Какие основные обязанности возложил ислам на правоверного мусульманина подчеркните верные ответы

Обновлено: 28.06.2024

Исповедание веры или шахада ("свидетельство") является первым из столпов.

Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммаддун расулу Ллахи

("Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха") – так произносят шахаду.

В ней объединены два основных положения ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада (нубувва).

Мухаммад же есть Печать Пророков, или высшее, конечное звено в цепи пророков и посланников Божьих.

Молитва (салят) – второй столп веры. Молитва означает осознание Бога и общение с Ним тем или иным способом. Салят является особым ритуалом, который состоит из движений и слов. Каждый цикл этих движений и слов называется ракат. Пророк назначил пять ежедневных обязательных молитв.

Утренняя молитва между рассветом и восходом солнца называется фаджр;

следующая молитва совершается сразу после полудня – зухр;

послеполуденная, предвечерняя молитва называется аср;

молитва, совершаемая сразу после захода солнца – магриб;

молитву, совершаемую с наступлением ночи, называют иша.

Предрассветная молитва состоит из двух ракатов; полуденная, предвечерняя и ночная – из четырех, молитва на закате – из трех ракатов.

Во многих мечетях устанавливают маленькие часы, указывающие время молитвы – пять для дневных молитв и одни для особой молитвы, которую проводят в пятницу.

Многие мусульмане предпочитают, чтобы мужчины молились сообща, женщинам рекомендуется молиться дома. Однако женщине не запрещается посещать мечеть, а также мужчине совершенно не обязательно молиться в мечети, если он предпочитает молиться дома. Молитва предназначается для очищения сердца, духовного совершенствования, нравственного очищения, а также для приближения людей к Богу, отвлечения ума от личных забот и успокоения страстей.

Приготовляясь к молитве, верующий прежде всего закрывает свой ум, отвлекаясь от мирской суеты. Молитва может быть совершена в любое время, в любом месте. Однако к ней необходимо готовиться, очищая свое тело и выбирая чисто место. Для тех, кто совершает молитву в дороге или в пустыне имеются специальные маленькие чистые участки, предназначенные для молитвы.

В доме или в мечети молитва совершается обычно на ковре. Это может быть индивидуальный молитвенный коврик. Молитвенные коврики многокрасочны, расписаны узорами или изображениями каких-либо святых мечетей. Часто на них изображается Кааба и Мединская мечеть, где похоронен Пророк. Изображать живые существа на ковриках запрещено. Если это условие соблюдено, то для молитвы подойдет любой коврик. В мечетях пол покрывают большими коврами или циновками с нанесенными линиями, которые предназначены для стройного расположения на молитве.

Для молитвы надевают чистые одежды. Обувь обычно снимают, снимать чулки или носки необязательно. Мужчины должны быть облачены в одежды, скрывающие, по меньшей мере, хотя бы нижнюю часть тела; женщинам необходимо укрываться одеждами полностью, оставляя видимым только лицо, руки и ступни. Женщинам запрещено также пользоваться духами, которые могут отвлекать от молитвы. Желательно, чтобы женщина на молитву приходила без макияжа и лака на ногтях, хотя окрашивание ногтей допустимо. Мужчинам не обязательно покрывать головы, но многие из них носят специальную белую кружевную молитвенную шапочку.

Молитве предшествует омовение.

Существует большое различие между ежедневным смыванием грязи и очищением для молитвы. Очищение (тахара) означает как умственное, так и физическое омовение. Предмолитвенное ритуальное омовение называют вуду. Определенные части тела принято омывать проточной водой. В Коране говорится:

"О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток.

А если вы не чисты, то очищайтесь; и если вы больны, или в пути, или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места, или вы касались женщин и не найдете воды, то омывайтесь хорошим песком, – обтирайте им свои лица и руки. Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас и чтобы завершить Свою милость вам, – может быть, вы будете благодарны!" (Коран. Сура 5:8 и 5:9).

Согласно хадисам Пророка вуду – малое омовение состоит из троекратного обмывания чистой водой кистей рук, прополаскивания рта и горла, промывания носа, мытья лица, омовения ног до колен и рук до локтей. Если воды нет или она по болезни противопоказана верующему, можно совершать очищение песком. Вуду не требуется совершать перед каждой молитвой, если в промежутках между ними верующий оставался чистым, в состоянии вуду. Это состояние считается нарушенным, если человек возлежал с женой, осквернил свое тело кровью, уриной, фекалиями, семенем и др. или был погружен в состояние сна.

Полное омовение (гусл) совершается после совокуплений, по окончании меструаций и после прикосновения к покойнику. Гусл совершается также перед молитвой в пятницу, праздниками и постом.

После омовения молящийся обуви не надевает и встает на молитвенный коврик, поворачиваясь лицом в сторону Мекки, опускает руки вдоль туловища, изъявляя про себя или вслух намерение совершить молитву. Движения и сопуствующие молитве слова называют ракатом, который совершают в строго установленном порядке. Во время раката совершается восемь отдельных актов поклонения. Следом за осознанным намерением совершить молитву (ниййа) идет такбир, то есть полная отрешенность от мира страстей и тревог.

Завершая молитву, молятся за всех правоверных, присутствующих на молитве, и просят Бога о прощении грехов. Затем сидя на пятках, верующий произносит шахаду и, повернув голову к правому плечу, проговаривает приветствие:

Обязательной является общая полуденная молитва в мечети по пятницам – салят аль-джамаа, которая также известна как салят ад-джума.

Во время специальной службы имамом читаются две проповеди – худба. Худба включает приветствие собранию, хвалу Богу и просьбу благославить Пророка, чтение из Корана, молитву за верующих с упоминанием имени здравствующего правителя, а также наставление в благочестии. Затем произносится вторая проповедь. Со времен Пророка говорить было принято стоя, опираясь на лук, меч или посох. Если мужчины и женщины молятся сообща, то предводительствует на молитве всегда мужчина, независимо от его возраста. Если сообща молятся женщины, одна из них, находясь в середине группы, ведет молитву. Мужчина-имам стоит впереди остальных верующих, которые стоят за ним стройными рядами.

Всем мусульманам вменяется в обязанность молиться за умерших. Кроме того, они должны возносить молитвы за случаю любого более или менее значительного события с своей жизни (вступление в брак, рождение ребенка, начале уборки урожая и т. д.). При этом рекомендуется приглашать духовных лиц, которые обладают правом благославлять мусульман от имени Бога. В наши дни не требуется совершать молитву обязательно в мечети, но мечеть остается важным место в жизни мусульманской общины.

Современная мечеть представляет собой крытое здание с куполом или со сводами, опирающимися на колонны. По ее углам с внешней стороны или под крышей воздвигаются минареты – башни, с которых муэдзин призывает верующих на молитву. Внутри здания находится зал для молитвы. Некоторые мечети имеют открытый или снабженный навесами двор с колодцами или бассейном для омовения. У мечети имеются несколько назначений.

Первым и самым важным назначением мечети является предоставление мусульманам места для совершения общей молитвы. Кроме того, мечеть играет важную роль в общественной жизни мусульманской общины. После совершения молитвы мусульмане иногда остаются в мечети, чтобы пообщаться со своими друзьями, поиграть в бильярд и др. Во многих мечетях имеются библиотеки. Мусульмане часто приглашают странствующих проповедников в мечети для проведения лекций и бесед. Имам может воспользоваться мечетью для встреч с людьми и обсуждения проблем, возникших в мусульманской общине.

Всех мусульман по мере их способностей поощряют к изучению Корана, но для многих верующих это является очень сложной задачей, ибо арабский язык не для всех является родным. Поэтому мечеть выполняет важное назначение школы (медресе), где верующие изучают арабский язык, Коран и различные исламские дисциплины. Ежедневно в мечети проводятся уроки арабского языка и изучения Корана, на которые дети являются сразу после окончания школьных занятий. Такие дополнительные уроки проводят пять раз в неделю по два часа. В некоторых медресе уроки дают и в выходные дни. Взрослые мусульмане учатся вечером. Изучать исламские дисциплины мальчики и девочки начинают с пяти лет. К двенадцати годам девочки учебу заканчивают, а мальчики продолжают обучение до пятнадцати лет.

Кроме этих назначений, в мечети проводят свадебные торжества, юбилейные торжества, различные собрания, семейные встречи. Празднуют дни рождения, обрезание, сдачу экзаменов и т. п. Для проведения таких торжеств в мечетях имеются кухни.

Приходят мусульмане в мечеть и для того, чтобы поделиться своим горем по поводу траура по усопшим родственникам или друзьям; в мечетях имеются специальные комнаты, где можно омыть тело покойного и облачить его в саван. В каждом случае советом всегда может помочь имам, который является главой мечети. В исламе священничества не существует, каждый мусульманин предстает перед Господом в сознании личной ответственности перед Богом. Однако, если на молитве присутствуют несколько мусульман, то тот из них, кто обладает большим жизненным опытом и знаниями, обычно предводительствует, проводя молитвенный обряд. Имамом может быть выбран любой уважаемый прихожанин, изучивший Коран и хадисы, милосердный, здравомыслящий и хорошо разбирающийся в вопросах веры.

Имам также исполняет обязанности хатыба. Имам-хатыб специально назначается для проведения хутбы – двойной проповеди по пятницам. Для молодых имам-хатыб может проводить занятия по исламским дисциплинам. После совершения первой проповеди в пятницу, имам немного отдыхает и затем произносит вторую проповедь, затем следует пятничная молитва из двух ракатов.

Типичнымие особенностями специально отстроенной мечети является купол и минарет. Внутренние своды купола создают впечатление пространства и спокойствия, оригинальная форма купола напоминает мусульманам об их ближневосточном происхождении. Минарет представляет собой высокую башню, с которой муэдзин (человек, созывающий мусульман на молитву), провозглашает азан (призыв). Призыв провозглашается пять раз в день. На верху купола или минарета имеется символ ислама – звезда и полумесяц. Звезда напоминает мусульманам о пяти столпах, или обязательных ритуалах исламской веры, а полумесяц напоминает о Боге-Творце и лунном календаре, по которому исчисляются исламские праздники и памятные дни.

Если специального архитектурного здания мечети нет, то для нее можно использовать любое подходящее здание.

Пост (саум) – является четвертым столпом ислама. Его соблюдают в рамадан, девятый месяц мусульманского календаря. В течение тридцати дней поста взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от еды и питья, курения, употребления духов и благовоний, плотских отношений. Запреты снимаются с наступлением темноты, и возобновляются с рассветом. Те, кто освобожден от поста по особым обстоятельствам (болезнь, путешествие, война, плен и т. д.) обязаны позднее возместить пропущенные дни поста. Освобождают от поста старых людей, детей и всех тех, кому пост может причинить физический вред. Смысл поста не только в воздержании от пищи – одного из аспектов поста. Но если человек не может удержаться от зла, насилия, жадности, похоти, коварных мыслей, раздражительности, мстительности, то ему не следует воздержаться от питья и еды, ибо такое воздержание будет бессмысленным.

Паломничество (хадж) является пятым столпом ислама. Хадж хоть раз в жизни обязан совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. Совершают паломничество в Мекку и Медину, то есть в те места, где протекала деятельность Пророка Мухаммада. Совершается хадж в месяц зуль-хиджжа и состоит и серии обрядов. Множество паломников прибывают в Мекку к 7 числу месяца и пройдя очистительный обряд, молятся в храме Кааба. На следующий день они запасаются водой и отправляются через небольшие долины к горе Арафат. В полднеь девятого числа месяца зуль-хиджжа начинается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат. Стояние продолжается до заката солнца. Затем паломники бегом устремляются в долину. Здесь у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы. Десятого числа паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в последний из трех столбов, символизирующего Дьявола-Иблиса, преградившего путь Мухаммаду. Затем следует жертвоприношение животных, купленных здесь же у бедуинов. Десятый день этого месяца считается важнейшим праздником и отмечается во всем мусульманском мире. Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку, где совершают положенные обряды. Совершившие хадж получают звание хаджи и право носить зеленую чалму.

В северную сторону Каабы вделан вправленный в серебряный обруч круглый черный камень. По представлению мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, выдворенный из рая вместе с людьми за то, что не уберег их от соблазна и нарушений запрета Бога. В судный день он воскреснет, примет прежний облик и расскажет Богу от тех, кто свято выполнял свои обязанности и обряды.


Правоверными являются те люди, которые возвращаются только к Самому Всевышнему Аллаху, стремятся только к Нему, просят защиты только у Него, просят о разрешении своих нужд только Его, питают склонность только к Нему, веруют в то, что желаемое Им происходит, а не желаемое не происходит. Это не означает, что следует не вмешиваться в мирские дела и не искать причин этих дел и явлений. Каждое дело верующий выполняет, тщательно спланировав его, основательно продумав его, найдя все возможные причинные пути достижения этого дела. Но он не опирается на одни лишь эти меры. Также не говорит, что мысли, планы и меры дали результат. А опирается он на Аллаха. Считает, что результат — от Аллаха. Человек, не имеющий такого понятия, не является правоверным.

Только те, кто обладает этими названными выше качествами, являются верующими, правоверными, а другие — неверующими. Третьей категории нет. Если бы была, то Аллах сказал бы. В суре "Анфал" говорится:

2. Поистине, верующие — только те, сердца которых трепещут, когда поминается Аллах, а когда читаются им Его аяты, [это] прибавляет им веру, и на своего Господа они полагаются.

В аяте перечислен ряд качеств правоверных.

Стало быть, чтобы отличить правоверного нужно помянуть Аллаха. Человек, чье сердце при поминании Аллаха трепещет и который боится Его, является правоверным. К примеру, если будет сказано, что Аллах повелел какое-либо дело и его нужно выполнить, то человек, который, боясь Аллаха, принимается исполнять это дело, является правоверным. А тот, кто, слыша эти слова и не боясь даже после поминания Аллаха, уклоняется от выполнения повелеваемого дела, не является верующим.

Например, если будет сказано, что Аллах предписал в качестве фарда [1] совершать намаз и что для каждого мусульманина является фардом выполнять Его повеление, то человек, сердце которого начинает трепетать и который тотчас принимается совершать намаз, и есть правоверный. Те же, которые услышав это предписание продолжают и дальше не совершать его, они не являются верующими.

Также если будет сказано, что Аллах сделал харамом [2] употребление алкогольных напитков, то пьющий их становится грешником, а тот человек, который, боясь Аллаха, перестает пить, является правоверным. Продолжающий пить запретное не страшась Аллаха, не является правоверным. Можете это сопоставление применить в каждом другом повелении и отвратимом деле.

То есть человек, чей ийман прибавляется, когда читаются аяты Аллаха, является правоверным. Человек, на сердце которого воздействует Куръан, делает его ийман сильнее, является правоверным. Но человек, чей ийман не увеличивается, сколько бы ему ни читали аяты Священного Куръана, не является правоверным.

3. Которые безупречно совершают намаз и из того, чем Мы наделили их, расходуют.

Если описанные в предыдущем аяте качества верующих — правоверных состояли из призывающих к действиям и деяниям чувств и ощущений в сердце, то в этом аяте описываемые качества представляют собой ибадаты [3] , связанные непосредственно с самим деянием.

4. Они и есть верующие, поистине. Им — степени у их Господа, и прощение, и щедрый удел.

Только те, кто обладает этими всеми вышеперечисленными качествами, действительно считаются верующими, другие же не могут быть правоверными. Кто обладает такими качествами, тот достигает степеней у своего Господа, прощения и щедрого удела. Если он верующий, то он есть истинный верующий, правоверный, другого верующего не может быть. То есть только когда человек чувствует истину иймана, он может считать себя правоверным. Признак правоверия не в том, чтобы родиться среди исконно правоверного народа, или когда собственное имя походит на имена правоверных, или же когда человек устно притязает на собственное правоверие, а в том, чтобы обладать качествами, которые были перечислены в вышеприведенных и других аятах. Тому, что истина иймана должна быть у каждого человека, улемы [6] приводят примером следующий благородный хадис:

Как передает имам [7] Табарани от Хариса ибн Малика радияллаху анху, «когда Харис радияллаху анху проходил мимо Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он (Посланник саллаллаху алайхи васаллам) спросил:

— О Харис, как ты встретил утро?

Тогда Харис радияллаху анху сказал:

— Я встретил утро, будучи истинным верующим.

— Я отлучил свои желания от мирского. Ночи свои я провел в бодрствовании, а дни — в жажде (постящимся). Я словно отчетливо вижу Арш [8] моего Господа. Словно гляжу на то, как обитатели рая посещают друг друга. Будто смотрю на то, как обитатели ада проявляют там вражду в отношении друг друга.

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказав:

[1] Фард ( فرض ) — это требование шариата, основанное на неоспоримых аргументах, не допускающее сомнений и обязательное для выполнения (обязательный религиозный долг, т.е. категория обязательных для выполнения деяний).

[6] Улемы — ученые исламских наук (то же, что и алимы).

[8] Арш — Трон Всевышнего Аллаха ‎ .

Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Международной исламской конференции

- Мусульманин – это тот, кто вверил самого себя своему Создателю, действует так, как Он повелел, остерегается того, что наносит ему вред. Кто есть мусульманин? Это тот, кто принял душой и телом своего Создателя и возвестил об этом окружающему миру. Возвещение – это внешняя констатация, которая может быть искренней, а может быть вынужденным принятием некоторых правил поведения, характерных для конкретного общества, быть так называемой ширмой.

Каким должен быть правоверный мусульманин современности?

Изначально понятие мусульманин включало в себя такие понятия, как искренность, порядочность и верность. Поэтому верить в Создателя и его посланника Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), исполнять обязательную пятикратную молитву, выплачивать закят, поститься в месяц Рамадан, совершать паломничества имеет смысл только в том случае, если человек делает это искренне.

- Источником руководства для мусульманина является Священный Коран. Это теория. А всё то, что было сделано Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) для того, чтобы мы могли понять заложенный в священную книгу смысл, называется Сунной, то есть традицией.

Сунна есть реальное осмысление и воплощение в жизнь того, что вменил нам Всевышний и Всемогущий Аллах. Это есть практика. Отрицание пророческой сунны – отрицание самого Корана. Именно Коран и Сунна раскрывают нам образ того, кто искренне и непоколебимо принял религию Ислам.

Ярким примером истинного мусульманина является для нас Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), его отношения с домочадцами, с соседями, его любовь ко Всевышнему – всё это даёт ответ на вопросы, которые задаёт себе правоверный мусульманин.

Конечно, быть правоверным мусульманином непросто, тем более в современных реалиях глобализации общества. К тому же нужно понимать, что любое действие, суждение, любой шаг, сделанный мусульманином, воспринимается как сам Ислам, что накладывает на каждого человека большую ответственность.

К сожалению, с каждым днём растёт число тех, кто пытается очернить религию, отобрать её у мусульман и полностью исказить, извратить истинный смысл Ислама. Мусульманин – этот тот, кто не наносит вреда другим ни языком, ни действием. Ведь верующий во Всевышнего никогда не сделает плохо другому творению Создателя, не пойдёт на вероломство, не оскорбит и не унизит человека, не будет завидовать или обижать, он довольствуется тем, что имеет, и не посягает на не принадлежащее ему имущество.

Правоверный мусульманин – это не просто декларирование или констатация факта, но и реальная практика, выражающаяся в добрых делах и словах. Самое важное здесь – искренность и верность.

Одно из важнейших требований Ислама – искренность в отношениях с Аллахом, самим собой и окружающими людьми. Искренность обязывает верующего соблюдать коранические заповеди и руководствоваться наставлениями Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), быть благодарным Аллаху и делать добро Его творениям, беззаветно любить Родину и служить своему народу.

Каким должен быть правоверный мусульманин современности?

Каким должен быть правоверный мусульманин современности?

История Ислама знает немало примеров такой бескорыстной любви, преданности и верности. Истинный верующий не делает различия между собой и остальными мусульманами и не считает, что у него есть больше прав на благополучие в этом мире, чем у других людей.

25/05/2017 595036 0 Muftyat.kz

ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАНИНА

Обязанности мусульманина состоят из 5-ти частей:

1) обязанности перед Аллахом, Кораном и Пророком;

2) обязанности перед самим собой;

3) обязанности перед семьей;

4) обязанности перед своим народом и родиной;

5) обязанности перед всем человечеством.

Поэтому у нас есть следующие обязанности перед Всевышним Аллахом:

1) верить в существование и Единственность Аллаха;

2) совершать ибаду;

3) выполнять повеления Всевышнего Аллаха и избегать того, что Он запретил;

4) любить Аллаха более всего;

5) восхвалять Аллаха Его Именами;

6) благодарить Всевышнего Аллаха за Его дары.

Обязанности перед Пророком. Всевышний Аллах поручил миссию распространения Ислама нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха, озарил землю светом Ислама и указал людям пути достижения счастья. Поэтому мы обязаны:

1) верить, что он самый великий и последний Пророк;

2) любить Его и читать Салават при упоминании Его имени;

3) идти по пути, указанному Им;

4) жить, взяв в пример его высокую нравственность.

Обязанности перед Кораном:

1) верить в то, что Коран – последняя книга, ниспосланная Всевышным Аллахом через Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям);

3) читая Коран, стараться понять значение Священных аятов;

4) уважительно относиться к Священному Корану во время слушания или чтения;

5) выполнять повеления Корана и избегать того, что запрещено Кораном.

Человек – существо, состоящее из души и тела. Поэтому наши обязанности делятся на два вида:

а) обязанности перед телом;

б) обязанности перед душой.

Обязанности перед телом.

1. Питаться правильно. Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. Сказано в Священном Коране:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي اْلأرْضِ حَلاَ لاً طَيِّبًا

Отсюда ясно, что Пророк, хотел, чтобы мусульмане были сильными не только духовно, но и физически.

Наша религия запрещает употребление алкоголя и наркотиков, повелевает избегать всякого рода вредных воздействий на организм.

В Исламе известны такие медики, как Абу Бакр Рады и Ибн Сина (Авиценна). По их книгам обучаются в Европе и в наше время. Лечение не противоречит упованию на Всевышнего Аллаха (таваккуль), наоборот, после того, как больной сделает все, что требуется для исцеления, искреннее упование и мольба необходимы.

Мисвак – это зубная щетка, которую изготавливают из дерева арак, растущего в Саудовской Аравии. Для чистки зубов так же можно использовать современные зубные щетки, изготовленные из чистого сырья.

Обязанности перед душой.

1. Защищать душу от ложных убеждений.

2. Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.

3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.

4. Избавляться от нелицеприятных, пагубных мыслей и наклонностей.

5. Воспитывать в себе положительные черты характера.

Отрицательные черты характера: враждебность, гневливость, завистливость, лживость, неумение держать обещание, лицемерие, бесстыдство, неуважение к мусульманам, невоспитанность, безжалостность, трусость, лень, скупость, высокомерие, деспотич ность и несправедливость, нетерпеливость, грубость, использование без разрешения того, что дано на хранение, жестокосердие.

Положительные черты характера: дружелюбие, милосердие, правдивость, щедрость, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, человеколюбие, умение держать слово, вежливость, мягкость, благовоспитанность, умение прощать, скромность, умение сдерживать гнев, умение сдерживать язык.

1. Приглашать в гости богобоязненных, добропорядочных, бедных людей, исключая при этом грешников (если же приглашать грешников, то с целью, рассказать им о религии и призвать не совершать запретного).

2. Не приглашать человека, присутствие которого смущает других гостей.

3. Не приглашать к себе только богатых людей.

4. Не засиживаться в гостях долго после приёма пищи.

5. Угощать гостя, не спрашивая, будет ли он есть или нет.

Не опаздывать к столу, заставляя других долго ждать.

5. Брать кусок, который поместится в рот, и глотать, его разжевав.

6. Не разговаривать с едой во рту. Не вести пустые разговоры.

7. Не брать следующий кусок, не проглотив предыдущий. Жевать сомкнув губы.

8. Не принимать в пищу несозревшие фрукты.

Не пить на одном дыхании и с той стороны, где надколото или есть трещина.

10. Не совершать за столом неприятных для присутствующих действий.

12. Желательно доесть все, что в тарелке (куском хлеба следует собрать оставшееся и съесть).

13. Закончив, есть во время трапезы с джама‘атом, не надо уходить раньше других.

14. Первым начинает трапезу человек, старший по возрасту.

15. Нежелательно есть на улице.

Так же, как мы внимательны во время еды к тому, что попадает в наш рот, следует следить за тем, что из него выходит, то есть за своими словами. Религия Ислам учит нас следить за своей речью.

Культура речи:

1) задумываться о последствиях сказанного;

2) не говорить слова, в которых нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни;

3) не перебивать речь другого, не говорить слова, которые могут обидеть;

4) разговаривать с людьми в соответствии с их статусом;

5) не хвалить кого-то чрезмерно;

6) не повышать голос, разговаривая со старшими;

7) не говорить много без необходимости;

8) при разговоре не кривить рот, не ставить себя выше других, не искать ошибки в речи собеседника;

9) не привыкать к плохим словам, не лгать, не давать ложную клятву, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не выполнишь;

10) не говорить с насмешкой, не звать человека по кличке.

Наши глаза, уши, руки и ноги также нуждаются в воспитании и контроле. Для этого необходимо:

1. Руки и ноги удерживать от харама и от нанесения ими вреда другим.

2. Не смотреть с завистью, не смотреть на то, что запрещено, не следить за недостатками других, никого не беспокоить взглядом.

3. Не слушать ложь, сплетни и то, от чего нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни.


Ислам – религия, окруженная множеством слухов, легенд, ложных представлений. Особенно распространены ошибочные мнения о том, что запрещено в мусульманской среде. Часто люди бывают уверены в том, что под запретом вообще все – от громкой музыки до использования интернета, хотя это и не соответствует действительности.

Знать о том, какие запреты в исламе существуют на самом деле, нужно не только тем, кому интересна эта древняя религия, или же тем, кто собирается на отдых в мусульманскую страну. Наше государство многонационально и отличается наличием разных религиозных конфессий. Мусульман в России ничуть не меньше, чем православных. Поэтому можно утверждать, что ислам – неотъемлемая частица российской культуры. Соответственно, иметь представление о нюансах мусульманства необходимо.

Что это за религия?

Мужчины на утренней молитве

Число мусульман очень велико. По количеству приверженцев эта религия уступает лишь христианству. Основоположником мусульманских догматов считается пророк, политический деятель и купец, проповедник и учитель, живший в 571-632 годах и известный всему миру под именем Мухаммед. Нередко этого человека называют Магомедом.

Что лежит в основе этой религии?

Не только запреты в исламе существуют, но и своего рода обязанности. Это – столпы веры, ее суть, основа. К таковым относятся:

  • непосредственное исповедание веры;
  • совершение молитвы;
  • соблюдение поста;
  • раздача милостыни;
  • паломничество к святыням.

Как называются запреты?

Женщины, принявшие ислам

Какова цель запретов в этой религии?

Все запреты в исламе направлены на благо человека, как в прямом, так и в переносном смысле. К примеру, каждый далекий от мусульманской религии человек знает о том, что правоверные не кушают свинину. Если не вдаваться в философские и духовные обоснования этого запрета, то становится очевидна его простая, житейская польза. Достаточно сложно выращивать свиней и тем более переваривать блюда из их мяса, проживая в климатических условиях Ближнего Востока.

Мужчины на молитве

Иными словами, каждый из пунктов харама имеет не только духовное обоснование, но и простое, вполне материалистичное. Соблюдая запреты, в исламе принятые, человек приносит пользу не только своей душе, но и телу.

Какими могут быть запреты?

Под временными ограничениями в первую очередь понимаются запреты, действующие в течение поста. Кроме них, к временным запретам относятся добровольные или вынужденные ограничения в чем-либо. Например, если человек дает обет Аллаху, что не вступит в близость с супругой до тех пор, пока не поклонится святыням в Мекке, то это добровольное ограничение. Примером вынужденного ограничения является отказ человека от чего-либо в связи с обстоятельствами, состоянием здоровья.

О запретах в месяц поста

Пост соблюдается в особый месяц, называемый рамаданом. Произношение может отличаться, как и в случае с именем пророка Мухаммеда. Нередко этот священный месяц называют рамазаном. Пока он длится, действуют особые запреты. Религии ислам свойственно полное погружение верующих в то, что требует от них Аллах. Это наиболее заметно в пост.

Мусульмане в мечети

Под полным запретом:

  • интимные отношения;
  • прием пищи и питья в течение дня.

Разумеется, нельзя курить, употреблять алкоголь, проявлять грубость или же избегать молитвы. Кушают во время поста только ночью, пьют тоже.

О постоянных запретах

Всем известный пресловутый запрет на свинину в исламе далеко не единственный. Главные запрещенные действия таковы:

Разумеется, это далеко не все запреты в исламе. Список харама очень велик, но многое в нем в какой-то степени устарело, к примеру, запрет на поедание мертвечины. Многое нуждается и в разъяснениях не только для интересующихся, но и для самих мусульман.

Нужно ли соблюдать запреты в отношении не мусульман?

Зная, какие обязанности и запреты возложил ислам на верующих, большинство жителей центральной России, тех, кто застал годы развала СССР и эпоху перестройки, обязательно зададутся этим вопросом.

В каждом крупном городе в те годы появлялось большое число приезжих, исповедовавших эту религию. Люди бежали из Карабаха, приезжали торговать и зарабатывать из Азербайджана, искали лучшей жизни и родившиеся в других местах, к примеру, в Чечне. Многие вспомнят о том, как страшно было проходить молоденьким девушкам мимо рынков, рядом с которыми обязательно кружком сидели мужчины на корточках или же стояли. Каждую проходящую осыпали шквалом комментариев, которые сложно принять за комплименты, хватали за руки, пытались остановить. Да и телевизионные криминальные передачи были полны сюжетами о действиях мигрантов, абсолютно не соответствующих содержанию харама.

Пьянство, курение, разврат, обман, насилие – все это запрещено Аллахом. Однако увидеть это можно было повсеместно. Такое поведение во многом и сформировало предвзятое и негативное отношение к исламу в целом.

Многие люди убеждены, что все запреты относятся лишь к самим мусульманам. Действия же, совершаемые в отношении иноверцев, грехом, нарушением харама не являются. Однако это не так. Харам нужно соблюдать каждому мусульманину, иными словами, запрет касается самого верующего. Запрещено совершать конкретное действие в любых обстоятельствах. К примеру, мнение о том, что нельзя прелюбодействовать с мусульманкой, а с христианкой можно, или же обвесить иноверца – не грех, ошибочно.

То есть харам не выделяет объект действия. Аллах запрещает само действие, вне зависимости от того, к кому оно применяется.

Особенности вероучения в понимании сути некоторых запретов

Мужчина мусульманин

Очень неясным является запрет на изображение. Ислам запрет этот вроде бы трактует без расхождений, в отличие от ограничения на музыку. Согласно священным текстам, нельзя рисовать, изображать, а вот, например, мозаику выкладывать можно. Но в современном мире существуют такие вещи, как видеокамеры, фотоаппараты. Нужно ли считать семейную фотографию грехом? Почему портреты Саддама Хусейна висели в каждом учреждении, ведь он был не только диктатором, но и мусульманином? А как быть с телевидением? Изображение на экране нарушает харам?

Харам ограничивает то искусство, которое претендует на факт сотворения, а его автор – на роль создателя. Если человек не считает, что в тот момент, когда пишет картину или делает фотоснимок, он творит свою Вселенную, как Создатель этот мир, то греха нет.

Что недопустимо для женщины?

Запреты в исламе для женщин не столь жестоки и бессмысленны, как считают многие представительницы слабого пола, выросшие на Западе.

Для мусульманки недопустимо:

  • выставлять себя напоказ;
  • пить спиртное;
  • курить;
  • быть неряшливой или неопрятной;
  • дерзить, быть не совсем скромной;
  • проявлять неуважение, непослушание по отношению к мужу или старшим;
  • находиться в обществе посторонних без сопровождения;
  • вступать в интимные отношения до брака;
  • слушать речи, наполненные пошлостью, или предаваться ругани.

Что касается одежды, то запрещено выставлять напоказ ноги, руки, плечи, зону декольте. Разумеется, есть и более строгие правила, но повсеместно они не распространены. Например, закрывать лицо требуется далеко не везде и не всегда.

Очень многим интересно, может ли исламская женщина работать, учиться, пользоваться косметикой, духами? Широко распространена убежденность, что все вышеперечисленное и многое другое мусульманкам недоступно. Это вовсе не так. Строгость запретов в разных школах ислама, безусловно, не является одинаковой. Однако получать образование, трудиться и пользоваться косметикой или парфюмерией не запрещают и самые радикальные ветви ислама. Вопрос только в том, как именно женщина станет что-то делать или же использовать.

К примеру, не всем мусульманкам можно работать там, где трудятся мужчины или же подразумевается какой-либо контакт с ними. Например, врачом-урологом женщина, исповедующая ислам, не станет работать ни при каких обстоятельствах, а вот гинекологом или педиатром – вполне.

Что касается парфюмерии и косметики, то макияж не должен быть безвкусным, вульгарным или же выставляемым напоказ. Иными словами, мусульманка не станет красить губы в ярко-красный цвет, собираясь пойти в магазин. Но то, каким макияжем она пользуется в стенах дома, зависит только от нее самой и ее супруга. К парфюмерии предъявляются такие же требования – запах не должен быть резким, привлекающим внимание, тяжелым.

Мусульманки с телефонами

Что же касается получения образования, то исламские женщины вовсе не лишены такого права. Более того, у многих из них имеется выбор – получение домашнего, женского образования или же обучение в учреждении какой-либо профессии, специальности. У женщин, родившихся и выросших в западной цивилизации, такой возможности нет.

Запреты в исламе для женщин, как и все остальные, преследуют одну основную цель – приношение пользы. Соблюдение требований к одежде, поведению не столько ограничивает женщин, сколько защищает их. Сложно представить ситуацию, в которой что-либо плохое может случиться со скромно одетой девушкой, не ведущей себя вызывающе и находящейся в компании родственников. Или с несколькими женщинами, избегающими тех мест, где собираются для отдыха мужчины, и не употребляющими в кафе спиртное.

Об ограничениях на пищу и спиртное

Запрет алкоголя в исламе касается употребления всех напитков, дурманящих разум и изменяющих поведение человека, влияющих на его поступки и слова. Никаких разночтений или же двусмысленности в этом пункте харама нет. Запрет алкоголя в исламе – полный и абсолютный, поводом для дискуссий он не является. Однако запрещено не только спиртное, но и все прочие дурманящие разум вещества.

Пищевые запреты в исламе касаются таких продуктов:

  • кровь;
  • падаль;
  • мясо самостоятельно умерших животных и нечистых.

Нечистыми животными являются в первую очередь всеядные, например свиньи. К ним же относятся хищники, падальщики. Нельзя кушать и мясо животных, забитых не мусульманами.

Мусульманин перед мечетью

Мертвечина, упоминаемая в хараме, это не только падаль. Мясо животных, умерших самостоятельно в загоне или в хлеву, тоже запрещено для приготовления и употребления в пищу. Мертвечиной считаются и животные, погибшие в результате:

  • затоплений;
  • засух;
  • пожаров;
  • наводнений;
  • землетрясений;
  • травм;
  • преклонного возраста;
  • воздействия молнии.

В наши дни этот список пополнил и скот, умерщвленный электричеством. Что же касается вопроса о том, как трактуется запрет, то перечисление конкретных видов продуктов, которые нельзя кушать, будет отличным в разных мусульманских духовных школах. Точно так же отличается и перечень того, что недопустимо для женщин, то есть в одном варианте учения девушкам позволено немного больше, чем в другом.

К примеру, такой продукт, как мясо ежей, маликитский мазхаб разрешает готовить и употреблять в пищу. Разумеется, если тушка ежа была добыта на охоте и с именем Аллаха, а не найдена после пожара. Но остальные школы ислама запрещают кушать блюда, приготовленные из ежиков, вне зависимости от того, как добыли это мясо.

Читайте также: