очищена, а затем в 555 году заселена 120 православными монахами из монастыря Мар-Саба и других монастырей[17].

Несмотря на официальное осуждение, труды Оригена не исчезают из богословской библиографии. Наблюдается изучение еретического теолога в средневековых сочинениях, ощутимо сказывается его влияние в трудах Иоанна Скота Эриугены, в эпоху Ренессанса закономерно повышается интерес к циклической концепции времени и развитие других метафизических воззрений Оригена[9].

Список сочинений
• Гексапла
• Против Цельса
• Две беседы на Песнь песней
• О началах (в 4-х кн. или ч.)
• Комментарии к Евангелию от Иоанна
• Комментарии к Евангелию от Матфея
• О молитве
• Письмо к св. Григорию Чудотворцу (еп. Неокесарийскому)
• Письмо к Юлию Африкану
• Трактат о демонах
• Увещание к мученичеству
• Гомилии
• Схолии
• Диалог с Гераклитом
• О воскресении

Переводы
Английские переводы:
• Английские переводы сочинений Оригена
• Против Цельса (кн. 2-8), английский перевод 1869 года.

Новые русские переводы:
Ориген. Толкование на Евангелие св. Иоанна. Кн. I. / Пер. А. Цуркана.
Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна (т. I, гл. I–XX). / Пер. и предисл. А. г. Дунаева. // Богословские труды. Сб. 38. – М., 2003. – С. 97-119.
Ориген. Толкования к Евангелию от Иоанна. Кн. 6. / Пер. О. Кулиева. // Ориген. О началах. – СПб.: Амфора, 2007.

Читайте также: