Какие требования безопасности при снятии колес вне предприятия должен соблюдать водитель

Обновлено: 19.05.2024

Вследствие невыполнения требований безопасности наибольшее количество несчастных случаев происходит при выполнении шиномонтажных работ.

Перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и обода, допускается производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной модели транспортного средства.

Монтаж и демонтаж шин следует проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.

Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

После монтажа шины на обод необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.

Установка замочного кольца на колесо должна выполняться с помощью специальной монтажной лопатки без применения ударного действия.

При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.

При проведении монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились снаружи транспортного средства, обозначения внутренних шин были обращены внутрь транспортного средства.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

демонтаж с обода шин, находящихся под давлением; снятие с транспортного средства колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением; выбивать диск кувалдой (молотком);

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу кувалдой (молотком);

накачивать шины свыше установленной организацией-изготовителем нормы;

перекатывать вручную колеса, диски и шины. Следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;

применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;

демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет; заменять золотники различного рода заглушками; накачивать шины на разборных ободьях с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию транспортного средства. Не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы одной гайки;

работа на неисправном оборудовании, применение неисправного инструмента и приспособлений;

производство работ без применения необходимых средств коллективной и индивидуальной защиты.

Накачивание шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления, предписываемого организацией-изготовителем.

При накачивании шин необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины) со шлангом от воздухораздаточной колонки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник.

В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов.

Накачивание бескамерных шин производится при повышенной подаче воздуха в начале накачивания.

В целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест-накрест).

Подкачка шин без демонтажа производится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

Перед монтажом шины на обод необходимо ее внутри, а камеру снаружи припудрить тальком или покрыть смазкой.

Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими или резиновыми колпачками.

Накачивание шин в сборе с ободом производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

Для изъятия из шин металлических предметов, гвоздей следует пользоваться клещами, применение отвертки, шила или ножа не допускается.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

Не допускается монтаж и использование на транспортных средствах шин не предусмотренных типоразмеров и назначения, а также шин (покрышек) с предельно изношенным или отслоившимся протектором, поврежденными бортами или значительными местными повреждениями протектора и боковин.

Не допускается монтировать шину на обод колеса, если: обод и диск имеют повреждения или деформацию; замочное кольцо деформировано, неплотно прилегает к ободу и устанавливается с большим усилием;

ремонт (вулканизация) камеры, покрышки выполнен некачественно и не обеспечивает требуемой герметичности;

воздушный вентиль слабо укреплен на камере шины.

В процессе накачки шины необходимо вести постоянное наблюдение и контроль за:

показаниями манометра, не допуская повышения давления воздуха в шине выше установленной нормы (при отсутствии автоматического ограничителя или регулятора давления);

положением замочного кольца, которое должно равномерно войти в обод и стать заподлицо с кромкой бортового кольца.

Манометры, контролирующие давление воздуха в шинах при накачке, должны проходить регулярную поверку в установленном порядке и быть опломбированы (иметь клеймо поверки).

Не допускается производить накачку шин при неисправных манометрах, отсутствии пломб (клейма поверки) и нарушении сроков испытания (поверки) манометров.

1. Общие требования безопасности.

2. Требование охраны труда перед началом работы.

3. Требование охраны труда во время работы.

4. Требование охраны труда в аварийных ситуациях.

5. Требование охраны труда по окончанию работы

1.Общие требования

1.1 К самостоятельной работе по снятию и установке колёс автомобиля допускаются лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные методам работы. Выполнять только работу, которая поручена или разрешена Вам руководством подразделения.

1.2.Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

1.3. При выполнении работ по снятию и установке колёс автомобиля необходимо знать, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

- вывешивании автомобиля для замены колёс;

- отворачивании гаек и футорок колеса вручную;

- снятии и перемещении колеса вручную без применения специальной тележки;

- накачивании или подкачивании снятых с автомобилей шин;

- применении неисправного инструмента и приспособлений.

1.4. Запрещается пользоваться инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.

1.5. Работник, выполняющий работу по снятию и установке колёс автомобиля, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ, перед приёмом пищи или курения мыть руки с мылом.

1.6.За невыполнение требований инструкции, работник, выполняющий работу по снятию и установке колёс автомобиля, несёт ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 Перед началом работ по снятию и установке колёс автомобиля работник должен:

2.1.1 Осмотреть и подготовить рабочее место.

2.1.2 Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

3. Требование безопасности во время работы

3.1 Снятие и установку колёс следует производить на предназначенном для этой цели участке, оснащённом необходимым оборудованием и приспособлениями.

3.2 При установке автомобиля на специальный подъёмник для снятия колёс необходимо следить, чтобы все лапы-подхватки были надёжно установлены под автомобиль и при подъёме не возникало перекосов.

3.3 Отворачивать и заворачивать гайки и футорки крепления колёс грузового автомобиля (автобусов) следует с помощью гайковёрта. При отворачивании их вручную необходимо занять устойчивое положение и надёжно наложить ключ на грани гайки.

Запрещается: наращивать ключи трубой или другими предметами; отворачивать гайки рывком.

3.4 Колёса грузового автомобиля (автобуса) необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки. Перемещение колёса вручную, путём перекатывания в предприятии запрещается.

3.5 При снятии колёс вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колёс), удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колёса специальные противооткатные упоры (башмаки) в распор не менее двух и вывесить автомобиль домкратом.

При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить прочную подкладку достаточных размеров и установить на неё домкрат.

3.6 При вывешивании автобуса с помощью домкрата необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку (козелок) и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

3.7 Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.

3.8 При накачивании шин или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошёл с самим работником, то он должен по возможности обратится в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1 По окончании

5.1.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать инструменты в отведённое для него место.

5.1.2 Вымыть руки с мылом.

5.1.3 О всех недостатках, обнаруженных во время работы известить своего непосредственного руководителя.

1. Общие требования при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей.

К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

- работе с ненадёжно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;

- нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателеми прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки и расцепки;

- использовании случайных предметов в качестве буксира;

- несогласованные действия водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

За невыполнение требований инструкции работник, производивший буксировку, сцепку, расцепку автомобилей несёт ответственность согласно действующему законодательству.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1 Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей должен:

- проверить исправность прицепов, их буксировочных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;

- удалить из зоны работы посторонних лиц.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1 Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3.2 Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

3.3 Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причём продольная ось сцепляемого автомобиля должна совпадать с продольной осью автомобиля тягача.

3.4 Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека - водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо координирующее их работу.

В исключительных случаях сцепку разрешается производить одному водителю.

3.5 Перед сцепкой прицепа водитель должен убедиться в том, что:

- соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

- седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;

- передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает под салазки или на седло.

3.6 Запрещается осуществлять буксировку транспортного средства методом толкания.

3.7 Буксировка автомобиля на жёсткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулём буксируемого автомобиля, кроме случаев когда конструкция жёсткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

3.8 При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средствами в пределах 4-6 метров, при буксировке на жёсткой сцепке - не более 4 метров.

3.9 Буксировка запрещается:

- транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

- двух или более транспортных средств;

- транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жёсткой сцепке или методом частичной погрузки;

- в гололедицу на гибкой сцепке.

3.10 При буксировке на гибкой сцепке или жёсткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.

При буксировке путём частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

3.11 При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 метров от натягиваемого троса.

3.12 Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1 О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен

немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошёл с самим работником, то он должен по возможности обратится в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1 По окончании работ:

5.1.1 Убрать приспособления, инструмент в отведённое для этого место.

5.1.2 Вымыть руки с мылом.

5.1.3 О всех недостатках, обнаруженных во время работы известить своего непосредственного руководителя.

1. К управлению автомобилями всех видов и марок допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, обучение, и имеющие удостоверение, выданное Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения на право управления автотранспортом.

2. Водитель должен выполнять все требования "Правил дорожного движения".

3. Водитель, находящийся в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении, или с остаточными явлениями опьянения, не может быть допущен к управлению автомобилем.

4. В процессе работы на водителя автомобиля могут действовать следующие опасные факторы:

- неисправности, угрожающие безопасности движения и сохранности автомобиля;

- повышенная концентрация вредных веществ к кабине автомобиля (окиси углерода должно быть не выше 0,03 мг/л);

- возможность загорания автомобиля и получения ожогов водителем.

5. Водитель должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и индивидуальными средствами защиты по утвержденным нормам.

6. Водитель должен соблюдать "Правила пожарной безопасности". Следить, чтобы системы питания, охлаждения и смазки не имели течи топлива, масла и воды. Запрещается подогревать двигатель открытым огнем и протирать его ветошью, смоченной в бензине или керосине.

7. Все автомобили должны быть обеспечены исправными средствами пожаротушения - огнетушителями.

8. При обнаружении неисправности автомобиля, приспособлений и инструмента водитель должен немедленно сообщить своему непосредственному руководителю.

9. При несчастном случае водитель должен уметь оказать первую помощь, используя аптечку и при необходимости вызвать "Скорую помощь" по тел. 03.

Требования безопасности перед началом работы

10. Водитель должен проверить техническое состояние автомобиля.

11. Ветровое и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость; боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами. Щетки включенного стеклоочистителя должны перемещаться свободно, без заеданий, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла.

12. Замки дверей кабины должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля.

13. Сидение и спинка сидения не должны иметь провалов, рваных мест, выступающих пружин и острых углов, должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя.

14. Пол кабины должен быть исправным и застлан резиновым ковриком. Отопительное устройство в кабине должно действовать бесперебойно, применение для отопления кабины отработанных газов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

15. Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течи топлива, масла, воды, а также пропускать газы через неплотности соединений в системах питания и выпуска.

16. Ремни безопасности должны быть исправными.

17. Ручной тормоз на всех автомобилях должен удерживать полностью загруженный автомобиль на уклоне 20 градусов.

18. Каждый автомобиль должен иметь зеркала заднего вида.

19. Световая и звуковая сигнализации должны быть исправны.

20. Автомобиль должен быть укомплектован исправным шоферским инструментом, двумя упорами (башмаками) для подкладывания под колеса, знаком аварийной остановки (мигающим красным фонарем), медицинской аптечкой и огнетушителем.

21. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны быть укомплектованы двумя огнетушителями: один находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.

22. Техническое состояние шин должно гарантировать безопасность движения автомобиля.

23. Диски колес должны быть надежно закреплены на ступицах. Замочные кольца должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутостей дисков колес.

24. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечить пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена и не иметь течи электролита из моноблока.

25. Техническую исправность автомобиля, гарантирующую безопасность и бесперебойность его работы на линии, водитель должен проверить перед выездом.

26. Особое внимание необходимо обратить на исправное действие тормозов, рулевого управления, фар, заднего фонаря, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, а также на отсутствие подтекания топлива, масла, воды.

27. Заправка автомобиля топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее, давление воздуха в шинах должны соответствовать нормам. Это правило распространяется на все случаи вождения автомобиля, а также на состояние автомобиля после ремонта и регулировки.

28. При выезде на линию водитель должен иметь при себе удостоверение установленного образца, технический талон и путевой лист с указанием погодных условий и места отдыха, если это необходимо.

Требования безопасности во время работы

29. При работе на линии водитель обязан выполнять правила безопасности движения и указания регулировщиков уличного движения.

30. Скорость автомобиля должна соответствовать требованиям правил дорожного движения с учетом состояния дороги, но не выше максимальной скорости, установленной технической характеристикой для данного автомобиля.

31. Движение на территории аварийной службы и в производственных помещениях регулируется установленными знаками уличного движения, скорость движения автотранспорта на подъездных путях и в проездах не должна превышать 20 км/час.

32. Движение автотранспорта по территории базы должно осуществляться согласно установленным предупреждающим знакам и указателям.

33. Запрещается при движении автомобиля нахождение людей на подножках, крыльях, буферах и крыше кабины.

34. В кузове автомобиля по разрешению руководителя аварийной службы можно перевозить только лиц, имеющих отношение к выполняемой работе. Причем грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть специально оборудован для этого.

35. Во время движения водитель обязан наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильностью работы всех механизмов.

36. При подаче автомобиля назад водитель должен открыть дверцу и убедиться, что его никто не объезжает и нет людей поблизости, при недостаточной видимости необходимо обойти автомобиль.

37. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

38. В дождь, снегопад и гололед необходимо соблюдать осторожность при посадке и высадке из кабины, а также при проверке воды в радиаторе. Подножки и бампер автомобиля всегда должны быть чистыми.

39. С наступлением темноты и при движении в ограниченной видимости (туман, дождь, снегопад, пыль) водитель обязан включать свет фар.

40. Водитель должен перевозить только те грузы, которые указаны в путевом листе.

41. При перевозке опасных грузов водитель должен получить инструктаж по обращению с ним и вывесить на машине знаки безопасности.

42. При погрузке и выгрузке грузов с использованием подъемных механизмов водитель должен выйти из кабины автомобиля и находиться вне зоны действия механизма.

43. В местах погрузки, разгрузки, перед движением задним ходом в отдельных случаях разрешается подавать звуковой сигнал.

44. При появлении неисправности, угрожающей безопасности движения и сохранности автомобиля, необходимо остановить автомобиль и продолжить движение только после устранения неисправности.

45. При ремонте автомобиля на линии (случайном или аварийном) водитель обязан соблюдать правила техники безопасности для ремонта и технического обслуживания автомобиля в гараже.

46. При выполнении работ (даже кратковременных) на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом необходимо укрепить кузов упорной штангой.

47. Допускать к управлению автомобилем лиц, не имеющих на это право (грузчиков, рабочих аварийной бригады, сопровождающих и т.д.), водителю запрещается.

48. Буксировка автомобилей должна проводиться техпомощью и, как исключение, в необходимых случаях разрешается:

- на гибкой сцепке - ее длина должна быть в пределах от 4 до 6 м;

- связывающее звено жесткой сцепки должно быть от 2 до 4 м.

49. Сцепка автомобиля должна производиться тремя лицами - водитель, рабочий-сцепщик, и лицо, координирующее их работу.

50. Водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися на автомобиле, и обязан требовать от них выполнения этих правил.

51. Запрещается отдыхать или спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках.

52. Заправка автомобиля топливом независимо от способа производится только при неработающем двигателе.

Требования безопасности при внештатных ситуациях

53. При возникновении пожара прекратить работу, сообщить диспетчеру аварийной службы и приступить к тушению пожара имеющимися средствами (огнетушителем, песком, асбестовой тканью).

54. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

Требования безопасности по окончании работы

55. По окончании работы необходимо предъявить автомобиль механику, вымыть машину и поставить на стоянку.

56. Включить ручной тормоз и отключить энергопитание.

57. Обо всех неисправностях при работе на автомобиле доложить диспетчеру или руководителю (заместителю руководителя) аварийной службы.

58. Сдать путевой лист дежурному диспетчеру.

59. Снять спецодежду, вымыть руки, лицо теплой водой с мылом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вследствие невыполнения требований безопасности наибольшее количество несчастных случаев происходит при выполнении шиномонтажных работ.

Перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и обода, допускается производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной модели транспортного средства.

Монтаж и демонтаж шин следует проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.

Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

После монтажа шины на обод необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.

Установка замочного кольца на колесо должна выполняться с помощью специальной монтажной лопатки без применения ударного действия.

При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.

При проведении монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились снаружи транспортного средства, обозначения внутренних шин были обращены внутрь транспортного средства.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

демонтаж с обода шин, находящихся под давлением; снятие с транспортного средства колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением; выбивать диск кувалдой (молотком);

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу кувалдой (молотком);

накачивать шины свыше установленной организацией-изготовителем нормы;

перекатывать вручную колеса, диски и шины. Следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;

применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;

демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет; заменять золотники различного рода заглушками; накачивать шины на разборных ободьях с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию транспортного средства. Не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы одной гайки;

работа на неисправном оборудовании, применение неисправного инструмента и приспособлений;

производство работ без применения необходимых средств коллективной и индивидуальной защиты.

Накачивание шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления, предписываемого организацией-изготовителем.

При накачивании шин необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины) со шлангом от воздухораздаточной колонки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник.

В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов.

Накачивание бескамерных шин производится при повышенной подаче воздуха в начале накачивания.

В целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест-накрест).

Подкачка шин без демонтажа производится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

Перед монтажом шины на обод необходимо ее внутри, а камеру снаружи припудрить тальком или покрыть смазкой.

Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими или резиновыми колпачками.

Накачивание шин в сборе с ободом производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

Для изъятия из шин металлических предметов, гвоздей следует пользоваться клещами, применение отвертки, шила или ножа не допускается.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

Не допускается монтаж и использование на транспортных средствах шин не предусмотренных типоразмеров и назначения, а также шин (покрышек) с предельно изношенным или отслоившимся протектором, поврежденными бортами или значительными местными повреждениями протектора и боковин.

Не допускается монтировать шину на обод колеса, если: обод и диск имеют повреждения или деформацию; замочное кольцо деформировано, неплотно прилегает к ободу и устанавливается с большим усилием;

ремонт (вулканизация) камеры, покрышки выполнен некачественно и не обеспечивает требуемой герметичности;

воздушный вентиль слабо укреплен на камере шины.

В процессе накачки шины необходимо вести постоянное наблюдение и контроль за:

показаниями манометра, не допуская повышения давления воздуха в шине выше установленной нормы (при отсутствии автоматического ограничителя или регулятора давления);

положением замочного кольца, которое должно равномерно войти в обод и стать заподлицо с кромкой бортового кольца.

Манометры, контролирующие давление воздуха в шинах при накачке, должны проходить регулярную поверку в установленном порядке и быть опломбированы (иметь клеймо поверки).

Не допускается производить накачку шин при неисправных манометрах, отсутствии пломб (клейма поверки) и нарушении сроков испытания (поверки) манометров.

Читайте также: