Какие права были дарованы жителям польши история 9

Обновлено: 25.06.2024

Одним из европейских государств, история которого тесно связана с Россией, является Польша. Это два соседних государства и с начала их истории в их внешней политике много места занимали взаимные отношения. При этом факты и события на протяжении всех столетий взаимных отношений являются очень разными.

Например, в годы смутного времени польский королевич претендовал на получение власти в России. А уже во второй половине XVIII века в результате трех разделов Речь Посполитая перестала существовать как политически самостоятельное государство. В 1815 году в составе Российской империи было основано царство польское.

Создание Царства Польского и первая Конституция

В формировании этой автономии в составе России большую роль сыграли наполеоновские войны. После разделов Речи Посполитой исторические земли самой Польши оказались в составе Пруссии и Австрии, Россия же присоединила территории Белоруссии, Украины и Прибалтики, которые с древних времен входили в состав Киевской Руси.

После своих побед над Пруссией и Австрией правитель Франции Наполеон отнял у них польские земли и сформировал из них политически подконтрольное ему герцогство варшавское. Его военные силы были включены в состав войска, которое Наполеон вел на Россию в 1812 году. После поражения армии Наполеона в России и затем его полного разгрома и свержения с власти на Венском конгрессе правители европейских государств обсуждали вопросы послевоенного устройства.

На конгрессе было принято решение о включении территории герцогства варшавского в состав Российской империи. Предстояло определить политическое и правовое положение новой земли в России. Именно здесь на конгрессе российский император Александр I в целом согласился на принятие отдельной конституции для Польши, которую разрабатывал его сподвижник поляк из аристократии Адам Чарторыйский.

дарование конституции царству польскому

Произошло дарование конституции царству польскому. По этому документу учреждалось царство польское из собственно исторических земель Польши без присоединения к ним находившихся ранее в Речи Посполитой земель Белоруссии, Украины, Литвы. Царство по документу соединялось с Российской империей личной унией. Это означало, что российский император короновался как царь Польши.

Поляки получали несколько больше политических прав, чем подданные России. Например, определялась деятельность законодательного органа сейма, однако в принятии новых законов решающее слово оставалось за императором. Также сейм разрабатывал бюджет, который император мог изменить. Учреждалось отдельное польское войско, то есть поляки не набирались в российскую армию. Учреждались образовательные заведения на начальном и среднем уровне, школы, университет в Варшаве, где преподавание велось на местном языке. Также на своем языке поляки вели дела в судах. Им была обещана свобода слова и печатных изданий.

Подпольная деятельность польских революционеров

Однако постепенно в польской общественности стали усиливаться оппозиционные стремления. Они исходили в основном из среды аристократии, шляхты, военных, учащихся в учебных заведениях. Основное население крестьянство не проявляло выраженного интереса к политическим вопросам.

восстание в царстве польском

Из указанных слоев населения на протяжении истории царства польского периодически формировались тайные подпольные организации, которые имели в целом цель либо добиться полной политической самостоятельности Польши, либо значительного расширения прав автономии с присоединением территорий Белоруссии, Украины, Литвы, ранее входивших в Речь Посполитую.

Эти подпольные общества возникали часто в учебных заведениях среди учащихся молодых людей, в них нередко входили представители интеллигенции, деятели науки, литературы, других видов искусства. Свои организации учреждали представители шляхты, военные в своих частях. Особенностью всех этих обществ являлось в целом отсутствие общей координированности их действий, они часто либо не вступали в отношения между собой, либо не договаривались о совместной деятельности, обнаруживая разногласия по тем или иным вопросам. В ходе восстания 1830–1831 и 1863–1864 годов это достаточно ярко проявилось, когда обозначились разные подходы к решению текущих вопросов восстаний, их конечных целей, тактики. Эти восстания вообще обнаружили отсутствие ясной отчетливой программы.

Когда на сеймах при Александре I выявились первые выступления оппозиции, то его следующие заседания стали откладываться, отменялась гласность его заседаний, на них не допускались заметные деятели оппозиции. В науке считается, что это вело к усилению подпольной деятельности. В свою очередь, это приводило к новым мерам со стороны власти. Например, вводилась цензура на периодические издания, брались под контроль учебные заведения.

После подавления восстания в царстве польском 1830–1831 годов была ликвидирована автономия, упразднена местная польская армия, ряд так называемых просветительских учреждений, проводилась конфискация имений у представителей шляхты, многих из них переселяли. При императоре Александре II сначала восстанавливались некоторые прежние учреждения автономии, но после нового восстания 1863–1864 годов это было свернуто.

Возрождение Польши

В дальнейшем в целом положение в Польше не менялось вплоть до ее занятия германскими войсками в 1915 году в ходе Первой мировой войны. Ситуация контролировалась представителями императорской администрации, были упразднены особые специальные органы власти (например, государственный совет), в учебных заведениях преподавание в основном велось на русском языке, польский преподавался факультативно. В конце XIX века стало опять усиливаться общественное движение и опять учреждаться политические общества, партии. Заметное место заняли левые, социалистические организации. Шли дискуссии о построении социализма, достижении политической самостоятельности страной.

Польская Республика (Rzeczypospolita Polska) - одно из крупных государств Европы, площадь территории которого составляет 312,679 кв. км. Столица - город Варшава. Государственный язык - польский. Денежная единица - злотый. Переход в еврозону предполагается в 2015 г.

Современная Польша - одно из наиболее моноэтнических государств мира. Из 38,167 млн. человек, составляющих население страны (2009 г.) , подавляющее большинство - этнические поляки. На долю национальных меньшинств приходится менее 2% всех жителей. Главенствующей религией является католицизм (по разным оценкам, его исповедуют от 92 до 98% населения). Иными наиболее многочисленными конфессиями являются Польская Автокефальная православная церковь и Евангелистская Аугсбургская церковь.

См.: Maly rocznik statystyczny. 2010 г. Tabl. 2 (61).

Многовековая история Польского государства и национальной правовой системы, наряду с получившими всемирное признание памятниками правовой мысли и историческими победами польского народа, полна множества драматических страниц.

Память о труднейших исторических испытаниях польской нации традиционно нашла свое достойное отражение и в преамбуле действующей Конституции 1997 г. Более того, именно текст преамбулы можно назвать своеобразной декларацией национальных ценностей, определяющей основные цели и перспективы современного польского общества, свято чтящего свою историю и озабоченного будущим Отчизны. Приведем лишь фрагмент конституционной преамбулы:

". мы, польская нация, - все граждане Республики, как верующие в Бога - источник правды, справедливости, добра и красоты, так и не разделяющие этой веры, а выводящие эти универсальные ценности из иных источников,

равные в правах и обязанностях по отношению к общему благу - Польше, благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, стоившую огромных жертв, за культуру, коренящуюся в христианском наследии нации и общечеловеческих ценностях,

продолжая наилучшие традиции Первой и Второй Республик, обязавшиеся передать будущим поколениям все то ценное, что добыто более чем за тысячу лет, соединенные узами общности с нашими соотечественниками, рассеянными по свету, сознавая потребность сотрудничества со всеми странами на благо Человеческой семьи,

памятуя о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны, стремясь навсегда гарантировать гражданские права, а деятельности публичных учреждений обеспечить добросовестность и четкость, ощущая ответственность перед Богом или перед собственной совестью, вводим Конституцию Польской Республики как Основной закон для государства. "

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

§ 1. История формирования правовой системы

Древнейшие политические организации на польских землях в виде "племенных государств (княжеств)" появились в период с VIII в. до середины X в. История единого Польского государства берет начало в X в., когда Князь Мешко I из династии Пястов объединил ряд славянских племенных княжеств под своим правлением и заложил основы польской государственности. При его правлении, в апреле 966 года, поляки были обращены в христианство по латинскому (католическому) обряду. По мнению польских историков, этот политический акт возымел значительные последствия. Именно с этого времени "церковная организация становится важным элементом государственного строя", добавим, не утратившим свою значимость и в наше время . Принятие христианства дало обществу руководящие идеи, развитие которых можно заметить и в настоящее время.

В российской исторической науке, как правило, используется термин "племенное княжество", в то время как в польской историографии предпочтение отдается историческим "племенным государствам".

См.: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С. 63.

В XV и XVI вв. Польша, впоследствии объединившаяся с Литвой, была одной из крупнейших европейских держав под правлением династии Ягеллонов. Во времена правления последних представителей династии Пястов (Владислава Локетка и Казимира Великого) в стране сформировалась особая форма правления, известная только в Польше, - шляхетская Республика .

Подробнее см.: Polska. Dumna historia, wielka przyszlosc. Wyd. 3. Warszawa, 1997. S. 95 - 100.

Когда в 1572 г. династия прервалась, Польша вступила в продолжительный период упадка и в конце XVIII столетия надолго исчезла как самостоятельное государство с карты Европы в результате разделов страны между Россией, Австрией и Пруссией в 1772, 1793 и 1795 гг.

Статус суверенного государства был восстановлен лишь после Первой мировой войны в 1918 г. Однако в 1939 г. произошел четвертый раздел, в результате которого территория Польши была поделена между Германией и СССР.

С 1944 г. власть постепенно концентрировалась в руках партии коммунистического типа - созданной в январе 1942 г. Польской рабочей партии. Именно по ее инициативе в январе 1944 г. был сформирован подпольный парламент - Всепольский национальный совет. После освобождения Польши в июле 1944 г. Всепольский национальный совет образовал Польский комитет национального освобождения, который был признан СССР легитимной польской властью.

Период с 1944 по 1989 г. в польской историографии именуется периодом народной демократии и социализма советской модели. Правовая система Польской Народной Республики, наряду с типичными для социалистического права моделями, основанными на отрицании теории разделения властей, все-таки во многом сохраняла исторические институты польского права. Некоторые исследователи, отмечая преемственность в развитии польской правовой системы этого периода, это вполне резонно не только относят к бережному отношению поляков к национальной правовой традиции ("культурному национализму и консерватизму"), но и связывают с сохранением в стране значительного частного сектора .

См.: Правовые системы мира / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд. М., 2003. С. 619.

В 1989 г., после краха социалистической системы, Польша вступает на путь перехода к демократии и рыночной экономике. Активное сопровождение этих кардинальных реформ было обеспечено и обновлением польской правовой системы. При этом значительным подспорьем оказались собственный исторический опыт и достижения польской правовой культуры, остававшиеся многие годы невостребованными. Покончив с социалистической моделью устройства государства и возродив в обществе исторические идеалы и ценности польской государственности, современная Польская Республика достойно движется по сложнейшему пути восстановления национальной правовой идентичности.

Историки права по-разному определяют период, начиная с которого можно говорить о возникновении польского права. Так, профессор истории И. Лелевель возводит начало истории польского права к IX в., придавая особое значение славянскому элементу в ущерб западноевропейскому. Профессор Ф. Зигель, напротив, утверждает, что "только с момента образования Польского государства и принятия христианства, можно говорить об истории развития славянских племен, образовавших Польское государство. Следовательно, только с X в. можно говорить об истории правовой жизни Польши" .

Зигель Ф. История славянских законодательств. Варшава, 1914. Ч. II. С. 1.

Долгое время отправным пунктом истории польской правовой системы историки права рассматривали законодательную деятельность Казимира Великого (XIV в.). Однако вышедшее в 1874 г. классическое исследование Р. Губе приоткрыло завесу над эпохой, предшествующей этому периоду, и раскрыло польское право, существовавшее в XIII в.

Главными источниками достатутной эпохи были обычаи. Как правило, о них можно судить по сохранившимся грамотам, княжеским дипломам, подтверждавшим правовые действия частных лиц вроде купли-продажи, дарения, актам пожалования.

Система польского обычного права сложилась в основном до распада Польши на уделы, или, точнее говоря, до середины XII в. Особенностью польского обычного права с момента его возникновения называют различие обычаев в отдельных местностях (опольях). Только во второй половине XIII в. появляется обычное право более крупных территориальных образований - княжеств. Общепольское обычное право формируется после образования в 1295 г. Польского Королевства.

Наряду с обычным правом, появилось и постепенно развивалось право, установленное правителем в форме привилегий и статутов. В числе законодательных актов той поры знаменитые "Привилегии евреям" 1264 г. Великопольского Князя Болеслава, представлявшие "сколок с иностранных привилегий того же рода" .

Gumplowicz. Prawodawstwo polskie wzgledem zydow. Krakow, 1867. S. 9 - 12.

Позднее, начиная с XIII века, как и в большинстве соседних стран, в Польше действовало одновременно несколько правовых систем. Поскольку становление правовых источников собственного права происходило под сильным влиянием правовой культуры Западной Европы, в польской правовой системе четко прослеживается непосредственное воздействие римского, немецкого, французского, австрийского права.

Так, в городах, где в основном проживали выходцы с немецких земель, господствовало немецкое городское право. Обычное польское право действовало за пределами городов и представляло самостоятельную систему для каждого сословия. Исследователи отмечают, что через немецкое городское право в Польшу уже в Средние века проникали многие принципы и институты римского права. Отличие польского права тех времен связывают с появлением сборников, включавших ранее изданные статуты и конституции, нормы обычного права. Такой путь заменял возникающую в иных европейских государствах той эпохи кодификацию правовых источников.

Польское право подарило истории такие памятники правовой мысли, как Генриковская Книга - Книга Цистерианского монастыря в Генрикове (Силезии), содержащая правовые акты, а также записи о сделках, заключенных монастырем в XIII и начале XIV в. В мировой сокровищнице достойное место занимают и Статуты Казимира Великого, Статуты Лаского, Генриковские статьи и Радомская Конституция.

Формой первых польских правовых актов чаще всего выступали статуты. Первые из них появились уже во время правления Мешко I, в их числе Статут о единобрачии, что явилось отражением принятия христианских ценностей. В виде статута было оформлено и знаменитое завещание Кривоустого. Общими чертами всех польских статутов можно назвать отсутствие единой правовой терминологии, регламентацию в одном статуте различных отраслей права и включение не только действующих предписаний, но в ряде случаев и проектов еще не утвержденных положений.

Среди разнообразных источников древнего польского права особый интерес представляет Эльблонгская книга, случайно обнаруженная в библиотеке города Эльблонге только в середине XIX в. Памятник был составлен на немецком языке во второй половине XIII в. В истории европейского права он именуется "Древнейшим сводом польского права", в русской литературе - "Польской правдой". Это не официальная, а частная кодификация, весьма распространенная в Средние века. В рукописи подробно излагались нормы, касающиеся имущественных отношений, уголовного права и судопроизводства, а также статуса зависимых крестьян. Неизвестный составитель Эльблонгской Книги во введении указывает, что это - право польского народа. "Его мудрые давно сформулировали для него право, которым он руководствуется. Этот народ называется поляками, и его право здесь Вам оглашаю".

Конец XIV - начало XV в. можно назвать переломными годами в развитии Польского государства. Политическая раздробленность препятствовала развитию экономических отношений и установлению хозяйственных связей в стране. В Польском государстве появляется стремление к объединению страны, поддерживаемое со стороны средних и мелких феодалов, и к усилению королевской власти. В роли первого объединителя выступил великопольский князь Пшемыслав II, который в 1295 г. с согласия папы римского и принял титул короля. Объединение страны было завершено только к середине XIV в., в период правления короля Казимира Великого, который смог распространить свою власть на все исконно польские земли (кроме Гданьского Поморья и Силезии).

Победа сторонников централизации и создание объединенного Польского государства потребовало выработки общегосударственных законов, которые были призваны заменить устаревшие нормы обычного права и княжеские распоряжения, имевшие свои особенности и отличия в каждом удельном княжестве. Именно поэтому в XIV в. были созданы единые судебники, объединенные позднее (предположительно в 1420 - 1423 гг.) в Полный свод Статутов Казимира Великого.

Необходимость создания общегосударственного свода законов, который привел бы в систему все ранее принятые законы и обычаи, сохранившие свое действие, наряду с потребностью упорядочения всей системы законодательства, была провозглашена и в тексте самих Статутов. Так, ст. 119 гласит: "Так как народ, находящийся под властью одного Короля, не должен пользоваться различным правом, чтобы он не был подобен чудовищу с несколькими головами, для всеобщего блага полезно, чтобы на основании одного и одинакового права, как в Кракове, так и во всей Польше судили. Так же один Король, одно право и одна монета во всем Королевстве должны быть".

Статуты Казимира Великого были изданы в 50 - 60 гг. XIV в. отдельно для Великой Польши и для Малой Польши. Историческое значение не только данных правовых памятников, но и личности самого короля Казимира Великого, правившего Польшей в 1333 - 1370 гг., до сих пор хранится в памяти Польской Нации. Великий польский реформатор Казимир Великий способствовал подлинному расцвету польской нации и укреплению как международной, так и внутригосударственной позиции польских властей. Именно Казимир Великий основал в 1364 г. первый польский университет - Краковскую Академию. Решением Сейма Третьей Польской Республики 2010 г. был провозглашен "Годом памяти последнего Короля из исторической династии Пястов" (в честь 700-летия со дня его рождения).

Как отмечается историками права, важнейшей чертой позднефеодального права Польши явилось то, что многие его элементы (в том числе принцип liberum veto) опирались не непосредственно на законодательные акты, а лишь на обычай и расширительное толкование закона .

См.: Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000. Гл. 6.

Писаное, установленное властью право выдвигается на первое место в отношении обычного права с конца XV в. и становится основным правовым источником права. Исторические материалы свидетельствуют, что старейшие постановления общего (вального) Сейма, именуемые тогда "конституциями", датированы 1493 г. Их проекты записывались в посольской избе (палате депутатов), часто согласовывались с сенаторами и королем и принимались на совместном заседании обеих палат в присутствии короля. Различались вечные конституции, действие которых не было ограничено во времени, и временные конституции, срок действия которых определялся при принятии. Так, Генриковские статьи 1573 г., объединенные впоследствии, после элекции 1632 г., с пактами конвентами в один акт, были причислены к кардинальным (основным) нормам шляхетской Речи Посполитой .

Подробнее см.: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. Указ. соч. С. 179 - 182.

Одним из первых актов конституционного характера в польской историографии рассматривается Закон "Nihil novi nisi commune consensus" ("Нечего нового без всеобщего согласия"), чаще именуемый просто Nihil novi. Закон, принятый в 1505 г. на сессии Сейма в Радоме, вошел в историю как Радомская Конституция.

Сутью этого Закона было усиление позиции шляхты, которая, начиная с Кошицких Привилегий, изданных в 1374 г. во времена Людовика Венгерского, утвердивших права рыцарского сословия, постепенно закрепляла свое расширяющееся влияние на осуществление власти в государстве. Отметим, что наиболее важные налоговые привилегии, а также знаменитое право личной неприкосновенности и запрет на арест без приговора суда от 1432 г. Neminem captivabisum nisi victim опередили английский законодательный акт Habeas Corpus Act практически на 256 лет .

В правовой историографии подлинно революционное для тех времен значение Радомской Конституции оценивается столь высоко, что именно она признается границей определенного периода развития польского права.

Радомская Конституция запрещала королям принимать новые законы без согласия шляхты. Закон, принятый Сеймом, должен быть согласован тремя представленными в нем сословиями: королем, сенаторами и земскими депутатами. Позднее шляхта будет трактовать положения этого Закона для обоснования принципа единогласия при принятии решения. Протест хотя бы одного из депутатов или сенаторов против постановления Сейма означал отклонение всех ранее принятых этим Сеймом постановлений. Так называемый принцип liberum veto был отменен лишь Конституцией 1791 г. Все постановления данного Сейма составляли единое целое и публиковались как конституция Сейма, например Anno Domini 1667.

Подписанный королем Александром Ягеллоном 3 мая 1505 г. Закон рассматривают как заключительный шаг в ограничении власти польского короля и формировании шляхетской демократии или шляхетской Республики. Напомним, что к тому времени уже были приняты Нешавские статуты 1454 г., расширившие права шляхты, и Мельницкая привилегия 1501 г., усилившая власть магнатов. Именно Нешавский Статут 1454 г. превратил Польшу, по мнению ряда историков, в Республику, где высшая власть принадлежит Сейму.

После принятия Радомской Конституции общеупотребительным становится по отношению к польской системе государственного устройства использование термина Речь Посполитая (Rzeczpospolita). Позднее, после объединения Польши и Великого Литовского княжества, на Люблинском Сейме 1569 г., этим термином стали обозначать единое Польско-Литовское государство.

С начала XVI в. прослеживается тенденция к сведению воедино всего накопившегося правового материала в виде всеобъемлющего, общеобязательного законодательного акта. Первым актом такого рода считается Статут Лаского, составленный в 1505 г. по приказу короля Александра и утвержденный на Радомском сейме в том же году.

На Сейме, созванном для избрания короля 20 мая 1573 г. в Варшаве, были объединены правовые акты, названные впоследствии Генриковскими статьями (по имени первого подписавшего их при вступлении на трон короля - Генриха Валуа). Они представляли составную часть Общего постановления Сейма - Конфедерации Варшавской.

Данный акт (ст. 21) устанавливал важнейшие принципы устройства Речи Посполитой. При этом ничего похожего в тот период не существовало нигде в Европе. Документ содержал пункты о добровольном договоре между властью и подданными о власти. Неслучайно Генриковские статьи называются некоторыми историками предтечей современных конституций.

Генриковские статьи были одним из первых в Европе актов, провозгласивших принцип религиозной толерантности. Они гарантировали безусловный и вечный мир между разноверцами, провозглашали принципы свободы вероисповедания и толерантности.

Государственный герб Царства польского – польский орёл на фоне герба России

Так называемые "разделы Польши" (1772–1795 гг.) между Германией, Австро-Венгрией и Россией диктовались с российской стороны возвращением исконно русских земель, ранее отторгнутых поляками. Лишь после войны 1812–1814 гг., в которой поляки активно поддержали армию Наполеона, по решению Венского конгресса 1815 г. России были переданы собственно польские территории.

На Венском конгрессе, открывшемся осенью 1814 г. основные противоречия между державами вскрылись именно при обсуждении польского вопроса. Австрия, Пруссия (на первом этапе), Франция и главным образом Англия оспаривали выдвинутый Императором Александром I проект присоединения территории Княжества Варшавского к России. Острые разногласия вызвал вопрос о размерах территории, которая будет присоединена к России, и о статусе этой территории – будет ли она провинцией или конституционным Королевством.

3 мая 1815 г., наконец, были подписаны договоры между Россией, Пруссией и Австрией о Варшавском княжестве, а 9 июня – генеральный акт Венского конгресса. Пруссия получила Познанский и Быдгощский департаменты Варшавского княжества, из которых образовалось Великое княжество Познанское, а также город Гданьск; Австрия получала район Велички. Краков и его окрестности стали "вольным городом" под протекторатом Австрии, Пруссии и России. Оставшаяся территория была присоединена к России и составила Королевство (Царство) Польское с территорией около 127 700 кв. км и населением 3,2 млн. человек. Этот успех российской дипломатии объяснялся прежде всего статусом России как победительницы на тот момент: русские войска были основной силой, разгромившей Наполеона, и Европа должна была с этим считаться.

Желая заручиться расположением польского общества, Император Александр I сразу же после окончания военных действий амнистировал польских офицеров и солдат, воевавших у Наполеона против России. В 1814 г. польское войско вернулось домой из Франции. Восстановление суверенного Польского государства в составе Российской империи (по образцу присоединенного в 1809 г. Великого Княжества Финляндского) вызывало сочувствие среди влиятельных кругов польской шляхты, которые в этом усматривали необходимое условие сохранения своих сословных преимуществ.

17 ноября 1815 г. Император Александр I даровал полякам статус суверенного Царства (Королевства) Польского с собственной Конституцией. Конституция сохраняла традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в выборности администрации и судей. Польша сохраняла свое правительство, армию (она была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования), национальную денежную единицу – злотый. Польский язык по-прежнему носил статус государственного. Важнейшие правительственные должности занимались поляками. Высшей законодательной властью был Сейм Царства Польского, который был торжественно открыт в 1818 г. самим Императором Александром I в доказательство возможности мирного развития польской нации в рамках Империи как западно-славянского звена, связующего Россию с Западной Европой.

Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус – свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В Центральной Европе после 1815 г. Польское Королевство было единственной страной с парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.

В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено (по российскому образцу), что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Иудеи отныне были лишены политических прав как приверженцы антихристианской религии.

Конституция провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией, общностью царствующей династии. Российский Император становился польским королем и вступал на польский трон в соответствии с порядком наследования престола, существовавшим в Российской империи. Однако в Польском Царстве Император-король был конституционным, его власть ограничивал изданный им самим конституционный закон.

Законодательная инициатива принадлежала Императору-королю, но он свою законодательную власть он должен был осуществлять вместе с сеймом. Правда, при утверждении конституции Александр I внес в ее текст поправку: он оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет и на неопределенное время откладывать его созыв. Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы. В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа избираемых депутатов Посольской избы, которая состояла из 128 членов. Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета.

Заместителем Императора-короля в Польше являлся наместник, исполняющий свои функции в отсутствие монарха в Королевстве. Центральным органом управления при наместнике был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет. В состав Административного Совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые Императором-королем. Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826 г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом.

В Варшаве был учрежден высший суд Царства Польского, который рассматривал в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. Дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных правительственными чиновниками рассматривал Верховный суд Королевства, в составе из всех членов Сената.

Большинство шляхетского общества с удовлетворением приняло конституцию 1815 г. Ее считали вполне отвечающей сословным интересам польского дворянства. Хуже обстояло дело с "общественностью": стали появляться и укореняться либеральные воззрения, создавались новые органы печати, тайные антиправительственные организации. Этого было достаточно, чтобы ввести вопреки конституции цензуру на газеты и журналы, а затем на все печатные издания. Критике все больше подвергалась российская власть в лице наместника, Великого князя Константина Павловича, которая в стремлении удержать порядок де факто отодвинула на задний план все другие органы государственной власти.

Так уже с момента возникновения Королевства Польского, появилась и в 1820-х гг. достигла значительного уровня нелегальная оппозиция – тайные революционные организации. Сеймовую и нелегальную оппозицию объединяло стремление к восстановлению прежних польских границ, главным образом за счет утраченных вследствии первых трех "разделов" земель Литвы, Белоруссии и Украины. Общность этого стремления в сочетании с неодинаковыми социально-политическими программами различных течений отразилось на характере восстания 1830-1831 г., которое привело к утрате Конституции.

Польская Республика (Rzeczypospolita Polska) - одно из крупных государств Европы, площадь территории которого составляет 312,679 кв. км. Столица - город Варшава. Государственный язык - польский. Денежная единица - злотый. Переход в еврозону предполагается в 2015 г.

Современная Польша - одно из наиболее моноэтнических государств мира. Из 38,167 млн. человек, составляющих население страны (2009 г.) , подавляющее большинство - этнические поляки. На долю национальных меньшинств приходится менее 2% всех жителей. Главенствующей религией является католицизм (по разным оценкам, его исповедуют от 92 до 98% населения). Иными наиболее многочисленными конфессиями являются Польская Автокефальная православная церковь и Евангелистская Аугсбургская церковь.

См.: Maly rocznik statystyczny. 2010 г. Tabl. 2 (61).

Многовековая история Польского государства и национальной правовой системы, наряду с получившими всемирное признание памятниками правовой мысли и историческими победами польского народа, полна множества драматических страниц.

Память о труднейших исторических испытаниях польской нации традиционно нашла свое достойное отражение и в преамбуле действующей Конституции 1997 г. Более того, именно текст преамбулы можно назвать своеобразной декларацией национальных ценностей, определяющей основные цели и перспективы современного польского общества, свято чтящего свою историю и озабоченного будущим Отчизны. Приведем лишь фрагмент конституционной преамбулы:

". мы, польская нация, - все граждане Республики, как верующие в Бога - источник правды, справедливости, добра и красоты, так и не разделяющие этой веры, а выводящие эти универсальные ценности из иных источников,

равные в правах и обязанностях по отношению к общему благу - Польше, благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, стоившую огромных жертв, за культуру, коренящуюся в христианском наследии нации и общечеловеческих ценностях,

продолжая наилучшие традиции Первой и Второй Республик, обязавшиеся передать будущим поколениям все то ценное, что добыто более чем за тысячу лет, соединенные узами общности с нашими соотечественниками, рассеянными по свету, сознавая потребность сотрудничества со всеми странами на благо Человеческой семьи,

памятуя о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны, стремясь навсегда гарантировать гражданские права, а деятельности публичных учреждений обеспечить добросовестность и четкость, ощущая ответственность перед Богом или перед собственной совестью, вводим Конституцию Польской Республики как Основной закон для государства. "

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

§ 1. История формирования правовой системы

Древнейшие политические организации на польских землях в виде "племенных государств (княжеств)" появились в период с VIII в. до середины X в. История единого Польского государства берет начало в X в., когда Князь Мешко I из династии Пястов объединил ряд славянских племенных княжеств под своим правлением и заложил основы польской государственности. При его правлении, в апреле 966 года, поляки были обращены в христианство по латинскому (католическому) обряду. По мнению польских историков, этот политический акт возымел значительные последствия. Именно с этого времени "церковная организация становится важным элементом государственного строя", добавим, не утратившим свою значимость и в наше время . Принятие христианства дало обществу руководящие идеи, развитие которых можно заметить и в настоящее время.

В российской исторической науке, как правило, используется термин "племенное княжество", в то время как в польской историографии предпочтение отдается историческим "племенным государствам".

См.: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С. 63.

В XV и XVI вв. Польша, впоследствии объединившаяся с Литвой, была одной из крупнейших европейских держав под правлением династии Ягеллонов. Во времена правления последних представителей династии Пястов (Владислава Локетка и Казимира Великого) в стране сформировалась особая форма правления, известная только в Польше, - шляхетская Республика .

Подробнее см.: Polska. Dumna historia, wielka przyszlosc. Wyd. 3. Warszawa, 1997. S. 95 - 100.

Когда в 1572 г. династия прервалась, Польша вступила в продолжительный период упадка и в конце XVIII столетия надолго исчезла как самостоятельное государство с карты Европы в результате разделов страны между Россией, Австрией и Пруссией в 1772, 1793 и 1795 гг.

Статус суверенного государства был восстановлен лишь после Первой мировой войны в 1918 г. Однако в 1939 г. произошел четвертый раздел, в результате которого территория Польши была поделена между Германией и СССР.

С 1944 г. власть постепенно концентрировалась в руках партии коммунистического типа - созданной в январе 1942 г. Польской рабочей партии. Именно по ее инициативе в январе 1944 г. был сформирован подпольный парламент - Всепольский национальный совет. После освобождения Польши в июле 1944 г. Всепольский национальный совет образовал Польский комитет национального освобождения, который был признан СССР легитимной польской властью.

Период с 1944 по 1989 г. в польской историографии именуется периодом народной демократии и социализма советской модели. Правовая система Польской Народной Республики, наряду с типичными для социалистического права моделями, основанными на отрицании теории разделения властей, все-таки во многом сохраняла исторические институты польского права. Некоторые исследователи, отмечая преемственность в развитии польской правовой системы этого периода, это вполне резонно не только относят к бережному отношению поляков к национальной правовой традиции ("культурному национализму и консерватизму"), но и связывают с сохранением в стране значительного частного сектора .

См.: Правовые системы мира / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд. М., 2003. С. 619.

В 1989 г., после краха социалистической системы, Польша вступает на путь перехода к демократии и рыночной экономике. Активное сопровождение этих кардинальных реформ было обеспечено и обновлением польской правовой системы. При этом значительным подспорьем оказались собственный исторический опыт и достижения польской правовой культуры, остававшиеся многие годы невостребованными. Покончив с социалистической моделью устройства государства и возродив в обществе исторические идеалы и ценности польской государственности, современная Польская Республика достойно движется по сложнейшему пути восстановления национальной правовой идентичности.

Историки права по-разному определяют период, начиная с которого можно говорить о возникновении польского права. Так, профессор истории И. Лелевель возводит начало истории польского права к IX в., придавая особое значение славянскому элементу в ущерб западноевропейскому. Профессор Ф. Зигель, напротив, утверждает, что "только с момента образования Польского государства и принятия христианства, можно говорить об истории развития славянских племен, образовавших Польское государство. Следовательно, только с X в. можно говорить об истории правовой жизни Польши" .

Зигель Ф. История славянских законодательств. Варшава, 1914. Ч. II. С. 1.

Долгое время отправным пунктом истории польской правовой системы историки права рассматривали законодательную деятельность Казимира Великого (XIV в.). Однако вышедшее в 1874 г. классическое исследование Р. Губе приоткрыло завесу над эпохой, предшествующей этому периоду, и раскрыло польское право, существовавшее в XIII в.

Главными источниками достатутной эпохи были обычаи. Как правило, о них можно судить по сохранившимся грамотам, княжеским дипломам, подтверждавшим правовые действия частных лиц вроде купли-продажи, дарения, актам пожалования.

Система польского обычного права сложилась в основном до распада Польши на уделы, или, точнее говоря, до середины XII в. Особенностью польского обычного права с момента его возникновения называют различие обычаев в отдельных местностях (опольях). Только во второй половине XIII в. появляется обычное право более крупных территориальных образований - княжеств. Общепольское обычное право формируется после образования в 1295 г. Польского Королевства.

Наряду с обычным правом, появилось и постепенно развивалось право, установленное правителем в форме привилегий и статутов. В числе законодательных актов той поры знаменитые "Привилегии евреям" 1264 г. Великопольского Князя Болеслава, представлявшие "сколок с иностранных привилегий того же рода" .

Gumplowicz. Prawodawstwo polskie wzgledem zydow. Krakow, 1867. S. 9 - 12.

Позднее, начиная с XIII века, как и в большинстве соседних стран, в Польше действовало одновременно несколько правовых систем. Поскольку становление правовых источников собственного права происходило под сильным влиянием правовой культуры Западной Европы, в польской правовой системе четко прослеживается непосредственное воздействие римского, немецкого, французского, австрийского права.

Так, в городах, где в основном проживали выходцы с немецких земель, господствовало немецкое городское право. Обычное польское право действовало за пределами городов и представляло самостоятельную систему для каждого сословия. Исследователи отмечают, что через немецкое городское право в Польшу уже в Средние века проникали многие принципы и институты римского права. Отличие польского права тех времен связывают с появлением сборников, включавших ранее изданные статуты и конституции, нормы обычного права. Такой путь заменял возникающую в иных европейских государствах той эпохи кодификацию правовых источников.

Польское право подарило истории такие памятники правовой мысли, как Генриковская Книга - Книга Цистерианского монастыря в Генрикове (Силезии), содержащая правовые акты, а также записи о сделках, заключенных монастырем в XIII и начале XIV в. В мировой сокровищнице достойное место занимают и Статуты Казимира Великого, Статуты Лаского, Генриковские статьи и Радомская Конституция.

Формой первых польских правовых актов чаще всего выступали статуты. Первые из них появились уже во время правления Мешко I, в их числе Статут о единобрачии, что явилось отражением принятия христианских ценностей. В виде статута было оформлено и знаменитое завещание Кривоустого. Общими чертами всех польских статутов можно назвать отсутствие единой правовой терминологии, регламентацию в одном статуте различных отраслей права и включение не только действующих предписаний, но в ряде случаев и проектов еще не утвержденных положений.

Среди разнообразных источников древнего польского права особый интерес представляет Эльблонгская книга, случайно обнаруженная в библиотеке города Эльблонге только в середине XIX в. Памятник был составлен на немецком языке во второй половине XIII в. В истории европейского права он именуется "Древнейшим сводом польского права", в русской литературе - "Польской правдой". Это не официальная, а частная кодификация, весьма распространенная в Средние века. В рукописи подробно излагались нормы, касающиеся имущественных отношений, уголовного права и судопроизводства, а также статуса зависимых крестьян. Неизвестный составитель Эльблонгской Книги во введении указывает, что это - право польского народа. "Его мудрые давно сформулировали для него право, которым он руководствуется. Этот народ называется поляками, и его право здесь Вам оглашаю".

Конец XIV - начало XV в. можно назвать переломными годами в развитии Польского государства. Политическая раздробленность препятствовала развитию экономических отношений и установлению хозяйственных связей в стране. В Польском государстве появляется стремление к объединению страны, поддерживаемое со стороны средних и мелких феодалов, и к усилению королевской власти. В роли первого объединителя выступил великопольский князь Пшемыслав II, который в 1295 г. с согласия папы римского и принял титул короля. Объединение страны было завершено только к середине XIV в., в период правления короля Казимира Великого, который смог распространить свою власть на все исконно польские земли (кроме Гданьского Поморья и Силезии).

Победа сторонников централизации и создание объединенного Польского государства потребовало выработки общегосударственных законов, которые были призваны заменить устаревшие нормы обычного права и княжеские распоряжения, имевшие свои особенности и отличия в каждом удельном княжестве. Именно поэтому в XIV в. были созданы единые судебники, объединенные позднее (предположительно в 1420 - 1423 гг.) в Полный свод Статутов Казимира Великого.

Необходимость создания общегосударственного свода законов, который привел бы в систему все ранее принятые законы и обычаи, сохранившие свое действие, наряду с потребностью упорядочения всей системы законодательства, была провозглашена и в тексте самих Статутов. Так, ст. 119 гласит: "Так как народ, находящийся под властью одного Короля, не должен пользоваться различным правом, чтобы он не был подобен чудовищу с несколькими головами, для всеобщего блага полезно, чтобы на основании одного и одинакового права, как в Кракове, так и во всей Польше судили. Так же один Король, одно право и одна монета во всем Королевстве должны быть".

Статуты Казимира Великого были изданы в 50 - 60 гг. XIV в. отдельно для Великой Польши и для Малой Польши. Историческое значение не только данных правовых памятников, но и личности самого короля Казимира Великого, правившего Польшей в 1333 - 1370 гг., до сих пор хранится в памяти Польской Нации. Великий польский реформатор Казимир Великий способствовал подлинному расцвету польской нации и укреплению как международной, так и внутригосударственной позиции польских властей. Именно Казимир Великий основал в 1364 г. первый польский университет - Краковскую Академию. Решением Сейма Третьей Польской Республики 2010 г. был провозглашен "Годом памяти последнего Короля из исторической династии Пястов" (в честь 700-летия со дня его рождения).

Как отмечается историками права, важнейшей чертой позднефеодального права Польши явилось то, что многие его элементы (в том числе принцип liberum veto) опирались не непосредственно на законодательные акты, а лишь на обычай и расширительное толкование закона .

См.: Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000. Гл. 6.

Писаное, установленное властью право выдвигается на первое место в отношении обычного права с конца XV в. и становится основным правовым источником права. Исторические материалы свидетельствуют, что старейшие постановления общего (вального) Сейма, именуемые тогда "конституциями", датированы 1493 г. Их проекты записывались в посольской избе (палате депутатов), часто согласовывались с сенаторами и королем и принимались на совместном заседании обеих палат в присутствии короля. Различались вечные конституции, действие которых не было ограничено во времени, и временные конституции, срок действия которых определялся при принятии. Так, Генриковские статьи 1573 г., объединенные впоследствии, после элекции 1632 г., с пактами конвентами в один акт, были причислены к кардинальным (основным) нормам шляхетской Речи Посполитой .

Подробнее см.: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. Указ. соч. С. 179 - 182.

Одним из первых актов конституционного характера в польской историографии рассматривается Закон "Nihil novi nisi commune consensus" ("Нечего нового без всеобщего согласия"), чаще именуемый просто Nihil novi. Закон, принятый в 1505 г. на сессии Сейма в Радоме, вошел в историю как Радомская Конституция.

Сутью этого Закона было усиление позиции шляхты, которая, начиная с Кошицких Привилегий, изданных в 1374 г. во времена Людовика Венгерского, утвердивших права рыцарского сословия, постепенно закрепляла свое расширяющееся влияние на осуществление власти в государстве. Отметим, что наиболее важные налоговые привилегии, а также знаменитое право личной неприкосновенности и запрет на арест без приговора суда от 1432 г. Neminem captivabisum nisi victim опередили английский законодательный акт Habeas Corpus Act практически на 256 лет .

В правовой историографии подлинно революционное для тех времен значение Радомской Конституции оценивается столь высоко, что именно она признается границей определенного периода развития польского права.

Радомская Конституция запрещала королям принимать новые законы без согласия шляхты. Закон, принятый Сеймом, должен быть согласован тремя представленными в нем сословиями: королем, сенаторами и земскими депутатами. Позднее шляхта будет трактовать положения этого Закона для обоснования принципа единогласия при принятии решения. Протест хотя бы одного из депутатов или сенаторов против постановления Сейма означал отклонение всех ранее принятых этим Сеймом постановлений. Так называемый принцип liberum veto был отменен лишь Конституцией 1791 г. Все постановления данного Сейма составляли единое целое и публиковались как конституция Сейма, например Anno Domini 1667.

Подписанный королем Александром Ягеллоном 3 мая 1505 г. Закон рассматривают как заключительный шаг в ограничении власти польского короля и формировании шляхетской демократии или шляхетской Республики. Напомним, что к тому времени уже были приняты Нешавские статуты 1454 г., расширившие права шляхты, и Мельницкая привилегия 1501 г., усилившая власть магнатов. Именно Нешавский Статут 1454 г. превратил Польшу, по мнению ряда историков, в Республику, где высшая власть принадлежит Сейму.

После принятия Радомской Конституции общеупотребительным становится по отношению к польской системе государственного устройства использование термина Речь Посполитая (Rzeczpospolita). Позднее, после объединения Польши и Великого Литовского княжества, на Люблинском Сейме 1569 г., этим термином стали обозначать единое Польско-Литовское государство.

С начала XVI в. прослеживается тенденция к сведению воедино всего накопившегося правового материала в виде всеобъемлющего, общеобязательного законодательного акта. Первым актом такого рода считается Статут Лаского, составленный в 1505 г. по приказу короля Александра и утвержденный на Радомском сейме в том же году.

На Сейме, созванном для избрания короля 20 мая 1573 г. в Варшаве, были объединены правовые акты, названные впоследствии Генриковскими статьями (по имени первого подписавшего их при вступлении на трон короля - Генриха Валуа). Они представляли составную часть Общего постановления Сейма - Конфедерации Варшавской.

Данный акт (ст. 21) устанавливал важнейшие принципы устройства Речи Посполитой. При этом ничего похожего в тот период не существовало нигде в Европе. Документ содержал пункты о добровольном договоре между властью и подданными о власти. Неслучайно Генриковские статьи называются некоторыми историками предтечей современных конституций.

Генриковские статьи были одним из первых в Европе актов, провозгласивших принцип религиозной толерантности. Они гарантировали безусловный и вечный мир между разноверцами, провозглашали принципы свободы вероисповедания и толерантности.

Читайте также: