В каких случаях может быть ограничено право иностранца на выезд из республики беларусь

Обновлено: 18.05.2024

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р, с 18 марта 2020 г. временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Беларусь.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 763-р с 30 марта 2020 г. временно ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункты пропуска), а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

Введенные временные ограничения не применяются в отношении лиц, указанных в пунктах 2, 2 1 и 5 1 вышеназванных распоряжений Правительства Российской Федерации, основными из которых являются:

1. Граждане Российской Федерации, въезжающие в Российскую Федерацию любым видом транспорта из любого иностранного государства.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане), выезжающие из Российской Федерации любым видом транспорта, а также следующие транзитом через воздушные пункты пропуска без выхода за их пределы.

3. Граждане Российской Федерации, выезжающие из страны через морские и воздушные пункты пропуска, а также следующие железнодорожным пассажирским транспортом в Республику Беларусь.

4. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (документом, подтверждающим постоянное проживание, является вид на жительство в Российской Федерации).

5. Граждане Республики Беларусь и граждане иностранных государств, предусмотренных приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р (далее – приложение № 1), въезжающие в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Беларусь через воздушные пункты пропуска.

6. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь либо в иностранных государствах, предусмотренных приложением № 1 (имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в данной стране), въезжающие в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Беларусь через воздушные пункты пропуска.

7. Граждане Республики Беларусь и иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, следующие в Российскую Федерацию железнодорожным пассажирским транспортом.

8. Иностранные граждане (их супруги и несовершеннолетние дети, которые въезжают в Российскую Федерацию совместно с ними):

  • въезжающие в Российскую Федерацию в связи со смертью близкого родственника для осуществления его погребения (при наличии копии свидетельства либо справки о смерти и документов, подтверждающие степень родства);
  • являющиеся членами семьи, опекунами и попечителями граждан Российской Федерации либо иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации (при наличии копии документов, подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства), российского гражданства члена семьи либо права на постоянное проживание в Российской Федерации);
  • въезжающие в Российскую Федерацию к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (при наличии копии документов, выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства).

* Под близкими родственниками и членами семьи понимаются: супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные.

** Документами, подтверждающими родство, могут являться: свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации брака и др. (перевод на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства, либо заверение у нотариуса их копий не требуется).

9. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации (их супруги и несовершеннолетние дети, которые следуют совместно с ними):

  • в связи со смертью близкого родственника для осуществления его погребения (при наличии копии свидетельства либо справки о смерти и документов, подтверждающих степень родства);
  • в целях лечения (при наличии копий документов принимающей медицинской организации, подтверждающих необходимость лечения, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России);
  • к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (при наличии копии документов, выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства);
  • к месту проживания членов семьи, опекунам и попечителям лиц, в том числе являющихся иностранными гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации (при наличии копий документов, подтверждающих право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, а также копий документов, подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства);
  • в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства (при наличии документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях (рабочей визы);
  • для получения образования в иностранных образовательных организациях (при наличии документов, подтверждающих получение образования в иностранной образовательной организации, или копий документов российской образовательной организации о направлении на обучение в иностранной образовательной организации, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях (учебной визы);
  • при условии предъявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории иностранного государства, в которое осуществляется выезд;
  • имеющие также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

* Под близкими родственниками и членами семьи понимаются: супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные.

10. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (при наличии в документе отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины).

11. Иностранные граждане, имеющие дипломатические и служебные визы, а также обыкновенные частные визы, выданные по решению МИДа России.

13. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в Республику Абхазия либо в Республику Южная Осетия.

14. Граждане Республики Абхазия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Абхазия и граждане Республики Южная Осетия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Южная Осетия.

Дополнительно сообщаем, что проверка отрицательных результатов исследований на новую коронавирусную инфекцию в пунктах пропуска проводится должностными лицами подразделений Роспотребнадзора в ходе санитарно-карантинного контроля. За разъяснениями по соответствующим вопросам рекомендуем обращаться в Роспотребнадзор.

Данные изменения отменяют требования обязательного указания в нотариально оформленном согласии наименований государств, которые намерен посетить несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, и сроков такого выезда.

В соответствии со ст. 41 Закона – иностранцы, прибы вшие в Республику Беларусь, обязаны в течение десяти суток зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания, если иное не определено настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

При перемене места временного пребывания иностранцы обязаны в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня прибытия на новое место временного пребывания, зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту временного пребывания, за исключением иностранцев, указанных в части четвертой настоящей статьи.

В соответствии со ст. 45 Закона – в Республике Беларусь не подлежат регистрации:

иностранцы, временно пребывающие в Республике Беларусь, оформившие проживание в гостиницах, санаторно-курортных и оздоровительных организациях;

иностранцы, временно пребывающие в Республике Беларусь на основании договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных с субъектами агроэкотуризма, и проживающие в жилых помещениях, предоставленных субъектами агроэкотуризма;

В соответствии со ст. 48 Закона – разрешение на временное проживание выдается иностранцам:

если они прибыли в Республику Беларусь для получения или получают на территории Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование, дополнительное образование взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов, а также при освоении в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь или образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), направленной на изучение русского и (или) белорусского языков, - на срок получения образования, но не более одного года;

При перемене места временного проживания временно проживающий в Республике Беларусь иностранец обязан в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня прибытия на новое место временного проживания, обратиться в подразделение по гражданству и миграции по новому месту временного проживания для внесения изменений в марку "Дазвол на часовае пражыванне".

Учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, представляют в порядке и сроки, определяемые Министерством внутренних дел, в подразделение по гражданству и миграции по месту временного проживания иностранца информацию о принятии решения о прекращении образовательных отношений (отчислении) с иностранцем.

В соответствии со ст. 53 Закона – разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

прожили в Республике Беларусь после получения разрешения на временное проживание в течение последних пяти лет непрерывно, а для высококвалифицированных работников - в течение последних трех лет непрерывно. Срок проживания в Республике Беларусь считается непрерывным, если иностранец находился в Республике Беларусь на законных основаниях и не выезжал из Республики Беларусь либо если иностранец в период нахождения в Республике Беларусь на законных основаниях выезжал из Республики Беларусь на срок не более девяноста суток в календарном году;


Муниципальное образование "Поселок Нижний Бестях"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Права и обязанности иностранных граждан

Фото страницы

Права и обязанности иностранных граждан

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3) на свободу передвижения по территории РФ, выбор места пребывания и жительства. Исключение составляют случаи, когда, например, ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в некоторых случаях может быть установлено ограничение на выбор временно проживающим в РФ иностранным гражданином места своего проживания в РФ (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 11 Закона №115-ФЗ);

4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона №115-ФЗ);

10 ) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранный гражданин по общему правилу не вправе, в частности (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона №115-ФЗ; ч. 1 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 13 Закона от 31.05.2001 №73-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 №755):

находиться на муниципальной службе;

замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

быть командиром экспериментального воздушного судна;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

быть нотариусом или патентным поверенным;

занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;

избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

При этом постоянно проживающие в РФ иностранные граждане на основании международных договоров РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (п. 2 ст. 12 Закона №115-ФЗ).

Особенности трудовых прав иностранных граждан в РФ:

По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и в установленных случаях - других категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Патент - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ):

1) постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона №115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 №564н);

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

3) обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;

4) признанных беженцами на территории РФ, - до утраты ими или лишения их статуса беженца;

5) получивших временное убежище на территории РФ, - до утраты ими или лишения их временного убежища.

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Обязанности иностранных граждан в РФ:

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона №115-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане обязаны, в частности:

при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ - сдать ее должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ при отсутствии основания для освобождения от заполнения миграционной карты (п. 3 ст. 30 Закона №115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15.08.1996 №114-ФЗ);

Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):

члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;

иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;

граждане Республики Беларусь;

граждане иных государств - членов ЕАЭС (Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) при въезде в РФ на срок не более 30 суток по документам, допускающим проставление отметок о пересечении государственной границы.

соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 №109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №9);

выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин - шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона №115-ФЗ);

подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин - шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ (п. 11 ст. 8 Закона №115-ФЗ).

В целях организации проведения в Республике Беларусь вакцинации против инфекции COVID-19 (далее - вакцинация) иностранных граждан:

1. Установить с 15 июля 2021 г. по 31 декабря 2022 г. безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь, выезда из Республики Беларусь для граждан государств, указанных в приложении (далее - иностранцы), и временного пребывания на территории Республики Беларусь в целях вакцинации на срок не более пяти суток со дня въезда.

2. Определить, что:

2.1. основаниями для безвизового въезда в Республику Беларусь и временного пребывания на территории Республики Беларусь иностранцев являются:

действительные документы для выезда за границу;

оригинал либо копия медицинского документа на бумажном носителе или в электронном виде, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19, выполненного методом полимеразной цепной реакции не позднее трех суток до даты пересечения Государственной границы Республики Беларусь;

включение сведений о них в информационную систему для сбора, обработки и учета заявок на вакцинацию от иностранцев, прибывающих в Республику Беларусь в целях вакцинации;

2.2. в целях подтверждения права иностранцев на безвизовый въезд в Республику Беларусь, выезд из Республики Беларусь и временное пребывание на территории Республики Беларусь сбор и иная обработка их персональных данных Министерством здравоохранения, в том числе предоставление указанных данных в Государственный пограничный комитет и органы внутренних дел, осуществляются без письменного согласия иностранцев.

3. Совету Министров Республики Беларусь до 15 июля 2021 г.:

определить порядок функционирования информационной системы для сбора, обработки и учета заявок на вакцинацию от иностранцев, прибывающих в Республику Беларусь в целях вакцинации;

установить порядок посещения иностранцами Республики Беларусь в целях вакцинации;

принять иные меры по реализации настоящего Указа.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Беларусь
А.Лукашенко


Приложение
к Указу Президента
Республики Беларусь
от 01.07.2021 N 251

1. Австралийский Союз.

2. Австрийская Республика.

3. Республика Албания.

4. Княжество Андорра.

5. Антигуа и Барбуда.

7. Королевство Бахрейн.

8. Королевство Бельгия.

9. Республика Болгария.

10. Босния и Герцеговина.

11. Республика Вануату.

12. Государство-город Ватикан.

13. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

15. Социалистическая Республика Вьетнам*.

16. Республика Гаити*.

17. Республика Гамбия*.

18. Федеративная Республика Германия.

19. Греческая Республика.

20. Королевство Дания.

21. Содружество Доминики.

22. Республика Индия*.

23. Республика Индонезия.

25. Республика Исландия.

26. Королевство Испания.

27. Итальянская Республика.

29. Республика Кипр.

30. Республика Корея.

31. Государство Кувейт.

32. Латвийская Республика**.

33. Ливанская Республика*.

34. Литовская Республика.

35. Княжество Лихтенштейн.

36. Великое Герцогство Люксембург.

37. Республика Северная Македония.

39. Республика Мальта.

40. Мексиканские Соединенные Штаты.

41. Федеративные Штаты Микронезии.

42. Княжество Монако.

43. Республика Намибия*.

44. Королевство Нидерландов.

45. Республика Никарагуа.

46. Новая Зеландия.

47. Королевство Норвегия.

48. Султанат Оман.

49. Республика Панама.

50. Республика Перу.

51. Республика Польша.

52. Португальская Республика.

54. Независимое Государство Самоа*.

55. Республика Сан-Марино.

56. Королевство Саудовская Аравия.

57. Республика Сейшельские Острова.

58. Сент-Винсент и Гренадины.

59. Республика Сингапур.

60. Словацкая Республика.

61. Республика Словения.

62. Соединенные Штаты Америки.

63. Восточная Республика Уругвай.

64. Финляндская Республика.

65. Французская Республика.

66. Республика Хорватия.

67. Чешская Республика.

68. Республика Чили.

69. Швейцарская Конфедерация.

70. Королевство Швеция.

71. Республика Эль-Сальвадор.

72. Эстонская Республика***.

* При наличии в действительном документе для выезда за границу действительной многократной визы государств - членов Европейского союза или государств - участников Шенгенской зоны с отметкой о въезде на территорию государства - члена Европейского союза или государства - участника Шенгенской зоны, а также авиабилетов с подтверждением в них даты вылета из Национального аэропорта Минск.

** В том числе лица, имеющие статус негражданина Латвийской Республики.

*** В том числе лица без гражданства, постоянно проживающие в Эстонской Республике.

  1. Въезд иностранцев в Республику Беларусь
  2. Выезд иностранцев из Республики Беларусь
  3. Пребывание иностранцев в Республике Беларусь
  4. Обжалование административных и иных решений государственных органов Республики Беларусь
  5. 5.Дополнительные гарантии прав иностранцев

СПРАВОЧНО.
Миграционная карта является документом, содержащим сведения об иностранце, въезжающем в Республику Беларусь и выезжающем из Республики Беларусь, и служит для осуществления контроля за его временным пребыванием в Республике Беларусь (п. 2 Положения о порядке использования миграционной карты, утв. постановлением Совмина от 03.02.2006 № 142).

✔ Отсутствие договора обязательного медицинского страхования, заключенного с белорусской страховой организацией или с иностранной страховой организацией, действительного на территории Республики Беларусь, больше не является основанием для отказа в выдаче визы или во въезде в Республику Беларусь (ст. 30 Закона).

2. Выезд иностранцев из Республики Беларусь

Расширен перечень оснований, при наличии которых иностранец не сможет выехать из Беларуси (ст. 33 Закона):

  • если он является ответчиком по делу о возвращении неправомерно перемещенного в Республику Беларусь или неправомерно удерживаемого в Республике Беларусь ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года либо ребенком, в отношении которого рассматривается такое дело;
  • если он не уплатил пени по неисполненному своевременно налоговому обязательству.

3. Пребывание иностранцев в Республике Беларусь

✔ Изменился срок регистрации иностранцев, прибывших в Республику Беларусь, по месту их фактического временного пребывания — 10 суток (вместо 5 суток в прежней редакции) (ст. 41 Закона).

При перемене места временного пребывания иностранцы обязаны зарегистрироваться по новому месту временного пребывания в течение 3 рабочих дней (вместо 5 суток в прежней редакции).

✔ Гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации, а также субъекты агроэкотуризма больше не будут осуществлять регистрацию иностранцев, временно пребывающих в Республике Беларусь. Указанные субъекты теперь будут просто информировать ОВД о таких иностранцах.

✔ Если иностранец прибыл в Республику Беларусь на срок, не превышающий 10 суток, он не подлежит регистрации как временно пребывающий (ранее 5 суток) (ст. 45 Закона).

* под нетрудоспособными детьми в данном случае понимаются:
инвалиды I или II группы; обучающиеся, получающие общее среднее, специальное образование, а также получающие впервые в дневной форме получения образования профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование.

✔ Разрешение на постоянное проживание теперь можно получить при условии проживания в Беларуси в течение 5 лет, а в случае, если иностранец относится к числу высококвалифицированных работников, этот срок сокращается до 3 лет (ст. 53 Закона). Прежней редакцией Закона требовалось 7-летнее проживание.

✔ Если иностранец осуществляет инвестиции на территории Беларуси, он также может получить разрешение на постоянное проживание. Однако если раньше необходимый минимальный размер инвестиций составлял 150 000 евро, то в новой редакции указывается сумма, кратная 15 000 базовых величин (примерно 173 000 евро).

✔ Разрешение на постоянное проживание теперь может быть аннулировано, если иностранец пребывал за пределами Республики Беларусь более 1 года с даты последнего выезда (ст. 57 Закона). Ранее такой срок составлял 183 дня.

4. Обжалование административных и иных решений государственных органов Республики Беларусь

В предыдущей редакции Закона был установлен общий срок для обжалования — 1 год со дня принятия обжалуемого решения, и срок 1 месяц для обжалования решения о высылке. Независимо от того, какое решение обжалуется, срок рассмотрения жалобы составлял 1 месяц.

В новой редакции указаны дифференцированные сроки подачи жалоб и сроки для их рассмотрения (ст. 72 Закона):

Кроме того, теперь в случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине (тяжелое заболевание, длительная командировка и другое) срок может быть восстановлен.

5. Дополнительные гарантии прав иностранцев

За иностранцами, задержанными за нарушение белорусского миграционного законодательства, закреплено право на оказание медицинской помощи — порядок и условия ее оказания, а также перечень бесплатных медицинских услуг должны определяться Совмином (ч. 4 ст. 13 Закона).

Читайте также: