Какие отношения составляют предмет административного права в средней школе

Обновлено: 14.05.2024

Предмет административного права

Административное право – отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права.

Таким образом, обязательным участником этих отношений всегда является субъект исполнительной власти (субъект государственного управления). В этом заключается специфика предмета административного права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).

Следовательно, не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, это отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.). Так, назначение внутри профсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов государства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел).

Административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере государственного управления, оно придает управленческим общественным отношениям характер правоотношений.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех названных видах управленческих отношений, как уже было сказано, непременно участвуют те или иные субъекты исполнительной власти. Без них, что вытекает из ранее изложенных позиций, управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически реализовать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями и внутри них. Отношения между государственными предприятиями, а также коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны не с управленческой, а с хозяйственной (имущественной) деятельностью.

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответственно, административно-правового регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:

а) внутренние или внутриорганизационные, внутриаппаратные, внутрисистемные. Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. По существу такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

б) внешние или внеорганизационные, внеаппаратные – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, отношения между гражданином и органом внутренних дел, коммерческой структурой и лицензирующим органом). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениям, так как они не являются субъектами исполнительной власти.

Особо следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления, с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Несмотря на спорность такой позиции, следует признать, что эти органы не могут быть исключены из числа возможных участников управленческих отношений, регулируемых административным правом. Исполнительные органы районов, городов, поселков и т.п. действуют не изолировано от администрации краев и областей, а также органов исполнительной власти республик, в состав которых они входят. Естественно, что подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права. Управленческая деятельность имеет место не только в сфере государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований. Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры.

По сути это – внутриорганизационная деятельность, не связанная с реализацией исполнительной власти. Аналогичные по своему назначению управленческие проявления обнаруживаются в деятельности председателей судов, прокуроров, которые при этом не осуществляют функции правосудия или прокурорского надзора. Они обеспечивают их организационно.

На основе изложенных позиций возможно получить обобщенную характеристику предмета административного права. Он достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности, прежде всего, субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, его регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция – правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.

Таким образом, административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета административного права, тем более, что легального определения предмета административно-правового регулирования (как, скажем, гражданско-правового регулирования — ст. 2 ГК РФ) нет и, видимо, не может быть в принципе.

Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества.

Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом и весьма объемной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования общественных отношений, которые делятся на специализированные группы — административно-правовые институты.

Предметно-родовой характеристикой административно-правового регулирования (предметно-родовой подход к определению предмета административного права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений — организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно государственного управления — исполнительно-распорядительной деятельности, так и за его пределами, в других видах государственной деятельности.

Существуют четыре области общественных отношений, где действуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой характеристике разновидности организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления и сферах государственной деятельности;

3) общегосударственные контрольно-организационные отношения;

4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

§ 2. Предмет, метод правового регулирования и система финансового права России

§ 2. Предмет, метод правового регулирования и система финансового права России Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулированияМеханизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие

1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)

1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк,

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых

1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования

1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

§ 2. Предмет правового регулирования

§ 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

6. ПРЕДМЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

6. ПРЕДМЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Предмет информационного права – часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением информации, а также общественные отношения, связанные с развитием в

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Административное право как наука изучает законодательство, которое по объему значительно превосходит законодательство, содержащее нормы любой другой отрасли права.

Эволюция науки административное право

Зарождение и формирование административного права связывают с появлением в начале XVIII века камералистики как науки об эффективном управлении дворцовой казной и другим государственным имуществом, упорядочении финансовых отношений для обеспечения содержания государства, чиновников и войска. Основное развитие камералистики происходило в Германии.

Переход от полицейского права к административному праву начался с середины XIX века под влиянием буржуазных революций и предполагал переориентацию административно-правовых механизмов на приоритетное значение прав человека в деятельности государства.

Современный этап реформирования административного права характеризуется дальнейшим ограничением применения полицейских форм управления, передачей некоторых государственных функций негосударственным организациям, развитием партнерских и сервисных форм деятельности государства как гаранта соблюдения прав и свобод человека.

Предмет административного права

Роль административного права

Исходя из фундаментального характера административного права, необходимо осознавать ту роль, которую оно играет в упорядочении жизни современного общества, проникая практически во все ее сферы.

Нормы административного права регулируют общественные отношения, связанные с функционированием исполнительной власти, местного самоуправления, осуществлением государственного управления экономикой, социальной защитой, образованием, здравоохранением, иностранными и внутренними делами, обороной и другими сферами.

Административное право отличается от других отраслей права спецификой предмета, метода регулирования и структурными особенностями (системой размещения нормативного материала в законодательстве).

Одной из основных категорий административно-правовой науки, характеризующей содержание предмета административного права, является понятие государственного управления.

Государственное управление – это властная, подзаконная административная (исполнительно-распорядительная) деятельность органов государственной исполнительной власти, а также исполнительных органов местного самоуправления.

Административная деятельность органов исполнительной власти направлена на реализацию государственной политики в заданной сфере путем исполнения законов и предполагает создание и обеспечение функционирования соответствующих подзаконных механизмов (правил, процедур, форм контроля и надзора, необходимых организационных структур).

В некоторых, прямо предусмотренных законом случаях, отдельные функции государственного управления могут быть переданы (делегированы) негосударственным субъектам – органам местного самоуправления, общественным объединениям.

Например, в Российской Федерации функции органов опеки и попечительства, которые по своей правовой природе являются государственными функциями, могут осуществляться органами местного самоуправления.

Предмет административного права

Предмет административного права

На современном этапе развития законодательства предмет административного права имеет сложную структуру и включает в себя общественные отношения, возникающие в процессе:

  • внешнеорганизационной управленческой деятельности органов публичной администрации (исполнительных органов
    государственной власти и исполнительных органов местного самоуправления);
  • внутриорганизационной деятельности аппаратов всех государственных органов и администраций государственных
    предприятий, учреждений и организаций;
  • публично-сервисной деятельности органов публичной администрации;
  • реализации делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления и общественными объединениями;
  • применения мер административного принуждения, включая меры административной ответственности;
  • реализации юрисдикции административных судов.

Внешнеорганизационная управленческая деятельность

Внешнеорганизационная управленческая деятельность органов публичной администрации – это реализация полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по управлению экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни.

Речь идет об отношениях, в которых как минимум одной из сторон является орган публичной администрации либо его представитель. Соответственно, такие отношения могут возникать как между органами публичной администрации и физическими либо юридическими лицами, так и между самими органами власти.

Внутриорганизационная управленческая деятельность

Внутриорганизационная управленческая деятельность аппаратов всех государственных органов и администраций государственных предприятий, учреждений и организаций представляет собой общественные отношения, существующие внутри этих органов (например, Администрации президента, Генеральной прокуратуры, администрации государственного унитарного предприятия либо государственного учреждения).

Данные отношения возникают во время распределения полномочий между руководителем, его заместителями, структурными и территориальными подразделениями; утверждения штатного расписания и должностных инструкций (регламентов); иного обеспечения служебной деятельности работников; прохождения государственной службы и службы в органах местного самоуправления и в других подобных случаях.

Указанная деятельность обеспечивает стабильное состояние, оптимальное функционирование органов государства, а также принадлежащих ему предприятий, учреждений и организаций.

Публично-сервисная деятельность

О публично-сервисной деятельности органов публичной администрации необходимо говорить в тех случаях, когда идет речь о предоставлении разнообразных административных (государственных и муниципальных управленческих) услуг.

Именно таким образом современная наука административного права определяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую по обращению заявителя относительно удовлетворения его определенных потребностей по реализации субъективного права либо исполнения обязанности (регистрация, лицензирование, выдача разрешения, предоставление справки либо выписки и тому подобные юридически значимые действия).

Реализация делегированных государственных полномочий

Реализация делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления и общественными организациями – это также относительно новая (по сравнению с советским административным правом) составляющая предмета административного права, обусловленная необходимостью взаимодействия институтов государственного и негосударственного сектора, при котором последнему (чаще всего органам местного самоуправления) государством делегируются (передаются) определенные полномочия в сфере государственного управления.

Основанием для такого делегирования являются нормы закона.

Меры административного принуждения

К мерам административного принуждения относится система мер, ограничивающих права и свободы физических и юридических лиц и применяемых специально уполномоченными органами публичной администрации в целях предупреждения и пресечения правонарушений, а также для привлечения к административной ответственности за административные правонарушения.

В некоторых случаях меры административной ответственности применяются судами. Признаки административных правонарушений, меры административной ответственности и порядок производства по делам о таких нарушениях урегулированы главным образом положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Реализация юрисдикции административных судов

Наконец, о реализации юрисдикции административных судов можно говорить как об эффективном средстве защиты физическими и юридическими лицами в судебном порядке собственных прав, свобод и законных интересов, которые были нарушены вследствие незаконных решений, действий либо бездеятельности органов публичной администрации.

Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе судебного разрешения административных дел:

  • о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (например, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
  • других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (например, о приостановлении деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности средств массовой информации; об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т.п.).

Исходя из характеристики предмета регулирования, административное право следует определить как систему правовых норм, которые регулируют общественные отношения управленческого характера, возникающие в ходе обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и муниципального управления в хозяйственно-экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Тема 2. Предмет административного права (административно правового регулирования)

1. Административное право как отрасль права, учебная дисциплина и наука.
2. Место и роль административного права в системе других отраслей российского права.
3. Предмет административного права (административно правового регулирования):
1) организационные отношения в сфере исполнительной управленческой деятельности;
2) внутри организационные отношения во всех ветвях власти и видах государственной деятельности;
3) организационно контрольные отношения в системе реализации государственной власти;
4) административно юстиционные организационно охранительные отношения.
4. Основы разграничения административного права (административно правового регулирования) со смежными отраслями права (правового регулирования).

Ректор вуза утвердил ведомости на выплату стипендий и зарплаты и одновременно получил у кассира свою заработную плату, расписавшись в ведомости. Затем им были подписаны платежное поручение о перечислениях в Пенсионный фонд, договор аренды здания для размещения там филиала вуза и распоряжение о закреплении за бухгалтерией выделенного ей помещения. Затем вызвал проректора по административно хозяйственной работе и дал ему задание в течение недели разработать план мероприятий по ужесточению пропускного режима в вузе.
Далее он подписал представленные проректором счета на предоплату ремонта автомобилей и оплату выполненных в общежитии ремонтных работ, а также проекты приказов о выдаче премии и о приеме на работу. Затем ректор принял юрисконсульта и подписал исковое заявление в суд, а также доверенность на ведение им (юрисконсультом) в суде этого дела.
Какие из названных актов (действий) ректора являются предметом административно правового регулирования?

Дайте определение внутриорганизационным отношениям, являющимся предметом административного права (административно правового регулирования).
Назовите их характерные признаки и отличительные особенности.
Приведите несколько примеров внутриорганизационных отношений применительно к деятельности палат Федерального Собрания, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, областных судов и прокуратур.

Уяснив, что вкладывается в понятие внутриорганизационных отношений как части предмета административного права, приведите примеры таких отношений применительно к деятельности Счетной палаты Федерального Собрания, Главного контрольного управления Президента РФ, Совета Безопасности РФ.

Прокурором области в рамках служебной деятельности в течение рабочего дня были осуществлены следующие действия:
1) подписание счета на оплату выполненных работ по строительству гаража прокуратуры и платежного поручения на перечисление в Пенсионный фонд некоторой суммы денег;
2) поручение секретарю проинформировать начальников отделов прокуратуры и заместителей прокурора о назначенном на следующий день аппаратном совещании;
3) подписание приказа о назначении двух следователей районных прокуратур и об объявлении выговора одному из зональных прокуроров следственного управления;
4) выступление государственным обвинителем в областном суде;
5) продление срока проведения предварительного расследования по уголовному делу;
6) направление представления губернатору области по фактам грубого нарушения законодательства при приватизации ряда предприятий в нескольких городах и районах области;
7) проведение личного приема граждан.
Какие из указанных действий прокурора области являются предметом административно правового регулирования?

Какие из перечисленных общественных отношений входят в предмет административного права:
1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти;
2) имущественные отношения, т. е. отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;
3) деятельность судов по рассмотрению споров о праве.

Смоделируйте жизненные ситуации, в которых председатель какого либо комитета Государственной Думы РФ, Председатель Счетной палаты РФ и декан факультета выступали бы субъектами организационных, внутриорганизационных и контрольно организационных отношений, являющихся предметом административно правового регулирования.

Из Конституции РФ или других источников приведите не менее трех примеров норм, регулирующих соответственно:
1) организационные отношения в сфере исполнительной власти;
2) внутриорганизационные отношения во всех ветвях власти;
3) организационно контрольные отношения;
4) административно юстиционные отношения.

Приведите не менее трех примеров отношений, урегулированных нормами административного права, с вашим участием, с участием ваших знакомых либо прочитанных вами в периодической печати и т. д.
Свой ответ обоснуйте.

Приведите примеры органов, осуществляющих общегосударственный контроль. В чем состоит различие общегосударственных контрольных отношений и организационных управленческих отношений в сфере реализации исполнительной власти?

На практическом занятии студент Семин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод – метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.
Прав ли Семин?

Проанализируйте и определите, какие отношения составляют предмет административного права в средней школе; в высшем учебном заведении; на производственном предприятии?

Дайте определение видам (формам реализации государственной власти) государственной деятельности различных государственных органов по Конституции РФ. Назовите данные виды и кратко охарактеризуйте их со ссылками на конкретные конституционные нормы.

Раскройте различия, взаимосвязь и соотношение понятий административного права:
1) как отрасли права;
2) как науки;
3) как специальной учебной дисциплины;
4) как науки управления.

Изучив регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260, приведите 3–4 примера внутриорганизационных административно правовых отношений с участием членов Правительства РФ.

Президент РФ совершил следующие действия:
1) назначил с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) по предложению Председателя Правительства РФ назначил на должность федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ;
3) утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти;
4) подписал международный договор об экономическом сотрудничестве с президентом Армении;
5) назначил полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
6) назначил дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

Какие методы правового регулирования характерны для административного права? Определите, схожи ли с административным правом по методу правового регулирования следующие отрасли права:
1) гражданское право;
2) конституционное право;
3) уголовное право?
Ответ обоснуйте.

В курсовой работе студентка Львова изложила суть методов административного права:
1) установление определенного порядка действий;
2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;
3) предоставление выбора варианта должного поведения;
4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.
При этом она не смогла привести практические примеры по каждому из направлений. Попробуйте это сделать вы.

Председатель Правительства РФ совершил следующие действия:
1) представил Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
2) утвердил план заседаний Правительства на очередной период;
3) провел совещание с членами Правительства РФ о ходе выполнения поручения Президента РФ;
4) провел заседание Правительства РФ об образовании Президиума Правительства РФ;
5) подписал доклад о результатах исполнения данного Президентом РФ Правительству РФ поручения;
6) представил в налоговый орган сведения о полученных им и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности;
7) подписал постановление Правительства РФ.
Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

Читайте также: