Кто осуществляет общепедагогическую деятельность в обществе
Обновлено: 25.06.2024
Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие/ Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.:Питер, 2006. – с.141 – 150.
Общие сведения педагогической профессии: учеб. пособие/ авт.-сост.: И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: Изд-во БГПУ, 2005. – 195 с.
Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие/ И.И.Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – с. 171 – 187.
Сущность педагогической деятельности
Деятельность — с одной стороны это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой — способ их существования и развития.
1) Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
2) Становится фактором развития духовного мира человека и условием реаизации его культурных потребностей;
3) Является сферой достижения жизненных целей, успехов;
4) Создает условия для самореализации человека;
5) Является источником научного познания, самопознания;
6) Обеспечивает преобразование окружающей среды.
Деятельность человека - необходимое условие его развития в процессе которого он приобретает жизненный опыт, познает окружающую жизнь, усваивает знания, вырабатывает умения и навыки — благодаря чему развивается сам и его деятельность.
Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту.
Профессиональная деятельность учителя — это особый вид общественно необходимого труда взрослых, направленный на подготовку подрастающих поколений к жизни.
Педагогическая деятельность — один из видов практического искусства.
Педагогическая деятельность - целенаправленная, т.к. педагог ставит перед собой определенную цель (воспитать отзывчивость, обучить работе на швейной машинке) В широком смысле пед. деятельность направлена на передачу опыта подрастающим поколениям. Значит, педагогика как наука изучает особый вид деятельности по приобщению человека к жизни общества.
Пед. деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие на учащегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.
Пед. деятельность возникла на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколением умений и норм социального поведения.
Школа, училище, колледжи, являются ведущими социальными институтами, основное назначение которых - организация эффективной педагогической деятельности.
Пед.деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации осуществляют общепедагогическую деятельность.
Профессиональная пед. деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Сущность пед. деятельности А.Н.Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действия, результата. Цель - это системообразующая характеристика.
Пед. деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Структура пед. деятельности:
1. цель деятельности;
2. субъект деятельности (преподаватель);
3. объект-субъект деятельности (ученики);
4. содержание деятельности;
5. способы деятельности;
6. результат деятельности.
Цель пед. деятельности.
Цель — это то, к чему стремятся. Общей стратегической целью педагогической деятельности и целью воспитания является воспитание гармонично развитой личности.
Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также тенденций общественного развития.
А.С.Макаренко цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.
Достижение данной цели требует от учителя высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства, и осуществляется только в деятельности, направленной на решение поставленных задач как частей цели.
Понятие педагогической деятельности. Характеристика основных компонентов педагогической деятельности. Виды и функции педагогической деятельности.
Суть человеческой деятельности состоит в преобразовании действительности, в активном воздействии самого человека на предметный мир.
Деятельность – это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Педагогическая деятельность – это последовательность действий, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника. Возникла она на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения.
Эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, имеющие специальное педагогическое образование, в специально организованных обществом образовательных учреждениях (от дошкольных – до учреждений дополнительного образования, повышения квалификации и т.д.). Все остальные лица (родители, представители общественных организаций, средств массовой коммуникации и др.) осуществляют общепедагогическую деятельность.
Педагогическую деятельность можно представить как совокупность следующих компонентов:
§ субъект деятельности (педагог);
§ объект-субъект деятельности (воспитанник);
§ способы и средства деятельности;
Цель педагогической деятельности определяется обществом, она разрабатывается и формулируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития. Специфика ее заключается в том, что эта цель только тогда будет достигнута, реализована, когда она станет и целью самой личностьи, включенной в педагогический процесс.
Субъект педагогической деятельности – это тот, кто воздействует на воспитанника, - учитель, воспитатель. Основной инструмент воздействия на ребенка – личность педагога, его знания и умения. Только в случае принятия учениками учителя происходит действительное педагогическое воздействие.
В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Особое место в ряду объектов педагогической деятельности занимает ребенок. Он рассматривается как объект-субъект этой деятельности, так как является соучастником педагогического процесса, обладая своими целями, мотивами, личным поведением.
Содержанием педагогической деятельности является процесс организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, направленный на освоение ими предметного, социокультурного опыта как основы и условия развития, процесс организации собственной деятельности.
Способы и средства педагогической деятельности – это различные пути передачи социального опыта (рассказ, объяснение, совместная работа), подкрепленные идеальными и материальными носителями этого опыта (слово учителя, учебники, технические средства и др.).
Результатом педагогической деятельности, т.е. выполнением ее основной цели, является развитие ребенка: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, субъекта учебно-воспитательной деятельности.
Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.
Преподавание – это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен преимущественно на управление познавательной деятельностью школьников.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.
К видам педагогической деятельности также относят деятельность по самообразованию и самовоспитанию учителя, административную, организаторскую, методическую, внешкольную, научно-исследовательскую.
Функциями педагогической деятельности являются (функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль): диагностическая, проектировочная, конструктивная, коммуникативная, информационно-объяснительная, организаторская, исследовательско-творческая.
Вопросы и задания:
1. Перечислите и прокомментируйте важнейшие характеристики педагогической деятельности.
2. Дайте краткую характеристику каждой из функций педагогической деятельности.
Под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности взрослых, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным подходам и представим деятельность педагога как разновидность педагогической системы.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предметность.
Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.
Следует заметить, что эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации, являлись вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса, осуществляют общепедагогическую деятельность.
Деятельность педагога по общественным функциям, по требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Специфика педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом ее является личность человека.
Педагогическая деятельность как специфическое явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов: а) цель деятельности; б) предмет деятельности; в) средства деятельности. Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду деятельности.
В таком случае в чем же специфика деятельности педагогической?
Во-первых, в целевой установке, общественной значимости педагогической деятельности, в ходе которой в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализующую природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых, в предмете педагогической деятельности, под которым, согласно И.А. Зимней, понимается организация педагогом учебной, внеклассной или внешкольной деятельности обучающихся, воспитанников, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия их личностного становления и развития. В ходе педагогической деятельности осуществляется взаимодействие между человеком, овладевшим общей и профессиональной культурой (педагог), и человеком с его уникальной совокупностью индивидуальных качеств, овладевающим ею (обучающийся, воспитанник).
Такая специфика предмета педагогической деятельности усложняет его сущность, поскольку воспитанник — такой объект, который уже является продуктом воздействия целого ряда факторов (семья, друзья, средства массовой информации и пр.).
Многие из этих факторов (например, средства массовой информации) действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях. И самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, — это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогическая деятельность и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности самого воспитанника.
В-третьих, в педагогических средствах, выступающих составной частью учебно-воспитательного процесса и обеспечивающих его функционирование и достижение поставленных целей. Педагогические средства, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогической деятельности, как и в других видах деятельности, различают ее субъект и объект (предмет). Однако учащийся или воспитанник выступает в этой деятельности не только объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы его самовоспитания и самообучения. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане — непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге обусловливаются потребностями общества в определенных типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и результат педагогического деятельности — человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогической деятельности - человек — способен к дальнейшему саморазвитию, и воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца является процессом межличностного взаимодействия людей, следовательно, закономерно содержит в себе нравственные начала.
Особо следует сказать о специфике педагогической деятельности учителя сельской школы. В настоящее время сельская школа является чаще всего единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов сельской жизни. В этих условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны.
Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех общеобразовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн. человек) учащихся и работает 40,7% учителей (685 тыс. человек); на долю начальных общеобразовательных учреждений приходится 31%, общеобразовательных учреждений основного общего образования — 25%, общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования — 44 %.
При этом усиливается тенденция сокращения численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. За последние десять лет их количество сократилось примерно на две тысячи.
К объективным факторам, способствующим повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяйственное окружение и близость к природе, которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания учащихся с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру. Наличие в сельской местности личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупреждению трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятельность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности.
Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.
Данная специфика определяется также и преимуществами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:
♦ более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя; (в городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются в силу смешанного национального состава жителей, отрыва от исторических корней);
♦ достаточно четким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;
♦ близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей; принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы;
♦ оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем (рис 5).
Исторически сложившиеся особенности сельского расселения, огромные пространственные контрасты, социально-экономические различия регионов России определили такую особенность сельской школы, как ее малочисленность (5604 школы с количеством обучающихся до 10 человек), что создает проблемы, требующие незамедлительного и кардинального решения.
К данным проблемам относятся следующие.
1. Устаревшая материально-техническая база. В настоящее время более 15 тыс. сельских школ требуют капитального ремонта, около трех тысяч находятся в аварийном состоянии.
2. Слабое кадровое и финансовое обеспечение. Недостаточная укомплектованность общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, кадрами, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% учителей, среднее профессиональное'— 23,2%) снижают качество образования. Сокращение объема и источников финансирования сельской школы ведет к дальнейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, при этом удельные затраты бюджета на одного обучающегося в сельских общеобразовательных учреждениях остаются более высокими, чем затраты на одного обучающегося в городских общеобразовательных учреждениях.
3. Отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для подвоза обучающихся к школе негативно влияет на организацию образовательного процесса.
4. Низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования по сравнению с городскими, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, не могут дать обучающимся качественное образование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
6. Обучение в сельских школах позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечаются повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с постоянным контролем и оценкой их знаний.
7. К проблемам малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психологической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограниченно деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
8. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и со спецификой педагогической деятельности сельского учителя.
Прежде всего, необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2—3 предмета, там единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функционируют на базе дневных школ. Конечно, преподавание учителем нескольких предметов имеет и некоторые положительные моменты. В частности, это позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы, обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не видеть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:
♦ дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не по своей специальности;
♦ вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последовательно на нескольких уроках, что в случае не сложившихся взаимоотношений между учителем и учащимися может привести к педагогическому конфликту. Преподавание учителем нескольких предметов ведет порой к искаженному представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, что необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрицательное представление о ребенке;
9. В условиях сельской школы значительно сложнее обстоят дела с повышением квалификации учителей, обменом опытом учебно-воспитательной работы. Учительские коллективы - сельских школ в среднем насчитывают 12—15 человек (городские 35—40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представлены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно.
В силу этого повышается роль самообразования в формировании педагогического профессионализма сельского учителя. Однако сельским педагогам сложнее поддерживать связь с различными методическими службами, библиотеками. Данные различных обследований показывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество внешкольных детских учреждений на селе приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.
Исключительно велика роль сельского педагога в культурной жизни села. Именно сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.
Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.
Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать будущим педагогам в процессе общепедагогической подготовки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.
Педагог и его квалификация в правовом поле
Должности в новых профессиональных стандартах:
Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).
Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.
Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:
Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Академические права и свободы педагога
Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).
Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.
Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).
Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).
Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.
Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.
Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.
Право на участие в управлении образовательной организацией.
Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.
Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).
Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).
Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).
Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Трудовые права и социальные гарантии педагога
Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.
Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.
Право на длительный отпуск сроком до одного года.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Право на предоставление вне очереди жилых помещений.
Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Обязанности педагога
Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.
Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.
Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.
Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.
Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.
Систематически повышать свой профессиональный уровень.
Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.
Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.
Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Распределение времени педагога
Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.
Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.
Самостоятельно регулируются:
Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.
Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).
Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.
Другие способы регулирования времени педагога:
Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.
Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.
Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.
Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.
Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.
Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2
Сборник содержит нормативно-правовые документы по начальному образованию, методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта. Издание адресовано руководителям органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, учителям начальных классов.
Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.
Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников
Под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности взрослых, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным подходам и представим деятельность педагога как разновидность педагогической системы.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предметность.
Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.
Следует заметить, что эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации, являлись вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса, осуществляют общепедагогическую деятельность.
Деятельность педагога по общественным функциям, по требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Специфика педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом ее является личность человека.
Педагогическая деятельность как специфическое явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов: а) цель деятельности; б) предмет деятельности; в) средства деятельности. Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду деятельности.
В таком случае в чем же специфика деятельности педагогической?
Во-первых, в целевой установке, общественной значимости педагогической деятельности, в ходе которой в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализующую природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых, в предмете педагогической деятельности, под которым, согласно И.А. Зимней, понимается организация педагогом учебной, внеклассной или внешкольной деятельности обучающихся, воспитанников, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия их личностного становления и развития. В ходе педагогической деятельности осуществляется взаимодействие между человеком, овладевшим общей и профессиональной культурой (педагог), и человеком с его уникальной совокупностью индивидуальных качеств, овладевающим ею (обучающийся, воспитанник).
Такая специфика предмета педагогической деятельности усложняет его сущность, поскольку воспитанник — такой объект, который уже является продуктом воздействия целого ряда факторов (семья, друзья, средства массовой информации и пр.).
Многие из этих факторов (например, средства массовой информации) действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях. И самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, — это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогическая деятельность и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности самого воспитанника.
В-третьих, в педагогических средствах, выступающих составной частью учебно-воспитательного процесса и обеспечивающих его функционирование и достижение поставленных целей. Педагогические средства, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогической деятельности, как и в других видах деятельности, различают ее субъект и объект (предмет). Однако учащийся или воспитанник выступает в этой деятельности не только объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы его самовоспитания и самообучения. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане — непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге обусловливаются потребностями общества в определенных типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и результат педагогического деятельности — человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогической деятельности - человек — способен к дальнейшему саморазвитию, и воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца является процессом межличностного взаимодействия людей, следовательно, закономерно содержит в себе нравственные начала.
Особо следует сказать о специфике педагогической деятельности учителя сельской школы. В настоящее время сельская школа является чаще всего единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов сельской жизни. В этих условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны.
Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех общеобразовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн. человек) учащихся и работает 40,7% учителей (685 тыс. человек); на долю начальных общеобразовательных учреждений приходится 31%, общеобразовательных учреждений основного общего образования — 25%, общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования — 44 %.
При этом усиливается тенденция сокращения численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. За последние десять лет их количество сократилось примерно на две тысячи.
К объективным факторам, способствующим повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяйственное окружение и близость к природе, которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания учащихся с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру. Наличие в сельской местности личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупреждению трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятельность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности.
Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.
Данная специфика определяется также и преимуществами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:
♦ более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя; (в городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются в силу смешанного национального состава жителей, отрыва от исторических корней);
♦ достаточно четким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;
♦ близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей; принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы;
♦ оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем (рис 5).
Исторически сложившиеся особенности сельского расселения, огромные пространственные контрасты, социально-экономические различия регионов России определили такую особенность сельской школы, как ее малочисленность (5604 школы с количеством обучающихся до 10 человек), что создает проблемы, требующие незамедлительного и кардинального решения.
К данным проблемам относятся следующие.
1. Устаревшая материально-техническая база. В настоящее время более 15 тыс. сельских школ требуют капитального ремонта, около трех тысяч находятся в аварийном состоянии.
2. Слабое кадровое и финансовое обеспечение. Недостаточная укомплектованность общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, кадрами, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% учителей, среднее профессиональное'— 23,2%) снижают качество образования. Сокращение объема и источников финансирования сельской школы ведет к дальнейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, при этом удельные затраты бюджета на одного обучающегося в сельских общеобразовательных учреждениях остаются более высокими, чем затраты на одного обучающегося в городских общеобразовательных учреждениях.
3. Отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для подвоза обучающихся к школе негативно влияет на организацию образовательного процесса.
4. Низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования по сравнению с городскими, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, не могут дать обучающимся качественное образование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
6. Обучение в сельских школах позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечаются повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с постоянным контролем и оценкой их знаний.
7. К проблемам малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психологической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограниченно деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
8. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и со спецификой педагогической деятельности сельского учителя.
Прежде всего, необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2—3 предмета, там единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функционируют на базе дневных школ. Конечно, преподавание учителем нескольких предметов имеет и некоторые положительные моменты. В частности, это позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы, обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не видеть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:
♦ дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не по своей специальности;
♦ вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последовательно на нескольких уроках, что в случае не сложившихся взаимоотношений между учителем и учащимися может привести к педагогическому конфликту. Преподавание учителем нескольких предметов ведет порой к искаженному представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, что необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрицательное представление о ребенке;
9. В условиях сельской школы значительно сложнее обстоят дела с повышением квалификации учителей, обменом опытом учебно-воспитательной работы. Учительские коллективы - сельских школ в среднем насчитывают 12—15 человек (городские 35—40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представлены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно.
В силу этого повышается роль самообразования в формировании педагогического профессионализма сельского учителя. Однако сельским педагогам сложнее поддерживать связь с различными методическими службами, библиотеками. Данные различных обследований показывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество внешкольных детских учреждений на селе приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.
Исключительно велика роль сельского педагога в культурной жизни села. Именно сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.
Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.
Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать будущим педагогам в процессе общепедагогической подготовки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.
Читайте также: