Допустимо ли разглашение сведений о получателях социальных услуг

Обновлено: 18.05.2024

Положение об отделении организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

от ____________ 2019 года

об отделении организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность отделения организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

1.3. Отделение предназначено для организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, признанным нуждающимися в установленном действующим законодательством порядке, и направленных на поддержание их жизнедеятельности.

1.4. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора Центра.

  • Отделение осуществляет свою работу совместно с другими структурными подразделениями Центра, взаимодействует на территории обслуживания с учреждениями и ведомствами, общественными, благотворительными, религиозными организациями, объединениями, фондами с целью повышения эффективности предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

1.7. Отделением руководит заведующий, который назначается и освобождается от должности приказом директора Центра.

1.8. Отделение комплектуется кадрами согласно утвержденному штатному расписанию Центра.

1.9. Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность работников Отделения регламентируются должностной инструкцией, утвержденной директором Центра.

2.1. Организация и предоставление социальной помощи и (или) социальных услуг гражданам, проживающим на территории Курского района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется Отделением на следующих принципах:

равный, свободный доступ граждан, проживающих на территории Курского района, к предоставлению социальной помощи и (или) социальных услуг вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

адресность предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг;

сохранение пребывания гражданина в привычной для него благоприятной среде;

3.1. Целью деятельности Отделения является оказание помощи и (или) социальных услуг нуждающимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в разрешении их жизненных проблем посредством организации и предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг.

выявление совместно с государственными, муниципальными и общественными организациями граждан, нуждающихся в социальной помощи и (или) социальных услуг, в различных видах помощи, в том числе и в социальном обслуживании

содействие в улучшении социального положения нуждающихся граждан через оказание комплекса социальных услуг и помощи всех видов на заявительной основе

морально психологическая поддержка обслуживаемых граждан и членов их семей

осуществление мероприятий по повышению качества обслуживания граждан и профессионального уровня работников учреждения

привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопроса оказания социальной поддержки граждан.

привлечение внебюджетных средств для оказания помощи гражданам, признанных нуждающимися в социальном поддержке, а так же для развития материально-технической базы Центра

Основными функциями Отделения являются:

по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам при заключении социального контракта;

по обеспечению междисциплинарными мобильными бригадами доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний;

с органами местного самоуправления, со спонсорами, предприятиями, общественными организациями и фондами по оказанию помощи нуждающимся получателям социальных услуг, другими учреждениями, организациями в пределах полномочий Отделения.

  1. Категории граждан, обслуживаемых в Отделении

5.1. Отделением предоставляются социальная помощь и (или) социальные услуги следующим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации:

граждане пожилого возраста;

одинокие и одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с продолжительной болезнью, родственники которых по объективным причинам не имеют возможности осуществлять за ними уход;

лица без определенного места жительства;

лица, освободившиеся из мест лишения свободы;

лицам, потребляющим наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях;

лица ВИЧ- инфицированные и члены их семей, не имеющие противопоказаний в соответствии с действующим законодательством;

иные категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, признанных нуждающимися в организации и предоставлении социальной помощи и (или) социальных услуг в рамках действующего законодательства.

  1. Перечень срочных социальных услуг, предоставляемых Отделением

6.1. Отделением предоставляются:

дополнительные социальные услуги, утвержденные приказом директора Центра.

Дополнительные услуги предоставляются за плату в соответствии с тарифами на платные услуги, утвержденными приказом директора Центра и согласованные с комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области.

  1. Порядок предоставления услуг гражданам

7.1. Социальная помощь и (или) социальные услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется (может предоставляться) на временной (до 6 месяцев) или разовой основе.

7.2. Социальная помощь и (или) социальные услуги предоставляются гражданам на основании их заявления.

7.4. Сотрудники отделения организуют обследование по месту проживания заявителя. На основании полученных данных, которые фиксируются в акте материально-бытового обследования, определяется конкретная форма социальной помощи и (или) социальной услуги.

7.5. Для получения социальных услуг, указанных в абзаце 2 пункта 6.1. с гражданином заключается договор на оказание услуг. В договоре определяются виды и объем предоставляемых услуг, сроки в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон. Заключение, изменение и расторжение договора осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7.6. Предоставление срочных социальных услуг, указанных в абзаце 1 пункта 6.1., в целях оказания неотложной помощи осуществляется разово и в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, родственников, граждан, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг (приложение № 5 к Методике учета получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания, срочных социальных услуг, а также количества предоставленных социальных услуг, утвержденной приказом Комитета социального обеспечения от 24.05.2018 № 143). Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

  1. Права и обязанности получателей социальной помощи

и (или) социальных услуг

8.1. Получатели социальных услуг имеют право на:

уважительное и гуманное отношение;

получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальной помощи и (или) социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на услуги, а также сведений о поставщиках социальных услуг;

выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

отказ от предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг;

защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.2. Получатели социальной помощи и (или) социальных услуг обязаны:

предоставлять в соответствии с действующим законодательством сведения и документы, необходимые для предоставления социальной помощи и (или) социальных услуг;

своевременно информировать работников Центра об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальной помощи и (или) социальных услуг;

соблюдать условия договора (при наличии) о предоставлении социальных услуг, своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг;

соблюдать правила поведения граждан при социальном обслуживании.

  1. Права и обязанности работников Отделения

9.1. Работники Отделения имеют право:

получать от других структурных подразделений Центра необходимые материалы и сведения для полноценной работы;

в своей работе контактировать с государственными и муниципальными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями, фондами и с отдельными гражданами;

запрашивать и получать информацию от учреждений, организаций и ведомств в пределах своих полномочий;

вносить предложения по улучшению организации работы отделения срочного социального обслуживания;

повышать свою квалификацию;

знакомиться с инструктивными и методическими материалами, необходимыми для работы отделения;

осуществлять работу в организационно-технических и безопасных условиях, необходимых для реализации своих полномочий;

соблюдать кодекс этики социального работника.

8.2. Работники Отделения обязаны:

осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом Центра и настоящим Положением;

оказывать социальную помощь и (или) предоставлять социальные услуги в соответствии с поступившими заявлениями, индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;

предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями о защите персональных данных;

исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

8.3. Работники Отделения при оказании социальных услуг не вправе:

ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг;

применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение.

  1. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг

10.1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10.3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

  1. Основания для прекращения предоставления социальных услуг Отделением

11.1. Основания для прекращения предоставления услуг:

личное заявление гражданина (законного представителя) об отказе в предоставлении социальных услуг;

смерть гражданина или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг.

Завершение предоставления социальной помощи и (или) социальной услуги в результате проведение комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы гражданина, обратившегося в центр социального обслуживания.

12.1. Ликвидация и реорганизация Отделения осуществляется приказом директора Центра по согласованию с Учредителем.

12.2. При ликвидации и реорганизации Отделения в соответствии с действующим законодательством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов его работников.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

2. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка- инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Разработка индивидуальной программы

Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.

4. Заключение договора о предоставлении социальных услуг

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Отказ от социального обслуживания, социальной услуги

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации

Согласно Федеральному закону № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются получателям в формах:

- стационарного социального обслуживания;

- полустационарного социального обслуживания

- социального обслуживания на дому.

Для получения социального обслуживания гражданину или его законному представителю необходимо подать заявление в письменном или электронном виде.

Заявление можно подать по месту регистрации в:

- орган социальной защиты населения по месту жительства (регистрации);

- портал государственных и муниципальных услуг.

Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:

1 Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2 Документ, подтверждающий место жительства в Московской области;

3 Документы, подтверждающие доходы гражданина и членов семьи в денежной форме;

4 Выписка из домовой книги;

5 Выписка из финансового лицевого счета

6 Справка медицинской организации о состоянии здоровья гражданина;

7 Индивидуальная программа реабилитации инвалида (только для инвалидов и детей-инвалидов).

Стационарное

социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание предоставляется детскими домами-интернатами, реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, центрами реабилитации инвалидов, психоневрологическими интернатами, домами-интернатами для престарелых инвалидов, домами-интернатами малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов, специальными домами, социально-оздоровительными центрами.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется бесплатно:

1 Несовершеннолетним детям;

2 Лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтах;

3 Законным представителям детей-инвалидов;

4 Женщинам, находящимся в кризисной ситуации.

На условиях частичной оплаты стационарное социально обслуживание предоставляется:

  1. Ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, - не более 50% среднедушевого дохода получателя социальных услуг;
  2. Для остальных категорий граждан - не более 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Полустационарное

социальное обслуживание

обслуживание предоставляется центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексными центрами социального обслуживания населения, реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, центрами реабилитации инвалидов.

Полустационарное социальное обслуживание предоставляется бесплатно:

1 Несовершеннолетним детям;

2 Лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтах;

3 Законным представителям детей-инвалидов;

4 Гражданам, чей среднедушевой доход ниже или равен установленной величине прожиточного минимума на душу населения, установленного в Московской области.

На условиях частичной оплаты полустационарное социально обслуживание предоставляется:

  1. 10% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума;
  2. 20% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума;
  3. 30% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума.

На условиях полной оплаты полустационарное социально обслуживание предоставляется:

для получателей, имеющих среднедушевой доход свыше трех кратной величины прожиточного минимума.

Социальное обслуживание

на дому

Социальное обслуживание на дому предоставляется центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексными центрами социального обслуживания населения

Социальное обслуживание на дому предоставляется бесплатно:

1 Несовершеннолетним детям;

2 Лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтах;

4 Законным представителям детей-инвалидов;

5 Гражданам, чей среднедушевой доход ниже или равен установленной величине прожиточного минимума на душу населения, установленного в Московской области.

На условиях частичной оплаты социальное обслуживание на дому предоставляется:

  1. 10% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума;
  2. 20% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума;
  3. 30% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума.

На условиях полной оплаты социальное обслуживание на дому предоставляется:

для получателей, имеющих среднедушевой доход свыше трехкратной величины прожиточного минимума.

При отсутствии согласия пациента информация о наличии у него коронавирусной инфекции может быть предоставлена медицинской организацией только в установленных случаях, в частности при угрозе распространения инфекционного заболевания.

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ч. 1 ст. 13 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Медицинские организации обязаны соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах (п. 4 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ).

Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения также осуществляется с соблюдением врачебной тайны (ч. 2 ст. 91 Закона № 323-ФЗ).

По общему правилу разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, запрещено (ч. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ).

Разглашение таких сведений другим гражданам, в том числе должностным лицам, допускается, в частности, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе только с письменного согласия гражданина или его законного представителя (ч. 3 ст. 13 Закона № 323-ФЗ).

Изложенные требования действуют также в отношении информации о наличии у пациента коронавирусной инфекции.

Вместе с тем законодательством установлены случаи, при которых возможно предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (его законного представителя). К таким случаям, в частности, относятся (ч. 4 ст. 13 Закона № 323-ФЗ):

1) проведение медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

2) угроза распространения инфекционных заболеваний;

3) наличие запроса органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, запроса органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

4) обмен информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных;

5) осуществление учета и контроля в системе обязательного социального страхования.

Кроме того, при неблагоприятном прогнозе развития заболевания допускается предоставление информации о состоянии здоровья пациента супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация (ч. 3 ст. 22 Закона № 323-ФЗ).

В случае смерти пациента медицинские организации обязаны предоставлять для ознакомления медицинские документы умершего его супруге (супругу), близким родственникам (членам семьи), а также лицам, указанным в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их требованию. При этом отказ в таком доступе возможен, только если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 № 1-П).

Разглашение информации о наличии у пациента коронавирусной инфекции также возможно при выдаче заключения о причине смерти и диагнозе заболевания супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), а при их отсутствии – иным родственникам либо законному представителю умершего, уполномоченным органам по их требованию (ч. 5 ст. 67 Закона № 323-ФЗ).

Обратите внимание! За нарушение медицинской организацией врачебной тайны предусмотрена гражданско-правовая ответственность (ст. ст. 15, 150, 151, 1064, 1068, 1099, 1101 ГК РФ).

Читайте также: