Кто стал инициатором жесткой борьбы с коррупцией среди государственных чиновников

Обновлено: 28.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


То одно, то другое ведомство страны продолжают сотрясать коррупционные скандалы. Многие персонифицируют проблему: попали на хлебные должности молодые люди, у них "снесло крышу" от вида ТАКИХ вроде бы почти безхозных бюджетных деньжищ и пустились они во все тяжкие. Получается, если бы денежными потоками управляли другие люди, все было бы иначе? Нет, проблемы казнокрадства, взяточничества и воровства существовали испокон веков. Независимо от политического режима или социального устройства.


Две успешно завершенные войны с Персией и Турцией. Подавление мятежа в Польше и революционных выступлений в Венгрии. Открытие Технологического института в Петербурге и Императорского университета в Киеве. Строительство первых железных и шоссейных дорог, породивших экономический бум в стране. Законодательная реформа, значительно улучшившая жизнь крестьян. Неудачная для России Крымская война. Все эти важные военные, политические и экономические события, произошедшие во время тридцатилетнего николаевского царствования, требовали больших денег. Этим и пользовались нечистоплотные чиновники, в том числе из военного ведомства. В воровстве и казнокрадстве оказывались замешаны и офицеры. Благодаря четко налаженной работе фискальных органов эти факты становились известны императору. Воспринимал ли он эти безобразия как норму или пытался изжить их?

Первый дворянин империи

Франц Крюгер. «Портрет императора

Считая себя первым дворянином империи, являясь весьма набожным человеком, Николай, как мог, боролся с пороками общества, ставя превыше всего честь.

В период его царствования был положен конец таким явлениям, как фаворитизм и кумовство, получившим особое распространение в России в период посменного царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и обеих Екатерин. У него не было явных любимчиков или приближенных, которых он осыпал бы царскими милостями, спеша облагодетельствовать за счет казны. Николай Павлович равнодушно относился к роскоши и воздерживался и от преподнесения, и от принятия дорогих подарков. Для отличия верноподданных из числа офицерства и чиновничества, помимо существовавшей наградной, ввел дополнительно систему поощрений в виде аренды поместий и весьма скромных денежных премий. Последние не были слишком обременительны для казны, не превышая пяти тысяч рублей в год. В период насыщенного военными кампаниями правления Николая Первого не было ни единого случая дарения кому-либо дворцов или тысяч крепостных душ.


На пост министра финансов империи – ключевой в затеянной борьбе с казнокрадством и коррупцией – государь император назначил генерала от инфантерии Е. Ф. Канкрина. Именно ему, обрусевшему немцу, специалисту и человеку с безупречной репутацией, отец императора –Павел Первый в свое царствование поручил вести расчеты с союзниками России по антинаполеоновской коалиции. Органы прокурорского надзора, входившие тогда в подчинение Министерства юстиции и успешно функционировавшие, с конца 1839 года возглавил известный своими консервативными взглядами граф В. Н. Панин.


А. Г. Политковский начинал службу в Цензурном комитете при МВД, затем стал управляющим делами Совета Главного штаба Его Императорского Величества, где отвечал за военные поселения. В 1831 году возглавил канцелярию государственного комитета, который фактически выполнял функции фонда для оказания помощи инвалидам Отечественной войны. Опытный интриган, Политковский умел производить нужное впечатление, говорить, когда надо, правильные речи, пускать пыль в глаза. Считался вполне благонадежным чиновником. Получая без проволочек государственные награды и чины, в 1851 году стал тайным советником, что соответствовало согласно Табели о рангах армейскому генерал-лейтенанту.

Александр Гаврилович, человек честолюбивый, дорожил своим положением в обществе. Любил жизнь, не стесненную в средствах. Невзирая на весьма скромное служебное положение, был известен в столице как большой мот и кутила. Люди, бывавшие у него дома, рассказывали о царящей там невероятной, баснословной роскоши. Большинство были уверены, что заведующий канцелярией получает хорошие доходы с имений (которых у него на самом деле не было), а также от карточных выигрышей.

Педантичный В. Н. Панин настоял на проверке инвалидного комитета. Вскоре открылась и первая недостача в 10 тысяч рублей, не внесенная в учетные расходные книги. Внятных объяснений по этому поводу г-н Политковский не дал. Тем временем ревизоры обнаружили огромную растрату, выражаемую цифрой с шестью нолями. Замять скандал не удалось. Политковский внезапно заболел и 1 февраля 1853 года, всего через несколько дней после ревизии, умер. Поговаривали, отравился. Вдова и племянник спешно принялись прятать особо ценные вещи по знакомым и отдавать их в заклад.

Известно, что один из патриотически настроенных граждан по фамилии Яковлев покрыл растрату за свой счет, получив за этот гражданский подвиг высочайшую благодарность, звание камергера, чин коллежского советника и орден Святого Владимира III степени.


С отвратительным цинизмом


Боролся император и со взяточничеством, разделяя мздоимцев и казнокрадов. При вскрытии фактов взяточничества со стороны крупных чиновников последних, как правило, снимали с поста, не возбуждая уголовного преследования. Так, псковский губернатор Ф. Ф. Бартоломеи вымогал взятки по несколько тысяч рублей от подчиненных. За эти и другие злоупотребления он был уволен с поста, а впоследствии, в 1846 году и вообще исключен со службы. Аналогично за злоупотребления был уволен и губернатор Восточной Сибири В. Я. Руперт. Он ввел новые местные налоги, часть которых, как установила ревизия, потратил на личные нужды.



Казнокрадство в армии

Воровали, увы, и в русской армии. И не только интенданты. Еще со времен императора Петра офицеры, виновные в растратах казенных денег, не подвергались арестам или увольнению со службы. Их наказывали лишь частичным или полным лишением жалованья (имение – символ службы государю – отнималось реже). После смерти Петра даже такое столь щадящее наказание применялось не так часто. Почти целое XVIII столетие, исключая лишь недолгое царствование Павла Петровича, офицеры-казнокрады практически не привлекались к каким бы то ни было мерам дисциплинарной или уголовной ответственности.


Не лучше обстояло дело и в царствование Александра Первого. Офицеров армии – победительницы Наполеона ревизоры и комиссары предпочитали лишний раз не трогать. Бороться с разгильдяйством, в том числе казнокрадством в армии, по-настоящему начал только Николай Павлович.

Дунайская армия, действовавшая на второстепенном направлении ТВД, сражалась весьма неудачно, вяло. Главной причиной этого можно назвать нерешительность командующего – князя М. Д. Горчакова. Этот верный и преданный царю служака, храбрый офицер, но весьма посредственный военачальник действовал с оглядкой на своего начальника, любимца царя, своенравного фельдмаршала И. Ф. Паскевича. Боевые действия после занятия русскими войсками молдавских княжеств стали носить больше оборонительный характер, что отрицательно повлияло на боевой дух армии. Князь Горчаков, искренно возмущенный выявленными неблаговидными поступками своих офицеров, попытался навести порядок, но вскоре был переведен командовать Южной (Крымской) армией.




Сингапур — страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.

Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю, стало уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения.

Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией. От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции — БРК, но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.

Лишить чиновников неприкосновенности

Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции.

В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

Без компромиссов

Вот один из эпизодов, как власти Сингапура призывали к ответу высокопоставленных чиновников. Ви Тун Бун был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 тысяч сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 тысяч сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения и был уменьшен до 18 месяцев.

Жить по средствам

Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.

Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.

Большая зарплата как залог порядочности

Третий элемент — были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.

Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне.

Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.

Фактор СМИ

Хищение 700 млн рублей на Северном флоте — капля в море российской коррупции


Чиновники РФ кладут в карманы миллиарды, а в Китае - являются с повинной

Новая крупная история о коррупции в сфере госзакупок всплыла на поверхность российского информационного поля. Но скоро она забудется, как и многочисленные подобные эпизоды, показывающие масштаб и системность воровства в российском государстве.

Анонимно опросив российские компании, участвующие в системе госзакупок, авторы исследования выяснили, что с коррупцией при прохождении конкурсных процедур сталкивались более двух третей (71%) поставщиков. Вряд ли все, кто давал взятки были искренними, а это значит, что практически везде при госзакупках присутствует воровство. И это несмотря на многократную переделку закона о госзакупках, на изменения процедур конкурсов и другие антикоррупционные меры.

Нередко говорят и пишут о том, что борьба с коррупцией в Китае — это лишь способ устранения политических оппонентов или бизнес-конкурентов. Утверждается, что коррупция в Китае куда масштабнее российской, что она — якобы плоть от плоти китайского национального характера и она неискоренима. Что касается масштабов, то здесь следует учесть, что объем китайской экономики в десять раз больше российской. Исходя из этого и надо сравнивать.

Но давайте обратимся к фактам. Прежде всего, необходимо отметить, что наказание за коррупцию в КНР куда строже, чем в России. Даже за покушение на взятку там можно лишиться карьеры, собственности, попасть в тюрьму на долгие годы. Фигурантам нашего дела о хищения на Северном флоте в Китае скорее всего грозила бы смертная казнь или пожизненное заключение. Причем китайское антикоррупционное законодательство ужесточается год от года. В КНР невозможно стать фигурантом дела о крупной коррупции, но не только не попасть в тюрьму, а и остаться при своих, как это у нас не раз бывало. Исключения касаются только полностью раскаявшихся, вернувших наворованное и сотрудничавших со следствием.

Первое было посвящено экс-главе горкома КПК города Тайюань (центр провинции Шаньси) Шен Вейчену, который был осужден судом на пожизненное заключение за взятки в размере 95,42 млн юаней (около 14,5 млн долларов). Естественно (в соответствии с китайским законодательством), все его имущество конфисковано, а сам он лишен политических прав. Газета написала, что суд учел чистосердечное признание Шена, раскаяние, его готовность сотрудничать со следствием и максимально возместить ущерб. Поэтому смертную казнь ему заменили на пожизненное заключение.

Важная деталь: расследование касалось работы Шена с 1992-го по 2014-й в качестве начальника спорткомитета провинции, главы городского комитета партии и замдиректора Центрального управления по общественным коммуникациям. Это особенность нынешней антикоррупционной кампании, проводимой Си Цзиньпином: срок давности для взяточников отменен.

Но ЦКПД лишь изучала первичные факты. Следом к этой работе привлекались спецслужбы, а затем при наличии веских оснований дело передавалось в суд. Беспартийными взяточниками ЦКПД, как правило, не занимается, они — прерогатива спецслужб. Но в обоих вариантах все происходит очень обстоятельно. В случае с Тан Ли досудебное расследование длилось полтора года. Затем еще 9 месяцев в деталях разбирался суд. При осуждении коррупционера на смертную казнь, как правило, дается отсрочка исполнения приговора на два года — на случай выявления оправдательных моментов.

Этапом в борьбе с коррупцией стал 2018 год, когда были внесены очередные поправки в Конституцию и антикоррупционные законы, а также был создан новый орган — Национальная надзорная комиссия. Тогда Верховная народная прокуратура отчиталась по уголовным делам против 120 бывших высокопоставленных чиновников на уровне министерств и выше, в том числе против Чжоу Юнкана (бывший министр общественной безопасности КНР, бывший член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК).

После очередного ужесточения законодательства и усиления борьбы с коррупцией в 2018 году у тысяч чиновников и бизнесменов появилось жгучее желание добровольно повиниться за взятки. С тех пор в Китае 42 тысячи чиновников добровольно сдались компетентным органам Китая, прося наказать за коррупцию.

Но самое зримое достижение в борьбе с коррупцией — динамичный рост экономики Китая, которая неуклонно движется к мировому доминированию. Китай ускоряет и расширяет реализацию крупнейших в мире инфраструктурных проектов: дороги, мосты, стадионы, целые города там строятся быстро и с минимальными затратами. Ракеты исправно летают в космос, проектируются самые современные самолеты, транспортные средства будущего, вложения в науку и технологии дают все возрастающий вклад в ВВП. И это напрямую отражается на повышении уровня жизни людей. Средняя зарплата в Китае давно превысила российскую., Поднебесная избавилась от бедности по критериям ООН. Страна развивается, несмотря ни на какие внешние и внутренние обстоятельства.

image

На волоске от смерти

Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются в странах Азии.

Китайское антикоррупционное законодательство, пожалуй, является самым жестким в мире – за взятки или хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. Данная мера появилась в китайском Уголовном кодексе в начале 1980-х годов. Причем расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций. Кроме того, нередки случаи, когда китайским чиновникам, попавшимся на взятки, отрубали руки.

Ни для кого не секрет, что запретный плод сладок, поэтому китайские госслужащие нередко идут на необычные шаги, чтобы обогатиться за счет своих служебных полномочий. Власти КНР запретили чиновникам принимать в дар биржевые акции, покупать недвижимость и автомобили по подозрительно низким ценам, договариваться об устройстве на престижную работу после ухода из государственных структур.

Однако крайние меры являются не единственным методом борьбы с коррупцией – китайцы посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Госслужащие медитируют, участвуют в восточных единоборствах и занимаются силовыми упражнениями.

С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки. Родственники же осужденных на казнь после расстрела получают счет за использованный патрон.

Кстати, казнь за взяточничество полагается еще в одной стране - на Кубе.

В Арабских Эмиратах коррупционерам просто отрубают руку. Как за воровство. Ведь взятка - она и есть воровство, когда чиновник хочет залезть за деньгами и в ваш карман.

Либеральные меры

Гонконг тоже может похвастаться заслугами в области борьбы с коррупцией – раньше практически весь госсектор страны был завязан на коррупции. Победить взяточничество гонконгским властям удалось благодаря нескольким эффективным мерам: во-первых, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник оказывался нечистым на руку, его ждала тюрьма и конфискация имущества.

Во-вторых, в государстве создали независимую комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты, чтобы у них не было соблазнов брать взятки. Комиссия занимается не только выявлением коррупционеров, но и проводит профилактические работы по предотвращению получения мзды.

В Сингапуре в рамках борьбы с коррупцией был введен ряд эффективных мер, а именно: повышена независимость судебной системы, ужесточено уголовное наказание за взяточничество, увеличена зарплата судей, а также введены санкции за дачу взятки. Всего за несколько лет Сингапур справился с масштабной коррупцией.

В Южной Корее действует культ открытости и общественный контроль. С 1999 года в Южной Корее действует программа OPEN. Эта онлайн-система позволяет в режиме реального времени контролировать рассмотрение заявлений, поданных чиновникам от граждан, делая работу чиновников максимально открытой и прозрачной. С вводом системы минимизировались риски принятия несправедливых решений по обращениям граждан, ведь их стало невозможно утаить от общественности. Затягивание с ответами и проволочки стали затруднительными, а значит, и необходимость ускорять процесс с помощью взяток отпала.

Политика открытости функционирования бюрократического аппарата привела Южную Корею на 52-е место.

По версии того же Transparency International, Голландия является страной с наиболее низким уровнем коррупции – 8 место. Для того чтобы достичь подобного успеха, нидерландским властям пришлось принять несколько антикоррупционных мер. Так, местным чиновникам, попавшимся на взятке, запрещается работать в государственных организациях, также они лишаются всех социальных льгот и гарантий.

Чтобы определенную должность не занял потенциальный коррупционер, в Голландии организована специальная система подбора персонала. Кроме того, в крупных ведомствах, сотрудники которых могли бы злоупотреблять своими полномочиями, существуют службы внутренней безопасности, которые следят за действиями чиновников и выявляют их ошибки.

Эффективной мерой в борьбе с коррупцией является разрешение СМИ обнародовать случаи взяточничества и проводить расследования. Кроме того, голландских чиновников, на которых не пала тень подозрения в коррупционных деяниях или сообщивших о злоупотреблении должностными полномочиями своих коллег, материально поощряют.

Где и сколько?

США: срок до 15 лет

Наиболее решительной борьбой с коррупцией с помощью законодательных средств отличаются США. Например, подкуп наказывается штрафом, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, либо лишением свободы до 15 лет. Причем то и другое наказание суд может совместить.

Канада: срок до 14 лет

В Стране кленового листа госслужащий, занимающий должность в суде или законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительство такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет.

Франция: срок до 10 лет

Законодательство Франции предусматривает наказание за взяточничество в виде лишения свободы до 7 лет для руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных лиц. Кроме того, законодательство Франции запрещает должностным лицам получение различного рода подарков, вне зависимости от их стоимости, под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом. Примечательно, что наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.

Германия: срок до 5 лет

Если должностное лицо требует имущественной или иной выгоды, либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг, преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Великобритания: срок до 7 лет

Закон 1916 года об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятку дали, явился договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Как тут не вспомнить нынешние пресловутые российские откаты, доходящие порой до 80% от суммы договора по госконтрактам! А вот в Соединенном Королевстве о противодействии этому подумали еще в годы Первой мировой войны. Так что предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.

Италия: срок до 12 лет

Согласно Уголовному кодексу Италии вымогательство взятки имеет место, когда должностное лицо, злоупотребляя своей должностью, принуждает кого-либо дать незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет.

УК Италии выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица, и получение взятки в суде.

Как обстоят дела в России

В России к двум главным проблемам – дуракам и дорогам – можно и нужно добавить еще одну глобальную – коррупцию, которая затрагивает все аспекты жизни россиян.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Сегодня согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, для человека, дающего взятку, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Если же взятка дана в особо крупном размере, то денежный штраф устанавливается от 70 до 90-кратного размера взятки или же лишением свободы от 7 до 12 лет.

Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность также и за злоупотребление, и за превышение должностных полномочий (статьи 285, 286 УК РФ). Следят за этим контролирующие органы – Следственный Комитет, прокуратура, ФСБ.

В случае злоупотребления речь идет о преступлениях, связанных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Такие деяния должны быть совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, а также влечь за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Превышением должностных полномочий признается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Так же, как и при злоупотреблении, речь идет о нарушении прав и законных интересов граждан или организаций.

Как за злоупотребление либо превышение должностных полномочий, так и за хищение в форме мошенничества, присвоения либо растраты виновному грозит наказание от штрафа в несколько тысяч рублей до лишения свободы сроком до 10 лет с длительным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Мера наказания определяется в зависимости от различных обстоятельств.

Как показывает опыт многих стран, для искоренения коррупции необходима твердая государственная воля, эффективные законы и полностью независимый антикоррупционный орган, включающий не только следственные структуры, но и независимый антикоррупционный суд.

Очень важно, чтобы коррупционные действия чиновников и депутатов не оставались тайной за семью печатями, а были широкодоступны для общественности.

Также нужно создать условия для снижения аппетитов чиновников брать взятки. При нарушении закона о коррупции чиновник должен быть лишен права работать в госструктурах, с потерей всех социальных льгот, включая пенсионной и социальное обеспечение. Это не считая крупных денежных штрафов.

Согласно мировой практике, для искоренения коррупции меры воздействия на чиновников должны быть максимально жесткими. В некоторых странах, например, взяточничество приравнивают к нарушению Конституции и государственной измене.

Читайте также: